Мифы XXI века о воспитании ребенка

Миф о сексуальном просвещении

Зачем ребенку знать как происходит зачатие? Вот сегодня многие считают, что это якобы нужно. Вот это уже разрушительный для психики миф, что якобы детям нужно прямо с малолетства знать всю правду о жизни, в том числе и о том, как они появились на свет. Вот это миф очень опасный. Тогда как только что я привела вам примеры охранительных, необходимых для маленького ребенка мифов. Миф о том, что ребенок должен знать всю правду о жизни, в том числе и о своем рождении, — это миф разрушительный. Но тогда было принято говорить, в начале 90-х, что ребенок должен знать всю правду.

Некоторые даже советовали включить в школьную программу рассказы Варлама Шаламова, его лагерные рассказы. В частности рассказы, где он повествует о том, как люди ели людей. Вот еще раз повторяю, что миф о том, что ребенок должен знать всю правду о жизни, очень опасен. Если уж говорить о лагере, то сначала ребенок должен узнать как люди, совершая нечеловеческие усилия, оставались людьми. А вот когда он будет взрослый, когда его душа будет уже достаточно прочная, он может узнать и о том, как некоторые люди, НЕКОТОРЫЕ, я подчеркиваю, переставали быть людьми. Вот тогда это будет ВСЯ правда, правда в объеме, понимаете?

Вот интересно, что под «всей правдой» о жизни почему-то подразумевают вовсе не всю правду, а какую-то особенно страшную, гадкую сторону жизни.

Вот так же как совершенно не нужно знать в детстве правду о зачатии. А зачем? Вот скажите, пожалуйста, столько столетий, а вернее сказать несколько тысячелетий, столько, сколько живет человечество (оно живет, если я не ошибаюсь, 7.5 тысячелетий от сотворения мира), детям говорили что-то мифологическое на тему о зачатии и рождении. Все было нормально, человеческий род продолжался. А вот сегодня, когда решили почему-то маленьким детям сообщать всю правду о деторождении, род человеческий пресекается.

Ну, а кто у нас враг рода человеческого? Кто хочет пресечения рода человеческого? Его все знают. И вот люди, которые уверяют нас, что ребенок должен знать всю правду о своем зачатии и рождении; правду, которая была написана в экспериментальных учебниках (они появились 10 лет назад, когда наше Министерство Образования хотело внедрить урок сексуального просвещения), вот эта правда разрушительна для психики и нравственности ребенка. Ребенку не нужно это знать, особенно когда речь идет об отце и матери.

Я скажу вам, что даже в подростковом возрасте, когда дети недавнего прошлого, те кто был детьми 20-30 лет назад, узнавали эту правду из какой-то брошюры, из подворотни, они никогда не делали перенос на своих родителей. Вот казалось, что подросток уже все знает на эту тему. Он знал все про всех остальных людей, про всех кроме папы и мамы. Отец и мать – это такая святыня для ребенка, что вот эту сторону из жизни он как бы вытесняет из общего знания о мужчинах и женщинах.

И вот я помню, какой ужас я испытала, когда мне показали 10 лет назад экспериментальные программы и учебники секспросветовские, и там на первых страницах, буквально в первом классе детям должны были рассказывать про папу и маму именно. Не вообще про мужчину и женщину, а про папу и маму. Вот миф о том, что дети должны знать об этом всю правду, что якобы это их потом охранит от СПИДа и других заболеваний, — это миф чудовищный по своей разрушительности.

Во-первых, никого еще это не охранило от дурных болезней. От дурных болезней хранит целомудрие, целомудренная жизнь и больше ничего. Тогда как вот эти ранние знания якобы для предотвращения заболевания, они напротив растормаживают раньше времени сферу влечения. И главное, они разрушают самое главное для человека чувство – чувство интимного стыда. Разрушение этого чувства влечет массу трагических последствий – мы это сейчас, к сожалению, видим на примере подростков, на примере молодежи, и даже на примере маленьких детей, родители которых, поверив в миф о необходимости раннего сексуального просвещения, из самых лучших побуждений стали своих детей просвещать: покупать всякие гадкие книжки. К сожалению, эти книжки лежат даже в магазине педагогической книги. Но никогда этих книг не покупайте.

Для развития детей надо постоянно с ними заниматься.

Уже с двух-трех лет малышей водят на различные кружки и в “группы развития”, подсовывают им раскраски и развивающие игры… Однако британский исследователь Дэвид Уайтбрэд полагает, что интеллект лучше развивается у тех детей, которые часто остаются в одиночестве. Это способствует формированию новых полезных умений и навыков.

Детям с ранних лет необходимо самостоятельно исследовать окружающий мир. Если же их постоянно контролируют, то трудно бывает сформировать собственное мнение о мире. В результате ребенок растет безынициативным, мыслит стандартно и не всегда находит выход в сложной ситуации без подсказки старших. Полезно хотя бы на пару часов в день предоставлять ребенка самому себе, советует Уайтбрэд.

Стереотип №3. Я воспитываю настоящего мужчину (истинную женщину)

«Вытри слезы, ты же мужик!» – рычит папа на упавшего с велика трехлетку. «Не ходи по лужам, ты же девочка», – упрекает мамаша двухлетку в бантиках. 

Давайте сначала разберемся с мальчиками. Нам хочется видеть и развивать в них традиционно мужские качества: самостоятельность, ответственность, умение принимать решения, силу воли. Эти качества невозможно проявить в состоянии неволи и принуждения, правда? Значит, чем меньше мы воспитываем, насаждаем, настаиваем, тем больше у ребенка шансов вырасти мужественным и психологически сильным. Лично я решила не мешать природе и давать сыну больше самостоятельности, хотя это порой бывает мучительно трудно.

Гендерные мифы о воспитании:

  • Мальчики не должны играть девчачьими игрушками и наоборот.
  • Девочки должны носить длинные волосы, только юбки и платья, брюки только для спортивных занятий.
  • Ребенок должен посещать спортивную секцию или кружок в соответствии со своим полом. Никакого бокса для девочек, никакого рукоделия для ребят.
  • Мальчиков нужно наказывать более жестко, чем девочек.

Теперь о девочках. На одном из форумов прекрасно описана самая популярная ситуация: «Мне все время говорили: нельзя, ты же девочка! Ты должна быть аккуратной, ты же девочка! Ты посмотри в свою тетрадь! Как ты пишешь?! Ты же девочка! Словом, я поняла, что худшее, что можно было сделать в жизни – это родиться девочкой. И я попала на все 100. И с этим надо как-то жить. Мне уже за 40. И недавно мужчина рассказал часть анекдота со словами: “Я не хочу революцию! Я хочу новое платье, я же девочка!” С этих пор началось моё новое осознание себя».

Даже не хочется здесь ничего прибавлять. Лично я усвоила, что своей дочери буду говорить о том, что она девочка, не через упрек. Просто будем вместе осваивать сложную женскую науку: вместе заботиться о котенке, вместе наводить марафет, вместе лечить папе порезанный палец. Это по-нашему, по-женски.

Фото: globallookpress.com

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

2 Ребёнок — копия родителей

На самом деле, из 46 хромосом, которые мужчина и женщина передают своему потомству, активно работают только 23. Остальные находятся в «спящем» режиме. Может быть, они «проснутся» в детях наших детей, а может, не станут активными никогда. Смысл в том, что мы передаём детям не только свои гены, но и гены наших родителей, и более далёких предков.

Так что не стоит удивляться, если в семье рабочих вдруг рождается одарённый скрипач или учёный. Никакого божьего чуда. Просто в роду были талантливые люди, и теперь, несколько поколений спустя, их гены «проснулись». Правда, в роду могут оказаться не только таланты, но и алкоголики, и шизофреники. Никто из нас не застрахован от такого «наследия». Факт в том, что ребёнок даже на генетическом уровне принадлежит родителям меньше, чем они думают.

Алексей Серебряков, воспитывающий ребятишек из сиротского приюта, заявил, что разницы нет. Он прав. В какой-то степени мы все воспитываем чужих детей. Так что, надо быть осторожнее, говоря ребёнку: «ты моя кровиночка». Он не только ваша кровиночка…

3 Все дети одарённые

Передачу «Лучше всех!» нельзя смотреть без содрогания. Бедные дети! За что их так мучают? Родители выставляют их на всеобщее обозрение, как дрессированных животных. Надо же своё тщеславие потешить. Только им невдомёк, что ничего хорошего этих детей не ждёт. Их жизнь очень скоро превратится в ад. И руку к этому приложат сами родители.

В определённом возрасте все дети рисуют, лепят, поют или пишут стихи. Это нормальная часть взросления. Некоторые взрослые решают, что у ребёнка талант, и начинают мучить его кружками, секциями, репетиторами. У маленького человека отнимают детство.

Ещё хуже, если у ребёнка уникальные способности, как в передаче Максима Галкина. Он знает наизусть всего Шекспира или перемножает в уме шестизначные числа. Его начинают растить как «будущего гения». Жизненная катастрофа такому ребёнку обеспечена.

Память на Шекспира или умножение чисел в уме — весьма специфические навыки. Карьеру на них не построишь. Неужели это не понятно? Люди становятся гениями уже в зрелом возрасте, благодаря упорству и труду. Но у ребёнка, привыкшего с малых лет считать себя уникумом, такие качества никогда не разовьются. Лучше оставить «одарённых» детей в покое и дать им расти нормально.

Миф 4. Надо всегда хвалить ребенка и радоваться его достижениям

Есть мнение: сделать ребенка уверенным в себе и успешным можно постоянными восторгами и похвалами – за его поделки, рисунки, а потом и другие достижения. Но у этой “палки” есть два конца, и оба вам не понравятся.

Во-первых, ребенок растет, и со временем для него становится важным мнение друзей или других взрослых. Если его успехам радуются только в семье, то рано или поздно человек поймет, что он герой – только у мамы на кухне, а все его короны и кубки – картонные. И это больно. Перехваленный ребенок может закрыться от внешнего мира, такого холодного и колючего, или затаить обиду на родителей, бабушек и дедушек, которые неадекватно раздули его ожидания от самого себя. Поэтому в похвалах стоит быть умеренными: поддерживать детей, но не защищать их от реальности.

А во-вторых, дети хотят радовать нас и получать нашу поддержку, но рисунки или школьные оценки – не единственное, что они могут сделать для этого. Хотя часто дети думают именно так. Если ребенок знает, что мама пьет кофе со сливками, папа любит чай с лимоном без сахара, а бабушка укрывается пледом, когда смотрит кино, – тогда он может приносить радость по-другому и получать за это искреннюю благодарность. Просто нужно научить его этому. Покажите, как сварить кофе или заварить чай с мелиссой, приносить подушку под спинку, поливать цветы – и ваши отношения станут теплее и глубже, а ребенок будет расти заботливым и внимательным.

Эпоха взлома людей

Большинство из них хотят добра, но они просто не понимают современный мир. В прошлом было относительно безопасно следовать за взрослыми, потому что они хорошо знали мир, и мир медленно менялся. Но 21 век будет другим. Из-за растущего темпа изменений вы никогда не сможете быть уверены, является ли то, что говорят вам взрослые, вневременной мудростью или устаревшими предрассудками.

Темная сторона технологий и искусственного интеллекта

Так на что же вы можете положиться? Технологии? Это еще более рискованная авантюра. Технология может вам во многом помочь, но если она получит слишком большую власть над вашей жизнью, вы можете стать заложником ее целей. Тысячи лет назад люди изобрели сельское хозяйство, но эта технология обогатила лишь крошечную элиту, поработив при этом большинство людей. Большинство людей работали от восхода до заката, выщипывая сорняки, неся ведра с водой и собирая кукурузу под палящим солнцем. Это может случиться и с вами.

Технологии – это неплохо. Если вы знаете, чего хотите в жизни, технологии могут помочь вам в этом. В противном случае технологии будут слишком легко формировать ваши цели и контролировать вашу жизнь. По мере того, как технологии станут лучше понимать желания и мотивы людей, скорее вы станете служить им, чем они вам. Вы видели тех зомби, которые бродят по улицам с лицами, приклеенными к смартфонам? Как вы думаете, это они контролируют технологии, или технологии контролируют их?

Маркетинговая манипуляция корпораций

В таком случае может стоит полагаться на себя? Звучит здорово на Улице Сезам или в старинном диснеевском фильме, но в реальной жизни работает не так хорошо. Даже Дисней начинает это понимать. Как и Райли из «Головоломки» (анимационный фильм), большинство людей едва ли знают себя, и когда они пытаются «слушать себя», они легко становятся жертвами внешних манипуляций. Голос, который мы слышим в наших головах, никогда не был надежным, потому что он всегда отражал государственную пропаганду, идеологическую промывку мозгов и коммерческую рекламу, не говоря уже о биохимических «багах».

По мере совершенствования биотехнологий и машинного обучения будет легче манипулировать глубочайшими эмоциями и желаниями людей, и просто следовать своему сердцу станет опаснее, чем когда-либо. Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu или правительство знают, как дергать за ниточки вашего сердца и нажимать на кнопки вашего мозга, сможете ли вы по-прежнему отличать себя от их экспертов по маркетингу?

Чтобы преуспеть в такой сложной задаче, вам нужно будет очень много работать над тем, чтобы лучше узнать свою операционную систему. Узнать, кто ты и чего хочешь от жизни. На протяжении тысячелетий философы и пророки призывали людей познать самих себя. Но этот совет никогда не был более актуальным, чем в 21-м веке, потому что в отличие от времен Лао-Цзы и Сократа, теперь у вас есть серьезная конкуренция. Coca-Cola, Amazon, Baidu и правительство спешат взломать вас. Не ваш смартфон, не ваш компьютер, и не ваш банковский счет – они в гонке, чтобы взломать вас, и вашу органическую операционную систему. Вы, наверное, слышали, что мы живем в эпоху взлома компьютеров, но это лишь половина правды. На самом деле, мы живем в эпоху взлома людей.

Матрица

И как только эти алгоритмы узнают вас лучше, чем вы знаете себя сами, они смогут контролировать и манипулировать вами, и вы не сможете ничего с этим поделать. Вы будете жить в матрице, или в «Шоу Трумана». Если алгоритмы действительно будут лучше вас понимать то, что с вами происходит, то власть над вами перейдет к ним.

Конечно, вы можете быть совершенно счастливы, уступив все полномочия алгоритмам и доверив им решать все за вас. Если это так, просто расслабьтесь и наслаждайтесь поездкой. Вам не нужно ничего с этим делать. Алгоритмы обо всем позаботятся.

Однако, если вы хотите сохранить контроль над своим настоящим и будущим, вы должны бежать быстрее, чем алгоритмы, быстрее, чем Amazon и правительство, для того, чтобы узнать себя раньше них. Чтобы быстро бежать, не берите с собой много багажа. Оставьте все свои иллюзии. Они слишком тяжелые.

Эту статью отлично дополняют:

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки
«То, что ты практикуешь, становится сильнее».

Стереотип №1. «Мой ребенок — будущий гений»

Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок отставал от своих сверстников и испытывал трудности с обучением, общением с людьми. Страх за будущее ребенка заставляет современных мам пичкать детей знаниями с самого раннего возраста. В результате детей пытаются обучать иностранным языкам, с года уже начинается чтение, а чуть позже малыша отдают на разные секции.

В магазинах и интернете сейчас можно найти всевозможные пособия и энциклопедии по воспитанию вундеркиндов, которые только подстегивают маниакальное желание современных мам быстрее развить интеллект малыша. Создаются форумы, на которых родители делятся успехами — у одних двухлетние сыновья уже читают наизусть стихи выдающихся поэтов, у других годовалые дочки говорят первые слова на английском. А еще повсеместно открываются садики с ранним обучением, в которых предлагается насыщенная программа.

Стремление обеспечить благополучное будущее для ребенка похвально. Однако специалисты предупреждают: чрезмерные нагрузки в раннем возрасте провоцируют общесоматические болезни, неврозы и часто даже убивают мотивацию к дальнейшему обучению

Родителям важно понять: ребенок должен играть и получать все радости детства, а для познания наук у него еще будет достаточно времени

Распространенные заблуждения родителей

Стараясь ускорить развитие малыша, родители ошибочно полагают, что:

  1. Если ребенок будет слушать классическую музыку с первых дней жизни, то вырастет интеллигентным и культурным человеком.
  2. Грудничок быстро заговорит, если постоянно будет слышать человеческую речь — к примеру, из телевизора.
  3. Малыша необходимо учить ходить на горшок как можно раньше — с момента, как он встанет на ноги.
  4. Ребенок способен одновременно учиться говорить и читать.

Эти утверждения не выдерживают никакой критики педиатров и детских психологов, а также просто опровергаются здравым смыслом. Специалисты напоминают мамам простую истину: всему свое время. Полугодовалый малыш может с интересом слушать как мама читает ему книжку, но это не свидетельствует о его гениальности или о том, что он понимает сюжет. Он просто весел и доволен от того, что с ним его мама, которая смешно озвучивает персонажей разными голосами, показывает цветные картинки. Поэтому следите за тем, чтобы малыш развивался по возрасту, но не перегибайте палку. Иначе все закончится неврозами.

Читаем также: Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

О слове «воспитание»

Вот, кстати, очень интересно, что значит слово «воспитание» по-русски. Знаете, слова очень часто подсказывают нам что-то. Вот также слово «воспитание». Сегодня этот миф не декларируется, но он как-то принят уже большинством населения, что воспитание – это неотступно следить за ребенком, это его хорошо кормить, хорошо одевать, в общем давать ему все. А на самом-то деле давайте вдумаемся в смысл слова «воспитание». Что такое приставка «вос-»?

Как правило в русском языке эта приставка означает вектор, направленный вверх: вос-хождение, воз-несение, вос-стание. Даже слово «возглас» означает звук, направленный к небу, т.е. вверх – вот что такое «возглас». А что такое «воспитание» значит? Это питание верха, а не питание низа. Это питание души. Души, которая должна восходить. Вот что такое «воспитание»! Смотрите, как русский язык показывает нам правильный вектор детоводительства. Воспитание – это восхождение души. Вернее, это такое детоводительство, которое способствует восхождению и возвышению души. И об этом надо помнить.

Стереотип №2. «Выращу лидера любой ценой»

Еще одна мечта родителей в 21 в. — воспитать из ребенка лидера, который построит успешную карьеру, будет легко добиваться уважения и доверия людей. Каким должен быть такой человек? Ответственным, уверенным в себе, инициативным и решительным. Многие взрослые не могут похвастаться полным набором этих качеств в силу особенностей характера и темперамента. Лидер — это, скорее, заслуга не воспитания, а генов.

Бесполезно пытаться пробудить лидерские качества в тихом ребенке-интроверте, который чувствует себя комфортно только рядом с близкими. Да, вероятно, он не будет душой компании и руководителем большого предприятия. Однако ведь это не значит, что жизнь ребенка будет несчастливой.

Заблуждения о воспитании лидерских качеств

Не правы родители, которые считают, что:

  1. Нельзя вмешиваться в детские ссоры, так как это поможет ребятишкам научиться защищать свое мнение и справляться с трудностями.
  2. Во всех играх и домашних соревнованиях взрослый человек должен проигрывать, чтобы у малыша росла самооценка.
  3. Ребенку полезно оставаться один-на-один с проблемами, поскольку только так он научится анализировать ситуацию и находить решение.

По словам опытных психологов, только к трехлетнему возрасту у малыша могут проявиться задатки лидера. Такому ребенку нравится быть душой компании, знакомиться и общаться с новыми людьми, участвовать в массовых мероприятиях — конкурсах, концертах, соревнованиях. Если хотите и дальше развивать лидерские качества малыша, подавайте ему пример — будьте активным и инициативным человеком.

Читаем также: Как воспитать ребенка лидером. Сборник персонализированных сказок №3

Миф 1. Родители должны приспособить свою жизнь к ребенку

Мы стараемся дать детям лучшее, спрашиваем их мнения по делу и не по делу, подстраиваем семейный бюджет, свои маршруты и даже рабочее место под их нужды. Иногда ребенок или подросток, сам того не желая, организует жизнь всей семьи – мамы, папы, бабушки и дедушки. Дети ощущают это как огромное давление. Такой порядок ведет к капризам на ровном месте, плохому сну, претензиям, неврозам и агрессии.

Более простой и здоровый вариант воспитания отработан веками. Не взрослые приспосабливают свою жизнь к ребенку, а ребенок приспосабливается к жизни семьи, ее возможностям и привычкам. Он следует за родителями, как утенок за мамой-уткой. Дети естественным образом к этому предрасположены, особенно если взрослые чувствуют себя уверенно. И как раз уверенность и спокойствие взрослых важнее всего для детского счастья и гармоничного развития. Все остальное второстепенно.

Как выбрать книгу о воспитании

При покупке книги важны параметры, которые, несмотря на второстепенность, необходимо учитывать:

  • Формат. Не всем родителям удобна печатная литература. Некоторые предпочитают электронные версии, которые можно загрузить в свой смартфон. Большим преимуществом будет аудиоверсия, которая актуальна для занятых родителей. Можно слушать книгу во время прогулок со спящим в коляске малышом или выполнения рутинной домашней работы.
  • Форма подачи материала. Современные читатели не любят объемные тексты. Хорошо усваивается информация, поданная в схемах, таблицах, а иногда и в виде комиксов. Такое оформление позволяет основной мысли прочно закрепиться в памяти.
  • Актуальность темы. Книга, содержание которой актуально, гарантированно будет прочитана. Определите для себя, какие проблемы в воспитании волнуют больше всего. Это поможет подобрать книгу, в которой глубоко рассматриваются волнующие вопросы.

Полезными для выбора книг становятся форумы читателей и молодых родителей. На них можно встретить свежие рецензии не специалистов, а обычных родителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий