Что в норме должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц, этапы развития и выбор игрушек

Распорядок дня

Ребёнок в 14 месяцев должен жить по распорядку. В режим надо обязательно включать сон, питание и прогулки.  Также нельзя забывать и про гигиенические процедуры и купание. Для них в распорядке должно быть отведено своё место, чтобы малыш точно знал, когда ему их ждать. Составьте график на каждый день и постоянно его придерживайтесь. Учитывайте особенности своего чада и подстраивайте распорядок под него.

Сколько должен спать ребёнок

Днём малыш может спать один раз полтора или два часа. Но если он будет беспокойным или начнёт просыпаться утром раньше времени, то можно оставить два дневных сна. Если же после двухразового сна ребёнок очень плохо засыпает вечером, а ночью просыпается, то ему достаточно одного сна днём

Очень важно, чтобы мама внимательно следила за детским поведением и сама решила, пора ли ему спать лишь один раз днём

Как правильно развивать малыша

Главное, что надо развить у малыша в этом возрасте – это умение взаимодействовать с другими детьми. А также организовать правильную речевую среду, познакомить ребёнка с музыкой, рисованием, сказками и книгами. Не стоит забывать и про развитие общей и мелкой моторики.

Подавайте своему чаду новые идеи для старых игр, поскольку отсутствие разнообразия может наскучить ему. К примеру, не просто покатайте с ним машинку, а устройте гонки. Показывайте ему, как можно играть новыми игрушками

Малыш очень быстро это усвоит и дальше будет делать это сам. Обратите внимание, что принуждая кроху чем-то заниматься, вы можете отбить у него желание делать это вообще

Для того чтобы правильно развивать малыша, надо проводить с ним специальные игры и занятия. Но после года ребёнок уже может и самостоятельно играться, поэтому родители могут его оставить на какое-то время с игрушками. Игра в одиночестве становится ведущей деятельностью крохи.

В физическом направлении

Развивайте у малыша навыки ходьбы. Предлагайте ему попробовать пройти по прямой линии. Не упускайте возможности научить малыша преодолевать препятствия. К примеру, забраться на бордюр или ступеньку. Собирайте игрушки вместе с ним. Так вы потренируете крупную моторику.

Для развития мелкой моторики предложите карапузу собрать пирамидку из колечек или смастерить башню из кубиков. Очень хорошее упражнение – пересыпание крупы или макарон из одной ёмкости в другую. Но здесь нужен ваш постоянный присмотр, чтобы карапуз не начал их пробовать. Прикрепите прищепки на подушку или мягкую игрушку, и пусть ваше чадо их снимает. Развитие будет успешным только при условии постоянного контакта и общения с малышом.

Умственные способности

Очень важно развивать в этом возрасте речевые способности малыша. А для этого родителям надо постоянно с ним общаться. Любое своё действие комментируйте для ребёнка

Обязательно называйте части тела и рассказывайте, что вы ими делаете. Вместе с крохой рассматривайте книжки и описывайте то, что в них нарисовано. Очень эффективно развивать речевые навыки малыша посредством изучения коротких стишков.

Также самое время заняться изучением форм и свойств. Возьмите детскую игрушку простой формы и назовите её. К примеру, шарик или кубик. Затем расскажите, что с ними можно делать. Можете научить карапуза пользоваться красками, карандашами или мелками.

Развитие речи у ребенка в 1 год

К году ребенок имеет очень ограниченный словарный запас. В арсенале у ребенка присутствуют двух звучные слова, такие как: мама, тата, баба, деда. Большая часть младенцев способна только что-то лепетать себе под нос или издавать только им понятные звуки. В норме ребенок в 1 год должен уметь:

• издавать длинные лентообразные звуки, короткие группы звуков, таких как: тата, биби,…;

• использовать короткие слова, типа — дай, или звуки — ма — ма, чтобы получить, а затем и удерживать внимание;

• использовать жесты для общения (машут руками, дергают за одежду, толкают, когда что-то хотят сказать);

• имитировать звуки речи, пытаются подражать речи взрослых;

• в своем запасе иметь 1-2 слова, которые звучат не внятно и понятны только родителям.

В течение года маленький непоседа научится говорить некоторые отдельные слова, начнет выполнять простые указания, например показывать где нос, глазки или ушки. В годовалом возрасте язык ребенка развивается через общение. 90% процентов детей приобретают навыки через повторение фраз, подражание родителям и окружающим. В этом возрасте дети любят когда им читают книжки, ведут с ними беседы, что-то совместно делают и играют. Поэтому родителям следует активно взаимодействовать с ребенком, активно развивать его словарный запас.

Ходьба

Малыш уверенно и без напряжения держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, повороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься обратно!

ВНИМАНИЕ! В этом возрасте ребенок необычайно активен. Он бегает из комнаты в комнату, на кухню, взаимодействует с предметами

Задача взрослых на этом этапе – обеспечить полную безопасность ребенка, убрать острые предметы, электроприборы, спички и все, что может навредить.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обувь лучше подбирать на рифленой подошве, легкую, регулируемую по полноте. Для правильного формирования стопы необходимо приобретать обувь с жесткой пяткой, из натуральных материалов. Хорошо, если подошва изготовлена с помощью современных технологий и может служить амортизатором при прыжках.

Подвижные игры

Самые любимые игры малышей в этом возрасте – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Догони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений годятся любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Догоню – догоню».

Нервно-психическое развитие ребенка в полтора года

Определить, не отклонилось ли нервно-психическое развитие от нормы, несложно, важно в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за характером, поведением. Навыки малыша, соответствующие норме:

  • проявляет интерес к обследованию помещения, пытается заглянуть во все укромные уголки;
  • обожает играть с взрослыми в прятки;
  • умеет сортировать игрушки по форме, цвету, размерам;
  • складывает пирамидки;
  • умеет отличать части тела, показывает пальцем или касается рукой при услышанном от родителей названии;
  • учится находить знакомые картинки в книжках, по просьбе родителей показывает собачку, кошку, зайчика.

Насторожиться нужно, если ребенок с трудом ходит, не реагирует на речь взрослых, даже не замечает отсутствия одного из родителей. В таких случаях рекомендуется отправиться к педиатру, объяснить особенности поведения сына или дочери.

Помогаем развиваться

Полноценное развитие ребенка в любом возрасте во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют этому вопросу, занимаются ли с крохой физическими упражнениями, развивающими играми.

Для возраста 15 месяцев подойдут такие занятия.

  • Гимнастика. Под приятную ритмичную музыку можно проделывать несколько простых упражнений (повороты туловища, махи руками, вращения кистями рук, наклоны в стороны или вперед – из положения сидя, наклоны к полу или приседания за игрушкой).
  • Игры с мячом. Это может быть перекатывание мяча в положении сидя от мамы к малышу в разных направлениях, бросание мячика ребенком вперед двумя руками.
  • Приседания с обручем. Мама и малыш держат обруч обеими руками и вместе по команде мамы приседают, не отпуская обруч.
  • Проползание через обруч за любимой игрушкой. Ребенок должен проползти сквозь обруч и взять предмет.
  • Проползание под препятствием (доской, палкой, расположенной на расстоянии 30–40 см от пола).
  • Залезание на возвышение. Сначала ребенок залезает на стульчик или коробку небольшой высоты (до 20 см), затем – на кровать или диван.
  • Полоса препятствий. На полу размещаются различные предметы (коробки, подушки, табуретки, книжки) разной высоты. Невысокие препятствия малыш перешагивает, высокие – обходит сбоку, под табуретом пролезает.
  • Поднимание ног. Лежа на спине, ребенок старается, поднимая ноги, дотянуться ними до палки, поднятой на 40–50 см от пола.

Все эти упражнения, регулярно повторяемые по несколько раз, сделают малыша более ловким, сильным, укрепят его мышцы и вестибулярный аппарат.

Следующие «развивашки» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности.

Нанизывание колец на стержень пирамидки и снимание с него. Это и увлекательная игра, и тренировка логики, внимания, моторики. Даже если ребенок будет уделять этому занятию 5–7 минут в день, это принесет свои плоды.
Собирание простого пазла из 3–4 деталей. Это может быть как готовая игра для данного возраста, так и сделанная самостоятельно (разрезанная картинка).
Поиск пары. Перед малышом на столе или полу раскладывают несколько парных предметов (носочки, туфельки, варежки – по одному от пары). Мама достает вторые парные предметы по одному и предлагает ребенку найти им «братцев». Так же можно предложить найти по картинке детеныша или птенца в пару к его маме, если кроха уже знаком с этими животными.
Знакомство с разными тактильными ощущениями полезно всегда. Что такое горячее или холодное, мягкое или твердое, мокрое или сухое, большое или маленькое.
Детали

Гуляя с малышом, мама обращает его внимание не только на окружающие предметы, но и на их части: листья деревьев, колеса машин, ножки скамеек, окна, двери домов.

Вот такой он, возраст года с четвертью: активный во всех смыслах. Основного внимания сейчас требуют речевое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Что касается ухода, то новостей тут немного: начинаем приучаться к горшку (малыш уже понимает его предназначение и сам просится), меньшее число раз подмываем кроху после туалета в течение дня, поскольку его кишечник сейчас работает уже не так активно. Остальные гигиенические и закаливающие мероприятия остаются теми же.

Давно установлено: чем больше внимания ребенок получает в детстве, чем больше любви, ласки и заботы ему дарят родители, тем более успешным он вырастает. Не нужно бояться «залюбить» своего малыша. Именно наша любовь и участие – ключ к его будущим победам.

Как играть с ребенком?

Цель каждой игры с малышом — улучшить физическое развитие, речевые навыки, психологическое состояние. Главное правило — действовать родители должны ненавязчиво. Лучше заранее подобрать игрушки, которые послужат цели, подумать, как заинтересовать ребенка, на что обратить больше внимания.

Не стоит ожидать, что в 15 месяцев ребенок начнет немедленно выполнять все просьбы или повторять движения. Пройдет немало времени, пока малыш в точности будет воспроизводить действия родных, научится обращаться с некоторыми развивающими игрушками. Обязательно в течение игры активно общаться с карапузом, объяснять каждое движение.

15 месяцев — очередная ступенька развития, которую прошли малыши вместе с родителями. Несет эта дата немало приятных неожиданностей, сюрпризов для взрослых — ребенок начинает воспринимать окружающее совершенно по-другому, чем грудничок, поражает своим стремительным развитием, активно постигает новое и пытается применить знания в жизни. Задача родителей — поспособствовать этому, ненавязчиво воздействовать на навыки, стимулировать желание узнавать об окружающем мире.

Что мешает развитию

Большинство вопросов, возникающих у родителей, обычно связано именно с воспитанием. Уже в этом возрасте малютка должен чётко понимать, что решающее слово за взрослым, следовать установленным правилам в отношении понятий «можно» и «нельзя».

Однако в стремлении вырастить чадо дисциплинированным и послушным, помните:

  • категорические запреты могут затормозить развитие крошки;
  • не пытайтесь оградить его от всех возможных неприятностей, собственный опыт – лучший учитель;
  • предупреждайте об опасности, будьте рядом, но не мешайте ребёнку;
  • регулярные упреки порождают чувство неуверенности в себе и своих силах;
  • если что-то совсем нельзя, предложите альтернативное занятие, или изучите заинтересовавшую кроху опасность вместе.

Тест на развитие ребенка в 1 год

  • В год малыш уже должен хорошо ползать, ходить, держа за руку родителей, стоять с поддержкой, уметь садиться с положения стоя и сидеть без поддержки.
  • В двенадцать месяцев ребенок должен знать и использовать несколько жестов: махать рукой, кивать головой на «да» и «нет» и некоторые другие.
  • Ребенок уже должен произносить осмысленные слова. К примеру, такие как мама и папа. А также выполнять просьбы взрослых, касающиеся передачи или взятия предметов.
  • Помимо этого, у ребенка уже будут присутствовать все полученные ранее навыки, которые должны совершенствоваться.
  • К концу двенадцатого месяца у малыша должен прорезаться хотя бы один зуб либо иметься предпосылки к его прорезыванию в качестве набухшей десны.

Если хотя бы один из пунктов развития отсутствует, следует показать ребенка врачу, пройти обследование и выявить в чем заключается причина подобных нарушений.

Развитие по неделям

1 неделя

Это время привыкания к новой жизни. Младенец пока проявляет минимальную активность и большую часть времени спит. У него еще нет специальных умений, поэтому его жизнедеятельность обеспечивается наличием врожденных рефлексов: хватательного, сосательного, поискового, плавательного, мигательного, глотательного, защитного и других.

Умения младенца к концу 1 недели:

  • способен фокусировать взгляд на неподвижном объекте, расположенном на расстоянии 8–15 см;
  • делает непроизвольные движения ручками и пальчиками;
  • оживляется при появлении взрослого человека, улыбается во сне;
  • различает цвета, звуки и запахи.

В первую неделю вес крохи может немного снизиться: он осваивает новый процесс кормления и еще не способен в достаточной мере насытиться. Такое изменение массы тела не представляет угрозы.  Вес быстро приходит в норму.

2 неделя

Ребенок продолжает приспосабливаться к новой жизни. Он уже освоил непривычный способ получения пищи, поэтому начинает активно набирать вес и быстро расти.

Новые умения:

  • распознает лица окружающих и пытается подражать их мимике;
  • удерживает в поле зрения плавно передвигающийся объект;
  • приобретает способность общаться с миром с помощью сенсорных ощущений (интересуется новыми звуками, запахами, ощущениями).

На второй неделе у ребенка проявляются неприятные последствия недостаточного развития пищеварительной системы – кишечные колики. Младенец испытывает мучительную боль в животе, из-за чего кричит без перерыва до 3–4 часов. Облегчить состояние крохи помогут современные лекарственные препараты или легкий массаж животика.

3 неделя

Ребенок начинает проявлять активность и любознательность: он реагирует на шум и голоса родителей, на зрительные образы. Его движения координируются, становятся менее хаотичными.

Новые умения:

  • фиксирует взгляд на объекте, расположенном на расстоянии 50 см от глаз;
  • изменяет положение тела так, чтобы удобно было лежать в кроватке или в руках родителя;
  • захватывает пальчиками небольшие предметы;
  • пытается приподнять и удерживать головку в положении лежа.

Малыш проявляет любопытство: он с увлечением изучает новые объекты или человеческие лица. Он уже узнает голоса родителей и отвечает на них улыбкой, радостным покрикиванием или даже гулением. В этот период нужно часто разговаривать с ним, обеспечивать телесный контакт.

4 неделя

К концу месяца может показаться, будто ничего не изменилось: ребенок остался все таким же маленьким и беспомощным. Но это впечатление ошибочно. Присмотритесь к крохе внимательнее, и вы поймете, как много новых умений освоил малыш за 4 недели.

Умения малыша:

  • реагирует на человеческие голоса и прислушивается к ним, безошибочно узнает материнский голос;
  • пытается удерживать головку, лежа на животе;
  • фиксирует взгляд на неподвижном объекте или лице, следит за медленно движущимся предметом;
  • копирует мимику взрослых;
  • произносит первые звуки (сопит, кряхтит, гулит, агукает);
  • хаотично и беспорядочно двигает ножками и ручками, тянется к маме, выгибает спинку;
  • различает цвета, выделяет яркий объект из окружающего пространства;
  • безусловные рефлексы, с которыми малыш родился, постепенно заменяются условными.

Самое важное сейчас – показать ребенку, что мир, в котором он оказался, не безразличен к нему, что он готов откликаться на малейшее его желание. Вот почему мама должна постоянно находиться рядом с ним

Если кроха получает достаточно внимания, к концу месяца у него проявится «комплекс оживления». Это самый радостный момент для мамы: ведь теперь ее малыш не безучастно принимает все заботы и ласки, а бурно реагирует на них, отвечая на каждое прикосновение или обращенное к нему слово улыбкой и восторженным писком.

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц

Дорогие родители, вы растерялись (особенно если первенец), к тому же переживаете нормально ли идет развитие вашего малыша? А вот повышенная тревожность вам совсем ненужна. Но и полная беспечность тоже не желательна. И для того, чтобы не тревожиться из-за пустяков вы должны прежде всего знать, что могут месячные дети.

Вот представьте себе, живет малыш в животике у мамы. Она за него дышит, ест, тепло, темно и тихо. А родившись уже непосредственно с первого вдоха организм ребенка приспосабливается к новым условиям жизни, где все нужно делать самостоятельно.

Характеристика базовых рефлексов младенца

Конечно, природа побеспокоилась о ребеночке и защитила его с помощью врожденных двигательных реакций. Отметим наиболее значимые безусловные рефлексы.

  1. Поисковый. Прикоснитесь к щечке или губам крохи, тотчас повернет головку и начнет искать грудь.
  2. Сосательный. Заключается в том, что ребенок делает ритмичные сосательные и глотательные движения, когда во рту оказывается какой-либо предмет.
  3. Хватательный. Если дать маленькому свой палец, то он крепко зажмет его в кулачке.
  4. Защитный. Положите ребенка на живот, он сразу повернет голову в сторону.
  5. Опоры. Поддерживая под мышками поставьте кроху на стол и, увидите, как он стоит на полной стопе.
  6. Автоматическая походка. Если наклоните мальца вперед он делает шаговые движения.
  7. Ползания. Когда положите дитя на живот он пробует делать ползающие движения, а если к его подошвам подставите свою ладошку он оттолкнется.

И уже по ним определяют как работает центральная нервная система ребенка. Впоследствии рефлексы за ненадобностью угасают или служат для наработки дальнейших двигательных умений.

Особенности развития месячного малыша

Для того, чтобы легко ориентироваться во всех показателях физических и психических навыков малыша разработаны нормы развития детей.

Вот средние показатели физического развития на конец 1 месяца:

  • Рост: 52-55см;
  • Вес: 3800—4500г;
  • Окружность головы: 33-37см;
  • Обхват грудной клетки: 31-36см.

И дальше рассмотрим умения, которые вы можете ожидать от своей кровиночки.

Физические навыки

К сведению «добрых тетушек» совсем я не слабенький, а настоящий боец, сказал бы каждый новорожденный, конечно, если умел бы говорить. Да к тому же у меня к концу месяца есть чем похвастаться.

А вот держать ее самостоятельно, увы, пока что не умею, поэтому придерживайте мой затылок, когда возьмете на руки.

Подводят, конечно, мышцы сгибатели, потому и чувствуется небольшое сопротивление при разгибании рук и ног. Пройдут эти особенности месяцам к трем, а сейчас постращаю вас боксерскими приемчиками, вроде, сжатых возле лица кулачков.

Любимое дело на данное время корчить гримасы: при ярком свете, громком звуке, резком вкусе и запахе, вроде крема для рук. Далеко то я не унюхаю. И наоборот, не люблю ветер даже когда папа шутя дует, морщу носик и задерживаю дыхание.

Нервно-психическое развитие

Заслышав ее голос, сразу же ищу глазами и зову. Ух, наконец, дозвался — вот он родной, сладкий запах. Нравится деткам сладенькое, как мамино молочко, успокаиваются и сразу глотают. А в соленом, горьком, кислом не умеют разбираться и пробуя беспокоятся даже, плачут.

Я же мокрый, есть хочу, у меня колики или вообще «голова болит» и я желаю, чтоб меня на руках побаюкали. Теперь довольный: осознанно улыбаюсь, и аукаю к вашей большой радости.

Ох, уж эти холодные руки, даже сейчас озноб пробирает. Ну что поделаешь, нравится малышам все тепленькое, мягонькое, шуршащее, звенящее и блестящее.

Ведь я уже цепляюсь взглядом за яркий большой предмет и понемногу слежу как он невдалеке медленно, плавно передвигается. К тому же, у младенцев наблюдается физиологическое косоглазие, так как не умеют еще быстро фокусироваться. Только не переживайте, когда заметите. К годику все наладится.

А знаете это расстояние от маминой сиси до ее глаз. Ха-ха, а я знаю и если не подремываю во время обеда, то люблю пристально в них смотреть. Так мило изучать ее мимику и потихоньку повторять эти забавные движения.

А еще не откажусь разглядывать черно-белую абстракцию. Есть в ней какое-то притяжение для детей. Как видите, без устали учусь: присматриваюсь ко всему, прислушиваюсь к словам, музыкальным звукам.

Потому-то повесьте в люльке музыкальную карусель и контрастные картинки, чтоб я не слишком беспокоился, когда вас нет рядом. Надоело все время смотреть на эти яркие потолочные люстры. Вот буду тешиться, так как уже могу подолгу сам расслабленно лежать. Да заодно мамочка отдохнет и все свои текущие дела переделает.

Но не так как вы взрослые. Дети быстро засыпают и также неожиданно встают. Чтобы наладить биоритм малышей, играйте с ними днем и скучайте ночью, чтобы они поняли порядок, что да к чему.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Малыши в десять месяцев уже способны выполнить несложное задание родных. Изредка произносят отдельные слова, но продолжают болтать без умолку слоги, звуки. Понимают значения слов «нет», «пойдем». Если сердятся, то краснеют и поднимают ручку вверх. Свободно прогуливаются вдоль стены. Некоторые карапузы сами пьют из кружки и пользуются ложкой во время еды. К радости родных уже могут осознанно сидеть на горшке.

Десятимесячные дети умеют с легкостью переползать преграды, стараются дотянуться до полок. Крохи в этом возрасте любят рисовать, особенно на обоях. Им доставляет удовольствие открывать и закрывать коробочки. Детки понемногу пытаются ходить самостоятельно. Самое время начать учить кроху залезать на диван и кресло, а также правильно слезать. У ребенка есть любимая песня, под которую ритмично присаживается и раскачивается. Питание уже практически как у взрослого. Сон остается прежним. Купания и гуляния ежедневные.

  • Масса тела увеличивается до 400 граммов
  • длина – на 1,5 см.

Предметно – манипулятивная деятельность

Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.

На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.

Предметные развивающие игры

Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:

  • постройка башни из 3 – 5 кубиков;
  • нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
  • собирание матрешки;
  • нанизывание крупных бусин на шнурок;
  • игры с песком;
  • игры с водой;
  • различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
  • пазлы из двух половинок;
  • игры с машинками и другим транспортом;
  • музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.

Продуктивная предметная деятельность

В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.

Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.

В качестве инструментов можно использовать дополнительно:

  • краски,
  • штампы,
  • губку,
  • зубные щетки,
  • толстые палочки с намотанной на них ватой,
  • ватные диски.

ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча»

В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.

Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий