5 наказаний, из-за которых у ребенка может остаться душевная рана на всю жизнь

Как быть с прощением?

Важно соблюдать принципы и правила, но родителем прежде всего должна руководить доброта. Как быть, если ребёнок попросил прощения? Он искренне раскаивается — а у нас правила! Нам важно, чтобы слова не расходились с делом! Поэтому — хоть раскаивайся, хоть нет — наказание неизбежно

Приговор оглашён и должен быть исполнен. Это крайность. С другой стороны: он попросил прощения — мы простили, свою родительскую обязанность исполнили. Очень удобно, и не надо себя корить за строгость. Так тоже неправильно. Надо искать золотую середину. Как? Можно обсудить степень наказания, можно пообещать сократить его срок, если условия наказания будут выполняться неукоснительно, и так далее. Главное — наказывать с холодной головой. Надо научиться этому.

Конечно, не всё получается — мы живые люди, и к идеалу можем только стремиться. Мы можем накричать, задеть, наказать слишком строго. С другой стороны — стремление к идеалу будет давать возможность быстрее и правильнее находить золотую середину, спасительную для нас и наших детей. Надо стараться быть лучше, всё время анализировать свои поступки и не увлекаться наказаниями, иначе можно жизнь детей превратить в серые будни, это тоже нехорошо.

Важно соотносить наказание с объективной реальностью. Сможет ли ребёнок его выдержать? Сможете ли вы добиться, чтобы он его выполнил? Можно запретить мультики на месяц, но адекватная ли это цена за проступок? Не придётся ли потом отменять своё наказание — потому, что вы дали его сгоряча и потом стало жаль ребёнка? Не заставит ли строгость наказания нарушить его? То есть надо давать себе отчёт, насколько рационально то, что вы сейчас предлагаете в виде наказания

Обойдешься без сладостей

Малыши обожают сладкое. Это заложено их организмом: усваиваемые углеводы стремительно отдают свою энергию, так нужную подвижным ребятам. Тяжело представить детство без смачного мороженого, тающих во рту пирожных, шипучего лимонада, различных конфет и шоколадок.

Некие предки в качестве наказания избирают такую меру: не дают ребенку сладкое. При всем этом сами демонстративно, на его очах поедают мороженое. Навряд ли это может чему-нибудь обучить, зато обида, зависть, чувство несправедливости поселятся в сердечко малыша навечно. Если вы уж наказываете так малыша, то и тогда сами не ешьте сладостей, к чему это изымательство?

Не откладывать на потом и подбирать индивидуально

Дети очень непосредственны, быстро всё забывают. Не только обиды, но и свои плохие поступки. Именно потому наказание должно быть определено по возможности сразу после проступка — чтобы не нарушилась причинно-следственная связь. В раннем возрасте нет смысла наказывать провинившегося утром ребёнка лишением вечерних мультиков, потому что он уже забыл об этом. Я глубоко убеждён: чем меньше ребёнок, тем короче должен быть период между проступком и наказанием.

Мы уже определились с тем, что наказания поклонами или вычитыванием каких-то молитвенных правил недопустимы. Думаю, гораздо уместнее будут наказания, связанные с лишением каких-либо удовольствий: сладостей или развлечений типа мультиков, компьютерных игр, прогулки с друзьями и тому подобного. Кроме того, сам строгий разговор с родителем может быть не только вразумлением, но и собственно наказанием — рекомендую пользоваться этим средством.

Наказание, как правило, настолько индивидуально, что говорить «наказывайте вот так» будет совершенно неправильным. Чтобы оно было полезным и приемлемым для ребёнка, родителям надо проявить мудрость и творчество. Конечно же, слово «творчество» я употребляю в плане выбора правильного и грамотного наказания, а не степени его изощрённости. Порой родители бывают настолько изобретательны в придумывании наказаний, что становится не по себе.

Избежать большого числа наказаний поможет ряд правил, которые упорядочивают жизнь ребёнка и его поведение. Например: «У нас правило: мы встаём и чистим зубки, а потом заправляем кровать» — так мы наводим порядок в жизни ребёнка. «Тот, кто не чистит зубы, не получает завтрак» — а это уже правило воспитательное.

Мнение российских психологов о телесных наказаниях

Выдающийся российский учёный-обществовед Игорь Кон в своей последней книге “Бить или не бить?” анализирует эффект от телесных наказаний, ссылаясь на результаты сотен (Gershoff, 2002; Paolucci, Violato, 2004; Larzelere, Kuhn, 2005) исследований, проведённых за более чем 50 лет в США и других странах, которые доказали, что «существуют многочисленные статистические корреляции, а иногда и причинная связь между телесными наказаниями ребёнка и его агрессивностью, склонностью к насилию и антисоциальному поведению.» Более того, «чем больше дети получают телесных наказаний в начале учёбы, тем сильнее они отстают в своём когнитивном развитии четыре года спустя.»

Существует устойчивая мировая тенденция к снижению телесных наказаний детей и параллельного роста IQ, что позволяет предположить частичное влияние первого на второе. Также имеются данные о том, что отрицательное воздействие на развитие ребёнка имеет любое наказание, которое воспринимается им как отвержение его родителями. Кандидат психологических наук А.А.Моисеева, в своём исследовании, посвящённом формированию альтруистической направленности личности, пришла к выводу, что «наказания, особенно это относится к унижениям и угрозам, блокируют развитие помогающего поведения. Родители склонных к альтруизму детей предпочитают отказаться от крайних форм наказания, а из поощрений выбирают методы похвалы и поддержки. Родители низкоальтруистичных личностей напротив отдают предпочтение материальным поощрениям и чрезмерно сильным наказаниям.»

Важно

Это может показаться удивительным, но не наказание приводит к снижению уровня жестокости и агрессии, а распространение бескорыстного помогающего поведения, которое, по мнению автора, станет одним из самых эффективных способов избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения, поможет наладить более эффективное взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество, будет способствовать выживанию общества в целом.

Вот ещё цитата на эту же тему А.К. Осницкий в книге “Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся” пишет: “Дети достаточно дифференцированно оценивают поведение учителей и ориентированы на позитивные характеристики учителей, нуждаясь в них: в классах, где хотя бы один учитель (преподаватель математики в IX классе с минимальными показателями агрессии, выдержанный и деликатный литератор и т. п.) не обнаруживает агрессивного поведения, показатели агрессивности у школьников значительно ниже. Достаточно перевеса в одну позитивную “человеческую единицу”, чтобы психологический климат в классе стал мягче, а дети менее агрессивными.”

В целом, как российские учёные, так и их зарубежные коллеги считают, что сочувственное, понимающее, дружеское отношение к детям хоть и не всегда приводит к немедленному послушанию, но зато имеет положительный долговременный эффект, в то время, когда наказание и назидательность может и приведёт к подчинению взрослому, но скрытые и отсроченные по времени результаты будут негативными

Несправедливость

Этот страх чаще всего появляется у детей, воспитанных холодными и авторитарными родителями. Чрезмерные требования в детском возрасте, выходящие за пределы возможностей ребенка и несоответствующие тому, что требуют от сверстников, могут привести к тому, что ребенок, стремящийся угодить родителям, начинает себя чувствовать бесполезным и недостойным. Ему начинает казаться, что судьба к нему совершенно несправедлива. Эти чувства он, как правило, приносит с собою и во взрослую жизнь.

Прямым следствием испытанного в детстве чувства несправедливости является чрезмерная консервативность и зажатость. Такие люди, как правило, стремятся пробиться на самый верх общества и сосредоточить в своих руках максимально доступную им власть. Также им свойственно практически фанатичное стремление к порядку и перфекционизм, а также неспособность идти на риск, если у них нет подробного плана, предусматривающего все варианты развития событий.

Людям, столкнувшиеся в детстве с явной несправедливостью в отношении себя, стоит поработать над снижением уровня недоверия к окружающему миру и повышению открытости разума и ментальной гибкости, чтобы им было проще довериться другим людям. Также им стоит избавиться от стремления сосредоточить всю власть в тех или иных обстоятельствах всецело в своих руках – какого бы высокого мнения они ни были сами о себе, наверняка найдется кто-то, кто хотя бы в чем-то разбирается лучше, чем они.

Знание об этих наиболее распространенных психологических травмах и умение распознавать их основные признаки крайне положительно сказывается на нашем благополучии, душевном здоровье и способности саморазвития – это знание способно помочь как близким людям, так и нам самим, если мы в этом нуждаемся.

Что такое физическое наказание в целях воспитания?

Под физическим наказанием, в целях воспитания, мы понимаем любое агрессивное физическое воздействие на ребёнка, нарушающее его психологические и физические границы, применяемое с целью остановить, изменить нежелательное поведение, часто это воздействие может быть отложенным, то есть применяться спустя некоторое время после проступка. Физическое наказание — это любые:

  • удары рукой или другими предметами

  • толчки

  • пощёчины

  • подзатыльники

  • тычки

  • щипки

  • встряска

  • резкие одёргивания

Важным является то, что это воздействие не является необходимым для того, чтобы остановить какое-либо нежелательное поведение, а используется в качестве “мести” ребёнку за проступок. Например, если вы резко дёрнули ребёнка за руку, чтобы он не попал под машину, это, не наказание, если вы одной рукой его удерживаете, а другой даёте подзатыльник — это наказание.

Долгое время физические наказания детей считались приемлемыми и нормальными, и до сих пор существует огромное количество родителей, которые не видят в этом никакой проблемы, и даже агрессивно воспринимаю саму идею о том, что можно и нужно обходиться без битья ребёнка. Многие из них признают, что бить до синяков не стоит, конечно, а вот дать подзатыльник или по мягкому месту иногда не повредит, а даже и поспособствует лучшему усвоению родительских директив. В общем, живут по принципу: «Пожалеешь розгу — испортишь ребёнка».

Важно

Нет различия в физическом воздействии на ребёнка, нет “педагогического” битья и жестокого. Любой удар, шлёпок, щипок, толчок и пинок — жестоки, по сути своей.

Наказание улицей

Когда дети вырастают, у них начинается новый период социализации. Появляются друзья, с которым они постоянно гуляют и развлекаются. Ответственности в этом возрасте крайне мала и как часто это бывает, ребенок пришел домой позже указанного мамой времени. Сегодня еще намного проще современным родителям, ведь есть смартфоны, которые значительно успокаивают нервы родителям. Часто дети забывают зарядить телефон и умышленно его отключают, чтобы подольше погулять и не слушать ругань родителей.

Наказание улицей

Первая реакция на такое опоздание или поведение – наказать улицей. То есть запретить ребенку гулять, общаться с друзьями. Другие родители забирают телефон, чтобы полностью лишить ребенка общения. Такое отношение родителей ведет к тому, что подросток просто закроется в себе.

Наказание сладким

Все в детстве любили вкусные конфеты, шоколадки, мороженое. Дети пахнут сладким. Малыши готовы лопать сладости хоть каждую минуту, но дело не в желании, а в особенностях организма. Маленькие дети очень подвижны, поэтому им просто необходимы углеводы, а в сладком как раз очень много нужной энергии. Любой ребенок будет счастлив, если у него каждый день будет вкусное мороженое или сладкая конфета.

Наказание сладким

Наказание сладким – один из эффективных методов воздействия на ребенка. Некоторые идут еще дальше – прямо при ребенке съедают его часть сладкого за мелкую провинность.

При желании наказать ребенка сладостями, хотя бы исключите демонстративное поедание любимого лакомства прямо при своем малыше.

Предательство

Когда нас кто-то предает, мы, как правило, чувствуем себя так, будто бы все, чем для нас когда-то был этот человек, было ложью.

Как правило, когда кто-то предает, это становится возможным потому, что мы сами доверяли этому человеку. Верили в то, что все его поступки были искренними и честными… А после обнаружили, что на самом деле верно как раз противоположное.

Что мы чувствуем, когда узнаем о предательстве? Прежде всего, к нам приходит отрицание того, что это случилось с нами, а за ним гнев, печаль и такое чувство, будто мы по собственной воле извалялись в грязи. Преданный человек непременно испытает в момент предательства все эти чувства и будет вспоминать об этом еще очень долго.

Для того, чтобы не застывать на месте, а продолжить двигаться вперед, и однажды преодолеть последствия этой раны, стоит помнить о том, что доброта и честность в конечном итоге всегда вознаграждаются по заслугам. В то время как ложь и предательство получают заслуженное наказание. Рано или поздно, так или иначе. Просто хорошенько об этом подумайте, и вы поймете, что это правда…

Наказание трудом

В нормальных семьях у каждого члена семьи есть свои обязанности. Если детей в семье много, то у них всех есть список обязанностей по уборке дома. Младшие убирают игрушки, старшие моют посуду, полы или пылесосят. Некоторые дети идут наперекор просьбам родителей, что приводит к ссоре. Естественно, родители хотят научить ребенка, что нужно слушаться взрослых, поэтому придумывают изощренные наказания. Обычно – это работа, которая сопровождается грязью, неприятными действиями и так далее.

Почему в этой ситуации родители не хотят понять проблему, которая заставляет ребенка отказываться от простой помощи взрослым? Может быть, проблема в том, что у него не получается хорошо мыть посуду или он считает, на него взвалили непосильную ношу. Бывает, что сын или дочь стесняется выносить мусор, так как вся округа смотрит на него. Попробуйте разобраться в ситуации, а не создавайте еще больше проблем, которые трудно будет решить.

Выход есть, главное – его отыскать.

Унижение

Мы чувствуем себя униженными тогда, когда кто-то каким-либо образом атакует непосредственно наше чувство собственного достоинства. Это может происходить как наедине, так и на людях, и преодолеть последствия второго варианта зачастую бывает намного сложнее.

Последствия унижения, в какой бы форме оно ни выражалось, напрямую воздействуют на чувство собственного достоинства, уверенность в себе (особенно при общении с другими людьми) и значительно изменяют взгляд на окружающий мир и то, чего следует от него ожидать.

Поводом для унижения может быть что угодно — и внешность, и экономический статус, и пол, и раса, и уровень интеллекта, и инвалидность… Оно может быть явным и очевидным, либо же изощренным и малозаметным, осуществляемым на протяжении большого периода времени.

Последствия унижения зачастую преодолеть сложнее всего именно из-за того «букета» негативных чувств, которое оно в нас вызывает.

Я с тобой не разговариваю

Вы пытаетесь уговорить малыша – он продолжает плохо вести себя на людях. Вы орите на него – он не реагирует. Тогда применяете крайнее средство – делаете вид, что это не ваш ребенок, продолжая бойкот и дома.

Поначалу малыш не понимает неудобства, но равномерно осознает, что все серьезно. Мать от него отказалась – ужасная травма. Малыш готов просить прощения, обращается к мамы, но она упрямо продолжает истязать его своим молчанием.

В рассказе 1-го современного создателя мальчишка под действием молчания мамы, которая так наказала его за то, что он орал в публичных местах, зашил для себя нитками рот, чтоб она лицезрела, что он никогда больше орать не будет. Вы должны реагировать на нехорошее поведение малыша, но необходимо отдать ему ощутить, что его деяния весьма огорчают маму, а не наказывать бойкотом.

Есть эффект от наказания ремнём?

Надо сказать, что если бы ремень не работал, то никто бы его и не применял. Конечно же, эффект от физического наказания есть и наблюдать его можно немедленно: ребёнок пугается, моментально прекращает ненормативное поведение и становится на некоторое время “как шелковый”. Но действие это поверхностное, формальное, оно вызывает желание избежать наказания, но не понимание и уж тем более не желание поступать правильно.

Если ребёнок до этого не понимал чего-то, то шлёпок не прибавил ему нейронных связей, он просто стал бояться и всё, в дальнейшем он научится врать, с целью избежать наказания, а также поймёт, что применять силу к тому, кто слабее, если его поведение не нравится — нормально и допустимо. Ребёнок, которого наказывают физически, очень быстро усваивает, что применение силы – лучший для родителей способ решения проблем, ведь пример родителей в воспитании играет первичную роль.

Если при этом применение силы импульсивно, непоследовательно, чрезмерно и сопровождается (а это почти всегда так) криками и эмоциональной несдержанностью родителя — душевная травма ребёнку обеспечена.

Попытки найти допустимые формы телесных наказаний детей нецелесообразны и неосуществимы. Удары — это урок плохого поведения.

Из совместного заявления 140 европейских организаций

Альтернативные методы наказаний

И. Кон даёт такое определение наказанию. “В самом общем значении слова, наказание — это применение к человеку или животному каких-то неприятных или нежелательных для него мер воздействия, причинение ему страдания в ответ на неповиновение или нежелательное, антинормативное поведение.

Мы должны понять, чего мы хотим добиться — “отомстить” ребёнку за его “неправильное” с нашей точки зрения поведение или дать ему инструменты для лучшей приспособляемости в социуме и жизни? Если второе, тогда прежде чем наказать за что-то нужно убедиться, что ребёнок чётко понимает, чего от него хотят, понимает для чего это нужно и может (а иногда и хочет) это выполнить.

Для этого нужно соблюсти ряд предварительных требований:

  • Избавиться от необоснованных ожиданий — не нужно наказывать четырёхлетку за разбитую чашку, он неловок в силу возраста и неспособен понять цену чашки по той же причине. Просто купите ему пластмассовую.

  • Личный пример. Хотите, чтобы ребёнок был вежлив — здоровайтесь с соседями, хотите, чтобы он не рвал цветы — объясняйте это, не рвите их сами, не наступайте на жуков.

  • Чёткие границы. Научитесь устанавливать чёткие границы (для этого нужна работа над собой): “Подожди, пока мы с папой договорим; не заходи в ванную комнату, пока я умываюсь”, это поможет и ребёнку очень быстро осознать собственные границы, собственную идентичность, а значит с ним легче будет договориться.

Ну и собственно альтернативные наказания. Нужно помнить, что они будут работать, только, если выстроена система взаимодействия: есть чёткие понятные правила, границы, запреты, и они не меняются из-за хорошего/плохого настроения родителя.

Принуждение , если вы понимаете, что что-то сделать надо, а ребёнок не хочет, значит, вы должны добиться исполнения этого
Запрет. Чёткие запреты помогают ребёнку держаться в рамках и не допускают двойственных толкований и недомолвок.

Оба этих способа призваны изменить саму ситуацию, а не отомстить ребёнку никак не связанным с самой ситуацией способом и не влияющим на неё непосредственно.

Например: ребёнок сидит на траве, пачкая белые штаны, мама разговаривает с подругой, увидев, что делает ребёнок, она просит его этого не делать и продолжает разговаривать. Ребёнок, предоставленный самому себе, продолжает возиться в травке, не придавая особенного значения словам матери. Так может продолжаться довольно долго — он возится, мать периодически просит его этого не делать, всё громче и строже и, возможно, дойдёт до крика или шлепка, но это не приучит ребёнка к чистоте, и не заставит уважать мамин труд, а только расстроит малыша, и сожжёт нервы матери. Что нужно было сделать вместо этого

Если чистота штанов действительно важна — после прогулки намечались гости или ресторан — значит, мать должна физически не дать ребёнку возиться в траве. Держать его за руку, или отойти в место, где нет травы, ну или даже прервать разговор и занять ребёнка чем-то интересным, это же ей важна чистота

Это и есть принуждение к тому поведению, которое вам важно.

Постоянные повторения сводят авторитет родительских слов не нет, ребёнок просто перестаёт вас слышать и придавать значение вашим словам

Если для вас действительно важно, чтобы он что-то сделал/не сделал, то попросите один раз, а затем добейтесь исполнения просьбы, в ином случае не сотрясайте воздух.. — И Король всех наказаний, хотя, по сути, это и не наказание вовсе: Метод Естественных Последствий.

— И Король всех наказаний, хотя, по сути, это и не наказание вовсе: Метод Естественных Последствий.

Взрослый мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнёшь — и тем взрослый и отличается от ребёнка, что он должен и может просчитывать последствия принимаемых им решений и нести за них ответственность.

Если вы плохо работаете — вас уволят, не для того чтобы наказать, а потому что нужно, чтобы работа была сделана. Если вы пилите мозг мужу — он уйдёт, не в наказание, а потому что ему надоест. Если вы будете есть колбасу на диване — ваше здоровье испортится, и т.д.

Наша задача как родителей, дать ребёнку столкнуться с естественным последствием его действий. Конечно, в разумных пределах. Только так у него сформируются чёткие правила и причинно-следственные связи, основанные на собственном опыте.

Потеря

Эта рана отличается от всех остальных тем, что наносится не намеренно, да и вообще чаще всего у нее и вовсе нет виновника. Никто из тех, кто действительно нас любит, не выберет по своей воле смерть лишь для того, чтобы сделать нам больно. И, тем не менее, когда они уходят из этого мира, они уносят с собою часть нашей души.

Мы живем в мире, где довольно сложно найти честных людей — людей, готовых любить нас и быть любимыми. И потеря такого человека может показаться нам самым настоящим концом света.

Когда мы чувствуем себя потерянными, когда грустно, когда задаемся вопросом о том, кто мы такие и зачем живем в этом мире. И тот душераздирающий факт, что человека, который был для нас радостью и утешением, больше нет рядом, всегда будет оставаться очень болезненным, даже если мы потеряли его много лет назад.

Иллюстрация: Benjamin Lacombe

Страх одиночества

Одиночество является злейшим врагом любого человека, который в детстве чувствовал себя обделенным родительским вниманием. Люди, боящиеся одиночества, как это ни странно, во многих случаях являются инициаторами расставания с партнерами, боясь, что те бросят их первыми

Или, напротив, изо всех сил цепляются за отношения с токсичными людьми, следуя принципу «уж лучше быть хоть с кем-то, чем одному».

Головы людей, боящихся одиночества, зачастую полны мыслей вроде «Уж лучше я брошу тебя первым, чем постоянно буду ждать, что ты бросишь меня», «Я никому не нужен, мне никто не помогает и я не готов брать на себя ответственность за кого-то еще», «Если ты уйдешь, ты уже не вернешься, и я постараюсь удержать тебя рядом любой ценой, даже поступившись собственными интересами»…

Людям, испытывавшим недостаток родительского внимания в детстве или столкнувшимся с расставанием родителей, во взрослом возрасте приходится постоянно бороться со своим страхом одиночества, страхом, что близкие люди их бросят и с собственными невидимыми барьерами, мешающим физическим контактам.

Душевные раны, вызванные недостатком внимания и наплевательским отношением со стороны родителей, залечить довольно сложно. Но после того, как люди с такими психическими травмами самостоятельно или с помощью помощи специалистов избавляются от своих глубинных страхов, их состояние, как правило, существенно улучшается, так как страх одиночества замещается позитивными эмоциями и внутренним диалогом. В результате их отношения с другими людьми становятся куда менее нездоровыми.

Что делать, если ребёнок совершил серьёзный проступок?

Серьёзный проступок влечёт за собой серьёзное наказание. Конечно, всё индивидуально, и надо разбирать каждый отдельный случай. Для этого и нужны правила. Серьёзное наказание — это очень холодное блюдо. Но это, как правило, касается уже взрослых детей. Маленькие, как правило, не так серьёзно шалят. Если же малыши творят какие-то страшные вещи — надо идти к специалистам. Например, если ребёнок проявляет особенную жестокость или агрессию. Острые ситуации — это как зубная боль: дома не вылечишь, нужно идти к стоматологу. Если у вас случилось что-то очень нехорошее, то кроме обращения к духовнику уместно обратиться к психологам, психиатрам.

Как бы то ни было, подходить к решению воспитательных проблем нужно опираясь как на помощь специалистов, так и на духовную сферу: молитву, причастие, пост. Нельзя исключать какую-то из них, потому что это как на одной ноге скакать. Важна помощь врачей — но куда более важна и помощь Божья, которую необходимо испрашивать. Вспомним пример иудейского царя Асы, который тяжело заболел и умер из-за большего упования на врачей, чем на Бога.

Мнение европейских учёных

Цитата

“Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удаче, которые нередко приводят к действительному успеху.”

Зигмунд Фрейд

Одним из самых любопытных открытий лонгитюдного исследования, начавшегося в 1938 году в Гарвардском университете, и продлившегося 75 лет (the Harvard Grant Study), было то, насколько сильно отношения мужчины с матерью влияли на его жизненное благополучие.

Журнал “Бизнес Инсайдер” пишет, ссылаясь на опубликованные результаты исследования, что мужчины, у которых в детстве были “тёплые” отношения с матерью, в среднем зарабатывали на $87,000 в год больше, чем те, чьи мамы не были отзывчивыми.

Мужчины, которые не ладили с матерями в детстве, были более склонны к развитию слабоумия в пожилом возрасте. Именно отношения с матерями влияли на эффективность работы на закате карьеры. С другой стороны, тёплые отношения ребёнка с отцом коррелировали с более низким уровнем беспокойства во взрослом возрасте, способностью получать больше удовольствия на отдыхе и в целом удовлетворением от жизни в возрасте 75 лет – тогда как отношения с матерью не имели значительного влияния на удовлетворённость жизнью в 75. В результате исследования обнаружилась сильная корреляция между теплотой взаимоотношений и здоровьем и счастьем в преклонном возрасте.

Джордж Вайлант (George Vaillant), который руководил исследованием на протяжении последних трёх десятилетий заключил, что 75 лет и 20 миллионов долларов были потрачены, чтобы прийти к короткому выводу: «Счастье – это любовь. Точка»

Война за детей

В советское время при разводе родителей дети, как правило, оставались с мамой. А сейчас часто отцы претендуют на их воспитание: ежегодно в судах региона рассматривается более 800 таких дел. И каждый случай – тяжёлая психологическая травма для ребёнка. Ведь родители настраивают малыша против друг друга и часто ведут себя непорядочно, пользуются очень некрасивыми методами. «Почти год я борюсь за свою дочку, – рассказала жительница Бердска Марина Колобова. – Сначала районный суд встал на сторону отца, дочка жила несколько месяцев с бабушкой. А потом областной – на мою сторону (у женщины нет вредных привычек, она имеет собственное жильё и неплохой доход. – Ред.) При этом папаша говорит про меня ребёнку всякие гадости, откровенно лжёт. Девочка стала нервной и нередко, если не хочет делать уроки, манипулирует своим положением. Мне очень тяжело».   

Новость по теме

В НСО мужчина похитил свою дочь и скрывается по съемным квартирам

«Четвёртая часть жалоб во время приёмов населения касается этой проблемы, – говорит уполномоченный по правам ребёнка в Новосибирской области Любовь Зябрева. – Родители не могут договориться между собой – у кого жить ребёнку. Не могут помочь в этом вопросе и специалисты органов опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних. Мамы порой говорят: «Помогите, вы же представитель власти!» Но это частная жизнь, в которую чиновники не могут вмешиваться. Однако порой приходится это делать – когда дети становятся заложниками таких конфликтов и психическому здоровью ребёнка наносят вред. Нужно изменить систему таким образом, чтобы помощь специалистов населению в этих сложных вопросах стала более эффективной».

Зрелое Супер-Эго

В предыдущих статьях был описан процесс формирования . Такое Супер-Эго формируется в результате страха потери объекта любви или страха потери любви объекта. Это самые страшные страхи для ребенка. Поэтому в неблагоприятных случаях раннее Супер-Эго может носить и характер.

В разделе я описал, в общих чертах, процесс его формирования и значение для человека. Зрелое Супер-Эго является наследником раннего Супер-Эго – но это не просто расширение предписаний, норм и правил, полученных до трех лет предписаниями следующего периода. Если у ребенка существует внутренняя уверенность, что он никогда не потеряет свои объекты любви (пусть это и нереалистично) и никогда не лишится их любви, он начинает следовать предписаниям, воспринятым от объектов любви, не на страх, а на совесть. Мотивом для соблюдения запретов, норм и правил теперь является не страх, а любовь.

В этом случае психоаналитики говорят, что Супер-Эго интегрировано в личность. Так формируются индивидуальные ценности ребенка, которые являются продолжением ценностей его родителей. Это очень длительный и неравномерный процесс, который сопряжен с бунтами и протестами (криз трех лет и подростковый кризис). В благоприятном случае процесс формирования зрелого Супер-Эго завершается к концу подросткового возраста, к .

Интегрированные ценности Супер-Эго не вызывают ни интерпсихических конфликтов (бунта против носителей этих ценностей – родителей, воспитателей, учителей, руководителей, государства), ни , и обогащаются личными ценностями индивидуума, полученными в процессе собственного развития. В этом смысле конформность является признаком психического здоровья и душевного благополучия. Так формируется мораль, не требующая надзора уголовного преследования (внешнего Супер-Эго).

В неблагоприятном случае интеграция Супер-Эго не происходит никогда.

В статье я описал суть структурной модели психики человека по Фрейду: является постоянным источником желаний, большая часть которых является запретными, противоречащими идейным содержаниям . И оказывается между молотом и наковальней: снизу напор желаний со стороны Ид, а сверху – давление запретов со стороны Супер-Эго. Это и называется в психоанализе невротическим конфликтом, который в свою очередь и порождает невроз.

Если ребенок не может преодолеть страх потери любви – его Супер-Эго продолжает носить архаичный характер. Архаичное Супер-Эго подобно садистичныму монстру, живущему внутри; оно оказывается чуждым Эго, потому что его ценности получены не в результате любви, а только в результате страха (). Символом такого архаичного Супер-Эго является ветхозаветный Бог Иегова, жестокий и бескомпромиссный всемогущий высший арбитр.

Конструктивный компромисс между Ид и архаичным Супер-Эго невозможен, поэтому компромиссом такого противостояния становится невроз – когда Эго оказывается зажато между Ид и Супер-Эго (подробнее о неврозе как читайте в статье ).

Таким образом, невротический конфликт всегда связан с непреодоленными страхами раннего возраста, которые в психоанализе называют доэдиповыми конфликтами.

Невротическая конформность – это проявление послушания не из любви, а из страха. За таким послушанием стоит подавленная злость и депрессия.

Считается, что в результате чрезмерно строгих наказаний родителями, ребенок приобретает сильное чувство вины. Но если родители жестоки, мне видится сомнительным, чтобы ребенок таких родителей смог оказаться способным преодолеть страх потери любви, потому что этой любви мало или нет вовсе. По моему мнению, в этом случае стыд путают с чувством вины.

В заключение хотелось бы сказать пару слов об авторитарности и авторитетности родителей. Авторитарность связана с подавлением личности ребенка, о чем было подробно написано в статье . А авторитетность основана на идеализации родителя ребенком, взаимном уважении и любви.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий