Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Алгоритм помощи

Как помочь детям, которые пока ещё не познали радости дружбы и чувст­вуют себя одинокими и непонятыми сверстниками?

Одинокие дети нуждаются в психологической поддержке. И хорошо, если такую поддержку окажут самые близкие люди – родители. Сказать: «Не обращай внимания!» – значит посчитать проблему пустяшной и этим обидеть ребёнка. Дайте малышу понять, что полностью принимаете его чувства, вторите его эмоциям и поддерживаете его всеми силами. Может, и у вас в дет­стве была история, когда вы чувствовали себя никому не нужным? Поделитесь ею с ребёнком.

Статья по теме

Опять дрался? Как отучить ребёнка обижать сверстников Придётся разобраться в том, почему ваше драгоценное чадо превратилось в «белую ворону». Нередко причины этого явления лежат на поверхности. Возможно, насмешки вызваны нетитульной национальностью, физическими пороками или отставанием в психическом развитии. Поговорите об этом с классным руководителем или воспитателем детского сада. А ребёнку объясните, что настоящие друзья не обращают внимания на эти признаки. И попросите не злиться на других детей, а простить их, потому что некоторые вещи мы понимаем только с возрастом, и они тоже, когда вырастут, обязательно всё поймут.

Подумайте, какие особенности в поведении вашего сына или дочери отталкивают сверстников? Почему сверстники, в свою очередь, отталкивают его? Чем он выделяется из толпы? А также какими хорошими качествами обладает ваш малыш и как ему проявить свои достоинства в коллективе? А подумав, поговорите с ним об этом. Ответы на эти вопросы, возможно, и не сделают вашего кроху лидером в своём обществе, но уж точно выведут со скамьи аутсайдеров.

Обратитесь к детскому психологу. Есть немало практик, занятий и методик, которые помогут раскрыть суть ситуации и скорректировать её. А в групповых занятиях дети как раз учатся навыку дружбы.

Нарушение социализации ребенка среди сверстников — как выявить проблемы

Иногда ребенок предпочитает находиться только рядом с родителями, отказываясь от новых знакомств и старых друзей, что вызывает беспокойство и требует внимания. Стремление к одиночеству может говорить о внутренних переживаниях ребенка по разным причинам — проблемы в семье, низкая самооценка, трудности в общении, нервные и психические расстройства. Как отличить допустимую норму от нарушения? Прежде всего, необходимо начать с наблюдения.

На детской площадке, малыш может быть очень активным, но в то же время, не вступает в контакт с другими детьми. В детском саду или школе, ребенку с проблемами социализации становится сложнее. У него нет возможности отойти в сторону, а воспитатели или учителя стараются увлечь игрой с другими детьми, что приводит к увеличению стресса.

Хорошо заметно нарушение социализации во время праздничных мероприятий — то, как себя ведет ребенок в эти моменты — может ли рассказать стихотворение как сделал это дома, участвует ли в играх или предпочитает стоять рядом с мамой и папой, сразу говорит о многом.

Также малыш может жаловаться, что ему не с кем играть, никто не хочет дружить, все смеются над ним. Однако сразу отметим, что застенчивые, робкие дети часто не говорят об этих проблемах.

Ребенок с патологическим дисбалансом никогда не говорит о своих сверстниках, друзьях, он предпочитает спокойные игры в свой комнате без присутствия друзей. Школа и детский сад оказываются и вовсе нежеланными местами для проведения времени, постоянно возникают выдуманные причины, которые позволяют их не посещать, а если он и проводит там все будние дни, то возвращается нервный.

Конечно, эти признаки не всегда говорят о патологии — может случиться так, что ребенок очень замкнут по своей природе или наоборот опережает в развитии других из-за чего ему не интересно с погодками. Если родители заметили ряд предупреждающих знаков, говорящих о проблемах с социализацией, следует принять меры как можно скорее, пока проблема не стала глобальной.

Ребенок ни с кем не хочет дружить — причины

Если ребенок стесняется физических недостатков, то вполне нормально, что он избегает общения с детьми. Также бывает, что сверстники обижают ребенка из-за чрезмерной полноты, небрежности, не очень модной одежды или прически, поэтому он избегает контакта из-за страха быть высмеянным.

Другая причина, высмеивание родителями или старшими братьями и сестрами, в итоге ребенок просто не знает как себя вести, чтобы лишний раз не вызывать гнева старших, не слышать очередные обидные слова.

Ребенок, которому не хватает внимания, чувствует себя одиноким, особенно часто это наблюдается, когда в семье появился новорожденный и все внимание сосредоточено исключительно на младшем, тогда как старший чувствует себя ненужным, «неудобным» для родителей. Подобные чувства он переживает и при врожденной или приобретенной стеснительности

Тогда малышу требуется помощь, поскольку он просто не знает как завязывать дружбу, и даже, боится общения

Подобные чувства он переживает и при врожденной или приобретенной стеснительности. Тогда малышу требуется помощь, поскольку он просто не знает как завязывать дружбу, и даже, боится общения.

Ребенок, который всегда агрессивен и шумен, также страдает от одиночества, ведь он всегда стремиться быть первым, лучше других. Если детский коллектив этого не примет, он откажется дружить с теми, кто по его мнению, просто не достоин внимания.

Совсем иная ситуация с детьми, которые не ходят в детский сад, находясь под наблюдением бабушки. Ухоженный и заласканый, получает максимум внимания и в большем не нуждается. Кроме того, проводя большую часть времени дома, ребенок не заинтересован в общении, а в школе, испытывает проблемы с адаптацией.

Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения

Если у ребёнка много комплексов или есть какой-то физический недостаток – возможно, он стесняется этого, и уходит от прямого контакта со сверстниками. Бывает также, что дети дразнят ребёнка из-за его излишней полноты, неаккуратности, заикания, картавости и т.д., и ребенок может уходить от контактов со сверстниками из-за страха быть осмеянным.
Ребёнок может сторониться контактов с другими детьми из-за своего внешнего вида – может быть, дети смеются над его не очень модной или неопрятной одеждой, старой моделью мобильного телефона, прической и т.д.

Негативный детский опыт: возможно, ребенка всегда подавляют родители или старшие в семье, на ребенка часто кричат в семье, его друзей ранее осмеивали и не разрешали принимать у себя дома, и впоследствии ребенок начинает сторониться компании сверстников, чтобы не вызывать гнев родителей.

Ребёнок, который испытывает недостаток родительской любви, склонен чувствовать себя одиноким и в компании со сверстниками

Возможно, в семье недавно появился ещё один ребенок, и всё внимание родителей направлено к младшему брату или сестре, а ребенок постарше стал недополучать внимания, чувствует себя ненужным, неумелым, плохим, «неудобным» для родителей.
Ребенок становится аутсайдером в детской среде часто из-за своей застенчивости. Его просто не научили идти на контакт

Возможно, этот ребенок имел с младенчества проблемы в общении с родными людьми, которые заключались в его вынужденной или нарочной изоляции (ребёнок, рожденный не от любимого мужчины, ребенок, который много времени провёл в больнице без мамы, имея последствия так называемого «госпитализма»). Такой малыш просто не знает, как идти на контакт с другими детьми, и даже боится этого.

Ребенок, который ведет себя всегда агрессивно и шумно, также нередко страдает из-за одиночества. Это бывает с детьми, получившими гиперопеку родителей, так называемые баловни. Такой ребенок всегда хочет быть первым, побеждать, быть лучше всех. Если же в детском коллективе этого не принимают, то он отказывается дружить с теми, кто, на его взгляд, просто недостоин его внимания.

Дети, которые не посещают детские учреждения – а, например, воспитываются заботливой бабушкой, относятся также к группе риска детей с проблемами социализации в детском коллективе. Ребёнок, который обласкан заботой бабушки, которому достается всё внимание и любовь, который большую часть времени проводит дома, может не уметь общаться с другими детьми, и в школе будет иметь проблемы адаптации в коллективе.

Что происходит в современном мире?

Во дворах дети практически не гуляют. В школу — на машине или в сопровождении взрослого. Из школы забирает бабушка или няня и бегом-бегом на кружки-секции. 

После того, как ребенка «дополнительно развили», его везут домой, где кормят и сажают за уроки. Встреча со сверстниками в неформальной обстановке — это в лучшем случае день рождения ребенка (даже не буду начинать тему того, как родители изощряются и превращают обычные семейные торжества в походы в клубы, где их чада отрываются по полной — с аниматорами). 

Когда ребенок подрастает, схема остается прежней, но исполнение становится самостоятельным (хотя бывает очень по-разному, конечно). 

Ну, а дальше вуз или колледж. И вот здесь, если очень сильно повезет, можно еще успеть обрести друзей. Но должно совпасть много факторов. 

«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании

Все, что я описываю, я знаю не понаслышке. Мои старшие дети прошли этот путь. 

У старшего сына первый друг появился в восьмом классе, и, спустя год общения, его семья эмигрировала из страны (они до сих пор общаются, но в сети). В старшей школе появились и друзья, и дружный класс. Но там была просто невероятная классная руководительница. Еще и я вписалась в эту историю в качестве председателя родительского комитета. 

У дочери с друзьями в школе было получше, но ни разу за одиннадцать лет учебы в четырех школах не было дружного класса. Был намек на дружный коллектив в начальной школе, и учитель была лучшая из лучших, но там скорее дружили взрослые, а не дети. 

Дочь нашла свою компанию в восьмом классе, вне стен школы. Я практически заставила ее прийти на организационное собрание в школу юного психолога МГУ. Делала это я именно потому, что больше не могла смотреть, как моя яркая и активная дочь чахнет посреди той разрухи, которая творилась в школе (я на родительском собрании услышала выяснение отношений между двумя родительницами по поводу того, что один ребенок порезал другого ножом для резки бумаги). К занятиям в МГУ дочь добавила участие в жизни школьного самоуправления округа. Одним словом, нашла рыба воду почище. 

Почему ребенок не хочет ни с кем дружить

  1. После очередного визита в детский сад, малыш жалуется, что с ним никто не играет. Возможно, даже насмехаются или издеваются. Это повод задуматься: возможно, малыш свои поведением сам отталкивает потенциальных друзей? Зато можно быть уверенным – ваш малыш открыт для общения. Слишком скромные и застенчивые даже не рассказали бы родителям о такой проблеме, замкнулись в себе.
  2. Ребенок играет одиноко на детской площадке. Даже если его окружает множество сверстников, ему приятнее лепить «куличики» без постороннего участия.
  3. Малыш любит выходные, проведенные дома.
  4. Маленький нелюдим уклоняется от посещения школы или детского сада. Каждое утро по его угрюмому лицу мама подозревает о проблемах с ровесниками или воспитателем.
  5. Школьника не зовут на дни рождения. Поскольку друзей у него нет, его собственный праздник проходит тихо, в обществе семьи и самого себя.

СПРАВКА! Вундеркинды и интроверты часто предпочитают одиночество. Дело не в проблемах общения, просто они самодостаточны и не считают необходимым искать друзей.

Его не принимают в коллективе. Дети не любят тех, кто выделяется из общей массы: носит очки, обладает рыжим оттенком волос или сильно выраженной полнотой. «Необычные» ребята подвергаются насмешкам и издевательствам со стороны большинства. Не удивительно, что у них нет желания с кем-то общаться.

Взрослые нередко дают негативный пример. Желая защитить чадо, они говорят: «Ни в коем случае не дружи с этим мальчиком, он обманщик!», или «Ее папа обычный слесарь, тебе не чета». Такие люди могут найти негативные черты практически у всех.

Рождение младшего брата или сестренки. Как только в семье появляется новорожденный, подросшие дети отходят на второй план

Некоторые чувствуют себя покинутыми, обделенными родительским вниманием. Ребенок думает, что, раз он не нужен собственным родителям, то уж точно не будет нужен сверстникам.

Избалованные дети привыкли, что их мнение ставится превыше всего

Сначала они ведут себя так в семье, затем аналогичная модель поведения используется в дружбе. У зазнавшихся баловней нет желания слушать других ребят, отрицающих его привилегии и не подчиняющихся единоличным правилам.
Детки, не посещавшие садик, труднее адаптируются среди нового окружения. Они провели большую часть времени с бабушкой или мамой, поэтому не владеют навыками взаимодействия в достаточной мере.

Финансовое положение ребенка ниже, чем у одноклассников. Старый телефон, обшарпанная одежда – эти нюансы могут развить комплексы и чувство неполноценности.

Как можно научить ребенка дружить?

И снова я не буду оригинальной: все начинается с семьи! 

Как общаются друг с другом члены вашей семьи? 

Активное слушание, я-сообщения, уважение к собеседнику, к его потребностям, к его границам. 

Когда все это есть в семье, когда ребенок растет в атмосфере здорового взаимодействия между самыми близкими людьми, он напитывается этим и приносит в социум. 

Что в семье происходит с эмоциями? Как вы их выражаете? Умеете ли обращаться с ними? 

Когда у ребенка развит эмоциональный интеллект, тогда и в социуме он чувствует себя более уверенным.

Это происходит хотя бы потому, что к таким людям (эмоционально здоровым) тянутся другие люди. 

Компания в чате, поговорить не с кем и «друг напрокат». Можно ли сегодня дружить по-настоящему?

И, конечно, читайте с детьми книги, смотрите фильмы. Во всех детских историях есть сюжеты про дружбу, про приключения друзей. Вспомните «Каникулы Петрова и Васечкина». А «Гостья из будущего»? В начальной школе самое время читать истории Владислава Крапивина (у младшего сына любимая «Трое с площади Карронад»), в средней — «Два капитана» Каверина. Ну, а подростки будут зачитываться Ремарком. 

Мы живем в мире, где на смену теплому личному общению приходит не менее теплое общение в сети. Вот только, когда мы дружили лично, нам приходилось разрешать конфликтные ситуации (куда без них?). Теперь есть кнопка «заблокировать». Сокращается количество взаимодействия, неумолимо съедается время, проведенное с друзьями, мы закрываемся в своих скорлупках. А дети растут. Растут и развиваются рядом с нами. И отражают то, что делаем мы. И здесь самое время задать главный вопрос: а что с друзьями у вас?

Ребенок ни с кем не дружит — стоит ли паниковать

Первый друг у малыша обычно появляется еще в детсадовском возрасте. Это может быть приятель из своей или параллельной группы детского сада.

Пол друга для дошкольника значения не имеет, это может быть как мальчик, так и девочка; важнее наличие каких-то общих интересов, секрета, любимых занятий, схожести характеров. У домашних детей первым другом становится сосед по дому или ребенок родительских друзей.

Говоря о нелюдимости малыша в своей возрастной группе, стоит разобраться в истоках такого поведения, которых может быть два:

  • Ребенок сам ни с кем не дружит.
  • С ним никто не дружит.

Ограниченный круг друзей и даже наличие одного друга обычно не должно настораживать на этапе адаптации в коллективе. Со временем у малышей стеснительность уходит и круг общения расширяется.

Рядом, но не вместе

Иногда мы можем наблюдать очень интересную стадию развития социальных способностей детей между двумя и тремя с половиной годами: дети играют не вместе, а друг около друга. Они еще разговаривают монологами, а не диалогами. Это предстадия общения. Ребенку нужны друзья, чтобы пока играть не вместе, а рядом и смотреть на то, как ведут себя другие дети

Особенно это важно для единственных детей в семье, которые в основном общаются только со взрослыми

Очень важно, чтобы в круг общения ребенка примерно с полутора-двух лет начинали входить другие дети. Это период, когда играть вместе еще невозможно, но можно выучить, как зовут мальчиков и девочек, которых ребенок встречает на детской площадке, возможно, научиться их узнавать, возможно, научиться здороваться

Очень важно для ребенка в этом возрасте научиться сдерживать какие-то агрессивные всплески

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Решение проблемы

Если ребенок является чужаком в детской команде из-за недостаточно модной одежды или отсутствия дорогого смартфона, не соглашайтесь на крайности такие как игнорирование либо приобретение дорогой вещи. Поговорите с ребенком, узнайте у него какой телефон купить, можно ли как то сэкономить на его приобретении. Таким образом, он будет чувствовать себя более уверенным, потому что его мнением интересуются.

Когда ребенок не принят детским обществом из-за избыточного веса или стройности, решение этой проблемы может быть в спорте. Хорошо, если он пойдет в спортивную школу с одним из своих одноклассников, другом с детской площадки или садика с единомышленником всегда веселее добиваться успешных результатов.

Родители должны понять и передать воспитаннику мысли, по какой причине, качествам характера с ним не хотят дружить. Здесь главная задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, поддержке намерений исправиться, в особых случаях, может потребоваться консультация опытного психолога.

Каждую инициативу закрытого и нерешительного ребенка следует поощрять добрым словом и проявлением родительской гордости. Нельзя плохо говорить о детях, с которыми он чаще всего играет или общается это может пресечь всю его дальнейшую инициативу.

Для лучшей адаптации, необходимо научить ребенка уважать других, говорить «нет», управлять своими эмоциями и придерживаться правильной формы поведения в различных ситуациях. Как уже упоминалось, в случае серьезных нарушений, лучше обратиться к психологу, который найдет настоящую причину и обязательно ее исправит.

Про социальный интеллект

При общении с другими детьми развивается социальный интеллект. Это умение правильно распознавать, считывать, расшифровывать слова и действия другого человека, и ребенка, и взрослого. Очень часто агрессия у детей друг к другу появляется тогда, когда один ребенок правильно не считывает действия другого. Например, один малыш подошел к другому и очень сильно обнял его. Он не хотел плохого, надеялся подружиться, но тот неправильно понял, принял за агрессию и оттолкнул.

Умение расшифровывать многофигурные комбинации в общении должно появиться у ребенка к четырем-пяти годам. Почему тебя не взяли в игру? С кем нужно побольше подружиться, чтобы тебя все-таки взяли в эту игру?

Подготовила Оксана Головко

Признаки детского одиночества

Не всегда маленький человечек может подойти к родителям и пожаловаться на то, что с ним в группе и на детской площадке никто не дружит. Особенно это относится к замкнутым и застенчивым детям. Как же взрослые могут догадаться о том, что их чадо страдает от одиночества?

Приглядитесь к детскому поведению в песочнице, на игровой площадке. Кроха может демонстрировать повышенную активность, бегая, качаясь на качелях, строя куличики, но при этом не взаимодействовать со сверстниками или, напротив, ссориться и конфликтовать с ними.
Отчуждение проще всего разглядеть в дошкольной группе, где дошколята проводят даже больше свободного времени, чем дома

Старайтесь обращать внимание на то, играет ли с кем-нибудь малыш или просто сидит в одиночестве. На праздничных утренниках смотрите, активен ли он, пользуется ли он успехом среди одногруппников.
Маленький одиночка с огромной неохотой посещает детский сад, пытаясь отыскать любую лазейку, чтобы туда не ходить

Он не хочет рассказывать о детсадовцах, взрослым необходимо вытягивать из него подобную информацию чуть ли не клещами.
День рождения и именины проходят без сверстников (за исключением родных и двоюродных братьев и сестер), которые также не зовут ребенка на собственные торжества.

Конечно, это далеко не все симптомы детского одиночества, но самые очевидные. Возможно, вы замечали у своего малыша и другие признаки нелюдимости и нежелания общаться.

Как научить ребенка дружить в разный возрастной период

Дети разного возраста дружат по-разному. В каждом возрасте есть свои приоритеты и особенности.

Уже с полугода

дети начинают тянуться друг к другу.

От полтора года и до двух лет

дети уже сотрудничают друг с другом, играют в песочнице, строят замки, разговаривают, делятся игрушками. Детей такого возраста притягивают только те дети, которые занимаются тем же делом, что они. Эту дружбу можно назвать «территориальной». Дети общаются «языком тела». Но уже здесь можно заметить и симпатии и антипатии ребенка, с кем он играет, а с кем играть не хочет. При виде знакомого друга малыш может улыбаться и радостно прыгать.

Нужно заметить, что возраст двух лет сопровождается эгоцентричностью

Поэтому он может жадничать, плакать из-за того, что мама обратила внимание на другого ребенка, выражать «своё Я». Детки в этом возрасте конфликтны, не любят, если не принимают их точку зрения. В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба»

В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения не устойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы

В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба». В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения не устойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы

Очень важно влияние родителей и воспитателей, которые должны помогать, быть рядом и поддерживать в минуты ссор с друзьями, рассказывать, как дружить, мириться и не ссориться. Здесь важно научить детей правильно налаживать взаимодействие друг с другом. Дети от шести до девяти лет

Дети от шести до девяти лет

уже не называют друзьями всех знакомых. Среди них выделяют только несколько детей и чаще дружат по интересам. Эта дружба похожа уже на «взрослую дружбу». К расставаниям и ссорам дети этого возраста относятся более болезненно, очень переживают. Не все, правда, всё зависит от характера.

Причины детской отчужденности

Не секрет, что детей характеризует крайняя степень жестокости. Они не гнушаются придумыванием обидных прозвищ всем, кто хоть как-то отличается от большинства. Таким образом, повод для насмешек может ожидать детей с лишним весом, кто носит очки, с рыжими волосами, каким-либо физическим недостатком и т.д. Неудивительно, что ребенок в таком случае может замкнуться в себе и перестать общаться с другими ребятами.
Наличие модной одежды, навороченных гаджетов, возможность тратить немало карманных денег – причины популярности большинства детей в современных учебных заведениях. Подростки могут морально издеваться над сверстниками, которые донашивают одежду за братом или сестрой, а также не могут похвастаться крутым мобильником.
Ребенок может расти в семье, в которой родтели постоянно недовольны каждым его другом. Ему могут внушать, что не стоит дружить с тем или иным приятелем, так как у того асоциальные родители, или он плохо себя ведет.
Появление в семье нового члена семьи или излишняя занятость родителей на работе также могут быть причиной нелюдимости ребенка

Из-за того, что самые близкие люди перестали уделять ему должное внимание, может возникнуть нежелание с кем-либо общаться в принципе.
Дети, отличающиеся застенчивостью, могут стать настоящими изгоями в детском или учебном заведении. У них нет необходимых навыков, чтобы приобретать нужные знакомства, отсутствует смелость для того, чтобы предложить другому ребенку увлекательную игру

Изоляция могла возникнуть из-за хронического заболевания, тревожности родителей, желанию оградить ребенка от плохих компаний.
Если у ребенка наблюдается стремление решить любые спорные ситуации с помощью рукоприкладства и выяснения отношений, он также может лишиться друзей. В большинстве случае подобное поведение возникает у детей, которые воспитывались у агрессивных родителей.
Еще одни дети, лишенные друзей и испытывающие чувство одиночества – эгоисты. Их могли воспитать любящие родители, которые внушили ребенку, что тот является самым лучшим в своем окружении и никому ничем не обязан.
В группе риска можно выделить детей, которые не ходили в детский сад, продолжая до школы пребывать в ограниченном социуме. Они способны испытать самый настоящий дискомфорт, когда начинают ходить в школу, так как не способны легко сориентироваться в новом коллективе.

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит

Лишний вес дает не только трудности общения, но и проблемы со здоровьем. Хорошим решением будет записать маленького пухлика в спортивную секцию. Во-первых, уйдет несколько килограммов, подтянется тело, улучшится самочувствие. Во-вторых, во время новых занятий ребенок найдет единомышленников и, возможно, настоящих друзей.
Агрессивного сорванца поможет утихомирить психолог

Специалист также даст советы по поводу избалованности, обидчивости и замкнутости.

Родительское внимание – одно из лучших лекарств. Возможно, мама или папа были однажды на месте ребенка и могут рассказать о своем опыте

Пусть история будет иметь хороший конец. Расскажите о своих друзьях, вспомните, когда вы познакомились.
Будьте в курсе предпочтений своих детей. Покупайте им новую одежду и гаджеты, соизмеряя их желания и свои финансовые возможности.
Популярностью пользуется тот, кто делится. Пусть ребенок принесет мешок конфет и раздаст всем, либо возьмет свои лучшие игрушки и даст немного поиграть сверстникам. На площадке родного двора родители могут сами сделать чадо центром внимания, организовав подвижные игры с его участием.
Старайтесь давать новым друзьям ребенка только положительные оценки. Если есть необходимость рассказать о чем-то негативном, делайте это аккуратно, стараясь не задеть его чувств.
В школе часто организуют театральный кружок. Пусть учителя чаще дают роли вашему ребенку. Утренники в детском саду также отличная возможность преодолеть застенчивость. Особенно в этом нуждаются талантливые малыши, ведь если они не преодолеют страх сцены, их особенный дар так и останется нераскрытым.
Педагогам хорошо видно, с кем из коллектива воспитанник лучше контактирует. Попросите посадить этого человека за одну парту с вашим одиночкой.

Почему ребенок ни с кем не дружит?

Одиночество дошкольника должно насторожить родителей, ведь для него естественно искать партнеров по играм. Каковы причины того, что ребенок избегает общения? А может, это с ним не желают играть сверстники?

  1. Безусловно, при оценке детского поведения следует учитывать и личностные особенности малыша. Дети-интроверты и флегматики сами по себе не склонны заводить многочисленные отношения. А ребенок, опережающий ровесников по уровню развития, зачастую тяготеет больше к взрослым, а не дошкольникам.
  2. К сожалению, дети часто довольно жестоки и дразнят тех, кто имеет явные от них отличия. Излюбленным поводом для издевок и насмешек может стать ношение очков, заикание, рыжие волосы или лишний вес. Отсюда обида на сверстников и нежелание с ними контактировать.
  3. Иногда в детском одиночестве виноваты и сами родители, которые по разным причинам стараются оградить ребенка от других детей. Это может быть серьезное заболевание у малыша, стремление найти более выгодных с какой-то позиции приятелей.
  4. Мешающие общению черты характера, такие, как агрессия, застенчивость, замкнутость, зачастую приводят к тому, что дети превращаются в настоящих изгоев, которые не способны предложить интересную идею для развлечения и сами боятся вступить в игру.
  5. Воспитывая ребенка как «кумира семьи», внушая ему мысль, что он должен быть всегда первым, стремиться к лидерству, взрослые могут оказать крохе медвежью услугу. Есть вероятность, что такой баловень откажется общаться с теми детьми, которые не принимают его избранного положения.
  6. Еще одну группу риска составляют «домашние» малыши, проводящие большую часть времени с мамой и бабушкой. При поступлении в детский сад они испытывают очевидные сложности при общении со сверстниками и часто не могут найти себе друзей.

И все же, психологи советуют уважать детскую склонность к одиночеству. Если она не приводит к изоляции, малыш общается с ровесниками, но также любит поиграть сам с собой, не следует силой вводить его в общество.

Однако если ребенок вообще отказывается от контактов, пора принимать эффективные меры по улучшению его социализации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий