Как научить ребёнка ходить: основные упражнения, полезные рекомендации и советы по безопасности

Методы лечения

Главная задача терапии при данном синдроме — это коррекция поведения ребенка. Прием медикаментов назначается исключительно в крайних, запущенных случаях, если без этого не удается улучшить состояние малыша.

Беседа специалиста с ребенком

Малышу разъясняется основа его поведения.
Важно, чтоб родители осознали, что их чадо не является балованным или испорченным, что всему виной неврологическая патология
Как только приходит осознание этого, отношения в семье изменяются, улучшается внимание ребенка, повышается самооценка.
Когда необходима терапия для школьников и детей подросткового возраста зачастую применяется комплексный подход, который в себя включает, как немедикаментозную, так и медикаментозную терапию.. Могут быть применимы различные методы

Могут быть применимы различные методы.

  1. Общение с психологом. Специалист объясняет, как необходимо улучшить коммуникативные способности ребенка, как снизить тревожность школьника, если таковая имеется. Если у ребенка присутствует нарушение речи, его направляют на общение с логопедом.
  2. Народные методы. Медикаментозная терапия может иметь затяжной характер, поэтому врачи иногда заменяют прием медикаментов, назначаются натуральные успокоительные средства. В частности, это может быть мята, чай с мелиссой, валериана.
  3. Физические нагрузки, движение. Для того, чтобы избавить ребенка от излишней энергии следует подобрать ему правильный спорт. Идеальными для данного случая будут плавание, аэробные нагрузки, катание на велосипеде.
  4. Физиопроцедуры, в частности лечебный электрофорез, например с магнием, магнитотерапия, фотохромотерапия, также может назначаться точечный массаж, на который приходится 10 процедур, проводят его курсами (дважды или трижды в год), области массирование — ушные раковины, воротниковая зона.
  5. Медикаментозная терапия. Может в себя включать следующие препараты:

психостимуляторы, влияющие на усиленную выработку нейромедиаторов, способствуют снижению импульсивности, агрессивности и проявлению депрессивного состояния;
антидепрессанты — способствует снижению импульсивности, повышают внимание ребенка;
ингибиторы норадреналина — влияют на усидчивость ребенка, делают его более спокойным;
ноотропные препараты — способствуют улучшению памяти, снимают напряжение.

Оказавшись в кабинете психолога или психотерапевта, врачом могут применяться определенные методы лечения.

  1. Когнитивно — поведенческая терапия. Специалисты объясняют пациенту, какие модели поведения можно формировать, какие из них являются правильными. Ребенок учится осознавать свои желания и эмоции. Данный тип терапии способствует облегчению процесса адаптации в обществе.
  2. Арт-терапия. Занимаясь каким-то искусством, у ребенка снижается тревожность, происходит избавление от излишней эмоциональности, усталости, негативных мыслей. Кроме того, творчество позволяет повысить самооценку, когда ребенок видит, как собственными силами создает что-то красивое и прекрасное.
  3. Игровая терапия. Влияет на формирование усидчивости и внимательности. Все достигается при помощи игр. Способствует контролю гиперактивности и повышенной эмоциональности. Игры подбираются, учитывая характерные проявления конкретного ребенка.
  4. Семейная терапия. Работа психолога заключается в общении с родителями, которые должны изменить тип воспитания малыша. Это способствует уменьшению количества скандалов, конфликтов в семье, улучшает взаимоотношения между родственниками.

Можно ли сделать своими руками?

Если есть время и желание, такие вожжи для ребенка можно сделать и своими руками.

Понадобится приобрести:

  • 4 полуавтоматических пластмассовых застежки;
  • 4 метра специального материала – текстильной стропы.

В первую очередь измеряются параметры ребенка – обхват груди (главное, оставить запас для застежки), расстояние от середины к груди до середины спины. Длина ручки меряется произвольно, в зависимости от роста родителей.

Первые шаги ребенка – долгожданная радость для родителей, однако, такая радость может быть омрачена большим количеством падений и связанных с ними травм. Обеспечить полную безопасность для начинающих ходить могут вожжи для детей.

Это довольно простое приспособление пригодится для контроля ребенка, который еще только учится ходить и неуверенно стоит на ножках. Вожжи или поводок для обучения ребенка ходьбе пригодится тем родителям, которые физически не могут водить малыша за руки (например, при болях в спине), которые часто бывают с малышом в местах скопления людей (вокзал, торговые центры), и для тех, кто хочет облегчить себе период бурного роста физической активности ребенка. Удобны вожжи и для тех, у кого дети погодки или двойняшки.

Производители предлагают несколько моделей детских вожжей для ходьбы в зависимости от возраста и личных предпочтений родителей.

О чем следует помнить, выбирая вожжи для малыша?

  1. Безопасность
    . Выбирая вожжи, проверьте, насколько прочны стропы и фиксаторы. Во время прогулок не позволяйте ребенку играться самостоятельно поводком или водить с помощью вожжей других детей. Не выбирайте вожжи, которые фиксируются при помощи липучек, их ребенок сможет отстегнуть самостоятельно.
  2. Комфорт
    . При покупке вожжей учитывайте степень комфортности приспособления: материалы не должны натирать ребенку кожу или передавливать его во время перемещения.

Некоторых родителей, которые считают вожжи удачным и полезным приспособлением, от покупки вожжей останавливает цена. В этом случае многие мамы задаются вопросом, как сделать вожжи для ребенка самостоятельно. Предлагаем вам мастер-класс по пошиву самой простой модели детских вожжей. Для этого не нужно быть профессиональной швеей, и можно даже обойтись без швейной машинки.

Вожжи для детей своими руками

Для изготовления поводка понадобится 4 метра текстильной стропы и 4 фастекса (полуавтоматическая пластмассовая застежка). Чтобы правильно рассчитать длину строп, следует измерять ребенка и прибавить несколько сантиметров для одежды и запаха.

Первый шаг – один из самых волнительных моментов в развитии ребенка. Мамы и папы всегда с нетерпением ждут, когда их малыш освоит навык самостоятельного передвижения на ножках. И в какой-то момент родители начинают думать над тем, как научить ребенка ходить, чтобы он мог делать это без поддержки.

Предварительная подготовка

Правильную походку у ребенка необходимо выработать еще до того, как он начнет ходить. Специальные упражнения помогут развитию мышц малыша и ускорят освоение навыка самостоятельной ходьбы:

Положить ребенка на спину и взять его обеими руками за щиколотки. Согнув ножки малыша в коленях, поставить их ровно на пол. Сделать 2-3 «шага», переставляя ноги вперед, затем назад. Повторить 4-5 раз

При выполнении данного упражнения, вырабатывающего правильную постановку стоп, важно следить, чтобы ребенок не поджимал пальцы на ногах.
Положить малыша животом на фитбол, придерживая под мышками. Слегка покатать вперед-назад, прикасаясь ступнями крохи к стене и стимулируя его выпрямлять ножки при отталкивании

Повторить 5-7 раз.
Положить ребенка на спину. Держа деревянную палочку на высоте выпрямленных ног малыша, попросить его достать до палочки ногами. Задача – добиться поднятия ног под прямым углом, без сгиба в коленях.
Поставить малыша на пол так, чтобы его стопы были полностью прижаты к полу. Взять ребенка за руки и попросить присесть, разводя колени в стороны, затем встать. При вставании поднять ручки крохи вверх, чтобы он встал на носки.
Поставить ребенка на пол, прижав спиной к себе. Одной рукой придерживать за колени, не допуская их сгибания, другой рукой – за живот. Попросить малыша наклониться, чтобы поднять лежащую перед ним игрушку, затем выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

Создание условий для ходьбы

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • в обуви.
    Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
  • босиком.
    Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
  • на безопасной поверхности.
    Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
  • по свободной территории.
    Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
  • с вожжами.
    Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

Основные ошибки родителей

Теперь кратко коснёмся других ошибок, которые родители делают, пытаясь исправить рассеянность своего чада.

Что нельзя делать:

  • ругать за невнимательность нельзя;
  • насмешки – это оскорбление ребенка, особенно прилюдные;
  • нельзя сравнивать вашего и «хорошего» ребёнка – так вы утверждаете, что ваш плохой;
  • самостоятельно делать то, что может выполнить малыш – это провоцирует его нестарательность, инфантильность;
  • заставлять малыша помногу раз (для запоминания) переделывать работу.

Ставить в вину маленькому ребёнку свои собственные промахи в воспитании нечестно. Дорогие родители, постарайтесь принять, что рассеянность внимания малыша, если она не вызвана болезнью, это ваше упущение.

Только работая вместе, вы исправите ситуацию, но нужно относиться друг к другу с уважением.

Почему малыш до сих пор не ходит?

И вот драгоценному чаду исполняется 9 месяцев, и родители начинают переживать, ходить по педиатрам, невропатологам, ортопедам и т. д. Главный вопрос, который задают родители медикам: “Как научить детей ходить?”

Причин, почему бутуз не ходит, много. Давайте их рассмотрим:

  1. Характер или темперамент ребенка. Спокойные и неторопливые дети начинают ходить гораздо позже своих сверстников. Флегматики и меланхолики не спешат в принципе. Они могут часами сидеть за игрушками у мамы на ручках. У них не возникает потребности передвигаться стоя.
  2. Вес ребенка. Наверное, многие слышали от педиатров, что дети с лишним весом начинают делать первые шаги позже. И это правда. Тяжелым малышам сложнее встать на ножки, нагрузка на позвоночник увеличивается, и мышцы оказываются не готовы к самостоятельной ходьбе. Проанализируйте ситуацию, обратитесь к специалистам. Возможно, придется скорректировать питание ребенка, добавить физической нагрузки. Только после этого можно научить ребенка ходить без поддержки.
  3. Готовность мышц спины и позвоночника. Этот фактор играет немаловажную роль. Прежде чем научиться шагать, бутуз должен проделать огромную работу. Сначала он учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить с опорой и только после этого можно обучать малыша ходьбе. Медики вообще считают, что главным показателем готовности ребенка к самостоятельной ходьбе является его умение ползать. Во время этого процесса тренируются все мышцы тела. И перед тем, как научить ребенка ходить самостоятельно, нужно научить его ползать.
  4. Наследственность. Считается, что возраст, в котором ребенок начинает ходить, заложен генетически. Если мама или папа пошли поздно, то у малыша есть все шансы повторить их опыт.
  5. Стресс. Отлучение от груди, смена обстановки, ссоры родителей, болезнь – все это может значительно оттягивать время первых шагов. Создайте благополучную обстановку, атмосферу любви, заботы и нежности. Бутуз будет легче и быстрее развиваться.
  6. Желание ребенка ходить. Так бывает, что малышу не требуется смена пространства. Его все устраивает. Он здоров, физических отклонений не имеет, но желания делать первые шаги у него тоже нет. Ведь малыш – это уже личность со своим характером, привычками и темпераментом. Не стоит его торопить. Ничего страшного не будет, если ребенок начнет ходить немного позже. Родителям надо набраться терпения и постараться вызвать интерес чада к вертикальному передвижению.
  7. Страх перед ходьбой. Вполне возможно, что у малыша был неприятный опыт, связанный с прямохождением. Задача родителей – избавить ребенка от этого страха. Не стоит настаивать, торопить события. Окружите бутуза заботой, пусть он почувствует вашу защиту.
  8. Опорно-двигательные и неврологические отклонения. Причиной того, что ребенок не ходит, могут быть патологии в опорно-двигательном аппарате. Проконсультируйтесь со своим педиатром, посетите других специалистов. Конечно, в случае, если у малыша что-то выявят, понадобится дополнительное лечение. Поэтому перед тем, как научить маленького ребенка ходить, необходимо убедиться, что со здоровьем у него все в порядке.
  9. Ходунки. Специалисты в этом вопросы разделились на два лагеря. Одни считают, что использование этого приспособления крайне вредит здоровью детей. Вторые настаивают, что ходунки являются наглядным пособием, как научить ребенка ходить самостоятельно. В целом это хорошее подспорье для родителей, но только, если малыш не находится там постоянно. Маме можно сажать туда свое чадо, например, когда ей нужно заняться делами, приготовить ужин или сделать маникюр. Еще медики сходятся во мнении, что пользоваться ходунками можно только после 9 месяцев.

Первые шаги ребёнка — признаки готовности

О готовности чада к совершению первых шагов свидетельствуют следующие признаки:

  • способность ребёнка к самостоятельному держанию за опору и ходьбе вдоль неё;
  • самостоятельное стояние в течение нескольких минут;
  • вставание с коленей без поддержки, что говорит о достаточной развитости мышц детских ножек.

7 упражнений для тренировки

Начинать выполнение упражнений рекомендуется, когда после падения наблюдается желание малыша подняться с колен, он пытается шагать, держась за опору.

А пока можно заняться его подготовкой, используя нижеприведённые упражнения:

  • помощь круглого «друга» — фитбола. Упражнение предназначено для выполнения детьми 6-9 месяцев. Сидящего на фитболе малыша разверните спинкой к себе. Удерживая малыша за бёдра, немного покачайте его в разные стороны. Использование приёма способствует развитию координации и равновесия, необходимых для обретения навыков ходьбы;
  • обучение стоянию

    Сидящего на корточках малыша разверните лицом вперёд. Поддерживая под грудку, приподнимите его, вынуждая встать на прямые ножки. Ещё один вариант выполнения этого упражнения: учить ребёнка совершению прыжков, сопровождаемых ритмичной музыкой или проговариванием стишка. Если малыш пока не умеет стоять на ровных ногах, к выполнению упражнения лучше вернуться по прошествии какого-то времени;

    . Рекомендуется для деток 9-месячного возраста. Расположившись на твёрдой поверхности, на которой ребёнку будет легче отталкиваться, выполнять упражнение:

  • следование за коляской. Упражнение подойдёт для 10-месячных малышей. Выполнять его можно во время первых шагов малыша, поддерживая его за ручки. Ребёнок катит впереди детскую коляску, а взрослый подстраховывает его сзади. Кроха следует за медленно катящейся коляской и учится ходьбе;
  • хождение с помощью палок. Рекомендуется к использованию 10-месячными детьми. Выполнение разрешено при условии уверенного стояния грудничка. Вооружившись двумя метровыми палками, снабдите ими грудничка. Он шагает, держась за палки. Задача же взрослого, положив руки поверх ручек малыша, управляя палками, учить и помогать «скороходу» продвигаться вперёд;
  • хождение по окружности обруча. Подходит для 10-месячных детишек, способных к стоянию и совершению нескольких шагов самостоятельно. Малыш двигается по территории внутри обруча. Задача родителя – перемещать обруч так, чтобы это стимулировало малыша на движение в разных направлениях при исследовании непознанных территорий;
  • в погоне за игрушкой. Для 9-месячных малышей. Выполнение рекомендуется при уверенном ползании и самостоятельном поднятии с колен, пользуясь опорой. Родитель, управляя игрушкой, помогает ей «убежать» и расположиться в каком-нибудь месте вроде стула, кресла, кровати. Задача крохи заключается в преследовании и захвате «беглеца», а для этого придётся как-то оказаться в нужном месте и подняться с колен. Это упражнение помогает малышу с развитием навыка самостоятельного вставания на ноги;
  • ходьба с преодолением препятствий. К выполнению можно приступать, когда грудничок уже научится ходьбе с поддержкой за руку. Препятствия для него – это натянутая между мебелью верёвка. Высота должна быть такой, чтобы малыш, поддерживаемый взрослым, был способен перешагнуть через неё. Постепенно можно поднимать верёвку, чтобы в итоге она была натянута наравне с коленями ребёнка.​

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано.
    Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано.
    Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно.
    Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Решение

Многие родители, столкнувшись с проблемой «гиперактивности», прибегают к медикаментозной терапии (по назначению врача, конечно). Создают темы и блоги, делятся собственным опытом. Никого не удивят темы вроде: «Что попить?», «К кому обратиться?»; «Какие лекарства принимали?». Лечить ребенка препаратами или нет, решают родители после консультации с врачом.

Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.

Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время. Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия. Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.

Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.

Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).

Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.

О безопасности движения!

При тренировках навыков хождения, во главу угла, взрослые должны поставить вопрос обеспечения безопасности ребенка. Он всё еще весьма хрупкий и достаточно ранимый, кроме того он полностью доверяет взрослому. Не стоит рисковать доверием и здоровьем ребенка ради «рекордных сроков» начала самостоятельной ходьбы.

Пройдет весьма немного времени, и ребенок начнет не только ходить, но и очень быстро бегать. Тогда уже взрослому стоит позаботиться о своей спортивной форме, чтобы угнаться за ребенком.

Теперь о мерах безопасности.

Если ребенок слишком мал, физически не готов к передвижению, попытки поставить его на ноги необходимо отложить, до достижения им нужной физической формы.

При проведении тренировок ходьбы следует полностью избегать скользких поверхностей. Помимо опасности ушибов и травм при падении, такие поверхности вызывают у многих детей подсознательный страх. Они даже прекращают попытки попробовать ходить, столкнувшись с таким «рельефом».

Обувь для прогулок должна быть легкой и иметь жесткую подошву, нижняя часть которой должна обеспечивать надежную сцепку с поверхностью дороги. В крайнем случае, если подошва кажется слишком гладкой, её можно обработать наждачной бумагой. Пинетки и мягкие сандалии не подходят и от них следует отказаться.

Начинающему ходить ребенку категорически противопоказано столкновение с преградами (пороги, предметы интерьера, ковры и другие возможные барьеры). «Ходьба с препятствиями» – это следующий «вид спорта» который можно дать освоить малышу, после того как он научится ходить уверенно. Тогда и можно будет придумывать ему разные препятствия, начальный же этап требует их полного отсутствия.

Обязательно следует обезопасить место «проведения тренировок»

Особое внимание требуется обратить на отсутствие в зоне ходьбы острых углов мебели, неустойчивых тяжелых предметов (вазы, статуэтки и т.п.), открытых дверей, банок, коробок и хрупких предметов.

Применяя эти простые приемы и соблюдая несложные правила можно научить малыша самостоятельной ходьбе. При этом процесс занятий может стать увлекательным и приятным как для ребенка, так и для взрослого.

Материал для этой статьи основан на материалах авторитетного англоязычного источника WebMD
и статьях кандидата медицинских наук Анны Ивановны Тихомировой, а также воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.

Меры безопасности при пользовании водой

В дом вода поступает по трубам и распределяется по различным помещениям, где она требуется: ванну, кухню, туалет. В этих помещения имеются специальные устройства для регулирования её подачи и потребления: краны, смесители и т.д. Когда пользуясь этими устройствами, вы соблюдаете все необходимые правила, опасных ситуаций быть не может. Вот эти правила.

Правила пользования водопроводными устройствами

  1. Нельзя оставлять открытый водопроводный кран без присмотра, когда из него льётся вода.
  2. Нельзя оставлять открытый кран, если воду по каким-то причинам отключили. Ведь если вы забудете его закрыть и уйдёте из дома, а в это время подадут воду, то ваша квартира будет затоплена.
  3. Нельзя мусор бросать в унитаз, так как трубы канализации при этом могут быстро засориться, и грязная вода канализации попадёт в дом.
  4. Если вы увидите, что где-либо подтекает вода (в кранах, отопительной системе, водопроводе) немедленно расскажите об этом взрослым и покажите место неисправности.

Помните, что вовремя устранённая неисправность предотвратит серьёзную аварию.

Комплекс упражнений для обучения детей ходьбе

Чтобы учить ребенка ходить правильно – так, как советую педиатры, необходимо выполнять упражнения на укрепление мышц спины, ног, пресса и плечевого пояса.

Укрепление мышц спины и ног.

1. Подъемы.

Ребенок должен с вашей помощью встать из положения лежа на животе в положение стоя, т. е. вертикально.

  • Для этого, удерживая малыша за кисти рук, отведите его руки в стороны, немного приподнимая грудную клетку.
  • Затем — вверх к голове, прижимая к ушам.
  • Начинайте слегка уводить руки за голову, продолжая при этом вытягивать их.
  • Ребенок вслед за руками поднимает голову, затем встает на колени.
  • Потом ставит одну ногу на стопу.
  • Далее, опираясь на нее, встает на обе ноги, полностью выпрямляясь при этом.
  • Комментируйте упражнение: «Поднимай ручки, тянись», «Вставай на коленочки», «Вставай на ножки».

2. Наклоны вперед.

Ребенку необходимо будет совершать с вашей помощью наклоны вперед и и выпрямлять корпус за счет мышц спины.
Поставьте малыша на твердую поверхность, прижимая его спиной к себе и удерживая двумя руками.
При этом одна ладонь фиксирует его ноги в области бедер, чуть выше коленных суставов, удерживая их в прямом положении.
Ладонью второй руки придерживайте его корпус в области живота

Положите на стол перед ребенком яркую игрушку или любой другой привлекающий внимание предмет. Слегка наклоните ребенка вперед, побуждая его наклониться к игрушке, не сгибая при этом ноги

Затем слегка потяните на себя, давая понять, что ему надо выпрямиться.
Комментируйте упражнение: «Наклонись, достань игрушку», «Выпрямляйся, молодец!»

3. Приседания с вытягиванием.

  • Ребенку с вашей помощью нужно будет сначала сделать приседание, а затем вытянуться вверх, подняв руки.
  • Встаньте напротив друг друга.
  • Возьмите ребенка за руки и присядьте вместе с ним на корточки, разводя колени немного в стороны.
  • Затем вам и малышу необходимо встать.
  • Когда ваш кроха полностью выпрямится, поднимите его руки вверх к голове, также вытягивая их.
  • При этом ребенок должен подняться на носки.
  • Комментируйте упражнение: «Сели, мы стали маленькими», «Встали, потянулись, мы стали большими».

Укрепление мышц спины, пресса и плечевого пояса.

4. Шаги на руках.

  • Ваш малыш лежит на животе.
  • Предварительно подстелите ему под живот плотно скрученный валик диаметром 20-25 см.
  • Корпус малыша должен быть слегка приподнят так, чтобы выпрямленные руки опирались о пол или другую твердую поверхность.
  • Возьмите ребенка за ножки, обхватывая их в области голеней.
  • Покачайте его немного вперед и назад, побуждая тем самым сделать несколько шагов на руках.
  • В дальнейшем количество движений руками должно увеличиваться.
  • Комментируйте упражнение: «Держись, идем на руках».

5. Катание на мяче (валике).

  • Посадите ребенка на мяч, а сами встаньте у него за спиной.
  • Можно также использовать валик диаметром не менее 20 см.
  • Удерживая ребенка за широко расставленные руки, наклоните его немного назад, чтобы мяч или валик прокатились бы вперед.
  • Руки малыша при этом необходимо соединить перед грудью, продолжая крепко удерживать их.
  • Во время раскачиваний кроха будет напрягать пресс и спину, стараясь сохранить равновесие.
  • Следите за тем, чтобы ножки малыша не запрокидывались вверх.
  • После освоения этого упражнения, чтобы ребенок начал ходить, можно переходить к более сложной поддержке.
  • Стоя за спиной у ребенка, удерживайте его двумя руками за таз и бедра.
  • Также можно выполнять раскачивания в стороны и по кругу.
  • Упражнение хорошо тренирует вестибулярный аппарат.
  • Комментарии: «Держись!», «Качаемся вперед-назад (влево-вправо)».

6. Ходьба на ходулях.

  • Поставьте ребенка ножками на свои стопы.
  • Он должен быть повернут лицом вперед, а спиной слегка опираться на ваши ноги.
  • Удерживайте малыша за кисти рук, плечи или под мышками.
  • Выполняйте неширокие шаги вперед, переставляя свои ноги вместе с ножками малыша.
  • Когда ваш кроха подрастет и будет увереннее стоять на ногах, можно уже не ставить его себе на ноги, а использовать две палочки или трости, за которые будет держаться ребенок.
  • Комментируйте упражнение: «Шагаем», «Идем».

7. Ходьба с палочкой (обручем).

  • Поставьте малыша перед собой.
  • Встаньте лицом к лицу.
  • Дайте ему в руки палочку или обруч, удерживая их своими руками.
  • Немного потяните на себя, побуждая ребенка сделать несколько шагов.
  • Не отходите далеко: нужно, чтобы вы смогли подхватить его в случае падения.
  • Следите за тем, чтобы малыш не наклонялся вперед и не прогибал спину.
  • Комментируйте упражнение: «Держись, шагаем», «Держись, идем».

В этом видео показаны самые эффективные упражнения, как научить ребенка ходить самому:

https://youtube.com/watch?v=vc92GVDThG8

Возможные причины проблем при обучении ребенка ходьбе

Иногда случается так, что родители следуют всем рекомендациям и тренируют малыша, но процесс самостоятельной ходьбы не идет. Неудачи в этом вопросе бывают связаны с:

  1. Генетическими (наследственными) причинами. Следует уточнить у своих родителей. Если человек начал ходить рано, то его дети скорее всего пойдут рано, и наоборот, если родители пошли поздно, то и дети зачастую повторяют их путь в раннем развитии.

  2. Избыточный вес. Проблемой века на всех континентах стал лишний вес и проблемой любителей «вкусняшки» он становится уже с младенчества. Потребуется скорректировать меню и режим питания малыша, для снижения его веса и соответственно нагрузки на мышцы ног, что позволит ускорить обучение самостоятельной ходьбе.

  3. Климатические особенности региона. Установлено, что в более южных широтах дети развиваются быстрее, чем их сверстники на севере.

  4. В особенностях влияния темперамента на психомоторное развитие ребенка. Существенная разница отмечается в обучении ходьбе, например, сангвиника и холерика. Учитывая характер, полученный ребенком с рождения, не стоит торопить события.

  5. Страх ходьбы, связанный с падениями и неудачными попытками научиться ходить. Преодолеть его можно, формируя позитивное отношение к ходьбе, отмечая и поощряя каждую удачную попытку начать ходить, а также отвлекая малыша от неудач.

  6. Необдуманное использование ходунков. При чрезвычайном увлечении этим приспособлением своды стоп у ребенка могут сформироваться неправильно, – это приведет к проблеме при попытках ходить самостоятельно. Не следует подолгу оставлять ребенка в ходунках, а по возможности лучше вообще от них отказаться.

  7. Случается, что, заболев, ребенок утрачивает недавно приобретённый навык ходьбы. Слишком переживать не стоит, когда самочувствие восстановится можно повторить обучение и навык быстро вернется.

  8. Иногда проблема бывает вызвана сбоями в работе опорно- двигательного аппарата. Здесь решение вопроса уже будет зависеть от профессионалов, потребуется осмотр специалиста и лечение.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

Нормой принято считать, если малыш пошел в срок от 9 до 16 месяцев.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий