Как правильно поощрять ребенка?

Как можно поощрять ребёнка?

Поощрять
ребёнка можно и нужно. Одно из лучших поощрений – это похвала. Ребёнок ищет
признания от родителей и старших детей. И заслуженная, искренняя похвала способна
повысить его самооценку. При этом, похвала должна быть искренняя и “степень”
похвалы должна быть соразмерна с достижением, которого достиг ребёнок. Если
за то, что пятилетний ребёнок сложил пирамидку, вы начинаете восхвалять его
“достижение” до небес, то он почувствует фальшь и воспримет это не
как похвалу, а как насмешку над собой.

Кроме того, не нужно хвалить ребёнка за обычные, естественные вещи

Хвалить
нужно действительно за что-то более менее важное и интересное. А если он пришёл,
помыл руки и убрал на место одежду – вряд ли стоит его хвалить

Потому что,
в таком случае, ценность от похвалы уменьшается и перестаёт быть значимой для
ребёнка. Это обычные вещи и выполняются они, что называется, “на автомате”.
Но, про то, нужно ли хвалить ребёнка и как это делать, мы поговорим в отдельной
статье.

Далее, одним из видов поощрения является доверие к ребёнку, как ни странно.
Однако, не все родители это знают и недооценивают этот момент. В чём же заключается
доверие к ребёнку, о котором мы говорим? Оно заключается в наделении ребёнка
некоторой самостоятельности. Т.е. нужно доверить ребёнку выполнение тех дел,
которые он хочет выполнить или позволить ребёнку, чтобы он помогал вам.

Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведём несколько примеров. Трёхлетняя
Надя, увидев, что мама собирается поливать цветы, захотела сделать это вместо
неё. Но мама мягко, с улыбкой ей сказала: “Не нужно, ты можешь разлить
воду. Лучше я сама. А ты лучше иди, поиграй. Надя сердито взглянула на мать,
топнула ножкой и вышла из комнаты”.

Своим отрицательным ответом мама показала дочке, что она ей не доверяет. Хоть
она и произнесла это ласково, но это именно так мама не доверяет девочке, потому
что боится, что она разольёт молоко. Но допустим, мама позволила бы девочке
полить цветы. Что бы случилось? Ну, разлила бы она немного воды, зато мама позволила
бы дочке проявить самостоятельность и показала бы, что она ей доверяет. И для
Нади это было бы самым лучшим поощрением.

Другой
пример. Пятилетний Максим вместе с мамой вышел гулять на детскую площадку. Сначала
он играл в песочнице, а мама сидела рядом. Затем Максим спросил: “Мама,
я покатаюсь на качелях?” Мама ответила: “Хорошо, только дай, я тебя
сама посажу, а то ты можешь удариться”. Когда мама его усадила на качели,
Максим сказал: “Мама, давай, я сам раскачаюсь”, но мама ответила:
“Нет, давай, я буду тебя качать, иначе ты можешь упасть”. И Максим
просто сидел на качелях, а мама его раскачивала.

Вскоре это ему надоело, и он захотел прокатиться на горке. Но мама и тут лишает
его всякой самостоятельности: “Давай руку, я помогу тебе забраться на неё.
А то можешь упасть и удариться”. Прокатившись пару раз, мальчик сказал,
что устал и пошёл домой. В итоге, на прогулке пятилетний малыш ни разу не пробежался,
не подпрыгнул, не повеселился.

При этом, сама эта женщина считает, что свою роль
матери в воспитании ребёнка она выполняет правильно. Ведь ребёнок вернулся
с прогулки “живой и здоровый”. И никак не понять маме этого малыша,
что усилия мамы предотвратить его “травмы”, на самом деле лишь подчёркивают,
что он слаб и беспомощен. Но ведь это не так. Пятилетний малыш уже вполне самостоятелен,
чтобы под присмотром взрослых, но самому поиграть на детской площадке и пообщаться
со сверстниками. И если дать ему такую свободу, то это будет лучшим поощрением
для ребёнка со стороны матери.

Итак, больше доверия и самостоятельности ребёнку. Доверяйте ребёнку и поддерживайте
его в любых начинаниях (если это не опасно для него). Это один из мощных видов
поощрения для него, но почти все родители им не пользуются. И совершенно зря.
Не бойтесь, что у ребёнка не получится. Ваша задача – понаблюдать, помочь, при
необходимости и подержать, если у него не получилось, сказав: “Ну, ничего
страшного. Мы с тобой ещё раз попробуем, и у тебя всё получится”.

И для этого мамам и папам нужно развить в себе чувство смелости. Ведь они боятся
больше, чем их маленькие дети. И совершенно зря. Этот родительский страх мешает
развитию ребёнка. Родители, отбросьте излишние, ненужные опасения и помните,
что счастье детей и счастье в семье
– в ваших руках.

Нравится

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Снятие запретов

Конечно же, в разумных пределах. Расширение прав не должно становиться вседозволенностью. Это уже не поощрение, а разнузданность. Как делать правильно?

Например, за какой-нибудь положительный поступок (помощь по домашним хлопотам, правильное решение проблемы, выполнение домашнего задания) можно разрешить ребенку лечь спать немного позднее обычного времени. Но только здесь и сейчас, то есть сегодня, а не каждый день.

Малышу 2-4 лет рекомендуется позволить посмотреть больше мультфильмов. Чаду лет 5-7 можно разрешить купить что-либо в магазине самостоятельно, без помощи взрослых. Подростку — прийти домой с прогулки чуть позднее, чем положено. Но не забывайте золотое правило: поощрение хорошо тогда, когда оно одноразовое! Не стоит вводить снятие запретов на постоянной основе.

Совет. Прежде, чем поощрять ребенка подобным образом, изучите его привычки и желания. К сожалению, многие родители практически не знакомы с собственным чадом.

Ошибки родителей в поощрении

  • Никогда не сравнивайте детей, особенно в одной семье (братья, сестра). Если старший ребенок отлично рисовал, не нужно младшему об этом говорить. Возможно, у него есть другие таланты.
  • Не нужно использовать критику и похвалу одновременно. Иногда взрослый может похвалить ребёнка, а затем сказать, что там можно было бы сделать и получше. Критику малыш запомнит надолго, а про похвалу забудет совсем
  • Не ждите, что ваш ребёнок будет идеальным. Иначе потом можно сильно разочароваться.
  • Не следует обманывать малыша в похвале или преувеличивать его успех. Ваши слова должны быть настоящими, от всего сердца. 
  • Не переусердствуйте с похвалой, во всем должна быть мера. В противном случае, ребёнок перестанет стараться сделать что-то хорошо, зная, что его все равно похвалят
  • Не нужно напоминать ребёнку о прошлых неудачах

Почему нужно хвалить ребенка

Надо ли хвалить детей? Конечно, ведь похвала родителей для малышей является сильнейшим показателем любви. 

В воспитании детей обычно применяется метод «кнута и пряника», что помогает малышу адаптироваться в правилах жизни в социуме: как нужно себя вести, а какое поведение неприемлемо. Разобраться в этом ребёнку помогают родители, используя похвалу и порицание.

Похвала помогает крохе понять, насколько правильны его поведение и действия. Ведь если, к примеру, ребёнок раскидывает игрушки, и мама ему говорит, что так делать нехорошо, он осознает, что такое поведение неправильное. Затем у него возникает вопрос: «А как же правильно?» И здесь на помощь приходят взрослые, показывая, что игрушки нужно убрать на место. Когда ребенок начинает выполнять тоже самое, необходимо хвалить его, говорить, какой он молодец, как хорошо помогает маме. Возможно, малыш не сразу это поймет и родителям потребуется повторять это снова и снова. Похвала дает ребенку положительные эмоции, он начинает верить в себя и свои силы.

Ещё похвала полезна тем, что с ее помощью у детей появляется желание создавать, творить, действовать, добиваться целей, не бояться ошибок. Похвала и поощрения родителей создают крепкий фундамент под названием «я молодец». Таким образом, когда на жизненном пути будут встречаться злые люди, осуждать его, грубо отзываться или унижать, то он не станет сильно беспокоиться по этому поводу, зная, что это совсем не так.

Если малыш неуверенный, очень застенчивый, то он может стать объектом для насмешек и в детском коллективе. Похвала же взрослых поднимает самооценку, малыш становится более уверенным

Но в этом моменте важно не переусердствовать с похвалой, иначе, действительно, у малыша может появиться слишком высокое мнение о себе. 

Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!

Родители часто «воспитывают» интерес к учебе, вручая ребенку игрушку или выплачивая ему некоторую сумму денег. С одной стороны, учеба – труд, который, как всем известно, должен вознаграждаться. Вроде бы, все правильно, потому что так устроено общество, и родители «учат жизни». Да и взрослым такой подход удобен: заглянул в дневник – выплатил ребенку его честно заработанный рубль или десять (у кого какие возможности!). Одна минута на воспитание, и родители, с чувством выполненного долга, переключаются на свои заботы. Но, с другой стороны, как объяснить ребенку, что у всех людей существуют обязанности, за которые никто платить не будет? Например, вряд ли кто-то из родителей ожидает, что ему будут платить за то, что он учит своего ребенка. Точно также и ребенок не должен думать об оплате за то, что он учится.

Попробуем взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Допустим, он уже придумал, как правильно распорядиться заработанными деньгами: купить игрушку, покататься на каруселях, похвастаться перед одноклассниками новым «крутым» гаджетом и т.д. Конечно, на дорогие мечты придется зарабатывать больше хороших оценок, и он будет стараться их получить. При этом нет никаких гарантий, что заработанные деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что оценки будут заработаны не списыванием у соседа по парте или «зубрежкой», которая знаний не прибавляет.

Метод поощрения «хорошая оценка – деньги/ или их материальный эквивалент» исключает из этой цепи самое важное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. По факту выходит, что материальное стимулирование приучает ребенка к мысли, что деньги важнее знаний, что как образованная личность он не вызывает интереса у собственных родителей

Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить

Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек

За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?

Если ребенок хорошо учится, примерно ведет себя, можете его похвалить или даже наградить

Но при этом важно учитывать не только результаты его действий, но, главное, затраченные им усилия, проявленные им прилежание, упорство

За одни способности поощрять не следует — это было бы так же неумно, как награждать за … красивое лицо. Поощрять следует за старание развить свои способности, а это обнаруживается в самом труде,

Особенно внимательны будьте к детям, которым что-либо трудно дается. Их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше нуждаются в поощрении. Вообще при использовании поощрений следует внимательно учитывать индивидуальные особенности детей

И если скромного или потерявшего веру в себя весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо очень осторожно

Обращайте особое внимание на мотивы поведения. За хорошими действиями разных детей могут скрываться различные побуждения

Один ученик хорошо учится потому, что любознателен и трудолюбив, другой — потому, что самолюбив и желает быть первым в классе, третий— из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Так можно ли одинаково расценить их успехи?

Поощрения подобны сладостям

Давайте малышу много сладкого — оно быстро ему надоест; хвалите его чаще— он постепенно перестанет обращать внимание на ваши похвалы. К тому же он привыкнет к мысли, что хорошее поведение — не обязанность его, а заслуга

Подарки

Принцип действия такого поощрения сродни описанному в предыдущем пункте. Разница только в том, что деньги заменяются сладостями, игрушками, гаджетами, одеждой. Пресловутые психологи практически в один голос утверждают, что так поступать нельзя. Осмелюсь поспорить.

Ребенку важна не сама покупка или вожделенный предмет. Кто не сталкивался с ситуацией, когда игрушка-поощрение забывалась через 10 минут после покупки? Малышу нужно именно родительское одобрение сделанного поступка. Пусть даже это будет коробочка сока или упаковка фломастеров.

Приведу пример из собственной жизни. Сыну в 4 года был куплен леденец на палочке. Просто так, без повода. Размахивая конфетой во время прогулки, он ее уронил и даже не заметил. Через пару дней абсолютно такой же леденец был куплен в качестве поощрения за вытирание пыли на своем столе. И точно также конфета благополучно улетела на землю во время прогулки. О, что это было за горе! Слезы лились такие, что любой крокодил бы умер от зависти. «Мамуля, ну я же его заслужил! Я убирался, так старался!»

Естественно, сопли и слезы были вытерты, и третий леденец был торжественно вручен опечаленному ребенку. А вы говорите — не стоит поощрять чадо подарками.

Какие возможны формы поощрения детей?

Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове—и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.

Более высокая ступень одобрения — похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».

Похвале можно придать разные оттенки:

  • Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
  • Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
  • Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».

Важная форма поощрения детей — выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» — или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.

Полезные советы

Не выдавайте поощрения авансом. Ребенок уже в шестимесячном возрасте прекрасно умеет манипулировать взрослыми. Поэтому никогда не хвалите и не награждайте малыша заранее. У отпрыска должен быть стимул, а не желание получить свое любой ценой.

Не делайте соревнований между детьми за поощрение. Например, если один хорошо учится, а второй не имеет таких успехов, то исключите награду за отличные оценки из детской жизни. От слова совсем. Дух соревнований должен быть здоровым, а не обидным. Запомните это. Либо награждайте обоих детей независимо от полученных результатов, чтобы не посеять между ними вражду. Правда, тогда это нельзя назвать поощрением.

В финансовом виде награды есть интересная деталь. Кроме поощрения должны быть штрафы. За хорошие оценки — платим, за плохие — вычитаем. Очень удобно вести подсчет в специальной таблице. Ребенок научится считать свои карманные деньги, заодно вести учет. Это умение здорово пригодится во взрослой жизни.

Теперь вы знаете, как поощрять ребенка. Не скупитесь на похвалу, тогда ваше чадо станет нормальным человеком с прекрасным характером. Кстати, иногда ребенку бывает достаточно ободряющей улыбки родителя вместо материального вознаграждения. Так зачем изобретать велосипед?

Зачем поощрять детей

Когда малыш только начинает свой путь к самостоятельности для него любая похвала взрослого прибавляет гораздо больше уверенности в правильности своих поступков. Он закрепляет у себя понимание, что в данный момент поступает правильно, что именно этого ждут от него взрослые. При этом кроха не просит помощи, а делает все самостоятельно. Любое доброе слово, которое будет употреблено к месту, прибавят сил и желания самосовершенствоваться любого из ребят.

Важность самого поощрения приобретает нравственный оттенок и накладывает свой неизгладимый отпечаток при формировании характера малыша. Все мы стремимся привить самые лучше черты: заботливость, сострадание, доброту, желание и способность к обучению, чувство меры и справедливости, честности и аккуратности

Смысл поощрения для детей сводится к тому, чтобы отделить и зафиксировать в памяти такие положительные моменты, чтобы записать именно этот положительный опыт и сделать его эталоном поведения.

Ласка

Такие простые действия, как поглаживания по голове или спинке, поцелуи и объятия, могут творить чудеса в процессе воспитания. Только не перебарщивайте с таким поощрением, иначе после каждого положительного действия чадо будет бегать к вам за наградой.

Кстати, не забывайте к ласке добавлять похвалу. Это нужно для того, чтобы ребенок понимал, за что его поощряют.

Немного поразмыслив, возникает другой вопрос: что делать с подростками? Дети такого возраста частенько весьма негативно относятся к «телячьим нежностям». Как быть?

Оказывается, выход есть. Как бы ни было печально, но многие подростки большую часть времени проводят в интернете. И там у них очень популярен мем, который называется обнимашки. Используйте его в общении с ребенком. Он не требует поглаживаний или поцелуев, да и вообще довольно шуточный.

Но, если вместо ласки сказать отпрыску: «Да ты молодчина, иди обнимашки!», то поверьте, эффект будет поразительный. Чадо ощутит свою нужность, и будет гордиться, что родители с ними на одной волне.

Совет. Покопайтесь в интернете и выучите несколько слов из подросткового сленга. Это весьма пригодится вам в общении с ребенком. Только не используйте подобные фразы во всеуслышание или на людях. Дети стесняются таких родителей. А вот тет-а-тет — всегда, почаще и к месту.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды — подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования — более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей — прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.

Рекомендации кандидата педагогических наук, данные в журнале “Семья и школа”, 1962 год

Поощрение как метод воспитания детей

Поощрение — одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.

Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:

— Лева! — умоляет мать плачущего малыша, — ну замолчи, я дам тебе конфетку.

В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:

— Мама, — спрашивает он, — будут мне подарки ко дню рождения?
— Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
— Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
— А для чего тебе?
— Если не будут, зачем хорошо себя вести?

Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.

Основные правила поощрения

Самое главное, что вам нужно знать – это что нельзя разбрасываться хвалебными словами просто так, каждый человек должен это заслужить. Зачастую дети, которых постоянно хвалят, вырастают капризными и не контролируют свое поведение. Все дело в том, что они слышат постоянные похвалы и думают, что им можно вести себя хуже – ведь все равно похвалят. Поэтому хвалите заслуженно: поощряйте хорошее поведение в семье, в детском саду, на улице.

Хвалите именно поступки ребенка, а не его личность. Говорите, какой он молодец, что помог вам, хвалите за выполнение какого-то задания или поручения. Постоянно говоря малышу о том, какой же он прекрасный и самый красивый на свете, вы в итоге вырастите самовлюбленного эгоиста. Разумеется, такие слова нужно говорить своим детям, но необходимо знать меру

Обращайте внимание на любую мелочь сделанную ребенком: если он убрал за собой посуду, сам помыл свою кружку или подал вам что-то – обязательно это отметьте. Но не стоит говорить: «Какой ты хороший, ты самый лучший на свете, потому что подал мне пульт!» Лучше использовать такой вариант: «Сегодня ты помыл свою кружку, тем самым помог мне

Ты молодец!». Не нужно поощрять детей за то, что они и так должны делать. Например, самостоятельно одеваться или чистить зубы.

Следующее полезное правило заключается в том, что нельзя оплачивать все хорошие поступки ребенка. Не нужно давать ему деньги просто за хорошее поведение. Так дети привыкают к тому, что деньги им легко достаются и будут всю оставшуюся жизнь «сидеть на шее» родителей. Если вы желаете давать время от времени детям деньги на карманные расходы, это не запрещается, но они должны осознавать, что эти деньги действительно заслужили. Можно заранее договориться с ребенком, что вы будете давать ему в конце недели карманные деньги в том случае, если он всю эту неделю был полезным и помогал вам. Конечно, в любой семье существуют свои правила, но в любом случае карманные деньги не должны быть крупной суммой. Пусть это будет постоянная неизменяемая сумма, которой хватит, чтобы купить себе перекусить или, например, начать откладывать деньги на что-то более дорогое, но очень желанное. Так у ребенка появится привычка тратить на игрушки и развлечения свои деньги, а не родителей.

Можно ли часто хвалить ребенка?

Безусловно, абсолютно любой человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в похвале и добрых словах.  Это стимулирует человека к новым свершениям, дарит положительные эмоции.

Но не стоит забывать о том, что все хорошо в меру. Не нужно бросаться в крайности, бесконечно расхваливая ребенка, либо, наоборот, совсем не делая этого. И первый, и второй вариант могут навредить малышу. 

Если ребёнка не хвалить, то он начнёт понимать, что бы он не сделал — это все бесполезно и старания ни к чему не приведут, никто не оценит и не порадуется. Такие дети вырастают неуверенными, с низкой самооценкой, не верят в собственные успехи и достижения. 

Если хвалить ребенка без меры, то скоро он начнет нуждаться в постоянном одобрении и не сможет что-то делать без добрых слов, а стремление развивать свои достоинства и таланты может исчезнуть. 

Если поощрять и хвалить ребёнка слишком часто, то в конце концов это станет обычной формальностью, без какого-либо смысла. Также захваленные в детстве люди не воспринимают критику в свой адрес, считая, что все должны быть к ним доброжелательны и положительно оценивать каждый поступок.

Как поощрить подростка и не оказать медвежью услугу

На вопрос анкеты, какое поощрение вы считаете лучшим, старшеклассники ответили так (в порядке убывания):

  • похвала
  • деньги
  • подарки
  • доверие
  • сладости

Родители и учителя указали:

  • признание заслуг
  • похвала
  • поддержка близких
  • достижение цели

Потребность в признании – одна из важных для человека в любом возрасте. Если эта потребность постоянно не удовлетворена, то падает самооценка, уверенность в себе и своем потенциале. Поэтому взрослым следует оценивать не только результат действий подростка, но и усилия, приложенные в процессе. Похвалите его за старания, и он будет больше вам доверять. Будете уважать, видеть в нем личность (даже если он не соответствует вашим ожиданиям), поддерживать в начинаниях – он будет расти с чувством собственного достоинства, не боясь ответственности и самостоятельности.

Формируйте в нем веру в успех, и он не побоится взяться за сложное дело.

Но: «Молодец, ты поступил именно так, как я и ожидала»; «Ты послушалась меня, и за это я разрешу тебе сегодня погулять дольше обычного» – подобные фразы свидетельствуют о манипуляциях ребенком, и это ущемляет его чувство собственного достоинства.

Поощрять нужно за конкретные действия, а не за качества характера или свойства.

При этом не дарите ненужных ребенку вещей, не покупайте путевки туда, куда он не хочет ехать. Формализм, как и публичная похвала, при которой ребенка выделяют на фоне остальных, отчего он чувствует себя неловко перед друзьями, станет медвежьей услугой.

Вдумайтесь также в истинный смысл фраз: «Ну вот, можешь ведь, если захочешь!», «Наконец ты выполнил задание отлично, а не так, как прошлый раз». В словах взрослых – истинное отношение к подростку, и он это тонко улавливает.

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

https://youtube.com/watch?v=12oPrH6kaxQ

Для чего нужно поощрять детей?

Начнём с того, что ребёнок
с первого года жизни осознаёт, что он живёт в семье. Он начинает понимать,
что у него есть и мама и папа, часто в семье есть и старшие дети. И младший
ребёнок в семье понимает, что они намного самостоятельнее, могут и умеют
гораздо больше, чем он. И конечно, ребёнок стремиться “занять своё место”
в семье и стать её “полноправным членом”. Именно поэтому он стремиться
заручиться одобрением и поддержкой родителей, а также старших детей, если семья
многодетная.

Их одобрение означает для него признание его навыков, способностей и его самого.
Если с их стороны нет одобрения и поддержки, то он не чувствует себя комфортно.
Ребёнок становится
агрессивным и непослушным. Его поведение словно говорит родителям: “Вы
не признаете меня, а я не признаю вас. И буду делать всё по-своему”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий