7 советов, как превратиться из обычного родителя в мудрого. Часто упускаемые детали воспитания

Мы слишком легко восторгаемся ими.

Движение за повышение самооценки началось еще с поколения бэби-бумеров, а в 1980-е оно пустило корни в школе. Правило «каждый участник получает кубок» позволяет ребенку почувствовать себя особенным. Но исследования современных психологов показывают, что такой метод поощрения имеет непредвиденные последствия.

Через какое-то время ребенок замечает, что единственные люди, кто считает его замечательным, — это мама и папа, а остальные так не считают. И тогда ребенок начинает сомневаться в объективности своих родителей. Ему приятно получать похвалу, но он понимает, что это никак не связано с действительностью.

Холерик

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Проявлять агрессию и раздражительность в присутствии ребенка.
  • Чрезмерная опека.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Разговаривать с ребенком тихо и спокойно, даже иногда шепотом для повышения его внимания.
  • Развивать самостоятельность.

Более подробно узнать, как нужно воспитывать ребенка в раннем возрасте, расскажет психолог Дмитрий Карпачев.

Наказывать нельзя простить: нелегкая задача для родителей.

Наказание — неотъемлемая часть воспитания детей. С этим согласны и родители, и психологи

Важно не путать «наказание» с понятием «жестокое обращение». Последнее подразумевает унижение и оскорбление личности, будь это словесно или посредством физического действия

Цель наказания — заставить увидеть вину и последствия непослушания. Если вы грубо отчитаете или ударите малыша, вместо понимания причинно-следственного действия получите в ответ обиду и злость. Наказание должно основываться исключительно на ограничении.

Воспитание, основанное на любви

Оптимальной стратегией правильного воспитания детей является сочетание умеренной строгости и любви. Т. е. вы строгий родитель, но вы любите своего ребенка и желаете ему добра и аккуратно ограничиваете его во вседозволенности. Дети должны понимать и видеть, что вы не просто требуете от них исполнения воли. Дети прислушиваются к своим родителям, когда родители прислушиваются к ним. Вы должны дать понять и объяснить ребенку, что слышите его, понимаете и любите и хотите для него только лучшего. Умеренная строгость и любовь – золотая середина, которая поможет правильно воспитать ребенка и поможет ему достичь максимальных результатов во всех сферах жизни. Воспитание должно быть основано на позитиве, а не на страхе, а ребенок должен чувствовать себя любимым.

Помогите вашим детям вырасти добрыми и спокойными, успешными и уверенными в себе людьми. Чтобы это сделать, нужно заняться воспитанием. В первую очередь воспитание себя. А детей надо любить. Любить и баловать. Но баловать в меру.

Как не ошибиться в воспитании подростков читайте в нашей статье Воспитание детей-подростков

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество

Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах

Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.

Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:

  • Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
  • Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
  • Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
  • Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
  • Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.

Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.

В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».

Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания

Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.

Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.

Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.
Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.

Основные цели воспитания ребенка в семье

father and daughters

Воспитание подразумевает реализацию таких целей:

  • создание благоприятных условий для проживания и развития;
  • формирование основ культуры общения;
  • разностороннее психическое и физическое развитие согласно возрасту, индивидуальных особенностей;
  • подготовка к жизни в социуме;
  • формирования уважительного отношения к прошлому, традициям семьи, народа, города, страны;
  • привить навыки самообслуживания, самостоятельности, гигиены;
  • формирование основ безопасности;
  • развитие интеллекта, реализация познавательно-исследовательской деятельности;
  • приобщить к социокультурным ценностям;
  • ознакомить с миром природы;
  • развивать художественный вкус, приобщать к искусству.

Цели постепенно расширяются в зависимости от возраста ребенка. Так, первый год жизни – это знакомство с окружающим миром и родители должны разрешать ему это делать, проявлять положительные эмоции. Затем постепенно малыша знакомят с книгой, читают сказки, рассказы, вовлекают в игру. Дети в дошкольный период познают все через игру, отец с матерью должны активно включиться в этот процесс, став партнером ролевых развлечений. В это же время ребенка можно знакомить с искусством, продолжая эстетическое воспитание в школьном возрасте

Очень важно не потерять доверие в переходный (пубертатный) период, когда подросток впервые влюбляется, испытывает изменения в физическом и психологическом плане. Здесь взрослым необходимо проявить мудрость, принимать, понимать чувства ребенка, что в будущем станет основой для создания семьи

В старших классах чаду необходимо помочь выбрать профессию, дать советы, ни в коем случае не навязывать свое мнение.

Практически все цели показываются личным примером. Ребенок смотрит на то, какие есть традиции в семье (совместные ужины, праздники), видит, что все решается вместе на семейных советах, в которых они тоже принимают участие. Благодаря таким незначительным на первый взгляд событиям дети учатся ответственности, сопереживают родным. Трудовое воспитание реализуется с домашних обязанностей еще в малом возрасте (сложить игрушки на свои места), которые постепенно добавляются новыми. Взрослые учат детей ограничивать свои желания, когда это требуют определенные обстоятельства. Родители приходят на помощь, подбадривают того, кому плохо, тем самым ребенок учится сопереживать, заботиться.

Цели воспитания зависят, меняются от возраста ребенка. Личный пример влияет на воспитание подрастающего поколения.

Как воспитать спокойного ребенка с рождения

Есть 5 правил, которым нужно следовать, если вы хотите понимать, как воспитывать ребенка с рождения:

Сформулируйте систему ценностей

В нее нужно включить все, что важно для всех членов семьи. На этом этапе придется подумать о вещах, которые формируют вас и, вероятно, будут оказывать столь же большое влияние на малыша

Для кого-то главная ценность – личное пространство, для других – материальные вещи. Учитывайте все вплоть до продуктов питания. Если ребенок отказывается есть – это нормально. Не нужно принуждать кушать с фразой вроде: «Пока не поешь, из-за стола не встанешь». На фоне такого отношения в сознательном возрасте вполне может развиться расстройство пищевого поведения (РПП). Когда пренебрежение определенными вещами задевает вас или ребенка, нужно проговаривать это вслух. Именно говорить, а не внимать в вину.
Определите личные границы и помогите малышу очертить его границы. О воспитании детей можно говорить часами и даже сутками. Вот только в этом нет смысла, если каждый из родителей и их малыш – это не самостоятельные личности. Простой пример: ребенок 3-5 лет тянется к смартфону мамы. Та начинает ругаться и требовать вернуть вещь на место. Естественно, малыш взбунтуется. Если вы вовремя объясните, где «ваше», а где «его», ситуация решится коротким диалогом: «– Солнышко, ты же знаешь, что это мамин смартфон. – Да, знаю. – Тогда положи его и возьми свои игрушки». На этой позитивной ноте проблема решится сама собой и ребенок отправится за игрушечным телефоном или любимым конструктором.
Умейте сказать «нет». Это особенно важный момент, когда сыну или дочери уже исполнилось 4-6 лет. Психология ребенка 6 лет часто устроена таким образом, что он старательно вызывает родителей на конфликт. Если после первого отказа малыш продолжает настаивать на своем, родители, особенно мамы, часто сдают позиции. В итоге ребенок начинает чувствовать свою власть и вседозволенность. Умейте настоять на своем. Причем делайте это без криков. Находите понятные аргументы и объясняйте, почему решение не может оспариваться.
Защищайте взгляды, ценности, мнение и принципы ребенка перед другими. Он должен чувствовать поддержку со стороны семьи. Даже если взгляды малыша вам непонятны, а иногда и вовсе кажутся неуместными, высказывать это при посторонних не нужно.

  1. Дети есть дети, нарушения чужих границ не избежать. Нужно заранее обсудить, что вы будете делать в случае выхода за намеченные пределы. Частая ситуация: желание играться не своей игрушкой. Если вы наблюдаете такую склонность за своим ребенком, договоритесь, что сначала он будет спрашивать разрешения взять чужую вещь у ее владельца. Компромисс можно найти всегда.

Установите правила

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал, что не может дотрагиваться до духовки, дотронуться до важного оборудования, потянуть за волосы и т. д

— вы должны сказать ему об этом. Успокойся и твердо скажи: «ты не должен трогать, потому что можешь обжечься», «ты не должен трогать, потому что это мои вещи», и делай это каждый раз. Помните, однако, не умножайте запреты без необходимости быть легким для понимания. Запреты и заповеди учат маленького человека, как жить, что правильно, а что нет. Ребенок не родился с этим знанием. Помните также, что ребенок еще раз проверит ваше поведение, или если вы все еще не можете сделать то, что было запрещено, поэтому очень важно быть последовательным.

Воспитание: да здравствует система?

Перед появлением на свет ребенка воспитание уже начинается. Чувствуя ответственность перед будущим младенцем, женщина вносит в свою жизнь ограничения, делая акцент на малыше.

После родов начинается поиск ответов на вопрос, как воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос… Каким? Здесь и кроется главная цель воспитания. Родители смотрят на то, какими они хотят видеть детей в будущем. Главное – вырастить счастливыми и воспитанными, чтобы сын или дочь были полноценными членами общества, духовно и физически развитыми личностями.

О воспитании детей споры никогда не закончатся. Но популярные методики, собирающие положительные и отрицательные отзывы, дают родителям выбор точек соприкосновения с их чадами.

1. Азиатская система.

Она предлагает до 3-5 лет позволять малышу все, приравнивая его к «царю», до 14-15 лет советует возлагать запреты, делая наследников «рабами», а после 15 лет дети становятся друзьями, происходит общение на равных. Также азиатская система предполагает тесный тактильный контакт как залог успешного и поистине близкого общения.

2. Методика Никитиных.

Развитие и воспитание по системе изначально прошли их 7 детей, затем –другие семьи СССР. Основные постулаты: кормление простой пищей, не отнимающей у родителей много времени на приготовление; активная физическая и интеллектуальная нагрузка, при которой дети если не хотят заниматься конкретным делом, заставлять не нужно, но можно вернуться потом; участие в воспитании старших братьев и сестер, а также помощь родителей в познании мира.

3. Методика Монтессори придерживается противоположной системы взглядов, без тактильного контакта, в центре – самостоятельная личность малыша.

Сын или дочь становятся главными, родители только помогают прислушиваться к себе. Акцент делается на зонирование помещения по интересам, развитие интеллектуальных способностей. Часто от бабушек можно услышать, что эта методика слишком прогрессивна, вырастают невоспитанные дети. Слов «плохо» или «хорошо» они не знают, поскольку учатся жить без критики.

4. Селф-мейд. Малыш должен сам ставить цели, понимать, что последствия действий зависят напрямую от его поступков.

Родители должны учить мотивации деятельности, поиску путей из конфликтных ситуаций. Эти формы воспитания детей нацелены на формирование лидерских качеств, не подходят пассивным малышам с задатками исполнителя.

5. Традиционная система базируется на развитии личности в семье, на воспитании трудом, авторитете родителей и послушании.

Методика использует и демократичные формы воспитания детей, но после 5-6 лет. Фраза, что ребенка нужно воспитывать, пока «лежит поперек лавки», уходит корнями именно в нее. Современные психологи и педагоги согласны: родительское воспитание необходимо до момента похода в школу. Потом роль мам и пап отходит на второй план.

Типы семей и особенности воспитания

Ребенок счастлив в полноценной семье

В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:

Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.
Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.
Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.
Противостояние

Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.
Снисхождение

Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.
Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.

Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.

Связь семейного и школьного воспитания

Наказание за плохое поведение

Бесспорно, существует взаимосвязь между воспитанием ребенка в семье и работа образовательного учреждения. Главная роль в воспитании отводится семье, а школа помогает ее усовершенствовать, нормализовать отношения внутри конкретной семьи.

Связь образовательного учреждения начинается с исследования микроклимата семьи и изучения способов воспитания. Для этого классный руководитель или социальный педагог проводит анкетирования, может лично ознакомиться, в каких условиях живет семья.

Педагоги задействуют детей и родителей в совместную деятельность: праздники, конкурсы, ярмарки.

Классные руководители проводят собрания, на которых родители:

  • получают всестороннюю информацию о своем ребенке;
  • узнают какие существуют требования к детям согласно возрасту, режим работы образовательного учреждения, о любых изменениях в правилах и уставе школы;
  • высказывают свое мнение относительно поднимаемых проблем на собрании;
  • получают профориентационную консультацию, информацию о планах на каникулы, какие есть учреждения дополнительного образования (приглашаются учителя-предметники, педагоги других учреждений, практический психолог школы);
  • коллективно разбирают конфликтную ситуации, находят способы помощи ребенку или родителю.

Еще классный руководитель проводит индивидуальные встречи, общается с родителями по телефону.

Родители имеют право присутствовать на уроке, посещать внеурочные мероприятия, получать консультацию практического психолога.

Тесная работа школы и родителей благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка.

Семейное воспитание влияет на жизнь каждого индивидуума. При этом воспитание должно преследовать не только такие цели как передача знаний, умений, навыков и копирование стиля поведения. Родителям следует учитывать мнение, интересы, способности ребенка, развивать умения самостоятельно принимать решения,нести за них ответственность, гармонично, встесторонне воспитывать, готовя его к жизни в социуме.

Главные правила общения с детьми. Как правильно обращаться к ребенку, чтобы он услышал и выполнил просьбы родителей, вы узнаете из видео. 

Проблемы семейного воспитания

Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Как воспитать ребенка

Единственно правильного ответа нет. Это связано с влиянием внешних окружающих факторов. Есть 6 моментов, которые указывают на то, что воспитательный процесс идет в верном направлении:

  • Постоянный контакт с малышом. Психология ребенка – тонкое понятие. Чтобы работать с ней правильно, взрослые и дети всегда должны контактировать. Без обид и отговорок.
  • Отсутствие негатива в отношениях. Строго запретите себе бить ребенка. Негатив не должен быть типичным в семье, это может быть только вынужденная и крайне редкая мера.
  • Не забывайте хвалить. Похвала обязательна, даже если дочь или сын только начали проявлять склонности к творчеству, логике, спорту или другим формам активности.
  • Экспериментируйте, причем не только в методиках воспитания, но и в обычных повседневных делах. Пробуйте открывать новые горизонты всей семьей.
  • Позволяйте детям ошибаться и по возможности делайте так, чтобы над ошибками они работали самостоятельно.
  • Давайте свободу. Старайтесь воспитывать детей так, будто они уже взрослые, сформировавшиеся личности. Позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно.

Дети не должны знать, что такое ругань и угрозы. Такие негативные моменты хорошо откладываются в памяти и всплывают уже в осознанном возрасте.

Воспитание – это работа не только над детьми. Придется учиться слышать себя и постоянно взаимодействовать с окружающими факторами. Кстати, одна из самых актуальных тем у молодых мам и пап при работе с психологом – это способы защиты малыша от внешнего влияния

Здесь важно заложить правильные установки еще с первых дней жизни

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий