Режим дня ребёнка с рождения и до школы: соблюдать или нет?

Режим дня малыша – работа родителей

Фото: https://pixabay.com/photos/mothers-child-mummy-lovely-family-3389671/

Если с кормлением всё более менее понятно (кормить надо, перекармливать нельзя), с развивающими играми тоже полный порядок (в центры раннего развития малолетний народ начинает ходить лет с полутора), то нередко опускаются такие важные компоненты, как полноценный сон и физическая активность на свежем воздухе. А именно эти два аспекта обеспечивают прочный фундамент для развития и здоровья ребёнка.

Для обеспечения ребёнка адекватной физической нагрузкой родителю необходимо:

  • запланировать время;
  • преодолеть страх перед погодой и простудными заболеваниями и стараться гулять с ребёнком при любых климатических условиях (исключение — мороз минус 15 (минус 20 для детей старше 5 лет) и ветер свыше 15 м/с);
  • подобрать одежду, которая будет одновременно защищать от погодных явлений и обеспечивать возможность активно двигаться ребёнку.

Для обеспечения полноценного отдыха нервной системе ребёнка (заодно и родительской) нужно:

  • не дожидаться пока ребёнок самостоятельно ляжет в постель (усталость у детей нередко проявляется перевозбуждением, что приводит к двигательной и эмоциональной расторможенности), а мягко подготовить ребёнка к отдыху, учитывая необходимое по возрасту время для бодрствования. Для этого можно вводить так называемые ритуалы (определённые последовательные действия, спокойные игры, чтение книг, купание, пение);
  • исключить активные виды игр, гаджеты перед сном;
  • обеспечивать адекватную физическую активность в течение дня, чтобы ребёнок и не переутомился, и устал;
  • стараться, чтобы отход ко сну и подъём утром не слишком отличались в входные и будние дни;
  • стараться не пропускать дневной сон;
  • избегать фонового включения телевизора в течение дня
  • ограничение времени пользования компьютером и телевизором до 15 минут в день детям от 3 лет.

Питание

Двухлетка ест не менее 4-х раз в день, но по желанию можно добавить дополнительный приём пищи, например, в виде второго лёгкого завтрака-перекуса между основным завтраком и обедом.

В рацион должны входить следующие продукты в определённых количествах:

  • пшеничный хлеб – 60-70 г
  • ржаной хлеб – 30 г
  • макаронные изделия или крупы (в сухом виде) – 40 г
  • мясо – 60-70 г
  • рыба – 60-70 г
  • картофель – до 100-150 г
  • прочие разные овощи – 150 г
  • творог – до 80-100 г
  • молоко – 200 г
  • йогурт или кефир – 200 г
  • творог – до 100 г
  • сливочное масло – столовая ложка;
  • растительное масло – столовая ложка;
  • сметана – чайная ложка;
  • яйца – целое некрупное яйцо;
  • сухофрукты – 10-15 г
  • сыр твёрдого сорта с процентом жирности 45% – пятиграммовый кусочек.

Рассмотрим в таблице примерное меню на один день:

Приём пищиБлюда (примеры)
Завтрак60 г приготовленного на пару омлета, 150 г сваренной на молоке каши, 150 мл чая или сока
Обед100 мл овощного супа, паровая котлетка (60 г), 50 г вермишели, 50 г сезонных овощей (в виде заправленного сметаной или маслом салата), 150 мл компота (к примеру, из сухофруктов)
Полдник100 граммов йогурта или кефира, 50 г печенья или булки, фрукт (яблоко, груша, персики)
Ужин100 г картофельного пюре со сливочным маслом, 100 г овощного рагу, 50 г рыбы (суфле, котлета)

Потребности в грудном вскармливании в два года уже нет, но мама может давать грудь, если малышу это нужно.

Режим дня для детей 1-й младшей группы

7.00-8.00 – прием детей, самостоятельная деятельность

8.00-8.20 – подготовка к завтраку, завтрак

8.20-9.00 – самостоятельная деятельность

8.30-9.00 – организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00-9.20 – подготовка к прогулке

9.20-11.20 – прогулка

11.20-11.45 – возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность,  подготовка к обеду.

11.45-12.20– обед

12.20-12.30 – спокойные игры, подготовка ко сну

12.30-15.00 – сон

15.00-15.15 – постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.15-15.25 – полдник

15.25-16.15– самостоятельная деятельность

15.45-16.15 – организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

16.15-16.30 – подготовка к прогулке

16.30-19.00 –прогулка, постепенный уход детей домой

Режим дня для детей 2-й младшей группы

7.00-8.20 – прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика

8.20-9.00 – подготовка к завтраку, завтрак

9.00-10.00 –организованная образовательная деятельность

10.00-12.00 – подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

12.00-12.20 – возвращение с прогулки, игры

12.20-12.50 – подготовка к обеду, обед

12.50-15.00 – подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.25 – постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.25-15.50 – подготовка к полднику, полдник

15.50-16.20 – игры, самостоятельная деятельность

16.20-16.35 – чтение художественной литературы

16.40-19.00 –подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход детей домой

Режим дня для детей средней группы

7.00-8.25 – прием и осмотр детей, игры,дежурство, утренняя гимнастика

8.25-8.55 – подготовка к завтраку, завтрак

8.55-9.10 – игры, самостоятельная деятельность

9.10-10.00 – организованная образовательная деятельность

10.00-12.10- игры, подготовка к прогулке, прогулка

12.10-12.30 – возвращение с прогулки, игры

12.30-13.00 – подготовка к обеду, обед

13.00-15.00 – дневной сон

15.00-15.25 – подъем, воздушные и водные процедуры

15.25-15.50 – подготовка к полднику, полдник

15.50-16.15 – игры, самостоятельная и организованная деятельность детей

16.15-16.30 – чтение художественной литературы

16.30-19.00 – подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход детей домой

Режим дня для детей старшей группы

7.00-8.30 – прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

8.30-8.55 – подготовка к завтраку, завтрак

8.55-9.15 – игры, самостоятельная деятельность

9.15-10.15 – организованная образовательная деятельность

10.15-12.25 –игры, подготовка к прогулке, прогулка(игры, наблюдения, труд)

12.25-12.40 – возвращение с прогулки, игры

12.40-13.10 – подготовка к обеду, обед

13.10-15.00 – подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.25 –постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.25-15.40 – подготовка к полднику, полдник

15.40-16.20 – игры,  самостоятельная и организованная образовательная деятельность детей

16.20-16.40 – чтение художественной литературы

16.40-19.00 – подготовка к прогулке, прогулка, постепенный  уход домой

Режим дня для детей подготовительной группы

7.00-8.30 – прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

8.30-8.50 – подготовка к завтраку, завтрак

8.50-9.00 – игры

9.00-10.50 – организованная образовательная деятельность

10.50-12.35 –игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

12.35-12.45 – возвращение с прогулки, игры

12.45-13.15 – подготовка к обеду, обед

13.15-15.00 – подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.25 –постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры

15.25-15.40 – подготовка к полднику, полдник

15.40-16.20 – игры,  самостоятельная и организованная образовательная деятельность

16.20-16.40 – чтение художественной литературы

16.40-19.00 –  подготовка к прогулке, прогулка, постепенный  уход домой

Что такое режим дня ребенка и для чего он нужен

Режим дня — системное распределение времени для сна и бодрствования, приема пищи, отдыха, гигиенических процедур, оздоровительных упражнений, занятий.

Человеческому организму свойственна ритмичность, поэтому соблюдение распорядка благоприятно влияет на его жизнедеятельность. Когда подходит время, все органы и системы готовы к предстоящему действию. Если ребенок ложится спать по режиму, то быстро засыпает и полностью восстанавливает жизненную энергию. Когда ест по определенным часам, пища лучше переваривается и усваивается.

Физиологически режим связан с формированием условных рефлексов. Они могут оставаться в качестве привычек на всю жизнь.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Аргументы за и против соблюдения распорядка дня

Правильно организованный распорядок с учетом возрастных особенностей детей помогает:

  • поддерживать гармоничное физическое и нервно-психическое здоровье;
  • успешно выполнять разнообразные виды деятельности;
  • укреплять иммунитет и повышать сопротивляемость организма болезням;
  • создавать бодрое, уравновешенное настроение;
  • сохранять интерес к учебной и творческой деятельности, так как предупреждает преждевременное утомление;
  • развивать самодисциплину и организованность.

Необходимость соблюдать режим подтверждается физиологическими особенностями организма.

Несмотря на очевидную пользу, против режима приводят аргументы:

  • не подходит для самых маленьких детей, трудновыполним в старшем возрасте;
  • ребенок действует интуитивно, следуя внутренним потребностям организма;
  • идея режима устарела, так как является пережитком советского прошлого (по аналогии с пеленанием новорожденных);
  • строгий распорядок приучает жить по стандарту и ограничивает творческие проявления и самостоятельность детей.

Когда вводить режим?

По мнению американского педиатра Марка Вайсблута, многие дети готовы к установке режима дня уже в возрасте 3-4 мес. В этот период малыш перестает спать основную часть дня, он начинает играть, ест практически в одно и то же время.

Режим дня грудного ребенка — это планирование сна, питания и прогулок. После года, когда он практически полностью переведен на «взрослый» стол, можно вырабатывать четкий режим питания — завтрак, обед, полдник, ужин, полезные перекусы. К 2-3 годам в расписание дня вводятся развивающие занятия и игры.

Если как можно раньше удастся научить ребенка следовать распорядку дня, можно ожидать, что к 7-8 годам он сам будет отвечать за соблюдение режима. Маме и папе не придется каждый раз уговаривать ребенка лечь спать, доесть обед и доделать уроки, долго будить по утрам. В идеале он сам должен быть ответственен за распределение личного времени — когда есть, спать и играть, делать уроки. В обязанностях родителей остается только контроль за соблюдением режима.

Если же вовремя режим дня ввести не удалось, то можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Главное — объяснить, что по итогам курса ему станет проще соблюдать график, а значит, будет больше свободного времени для прогулок и других любимых дел.

Развитие и воспитание

В два года ребёнок умеет многое: произносить от 50-и до 300 слов, пытаться говорить короткими предложениями, выполнять просьбы, выражать эмоции, играть без участия взрослых, проситься на горшок (не всегда), самостоятельно употреблять пищу, одеваться или пытаться делать это, повторять движения и действия взрослых, показывать и отстаивать свои желания, активно интересоваться окружающим миром и общаться со сверстниками, спускаться и подниматься по лестницам, рисовать «каракули» и линии, танцевать и примитивно петь (повторять ритм), пробовать разбирать и собирать предметы, вытирать руки и пробовать чистить зубы, активно участвовать в разных играх, выполнять последовательные сложные действия.

Воспитание включает активное вовлечение ребёнка в привычные повседневные процессы: одевание, гигиенические процедуры, подготовку к приёмам пищи, уборку и так далее. Также родители должны устанавливать границы и рамки дозволенного, останавливая ребёнка в случае неверных или запретных действий

Очень важно общение, в том числе обсуждение всего происходящего

Правильный режим дня для ребенка до 1 года

Немного подросший и окрепший годовалый малыш начинает меньше спать и больше интересоваться окружающим пространством. Правильный режим дня для ребенка постепенно упорядочивается, мама успевает подстроиться и изучить своего ребенка. Ночной сон становится крепче, тихий час в дневное время обычно происходит 3-4 раза. Прогулки тоже приобретают системность и зависимость от биоритмов и предпочтений малыша.

С 3 до 6 месяцев интервалы между кормлениями составляют примерно 3,5 часа. Это нормальное значение при 6-разовом кормлении в сутки. Чуть позже (8-9 месяц) количество кормлений сокращается до 5 в сутки, а интервал между ними вырастает до 4 часов. Время налаженного сна составляет где-то 14-15 часов в совокупности.

Если вас беспокоит частое ночное бодрствование ребенка, старайтесь в дневное время его активно развивать, играть и общаться с ним, чтобы наладить этот процесс. Вечером ходите на прогулку, не пропускайте купания (исключением будет, если ребенок болеет, ну или отключили воду — хотя и это не повод, ее можно купить).

Уставший малыш будет куда крепче спать, самостоятельно длить свой сон и соблюдать ваши «предписания». Постепенно приучайте кроху к ежедневно повторяющимся в одно и то же время процедурам, которые устроят и вас, и его. Скажем, когда прием пищи происходит каждый день примерно в одно и то же время, организм адаптируется и начинает заранее готовиться, вырабатывая сок для переваривания. Отсюда хорошее пищеварение, регулярный стул, отличный аппетит и настроение.

Наглядные материалы, которые помогут понять течение времени

С детьми до 6 лет хорошо работает визуализация. Изобразите распорядок картинками или фотографиями на плакате.

Получить плакат в хорошем качестве для распечатывания вы можете бесплатно 

Рассматривая плакат вместе, можно проговаривать распорядок дня:

— Вот здесь ты проснулся и почистил зубы, позавтракал, а вот теперь ты можешь поиграть. А после игр мы пойдём погуляем, а потом пообедаем.

Детям доставляет огромное удовольствие видеть понятные символы, образы. А также идти по шагам, отмечать и показывать пальчиком, что уже сделано, а что предстоит сделать.

А ещё такие планеры помогают научиться ориентироваться во времени. С часами дошкольки разбираются ближе к 5–6 годам, а до этого им нужно освоить понятия прошлого, настоящего и будущего, а затем — утра, дня, вечера, ночи.

Чем больше возможностей вы дадите малышу прочувствовать, увидеть, ощутить время, тем лучше он будет планировать, когда подрастёт.

Кроме планеров подойдут песочные часы, будильник, колокольчик. Песочные часы можно использовать во время чистки зубов или когда вы даёте время доиграть перед обедом. Можно поставить песочные часы на 3–5 минут и сказать:

— Когда песок пересыпется, мы с тобой пойдём обедать.

Малышам это гораздо понятнее, чем «сейчас пойдём обедать» или «пойдём обедать через 10 минут».

Основные составляющие режима дня детей разного возраста

Режим дня ребёнка должен включать в себя следующие обязательные элементы:

время приёма пищи. Ребёнок в зависимости от возраста должен определённое количество раз в день принимать пищу

Важное значение имеют также интервалы между кормлениями;

время сна. Нервная система ребёнка, по сравнению со взрослой, находится в стадии формирования, поэтому быстрее наступает истощение, требующее восстановления

Также маленький организм затрачивает на все процессы жизнедеятельности больше энергии, чем взрослый. Потребность во сне снижается по мере роста ребёнка.

время нахождения на свежем воздухе. Оно может включать в себя прогулки, сон, игры;

время на обязательные образовательные занятия. В детском коллективе и в домашних условиях с ясельного возраста;

свободное время. Оно приобретает значение, когда малыш уже что-то умеет делать самостоятельно. Ребёнок в это время сам выбирает род своей деятельности. Свободное время важно для обработки полученной информации, реализации творческих способностей.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда

Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению

Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь

Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Режим дня для самых маленьких: правила и исключения из правил

Как организовать режим для самых маленьких детей, и нужен ли он в целом? Организм младенца только учится жить в новом для него мире, он не знает, что такое день и ночь, когда приходит время кушать, а когда спать. Справиться с этим непросто в первые месяцы. Педиатры рекомендуют изменить отношение к построению распорядка дня малышей, и употреблять не понятие «режима дня», а «дневного ритма».

В процессе развития малыша определенный режим складывается только к двум месяцам жизни. В это время ребенок уже привыкает кушать и спать приблизительно в одно и то же время. В создании определенного ритма жизни малыша пока играют роль его основные потребности:

Сон. Малыш до 1 года спит 10-12 часов в день. Хорошо, если к 6 месяцам он уже спокойно спит всю ночь, и будит маму только ранним утром для завтрака. Дневной сон ребенка должен быть минимум дважды. Отлично, если один раз малыш поспит на улице или на свежем воздухе;

Еда. При грудном вскармливании ребенок до 6 месяцев должен кушать каждые 2 часа. Этот процесс не стоит слишком строго ограничивать и устанавливать правила или режим. После полугода ребенка можно кормить уже по режиму, чтобы вырабатывать правильную реакцию организма. Идеальный вариант – грудное вскармливание по требованию, прикорм – по режиму (можно вместе с другими членами семьи, во время завтрака, обеда или ужина);

Физические упражнения, гимнастика, игры. Их можно проводить в любое время дня, через полчаса после еды, а также за час до сна ребенка. Устанавливать ограничения на игры можно, но не обязательно. Психологи считают, что активные игры и спокойные занятия должны быть у детей такого возраста в пропорции 2 к 1;

Купание. Конечно, идеальный вариант – это вечернее купание. Оно успокаивает малыша, он будет спать крепче и дольше. Это самое верное и простое решение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий