Шкала Апгар – оценка жизнеспособности новорожденного

Шкала Апгар и прогноз в будущем

Все клинические симптомы неврологических отклонений у новорождённого объеденены под общим названием — перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Выделяют несколько вариантов ПЭП в зависимости от преобладающих симптомов.

Необходимо знать, что низкая оценка необязательно приводит в дальнейшем к отрицательным результатам. Если на пятой минуте у ребёнка прибавляется баллы, или результат достигает 6 баллов — возможно в будущем всё придёт в норму. Результат меньше 6 баллов, в основном, имеют недоношенные дети. У многих новорождённых, имеющих при рождении разные формы перинатальной энцефалопатии (в т. ч. и средней тяжести), все нарушенные функции со стороны нервной системы со временем восстанавливаются полностью. Для будущей жизни ребёнка показатели шкалы Апгар не имеют никакого смысла. Это субъективная оценка состояния органов и систем на текущий момент, когда происходит определение жизнедеятельности организма ребёнка. Сравнивать здоровье или перспективы развития двух детей с разными оценками не имеет смысла. Даже если оценка составила 0 — 2 балла, это не означает, что ребёнок останется больным и недееспособным. Часто такие дети догоняют и даже в дальнейшем опережают в своём развитии сверстников с более высокими показателями. В дальнейшем здоровье ребёнка зависит от внимания и ухода родителей, правильного и неукоснительного выполнения всех советов врача.

Полезные ссылки:

Как интерпретировать сумму баллов

Самая высокая оценка, которую возможно поставить, это 10 баллов, но отечественные врачи ее практически никогда и никому не ставят, хотя за рубежом, наоборот, при хороших показателях принято ставить высокие оценки.

Оптимальными баллами, которые свидетельствуют о том, что адаптация проходит успешно, малыш чувствует себя хорошо и его состояние стабильно, считаются 7, 8 и 9.

Поставленные 5 и 6 баллов говорят об удовлетворительном состоянии ребенка, при котором есть незначительные отклонения и он нуждается в более внимательном дальнейшем наблюдении со стороны медицинского персонала.

Если новорожденному ставят 3-4 балла, его состояние оценивается, как ниже среднего, поэтому врачи продолжают оценивать его еще на 10-й, 15-й и 20-й минутах и, определив суммарную оценку, могут определить необходимые дальнейшие реанимационные действия. Таким деткам нужен постоянный и пристальный контроль.

Критическими и опасными показателями считаются 0, 1 и 2 балла. Такому новорожденному нужна срочная медицинская помощь, комплексное обследование и необходимое лечение, чтобы стабилизировать его состояние.

Показатели шкалы Апгар (таблица)

Как уже отмечалось ранее, данная шкала создана специально для медицинских работников. Оценку и расшифровку показателей осуществляет только врач. В таблице представлены числовые параметры, которые соответствуют каждому из критериев, применяемых для определения состояния только что родившегося ребенка.

Оцениваемый критерийОценка, баллы
21
ДыханиеВ пределах нормы, крик громкий и отчетливыйЗамедленное, крик слабыйОтсутствует или проявляется эпизодически
Пульс, ударов в минутуБолее 100Менее 100
Тонус мышцРебенок активно машет ручками и ножкамиПонижен, имеется ограниченное сгибание конечностейНе наблюдается, руки висят вдоль тела, ноги обездвижены
РефлексыМладенец двигается, громко кричит, кашляет, кряхтит, чихаетСлабая рефлекторная возбудимость, гримаса на лицеОтсутствуют
Цвет кожиРозовый от слабо окрашенного до насыщенногоНаличие синеватой окраскиБледный или синюшный

Вирджиния Апгар, которая придумала шкалу APGAR

Что такое шкала Апгар? Это простой, признанный во всем мире способ быстро оценить по десятибалльной шкале состояние новорожденного, чтобы понять, насколько малыш нуждается в экстренной помощи и, если новорожденных несколько, кому уделять первоочередное внимание и выявить необходимость реанимационных процедур. Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар

Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно “мужской территорией”

Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар. Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно “мужской территорией”.

Уважаемая врач-анестезиолог, долго работавшая в акушерстве, и не думала вносить свою фамилию в анналы истории. Однако через 11 лет венгерский педиатр Йозеф Буттерфилд придумал удобное мнемоническое правило, привязав к каждой букве фамилии Apgar один из критериев оценки состояния новорожденного.

Фамилия Вирджинии оказалась удачным акронимом и для других европейских языков. В немецком это  Atmung, Puls, Grundtonus, Aussehen, Reflexe, в испанском – Apariencia, Pulso, Gesticulación, Actividad, Respiración. На русском языке удачного мнемонического правила не существует, так что нашим акушерам пришлось заучить пять критериев без всяких подсказок.

Что значат эти баллы?

Обычно вторая оценка (выставленная на 5-ой минуте жизни ребенка) на 1-2 балла выше оценки на 1-ой минуте – ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям. На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10. Показатель 10 на 1-ой минуте – встречается крайне редко. На 5-ой минуте уже 8 баллов по шкале Апгар считается предельной нормой и ребенка передают матери. При показателях 6/7 и 7/7 врачи проводят дополнительный контрольный осмотр каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений и готовы в любой момент оказать ребенку помощь (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).

Таблица оценки новорожденных

Результат
Значение
0/2, 1/2, 2/2
состояние ребенка крайне тяжелое, угрожает жизни новорожденного
2/3, 3/3
критическое состояние через 5 минут после рождения, требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
3/4, 4/4
состояние ребенка тяжелое, необходим постоянный контроль со стороны врачей
4/5, 5/6, 6/6
показатель ниже среднего, требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней, медицинская помощь по ситуации
5/7, 6/7, 7/8
состояние удовлетворительное, видимых патологий нет, требуется повышенное внимание
8/8
состояние нормы, ребенка передают под мамину опеку
8/9, 9/9, 9/10
очень хороший показатель, самочувствие ребенка отличное
10/10
здоровье идеальное (на практике не встречается)

Исходя из данных таблицы, делаем простой вывод: нормальная суммарная оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1-ой минуте – 7, 8, 9, 10, на 5-ой минуте – 8, 9, 10. Если у вашего ребенка показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10, то волноваться не стоит, состояние здоровья в полном порядке.

Результаты 5/7, 6/7 и 7/7 не являются показателем ярко выраженной патологии и не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Если имеются определенные проблемы, то врач в роддоме обязательно об этом вам расскажет. Однако такие показатели требуют повышенного внимания к ребенку, возможно, потребуется дополнительное обследование.

При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.

При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия, часто требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 по шкале Апгар.

У недоношенных детей обычно оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.

Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства, но средняя оценка по шкале Апгар (5/7, 6/6, 6/7, 7/7) не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра, в будущем он на оценку состояния здоровья ребенка не повлияет. Ведь это абсурд думать, что если ребенок часто кашляет и чихает, то это все потому, что на 1-ой минуте жизни он получил всего лишь 6 по шкале Апгар в роддоме.

Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале, некоторые даже начинают завидовать своей соседке по палате в роддоме, у которой ребенку выставили больше. Однако не нужно создавать проблему там, где ее в действительности нет, лучше поберегите силы и нервы для воспитания своего ребенка – они вам ой как понадобятся.

Плановый осмотр ребенка в 4-6 месяцев

Полезная информация

Каждой будущей маме необходимо знать, что существуют опасные недели беременности. Эта информация поможет больше разобраться в том, почему так происходит, и вы сможете узнать, как вести себя в этот период, чтобы не навредить своему будущему малышу.
Практически каждая женщина, находясь в таком положении, знакома с токсикозом

Если вы не знаете, как себе помочь, советуем ознакомиться с этой информацией.
Многие беременные сталкиваются с таким явлением как тонус матки, поэтому важно знать, как понять такое состояние и что необходимо делать, если тонус все-таки есть.
Существует еще одно достаточно опасное явление в этот период, которое называется отслойка плаценты. Если такой диагноз поставлен, данная информация поможет вам больше разобраться в том, что это за состояние и каким образом с ним можно бороться, чтобы ребенок родился вовремя и здоровеньким.

Шкала Апгар — субъективная оценка физического состояния новорожденного

Баллы по Апгар — не диагноз! Было бы ошибкой думать, что максимальная десятка — залог того, что малыш в будущем никогда не заболеет, и его не коснутся различного рода патологии.

Точно так же и с неудовлетворительной оценкой физического состояния — если малышу на 1-й минуте поставили оценку «5» или «6», это вовсе не значит, что он «не выкарабкается». Нет научных данных, доказывающих, что низкие баллы по шкале Апгар у новорожденного как-то связаны с его физическим и психическим развитием в будущем.

Главная цель выставления оценок грудничку — проследить за его состоянием непосредственно на момент появления на свет.

Каких-либо «долгоиграющих» прогнозов без проведения дополнительных исследований, основываясь только на шкале Апгар, врачи не делают. Простой пример. Ребенок родился недоношенным, но частота пульса у него в норме, он кричит и активно двигает конечностями. В целом, вполне «заслуживает» 7 баллов по Апгар. Но реаниматологи знают, что, скорее всего, состояние новорожденного уже через полчаса ухудшится — вплоть до подключения его к аппарату ИВЛ.

Несмотря на достаточную субъективность шкалы Апгар, отказываться от нее в медицинском сообществе не собираются. Миновали уже десятки лет, но пока не предложено более быстрых и точных методик для оценки физического состояния новорожденного. По крайней мере для врачей эти баллы очень важны.

Для определения тех показателей, которые помогают более основательно проверить здоровье грудничка, существуют другие методики. Например, шкала Сильвермана оценивает степень дыхательных расстройств у недоношенных малышей. А по шкале Балларда можно отследить соответствие ребенка физиологическим нормам.

Показатели состояния новорожденного

Сейчас мы с вами более подробно разберем, как оценивается каждый из пяти показателей.

Дыхание

Важным показателем считается громкий крик новорожденного сразу же после рождения. Такая реакция говорит о том, что легкие раскрылись, малыш начал интенсивно дышать, а значит адаптация прошла нормально. 1 балл ставят в случае, если крика не было, но отмечается поверхностное дыхание и тихий плач.

Частота биения сердца

У новорожденного крохи сердечко бьется намного быстрее, чем у взрослого. Это связано с тем, что во время прохождения по родовым путям, ему приходится нелегко и нужны серьезные усилия. Если у малыша при рождении частота сердечных сокращений составляет в среднем 130 ударов в минуту, это считается нормой и заслуживает максимальной оценки со стороны врачей. Если сердечных сокращений в минуту меньше 100 ударов, ставится оценка 1.

Мышечный тонус

Нормой при рождении считается повышенный тонус. Такое состояние объясняется внутриутробным положением крохи до рождения. Если ребенок делает резкие и хаотичные движения руками и ногами, это говорит о том, что он нормально адаптируется, и у него нет никаких отклонений.

Рефлексы

При рождении в первую очередь проверяются безусловные рефлексы и реакция на раздражители. Попадая в этом мир, новорожденный сразу же встречается со всевозможными раздражающими факторами: свет, различные звуки, резкий перепад температуры, а также нужно пережить процесс отсасывания слизи из носа и рта.

Здоровый ребенок будет проявлять активную реакцию: кричать, делать активные движения ручками и ножками, кашлять и даже чихать. Если все так и происходит, малышу дают максимальные 2 балла.

Цвет кожи

Этот показатель, несмотря на простоту, очень информативен, и по нему можно легко диагностировать возможные нарушения кровообращения у новорожденного. У появившегося на свет ребенка может наблюдаться синюшный цвет кожи, особенно на ручках и ножках.

Все дело в том, что проходя по родовым путям, даже у абсолютно здорового ребенка происходит незначительное кислородное голодание и нарушение кровообращения. Но как только он появляется на свет, организм восстанавливается и в считанные минуты цвет кожи становится розоватым, что и свидетельствует о нормальном кровообращении.

Что может стать причиной низкой оценки по Апгар

По мнению медиков, чаще всего на итоговый балл влияет физиологическая незрелость крохи, которую можно распознать по его пассивности, вялости и чрезмерному спокойствию. Это когда он подолгу спит, не реагирует на испачканный памперс, редко кушает (реже чем 1 раз в 3 – 4 часа).

Наряду с этим причина может заключаться и в гипоксии. От нее малыш может пострадать единожды, во время родов, или же испытывать нехватку кислорода длительное время, находясь еще в утробе матери. Стоит ли говорить о том, что приводит к таким последствиям курение и прием алкоголя во время беременности, плохое питание, неправильный образ жизни матери или игнорирование ею советов врача.

Вирджиния Апгар и ее шкала

В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.


Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.

В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.

После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.

Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.


Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.

Как расшифровываются конкретные показатели?

Оценка состояния ребенка – волнительный момент для каждого родителя.

По завершении осмотра малыша врач сообщает результат матери. Получившееся после суммирования показателей по каждому оцениваемому критерию значение указывается через дробь, например 7/8. Это означает, что состояние малыша на первой минуте жизни было оценено в 7 баллов, а на пятой – в 8 баллов.

Чтобы уметь трактовать озвученный врачом результат, каждый родитель должен понимать, что значит то или иное число в системе Апгар.

Если малыш набрал больше 8 баллов

8 баллов по шкале Апгар – результат, который свидетельствует о том, что у младенца не выявлено патологических отклонений и ему не требуется осуществление лечебных мероприятий. Однако при этом нужно понимать, что 8 баллов – низший порог абсолютной нормы. При значениях 8/9, 9/9 и 9/10 ребенка выписывают домой. Оценка 10/10 по шкале Апгар указывает на идеальное здоровье младенца. В акушерской и неонатальной медицинской практике такой результат не встречается.

От 6 до 8 баллов

Такие оценки означают, что состояние малыша удовлетворительно, при этом явные патологии отсутствуют. Несмотря на то, что при значениях 6, 7 или 8 баллов наблюдение врачей не требуется, необходимо внимательно отслеживать дальнейшее развитие крохи. В педиатрической медицинской практике такой диапазон значений считается пограничным. В такой ситуации родителям не стоит волноваться, однако младенцы, состояние которых было оценено в 6–8 баллов, находятся в группе риска по развитию каких-либо патологий.

От 4 до 6 баллов


Эти значения в педиатрии трактуются как показатели ниже среднего. Если состояние новорожденного было оценено в 4, 5 или 6 баллов, ему необходимо наблюдение врача на протяжении минимум 5 дней. В ряде случаев малышам с такими показателями требуется медицинская помощь. Ребенка выписывают из родильного дома только после того, как угроза его здоровью исчезнет, а врач будет уверен в стабильности функционирования всех внутренних органов и систем. При этом малышу могут назначить консультацию невропатолога.

От 2 до 3 баллов

Такие результаты указывают на серьезные нарушения в развитии ребенка и требуют принятия немедленных реанимационных или других лечебных мер. При оценке в 2–3 балла у малышей нередко диагностируется гипоксия. Такие дети помещаются в кювез и дышат с помощью специального аппарата. Выписывают младенцев только после нормализации показателей работы жизненно важных органов и стойкого улучшения самочувствия.

Менее 2 баллов

Такой низкий результат возможен при:

  • рождении ребенка раньше акушерского срока;
  • гипоксии или асфиксии плода во время нахождения в утробе матери или при прохождении по родовым путям;
  • незначительном проявлении только одного из пяти критериев оценки.


Если состояние новорожденного было оценено менее чем в 2 балла, для предотвращения его гибели проводятся следующие реанимационные процедуры:

  • искусственная вентиляция легких;
  • помещение ребенка под специальную согревающую лампу или в камеру с определенными температурными условиями;
  • переливание крови.

Подробнее о каждом параметре

Оценивание состояния новорожденного происходит по внешним признакам жизнедеятельности организма. Чтобы понимать, как это происходит, остановимся на каждом пункте подробнее.

Акушеры, педиатры пользуются таблицей для быстрого получения результата по шкале Апгар

Она выглядит так (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево):

Параметр0 баллов1 балл2 балла
Цвет кожиБледный, с синевой (цианоз).Ножки, ручки синюшные, остальные части тела бледно-розовые.Тон кожи ровный, розовый по всей поверхности тела.
Частота сердечных сокращенийЕдиничные проявления, пульс отсутствует.Менее 100 ударов в минуту.130–140 ударов в минуту.
РефлексыПолное отсутствие.Недостаточная выраженность.Ярко выраженные глотательный, сосательный, хватательный.
Мышечный тонусОтсутствие движений.Телодвижения слабые, редкие.Хаотично, регулярно размахивает конечностями.
ДыханиеОтсутствует.Стонет, дышит нерегулярно (гиповентиляция).Кричит, дышит глубоко, часто.

Результатом оценивания становится суммирование баллов по каждому показателю.

Происходит это следующим образом:

Цвет кожи

Если новорожденный имеет светло-розовый, ярко-розовый оттенок кожи, то получает 2 балла. Синюшный оттенок конечностей при нормальном цвете эпидермиса остальных частей тела снижает оценку до 1 балла, сигнализирует доктору о слабой гипоксии плода.

Повсеместно синий цвет кожного покрова, излишняя бледность — повод провести реанимационные процедуры и поставить 0 балов по первому показателю.

ЧСС замеряют 6 секунд после рождения выслушиванием, пальпацией грудной клетки или прощупыванием артерий. Затем умножают полученную цифру на 10, так получается минутный результат.

Сердце новорожденных работает активно. Нормой считается пульс в диапазоне от 130 до 140 ударов в минуту. В этом случае ребенок зарабатывает 2 балла.

Если сердце бьется нестабильно, замедленно, малыш получает 1 балл, при полном отсутствии пульса – 0 баллов.

Если показатели не в норме, то малышу проводят реанимационные процедуры до тех пор, пока ЧСС не нормализуется.

Рефлексы

Умение сосать, хватать, глотать, дышать – это первые рефлексы новорожденных, необходимые для жизнедеятельности. Если ребеночек явно показывает наличие этих врожденных навыков в первые минуты жизни, то получает высокую оценку 2 балла. Кроха должен искать грудь, причмокивать губами, кричать после рождения, дышать.

Если рефлексы выражены слабо или частично, то он зарабатывает 1 балл, при полном их отсутствии – 0 баллов.

Для получения объективной оценки акушеры стимулируют проявления рефлекторных движений:

  • прикладывают палец к губам младенца;
  • ставят новорожденного на ровную поверхность, побуждая шагнуть;
  • укладывают на животик и подталкивают под пяточки, пробуждая рефлекс ползания;
  • для прочистки носа от слизи малышу ставится катетер; отлично, если грудничок чихнет, скривится, уберет головку.

  • Мышечный тонус

Хаотичные движения ручками, ножками — основной показатель хорошего самочувствия младенца сразу после рождения. Он стремится разогнуть конечности, привести тело в нормальное положение. Такое поведение прибавляет к сумме 2 очка.

Грудничок получает 1 балл, если:

  • слабо двигается, но делает это неохотно;
  • ручки, ножки остаются в полусогнутом положении.

При полном отсутствии телодвижений, сохранении позы эмбриона или близкой к ней – 0 баллов.

Дыхание

2 очка младенец зарабатывает, если пронзительно закричит после рождения и в первую минуту жизни сохранит нормальный ритм дыхания – 40–45 вдохов–выдохов. Если вместо крика новорожденный издает стон, хрип, дышит неравномерно, ему поставят 1 балл, при отсутствии проявлений по данному критерию – 0 очков.

Шкала Апгара новорожденных в таблице

В общем виде показатели для оценки по данной шкале можно представить в упрощенном виде. Приведенная ниже шкала Апгара новорожденных в таблице дает врачам возможность оценить состояние ребенка максимально объективно и быстро.

Критерий

0 баллов

1 балл

2 балла

Пульс, ЧСС в минуту

Отсутствует

100 и менее

Более 100

Цвет кожи

Синюшный

Розовый, руки и ноги синюшные

Розовый

Мышечный тонус и активность

Снижен, двигательная активность отсутствует

Снижен, двигательная активность низкая

Высокий, активность повышена

Рефлекторная активность (реакция на раздражитель)

Отсутствует

Гримаса

Гримасничает, активно отталкивает

Дыхательная активность

Отсутствует

Снижена, крик слабый

Дыхание активное, громкий крик

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий