Советы и рекомендации о купании младенцев и детей до 3 лет от психолога Надежды Морозовой

Боремся за гигиену от 1 года до 4 лет

Несмотря на все усилия родителей, бывает очень трудно научить ребенка всегда мыть руки перед едой и после прогулки, чистить зубы, умываться. Казалось бы, пример у малыша перед глазами с рождения, а первые 10 лет фразу «помой руки» приходится повторять несколько раз за день. Как сделать приучение к личной гигиене немного более простым и интересным? Все дети разные, поэтому из целой коллекции всевозможных методик вам предстоит выбрать что-то свое.

Что сделает процесс обучения основам личной гигиены легким и непринужденным

Делайте всё вместе

Малыш перенимает опыт путем копирования, поэтому очень важно ходить мыть руки, умываться и чистить зубы вместе с ним, даже если вы уже проделали все эти процедуры с утра. Своим примером вы покажете, как долго нужно мылить руки и сколько раз водить по зубам щеткой.
Используйте тактику «ты уже такой большой»

Все дети мечтают повзрослеть, и им лестно осознавать, что они уже умеют делать определенные вещи, которые делают их старше и умнее.
Позвольте малышу самому выбрать себе зубную щетку с изображением любимого героя, пасту, полотенце, горшок. Все эти мелочи создают правильное настроение и делают ребенка соавтором процесса обучения.
Поставьте перед раковиной специальную тумбочку или скамейку, чтобы малыш мог умыться и почистить зубки перед зеркалом.
Закрепляйте навыки игрой. Попробуйте создать малышу удобные условия для того, чтобы он мог умывать своих кукол или мишек. Если вы брали игрушки на прогулку, то, придя домой, предложите ребенку помыть себе руки, зверятам лапки, куклам пальчики и лица. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша были кукольные зубные щетки и расчески (отлично подойдут и обычные, отданные для игр).
Найдите помощников: повесьте в детскую комнату список ежедневных гигиенических процедур, а в ванную — картинки с последовательностью действий по каждой из них.
Говорите детям о том, как важна гигиена, особенно рук и зубов, что может случиться, если они не будут заботиться об их чистоте. Рассказывайте интересно, однако старайтесь не выдумывать слишком яркие истории с действующими персонажами — Зубной Щеткой, Пастой, армией Зубных Бактерий и отрядом Зубов. Неизвестно, как далеко зайдет фантазия ребенка! Достаточно подкрепить свой рассказ картинками из детских книжек, стишками и мультфильмами на тему гигиены, вы их хорошо знаете с детства.
Используйте стихи. При выполнении монотонных движений многим детям помогает ритм. Найдите в книжках или придумайте собственный гимн чистке зубов и стихи для умывания, зарядки и застилания кровати, которые помогают помнить последовательность действий и задают ритм процессу. Разучите их с ребенком и с удовольствием декламируйте во время выполнения процедур.

Например:

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

(П. Синявский)

Творите! Если вы хотите превратить мытье рук после прогулки в приключение, возьмите цветную самоклеющуюся пленку на виниловой основе и вырежьте из нее метки: это могут быть стрелочки, отпечатки ступней, капельки — что угодно. Приклейте эти метки на пол так, чтобы получилась дорожка, ведущая из прихожей в ванную. По ней-то и нужно первым делом пройти после возвращения домой!

Критерии выбора

Два основных параметра, из которых родители исходят, выбирая детскую солнцезащитную косметику: степень защиты от УФ-лучей и возраст ребенка.

Детские солнцезащитные средства можно применять для малышей в возрасте от 6 месяцев

Степень защиты SPF

Нежная детская кожа очень быстро обгорает. Поэтому для малышей выпускают средства с солнцезащитным индексом 50 и 50+. И если взрослые могут получить солнечный ожог через 15-20 минут пребывания на солнце, то дети рискуют обгореть уже через 5 минут.

Малышам до трех лет категорически не рекомендуется длительное пребывание на солнце. Во время прогулок в жаркие дни маленьким детям надо обеспечить тень. Кроме того, они должны быть в легкой одежде, максимально прикрывющей тело.

Возраст

Часто родители ищут в аптеках и магазинах солнцезащитный крем для детей определенного возраста: 6 месяцев, 1 год, год и шесть месяцев и так далее. На сегодняшний день есть две основные возрастные категории санскринов для детей:

  • до 3 лет;

  • после 3 лет.

То есть годовалым малышам подойдет SPF-средство для детей до 3 лет. Хотя встречаются и средства с маркировкой «после 6 месяцев». Такое есть, например, у La Roche-Posay. Интересно, большая ли разница между санскринами, предназначенными для младенцев и трехлеток.

Марина Каманина
Эксперт-дерматолог Garnier

«К формулам, разработанным для малышей, предъявляют жесткие требования. Эта косметика гипоаллергенна и не содержит компонентов, потенциально способных провоцировать аллергические реакции (парабены, парфюмерные отдушки, красители)». 

Тестирование продукции для самых маленьких проходит под контролем педиатров и дерматологов. Эти средства отвечают более строгим требованиям.

«Средства для детей до года содержат больше физических фильтров, которые отражают лучи, работая как экраны. Кроме того, у детских средств, как правило, есть функция «контроль нанесения»: мама видит, какие участки кожи малыша обработаны кремом, а где требуется нанести/обновить защиту», – говорит Наталия Медведева, врач-дерматолог, медицинский эксперт марки La Roche-Posay

Кожа детей очень тонкая и чувствительная. Поэтому во избежание ожогов врачи-дерматологи настоятельно советуют не подвергать детей до 3 лет воздействию прямых солнечных лучей.

Кризис 2-3х лет

Кризис 2-3х лет самый известный родителям период детства. Считается, что в этом возрасте дети должны быть упрямыми, капризными, своевольными. Родители не всегда понимают, что они могут с этим сделать и поэтому, зачастую, просто ждут, когда ребенок вырастет и «поумнеет». Такая тактика часто не работает, так как яркие негативные эмоции ребенка могут нарастать, и жизнь взрослых становится невыносимой. Тогда родители обращаются к психологу за советом.

Случай из практики.

Мама и дочка 4х лет, живут с бабушкой. Мама много работает, девочка под присмотром бабушки. Мама обратилась с ребенком к психологу, так как ситуация дома накалилась до предела. Бабушка не справлялась с ребенком, исполняла все её капризы, а когда приходила мама, ребенок постоянно закатывал истерики, пытаясь получить то, что ей хотелось. Ситуация вышла из-под контроля взрослых, мама чувствовала свою беспомощность в сложившейся ситуации. Психолог вел работу с мамой и ребенком параллельно. Девочку с помощью игровой терапии специалист обучал пониманию личностных, временных и поведенческих «границ». Маме психолог помог понять причины поведения ребенка, способствовал формированию новых способов взаимодействия с ребенком, с учетом затянувшегося кризиса 3х лет. Потребовалось немало времени и усилий мамы и специалиста, чтобы получить положительный результат. В итоге обстановка дома улучшилась, ребенок стал спокойнее, отношения в семье стали более гармоничными.

Играем с самыми маленькими: 6 рекомендаций психолога

Как разнообразить свое общение с малышом так,
чтобы оно было ему полезно, а вам не доставляло массу дополнительных хлопот?

Мы подобрали шесть простых, но эффективных,
игр, которые легко совмещать с повседневными обязанностями молодых родителей.

1. Передвигайте предметы

Цель игры заключается в развитии у малыша
фокусировку на одном предмете.

Передвигайте в поле зрения ребенка
какой-нибудь предмет, чтобы он мог отследить его взглядом. При этом полезно,
чтобы у ребенка был опыт наблюдения и отслеживания из разных позиций: положите
его на спину, на живот, удерживайте в вертикальном состоянии в руках.

Двигайте предметы симметрично в разные
стороны, чтобы у малыша не развилась кривошея.

2. Играйте интонациями

Цель игры – развить слуховое восприятие.

Займите малыша голосовой игрой, когда взрослый
перемещается по комнате и эмоционально рассказывает о том, чем он сейчас
занимается. Возможно, выходит из поля зрения младенца, но в пределах того
пространства, в котором ребенок может услышать взрослого.

Родителям важно не только рассказывать или
напевать что-то малышу, но и повторять за ним его первые звуки, чтобы малыш
больше вовлекался в общение

3. Комментируйте свои действия

Цель игры – в развитии простейших навыков
коммуникации.

Сопровождайте большинство своих действий с
ребенком комментариями. Меняете ли вы подгузник или купаете малыша – не бойтесь
выглядеть глупо, описывая свои самые простые действия. Подумайте, что бы
ребенок мог вам ответить?

Старайтесь комментировать действия, но не
давать им оценок.

4. Играйте в игрушки над детской кроваткой

Цель игры заключается в развитии моторики и
хватательных реакций.

Мобиль с игрушками над кроваткой или манежем
есть практически у каждого малыша. Ребенка в этом возрасте необходимо обучать
играть с ними. Перемещая игрушки перед ребенком, время от времени издавайте ими
звуки, приближайте и удаляйте.

По мере развития малыша перевешивайте игрушки
выше или дальше, чтобы он мог целенаправленно тянуться к ним.

Игрушки не должны издавать слишком резких и
сильных звуков. Это может напугать маленького исследователя.

5. Стройте гримасы и показывайте лица людей

Цель игры заключается в развитии эмоциональных
реакций.

Дети в возрасте двух-трех месяцев уделяют
массу внимания выражению человеческих лиц: малышу очень понравятся разные
гримасы, которые «строят» знакомые ему персонажи. Наклоняйтесь над малышом,
чтобы он мог изучить и рассмотреть ваши лица.

Трехмесячному крохе будет интересно посмотреть
вместе с вами семейные фотоальбомы: возможно, вы хотите познакомить малыша с
далеко живущими родственниками?

Ребенок гораздо лучше запомнит человека на
фотографии, если тот будет улыбаться.

6. Украсьте комнату яркими вещам

Цель игры – в развитии фокусировки на разных
предметах.

Постарайтесь разнообразить интерьер комнаты,
где живет ребенок, а не только ближайшее окружение – кроватку или манеж. Совсем
не обязательно, чтобы это были игрушки. Подойдут и другие яркие объекты.

В моменты бодрствования малыш заинтересуется
тем или иным предметом, и у вас появится новая история взамен еще одного
рассказа про бабочек и птичек над кроваткой.

Обратите внимание на безопасность предметов
интерьера в вашем доме

Виды солнцезащитных средств для детей

Основные текстуры детских солнцезащитных средств.

Крем

Это наиболее часто используемая форма выпуска. Одна из последних разработок лабораторий L’Oréal – формула «аква-крем», которую можно нанести даже на мокрую кожу без снижения эффективности защиты.

Аква-крем – наиболее водостойкая текстура. Подходит тем, кто проводит отпуск на море или занимается водными видами спорта в открытом бассейне или водоеме (например, парусным спортом). Вода пропускает солнечные лучи, поэтому с защитой здесь надо быть особенно бдительными.

Молочко

Эту форму, как правило, используют для малышей с 6 месяцев. Благодаря легкой текстуре молочко быстро наносится и хорошо распределяется по коже.

Спрей

В последнее время появилась особая форма сухого спрея с формулой «антипесок». Если кожу обработать таким средством, к ней не будет прилипать песок. Такой формат пригодится на песчаном пляже или в песочнице. Вариант, очень удобный для быстрого нанесения и обновления. Экономит время.

Какие навыки развиваются у младенца в 4-5 месяцев.

Развитие мелкой моторики и координации

К четырем-пяти месяцам малыши продолжают
активнее всего развиваться физически. В этом возрасте появляются первые
хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки
сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре
и объеме предметов.

Развитие зрительной памяти и внимания

Младенцы четырех-пяти месяцев уже осознанно
улыбаются, когда видят маму или папу, радостно лепечут и выражают эмоции. Кроха
может сфокусировать взгляд, начинает различать близкие и далекие объекты,
находить знакомые.

Развитие речи

В этом же возрасте у детей активно начинают
развиваться слуховое восприятие и речь. Малыш поворачивает голову в направлении
голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него
радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть.

Малыш пробует лепетать: в отличие от
«агукания» лепет – уже более сложный вид речи, который готовит вашего ребенка к
произнесению первых осознанных звуков и слогов.

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

3 развивающие игры с детьми 6-9 месяцев

Для развития каждого из перечисленных выше
навыков Я – Родитель подобрал по одной игре.

Игра на развитие мелкой моторики

Положите в коробку игрушки разной формы:
кубики, шарики, пирамидки. Можно более сложные: игрушечные фрукты, шишки –
главное, чтобы они были безопасны, если все-таки кроха решит попробовать их «на
зубок». Покажите малышу, как их доставать из коробки, а потом – как их туда
складывать. 

Игра на развитие целенаправленных действий

Знаете ли вы, что, когда ребенок в этом
возрасте разбрасывает игрушки, часто он таким образом приглашает родителя в
игру? Поэтому можно и сделать из этого настоящую игру, в которой он будет
самостоятельно развивать необходимые навыки.

Привяжите на веревку или ленточку игрушку к
стульчику, кроватке или манежу. Ребенок вначале будет кидать игрушку, а потом
вы ему покажете, что можно вытягивать ее обратно за веревочку! И кидать снова,
конечно же.

Частушка на проговаривание полезных лепетных слогов

Утром я встаю,
Песенку пою.
Песенку такую,
Вот какую:

Ля-ля-ля –
Вот и песенка вся.
Да-да-да –
Вот и песенка вся.
Ба-ба-ба –
Вот и песенка вся.

Скажи: ма-ма-ма-мама,
Скажи: па-па-па-папа,
Скажи де-де-де-деда,
Вот такая непоседа!

Правила применения

Использование детского солнцезащитного крема мало чем отличается от применения взрослого санскрина. Вот подробная инструкция.

Обработайте защитным средством все открытые участки кожи ребенка

Особое внимание уделите выступающим частям лица и тела – это уши, нос, плечи, колени. Они, как правило, обгорают первыми, поэтому наносите санскрин на эти области щедро и обновляйте защиту чаще, чем на других областях.

Наносить крем желательно за 15–20 минут до выхода на солнце, чтобы он успел впитаться и к моменту выхода достичь «рабочей мощности».

Количество крема должно быть достаточным, чтобы покрыть плотным слоем (1-2 мм) все участки

Это примерно соответствует объему, который умещается в ладошке ребенка. На практике такой количество кажется родителям большим и по факту они наносят половину или треть нужного объема. Есть простой выход: наносите один слой крема, а когда он впитается – еще один.

После того как вы нанесли санскрин, попросите ребенка не трогать кожу руками, чтобы не ослаблять защиту.

Обновлять солнцезащиту нужно каждые 2 часа, так как фотостабильность фильтров и соответственно фотозащитные свойства средства со временем снижаются.

Также необходимо обновлять средства после купания. Смотрите на маркировку: надпись «водостойкий» подразумевает устойчивость к воде до 40 минут, «очень водостойкий» — устойчивость к воде 1 час 20 минут. Если ребенок любит поплескаться, выбирайте средства с пометкой «очень водостойкий».

Даже если вы защищаете ребенка от солнечного излучения с помощью специальных средств, в жару выбирайте для него одежду, максимально прикрывающую тело. И не забывайте про головной убор. Кстати, сейчас выпускают одежду из тканей с солнцезащитным фильтром. Правда, есть у них один недостаток: после определенного числа стирок защита сходит на нет.

9-12 месяцев?

Развитие двигательных навыков

В этом возрасте малыш – настоящий спортсмен,
ведь за такой короткий период он учится стоять, ходить вокруг опоры, а потом
ходить и без поддержки! Специалисты рекомендуют уже сейчас начинать вместе с
малышом осваивать детские площадки и спортивные снаряды. К примеру, можно учить
ребенка заползать на небольшую горку для младенцев и скатываться с нее,
подниматься по лесенке с вашей помощью и прочим простым физическим действиям.

Развитие логики

Ребенку интересно не только использовать
предметы по их назначению, к примеру, молоточком – стучать, ставить кубик на
кубик и строить башню, он уже способен делать простые сравнения: большой- маленький,
полный- пустой, есть- нет. Для этого хорошо подходят игры с емкостями, из
которых можно что-то доставать и куда можно что-то складывать. Или игры с
пластмассовыми вкладышами, которые можно вставлять один в другой.

Развитие памяти

Если до этого возраста вы с ребенком играли в
«безопасные» прятки – прятали игрушку и потом ее доставали, то сейчас уже можно
попробовать более «серьезные» прятки. Начать прятаться самим и учить малыша,
что он тоже может спрятаться, а потом его обязательно найдут. Эта игра также
важна для того, чтобы кроха легче переносил разлуку с мамой и другими
взрослыми, к которым он привязан.

Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога

Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.

Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.

Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.

И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок – это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители – это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители – это самая главная опора и поддержка для него.

Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:

  • 1 стадия – отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
  • 2 стадия – чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
  • 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
  • 4 стадия – принятие.

В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.

Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий