Как научить ребенка разговаривать на улице с незнакомыми людьми

Как себя вести в лифте и подъезде?

Многие люди живут в многоквартирных домах, которые, при неблагоприятном стечении обстоятельств, также могут стать источником опасности для ребенка (как и для взрослого человека). Малыша стоит с детства приучить к следующим правилам поведения:

  • Не заходить в лифт вместе с незнакомым или малознакомым человеком. Лучше пропустить его вперед, а самому подождать, пока появится возможность подняться в лифте одному или со знакомыми. Теоретически альтернативой может быть подъем по лестнице. Но если у вас на лестнице достаточно неспокойно (например, могут сидеть соседи с сигаретами и бутылкой пива), то лучше приучать ребенка к тому, чтобы он ждал лифт.
  • Если ребенок все же оказался в лифте с незнакомым человеком, к нему нужно стоять лицом или боком (не спиной, т.е. нужно иметь возможность следить за его действиями). При малейших подозрениях стоит нажать кнопку ближайшего этажа и выйти. Если это сделать не удалось – нужно нажать на кнопку вызова диспетчера.

  • Не стоит заходить в подъезд, если за ребенком идет подозрительный незнакомый человек, или открывать дверь в свою квартиру, если подозрительный незнакомый человек находится в подъезде. Лучше подождать, пока это можно будет сделать без свидетелей, вызывающих опасения.
  • Находясь в квартире, ни при каких условиях нельзя открывать дверь незнакомым людям. Кем бы они ни представлялись: полицейскими, соседками, сотрудниками газовой службы. Говорить об отсутствии родителей дома тоже не стоит – лучше просто игнорировать их, и на всякий случай позвонить взрослым.

Безопасность на дороге и на улицах города

Однажды в городе. Серия книг-картинок для развития внимания.Воспитать ребёнка, который понимает, что такое безопасная ситуация на улице, означает научить детей точно знать и чувствовать, что происходит вокруг них. Время, которое вы тратите на то, чтобы обучить вашего ребёнка уличным навыкам, увеличит их шансы остаться в безопасности, когда им нужно будет ходить по улицам самостоятельно, даже если они когда-либо окажутся в опасной ситуации. Ведь им рано или поздно придётся ходить в школу самостоятельно. Так что обязательно общайтесь с ребёнком до, во время и после прогулки, обсуждая и объясняя различные ситуации.

В данной статье мы не касаемся темы безопасности дорожного движения (хотя этому тоже нужно научить ребёнка), поговорим же мы поговорим о других навыках.

Какие приемы самообороны может освоить ребенок?

Во многих пособиях рекомендуется кричать, кусаться, пинаться, то есть оказывать яростное сопротивление. Конкретизируем общие рекомендации в конкретную схему сопротивления.

Во-первых, жизненно важно громко кричать: «Ты чужой, я тебя не знаю!»

Во-вторых, нужно сжать в кулак захваченную руку, положить на этот кулак свою свободную руку, не сгибая запястья

Обратив внимание на положение большого пальца нападающего, необходимо свободной рукой резко дернуть захваченную руку в направлении большого пальца противника. Используя не только силу обеих рук, но и всего тела, как можно резче разворачиваемся в сторону большого пальца противника

При этом наша рука вырывается из захвата противника.

Описание выглядит длинным и громоздким. Сам прием длится доли секунды (если ребенок отработал его на папе или маме минимум несколько сот раз).

В-третьих, если противник так силен, что вырваться очень трудно, задача ребенка – ослабить захват. Этому может способствовать удар ногой по голени или колену. Следует учесть, что удары ногой по колену могут привести к тяжелой травме нападающего.

Удары же в голень, как правило, не приводят к последующим травмам, при этом эффективно вводя нападающего в состояние болевого шока независимо от массы и размеров атакуемого взрослого противника. 

Такие удары требуют чувства равновесия, поскольку необходима определенная точность. Ребенку трудно соблюсти все правила удара, поэтому можно для начала ограничиться упрощенным вариантом. Наносится удар примерно так, как бьют по футбольному мячу. Родители могут приготовить какой-нибудь мягкий, но достаточно прочный и жесткий предмет (проще всего купить макивару) и попросить ребенка попрактиковаться в ударах ногой. Тренер по самообороне поможет «поставить» удар правильно, и задача ребенка будет заключаться в его дальнейшей отработке и совершенствовании.

Опять-таки заметим, что чудес не бывает. Ни разу не ударявшая ногой даже по мячу девочка просто не попадет по ноге взрослого субъекта. Если же она пройдет соответствующий курс по обучению удару и потом попрактикуется под руководством родителей или инструктора, эффект будет замечательным. Увлекшаяся процессом обучения второклассница может так ударить зазевавшегося на секунду партнера, что он неделю будет прихрамывать и ругать себя за сдвинутую в сторону макивару, открывшую его голень для удара.

Отработка, отработка и еще раз отработка. Потом навыки необходимо «освежать в мышечной памяти», чтобы быть всегда в готовности.

В-четвертых, стремительный бег в безопасном направлении. Бежать нужно быстро, постоянно меняя направление движения, чтобы тяжелый взрослый противник вынужден был терять время, совершая маневры на поворотах. Чем больше ребенок тренируется в беге, тем больше у него шансов убежать даже от взрослого преследователя. Ловкий, подвижный и маневренный ребенок не даст ему ни одного шанса.

После выхода из опасной ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о столкновении с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы злоумышленника.

Не забываем, что во время всей операции освобождения ребенку нужно продолжать орать во весь голос: «Ты чужой! Я тебя не знаю! Отпусти!»

Родителям, желающим ознакомиться с различными схемами боя, обогатить свой арсенал самооборонщика и выбрать приемы для обучения и подготовки своих детей, рекомендую обраться к следующей книге: Степанов М.В., Майоров О.В. Защитный код: Как выжить в нашем городе. – М.: Грифон, 2007. – 496 с.

Итак, крик плюс удар в голень плюс освобождение от захвата плюс стремительный бег в безопасном направлении – составляющие минимальной системы самообороны ребенка в случае попытки его захвата за руку взрослым человеком.

Но для того, чтобы эта система работала, необходимо все эти действия отрабатывать: многократно и в полную силу. Уйти с родителями в лес и кричать во всю мощь легких, бесконечно вырывать свою руку из папиных и маминых захватов, пинать по макиваре и бегать на короткие и длинные дистанции.

Тогда ребенок при необходимости сможет действовать агрессивно, решительно и результативно.

Фото — фотобанк Лори

озраст самостоятельности

С точки зрения психологии, после 7 лет ребенок учится управлять своими желаниями и у него вырабатываются сдерживающие механизмы. Не взять, что хочу, а потерпеть, и не брать, если мама не разрешает. Соответственно, на улице он может вести себя адекватно ситуации. Поэтому это время считается нормальным для самостятельного передвижения по ближнему радиусу.

Если нужно ехать на общественном транспорте, то обычно отпускают ребенка одного к 10-12 годам. Все зависит от его самостоятельности, местности, окружения, потребностей.

Это общие рекомендации. В Канаде, например, до 12 лет нельзя оставлять ребенка дома одного, за это родители отвечают по закону.

Чтобы понять, готов ли ваш ребенок, а также правильно подготовить его, нужно многое сделать.

РАЗГОВОР РЕБЕНКА С НЕЗНАКОМЦЕМ: 4 ШАГА ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ БЕСЕДЫ

Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.

Схема может быть такая:

Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек

Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково

Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.

Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.

Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.

Рассмотрим пример.

– Здравствуй, девочка!

– Здравствуйте (оценка ситуации: человек – незнакомый; держим дистанцию – отходим от него на 2 метра).

– Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…

– Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор).

Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.

Что может говорить незнакомец?

Незнакомый мужчина:

1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.

2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.

3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?

4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.

Незнакомая женщина:

5. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.

6. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.

Симпатичная девушка 18-ти лет:

7. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.

8. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?

И так далее.

Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные и подчеркнутые.

А еще лучше – сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи.

Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.

Расскажите, как получить помощь

Никто не хочет думать, что их дети когда-нибудь оказаться в ситуации, когда они должны получить помощь. Но мы должны подготовить каждого ребёнка, на всякий случай. Этому учат в школах, но – желательно подготовить ребёнка к опасным ситуациям и самостоятельно.

Знать телефонные номера полиции, пожарной службы, скорой помощи – это только первый шаг. Дети иногда должны выходить из ситуации как можно быстрее, до любых служб. Пусть они знают, что это нормально сказать “нет” взрослому или вообще уклониться от разговора. Это нормально, если они бегом бегут прочь от тех, кто представляет угрозу или кажется опасным, странным. Это нормально – кричать как можно громче и отбиваться, ели их кто-то схватил. Это нормально – попросить помощи у незнакомых, если того требует ситуация.

Невозможно охватить все сценарии, но это и не нужно. Всё, что нужно – научить детей всегда быть внимательными на улице и среди чужих людей, подмечать странности, тренировать память, и знать, что в нестандартных ситуациях можно и нужно вести себя совершенно нестандартно, и ни о какой стеснительности тогда не может быть и речи. Это очень простые и естественные навыки, которые могут помочь и выручить в какой-то момент жизни.

Как должны действовать родители

Родители должны четко знать, какие представления имеют их дети об опасности и незнакомых людях, и скорректировать их.

Дети лучше запоминают информацию из диалога, а не из монолога. Гуляя на улице, родителям не стоит говорить поучительным тоном о потенциальных опасностях. Лучше задавать ребенку вопросы и поправлять ответы, например: «Кто тебе кажется подозрительным из людей, гуляющих в парке?» или «Кому бы ты согласился помочь?». Ненавязчиво объяснить ребенку, что порядочные взрослые не станут пытаться заговорить на улице с чужим ребенком. Любой, кто попытается это сделать, должен насторожить, и не нужно бояться показаться невежливым, а сразу уходить.

Хорошо запоминается то, что родители показывают на собственном примере. Ребенок знает на словах, чего он не должен делать, а в реальной ситуации может растеряться. Можно попросить кого-нибудь из знакомых (вам, но не ребенку) подойти на улице к вам с ребенком и заговорить с вами, а вы ответите: «Я вас не знаю! Я не буду с вами разговаривать!». Говорите уверенно и четко, а после спросите у ребенка, понял ли он, почему мама так ответила. Можно менять ситуации, например, проверить реакцию ребенка на звонок в дверь, когда он один дома, или разыграть ситуацию входа в лифт, если перед ним уже стоит незнакомый человек.

Не стоит применять в разговоре с ребенком слово «преступник». Ребенок считает преступником того, кто носит черную одежду, ходит угрюмый, держит руки в карманах, а улыбчивый человек таковым не является. Нужно говорить: «Незнакомый, чужой, посторонний человек», и под эту категорию ребенок запишет очень широкий круг людей.

Не нужно вселять в ребенка страх и неуверенность. Наоборот, следует подчеркивать, что в многолюдных местах он в безопасности, что ему обязательно придут на помощь, если он закричит подозрительному человеку: «Я тебя не знаю! Отстань!»

Надо внушить ребенку, что о воспитанности в случае опасности не может быть и речи, и он может даже разбить стекло, чтобы привлечь внимание окружающих и получить от них помощь.

Ребенок с 5-6 лет должен знать наизусть как минимум один телефон близких ему людей.

У школьника, уже зарегистрированного в соцсетях, необходимо контролировать страницу и убеждать удалять всю лишнюю информацию о себе и семье.

Не запрещать ребенку общаться со сверстниками по интернету, а стать активным собеседником в их кругу. Тогда в чате легче будет контролировать, о чем и с кем он беседует.

Если мы ждем доверия от ребенка, то и сами должны доверять ему. Чем меньше тайн у детей от родителей, тем легче контролировать их безопасность.

Грамотное поведение с незнакомыми людьми на улице

Это основная группа правил поведения, поскольку именно на улице у детей больше всего шансов встретить незнакомых людей, которые, так или иначе, пойдут с ними на контакт

Здесь важно рассказать ребенку следующее:

  • Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Общение с незнакомцами на улице допустимо только в присутствии родителей, с их согласия и под их присмотром. Любые контакты с такими людьми должны осуществляться через родителей.
  • Нельзя позволять незнакомым людям увести себя или увезти себя на машине, ни под каким предлогом. Даже если дядя или тетя говорит, что делает это по просьбе родителей. Если мама с папой действительно попросят незнакомого ребенку человека куда-то его отвезти – они обязательно предупредят его об этом и заранее познакомят их. Иных ситуаций быть не может.
  • Не стоит брать у незнакомых людей какие бы то ни было вещи, включая угощения. Даже если они кажутся дружелюбными, а предлагаемые ими подарки – безобидными. Если малышу так уж хочется конфету или игрушку, которую предложил ему незнакомец, то лучше попросить маму с папой купить ему такую же.

  • Нельзя говорить незнакомым людям свой адрес, номер телефона, информацию о родителях. По какой бы причине они ни спросили эти данные. Исключение из правила составляют сотрудники полиции, врачи, учителя, к которым ребенок может обратиться за помощью в непредвиденной ситуации.
  • Нельзя уходить из школы или детского сада с незнакомым человеком. Даже если он, опять же, говорит, что пришел за ребенком по просьбе его родителей. Родители должны предупреждать о таких вещах и заранее знакомить ребенка с тем, кого попросят о таком одолжении.
  • Перечисленные выше правила поведения работают даже в том случае, если незнакомый человек дает ребенку поговорить по телефону якобы с мамой или папой, которые подтвердят его слова. Можно попробовать позвонить родителям с собственного телефона (если он у ребенка уже есть), но вообще о любых незнакомцах, которым будет доверено куда-то его отвезти или отвести, необходимо предупреждать ребенка лично.

  • Не стоит соглашаться на предложения каким-либо образом провести время с незнакомым человеком. Например, сходить в кино (или сняться в нем), в парк аттракционов, в магазин. В любые места и на любые мероприятия лучше сходить с родителями.
  • Если рядом с ребенком идет подозрительный человек, лучше отойти в сторону, пропустить его вперед. Можно подойти к любому дому и помахать рукой, глядя на окна, позвать по именам родственников. Если человек не отстает – стоит выйти к людному месту и позвонить родителям, чтобы они пришли и проводили ребенка домой. При отсутствии телефона можно обратиться к полицейским.
  • Возвращаться домой необходимо засветло, избегая безлюдных пустырей, скверов и парков. Если вдруг ребенок не может вернуться домой в светлое время суток – нужно передвигаться по как можно более освещенным и многолюдным местам, а лучше всего – позвонить родным, чтобы они встретили и отвели домой.
  • Если рядом с ребенком притормаживает автомобиль, необходимо отойти от него подальше (и еще раз: ни в коем случае не садиться в него, если только это не автомобиль родителей, и за рулем не сидит кто-то из них).

Незнакомые люди

Все мы учим детей не разговаривать с незнакомцами. Однако могут возникать ситуации, когда незнакомые люди могут помочь. Ребёнок должен научиться различать, когда он должен попросить помощи у незнакомых, а когда нужно избегать людей, которые навязываются.

Например, ситуация – ребёнок потерялся в оживлённом торговом центре. Женщина с детьми хочет ему помочь и отвести его в центр информационного бюро, чтобы дать объявление. Ваш ребенок может пойти с ними или продолжить бродить по торговому центру в одиночестве в надежде найти вас. Как быть? Поговорите о таких ситуациях с детьми и обсудите варианты, кому ребёнок может доверять, а от кого ему следует держаться подальше.

Незнакомцы всегда представляют опасность для детей. Использовать сценарии, что ребёнок соглашается на помощь чужих людей или сам ищет такой помощи, можно только в критические моменты, как пожар или что-то сравнимое с этим. В повседневной жизни и по рядовым вопросам ребёнок к незнакомым людям обращаться не должен.

Научите своих детей тому, что с незнакомцами общаться очень опасно, но в то же время подготовьте к тому, что бывают такие ситуации, когда может понадобиться чужая помощь, и тогда её можно и нужно принять. Это сравнимо с тем, как приучать ребёнка к использованию сотового телефона для экстренных вызовов.

Научите своих детей понимать разницу между навязыванием им чего-то другими людьми (что вызывает подозрение) и рядовым ведением непринужденной беседы с кем-то из незнакомых людей о цене хлеба с молоком в продуктовом магазине. Большинство детей болтливы по своей природе

Но очень важно, чтобы они понимали разницу: с кем можно говорить, а с кем – нет, и что можно говорить, а о чём говорить не стоит никогда

Установите доверительную линию связи между вами и вашим ребёнком, чтобы ваши дети всегда могли прийти к вам за помощью и найти понимание, решение своих проблем. Они должны знать, что вы всегда поможете разобраться в ситуации и подскажете хороший и приемлемый для них вариант решения школьных и других неприятностей. Они никогда не должны бояться приходить к вам, что бы у них ни случилось. Ребёнок никогда не должен чувствовать, что он должен хранить тайну. Выстраивайте отношения так, чтобы вы всегда были первыми, к кому ребёнок обратиться с вопросом или за помощью.

Мира вам и взаимопонимания!

Toybytoy.com, весна 2016.

Нельзя заходить с незнакомым человеком в подъезд

Прежде чем зайти, посмотри по сторонам и убедись, что никто с тобой туда не заходит. Если кто-то стоит рядом с подъездом, но не заходит вовнутрь – не входи с ним – отойди от входной двери и позвони родителям либо соседям, которые могут тебя встретить. Либо дождись других жильцов, вместе с которыми можешь зайти.

Если следом за тобой в подъезд заходит незнакомый человек, сделай вид, что ты что-то забыл и выйди из него. Подожди, пока незнакомец выйдет на улицу и уйдет. Либо, если никто не выходит, позвони домой или соседям и попроси тебя встретить, либо зайди в подъезд с другими соседями.

Нельзя принимать подарки от незнакомого человека

Когда рядом нет родителей, не бери подарки ни от мужчины, ни от женщины. Если незнакомый человек пытается что-то тебе подарить – скажи: «Я не беру подарки от незнакомых людей», поворачивайся и уходи от этого человека, туда, где есть другие люди.⠀

Лично у меня довольно много таких историй. Мне повезло и ничего плохого не произошло, но страшно подумать, чем могло бы это кончится.

P.S. Приглашаю вас посмотреть семинар о детской безопасности, личных границах, основах полового воспитания. Там я подробно и пошагово рассказываю о том, как бережно и этично объяснять все эти непростые темы ребёнку, чтобы его не напугать, но научить правильно себя вести и реагировать в разных опасных ситуациях. Вы узнаете, как говорить с детьми на важные темы безопасности на улице и с другими людьми, как отказывать и говорить «Нет», как поднимать с ними вопросы полового воспитания и личных границ, про «правило нижнего белья», про детские «сексуальные» игры друг с другом. А а также про то, почему дети не рассказывают родителям об опасных ситуациях и как это исправить – всё это и многое другое мы подробно с примерами и рекомендациями, разбираем с родителями на онлайн-семинаре:

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Научите детей разбираться в марках и моделях машин

Изучение марок и моделей автомобилей – хорошая отправная точка для того, чтобы растить умных и наблюдательных детей. Многие ребята к подростковому возрасту уже отлично разбираются в машинах, но желательно изучать их раньше, в том числе девочкам. Чтобы в случае нестандартных ситуаций они могли ответить, какая именно подозрительная машина была ими замечена.Читайте книги о машинах.

Эти маленькие детали, даже если не удалось запомнить номер машины или что-то ещё, могут дать полиции необходимые улики. Эта информация также может быть полезной, когда вам нужно предупредить своих соседей, что кто-то в такой-то машине ведёт себя странно.

Чтобы научить вашего ребёнка разбираться в машинах, начать надо с основ. Помогите ему сначала выучить цвета.

После этого можно объяснить, что такое легковая машина, внедорожник, микроавтобус, разобраться с типом кузова. Далее – показываем специальную технику (полиция, строительная техника, скорые и ремонтные машины, и т.д.). Собираем коллекцию машинок и изучаем их.

Далее попробуем начать различать наши машины и иномарки.

Ну а потом остаётся знакомиться уже собственно с марками автомобилей. Во время прогулки показывайте ребёнку машины и значки-логотипы, называйте их, подмечайте характерные особенности. Купите автомобильный журнал, книгу, и полистайте вместе с ребёнком, посмотрите на каталоги игрушечных автомобилей. Мальчику может быть интересно собирать коллекцию игрушечных машинок, заодно изучая их.

Общие правила

Ребенку также стоит рассказать о следующих правилах поведения, которые являются общими для всех ситуаций:

Обо всех подозрительных случаях необходимо сообщать родителям, учителям, в экстренных случаях – звонить в полицию.

Если на ребенка напали или удерживают силой, пытаются увести или увезти, нужно поднимать как можно больше шума, убегать в многолюдные места, обращаться к другим взрослым или соседям (лучше всего – к конкретным людям, так вероятность получить помощь будет выше).

Если незнакомый человек напал на ребенка, его главная задача – шуметь, отбиваться, привлечь внимание других людей. Но не драться, особенно в том случае, если у нападавшего есть оружие

В самой худшей ситуации, когда ребенка взяли в заложники, необходимо, напротив, молчать и исполнять все, что от него потребуется.

Нужно понимать, что все эти правила ориентированы на самый худший случай из возможных. Они не означают, что каждый незнакомый человек хочет напасть на ребенка – они означают лишь, что такая вероятность существует. И поскольку она существует, необходимо обезопасить себя правильным поведением.

Эти правила должны трансформироваться в привычки, которые будут для ребенка в порядке вещей. Но чтобы это произошло, недостаточно повторить их один или два раза. Ведите с ребенком беседы об этих нюансах в поведении с незнакомыми людьми систематически, пока не почувствуете, что он действительно их запомнил и усвоил

Но постарайтесь не перегибать палку: каждый раз объясняйте, что это меры предосторожности для самого худшего случая, используйте спокойные интонации. Не развивайте у ребенка предчувствие катастрофы и сопутствующую тревожность, а давайте ему действенные инструменты для обеспечения собственной безопасности

Похожие посты

Оставить комментарий

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий