Как реагировать на детские слезы?

Причины истерик у школьников

Вот лишь основные из них:

  • Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
  • Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
  • Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
  • Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
  • Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.

Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.

Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.

Что будет, если запрещать детям плакать?

Слезы, крик и плач — природные проявления психики человека. Если отказываться от их выражения и принятия, это может привести к следующим последствиям:

  • ребенок растет тревожным, страдает от многочисленных страхов и фобий;
  • дети перестают понимать и слышать себя. Все время отрицая негативные чувства, ребенок привыкает отказываться от своих внутренних проявлений. Таким детям сложно ответить но вопрос: «Что ты хочешь?», «Что ты чувствуешь?», «Что с тобой происходит?». Чаще всего они отвечают: «Ничего». Внутренняя пустота — это то, что они ощущают, пытаясь найти ответы в себе;
  • развитие психосоматических заболеваний. Если психические проявления у ребенка активно подавляются им и родителями, организм может начать защищаться и «выражать чувства» через другие реакции — обострения хронических болезней, неврозы;
  • нарушения в поведении. Если ребенку не разрешается плакать, кричать, злиться, то чувства, подавляемые им, могут найти выход через агрессивное отношение к другим детям, животным, сквернословие, приобретение вредных привычек, грубость, причинение вреда себе или другим.

Плач от усталости

Конечно, ваш ребенок уже не новорожденный. Но он по-прежнему с трудом может проанализировать свое состояние и сообщить вам, что он устал, хочет есть или спать. Его ощущения можно описать как «все плохо, но не пойму, что именно». И так же, как младенец, ребенок начинает плакать!

Если ваш ребенок начинает заливаться слезами в определенное время, например, капризничает на развивающих занятиях, на прогулке, во время ужина, то, возможно, это именно оно и есть.

Многие родители надеются, что ребенок подстроится под определенный график дня, удобный для родителей. Это действительно случается, но адаптировать ребенок может далеко не всегда.

Что делать

Постарайтесь проанализировать, что именно вызывает дискомфорт. Может быть, стоит кормить ребенка пораньше, делать прогулки покороче, отказаться от развивающих занятий в пользу дополнительного сна и так далее.

Плач-манипуляция

Этот тип поведения отличается от плача для привлечения внимания. Если вы уделяете ребенку достаточно времени и сил, а он все равно плачет ежедневно, быть может, в вашей семье растет маленький манипулятор? 

Трех-четырехлетний ребенок уже достаточно смышлен, чтобы использовать плач в своих интересах. Если ребенок начинает плакать на любое «нет» с вашей стороны, подумайте, не поощряете ли вы его к этому сами.

Что делать

Не соглашайтесь на требования ребенка сразу, как только он заплачет! Ведь от слез они не станут более разумными, выполнимыми и полезными. Твердо и спокойно повторяйте свои доводы и (поверьте, это работает!) предлагайте альтернативные варианты.

Плач для привлечения внимания

Если родители реагируют на ребенка исключительно в момент плача, не удивительно, если он быстро осваивает этот способ привлечения внимания. Проанализируйте ваше взаимодействие: как часто вы просите малыша подождать, если он хочет пообниматься, или отказываетесь участвовать в его игре?

Это не значит, что нужно немедленно соглашаться на любое пожелание малыша, но вы должны по меньшей мере реагировать на обращение ребенка, а не игнорировать его!

Что делать

Если вы не можете прямо сейчас выполнить пожелание малыша, объясните, почему это происходит, когда вы сможете выполнить его просьбу, и сможете ли вообще. Есть три правила, которые помогут вам достигнуть взаимопонимания с ребенком.

  1. Не обманывайте.
  2. Оперируйте понятными для малыша категориями (нет смысла обещать сделать что-то «через час», если ребенок не умеет пользоваться часами).
  3. Предлагайте альтернативу (Нет, я не смогу покатать тебя, как лошадка, потому что у меня болит спина; но мы можем построить для игрушечной лошадки конюшню из кубиков!)

Неконтролируемая истерика

Малыш рыдает и уже не может справиться с собой. Если даже ему уже ничего не надо, и он не помнит, чего добивался, он не может изменить своего состояния. В этой ситуации оставлять ребенка один на один с его горем ни в коем случае нельзя.

Возьмите его на руки, посадите на колени лицом к себе, обнимите, отвлеките, переключите его внимание. Вспомните про приятные моменты, которые вы припасли на «тяжелый случай»: аквариум, теплая ванна, огоньки, музыка…. Очень подробно об истериках, как научиться с ними жить и как жить без них — читайте в статье на ю-маме

Очень подробно об истериках, как научиться с ними жить и как жить без них — читайте в статье на ю-маме.

Универсальный совет на все случаи: постарайтесь изучить язык плача вашего ребенка. Ведь он плачет по-разному! Научитесь различать эти сигналы.

Вот результат наблюдений одной молодой мамы:

— Ребенок издает короткие всхлипы на выдохе. Это означает: «Если сейчас же не возьмешь меня на руки, я заплачу по-настоящему»

— Капризничает. Выгибает спину, когда держу его на руках. Это он хочет подвигаться, поползать.

— Плачет выкриками, требовательно, нетерпеливо. И причмокивает губами. Захотел кушать.

— Крутится на месте, словно пытается освободиться от чего-то, раздражен. Проверяю содержимое памперса. Есть!

— Хнычет и поглядывает на меня. Ему одиноко. Требует общения.

— Резкий плач. Пронзительный. Боль или испуг.

Конечно, это самые общие случаи

У каждого ребенка свои средства обратить на себя внимание. Присмотревшись, мать научится понимать эти знаки

Еще совет. Разговаривайте со своим малышом. Общайтесь смелее. Вы научитесь понимать друг друга.

— Оказывается, ты у нас мокрый! Сейчас мы это поправим!

— Хочешь кушать? Ну, пожалуйста. Я с тобой.

— Хочешь поиграть со мной? Что ж, сейчас я принесу твои кубики.

Сначала такие разговоры помогут малышу постепенно переключиться на более совершенные сигналы: Дай! Ам-ам! А затем он усвоит словесный способ выражения своих желаний.

А пока вы друг друга плохо понимаете, младенец плачет. И чем старше он становится, тем сознательнее использует плач как средство достижения своей цели. Тем больше гибкости, терпения и мудрости требуется от родителей, чтоб плач вашего малыша не стал для вас орудием пытки.

Успехов вам!

Фото: http://www.globallookpress.com

Обратите взор на себя

Когда ребенок маленький, любые детские проблемы профессиональный психолог будет «лечить» у… мамы с папой!

Да-да, именно мы в ответе за то, что кроха не может научиться выражать свои эмоции, управлять ими, за то, что он чего-то боится, что в 1-2 года уже «профессионально» умеет манипулировать нами с помощью капризов, отказов от сна, еды, и – да, с помощью слез.

В раннем возрасте ребенок всему учится у нас, мы даем пример поведения в той или иной ситуации. Поэтому, если кроха часто плачет, надрывая родителям нервы, вы либо еще не научили его справляться с детскими проблемами и выражать их, либо научили делать это неправильно (возможно, сами того не осознавая).

А теперь давайте отделим зерна от плевел: манипулирование и действительные проблемы малыша.

Итак, ребенок манипулирует вами с помощью слез, если знает, что ради их прекращения:

  • возьмут на ручки;
  • разрешат сделать то, что хочется, но запрещается;
  • дадут или купят вещь, еду или игрушку, которую он хочет.

Во всех остальных случаях имеет место какая-то проблема. Очень часто причиной плача может стать болезнь, вызывающая сильный дискомфорт (либо травма). Здесь нужно просто проявить терпение и выдержку, пока не закончится лечение и не наступит выздоровление.

В других ситуациях вам нужно иметь в виду, что плач – это выражение страха, разочарования, одиночества, нервного напряжения, бессилия перед чем-то.

Слезы – защитная реакция детского организма на эти проблемы, способ разрядки

Поэтому важно не наделать ошибок, успокаивая (или не успокаивая) ребенка. В любом случае помните, что сейчас крохе плохо и взрослые должны ему помочь!

Причины плача у детей до года

Если мы говорим о детях первого года жизни, то причин для слез огромное множество. Проще сказать, что ребенок не плачет только тогда, когда он сыт, в тепле и выспался. Многие родители со временем начинают даже различать плач по интонации и понимают, что в конкретную минуту хочет младенец.
Наиболее распространенные причины плача у детей до года:

  • голод и трудности с кормлением (неправильная техника прикладывания к соску, неудобная поза при кормлении и прочее – обсудите с педиатром или консультантом по вскармливанию);
  • потребность в ощущении безопасности;
  • некомфортные условия внешней среды (слишком холодно или, что чаще, слишком жарко; низкий уровень влажности в комнате; уровень освещенности; громкие резкие звуки – обязательно проверьте все параметры, детки очень чувствительны к этому, и чем младше – чем больше они важны для малышей);
  • пора сменить подгузник;
  • проблемы со здоровьем (болит животик\колики, болит ухо, режутся зубки, раздражение в области подгузника, заложен нос и другие – при исключении первых четырех пунктов обязательно обратитесь к педиатру за консультацией).

Отдельно хочется сказать о необходимости в ощущении безопасности для ребенка. Потребность в безопасности является базовой для всех детей. Подумайте сами: 9 месяцев малыш находился у вас в животе, где было тепло, темно, тихо; ребенок чувствовал, что находится под вашей защитой. Но в один момент все изменилось, и вот он уже – часть огромного мира, где все незнакомо

Это огромный стресс для младенца. 
Поэтому особенно первый месяц крохе буквально жизненно важно ощущать ваше присутствие, ваше тепло, ваши прикосновения, чтобы помочь ему познакомиться с новыми для него условиями. Поэтому не бойтесь часто брать ребенка на руки, целовать его, гладить (оставьте каноническую фразу «станет ручным» в прошлом)

Именно благодаря вам ребенок поймет, что этот новый мир не такой страшный, потому что рядом есть тот, кто позаботится.

Плач от болезни

Плач – это не только каприз, это еще и симптом. Если веселый уравновешенный ребенок внезапно начинает «кукситься» на ровном месте, проверьте, не поднялась ли у него температура! Повышенной плаксивостью с рождения отличаются дети с неврологическими нарушениями; к примеру, повышение внутричерепного давления вызывает головную боль, которую ребенок не в состоянии осознать. И начинает плакать!

Что делать

Обратиться к невропатологу и обязательно рассказать о том, что ваш малыш-плакса. Опишите ситуации, когда он начинает капризничать, подчеркните, что вы не связываете их с педагогическими промахами, расскажите, как именно плачет ваш ребенок.

Ищем причину слез

Конечно же, понятно, если малыш плачет от того, что стукнулся или голоден, или переутомился. Но зачастую кроха и сам не может объяснить, что является причиной его плача.

Самым правильным решением будет выявить причину детской истерики. Для начала можно обратиться к педиатру, чтобы выяснить нет ли у крохи заболеваний. Ведь они могут причинять ему боль и неприятные ощущения. Если врач никаких проблем не увидит, то обратитесь к психологу, возможно он определить причину детских страданий. 

А может быть, кроха плачет из-за особенностей своего характера. Это можно попытаться изменить. Пока ребенок еще совсем маленький, то можно его просто отвлекать, а вот по мере взросления — пытайтесь объяснить малышу, что слезами горю не поможешь.

Не игнорируйте детский плач. Если вы видите, что плач перерастает в истерику, то дайте крохе возможность “ выпустить пар”, а уже потом спокойно поговорите с ним и успокойте. 

Более серьезные причины плаксивости

Депрессия либо пережитое насилие. Если вы заметили за крохой, что он постоянно напряжен, у него нет интереса к ранее любимым занятиям, появились нервные тики, ночные кошмары или другие настораживающие симптомы, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Ошибки родителей

И запомните, что нельзя:

  1. Ругать ребенка за то, что он плачет, стыдить его, применять физическую силу. (“Если ты сейчас же не успокоишься — я тебя стукну!”, “ А ну быстро рот закрой!” и т.д.) Кроха затаит обиду, но плакать не перестанет.
  2. Делать вид, что вам абсолютно все равно, плачет ваш ребенок или нет. Проблемы это так же не решит.
  3. Запрещать ребенку проявлять свои эмоции. Ведь если кроха все будет сдерживать в себе, то со временем это может вылиться в стресс.

У подросшего ребенка, если родители никак не реагируют на плач, могут сформироваться следующие убеждения:

  • я никому не нужен;
  • никто меня не поддержит в трудную минуту;
  • меня никто не любит;
  • мир — неуютен.

Как правильно

Научитесь реагировать на детские слезы спокойно. Ведь когда к детским слезам присоединяется крик взрослого получается “гремучая смесь”.
Примите тот факт, что ваш кроха излишне эмоционален. Он такой какой есть, не делайте акцент на этом. Лучше почаще его хвалите за его хорошие качества.
Научитесь отвлекать плачущее чадо

Если он чем-то огорчен или расстроен, попробуйте переключить детское внимание на что-то приятное. 
Если малышу плохо — будьте рядом. 
Если ребенок что-то требует с помощью плача, то спокойно объясните ему, почему вы не можете выполнить его требования. 
Каждый день хвалите своего кроху, вы обязательно найдете за что. 
Наполните жизнь ребенка яркими красками. Это могут быть предметы интерьера или впечатления (ходите на аттракционы, в театры и другие места, которые бы способствовали положительным эмоциям).
Займитесь совместным спортом

Это могут быть, например, пробежки.

Плаксивость у детей разного возраста

Новорожденные крохи не умею разговаривать и выражать эмоции по-другому. Они плачут если хотят кушать, к маме на ручки, испытывают дискомфорт. А подрастая, малыши могут плакать от того, что получают очень много новых эмоций.
Дети в 2-3 года могут много плакать из-за наступившего кризиса. Он начинают проявлять протест на мнение и просьбы родителей, пытаются проявить самостоятельность. И взрослым не стоит давить на кроху, поддержите его.
В возрасте 4-6 лет плаксивость может проявляться, если ребенок очень впечатлительный или если испытывает какие-либо переживания. Такие дети могут заплакать от грустного фильма, от грубого слова. Родители в этот период ничего не смогут сделать, кроме как поддержать детей

Понимание и внимание укрепит психику ребенка и поможет ему справиться с излишней плаксивостью. Кроха должен понимать, что он не один.
В младших классах плаксивость может проявиться при новой эмоциональной нагрузке

Ребенок может бояться получить плохую оценку, учительницу, ему может сложно даваться школьная программа. Все накопленное напряжение он выражает в слезах.
Подросток тоже может проявлять повышенную плаксивость. Это может говорить о его инфантильности. Стоит задуматься о том, почему он ведет себя как маленький.

Самые быстрые способы успокоить кроху

  1. Одним из лучших успокоительных средств являются мамины объятия. Если ребенок заходится в плаче, то никакие разговоры им не будут услышаны, лучше просто подойдите и обнимите кроху, словно укрывая его одеялом. Пусть он почувствует ваше тепло и спокойное дыхание. Постепенно малыш успокоится.
  2. Попросите ребенка плакать еще громче, либо наоборот потише (а то кошка испугается). Обычно такие просьбы заинтересовывают кроху и отвлекают его от расстройства.
  3. Очень хороший способ отвлечь ребенка фразами типа: “ой смотри — там что-то зеленое!”, или “смотри — там что-то упало!”.
  4. В минуты детских капризов произнесите: ”Давай, ты сейчас ты вновь станешь малышом!”  И делайте вид, что нянчите кроху, приговаривайте, поглаживайте. Поверьте, положительные эмоции появятся и у вас, и у вашего малыша.
  5. Подключите кроху к физической деятельности: это могут быть танцы, прыжки, бег наперегонки. Включите фантазию!

Ребенок не слушается: в чем причина

Не всегда ребенок плачет и истерит. Иногда он просто не слушается и спорит. Чтобы это значило? Причин может быть очень много. Детская психология такая интересная и многогранная, что даже психолог с многолетним опытом или мама пятерых детей, не всегда сходу найдет ответ.

Но все же две основные причины плохого поведения весьма просты.

Недостаток внимания. Ребенок недополучает вашего внимания и старается его заполучить вот таким вот образом

Пока вы с ним спорите и пытаетесь образумить вести себя лучше, он целиком и полностью располагает вашим временем и внимание. Для того чтобы сократить количество непослушания или избавиться от такого поведения полностью, достаточно просто выделять каждый день хотя бы час времени для своего ребенка

Только вы и он. Только разговоры, игры, чтение книг. Никаких телефонов, телевизоров и нравоучений. Договоритесь с ребенком, что каждый вечер вы будете общаться и проводить время вместе. Пусть это станет вашим волшебным ритуалом избавления от плохого поведения.
2. Гиперопека. Вы не даете ребенку свободы и самостоятельности, контролируете каждый его шаг, беспокоитесь и волнуетесь. И он начинает самоутверждаться и отстаивать свои границы, применяя непослушание. Дайте ему больше свободы, покажите, что он такой же полноправный член семьи, как и остальные, советуйтесь с ним, давайте задания и хвалите за их выполнение. Дайте ему почувствовать ответственность.

Нельзя пугать ребенка, говорить, что лишите его чего-то ценного или не купите то, что он хотел. Нельзя просто указывать на плохое поведение, нужно разговаривать, объяснять.

Плохое поведение может быть и следствием становления характера, и внутренних переживаний, и начинающейся болезни или скрытого заболевания. Ищите причину, и ваша интуиция обязательно вам поможет её найти.

Помните, что ребенок не может самостоятельно справиться со своими чувствами и эмоциями, не может их погасить. Помогите ему, проговорите всю его печаль, все его чувства. Лучше пусть вся его боль уйдет со слезами, чем останется в теле невысказанными обидами и хроническими заболеваниями.

И не просто думайте о том, почему ребенок плачет, а обязательно давайте отдых себе, наполняйтесь энергией, любите себя и помните, что вы самая лучшая мама на свете! И от вашего спокойствия зависит мир и спокойствие в вашей семье.

С любовью, ваша Алина Ясная

Почему родители не переносят детских слез?

Учеными доказано, что самый неприятный звук для человека — детский плач, независимо от того, плачет младенец или ребенок постарше. Взрослые желают прекратить этот процесс, потому что он вызывает много отрицательных чувств. «Это невозможно», «Я больше не могу это слышать», «Это невыносимо» — говорят они и готовы сделать все, что угодно, лишь бы наступила тишина.

Позже, когда ребенок уже понимает законы отношений, такой подход может научить его манипулировать людьми — он знает, что, стоит ему заплакать или закричать, как все его желания будут исполнены, потому что родителям невыносимо это слушать. Почему взрослые так реагируют, ведь когда ребенок плачет — он печалится, злится или расстроен, — а значит, просто испытывает чувства.

Возможно, у матери и отца, когда они слышат детский плач, срабатывает собственная неявная память, которая была активна в их младенческом возрасте. Если они узнают или вспомнят — как относились к их плачу в детстве взрослые, то многое поймут про свои реакции в настоящем возрасте. Если игнорировать детский плач, агрессивно реагировать на него, то ребенок почувствует страх отвержения, который надолго останется в его памяти. Вместе с этим, он может испытывать боль от неудовлетворения потребностей. Эти чувства ранят детскую психику, могут серьезно травмировать ее. Поэтому, родители, слыша плач своего ребенка, бессознательно «проваливаются» в собственное детство, где им было больно, страшно и одиноко и никто не обращал внимания на их слезы. Чтобы защититься от этих чувств, они стремятся заставить ребенка замолчать.

Взрослые могут изменить свои реакции — стать внимательными к детям, когда те плачут. Это поможет заботиться о здоровье детской психике. Что нужно для этого?

  • Понять, что в детском плаче нет ничего страшного — угрозы, которая могла бы быть опасной для детей и взрослых.
  • Признать право ребенка на выражение чувств, даже если они отрицательные, болезненные.
  • Понять, что ребенок никогда не плачет «Просто так», «От скуки», «От нечего делать».
  • Научиться выдерживать детские слезы и крик, даже если это может продлиться некоторое время.

Причины истерик у дошкольника

У истинной истерики (а дальше мы опишем, чем она отличается от ложной) может быть много причин. В частности:

  • Физический дискомфорт. Голод, сонливость, утомлённость, болезненность. Дети много плачут во время болезни, но простой плач и истерика – не одно и то же. Тем не менее ощущение физического неблагополучия может быть спусковым крючком для истерики, особенно в 2-3 года.
  • Психологический дискомфорт. К примеру, ребёнок попал в компанию незнакомых детей, напугался чего-либо. Любая стрессовая ситуация может вызвать у него эмоциональные переживания, которые выльются в истерику. К примеру, истерики в первый день посещения детского сада – почти норма.
  • Неполучение желаемого. Ребёнок не может понять, что игрушку в магазине нельзя взять просто так. Он также не понимает, что нельзя играть с ножницами, потому что можно пораниться. Ощущение, что с ним обходятся несправедливо, может вызвать бурную эмоциональную реакцию.
  • Подавленные эмоции. Если ребёнок не имеет возможности проявлять чувства, они копятся, и в конечном итоге случается «эмоциональный взрыв». Такое бывает, когда ребёнку запрещают плакать, злиться или бурно на что-то реагировать. Отрицательные эмоции, точно так же, как и положительные, учат взаимодействовать с окружающим миром. Осознание и выражение всех чувств необходимо для нормального психического развития ребёнка!
  • Перенапряжение, частое переутомление. Длительное пребывание в условиях детского сада, избыточные дополнительные занятия, неправильно выстроенный режим – все эти факторы могут приводить к перегрузке нервной системы ребёнка и, как следствие, к появлению регулярных истерик. Родители в этом случае замечают, что когда малыш неделю или больше находится дома (у бабушки), истерики пропадают, а с переходом в «рабочий» ритм – возвращаются вновь

Более общие причины:

Кризис 3-х лет. В этот период ребёнок показывает характер. Он становится своевольным, крайне упрямым, из него как будто лезет всё негативное, что раньше дремало. И это нормально. Ребёнок ещё не умеет идти на компромисс, к тому же, он как бы проверяет родителей на прочность, выясняет рамки дозволенного. Если взрослые ведут себя правильно, то уже к 4-м годам его поведение нормализуется.

Чрезмерная строгость и недостаток любви. Истерики могут быть ответной реакцией на недостаток любви, заботы и внимания

Как ещё заставить родителей обратить на себя внимание, как не с помощью слёз? Даже если ребёнка любят и лелеют, он может требовать большего, ведь в его памяти ещё свежи моменты, когда мама не выпускала его из рук.
Обратная ситуация – гиперопека. Это хорошая среда для манипуляций

Осознавая, что родители всё сделают для него, ребёнок испытывает серьёзные проблемы с саморегуляцией. Он не видит границ, не знает, на что ориентироваться в своём поведении. Истерики становятся для него нормой, ведь это очень удобно – управлять родителями.

Почему родители не переносят детских слез?

Учеными доказано, что самый неприятный звук для человека — детский плач, независимо от того, плачет младенец или ребенок постарше. Взрослые желают прекратить этот процесс, потому что он вызывает много отрицательных чувств. «Это невозможно», «Я больше не могу это слышать», «Это невыносимо» — говорят они и готовы сделать все, что угодно, лишь бы наступила тишина.

Позже, когда ребенок уже понимает законы отношений, такой подход может научить его манипулировать людьми — он знает, что, стоит ему заплакать или закричать, как все его желания будут исполнены, потому что родителям невыносимо это слушать. Почему взрослые так реагируют, ведь когда ребенок плачет — он печалится, злится или расстроен, — а значит, просто испытывает чувства.

Возможно, у матери и отца, когда они слышат детский плач, срабатывает собственная неявная память, которая была активна в их младенческом возрасте. Если они узнают или вспомнят — как относились к их плачу в детстве взрослые, то многое поймут про свои реакции в настоящем возрасте. Если игнорировать детский плач, агрессивно реагировать на него, то ребенок почувствует страх отвержения, который надолго останется в его памяти. Вместе с этим, он может испытывать боль от неудовлетворения потребностей. Эти чувства ранят детскую психику, могут серьезно травмировать ее. Поэтому, родители, слыша плач своего ребенка, бессознательно «проваливаются» в собственное детство, где им было больно, страшно и одиноко и никто не обращал внимания на их слезы. Чтобы защититься от этих чувств, они стремятся заставить ребенка замолчать.

Взрослые могут изменить свои реакции — стать внимательными к детям, когда те плачут. Это поможет заботиться о здоровье детской психике. Что нужно для этого?

  • Понять, что в детском плаче нет ничего страшного — угрозы, которая могла бы быть опасной для детей и взрослых.
  • Признать право ребенка на выражение чувств, даже если они отрицательные, болезненные.
  • Понять, что ребенок никогда не плачет «Просто так», «От скуки», «От нечего делать».
  • Научиться выдерживать детские слезы и крик, даже если это может продлиться некоторое время.

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий