10 самых популярных родительских страхов перед детским садом

Страхи у дошкольника и младшего школьника

В белорусском Витебске по методике опросника «Страхи у детей» была изучена группа из 40 дошкольников в возрасте 5 — 7 лет с нормальным развитием, посещающих детский сад. Также были опрошены 40 детей, обучающихся в первом классе гимназии Витебска. Исследование показало, что у близких по возрасту старших дошкольников и первоклассников страхи почти одни и те же. Однако у первоклассников появился страх опоздания, связанных видимо с необходимостью соблюдать школьную дисциплину. Кроме того, у первоклассников преобладал страх смерти (как самого ребенка, так и и боязнь смерти родителей). У дошкольников на первом месте стоял страх животных. Также после поступления в школу частотность страхов резко увеличилась и видимо стало больше детей, у которых отмечено несколько разных видов страхов.

Страхи у старших дошкольников

Витебское исследование показало, что у дошкольников в возрасте 5 — 7 лет наиболее часто (более 5 случаев выбора из 40 опрошенных) встречаются такие страхи (в скобках указано количество случаев выборов в группе из 40 детей):

  • Животных (25);
  • Темноты (24);
  • Чудовищ, сказочных персонажей (15);
  • Неожиданных, резких звуков (14);
  • Врачей (10);
  • Пожара (8);
  • Одиночества (8);
  • Нападения бандитов (7);
  • Уколов (7);
  • Сделать что-нибудь плохо (7);
  • Крови (6).

Страхи перед людьми у этих дошкольников, как видно из вышеуказанных данных встречались редко. Наиболее частыми из таких страхов были боязнь врачей и нападения бандитов. Старшие дошкольники почти не боялись смерти и стихийных бедствий. Три самых распространенных страха у старших дошкольников не были связаны с обществом — дети боялись животных, темноты и сказочных персонажей.

Страхи у первоклассников

У детей 1-го класса белорусской гимназии при проведении такого же опроса в начале 2010-х годов (в Белоруссии детей в начале 2010-х годов в 1-й класс принимали в возрасте 6 — 7 лет, кроме того, как и в России в 1-м классе белорусской школы детям не ставили отметок) наиболее частыми (более 5 случаев выбора из 40 опрошенных) были следующие страхи (в скобках указано количество ответов в группе из 40 детей):

  • Смерти (32);
  • Смерти родителей (25);
  • Пожара (25);
  • Нападения бандитов (24);
  • Сделать что-нибудь плохо (24);
  • Стихийных бедствий (23);
  • Огня (22);
  • Опоздать (22);
  • Войны (21);
  • Животных (18);
  • Страшных снов (17);
  • Чудовищ, сказочных персонажей (16);
  • Глубины (16);
  • Темноты (14);
  • Не успеть куда-либо (что-то сделать) (14);
  • Высоты (12);
  • Заболеть (12);
  • Боли (12);
  • Неожиданных резких звуков (12);
  • Уколов (12);
  • Одиночества (11);
  • Незнакомых людей (10);
  • Сна (10);
  • Наказания (9);
  • Крови (8);
  • Больших улиц, площадей (8);
  • Врачей (8);
  • Замкнутых пространств (6).

Из этих цифр видно, что после поступления в школу общее количество страхов у каждого ребенка резко увеличилось, но новых видов детских страхов почти не появилось. Если у опрошенных старших дошкольников 5-7 лет зафиксированы 28 видов страхов, то у опрошенных первоклассников — 30 видов страхов. У первоклассников выявлены только два вида страха, которых не было у старших дошкольников — страхи опоздать и заболеть.

У первоклассников очень часто встречались страхи, связанные с жизнью в обществе — сделать что-то плохо, не успеть что-то сделать, боязнь опоздать, встречи с незнакомыми людьми, наказания. Также у первоклассников Витебска часто встречались страхи стихийных бедствий и пожаров (огня). Самым распространенным у первоклассников был страх смерти — как самого ребенка, так и родителей. Также первоклассники очень часто боялись заболеть или испытать боль.

Интересно, что исследование детских страхов у первоклассников российского Владимира, проведенное по методике М. А. Памфиловой «Страхи в домиках», показало иной результат — 73 % обследованных 26 учеников одного первого класса боятся одиночества. Именно страх одиночества был среди владимирских первоклассников доминирующим, в то время как среди 40 первоклассников Витебска этот страх был отмечен только у 11 детей (28 % опрошенных).

Страхи у учеников 2 — 3 классов школы (8 — 9 лет)

У 8 — 9-летних школьников сохраняются те же страхи, что и у первоклассников. По методике А. И. Захарова «Выявление страхов у детей» были обследованы 60 школьников Нижнего Новгорода. В результате этого исследования были выявлены следующие распространенные страхи:

  • Смерти — 82 % опрошенных;
  • Войны — 82 % опрошенных;
  • Нападения — 81 % опрошенных;
  • Резких, неожиданных звуков — 71 % опрошенных;
  • Наказания — 58 % опрошенных;
  • Боли — 55 % опрошенных;
  • Страшных снов — 52 % опрошенных;
  • Высоты — 37 % опрошенных;
  • Одиночества — 32 % опрошенных.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы)

При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его

Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня»

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Что делать, чтобы ребенок был счастлив в школе?

Стоп! 
Давайте остановимся и не будем паниковать.  Интуитивно родитель понимает, что школа для ребенка становится своеобразным домом и начинает выполнять функции «родителя», другими словами, забирает власть над ребенком. Конечно, такое понимание нуждается в анализе и коррекции поведения самого родителя. Тем не менее, родитель должен стать не врагом своим детям, а товарищем, союзником. В обратном случае, способность и интерес к познанию у ребенка затухает, возникает внутренний протест, результатом которого может быть агрессивное поведение или лживость, ребенок начинает обманывать и хитрить. 

Особенности детских страхов у воспитанников детских домов

Исследование, проведенное по методике А. И. Захарова в 2008—2011 годах в Пензенской области (средний возраст обследованных — 9 лет), показало, что по ряду детских страхов нет существенных различий между детьми, воспитывающимися в детских домах, и детьми, живущими в родных семьях. Оказалось, что у обследованных воспитанников детских домов многие страхи встречаются гораздо реже, чем у детей, живущих в родных семьях:

  • Страх заболеть (заразиться) выявлен у 70 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 43 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх опоздать в школу выявлен у 84 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 17 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх наказания родителями — 73 % опрошенных детей из родных семей, 15 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх смерти родителей — 99 % опрошенных детей из родных семей, 82 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх перед засыпанием — 50 % опрошенных детей из родных семей, 24 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх глубины — 32 % опрошенных детей из родных семей, 22 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх войны — 45 % опрошенных детей из родных семей, у 26 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх врачей — 30 % опрошенных детей из родных семей, 20 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх уколов — 65 % опрошенных детей из родных семей, 47 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх неожиданных, резких звуков — 68 % опрошенных детей из родных семей, 49 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх сделать что-либо неправильно выявлен у 92 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 46 % опрошенных воспитанников детских домов.

Однако, как показало то же исследование в Пензенской области, воспитанники детских домов намного чаще, чем дети, живущие в родных семьях боятся одиночества, каких-то людей, сказочных (либо мистических) персонажей, страшных снов, темноты, стихии и замкнутого пространства.

Страх несуществующих персонажей

Некоторые родители, укладывая деток спать, пугают их разными мифическими, сказочными персонажами: Бабой-Ягой, Бабаем, Бармалеем и другими. Взрослые считают, что пугаясь страшных, неизвестных чудовищ, их ребенок быстрее уснет, и не будет шуметь, вертеться, ерзать в кровати. Однако такие ночные страхи бывают очень опасны и могут привести к бессоннице у малышей, нежеланию спать, страха перед темнотой и ночью. Поэтому, прежде, чем устрашать свое чадо такими жуткими монстрами, куда лучше прочесть добрую сказку или веселую историю, интересный стишок, который настроит ребенка на позитивный лад и скорее поможет заснуть.

Факторы (причины) возникновения детского страха

Исследователи выделяют следующие факторы (причины) возникновения детских страхов:

  1. Гнев и угрозы по отношению к ребенку;
  2. Внушение со стороны взрослых, которые эмоционально предупреждают ребенка об опасности, которую он еще не осознает;
  3. Внушение со стороны детей, которые придумывают себе чудовищ и монстров, а потом рассказывают о них других детям;
  4. Конкретный случай, который напугал ребенка (например, укусила собака или застрял в лифте);
  5. Невроз;
  6. Детская фантазия;
  7. Конфликты в семье (ребенок очень часто считает себя причиной конфликта между родителями);
  8. Обиды со стороны сверстников.
  9. Жилищные условия семьи. А. И. Захаров отмечал, что у детей, живущих в коммунальных квартирах, где больше возможностей контактировать со сверстниками, меньше вероятность возникновения страхов, чем у детей (особенно девочек) из семей, живущих в отдельных квартирах;
  10. Количество детей в семье. У единственного ребенка в семье, который находится в тесном эмоциональном контакте с родителями, обычно сильнее перенимает их беспокойство. Увеличение количества детей в семье обычно способствует уменьшению страхов;
  11. Возраст родителей. У родителей в возрасте старше 30 дет (и особенно в возрасте старше 35 лет) дети более беспокойны;
  12. Пол ребенка. Девочки более склонны к страхам, чем мальчики.

Страх наказания

Довольно часто родители наказывают своих детей за малейшие проступки. И это не обязательно физическое наказание ремнем или даже шлепком по попе, это может быть получасовой простой в углу, запрещение смотреть мультики, играть с друзьями на улице, кушать сладости и другие. Со временем детские страхи становятся все больше, переключаются на все</a>, что окружает ребенка. Он начинает бояться разлить воду или сок, испачкаться, громко играть, показать дневник с плохой оценкой и т.д. Взрослые должны понимать, что их чадо учится быть самостоятельным, сам хочет держать ложку и вилку, наливать себе сок или молоко, развивается и познает мир через ощущения, путем проб и ошибок.

Страх громких звуков

Многие дети очень боятся и не переносят резкие, громкие звуки: хлопанье дверями, удары молотком, крики родителей во время ссоры и прочие. Для них это настоящий стресс, который со временем только нарастает, накапливается и может вылиться в серьезные проблемы со здоровьем. В первую очередь взрослые должны помнить, что нельзя повышать голос при разговоре друг с другом, а если так уж хочется иногда поскандалить, желательно делать это, пока ребенка нет дома, чтобы лишний раз его не травмировать. Также мамы и папы не должны кричать на своих детей, даже если те провинились, испортили какую-то вещь, разбили любимую кружку или вазу, подрались и т.д. Ничто не стоит детских слез и нарушенной нервной системы в таком юном возрасте.

Подростковые социальные страхи

У подростков также имеются возрастные страхи, но они в основном социальные (хотя природные страхи у некоторых детей тоже сохраняются в этом возрасте). А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10 — 12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришелся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10 — 11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11 — 12 лет до 16 — 17 лет):

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина  — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учета индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведенное среди подростков в возрасте 13 — 14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.

Страх будущей самостоятельной жизни силен у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре) показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.

Страх животных

Очень часто дети испытают страх перед животными, особенно часто перед собаками, кошками и другими. Как правило, ребенок пугается, когда к нему очень близко подходит огромный, лохматый зверь – собака. А если еще тот залает, тогда страх перерастает в ужас и даже маленькие собачонки впоследствии вызывают только негативную реакцию. Не редко сами родители порождают у своих малышей такую фобию, говоря, что непослушных ребят собаки могут укусить. Иногда мамы и папы могут наблюдать боязнь ребенка перед кошкой. Но в основном это связано со светящимися глазами животного, которое в темноте выглядит несколько зловеще, даже для взрослых.

Страх чужих людей

Многие дети негативно относятся к посторонним людям, неохотно идут на контакт и знакомятся. В их мирке, особенно первое время, есть только мама и папа, а все гости чужие и не похожи на родителей. Часто дети плохо переносят врачей, в первую очередь из-за уколов и постоянных проверок, поэтому люди в белых халатах редко вызывают в малышах симпатию. Негативную реакцию могут вызывать костюмированные персонажи: клоуны, гномы и другие переодетые и замаскированные личности. Чтобы ребенку было проще узнавать новый мир, он должен в первых месяцев ощущать и видеть вокруг себя людей, новые лица, с маленьких лет посещать цирки и театры. Это позволит избежать ненужных страхов у детей. Нельзя очень рьяно опекать и заботиться о своих чадах, они должны развиваться, учиться быть общительными и коммуникабельными.

Методы обнаружения детского страха

Для выявления детского страха используют следующие методы:

Опросник «Страхи у детей» (для дошкольников, но предпочтительнее для младших школьников). Он не напоминает социологический опрос, так как вопросы ребенку задают в ходе игры и как бы между прочим. При этом вопрос задается ровным и спокойным голосом;
«Нарисуй свой страх» (метод А. И. Захарова, предпочтительнее для дошкольников). Ребенку выдают листы бумаги формата А4 и фломастеры или цветные карандаши. Затем ему предлагают нарисовать то, чего он боится. После окончания рисования ребенка просят объяснить — что он нарисовал

Внимание исследователь обращают не только на количество нарисованных страхов, но и на некоторые особенности рисунка — цветовую гамму, нажим, характер мазков, масштабность изображения и т. д.;
Тест «Сказка» Луизы Дюсс. Тест выявляет наличие (отсутствие) детского страха и состоит из 10 сказок, объединенных общим персонажем, с которым ребенок будет себя идентифицировать

Каждая сказка заканчивается вопросом, ответ на который должен дать ребенок;
Опросник по выявлению детских страхов, разработанный Л. С. Акопян, который состоит из 18 вопросов, разбитых по 7 блокам;
Методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова (в модификации М. А. Памфиловой).
И ряд других методик.

А. И. Захаров рекомендовал родителям дома организовать рисование страхов ребенка, которые выявлены психологом.

Таблица 1. Рисунок детского страха в домашних условиях (А. И. Захаров)

Название детского страхаЕго изображение в рисунке
1ОдиночестваРебенок и всего того, что он боится, оставшись один
2НападенияАгрессивно ведущие себя взрослые
3Заболеть (заразиться)Больница или микробы
4ОпоздатьБегущий в школу ученик, часы которого показывают время первого урока
5СновЗасыпающий ребенок, опасения которого полностью видны на рисунке
6ТемнотыСлегка затушеванная комната, где проявляются персонажи фантазии ребенка
7ЖивотныхИзображение каждого вызывающего страх животного
8Сказочных персонажейИзображение каждого вызывающего страх сказочного персонажа
9ВысотыГора (высокое здание), на которой (-ом) кто-то стоит
10ГлубиныУщелье, колодец, морское дно
11ВодыКупание, обливание и т. п.
12ВойнаСражение
13Крови, уколов, болиТекущая кровь из пальца, делание укола, плачущий ребенок и т. д.
14Неожиданных воздействийЧто-то падает, разбивается, гудок, сигнал

Страх одиночества

Данная фобия встречается очень часто. Дети стараются никуда не отпускать свою маму, хотят, чтобы она все время была рядом. А потеря ее из виду даже на пару минут равносильна расставанию навсегда. Именно поэтому родители должны приучать своих малышей играть самостоятельно, а самим идти заниматься домом: готовить, убирать, гладить в соседней комнате, приучать ребенка не бояться, ведь маму всегда можно позвать и она придет из соседней комнаты. Постоянно пребывание рядом с детьми в дальнейшем оказывает негативное влияние не только на них, но и на родителей, которые очень сильно переживают за своих чад, пока те полдня проводят в детском саду или просто гуляют с бабушкой на улице.

Типы детских страхов

Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением. Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации). Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».

Навязчивые / реальные

Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.

Бредовые

Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.

Чего боятся родители перед школой?

Педагоги-психологи выделили ряд основных страхов родителей перед началом школьного обучения. Вот некоторые из них:

  1. Страх родителей за уровень образования своих детей. Часто родители слишком сильно переживают из за того, что не могут дать лучшего образования собственным детям. Ведь от этого, по их мнению, зависит дальнейшее социальное положение детей и их достаток. При этом, под «лучшим образованием» каждый родитель имеет ввиду собственные убеждения, как то: солидность учебного заведения, большую нагрузку, достижения учебного заведения и т.п.
  2. Страх невнимания учителя или отношения к ребенку. Ребенок только вышел из детского сада, а порой, из дома. Кто будет следить за ним и ухаживать? Учитель в школе — не воспитатель в детском саду, не няня и не бабушка! Как будет учитель относиться к нему? Будет ли помогать?
  3. Страх за то, как будут складываться отношения со сверстниками! Будут ли ребенка обижать? А если в классе будет неадекватный ребенок? Будут ли у него друзья? Как ребенок сможет преодолевать конфликты? Почему он не хочет ходить в школу?  и т.п.
  4. А если ребенку будут занижать оценки? Зачастую родители воспринимают оценки своих детей в качестве оценки собственной состоятельности. 

Все эти страхи основаны на заблуждениях родителей. Например, когда мы помогаем делать уроки детям, неосознанно играем в игру: ученик — учитель, в то время, как дома главная задача родителей — не быть наставником и давать оценку, а помочь ребенку безбоязненно, в условиях безопасности, понять материал, научиться учиться. А не доказывать кому то свое превосходство и уж тем более, не доказывать своим родителям собственную состоятельность. 

Порой страхи родителей настолько сильны, что выливаются в агрессивном отношении к собственным детям

Страх воды

После очередного купания в ванночке ребенок может наотрез отказываться мыться в дальнейшем. Такое чувство страха может быть вызвано чрезмерной активностью в воде, повлекшей за собой попадание воды в нос, рот, глаза, уши, что было очень неприятно и вызвало отталкивающую реакцию у малыша. Он довольно долго еще может проявлять нежелание лезть в ванну. Также, причиной данной фобии может быть слишком горячая вода. Одного раза вполне достаточно, чтобы дети надолго запомнили неприятные ощущения от окунания в чересчур нагретую воду. Родители обязательно должны следить за температурой в ванной, а также за поведением в ней своего малыша. Это позволит, в первую очередь, избежать проблем с купанием.

Как помочь пережить детские страхи?

  • Сказкотерапия: расскажите ребенку историю о сказочном герое, который боялся, но смог победить предмет своего страха и сам страх. Не проводите параллелей с ребенком, вам нужно «попасть в точку» случайно.
  • Метод «хорошее в плохом» отлично работает против страха смерти. Поищите хорошее в неприятностях вместе с ребенком: «помнишь, как мы опоздали в кино? Но зато мы тогда здорово погуляли в парке, собирали осенние листья». Ребенок научится видеть не только «черные полосы».
  • Нарисуйте страх и вместе «победите» рисунок. Если ребенок боится «монстров» или «чудищ», визуализируйте этот страх и вместе порвите рисунок.
  • Открывайте ребенку мир с положительной стороны. Если он стал свидетелем кражи, скажите, что такое, увы, случается, но есть и доблестные полицейские, которые задержат грабителя и вернут пострадавшему сумку и т.д.
  • Хорошим методом борьбы с детскими страхами считается арт-терапия.
  • Дайте ребенку самостоятельность, но будьте рядом, чтобы помочь ему и поговорить по душам. Избыток опеки, как и нехватка внимания негативно сказываются на способности ребенка бороться со страхами.

Если преодолеть страхи самостоятельно не получается, а активная фаза боязни темноты или болезней длится дольше трех или четырех недель, на помощь может придти детский психолог, который поможет вместе проработать страх, победить его и не «унести» с собой во взрослую жизнь.

  • Адаптация к детскому саду — как помочь малышу?
  • Погодки: кризис трех лет

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий