Развиваем речь малыша
В два года ваш ребенок должен не только знать, как называется предмет, но и давать его короткую характеристику. Просите как можно чаще рассказывать, что видел малыш, и пересказывать прочитанные вами сказки. Для этого необходимо проводить тематические занятия с ребенком. 2 года – это тот возраст, когда дети любознательны и любят слушать и смотреть. Во время чтения рассказов анализируйте происходящее. Можно использовать кукол, надеваемых на пальцы. Устраивайте маленькие театральные шоу с вопросами и ответами.
Например, читая сказку, пропускайте слово, просите малыша добавлять свои слова, которые подходят по смыслу. То же делайте со стихотворениями – пусть концовку скажет ребенок. Всегда используйте мимику и телодвижения, повествуя очередную интересную историю. Дети любят, когда происходит какое-нибудь действие. Игрушки, картонные картинки и куклы станут отличными персонажами к вашим историям.
После каждой прочитанной книжки задавайте вопросы по содержанию. Пусть ребенок развивает внимательность и память
Обращайте внимание на мелочи и детали. Читая диалоги, всегда меняйте голоса
Ребенок должен подробно представлять всех героев. Также просите его пересказывать – пусть использует мимику и голос.
Что делать, если ребёнок отказывается помогать?
Если дети не хотят помогать по дому, нужно исправлять ситуацию. Родители должны знать, что делать, если дети не помогают по дому. Первым делом нужно определить, с чем именно связан отказ в помощи, на чем именно основывается. Возможно, есть какие-либо веские причины, из-за которых ему сложно, непонятно или неприятно в текущий момент заниматься этим. Спросите о том, как он смотрит на то, чтобы помочь, есть ли у него какое-то решение по этому вопросу, есть ли какой-то план. Во-вторых, нужно в хорошем, дружелюбном тоне начинать увеличивать его сферу деятельности: давать поручения, определить спектр его посильной помощи, но в то же время предоставлять ребёнку определённую степень свободы. Это не возникнет моментально, но шаг за шагом, начиная с обслуживания себя по некоторым вопросам
Важно не переборщить, именно здесь кроется тонкая грань создания внутренней свободы или же несвободы личности. Нельзя заставлять делать слишком много, тогда работа по дому для него сравнится с «каторгой» и ни к чему хорошему не приведёт
Главное, это не сделать из ребёнка социального работника, а создать здоровую, полную любви атмосферу в семье.
Ловкие пальчики
Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам
И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках
Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.
Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.
Домашние дела для детей 6–7 лет
Несмотря на то, что приучать детей помогать делать работу по дому, может быть трудоемко, мы с мужем все равно считаем, что это того стоит. Это больше, чем просто облегчение рабочей нагрузки на родителей.
Наш семилетний Тарас не подпрыгивает от радости при упоминании о работе по дому, обычно в ответ я слышу стон. Но, тем не менее, он, так же как Матвей, имеет свои регулярные обязанности, и иногда даже с удовольствием, их выполняет ).
Загрузить посудомоечную машину
Наши дети не приучены мыть за собой посуду. Когда-то я пыталась приучить Тараса мыть за собой посуду, но он резонно спрашивал, зачем мыть руками, если есть посудомоечная машина? Ок, я согласилась.
Но грязная посуда все равно не лежит у нас в раковине. После каждого приема пищи Тарас складывает грязную посуду в машину. Иногда ему требуется незначительная помощь, но в целом он уже усвоил, как правильно раскладывать посуду.
Помочь донести сумки
В последний год я езжу за покупками одна. Подъезжая к дому, я звоню и прошу моих сыновей помочь мне с сумками (даже, если их объем незначительный, и я легко могу справиться сама). Затем я набираюсь терпения и жду пока мальчики выйдут (рекорд составил 40 минут).
Поливать домашние растения
Это, пожалуй, единственная работа, о которой нам едва ли нужно просить сына. Несмотря на кажущуюся простоту, процесс имеет свой алгоритм. За день до полива надо набрать в ведро воды, чтобы она отстоялась. После полива всех растений, проверить каждое на предмет “протечки” и вытереть лужи.
Наливать собаке воду
Решение завести собаку было принято, отчасти, по просьбе детей. И хотя именно сыновья выступили инициаторами, мы с мужем ни разу не пожалели об этом решении и сами искренне привязались к питомцу. Собака у нас крупной породы, поэтому гулять с ней самостоятельно дети пока не могут. Но мы настаиваем, чтобы старший Тарас следил за тем, чтобы у собаки всегда была свежая вода. Обычно утром перед уходом в школу и вечером по возвращении он моет миску и наливает свежую воду.
Покормить младшую сестру
Я стараюсь не злоупотреблять просьбами к старшему Тарасу в отношении ухода за младшими детьми, но часто это ему самому доставляет удовольствие. Иногда я прошу его покормить сестру пюре или йогуртом. В процессе он всегда очень аккуратен, внимателен и терпелив. Он разговаривает с сестрой и эти минуты их нежного общения очень ценны для меня.
Я буду благодарна, если в комментариях вы дополните эти списки своими идеями. Какие домашние обязанности есть у ваших детей? И удается ли вам приучить детей выполнять их регулярно?
Полезные статьи по теме:
Малыш должен быть внимательным
Придумывайте интересные занятия с ребенком 2 лет на каждый день, которые будут развивать внимание
Очень важно, чтобы малыш не отличался рассеянностью, иначе с годами это качество трудно будет искоренить. В два года ребенок делает только то, что ему интересно
В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное. Тогда родителям важно не упустить момент
В два года ребенок делает только то, что ему интересно. В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное
Тогда родителям важно не упустить момент
Начинайте играть в прятки. Ставьте игрушку в комнате малыша и просите ее отыскать. Повторяйте такую игру несколько раз, каждый раз пряча вещь в новое место. Можно приклеивать фигуры по всей комнате. Например, вырежьте грибочки из картона, придумайте символическое лукошко, и пусть дети собирают “урожай” по всей квартире.
Игра с тенями подходит для более взрослых ребят. Для этого нужны предметы и их силуэты. Ребенок должен сопоставлять и находить правильные тени к основным картинкам
Хорошо развивает внимание игра «Построй по чертежу». Для этого возьмите кубики и другие детали, из которых можно построить различные фигуры
После на бумаге нарисуйте чертеж будущей конструкции, а ребенок пусть смотрит на рисунок и строит. Все дети просто обожают такие игры. Вы увидите, какой прекрасный результат дают занятия с ребенком. Двухлетним ребенком нужно заниматься постоянно.
В будущем очень пригодиться навык переключать внимание с одного на другое. Чтобы это получалось естественно, необходимо начинать занятия с самого детства
Для этого подгадайте момент, когда малыш будет активно чем-то увлечен. Далее задайте вопрос, и если ребенок начнет на него реагировать, значит, процесс пошел. Например, когда малыш рисует, спросите, что он кушал в детском садике. Необходимо, чтобы дети могли одновременно делать свои дела и при этом вести разговоры. Это намного облегчит взрослую жизнь. Вы наверняка сталкивались с людьми, которые делают какое-нибудь дело и при этом не просто не могут разговаривать, но и выключают телевизор или радио. Их отвлекает любой шорох и фоновой шум.
Список дел по дому для девочек на каждый день: цель составления детских чек-листов
Очень долгое время детский труд был так же востребован, как и взрослый, но за последнее столетие все изменилось. Каждый родитель хочет дать своему ребенку исключительно лучшее, и при этом не перегрузить ребенка, не создав эмоциональное и физическое истощение.
Список дел по дому для девочек на каждый день придумали заботливые педагоги, чтобы родители могли учить детей домашним обязанностям и бытовым хитростям в соответствии с возрастом. Например, в списке дел для 9 лет пункт вынести мусор весьма актуален, а вот для возрастной группы 3+ совершенно не подходят по очевидным причинам.
Помощь по дому — это всегда весело!
Такие списки хороши тем, что приучают девочек к самообслуживанию, а также к ведению хозяйства в игровой форме, и во взрослой жизни девочка будет быстро и качественно выполнять домашнюю работу, знать как вести домашнее хозяйство, а не страдать от неожиданно «свалившихся» домашних дел.
И для поклонников критики и фраз — «растить рабыню», педагоги и детские психологи также заверяют – переживать нет повода. Царские династии всегда обучались всесторонне. И помимо нескольких языков, гуманитарных и математических наук учили поваренное дело, чистку одежды, шитье, вышивку, уборку, а также работали на конюшне, в саду и т.д. На учебу и обязанности у детей уходило до 10 часов в день, а на прогулки и отдых всего 1-2 часа. Эта система работала при воспитании великих правителей, а вовсе не «рабынь».
Но также важно понимать особенности своего ребенка и не перегружать его домашними делами, во что бы то ни стало, выполняя полный чек лист. Например, в школьное время у ребенка может быть всего 1 дело в день из чек листа, а на выходных 5-6
А вот в летние каникулы увеличено до 9-10, в зависимости от нагрузки и объемов заданий.
Стадия первая: первые слова
От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.
Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.
Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.
Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).
Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.
Готовка
Если вы действительно ничего не успеваете, уборку, стирку и глажку можно отложить, утром проспать, а вечером — не протереть поверхности в кухне. Вы даже можете остаться голодной, если живете одна. Мужчин какое-то время можно продержать на готовых пельменях, хотя они от этого чахнут, сохнут и неудержимо рвутся “налево”. Но если в доме есть ребенок, его нужно регулярно кормить свежей едой даже в том случае, если вы работаете 58 часов в сутки. В природе есть матери, проповедующие принцип “стакан сока заменяет тарелку супа”, но нам с ними не по пути.
Как же втиснуть приготовление вкусной и здоровой пищи в свой напряженный график?
- Составляйте примерное меню на неделю и в выходные отправляйте мужа за продуктами — это экономит время и деньги: мужчины покупают строго по списку и никогда не зарятся на “вон ту вазочку со скидкой”. Даже хлебом можно закупиться на семь дней вперед — закладывайте батоны в морозилку и доставайте по мере надобности.
- Мясо, птицу, рыбу сразу разделайте на порционные куски и заморозьте отдельно — это для супа, это на гуляш, это жарить. Если в планах котлеты, можно сразу сделать фарш, сформовать его, а потом заморозить.
- Каша из хлопьев готовится очень быстро, а порой вообще не нуждается в варке: достаточно залить все кипятком или молоком и дать немного постоять. Завтрак готов буквально за три минуты — и дети сыты, и время сэкономлено.
- Идеальные матери готовят малышам разноцветную еду в форме зверушек и художественно расписывают морковкой картофельное пюре. Купите разноцветные макароны и не мучайтесь от того, что не успеваете лепить съедобных зайчиков трижды в день. Простой выход есть даже в том случае, если вы все-таки жаждете подвига и эксклюзивной еды для малыша: в один из выходных вместе с мужем и ребенком налепите маленьких пельмешек (шпинат или немного свекольного сока окрасят тесто). Разноцветные собственноручно слепленные пельмени — прекрасный ужин.
- Самое долгое при варке супа — сделать бульон. Для экономии времени большую кастрюлю хорошего бульона можно разлить по нескольким емкостям и заморозить впрок, а потом в течение недели только заправлять суп на один раз.
- Существует практика заморозки готовых блюд в отдельных контейнерах — пюре с котлетой, суп, фрикадельки с гречкой. Попробуйте, возможно, иногда эти заготовки вас выручат.
Хитрим: в морозилку ставят только стывшие продукты, в плотно закрытых контейнерах. Размораживать такую еду легко — просто переставьте на ночь нужные коробочки в холодильник (быстрое “оттаивание” в микроволновке может изменить их вкус).
Все, что может сделаться “само”, пусть делается “само”: курица, кусок свинины или рыба в духовке требуют гораздо меньше внимания, чем эти же продукты на сковороде. Суп в скороварке не нуждается в постоянных помешиваниях. То, что тушится, имеет меньше шансов пригореть, чем то, что жарится. Ищите простые рецепты — существует масса способов готовить вкусную еду быстро и без особых усилий. Главное ведь не сложность приготовления, а гармония в семье. В доме чисто, муж и дети накормлены, мама довольна: наконец-то она все успела!
Младшие дети в семье
Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:
- Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
- Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.
Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.
Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая. Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»
Как заинтересовать ребенка домашними делами
Психологи советуют родителям придерживаться следующих правил, которые помогут привить ребенку желание делать работу по дому:
- Родителям не стоит забывать о том, что помимо обязанностей у детей есть и права.
- Отказ ребенка от домашних дел должен иметь последствия. При этом он сам выбирает, чего лишится за невыполненное задание.
- Родители могут вводить критерии оценки работы своего чада и устанавливать сроки ее выполнения.
- Детям нравится узнавать что-то новое, поэтому список дел для маленьких помощников можно периодически менять.
- Обязанности по дому должны соответствовать возрасту ребенка, не стоит нагружать малыша своими заботами и занимать домашней работой большую часть его свободного времени.
- Родители являются примером для своих детей, поэтому им также следует выполнять взятые на себя обязанности.
- Если ребенок охотно выполняет домашние поручения, найдите способ поощрения малыша. Это будет стимулировать его выполнять последующие задания.
- Детям интереснее выполнять свои обязанности, если они будут преподнесены в форме игры – соревнования с родителем.
- Учитывайте мнение ребенка – пусть он примет участие в составлении списка домашних дел и выберет те дела, которые ему нравятся.
- Не наказывайте домашними делами – дети не должны выполнять какую-либо работу в качестве наказания за провинность. Используйте в воспитании детей приемлемые способы наказания ребенка.
- Мягко указывайте на недостатки выполненной работы: критика формирует отвращение к домашним обязанностям.
- Если для выполнения задания ребенку может понадобиться помощь – будьте готовы подсказать, как и что нужно делать.
- Не прогоняйте ребенка, когда вы занимаетесь домашней работой – позвольте ему принять посильное участие. Например, подать продукты во время приготовления обеда или сложить выглаженное белье.
В этом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка» эксперт портала «Я-родитель» рассказывает, почему ребенку важно осознавать, что вы разрешаете ему делать, а что запрещаете. https://www.youtube.com/embed/iEBhbxLhhGY
Наталья Литвинова
Каждый ребенок обладает множеством талантов. Портал «Я-родитель» предлагает родителям пройти тест, который поможет понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.
Список дел по дому для девочек на каждый день: чек-лист на возраст 5-6 лет (дошкольники)
Детки в возрасте 5-6 лет более самостоятельны, моторика рук развита, а логические цепочки работают достаточно хорошо для выполнения домашних дел. При этом помощь по дому продолжат быть в игровой форме, но список дел постепенно расширяется. Не забывайте, что если ребенок ходит в детский сад, то дома у него отдых и помощь по дому должна распределяться в пропорции 50/50. Если же ребенок на домашнем воспитании – помощь по дому не более 30-40 минут, в общем времени, и не более 5-10 минут за один раз. Таким образом, ребенок продолжает играя помогать, и не утрачивая интерес.
Контроль времени — одно из важнейших заданий для девочек школьниц
Список дел по дому для девочек на каждый день — чек-лист на возраст 5-6 лет (дошкольники):
- Познакомиться с мелким ремонтом одежды, помогать взрослым вдевать нитку в иголку (разрабатывая мелкую моторику рук), наматывать нитки на катушки и т.д.;
- Наливать с бутылок и кувшинов холодные напитки в стаканы;
- Получать деньги на карманные расходы и учиться их распределять, выделяя часть на расходы, а часть на накопления;
- Разбирать белье перед стиркой на темное, светлое, белое;
- Раскладывать посуду после мойки в нижние ящики;
- Относить вещи в стирку и аккуратно вешать еще чистые вещи в шкаф;
- Следить за чистотой одежды и обуви и при необходимости сушки/стирки сообщать взрослым;
- Контролировать питание и наличие воды у домашнего питомца;
- По необходимости убирать за домашним питомцем;
- Сортировать мелкие вещи, перебирать ягоды и фрукты, мыть и складывать во фруктовницу;
- Как только ребенок выучит цифры и номиналы монет – раскладывать монеты по номиналам и, подсчитывая их сортировать на круглые суммы;
- Как только научится складывать свои вещи, помогать складывать мелкие вещи членов семьи;
- При приходе гостей подсчитать всех и помочь накрыть на стол, помочь рассадить гостей за стол;
- Поливать цветы и протирать листы у крупнолистовых растений;
- Выносить мусор самостоятельно, если возле дома;
- Собирать листья в саду, вырывать сорняки на клумбах;
- Варить яйца, делать бутерброды, простые салаты;
- Собирать рюкзачок на занятия, в школу или сад, на кружки.
Материал для занятий
Принесите различные материалы, которые отличаются на ощупь (кусок меха, бархатная бумага, фольга, мешочек с бусинами, пластмасса, кожа). Пусть малыш трогает их и говорит, что чувствует. Занятия с ребенком 2 лет с пластилином очень полезны для моторики. Начинать нужно с лепки простых фигур, пусть дети учатся делать из пластилина круг, квадрат, треугольник. Далее можно приобрести вырезные формы. Вы катаете тонкий пласт из пластилина, а малыш пусть вырезает различные трафареты. С каждой неделей усложняйте занятия, покажите, что из такого материала можно слепить многое.
Давайте ему в руки карандаши, пусть ребенок учиться рисовать. Только сразу попробуйте объяснить, что каляки-маляки можно делать только в специальном альбоме. Первое время не оставляйте детей наедине с фломастерами и карандашами, а то вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Покажите, как рисовать примитивные предметы, которые состоят из палочек и кружков.
От 3,5 до 5 лет
Познание ребенком норм поведения и ответственности продолжается. В этом возрасте у малыша могут появиться новые зоны обязанностей: он может (и уже должен) убирать свои игрушки перед сном, заправлять свою кровать. Также дети могут выполнять простые действия по уходу за домашними животными (наливать в миску воду или насыпать корм), помогать накрывать на стол перед семейным обедом. В этом возрасте часть ухода, который был на плечах взрослого, должен перейти к ребенку. Теперь ему можно доверить открыть и закрыть воду, чтобы он сам помыл руки, не контролируя этот процесс. Малыш должен нести ответственность за свои игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»).
Можно не просто убираться, а укладывать игрушки спать, а машинки ставить в гараж.
Большим помощником в освоении полезных обязанностей является детский сад. Там за детьми закрепляются ежедневные обязанности, которые они должны выполнять
Важно то, что воспитатели и няни уверены в том, что дети должны выполнить эти обязанности, и требуют этого от детей. Поэтому в саду малыши зачастую «слушаются» лучше, чем дома, если родители не проявляют такой уверенности и не слишком последовательны
Если ребенок не посещает сад, ему особенно необходимо, чтобы у него были собственные повседневные обязанности. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, это может привести к тому, что ребенок привыкнет быть ведомым, и необходимая самостоятельность не разовьется.
Важной особенностью данного возрастного периода является то, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Это можно проиллюстрировать на примере
Рома, 4,5 года, придумал собственную систему хранения машин, в которой была игровая логика, понятная малышу, но неясная для мамы. Поэтому мама, иногда ругаясь, иногда вздыхая, каждый вечер переделывала работу сына. Сначала Рома пытался объяснить, потом протестовал, а потом смирился… просто перестав убирать за собой игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Ромы наступали негативные последствия (мама ругалась и переделывала). Чувство ответственности за свои вещи угасло, и Рома теперь сразу предпочитает перепоручить уборку маме, которая искренне не понимает, почему сын не желает выполнять ее требования.
Список домашних обязанностей для детей по возрастам
KidsVisitor составил инструкцию с обязанностями для детей разного возраста. Разумеется, этот перечень можно корректировать, учитывая индивидуальные особенности и умения вашего ребенка.
3-4 года
- Собирать игрушки;
- Чистить зубы, умываться, вытирать лицо и руки;
- Надевать некоторые предметы одежды (брюки, футболку);
- Помогать убирать постель;
- Вытирать пыль;
- Сервировать стол;
- Мыть посуду (не всю);
- Загружать и запускать стиральную машину.
5-6 лет
- Убирать за питомцем и кормить его;
- Делать мелкие покупки в магазине;
- Завязывать шнурки;
- Складывать одежду;
- Поливать цветы;
- Выносить мусор;
- Самостоятельно подбирать одежду по погоде;
- Собирать вещи в сад/школу.
7-9 лет
- Самостоятельно просыпаться утром и без напоминания отправляться в кровать вечером;
- Пылесосить;
- Мыть пол;
- Наводить порядок в шкафчике;
- Самому набирать ванну для вечернего купания;
- Помогать ухаживать за младшими братьями/сестрами.
10-12 лет
- Менять постельное белье;
- Покупать продукты по списку;
- Готовить простые блюда (бутерброды, салат);
- Помочь помыть автомобиль;
- Самостоятельно распределять время на все свои дела.
Главное правило: не выполняйте за ребенка то, что он отлично умеет делать сам. Чуткость, последовательность слов и действий с вашей стороны – и приучить дите к совместной работе по дому удастся. Больше про тайм-менеджмент и организацию досуга школьника читайте на нашем сайте
Тесто для лепки
Развлечь двухлетнего малыша можно лепкой фигурок из специально приготовленного для этих целей теста. Его можно сделать самим, добавив побольше соли и пищевых красителей для цвета. Соль нужна для того, чтобы малышу не хотелось его жевать или глотать. Тесто для лепки продается также в детских магазинах, но его состав может вызывать аллергию у деток, поэтому если ребенок аллергичен, лучше воздержаться от покупки. Мягкое цветное тесто, легко разминаемое в руках, понравится малышу, а показав ему, как можно скатывать шарики и колбаски, вы можете надолго увлечь малыша в этот процесс. Для детей двух- трех лет это достаточно сложные действия. Малышам также нравится слепливать получившиеся фигурки друг с другом. Игра с тестом также очень полезна для развития моторики рук, положительно сказывается на психическом и эмоциональном развитии ребенка. Еще одним существенным преимуществом такого развлечения является то, что ребенок на некоторое время может играть с тестом самостоятельно в то время, как мама может заняться домашними делами.
Первые обобщения
Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?
Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.
В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.
Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр
Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору
Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.
И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.
Рисование
В возрасте с двух до трех лет ребенок активно изучает и запоминает цвета, к трем годам он уже знает основные четыре оттенка – красный, желтый, зеленый, синий. Во время рисования ребенок быстрее запоминает цвета, учится координации, развивает фантазию, моторику, усидчивость. Рисовать с малышом не только интересно, но и весело, ведь рисовать можно не только кисточкой, карандашами, фломастерами, красками, но и пальчиками с помощью специальных пальчиковых красок. Они абсолютно безопасны для малыша, даже если он попробует их на вкус – это не нанесет никакого вреда благодаря специальной безопасной технологии изготовления. Рисовать пальчиками – это не только полезно для мелкой моторики рук, но и весело для ребенка.