Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка

Сосательный рефлекс

Include Me shortcode: file not found

При поглаживании губ или вокруг рта ребенок начинает совершать активные сосательные движения. Этот рефлекс новорожденного ребенка проявляется сразу после рождения и существует до 2-х месяцев. Затем его заменяет стремление ребенка засовывать в рот любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

Это один из основных рефлексов новорожденного, он помогает малышу исследовать окружающее пространство, успокаивает и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. Помогает стимулировать данный рефлекс соска-пустышка.

Есть много противников ее применения, и в каждом случае вопрос решается индивидуально, но положительная сторона ее применения в том, что при совершении сосательных движений подвижные еще кости черепа как бы колеблются, и это препятствует слишком быстрому зарастанию переднего родничка, которое может произойти еще до окончания роста головного мозга. Кроме того, повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга и ускоряет вывод вредных веществ.

Ротовой рефлекс Эшериха

При легком надавливании на верхнюю или нижнюю губу ребенок вытягивает губы трубочкой. Этот безусловный рефлекс новорожденных существует на протяжении первого месяца жизни.

Поисковый рефлекс

При поглаживании щеки ребенка он рефлекторно поворачивает голову в эту же сторону, как бы ищет источник раздражения. Рефлекс начинает проявляться в 2 месяца и существует до 4-х месяцев. Этот рефлекс полезно дополнительно тренировать, так как он подготавливает ребенка к переворачиванию со спины на живот.

Защитный автоматизм

При укладывании на живот малыш рефлекторно поворачивает голову в сторону, освобождая дыхание. Этот рефлекс новорожденных детей первого года жизни особенно выражен в первые недели жизни и существует до 2-х месяцев.

Рефлекс Моро

Возникает при ощущении падения (опускании головы относительно тела более чем на 30°), громких звуках, ярком свете. Ребенок вначале разводит руки и разжимает пальцы, а затем сводит их, как бы обнимая себя. Имея представление о характеристике этого рефлекса новорожденного, родители должны помнить, что его проявления следует избегать, поскольку он вызывает резкий выброс адреналина. Условия проявления этого рефлекса возникают при купании, переодевании, гимнастике и других резких манипуляциях с тельцем малыша. При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив ее к внутриутробной. Рефлекс существует с рождения до 4-х месяцев.

Хватательный рефлекс

Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденного ребенка, обязательно упоминают хватательный. Он заключается в непроизвольном схватывании и удержании предмета, вложенного в ладонь малыша. Иногда малыши держатся так крепко, что их можно приподнять за удерживаемый предмет.

Этот врожденный рефлекс новорожденного ребенка существует с момента появления на свет и до 3-х месяцев. Тренировать его можно, вкладывая в ладошки ребенка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если малыш прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно. Затем можно аккуратно потягивать за предмет, чтобы развивать способность малыша удерживать предметы.

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Оральные рефлексы

Как уже отмечалось выше, к оральным сегментарным автоматизмам новорожденного относят рефлексы, связанные с функционированием сегментов мозгового ствола и отвечающие за питание и усвоение пищи. К ним относят следующие автоматизмы:

  • Сосательный – младенец при попадании в рот любого предмета (соски, соска матери или пальца) начинает производить ритмичные сосательные движения. Появляется еще до рождения, уже на поздних сроках во время УЗИ при —третьем скрининге— можно увидеть, что ребенок держит во рту палец и сосет его. Сосательный рефлекс у новорожденных сохраняется на протяжении всего первого года жизни.
  • Хоботковый – при легком прикосновении к верхней губе малыша, он складывает губы трубочкой или «хоботком». Пропадает к 2-3 месяцам.
  • Поисковый (Куссмауля) – при прикосновении к области вокруг рта, ближе к уголкам губ, малыш поворачивает голову в сторону раздражителя, опускает нижнюю губу и языком пытается найти грудь или другую пищу. Сохраняется на протяжении первых 3-4-х месяцев жизни, после исчезает. Далее поиск пищи младенец ведет с помощью зрительного контакта – он может увидеть грудь или бутылочку.
  • Ладонно-ротовой (Бабкина) – если легонько надавить на ладошки младенца одновременно, то он приоткрывает рот, и голова движется немного вперед. Он также связан непосредственно с процессом кормления. Наиболее ярко выражен в первые 2 месяца, начиная с 3-го месяца ослабевает и со временем исчезает.
  • Глотательный – любую жидкость, попадающую младенцу в рот, он глотает. Он не исчезает, а остается на всю жизнь.
  • Кляпа – любые твердые предметы, попадающие новорожденному в рот, он выталкивает языком. Исчезает после полугода, что и дает возможность вводить в рацион малыша —первый прикорм—.

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой, или его еще называют сосательным, — первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный — это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный. Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный. Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро. Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

Другие двигательные рефлексы

Набор автоматизмов новорожденного очень широк, и не ограничивается приведенными выше. Существуют, к примеру, автоматизмы, которые со временем усложняются. К ним относят следующие:

Шейный выпрямляющий – если младенец повернул голову в одну из сторон, то затем последует поворот туловища в ту же сторону. Это умение позволяет ребенку освоить переворот со спины на бок и дальше на живот, и наоборот, что тренирует последующие навыки самостоятельного сидения, ползания или вставания. Проявляется с 3-х до 6-ти месяцев, а дальше реакции малыша только развиваются и видоизменяются в более сложные виды двигательной активности.

Ландау – если новорожденного взять на руки в положении на животе, то его голова автоматически поднимется, а спина выгнется. Также малыш разогнет руки и ноги.

Бабинского – при поглаживании краев подошвы с наружной стороны, пальцы ребенка на ногах раскрываются в форме веера

Важно следить, чтобы рефлекс Бабинского у новорожденных проявлялся симметрично.

Магнуса-Кейна (поза фехтовальщика) – если голова новорожденного повернута вбок и касается подбородком плеча, рука, в сторону которой направлена голова, выпрямится, а противоположная – согнется. В норме работает в обе стороны

Наиболее выражен до 2-х месяцев.

Шейный – если нагнуть голову новорожденного к груди, то ножки разгибаются, а руки сгибаются, а если отклонить назад – происходит обратный процесс: руки разгибаются, а ноги сгибаются.

Лабиринтный – связан с освоением первого важного детского навыка: держанием головки. В положении лежа новорожденный сначала слегка приподнимает ее, после поднимает более уверенно, а в дальнейшем осуществляет удержание головы с опорой на руки. Начинает проявляться с 2-х месяцев.

Все эти автоматизмы позволяют перераспределять тонус мышц при смене позы тела и способствуют освоению навыков двигательной активности.

Выделяют еще группу защитных автоматизмов:

  • Реакция рук – разнообразные движения рук (вытягивание, сжатие, разведение и пр.) как ответ на перемещение ребенка в пространстве.
  • «Утиный» – если младенцу на лицо попадает вода, особенно на дыхательные органы (нос, рот), он автоматически задерживает дыхание. Именно этот инстинкт обеспечивает безопасность новорожденному во время занятий раннего ныряния.
  • Зрачковый – при ярком освещении зрачок младенца сужается.
  • Мигательный – при дуновении в лицо ребенок зажмуривается.

Спинальные рефлексы

Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. К ним относят:

Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.

Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы

Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму

Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

  • Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
  • Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
  • Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
  • Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
  • Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.

Спинальные рефлексы

Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.

Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы

Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить

Этим можно нанести только вред неокрепшему организму

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму. Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

  • Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
  • Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
  • Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
  • Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
  • Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий