Закаливание детей до года воздухом (воздушные ванны)

Содержание статьи

Организм малышей частично способен регулировать температуру в зависимости от окружающих условий.

Важно обеспечивать ребенку оптимальные климатические условия для нормального функционирования организма. Оптимальной температурой воздуха в комнате 20-22*, влажность 40-50%, кроме того, необходимо регулярное проветривание.. Также необходимо закаливать детей с раннего возраста

При закаливании происходит постепенная адаптация к разным условиям существования, усиление местного иммунитета. Закаливание снижает вероятность тяжелого течения заболевания.

Также необходимо закаливать детей с раннего возраста. При закаливании происходит постепенная адаптация к разным условиям существования, усиление местного иммунитета. Закаливание снижает вероятность тяжелого течения заболевания.

В этом вам помогут простые процедуры, о которых мы расскажем ниже.

Водные закаливающие процедуры

Закаливание детей водой следует начинать с умывания. С раннего возраста приучайте детей к прохладной воде. При местных водных процедурах начальная температура воды должна быть 28–30 °С, с последующим снижением ее через каждые 2–3 дня на 1–2 °С; для грудных детей – до 20–22 °С, а для детей старше года – до 16–18 °С.

В дальнейшем переходите к обливанию, ванне, душу и купанию. При кратковременных общих процедурах для детей в возрасте до 1 года начальная температура воды составляет 35–36 °С. Постепенно (в течение трех недель) температура снижается до 28 °С. Для более старших детей (1-6 лет) начальная температура воды должна быть 33-34 °С, а затем постепенно снижаться (в течение месяца) зимой – до 26 °С, а летом – до 24 °С.

Обтирание

Обтирание можно выполнять мокрой губкой, начиная уже с двухмесячного возраста. Сначала отирается шея, потом руки, поясница, спинка, ножки. Движения направлены к сердцу. Обтирание продолжайте 1-2 мин., после чего вытрите ребенка сухим полотенцем и сделайте легкий массаж до появления умеренного покраснения кожи.

Примерная температура воды для влажных обтираний детей, °С

(по А. П. Лаптеву)

Обливание

Обливание может быть местным (рук, затылка, спины, гру­ди, ног) и общим, при котором вода льется на голову и пле­чи. При общем обливании голову мочить не обязательно. Обливание продолжается 20–30 сек., после чего ребенка необходимо вытереть насухо. Температура воздуха в помещении во время обливания должна быть не ниже 18°С.

Примерная температура воды для обливания детей, °С

(по А. П. Лаптеву)

Внимательно следите за самочувствием ребенка до и после обливания. Легкое побледнение, появление «гусиной» кожи в начале процедуры вполне естественно. Однако если они держатся слишком долго и ребенок испытывает озноб, немедленно прекратите процедуру.

Купание в открытых водоёмах

Купание в открытых водоемах – несомненно лучший способ закаливания, поскольку детский организм одновременно получает воздействие солнца, воздуха и воды. Начинать купаться можно с 3 лет и лучше это делать после предварительного воздушного закаливания и обтираний.

Купаться лучше в интервале с 11 до 12 ч. Время пребывания в воде начинайте с 3 мин., постепенно увеличивая до 6-8 минут. Температура воды в водоёме должна быть не менее 22 °С, а воздуха – 24 °С.

Комплекс закаливающих процедур для школьников

(по А. П. Лаптеву)

Постарайтесь как можно быстрее научить своего ребенка плавать. Детям с ослабленным здоровьем, недавно перенесшим какое-либо заболевание, купаться можно только с разрешения врача.

Закаливание к высокой температуре воздуха

При высокой температуре окружающей среды вследствие затруднения теплоотдачи возникает опасность нарушения теплового равновесия и повышения температуры тела (см. Перегревание организма). В результате многократного и систематического действия тепла устойчивость организма к нему повышается, что достигается гл. обр. улучшением теплоотдачи. Основная роль в приспособлении к действию тепла принадлежит физ. теплорегуляции. При длительном 3. к теплу повышается эффективность потоотделения, т. е. увеличивается количество испаряющегося пота (обильный профузный пот сравнительно малоэффективен, т. к. большая часть его стекает в виде капель и практически не влияет на величину тепло-потери). Увеличение теплопотери происходит только за счет испаряющегося пота. Количество испаряющегося пота и, следовательно, теплоотдача испарением у постоянных жителей жарких стран значительно больше, чем у вновь прибывших из стран с холодным или умеренным климатом.

При длительном пребывании жителей умеренного климата в условиях высокой температуры окружающей среды эффективность потения у них постепенно возрастает. Это объясняется тем, что по мере Закаливания организма к высокой температуре воздуха меняется состав пота, в нем повышается содержание жировых веществ в основном за счет увеличения выделения кожного сала. Благодаря увеличению содержания жировых веществ в поте уменьшается его поверхностное натяжение, в результате чего пот более равномерно распределяется по коже и увеличивается общая поверхность испарения. Имеются указания на то, что по мере 3. к высокой температуре воздуха уменьшается концентрация хлоридов в поте. Благодаря этому происходит относительно меньшая потеря солей при интенсивном потоотделении (см.), что обеспечивает большую устойчивость солевого баланса. Благодаря улучшению теплоотдачи у людей, закаленных к воздействию высокой температуры, повышается способность к сохранению постоянства температуры тела; учащение пульса во время работы бывает умеренным, работоспособность увеличивается. Один из показателей закаленности к высокой температуре — повышение зоны оптимального теплоощущения (зоны комфорта).

Гидротерапия

Гидротерапия – это наиболее эффективный метод закаливания.  Применяют следующие методы гидротерапии:  обтирание, обливание, купание, ножные ванны.

  • Влажные обтирания можно проводить детям, начиная с 2-4 месячного возраста. Ребенка приучают постепенно – сначала проводят сухие растирания мягкой рукавицей. Начинают с кистей и стоп, а затем переходят к растиранию рук и ног и всего туловища. Затем обтирания проводят махровой рукавицей, смоченной в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Каждую часть тела обтирают отдельно, а потом вытирают досуха. Длительность всей процедуры 1-2 минуты. У детей до года рекомендовано начинать обтирания с 35º С, у детей более старшего возраста – с 33º-30º С
  • Обливания водой – более сильнодействующая процедура по сравнению с обтиранием, его обычно начинают через два месяца после окончания курса обтирания. Начальная температура составляет 32º-36º С. Последовательно обливают верхние конечности, грудь, спину, голову, а затем остальные части тела. Эффективны обливания водой контрастной температуры (разница 5º-7º С), с постепенным снижением температуры до 12º-14º С.  После обливания необходимо провести растирание и массаж. Общая длительность процедуры – 60-90 секунд.

Очень полезными процедурами для детей являются обливания стоп. Их проводят ежедневно, в течение года. Воду льют на нижнюю треть голеней и стопы.  При этом  температуры воды в начале курса  28º-25º С, а в конце  курса  15º-14º С. Температура воды понижается каждые 10 дней  на 1º-2º С. Длительность процедуры – 30 секунд, после обливания необходимо растереть стопы махровым полотенцем.

Ножные ванны – целесообразно проводить, когда ребенок научился ходить.

Для проведения этой процедуры в большой таз наливают воду, чтобы ее уровень доходил до щиколоток, и предлагают ребенку потоптаться в водичке 3-5 минут. Начальная температура воды составляет 35º-36º С и постепенно снижается до 27º-28º С, а время пребывания в воде увеличивается.  Если на дно таза при этом насыпать мелких гладких  камушков, получится «домашний пляж», хождение по которому является прекрасной профилактикой плоскостопия.

Контрастные гидропроцедуры являются переходной ступенью между традиционным и интенсивным закаливанием.

Методика проведения контрастных ножных ванн: в ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном тазу вода всегда 38º-40º С, а во втором 34º-36º С, и каждые пять дней температуру воды во втором тазу понижают на 1º С и доводят до 18º-10º С. Сначала ребенок погружает ноги на 1-2 мин в горячую воду, а затем на 5-20 секунд погружает ноги в холодную воду. Число попеременных погружений 3-6, заканчивают процедуру горячей ванной.

Контрастный душ Детям в возрасте от 1.5 лет можно проводить контрастный душ: нахождение под горячей водой 40º-50º С в течение 1 минуты, затем в течение 10-20 секунд проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10º-15º С. Чередуют 5-6 раз. Затем ребенка растирают махровым полотенцем.

Также для закаливания детей полезна сауна, русская баня. При отсутствии противопоказаний  с 3-4 лет ребенок 1 раз в неделю может посещать сауну.

К физиотерапевтическим методам, применяемых  при закаливании относятся также:

  • климатотерапия
  • гелиотерапия (вид климатотерапии с помощью солнечных лучей)
  • талассотерапия (лечение морским климатом и морским купанием)
  • псаммотерапия (метод лечения с помощью горячего песка)
  • спелеотерапия (метод лечения длительным пребыванием в условиях своеобразного микроклимата естественных карстовых пещер, гротов, соляных копей)

Будьте здоровы!

Принципы детского закаливания

При закаливании детей следует учитывать физиологические особенности детского организма и несовершенство его терморегуляции. Он медленнее приспосабливается к изменениям окружающей среды, в связи с этим, нарушение теплового равновесия у него может наступать легче.

Соблюдайте основные принципы закаливания, учитывая возраст, общее физическое развитие и другие индивидуальные особенности ребенка. Признаками неблагоприятного воздействия закаливающих процедур может быть вялость или нарушение аппетита.

Важное значение имеет одежда. Ни в коем случае нельзя изнеживать детей, надевая на них шерстяные носки и свитеры дома

Чрезмерное укутывание на улице также ведет к перегреву и повышает предрасположенность к простудным заболеваниям

Детей можно окунать в прохладную воду с рождения. При этом кто-нибудь из родителей должен окунаться вместе с ребёнком, прижимая его к груди. Начинать следует с 1-2 секунд.

Солнечные ванны

Солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. При его недостатке могут возникать различные отклонения, связанные с дефицитами витамина Д и расстройством фосфорно-кальциевого обмена. Избыток солнечных лучей тоже не слишком хорош, поэтому рекомендации о разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям.

Не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Детей в возрасте до года нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами, в этом возрасте рекомендуется закаливание рассеянным солнечным светом.

Первое время солнечные ванны лучше принимать в легкой светлой одежде: панамке, футболке и трусиках. Через 3-4 дня вместо футболки наденьте майку, а еще через несколько дней он может загорать обнаженным.

Продолжительность первых сеансов – 4 мин. Каждые два-три дня можно прибавлять ещё по 4 мин. Итоговая длительность солнечных ванн для детей в возрасте 3-4 лет до 12-15 мин., для детей 5-6 лет – до 20-25 мин и для 7-8 летних – до 30 мин.

После солнечной ванны желательно провести обливание или другую водную процедуру. Во время закаливания солнцем постоянно следите за самочувствием ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли или вялости солнечную ванну следует прекратить.

Клинические исследования

Эффективность, безопасность и переносимость продукции «Ла-Кри» клинически доказана. Средства рекомендованы союзом педиатров России. В ходе клинических исследований специалистам удалось зафиксировать отличные результаты.

Доказано, что крем под подгузник Ла-Кри:

  • создает защитный барьер на коже;
  • снимает покраснение и раздражение;
  • обеспечивает бережный уход за кожей.
  1. Андерсон, Аричи, Аццопарди, Наглядная неонатология. Руководство, ГЭОТАР-Медиа, 2019.
  2. Основы формирования здоровья у детей. Учебник. – Москва: Мир, 2016.
  3. Тульчинская, В. Д. Сестринская помощь детям / В.Д. Тульчинская. – Москва: РГГУ, 2016.

Четвертый способ – закаливание в сочетании с солнечными лучами

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую устойчивость организма. Но чем младше ребенок, тем выше его чувствительность к ультрафиолету. Поэтому солнечные ванны детям до 1 года крайне нежелательны, если речь идет о коренных белорусах в естественной среде обитания, а в Африке своя песня.

Мы с осторожностью пробуем солнечные ванны у деток 1-3 лет жизни, и уже шире и смелее – в более старшем возрасте

Тут важно понимать, что никто не призывает жарить ребенка на солнцепеке, от этого пользы мало будет. Ведь и в рассеянном солнечном свете много ультрафиолета и сравнительно мало инфракрасных лучей

Именно из-за последних мы перегреваемся почти как в микроволновке. А для синтеза витамина Д, для адекватной работы иммунной системы нам нужен именно ультрафиолет. Осенью, зимой и весной даже под прямыми солнечными лучами перегревание не грозит, поэтому не стоит от солнышка прятаться.

Летом можно проводить световоздушные ванны (но не прожаривание под прямыми солнечными лучами) при температуре воздуха 22°С и выше для детей первого года жизни и 20°С – для детей 1-3 лет, желательно в безветренную погоду. В нашем климате это лучше всего делать с 9 до 12 часов дня, в более жарком климате с 8 до 10 часов утра. Продолжительность таких процедур у детей первого года жизни всего 3 минуты, у более старших – 5 минут с постепенным ежедневным увеличением на пару минут до 40 минут (почти как урок в школе). Абсолютным противопоказанием к проведению такого закаливания будет температура окружающего воздуха более 30 °С.  После солнечных ванн можно переходить к водным процедурам, о чем пойдет речь в следующем материале.

А пока – все на воздух, все в сад.

Лето как-никак на дворе.

Второй способ – прогулка, в том числе и сон на воздухе

 Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Сон, питание, игры, гимнастику и закаливание лучше всего летом организовать за городом, на свежем воздухе. Айда к бабушке на дачу!

Гулять нужно в любое время года детям любого возраста, и новорожденным тоже. Только зимой 2-недельного ребенка не стоит выносить на улицу, если там холоднее, чем -5°С.  Первая прогулка всего 10 минут, а потом все дольше минут на 5-10, и так доходим до 2 часов. Гулять лучше 2 раза в день. И малышу полезно, и мама после родов быстрее восстановит фигуру.

Детей в возрасте 2-3 месяцев не выносят на прогулки, если на улице -11 °С.  В более теплые дни гулять можно до 1 часа, а в холодные – лучше несколько раз на 20 минут выйти.

Дети 3-5 месяцев жизни гуляют уже до -12 °С, а ближе к 6 месяцам – и при -15°С.  В теплое время года с малышом хорошо гулять между кормлениями 2- 3 раза в день по 2-2,5 часа. Поели — погуляли — пришли умылись, поели, переоделись — и опять гулять. Красота…

Как понять, что дневной сон малыша на воздухе организован правильно:

  • ребенок быстро засыпает;
  • сон спокойный;
  • дыхание во сне ровное;
  • личико розового цвета;
  • ребенок не вспотел;
  • при пробуждении ручки и ножки малыша теплые.

Если ребенку неудобно, что-то беспокоит, ему жарко или холодно, то сон будет неровным, а может, малыш и вовсе не уснет.

Если личико с синюшным оттенком, носик, ручки и ножки холодные, значит, он сильно переохладился. Нужно срочно домой – согреваться. Если же, наоборот, лоб потный, то ребенок перегрелся.

Физиологические основы закаливания

В основе закаливания лежит тренировка периферических и центральных звеньев системы терморегуляции, которые контролируют процессы образования и отдачи тепла в организме.

Организм человека в процессе эволюции выработал способность приспосабливаться к изменениям погодных условий, выдерживая даже значительные перепады температур, сохраняет при этом тепловой баланс внутри тела.

При закаливании резко активизируется иммунная система, повышается физическая и умственная работоспособность, устойчивость к инфекционным, аллергическим, злокачественным заболеваниям, атеросклерозу, ожирению, диабету.

Естественные факторы внешней среды, которые используются при закаливании, – это солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом

Под воздействием воздушных ванн повышается тонус нервной и эндокринной систем, нормализуются функции пищеварения, улучшается работа сердечной и дыхательной систем, изменяется состав крови – увеличивается количество эритроцитов и уровень гемоглобина, следовательно усиливается насыщение клеток организма кислородом.

Чем больше разница температур тела и воздуха, тем сильнее раздражаются рецепторы кожи. Поэтому холодные воздушные ванны активизируют защитные компенсаторные терморегуляторные механизмы, тренируя скорость сосудистых реакций, которые предохраняют организм от резких перепадов внешних температур.

Теплый воздух не несет закаливающего эффекта, но зато положительно влияет на окислительно-восстановительные процессы в организме.

Закаливание солнцем

Солнечная радиация оказывает влияние на организм с помощью инфракрасного и ультрафиолетового излучения.

Под действием инфракрасных лучей в организме происходит образование добавочного тепла, в результате чего усиливается потоотделение, увеличивается испарение влаги с кожных покровов, расширяются сосуды, появляется покраснение кожи, возрастает кровоток.

Ультрафиолетовые лучи (УФ) производят мощный биологический эффект на организм: под их влиянием в коже синтезируется витамин Д, играющий важную роль в фосфорно-кальциевом обмене. УФ лучи характеризуются бактерицидным свойством, повышают сопротивляемость организма к инфекциям, оказывают тонизирующее влияние на все органы и системы.

Кожа людей, принадлежащих к различным расам, имеет разную чувствительность к солнечному облучению. Это связано с толщиной поверхностного рогового слоя и способностью кожи к синтезу меланина – пигмента, количество которого определяет различный цвет кожных покровов: от белого до черного.

Закаливание водой

Одним из показателей эффективности водных закаливающих процедур служит реакция кожи.

Выделяют три фазы реакции кожных покровов на действие холодной воды:

  • I фаза – происходит спазм сосудов кожи, при сильном охлаждении изменения касаются и подкожно-жировой клетчатки.
  • II фаза – идет процесс адаптации к низкой температуре воды: сосуды расширяются, кожа краснеет. Для этой фазы характерно улучшение самочувствия, прилив бодрости и энергии.
  • III фаза –переохлаждение, когда заканчиваются приспособительные возможности организма, тело уже не может сохранить тепло. На этом фоне возникает сильный спазм подкожных сосудов, кожа бледнеет, обретает синюшный оттенок, появляется озноб.

При регулярном закаливании водой первая фаза становится короче, а вторая приходит быстрее. Самое главное, не допускать третьей фазы.

Закаливание воздухом

I способ — проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания — сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1-2°С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раза в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, +20-22°С. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.

II способ — прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. В любое время года полезно гулять, не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайте ребенка! Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время года при температуре воздуха не ниже –5°С надо выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры — 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлениями по 2-2,5 часа.

В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.

III способ — воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка — он становится спокойнее, лучше ест и спит.

Для детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до + 18-20°С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Начинать надо с 3 минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте. В течение второго полугодия — 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.

Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении “гусиной кожи” надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность

Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны

В летний период воздушные ванны можно сочетать с солнечными.

Закаливание солнечными лучами

Необходимо помнить, что солнечные лучи — сильнодействующее средство. Детям раннего возраста пребывание под прямыми солнечными лучами, также как и принятие солнечных ванн, не показано. Начинать закаливание следует, при рассеянном солнечном свете. Ребенку лучше находится в так называемой “кружевной тени”. Вначале он должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре воздуха +22-24°С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышу нужно надеть панамку. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками.

При хорошем общем состоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев, можно подставить его и под прямые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затем постепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Производить эту процедуру необходимо утром (до 10-11 часов) или вечером (после 17). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени деревьев или из-под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой

Если ребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядом взрослого, необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру

Инна Шаркова, детский неврологКонстантин Рыченко, педиатр

Воздушные ванны

Домашние

С первых дней

Воздух как средство закаливания можно использовать с первых дней жизни ребенка. Необходимо, чтобы ребенок не менее 2 раз в день на короткое время (2-3 мин.) оказывается частично или целиком раздетым, температура в помещении при этом должна быть 20–22 °С. Время воздушной ванны постепенно увеличивается и к концу года достигает 10 мин.

Одновременно можно выполнять простые движения сгибания, разгибания, разведение, поднимание и опускание рук и ног. На первых порах каждое упражнение повторяют 2–3 раза, а затем число повторов постепенно увеличивается до 5–6. По мере роста ребенка упражнения усложняются и время их выполнения составляет 10 мин.

От 1 до 3 лет

Для детей от 1 до 3 лет температура воздушных ванн составляет 18–19 °С, в возрасте от 3 до 6 лет она снижается до 16 °С. Во время процедур дети должны находиться в движении, участвуя в подвижных играх.

Следите за тем, чтобы помещение, где находится ребенок, постоянно проветривалось. Если на улице не холодно – на весь день открывайте форточки. Температура должна быть около 19 °С. Занятия гимнастикой и подвижными играми должны всегда проходить при открытых форточках.

На открытом воздухе

После воздушных ванн, проводимых в помещении, переходите на открытый воздух. Регулировать действие воздуха на организм помогает постепенное облегчение одежды.

С первых дней

В зимнее время с малышом можно гулять, начиная с 2-3 недельного возраста: сначала 2, а затем 3 раза в день. В возрасте до 6 месяцев пребывание на открытом воздухе допускается при температуре не ниже 10 °С, а до года – не ниже -5 °С. Во время прогулок лицо ребенка должно быть открытым.

Одно из важнейших средств закаливания – дневной сон на открытом воздухе в любую погоду. Это повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям, способствует борьбе с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей. Лучше всего укладывать детей спать на веранде или балконе.

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не наступило чрезмерное охлаждение или перегревание.

От 1 до 3 лет

Длительное пребывание на свежем воздухе крайне важно. Мало что может сравниться с ним в эффективности

Даже зимой дети должны быть на прогулке не менее 3-4 ч. Во время прогулок обязательно проводятся подвижные игры.

Список рекомендуемой литературы

  1. Богданов Г.П. «Школьникам – здоровый образ жизни», 1989.
  2. Майстрах Е. В. «Патологическая физиология охлаждения человека», Л., 1975.
  3. Лаптев А. П. «Азбука закаливания», М., 1986.
  4. Лаптев А. П. «Закаливайтесь на здоровье», М., 1991.
  5. Маршак М. Е. «Физиологические основы закаливания организма человека», Л., 1965.
  6. Минх А. А. «Очерки по гигиене физических упражнений и спорта», М., 1976.
  7. Полиевский С. А., Гук Е. П. «Физкультура и закаливание в семье», М., 1984.
  8. Сперанский Г. Н., Заблудовская Е. Д. «Закаливание ребёнка раннего и дошкольного возраста», М., 1965.
  9. Спирина В. П. «Закаливание детей», М., 1972.
  10. Смирнова E. Т. «Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях», М., 1973.
  11. Чабовская А. П. «Гигиена детей раннего и дошкольного возраста», М., 1971.

Прочитано:
826

#Закаливание#Иммунитет

Posted By

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий