Несдержанные обещания.
Если нет возможности обещание выполнить — то лучше его не давать. Эта истина, которую нам сами взрослые внушают с детства, правильно? И повторяют это ребенку раз за разом, требуя, что уж он-то свои обещания выполнял.
Однако сами взрослые частенько их нарушают, при этом всегда находят оправдания — не смогли, какие-то сторонние причины помешали, и вообще: у родителей и так много проблем, что ты лезешь? Имей совесть, пойми, не приставай!
Хороший знакомый так до сих пор не простил отца, который пообещал после первого сентября в первом классе сводить его в поход — мол, ты у меня уже взрослый, будем варить уху на костре из рыбы, которую сами поймаем, и спать в палатке.
Он школу закончил, а отец в поход так и не сводил, при этом, когда парень был совсем мелким и имел наивность напоминать — пап, а когда поход-то — еще и ругал. Мол, у меня дел и так по горло, что ты лезешь, нет времени!
Почему эта история принесла ребенку так много боли — отцу непонятно до сих пор. Как-то попытался он (выросший ребенок, я имею в виду) этот гештальт закрыть. И что вы думаете? Отец его же и застыдил — мол, как можно быть таким злопамятным?
Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме
Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей).
Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.
Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.
Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты — это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.
Уважаемые Родители!
- Когда вы «дружите» со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями…
- Когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребенка покрывать ваши болезненные пристрастия…
- Когда, ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за «бессонные ночи» в виде внимания или сочувствия, – знайте, что тем самым вы лишаете своего ребенка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии.
Вы лишаете ребенка его Жизни, потому что пока ребенок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь.
Знайте об этом.
Чего не должны знать про вас дети
Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: «Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта». Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом — всё.
Также дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя.
То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.
Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.
Воспитывая своих детей, не забывайте об эмпатии
Когда вы учите своего ребенка, как взаимодействовать с окружающим миром, вам может быть непросто понять, как именно они его воспринимают. Да, у детей есть те же эмоции и чувства, что и у взрослых, однако они далеко не всегда способны их выразить. И когда вы воспитываете своих детей с помощью эмпатии, вы можете показать им, как заботиться о других людях.
Добрый люди знают, как устанавливать с другими людьми связь на эмоциональном уровне. Чтобы иметь возможность позаботиться об окружающих, нужно понимать, что они чувствуют. Покажите им, как это сделать, на примере, разделив с ними их собственные чувства. «Современная эгоистичная и нацеленная прежде всего на удовлетворение собственных интересов культура вовсе не помогает нашим детям расти более сложными и разноплановыми личностями. Исследования показывают, что чем сильнее наша связь с окружающими, тем мы счастливее. Поэтому мы должны убедиться, что наши дети проводят больше времени, смотря наружу, чем смотря внутрь себя», – пишет доктор Бергман.
Помогайте им справляться со своими эмоциями
Эмоции не всегда бывают приятными. Некоторые эмоции, вроде гнева или раздражения, детям понять очень и очень непросто, особенно если они раньше не испытывали ничего подобного. Когда детей что-то расстраивает или огорчает, их нужно учить, как справляться с этими чувствами. Дети, которых этому не учили, часто выражают внутренние эмоции в физической форме – с помощью ударов, пинков и крика. Вряд ли такое поведение может привести к тому, что вашего ребенка можно будет назвать добрым
Именно поэтому гарвардские психологи считают, что родителям нужно уделять должное внимание обучению своих детей тому, как справляться с эмоциями более адекватным и здоровым способом
«Мы должны научить своих детей тому, что испытывать чувства – любые чувства – это нормально, но что некоторые способы справляться с ними намного лучше, чем другие. Дети должны научиться справляться со своими чувствами более продуктивными способами», – добавляют к вышесказанному гарвардские психологи. Дети должны не только понять, что испытывать неприятные эмоции – это нормально, но и научиться тому, как пропускать их через себя и отпускать навсегда.
Неуважительно отношение взрослых к детям
Да, я знаю, сейчас многие возмутятся — за что, мол, мы должны детей уважать, они же мелкие! Так думает гораздо больше людей, чем может показаться на первый взгляд.
Сколько родителей относятся к детям свысока, даже с некоторым презрением — мол, вот вырастешь, станешь человеком, тогда будем говорить на равных, а пока цыц, малявка
Сколько родителей не уважают детский труд (как бы это ни смешно звучало), не ценят детских порывов помочь и даже не догадываются, как важно похвалить, а не посмеяться, когда ребенок преподносит им свое творение — рисунок, допустим, или поделку
Пример из жизни: отличная мастерица, сейчас делающая очень красивых кукол и продающая их коллекционерам за границу (так выгоднее), все детство прятала от родителей свои поделки. Потому что мама говорила, что платья, которые она куклам шьет — убогие, а отец — сначала ругался, что она тратит время на пустые занятия, тогда как надо учить математику и поступить после школы на банковское дело.
Однажды отец в сердцах сказал дядьке (брату матери), что, мол, у тебя-то дети удачные, а моя — ду…а, тратит время на ерунду. За столом. На дне рождения. При всех родственниках и при дочери. И посоветовал ей брать пример с детей этого дяди — они, мол, в жизни всего добьются.
Ну, молчит сейчас мастерица, а что делать? Отец и мать, как-никак, родные. Обида — осталась. Хоть и понимает, в девяностые все взрослые думали, что надо детей к финансам поближе… Добра желали. Понимает это, но все равно — обиду не простила.
Сколько еще таких случаев? Подумайте об этом…
Очень важно — заботиться о других.
Мы все люди, и зачастую забота о себе — для нас самое важное и основополагающе дело. В это же время мы упускаем вещи, которые действительно необходимо сделать
Например, забота о других людях. Если же мы будем заботиться о других, наш пример преподнесет детям самый важный урок в жизни — как вести себя с другими людьми.
Личный пример родителей и практика помогут молодым людям развить в себе способность и смелость вмешиваться в ситуации, когда они или кто-то другой подвергаются опасности. Они это почувствуют первыми и смогут принять меры, — говорится в исследовании Гарвардского университета.
Показывайте постоянно, что забота о других людях очень важна для вас. Увидите, очень скоро это станет необходимостью и для ваших детей. Вне всякого сомнения, тогда вы воспитаете сына или дочь, которые думают о других, которые будут жить так, чтобы быть добрыми, отзывчивыми.
Парентификация
Термин парентификация произошел от английского слова «parents» — родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.
Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими. Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.
Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.
Постоянно хвалите друг друга.
«Вы даже не представляете, какой силой обладают обыкновенные слова одобрения. Они преображают человека, вдохновляют на то, чтобы быть еще лучше. От того, как вы это мудро сумеете сделать, зависит будущее ваших детей. Это оставит неизгладимый след в их душах», — считает Робин Берман.
Если будете последовательны и не будете скупиться на слова похвалы — у вас вырастет эмоционально гармоничный ребенок. Это также ключ к тому, как воспитать ребенка добрым. Доброта формируется из практики, но всякая доброта должна иметь и обратный ответ. Когда ваш малыш проявляет доброту, оцените это и обязательно похвалите в ответ! Хвалите его за добрые поступки и слова, подчеркивайте, что видите это и цените, чтобы он знал, что идет правильным путем. Поступайте так со всеми детьми, не только со своими!
Родители должны благодарить также друг друга за доброту, ведь ваши дети всегда рядом — они слушают и смотрят, берут с вас пример. Общайтесь с добрыми друзьями, коллегами, знакомыми — это тоже очень полезно для ваших детей. Чем больше дети видят, что взрослые добрые, отзывчивые, ценят и благодарят друг друга — тем лучшими становятся сами.
Вывод: доброта — это очень важная вещь, которой ваши дети должны научиться. Так же как хорошим манерам, словам «пожалуйста» и «спасибо», что такое «хорошо» и что такое «плохо», эмпатии.
Помните, что научиться всему этому им будет намного легче, если они будут знать, что вы — всегда рядом. Если вы беспокоитесь о том, сможете ли воспитать их добрыми, получится ли у вас — просто делайте эти 5 вещей, которые сработали у других родителей. Не бойтесь ошибаться! Просто знайте, как исправлять свои ошибки. Ведь глаза и уши вашего ребенка всегда направлены на вас. Он учится жить у вас, он впитывает все увиденное и услышанное, как губка.
5) Установите высокие этические ожидания:
Вам нужно научить вашего ребенка общаться с другими людьми правильно. Забота о счастье других и отсутствие эгоизма — это атрибуты, которые помогут вашему ребенку в долгосрочной перспективе.
Очень важно, чтобы дети слышали от своих родителей, что забота о других — главный приоритет. Чтобы убедиться, что информация понятна вашим детям, обладайте высокими этическими ожиданиями для них
Обязанности – это хороший способ напоминать им об этом: обязанности, манеры, школа, обещания и друзья обучают детей тому, чтобы оправдать ожидания.
Перевод статьи — Parents who raise “good” kids do these 5 things via Клубер
2) Покажите им большую картину:
Все дети заботятся и сочувствуют только небольшому кругу семьи и друзей. Хорошие родители понимают это и могут заставить своих детей заботиться о людях, которые социально, географически или культурно за пределами своих кругов.
Это можно сделать, координируя своих детей, научить их быть хорошими слушателями — поощряйте их смотреть на ситуации глазами других людей и учите их сочувствию, практикуя это самостоятельно.
3) Сделайте благодарность рутиной:
Исследования показывают, что наиболее эффективный способ быть сострадательным, прощающим и щедрым является участие в привычке выражать благодарность. Люди, которые приносят пользу и выражают благодарность и сделали это частью своей повседневной жизни, могут вести счастливую и здоровую жизнь.
Поэтому родителям рекомендуется попросить своих детей помочь своим братьям и сестрам, помогать по хозяйству, когда это возможно, в течение всего дня.
Исследование также рекомендует родителям восхвалять необычные проявления доброты, которые выполняют их дети, чтобы побудить их “поддерживать это”.