Ребенку от 1 до 5-ти лет, и он плохо ест?

Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой

Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.

1. Не давите на ребенка

Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный

Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой

  • Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
  • Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
  • Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
  • Никогда не наказывайте ребенка едой.

Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.

2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал

Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.

3. Подайте положительный пример

Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:

  • ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
  • старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
  • ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
  • старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
  • отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
  • следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
  • предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.

Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.

4. Подавайте блюдо красиво

Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.

5. Находите компромисс

Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.

Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.

Упражнение 3 — Разговор.

привередливый едок

Самый простой и прямой способ поработать над осознанностью детей с плохим аппетитом, потому что можно немного разговаривать во время еды, выполнения домашних заданий или поездки куда-нибудь и т.п. На самом деле, о голоде с ребенком надо разговаривать постоянно, начиная с начала прикорма.

Как только ребенок сел за стол, мама или папа должны задавать 2 вопроса на постоянной основе. «Ты голоден?» или «Ты сыт?».

С более взрослыми детьми можно вести диалоги.

«Это твой или мой живот урчит. Ты это слышишь?»

При ответе «нет», можно сказать: «Когда мой животик голоден, иногда он издает ворчащий звук, как будто он дрожит. Твой так делает?»

Если ответ «нет», то углубляемся и говорим: «Ну, животик не всегда ворчит, иногда кажется, что он болит».

Эта тема бесконечна. Говорим о своих чувствах, как испытываем голод, что при этом делает наш организм. Причем у мамы и папы будет разные впечатления и разные способы подачи информации. У моего ребенка, чувство голода выражается в фразе «болят кишки», значит надо кормить.

самостоятельный едок

Еще мне нравится слушать животик младшего ребенка. Это самая забавная игра, которую только придумало человечество. Повалить малыша на кровать и приложить ухо к животу и послушать о чем говорит живот. Он голоден или сыт? Может он ворчит, что в него мало поступило овощей? Никто не отменяет фантазию родителей. Чем громче смеется ребенок, тем лучше он запоминает слова родителей.

Эта игра сводится к тому, чтобы ребенок понимал, что если он давно поел, то животик будет ворчать или болеть или дрожать, так как голоден. Также играем с сытостью.

Дорогие родители, если такие разговоры заходят в тупик, и появляется чувство беспомощности, закругляемся. Резко и быстро! Я прекрасно понимаю, как это бывает, ребенок своими вопросами или ответами заводит такие дебри, из которых без путеводителя не выбраться. Просто в другой раз! Это номрально!

Как справиться с нарушением пищеварения у ребёнка?

Для компенсации нехватки пищеварительных ферментов у детей могут использоваться ферментные препараты. Они способствуют улучшению переваривания пищи.

Узнать больше

Креон является признанным ферментным препаратом в России и мире. Он дополняет собственное пищеварение и помогает переваривать белки, жиры и углеводы5.

Особенностью препарата
Креон является его форма выпуска – капсула, внутри которой содержатся сотни маленьких частичек. Они называются минимикросферами. Эти частички особенно удобны для приёма самыми маленькими детьми, поскольку капсулу можно вскрывать и добавлять минимикросферы в пищу, пюре или сок5.

Размер частиц и удобство приёма отличает
Креон от привычных таблетированных форм. Новорождённый таблетку не проглотит, дети постарше могут зубами случайно раскусить таблетку или отказаться её глотать, да и не всем взрослых комфортно принимать таблетки или капсулы целиком.

Лайфхак о том, что таблетку можно растолочь или поделить на части, на самом деле – заблуждение. При нарушении целостности таблетки разрушается ее защитная оболочка, а кислая среда желудка губительна для незащищенного фермента. Мнение о том, что у маленьких детей среда желудка не агрессивна – тоже заблуждение. Только в первые пару недель у младенца среда желудка нейтральна, а уже к четырём годам рН желудка у ребёнка очень близок ко взрослому.6

Что заботит любую маму при выборе лекарственного средства? Его безопасность. При приёме Креон 10000 организм не перестает сам переваривать пищу, препарат разрешён детям с самого
рождения2,4.

Подробнее узнать о Креон для детей можно
здесь.

Причина плохого аппетита первая: ем что хочу

С утра в клинике раздается телефонный звонок. Тревожный женский голос сообщает: «Мой мальчик отказывается есть. И это уже не первый раз. Что делать?». Для начала всегда неплохо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема педагогическая: в семье растет узурпатор и эгоист.

А что же все-таки делать? Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу — завтрак окончен, обед через 4 часа

Не стал есть суп за обедом — жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.

Многие возражают: «Так ведь он так не будет есть и целый день». Ничего страшного. Природа создала человека таким образом, что он вполне безболезненно может обходиться без еды (но не без питья) несколько дней. Ну, до этого дело, как правило, не доходит, при условии, конечно, что у мамы с бабушкой хватит терпения. А не хватит, ну что же, это ваш ребенок…

Формирование у ребенка пищевых навыков в значительной степени зависит от примера взрослых. Трудно требовать от малыша вдумчивого поглощения пищи, если папа обычно «на ходу» перекусывает бутербродами, а семья никогда не собирается за обеденным столом.

Оставьте выбор за ребенком

Пища не может служить способом для манипулирования малышом. Основное правило, определяющее стратегию подхода к кормлению маленьких детей, можно сформулировать следующим образом: “Не нравится — не ешь!” Еще в начале 80-х годов американский педиатр Клара Дэйвис провела знаменитый эксперимент, позволив группе детей в возрасте одного года свободно выбирать еду из большого ассортимента предложенной пищи. Надо сказать, что при этом родители не принимали ни малейшего участия в процессе кормления малышей. Результаты указанного эксперимента были просто ошеломляющими. Оказалось, что все дети потребляли так называемую “хорошо сбалансированную диету”. Под этим термином педиатры понимают диету, которая ежедневно включает продукты питания из четырех основных пищевых групп.

Обычно дети, достигшие годовалого возраста, уже оказываются в состоянии самостоятельно построить свой рацион питания, обеспечивающий физиологическое потребление всех необходимых для организма пищевых веществ

При этом не так уж важно, в какое время суток или в какое кормление даются указанные продукты

Важно регулярно следить за такими показателями физического развития малыша, как масса тела и рост. Если вы находитесь в затруднении от того, что не знаете, как трактовать физическое развитие ребенка, попросите педиатра оценить его параметры (по специальным таблицам)

На определенном этапе развития многие маленькие дети являются “плохими едоками”, но в большинстве случаев проблема исходит со стороны родителей малыша, ожидающих, что ребенок будет следовать определенным пищевым стереотипам (которые он временно отвергает). При гибком и естественном подходе эта проблема обычно вскоре исчезает.

4 группы продуктов, необходимых ребенку

  1. Мясные продукты (мясо, птица, рыба, яйца).
  2. Овощи и фрукты (в любом виде).
  3. Молоко и молочные продукты (коровье молоко, сыр, йогурт, творог, кефир и т.д.).
  4. Хлеб и зерновые продукты (хлеб, печенье, каши из различных видов крупы или муки, включая рис).

Типичные стереотипы

1. Толстый ребенок – здоровый ребенок, худой ребенок – больной (или заболеет).

Этот стереотип пришел к нам из советского прошлого. Крепкий краснощекий малыш смотрел на родителей с плакатов в детской поликлинике, он отражался в гневных взорах бабушек, меряющих здоровье детей только килограммами. В поликлиниках до сих пор сверяют здоровье всех детей по одной таблице. Таблицы давно устарели, их нормативы прописаны для советских детей, которых кормили манной кашей с трех месяцев. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1178 Здесь можно ознакомиться с современными нормативами для детей от 0 до 2 лет.

Специалисты различают худобу патологическую и здоровую. При патологической худобе, если она явилась следствием заболевания, у ребенка наблюдается нарушение термобаланса (“мерзлявость”), вялость, сонный взгляд, отсутствие интереса к активной жизни. Недобор веса не лечат увеличением количества пищи. При патологиях нужно лечить болезнь. Если лечить нечего, значит, у ребенка генетическая предрасположенность к стройности. Своя собственная индивидуальная стройность, которая не является проблемой. Если ребенок не вялый, активно развивается и редко болеет простудными заболеваниями – значит, он получает качественное питание. И он имеет полное право быть стройным.

2. Все, что полезно для взрослого – полезно и для ребенка.

Это одно из самых вредных заблуждений. Органы пищеварения, печень и почки ребенка еще недостаточно развиты. Взрослому человеку, питающемуся в течение дня не очень правильно, обязательно нужно пить кефир, чаще налегать на фрукты. Его микрофлора УЖЕ подпорчена несбалансированным питанием. Органы ребенка развиваются по программе, заданной природой. Ей не нужно мешать. Не нужно давать кефирчик пораньше и побольше «для пользы» – микрофлора ребенка не нуждается в таком количестве молочнокислых бактерий. Не надо перекармливать малоешку фруктами – витамины не откладываются про запас, кроме одного-двух.

3. Весь день ничего не ел – пусть хоть что-нибудь съест.

Это самый опасный стереотип. Кидать в пустой желудок горсть печенья категорически нельзя, эта неожиданная для желудка пища вызовет раздражение слизистых. Нужно четко определить для себя: кормите ли вы ребенка полезной пищей, или вы рисуете для себя картинку «ребенок – ест». «Мне так спокойнее!» – говорят мамы. Убийственная позиция. Через год-два она убьет здоровье, а пока что перекусы мало-помалу точат иммунитет.

Детские диетологи приходят к общему мнению: приучать к правильной еде нужно не детей, а их родителей.

Дети как раз знают, чего они хотят, они чутко прислушиваются к природным импульсам внутри себя. Родители большей частью руководствуются стереотипами. Мамам нравится изображать Мам с большой буквы, их попытки насильно закормить ребенка иногда превращаются в позёрство: мол, смотрите, какая я настоящая Мама, я все силы вкладываю в борьбу за питание! Под вечер настоящая мама падает в изнеможении, испытывая удовлетворение от своих мук. Ребенку все это не надо, но кто же ее пожалеет, если она не будет страдать? Маме тоже порою не хватает внимания, и она «вымогает» его, преувеличивая свой неблагодарный труд на поприще воспитания малоешки.

Каковы причины потери аппетита?

Причин много и, поверьте, каждый врач сможет обосновать пропажу аппетита и найти свои причины его потери. А для восстановления его, необходимо иметь единственно верный ответ на этот вопрос. Только в этом случае можно будет правильно назначить необходимое лечение человеку, т.к. без причины пропажи аппетита не бывает.

Когда пропадает аппетит, в первую очередь необходимо обратиться либо к терапевту, либо к врачу восстановительной медицины. Эти специалисты смогут назначить и провести необходимые исследования, которые смогут ответить на главный вопрос — почему и как. Однако, сейчас многие терапевты очень плохо, к сожалению, ориентируются в психосоматической симптоматике и очень редко могут правильно сориентировать человека на правильную терапию при жалобах на пропажу аппетита. Чаще терапевты, после обследований, когда не обнаруживают ничего серьёзного, направляют пациента к гастроэнтерологу который, по нашим временам, обязательно найдет проблемы и будет лечить. Но его ли тут патология? В 90% случаев гастроэнтерологу нечего делать при жалобах человека на потерю аппетита. Поэтому лучше обратиться к врачу хорошо разбирающегося не только в общей медицинской практике, но и в различных формах патопсихологических расстройств.

У Вас пропал аппетит? Вы не знаете причину? Приходите к нашему врачу восстановительной медицины. Мы сможем разобраться и помочь Вам. При необходимости Мы сможем провести необходимые лабораторные исследования.

Консультация врача 2 500 рублейОбщий анализ крови 270 рублей *

Сколько Еды Достаточно Для Детей?

В детстве дети обычно едят твердую пищу, одновременно получая грудное молоко или смесь. Примите во внимание следующие моменты, касающиеся количества еды, которое потребуется вашему малышу (10) (11) (12) 

  • Малышам нужно от трех четвертей до чашки еды на один прием пищи. Питание должно быть три-четыре раза в день.
  • Вы можете включить одну-две закуски между приемами пищи.
  • Как только малыш начинает ходить без поддержки, вы можете давать ему четыре-пять небольших приемов пищи в день и две закуски между каждым приемом пищи.
  • Подавайте один-два стакана молока в день.

Ребенку может потребоваться от 1000 до 1400 калорий в день, в зависимости от их возраста и состояния здоровья. Не стесняйтесь поговорить со своим диетологом или врачом, чтобы определить, сколько ваш ребенок должен есть, чтобы предотвратить дефицит питательных веществ. Ниже приводится общая оценка количества еды, в которой нуждается ваш малыш, по различным группам продуктов.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ГРУППАРЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО В ДЕНЬРАЗНОВИДНОСТИ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ДОБАВЛЯТЬ / ИЗБЕГАТЬ
зерна3-5 унций цельного зернаВключите в рацион зерновые, такие как пшеница, рис, просо, бобовые.
ОвощиОт 1 до 1½ стакана сырых или вареных овощейДобавляйте овощи разнообразного ассортимента цветов.
фрукты1–1½ стакана свежих фруктов. Можно также давать консервированные, замороженные или сушеные фрукты.Не давайте фруктовый сок малышу, поскольку коммерческие фруктовые соки содержат добавленный сахар и консерванты. Лучше всего использовать цельные фрукты, поскольку они являются источником клетчатки.
Молоко2–2½ стаканаПодавайте только цельное молоко, так как оно богато кальцием и жирами, которые необходимы растущим малышам. Также включите порцию молочных продуктов, таких как сыр, йогурт и масло.
Мясо2-4ozАссорти из мяса, например красное мясо, нежирное мясо, птица и морепродукты.

Придерживайтесь домашних закусок, таких как фрукты, вареные овощи и выпечка с низким содержанием сахара и жира. Никогда не давайте ребенку газированные и энергетические напитки, так как они содержат излишки сахара и потенциально вредные соединения.

Диагностика расстройств аппетита

Выявление и оценка потери аппетита затрудняется тем, что не существует определённых критериев, позволяющих рассматривать потребность в приёме пищи как однозначный признак нарушений. Индивидуальные особенности значительно варьируют от человека к человеку и зависят от пола, возраста, профессии, занятий спортом, наличия вредных привычек и гормонального статуса. Например, люди старшего возраста легче справляются с голодом и дольше сохраняют чувство насыщения пищей. Лица, интенсивно или умеренно занимающиеся спортом, чаще чувствуют голод/не чувствуют себя удовлетворёнными приёмом пищи. При диагностике необходимо учитывать эти различия.

Сами пациенты могут не жаловаться на то, что у них пропал аппетит, особенно если причина кроется в депрессии/последствиях сильного стресса/психологических проблемах

В таких случаях на снижение потребления пищи обращают внимание близкие родственники. Для объективной оценки аппетита широко применяют анкетирование или опросники

Выраженные симптомы основного заболевания, такие как повышение температуры тела, боль, понос, сами по себе подразумевают отсутствие потребности в приёме пищи. В таких случаях диагностика нарушений аппетита обычно не требуется, так как яркая клиника не позволит пропустить то или иное серьёзное заболевание.

Другое дело — патологии, при которых отсутствие аппетита бывает единственным симптомом. Неверная оценка может привести к поздней диагностике, возникновению осложнений. В качестве примера можно привести пресловутую нервную анорексию. В большинстве случаев патология обнаруживается родными и близкими уже при наличии выраженных изменений, когда значительно уменьшается масса тела.

Распространённые заболевания, сопровождающиеся отсутствием аппетита (патология + код в соответствии с международной классификацией болезней МКБ-10):

  • Нервная анорексия F50;
  • Депрессия F30;
  • Тревожные расстройства F40;
  • Острое стрессовое расстройства F43.0;
  • Биполярное расстройство F31;
  • Зависимость от наркотических веществ F10;
  • Дефицит гормонов щитовидной железы E03.9;
  • Туберкулёз А15;
  • Инфекционный мононуклеоз В27;
  • Бруцеллёз А23;
  • Вирусные гепатиты B15, B16, B17;
  • ВИЧ-инфекция B23.0, синдром приобретенного иммунного дефицита или СПИД B24;
  • Рак желудка С16;
  • Рак лёгкого С33;
  • Рак печени С22;
  • Рак поджелудочной железы С25;
  • Лимфома Ходжкина С81;
  • Железодефицитная анемия D50.9;
  • Язва желудка К25;
  • Язва двенадцатиперстной кишки К26;
  • Желчнокаменная болезнь К80.

Отсутствие аппетита может указывать на инфекционные и паразитарные патологии, печёночную или почечную недостаточность, сердечные патологии. Этот симптом возникает у всех больных с острой хирургической патологией органов брюшной полости. Потерю аппетита провоцирует приём антидепрессантов, антибиотиков, противоопухолевых препаратов, гормональных средств, наркотических средств и алкоголя. Сочетание этого симптома с необъяснимой потерей веса за короткий промежуток времени – тревожный признак. Для выявления причин нарушения потребности в приёме пищи необходимо тщательное обследование.

Минимально необходимое обследование при патологическом снижении потребности в пище:

  • Общий анализ крови с лейкоформулой;
  • Общий анализ крови;
  • Биохимический анализ крови;
  • Анализ кала;
  • Анализ мочи;
  • Рентгенография грудной клетки;
  • Электрокардиография;
  • Консультация терапевта.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий