Учить ли спать ребенка без мамы, если нужно уехать?

Мама, ты куда?

Каждый ребёнок индивидуален и на уход мамы каждый реагирует по-разному. Есть некоторые общие закономерности, но они имеют лишь ориентировочный характер.

Темперамент детей и стиль родительского воспитания различны, поэтому некоторые малыши боятся расставания с мамой сильнее, другие слабее. Если малыш не кричит и не плачет, расставаясь с мамой, скорее всего, это не означает, что он её не любит. Вероятно, это свидетельствует об особенностях его темперамента: возможно, он просто спокойный.

Периодически отлучаться из дома можно с рождения, позаботившись о том, что с ребёнком останется адекватный взрослый и достаточно еды. До полугода малыш, скорее всего, не почувствует себя неуютно с другим человеком.

Для ребёнка постарше эмоциональное состояние напрямую зависит от возможности быть рядом с тем взрослым, к которому он больше всего привязан. С 6 месяцев и старше лучше уходить из дома во время дневного сна малыша, заранее предупредив его, что с ним побудет бабушка или няня.

Однако ночью уходить от спящего малыша без крайней необходимости все-таки не стоит. Все дети до трех-четырех лет болезненно реагируют на неожиданное ночное отсутствие мамы, но особенно страдают малыши, сильно привязанные к матери. Они могут более или менее спокойно вести себя с другими взрослыми, но, увидев маму снова, станут очень нервными: примутся «цепляться» за нее и требовать неотрывного внимания, не захотят укладываться спать. Возможно, их ночной сон будет нарушен, они начнут часто просыпаться.

Ребенка более старшего возраста можно заранее предупредить, что вы собираетесь уйти из дома, когда он будет спать.

Как подготовить карапуза к расставанию?

Помни – все новое должно появляться в жизни малыша постепенно. Дай ребенку возможность привыкнуть к мысли, что порой ты можешь уходить. Оставляя кроху с членами семьи или няней, попробуй выполнить несколько простых действий:

Практикуйтесь дома. Ребенку легче справиться со страхом остаться без мамы, если именно он становится инициатором сепарации. Пусть он сам уйдет в соседнюю комнату (если там безопасно), а ты подожди несколько мгновений, прежде чем отправиться следом. Перед каждым выходом из комнаты ты можешь говорить чаду, что уходишь, куда идешь и как скоро вернешься обратно. Малыш должен узнать, что если ты будешь отсутствовать 1-2 минуты – ничего страшного не произойдет.

Дай ребенку время на адаптацию. Малыши меньше боятся остаться без мамы, если им не страшно остаться с няней. Пускай няня отработает несколько смен в твоем непосредственном присутствии дома. Прежде чем первый раз оставить ребенка на весь день с няней, попроси ее приехать как минимум за полчаса до твоего выхода из дома. Пускай малыш привыкнет к присутствию няни, прежде чем за мамой захлопнется дверь. Аналогично следует поступать, если оставляешь ребенка у родственников. Прежде чем уйти, убедись, что карапуз наладил контакт с новыми людьми.

Помни о прощании. Поцелуй и обними малыша, когда уходишь. Скажи ему, куда идешь и когда вернешься

Важно: сократи ритуал прощания и не сбегай. Ребенок сильнее испугается, если мама неожиданно испариться в воздухе.

Улыбайся

Дети считывают эмоции взрослых, поэтому относись к няне благосклонно и улыбайся. Если ребенок заплакал, избегай слез и негативных эмоций (как минимум до момента, пока находишься в его поле зрения). Порой маме и ребенку нужно вместе пройти через испытание разлукой. И не обижайся на кроху, если няня расскажет, что он перестал плакать спустя каких-то полторы минуты после ухода мамы.

Откажись от контроля. Не стоит повторно возвращаться домой, чтобы проконтролировать ситуацию. Увидев маму, ребенок снова разволнуется и зальется слезами.

Начни с пробной версии. Пускай ребенок останется с няней на 1-2 часа. Затем постепенно увеличивай период разлуки с мамой, чтобы приучить оставаться с чужими людьми.

Возрастные особенности страха

Ночные страхи чаще всего начинаются у детей после 3 лет и заканчиваются в 10–11 лет. В некоторых случаях ребенок боится спать один с рождения. Если фобии и приходы в мамину кровать по ночам продолжаются у подростка после 11 лет, нужно обратиться за психологической помощью.

Также для выяснения причин страха нужно проанализировать, когда ребенок начал бояться, что могло спровоцировать фобию. У каждого возраста есть такие моменты. Приведем несколько примеров, когда страх является нормальной реакцией на взросление или перемены в жизни, уходе.

ВозрастЧто провоцирует страхКак ведет себя малышСколько длится сложный период
1,5–2 года1. Отучение от груди. 2. Отказ от ночных подгузников. 3. Отучение от соски, бутылки. 4. Переселение малыша в отдельную комнату.Младенец в годик плачет, просится в родительскую кровать. Может беспокоиться, злиться, капризничать вечером и целый день. Он чувствует себя обманутым, одиноким, незащищенным. Страшные образы, кошмары детей в этом возрасте не преследуют.Не больше 1 месяца
3 года1. Адаптация в детском саду и привыкание к няне.Малыш чувствует страх днем, когда остается без родительской опеки, с чужой тетей и другими детьми. Не хочет расставаться с мамой, когда она возвращается домой после работы, предпочитает сидеть на руках, играть с ней. С неохотой отправляется в спальню, боится засыпать один и проснуться утром без мамы.2–4 недели, в норме не более 2 месяцев.
4–5 лет1. Социализация в детском коллективе. 2. Развитие фантазии, образного мышления.В 4 года дети учатся дружить, ссориться, мириться. Отношения с ровесниками становятся причиной переживаний. В 5 лет детсадовцы бурно фантазируют, придумывают ролевые игры с монстрами, много рисуют, а ночью видят дневные игры во сне. Это могут быть и кошмары. Они боятся ложиться спать в темноте, просят включить свет.2–3 раза в месяц после слишком активного дня.
7–10 лет1. Поступление в школу. 2. Сложности в освоении программы. 3. Отношения с ровесниками, учителями, родителями.Ребенок переживает о завтрашнем дне или расстраивается из-за неудач. В 7–8 лет у детей меняется ритм жизни, круг знакомых. Это вызывает массу эмоций.Эпизодически.
11–12 лет1. Гормональные изменения.Подросток долго не может заснуть, часто просыпается ночью в тревоге, думает о прожитом дне.Фобии возникают периодически на протяжении нескольких лет. К 14–15 годам нервная система успокаивается.

Как пережить расстояние?

Как пережить длительное расстояние между мамой и малышом в случае отъезда? Этот вопрос также волнует родителей, чья сфера деятельности связана с разъездами. Одно дело, когда мамочка рядом, в одном городе, на соседней улице и примчится по необходимости. Другое – когда родителей и детей разделяют сотни километров.

Во-первых, ребенка следует оставлять только с тем человеком, который знаком малышу и вызывает у него положительные чувства. Тот, кого малыш не знает или, еще хуже, боится, добавит стресса в итак непростую ситуацию разлуки. И вы, и ребенок, должны быть спокойны и уверены, что всем будет хорошо

Находясь на расстоянии, особенно важно знать, что детям ничего не угрожает, они накормлены и ухожены. 

Во-вторых, приобретите коммуникативную технику, которая позволит вам всегда быть на связи с няней и малышом. Современные технические средства значительно облегчают общение на расстоянии, а современные дети с пеленок умеют ими пользоваться. Если раньше можно было обмениваться письмами, открытками, телеграммами, которые приходилось ждать по несколько дней, то сейчас существует множество видов связи, которыми можно пользоваться несколько раз в день.

Если ребенок маленький, он не всегда будет понимать, что написала мама. Но мамин голос и/или образ в видеозвонке малышу понятны. Ребенок, видя маму, понимает, что она жива, помнит, любит его и скоро будет рядом. Связь, разорванная при расставании, возвращается и крепчает. Малыш обретает уверенность в скорой встрече. 

Больше любви, ласки и внимания

Ребёнок, страдающий от недостатка ласки, с трудом будет отпускать маму куда-либо

Он будет привлекать к себе внимание, капризничать, хныкать. Ведь если мама, даже находясь дома, не может дать ему необходимого тепла, тем более она не сможет это сделать, когда уйдёт

Даже если вы не имеете возможности проводить вместе большое количество времени, проведите его с пользой для ребёнка. Чаще обнимайте его, говорите, что любите, проводите интересные игры и интересуйтесь его жизнью.

Пусть у вас будут специальные ритуалы: например, укладывая сына или дочку спать, вы ложитесь рядом, рассказываете друг другу свои секреты, сочиняете сказки или делитесь тем, как прошёл день. Всё это делает вас ближе друг к другу.

Ошибка

— Не реви! Мне надо уходить. Что ты вечно ноешь, плакса!

Правильно

— Я тебя очень люблю! Ты очень хороший! Помни, я всегда думаю о тебе и всегда приду к тебе на помощь.

Игры, которые научат обходиться без мамы

Игра в прятки – замечательное средство избавиться от чувства страха разлуки с близким человеком. Мама спряталась, но она есть, никуда не делась, появится. Прячась сам, малыш тоже борется с этим страхом. Он не видит маму, но в любой момент может выйти из укрытия и увидеться с ней. Он уже не чувствует себя таким беспомощным, как в ситуации, когда мама исчезает и он никак не может на это повлиять. Теперь исчезает он сам, и другие вынуждены мириться с его отсутствием. Люди не исчезают навсегда. Они потом снова появляются. Это знание помогает крохе смириться с ситуацией, когда мама уходит.

Другой отличный вариант для избавления от страха остаться без мамы — ролевые игры. Возьмите игрушки и разыграйте различные ситуации. Мама зайчика пошла за морковкой. Кто посидит с малышом? Добрая собачка. Она будет ухаживать за зайчонком, охранять его, катать на своей спине. С ней можно прыгать, бегать, кувыркаться. Она знает много интересных игр.

Человек – не ленивое существо

– Нередкая ситуация: сын-студент живет под одной крышей с семьей. Он приходит, когда хочет, ночует у друзей, не участвует в домашних делах. Родители дают ему деньги, но им это кажется несправедливым. Сыну кажется несправедливым, если они эти деньги ему не дают…

– С одной стороны, родители кормят, одевают детей, дают им карманные деньги не за выполнение домашних обязанностей. Это нормально – обеспечивать ребенка, пока он учится. И это нормально, что взрослый ребенок сам решает, где ему ночевать, даже если он находится на иждивении родителей

С другой стороны, ожидать некоторого участия в домашних делах от этого ребенка тоже справедливо, важно настаивать на этом. Да, если сын устраивает беспорядок, не разделяет домашние обязанности – это обидно, и об этом стоит говорить и договариваться

Но надо понимать, что молодому человеку это реально сложно. Не надо ему предъявлять немыслимые требования. 

– Ребенок ушел из вуза, работу не может найти. Или не хочет. Проходит месяц, другой. С одной стороны, невозможно бросить своего ребенка в такой ситуации, а с другой – подтолкнуть его тоже не получается. Что делать?

– Надо внимательно смотреть, что происходит с ребенком. Может, он с чем-то не справляется, и ему нужна помощь. А может, ему просто нужно время и пространство, чтобы остановиться, отдохнуть и осознать, чем он хочет в ближайшее время заниматься. Не так-то просто понять это в экзаменационной гонке последних классов школы, потом первого курса вуза. В любом случае ему нужна поддержка и принятие от родителей. Хорошо, если родители, с одной стороны, дадут ребенку это пространство прийти в себя и найти себя, а с другой – мягко обозначат границы этого пространства – например, год.

– То есть дело отнюдь не в лени.

– Ленью мы обозначаем свое нежелание что-то делать, но за этим всегда стоит огромный набор разных и очень сложных переживаний. Человек не ленивое существо. В комфортных здоровых условиях мотивация появляется естественным образом. Если у человека все нормально, у него нет свербящей тревоги, если он может позволить себе расслабиться, у него обязательно родится мотивация. Если ребенок ничего не хочет и ничем не интересуется, значит ему нехорошо и нужна помощь и поддержка.

– Если ребенок съехал, должны ли родители помогать материально?

– Я думаю, должен присутствовать разумный баланс заботы о ребенке и уважения к его самостоятельности

Конечно, очень важно, чтобы ребенок знал, что он может прийти к родителям за помощью в трудной ситуации, что они остаются для него надежной базой. Но в то же время обеспечивать и даже постоянно помогать взрослому ребенку материально – это сообщать ему: без меня ты не справишься, ты по-прежнему маленький и несамостоятельный

«Если ты уедешь, я не выживу»

– В каком возрасте лучше всего разъехаться с родителями?

– Юность – самое подходящее время для отделения: хорошее здоровье, много сил, планов, энергии. На этой волне сделать резкий шаг к самостоятельности гораздо легче. Если ты не сделал его в 18, то к 30-34 годам будет сложнее.

– Как показать родителям, что ты ответственный и взрослый человек, можешь жить отдельно от них? 

– Если я хочу и готов съехать, то зачем мне что-то показывать родителям? Я говорю им «спасибо» и съезжаю. Иногда страшно за родителей: как они переживут отделение, не «случится ли у них инфаркт» с горя? Но здесь ничего не сделаешь: либо ты боишься и всю жизнь живешь с мамой, либо съезжаешь и видишь, что все этот момент пережили.

– Как распознать, что тобой манипулируют? 

Дмитрий Быков: Дети способны делать великие вещи, если им это доверить

– Манипуляция – очень жесткое слово. Но за каждой манипуляцией стоит какая-то потребность. Родителю чего-то остро не хватает, но он не знает, как получить необходимое прямым способом, и не умеет попросить об этом. И тогда мама, которая скучает по сыну или дочери, говорит: «А как же ты мамочку свою оставишь одну больную?» А вместо слов: «Побудь со мной», произносит: «Ну, конечно, поезжай и отдыхай… Ой, что-то у меня сердце прихватило!» Мы не можем изменить своих родителей – как умеют, так умеют. Но можно прямо и открыто говорить о своих чувствах, о том, что нам не нравится в общении с ними, и о своих границах: «Мне это было очень неприятно. Я бы не хотела, чтобы мы так общались». Возможно, со временем это сработает.

– Как не вестись на манипуляции?

– Я глубоко убеждена, что подавляющее большинство родителей любят своих детей и в глубине души хотят им счастья. Видеть своего ребенка несчастным, одиноким, не сумевшим прожить полноценную жизнь будет трагедией для большинства родителей, даже если сейчас они этого не осознают и, кажется, делают все, чтобы так и случилось. Пусть эта мысль поможет нам взять курс на отделение, взросление и построение интересной наполненной жизни.

Нужно ли что-то объяснять

– Некоторые мамы думают, что знают лучше, где повесить одежду, положить книги, другие вещи своих детей… Как объяснить родителям, что этого нельзя делать? 

– Понятно, что мама в этой ситуации не принимает факта, что ребенок уже вырос. Но в вопросе звучит возмущение, видимо, хочется доказать родителям, что они поступают неправильно. Отчаянное желание изменить родителей, сделать или сказать им что-то такое, чтобы они, наконец, поняли свои ошибки и посмотрели на вещи иначе – это как раз та крепкая нить, которая привязывает детей к ним, не дает повзрослеть и уйти. Другой – на то и другой, что может думать и чувствовать не так, как я.

«Дочь, что-то ты меня бесишь». Почему родители раздражаются, а дети отдаляются от них

Что же делать ребенку в ситуации, если нельзя объяснять и доказывать?

Не то чтобы нельзя объяснять… но мы же говорим о ситуациях застревания, когда родители меня не слышат, я злюсь и пытаюсь снова что-то доказать. Я весь с головой в этих напряженных отношениях, сепарацией тут и не пахнет.

Здоровое развитие событий может быть примерно следующим: можно попытаться рассказать про свое видение, но, столкнувшись с непониманием, остановиться и принять право родителей смотреть на ситуацию иначе. Из этой точки договориться будет легче. Одно дело – спокойно, но твердо обозначить свои границы, рассказать, что со мной можно делать, а что нельзя, и добиться внешнего выполнения этих требований (вероятно, приняв обиду, которая может возникнуть в ответ на эти требования). И другое, не очень реалистичное, – ожидать, что родители внутренне согласятся со мной (не будут сердиться, не обидятся). 

– Что делать, если нет сил обозначать личные границы?

– Да, действительно, с некоторыми людьми это очень тяжело. Обычно самое сложное – выдержать обиду, которая почти наверняка возникнет у родителей в ответ на обозначение границ. Ведь так страшно расстроить родителей! И их жаль, и кажется, что делаешь что-то очень плохое… 

Но это только на первый взгляд кажется, что, выстраивая границы и отделяясь от родителей, мы действуем против них, против близости с ними. На самом деле как раз наоборот. Если нет границ, есть слияние, но нет близости: близким я могу быть только с кем-то другим, отличным от меня. А еще – когда нет границ, то всегда много злости и раздражения (ведь родители постоянно заходят на мою территорию), и только отделившись, я могу относиться к ним тепло и спокойно.

Эта непонятная работа

Здорово иногда брать ребенка на работу, если есть возможность. Чтобы он понимал, куда исчезает родитель. Чтобы понимал, чем вы занимаетесь, когда вас нет рядом с ним.

С работы (или куда вы там уходите) вы можете принести малышу какую-нибудь вещицу. Это не обязательно должен быть крутой подарок — сгодится просто яблоко, или ваш рисунок, или букет из осенних листьев, что угодно. Это “что угодно” покажет крохе, что вы думаете о нем даже тогда, когда вы не вместе.

Самое главное: прощайтесь перед уходом. Нет ничего хуже внезапно исчезающего родителя. Даже если ребенок начинает истерить и цепляться за ноги — прощаетесь и уходите. Представьте, что ваш муж средь дня будет куда-то пропадать. Был дома и исчез. А позвонить ему вы не можете! Приятно?

“Для меня вот эти исчезновения — прямо непонятнейший прием. Я помню, как в детстве в деревне у бабушки мама сказала, что пошла в туалет, а сама уехала — в Киев! Ну ка-а-ак? Как так можно? Допытываю я ее по сей день”.

Мама незаменима?

Как ни странно, но примерно до 6 месяцев младенцу без разницы, кто именно за ним ухаживает. Ему нужны тепло, безопасность, еда, хороший эмоциональный контакт со взрослыми, но непринципиально, кто всё это обеспечивает.

По достижении полугодовалого возраста или немного позже малыш начинает различать «своих» и «чужих». Он негативно реагирует на попытку взять его на руки со стороны малознакомого человека, даже если это родная бабушка, которая просто давно не приезжала.

Сначала дети начинают чувствовать привязанность к тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени и ухаживает за ним. Это может быть не только мама, но и любой другой человек, адекватно исполняющий эти функции. Дело в том, что для полноценного развития малышу нужен контакт с тёплым и заботливым взрослым, не имеет значения, кто это. Всё зависит от семейной ситуации. Постепенно возникает привязанность и к другим близким людям.

Человек, к которому ребёнок привязан больше всего, лучше других может его успокоить, и малыш чаще всего обращается за утешением именно к нему. В присутствии «главного человека» дети меньше испытывают страх, особенно в новой для себя обстановке.

Самый острый страх разлуки с близким взрослым, как правило мамой, проявляется у детей около двух лет. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка формируется так называемая идентификация, или осознание собственного Я. Самые благоприятные условия для такого процесса – постоянный контакт с одними и теми же любящими его взрослыми, «его людьми», как говорят специалисты.

Возможные последствия длительного совместного сна с родителями в целом

Вообще, родителям не стоит практиковать длительный совместный сон с ребёнком. Если с рождения кроха приучен проводить ночи в постели со взрослыми, то отучать его от этого нужно не позднее полутора лет (чем старше ребёнок, тем труднее этот процесс). В противном случае возможные различные проблемы в психологическом развитии малыша и в отношениях между супругами:

  • ребёнок растёт инфантильным, несамостоятельным, не в состоянии решать свои проблемы без помощи взрослых, не понимает, что такое личное пространство;
  • у родителей возникают сложности в интимной жизни, иногда она просто сводится на нет;
  • взрослые не высыпаются, жертвуют своим комфортом ради удобства малыша;
  • гигиенические проблемы: маленький ребёнок может описаться во сне (или же подведёт памперс). Всей семье придётся прерывать сон, чтобы поменять постельное бельё.

Ребёнок, привыкший спать с родителями, не обретает самостоятельности, в решении проблем рассчитывает только на взрослых, но не на себя

Мама уехала: что делать, чтоб малыш не заскучал?

Итак, мама уехала. Ребенок остался с кем-то из близких. Какие меры помогут пережить разлуку обеим сторонам?

Будьте на связи. Выберите время, когда станете созваниваться по телефону и скайпу. Меняйте формы общения: в какой-то день можно поиграть в слова, в какой-то рассказать сказку ребенку, в какой-то день провести занятие на расстоянии: ребенок может повторять то, что делает мама.
Показывайте ребенку, куда уехали: комнату, где живете, кровать, где спите, стол, за которым пьете чай, место работы, парк, куда вечером выходите, чтобы ему позвонить

В разлуке важно и интересно все. Пусть ребенок находится в курсе того, что происходит в данный момент с вами

Так он будет спокойнее переносить разлуку, ведь то, что в данный отрезок времени надо знать о маме, ему известно. 
Оставьте альбом с семейными фотографиями, чтобы малыш мог видеть маму ежедневно и рассказывать про нее няне. 
Высылайте открытки или маленькие бандероли для малыша, чтобы он чувствовал, что его помнят и заботятся о нем. Можно даже приготовить и оставить эти маленькие подарки дома. Договоритесь с няней, в какой день и что она будет доставать и дарить ребенку, а мама спрашивать о впечатлении.
Спросите малыша, что привезти ему из поездки и приобретите какой-то предмет или игрушку с историей. Впредь, когда будете уезжать, ребенок станет держать эту вещь при себе и рассказывать близким, откуда она и что с ней связано. На худой конец, придумайте историю сами или вместе с малышом по приезду.
Не стоит уезжать в очень долгие командировки. Психологи советуют в таких случаях видеться один раз в два месяца, по 5-7 дней проводить вместе. Так шансы, что ребенок вас забудет или сильно обидится, уменьшаются. 

Возвращаясь домой, не ругайте ребенка за проделки и непослушание (если такие были). Приезд мамы должен стать праздником, радостью, а не обидой с разочарованием. Разобраться с тем, что произошло, можно позже, когда все успокоятся и привыкнут друг к другу.

Некоторые дети во время долгого отсутствия начинают называть мамой бабушку или няню. Не ругайте их, разведите понятия, добавив имена или степень родства, возраста: мама-старшая (бабушка) — мама моя, мама Ира – мама моя и т.д.

Постарайтесь не нарушать кардинально режим дня, сложившийся у ребенка за время вашего отсутствия. Можно продлить вечерние игры на 30-40 минут, подольше почитать сказку или поговорить с малышом. Но в целом, не стоит превращать день приезда в «праздник непослушания». 

Помните, что разлука с мамой все равно болезненно переносится детьми, поэтому не покидайте малышей часто и надолго, ведь любые дела, какими бы важными они не казались, не могут быть важнее маленького родного человека.

Если мама уезжает на несколько дней

  • Дома на видном месте оставьте свои фото.
  • Пусть те, кто остался с крохой, всегда говорят ему, что мама уехала, но все равно очень его любит и обязательно вернется. Прямо повторяют как мантру.
  • Уезжая на несколько дней, дома можно оставить сюрпризы для малыша, которые он будет регулярно находить.

“Может, кому-то пригодится мой опыт. Я всегда оставляю небольшие посылочки детям на каждый день и подписываю, например, „Варя — 1-й день“. В итоге ребенок получает по посылочке в день. Внутри лежит какая-то сладость небольшая или что-то творческое. Так дети каждый день с весточкой от меня и ведут отсчет, сколько дней осталось до моего возвращения. Скоро я снова уезжаю на 5 дней, и они уже ждут не дождутся моего отъезда!”

  • Видеозвонки — отлично! Можно и обычные звонки. Не надо спрашивать “Как дела в саду?”, просто скажите: “Я очень тебя люблю и обязательно вернусь”. Даже если малыш убегает от трубки и “не слушает”, попросите взрослого, который с ним рядом в данный момент, включить громкую связь.
  • Хорошо оставить ребенку мамину футболку (ночнушку), которая пахнет ею. Не стиральным порошком и не духами! А мамой. То есть непостиранную вещь. Можно класть ему в кроватку, из футболки можно сделать наволочку.

“Мне было 8 лет, когда маму положили в больницу, и то я помню, как ходила по квартире с ее ночнушкой. Она и правда пахла мамой”.

Как ребенок учится расставаться с мамой

Уже с первых месяцев мы начинаем тренировать ребенка на разлучение. Помните игру в “ку-ку”? Мама прячется за пеленкой, а потом выглядывает. Малыш замирает озадаченно, а потом — восторг, дрыгоножество, хохот. Маленькая прививка разлуки, чтобы вырабатывался иммунитет.

А еще мама иногда уходит из комнаты. Или даже из дома. Принимает душ. Спит. Чем-то занята. Если ребенок всем доволен и играет, он может и не протестовать. Если ему нездоровится, или мамы нет что-то уж слишком долго, или она только пришла и опять сразу уходит, он может расплакаться, вцепиться в нее. Она подержит на руках, поцелует, пощекочет — он опять готов поиграть сам. Тренировка способности переживать разлучение продолжается.

Ситуация повторяется раз за разом, сотни, тысячи раз, и постепенно ребенок понимает, что если мама ушла — нужно просто подождать, и она вернется. Так всегда было. Если не происходит ничего экстренного, такого как долгая госпитализация мамы, раннее устройство ребенка в ясли, на полный день или на пятидневку, оставление с равнодушной или неласковой няней, ребенок и мама имеют возможность постепенно увеличивать свою возможность разлучаться и вновь соединяться.

После семи лет способность обходиться какое-то время без присутствия родителя заметно вырастает, а в подростковом возрасте дети порой и не прочь, чтобы “предки свалили”.

Выпускница детдома не знает, как заботиться о своем ребенке

Сегодня законодательство, по сути, не дает никаких вариантов реакции на ситуацию, которая потенциально похожа на опасную – вот например, как эта – маленький ребенок один дома – кроме перемещения ребенка в детское сиротское учреждение. Понятно, что если годовалый малыш остается дома один, да еще сидящим в ванной – это прямая угроза его жизни и здоровью, и то, что он не утонул – просто невероятное везение. Но, насколько я поняла ситуацию, женщина, оставившая детей одних – выпускница детского дома, и у нее просто нет элементарных знаний, понимания опасности, ей неоткуда их взять.

В такой ситуации мама явно нуждается в регулярном сопровождении. Ее нужно обучать быть мамой для своих детей так, чтобы она их не оставляла, ведь умение правильно заботиться о ребенке не появляется само по себе изначально, большая часть этих знаний, которые нам кажутся очевидными, мы впитывали в родительских семьях, повторяя со своими детьми схемы, перенятые у собственных родителей. Когда такой схемы просто нет, ее нужно изучать, при этом осознавая, что человек не всегда понимает целесообразность этого.

Например, была мама, выросшая у родителей, употреблявших алкоголь и наркотики, она сама и ее братья и сестры были предоставлены сами себе, ходили весь день по поселку, кормились у соседей. Когда она выросла, родила своих детей, у нее не было в голове никакой схемы, что оставлять детей одних – некий риск, что за ними нужно следить, что дети нуждаются в присмотре.

Если такие родители не понимают, что ребенку, оставленному одному, действительно угрожает опасность, на какой-то первый момент можно действовать, объясняя, что у нас такие требования закона и детей просто могут изъять, и вот это может сработать. А дальше все равно нужно продолжать работать с тем, чтобы мама это осознала.

Прощание с ребенком от 4-5 лет: волшебство, подробности и знаки любви

Ребенок постарше, дошкольник, уже меньше зависит от инстинктов, и с ним как правило “можно договориться”. Но при этом он более устойчив в своих переживаниях, его не так легко отвлечь, и грустить в разлуке он может глубоко и долго

Он уже осознает, как вы ему дороги, и ему важно быть любимым вами

Поэтому главное, что нужно донести до ребенка этого возраста — что уходя из дома, вы не “исчезаете” в никуда, вы остаетесь все той же мамой, все так же его любите и думаете о нем. Ваш союзник здесь — образное и даже немного магическое мышление дошкольника, его готовность к игре и сказке.

Рассказывайте ему о своей работе. Не столько о профессиональной ее части (это будет интересно позже, годам к 10), а о бытовой. Как едете, что видите по дороге, где сидите, где и чем обедаете. Все эти детали наполняют для ребенка “тридевятое царство” под названием “работа” мирной понятной жизнью, снижают его тревогу.

Говорите ребенку о том, как вы его любите и скучаете по нему. Пишите среди дня смски. Рисуйте картинки: вот ты, вот мама на работе, вот сердечки летят — это я про тебя думаю. Приносите небольшие подарки с работы, ручки-блокнотики и тому подобное. Так ребенок понимает, что вы помните о нем и думаете, чем его порадовать, даже когда не дома.

Во многих корпорациях сейчас становится популярной традиция “родительского дня” — это день, когда сотрудники могут привести с собой ребенка и показать ему, как работают мама или папа. Опыт показывает, что после того, как ребенок посидит на родительском стуле, поест в офисной столовой, познакомится с коллегами, увидит свою фотографию на рабочем столе маминого или папиного компьютера, он с гораздо меньшей тревогой отпускает родителей на работу. А они могут передавать ему приветы от сослуживцев и рассказывать о новостях.
Если в вашей организации пока нет такой традиции, заведите ее. Или как минимум просто раз-другой приведите своего ребенка на работу.

Ритуал прощания с ребенком-дошкольником может стать более “волшебным” и игровым. Можно рассовать ему по карманам “поцелуйчики”, можно заранее спрятать где-то, где точно найдет, записку с теплыми словами или рисунками и конфетой. Можно подарить ему свою фотографию в особой рамочке или медальоне.

Обычно после шести-семи лет дети легче переносят разлучение. Большая часть из мыслей уже направлена во внешний мир и вряд ли школьник всерьез расстроится из-за того, что родитель ушел на работу.

Но и сейчас могут быть обстоятельства, которые “вернут” ребенка назад по возрасту: слишком долгое разлучение, например командировка длиной больше двух-трех дней, или плохое самочувствие, тяжелый период в жизни. В таких случаях не грех вернуться назад и в способах, которыми вы помогали ребенку пережить разлуку раньше. Пусть это будет немного в шутку — ведь он уже не маленький, но даже почти совсем взрослым (и совсем взрослым) бывает приятно ощутить, что карманы полны “поцелуйчиков”, или найти записку с ласковыми словами и конфетой.

Как вести себя маме

Конечно, если мальчик ещё маленький (но уже вышел из грудного возраста), то просто не нужно приучать его спать вместе с мамой. Если же процесс совместного сна подзатянулся, нужно деликатно объяснить сыну, что мама по-прежнему его очень любит, но он — будущий мужчина и спать должен отдельно.

Когда же в материнскую постель приходит уже довольно взрослый ребёнок, который до этого спал отдельно, безусловно, нужно разбираться с его психологическими проблемами, обычным запретом приходить к маме в постель ситуацию, конечно же, не исправить, а уж тем более нельзя ругать сына. Прежде всего нужно спокойно поговорить с ребёнком по душам, понять причину его переживаний. Если дело в каком-то возникшем страхе, например, темноты или боязнь какого-то вымышленного существа, нужно от него избавляться различными способами.

Когда проблема связана с конфликтом в школе, друзьями и пр., её также нужно решать: подсказать сыну, как вести себя в определённых обстоятельствах, если необходимо, поговорить с учителем и т. д.

В откровенной беседе нужно постараться выяснить, что тревожит ребёнка

Конечно, в грудном возрасте мама может спать со своим сыном, если это облегчает уход за ним и не создаёт проблем в супружеских отношениях. А вот в более старшем возрасте, когда мальчик уже становится сознательным, нужно менять этот уклад. Ведь совместное времяпрепровождение ночью с мамой может обернуться для будущего мужчины психологическими проблемами во взрослой жизни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий