Что нужно знать?
Чтобы как можно быстрее определить ребенка в сад, родителям нужно прояснить несколько нюансов. Касаются они и минимального возраста поступления, и реальной ситуации в регионе и городе. Уточнять информацию стоит с рождения малыша.
Узнайте:
- какой порядок постановки на очередь и зачисления действует в вашем регионе и городе, с какого возраста это нужно делать и какие документы предоставить;
- есть ли очереди, большие ли они, как долго придется ждать (в некоторых местах ситуация критична, и не всех принимают даже с трех лет);
- существуют ли в местных садиках ясельные группы, есть ли в них очереди;
- есть ли у вас право на первоочередной прием (такое право может быть у матерей-одиночек, многодетных семей, семей с ребенком-инвалидом и т.д.).
Можно уточнить и вопрос о льготах. Так, если доход на каждого члена семьи меньше минимального прожиточного уровня, деньги, оплаченные за питание, могут возвращать.
Возможные проблемы
Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.
Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, – сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.
Плаксивость и истерики
Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи – психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.
О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.
Частые болезни
Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или , хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!
Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.
О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.
Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.
Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.
Адаптация к обстановке
Дети – дорогое удовольствие, на которое нужно тратить не только свое время, но и деньги. Большинство родителей, сразу же после прекращения выплат по уходу за ребенком, вынуждены выходить на работу как раз по этой причине. Ежемесячную компенсацию в размере 50 рублей, которая положена мамам малышей с 1,5 до 3 лет многие считают издевательской, поэтому за место в яслях приходится буквально бороться.
«Отдавать ребенка в детский сад можно и с полутора лет, – говорит воспитатель МбДОУ№375 Ирина Воробьева, но не у всех есть такая возможность по ряду причин: это не только очереди, но и плохая адаптация к новой обстановке. Перед тем, как отдать ребенка в ясли, с ним обязательно нужно заниматься».
Ругать запрещено. Психолог о том, как бороться с вредными привычками детей
Подробнее
Конечно, любой воспитатель будет рад видеть в группе ребенка, который владеет всеми навыками самообслуживания, но, если ваш малыш не научился ходить на горшок или аккуратно пить из кружки – это не повод для переживаний.
«Благодаря тому, что все детки находятся вместе, у них появляется прекрасная возможность учиться друг у друга чему–то новому», – добавляет педагог.
Но научиться при желании можно и дома, считает Ирина Рева, педагог–психолог высшей квалификационной категории, сказкотерапевт, специалист по благополучию семьи. Как правило, чем теснее связь ребенка с матерью, тем тяжелее дается ему детский сад. Малыши в полтора–два года обычно сильно привязаны к своим мамам, поэтому даже кратковременное расставание с ними приводит детей в ужас. Чтобы помочь своему ребенку в такой ситуации, придется его услышать. Возможно, садик действительно ему не подходит.
Статья по теме
«Нет, я сказала». Почему ребёнок не прислушивается к запретам
«Если есть возможность находиться дома с ребенком до 4–5 лет, лучше так и сделать. Но при условии, что с ним будут регулярно заниматься, – рассказывает психолог. – Читать литературу, заниматься хореографией, музыкой, рисованием, спортом, а также следить за эмоциональным развитием малыша. Если какой–то момент будет упущен в этом возрасте, ребенку будет сложнее адаптироваться к обстановке в школе». По словам специалиста, еще одним важным моментом в домашнем воспитании является умение ребенка подчиняться взрослому. Многие родители, бабушки и дедушки балуют малышей, поддаются манипуляциям и этим могут серьезно усложнить жизнь ребенку в будущем. «Если по какой–то причине у вас не получается заниматься с малышом, социализировать его, то в этом случае вам действительно может помочь детский сад», – добавляет специалист.
По мнению врачей и педагогов, возраст имеет значение не только для комфортного развития, но и для адаптации малышей к новой обстановке. Психотерапевт челябинской детской городской поликлиники №6 Ольга Ушатова считает, что привыкнуть к садику легче в раннем возрасте, но и это индивидуально: «Раньше отдавали малышей в ясли очень рано – до года и это было нормально. У родителей не было возможности сидеть дома, приходилось везде успевать и работать. Чем раньше вы отдаете ребенка в детский сад, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям, тем лучше он социализируется и быстрее научится новому. Конечно, главное, чтобы комфортно в этой ситуации было не только вам, но и вашему малышу».
Понятие
Ясли — это учреждение государственного типа, в котором воспитываются дети раннего возраста – от 2 до 36 месяцев. Здесь проводятся мероприятия, способствующие правильному психическому, физическому развитию ребенка.
Ясли подразделяются на ведомственные и районные. Строятся детские дошкольные учреждения по типовым проектам: имеют специально оборудованный озелененный участок. Детские группы в них обособлены. В помещении предусмотрен пищеблок, административно-хозяйственная зона, изолятор.
В яслях в обязательном порядке присутствуют:
- Смотровая комната.
- Приемная.
- Детские комнаты (на одного ребенка положено не менее 2,5 кв.м.).
- Спальня (1,5 кв.м. – на ребенка).
- Туалеты.
- Веранда.
Некоторые мамы хотят записать как можно раньше своего малыша в ясли. С какого возраста можно отдавать ребенка? Существуют 4 возрастные группы:
- Грудные дети (до 9 месяцев),
- Ползунковая группа (для возраста 9-14 мес.),
- Средняя (от 14 до 24 мес.),
- Старшая группа (2-3 года).
Родители сами принимают решение, в какую ясельную группу отдать своего малыша.
Какой ребенок «несадиковский»
Несадиковским ребенка называют в случае, когда период его адаптации затянулся, однако, по мнению доктора Комаровского, такого понятия просто не должно быть. Если обеспечить в группе правильные условия, поощрять посещение садика и сделать его интересным, ребенок с удовольствием будет ходить туда.
Другое дело, если ребенок страдает заболеваниями, которые делают посещение дошкольного учреждения невозможным. Если же родителям удастся найти садик, где персонал владеет медицинскими навыками, то и дети с особенностями развития вполне могут посещать его. В таком случае ответ на вопрос, когда лучше отдавать ребенка в детский сад, стоит узнать у педиатра. Поскольку развитие особенных деток отличается от общей массы, только врач может подсказать нюансы о готовности чада к посещению общества.
Подготовка ребенка к садику
Подготовка к садику не заканчивается записью в группу. Чтобы избежать частых болезней, необходимо заняться закаливанием ребенка. Для этой цели не обязательно проводить сложные ежедневные процедуры. Достаточно просто не считать ребенка тепличным растением, не кутать его, а одевать так же, как себя. Годовалый малыш уже вполне может пить сок и кефир не подогретыми, прямо из холодильника.
Постепенно снижайте температуру воды при купании, доводя ее до 28 – 26 градусов. Можно также использовать контрастный душ в конце купания, но если ребенку эта процедура не нравится, от нее лучше отказаться. А летом не стоит терять возможность искупаться в естественных водоемах. Постарайтесь приучить малыша к режиму, максимально приближенному к тому, который ожидает его в детском саду.
Если ваш ребенок никак не может овладеть премудростью использования горшка, не отчаивайтесь. Как правило, малыш, глядя на других детей, сам отказывается от памперсов, и начитает пользоваться горшком. То же самое касается и самостоятельной еды.
Сторонники и противники детского сада
Можно привести мнение двух групп психологов:
Мнение против посещения садика
Посещение детского сада негативно сказывается на развитии ребёнка, поскольку может развиться автономность. Также к отрицательным аргументам относят возможность частых заболеваний (ОРВИ, простудными и гриппами). Главенствующим из отрицательных аргументов называют стресс. Стоит отметить, что не у всех родителей есть возможность брать больничный лист по уходу за ребёнком или находиться в декретном отпуске до достижения ребенком шести лет.
Чтобы превратить минусы в плюсы, психологи и педиатры рекомендуют:
- для того, чтобы избежать инфицирования ОРВИ или гриппом, можно предложить малышу употреблять в пищу цитрусовые (если нет аллергии) и чеснок с луком, оказывающие противовирусное, противогрибковое, и противовоспалительное действие. Также можно кушать с чаем домашнее варенье (малина, смородина, рябина и так далее) ежедневно по вечерам. Посоветовавшись с врачом, можно давать комплекс поливитаминов.
- психологи рекомендуют предотвратить детский стресс. Он может возникнуть при попадании впервые в детский сад, если ребёнка до этого ни с кем чужим не оставляли. Для этого следует первое время ходить вместе с ребёнком в детский сад. Затем оставлять его на два-три часа в группе с воспитателями. Далее по прошествии трёх месяцев (адаптации) уже возможно оставлять ребёнка на полный день, либо пятидневную программу. Многие психологи отмечают полезность подготовительных групп, поскольку это нивелирует этап адаптации.
Социализация детей происходит в садике
Какая польза может быть от детского сада
Полезно посещение малышом дошкольных учреждений, особенно детского сада, который находится неподалёку от места проживания. Состоит она в том, что:
- ребёнок имеет возможность вхождения в социум в коллективе сверстников и при общении с чужим человеком, не являющемуся ему близким, что позволяет ему адаптироваться в обществе.
- основная функция детского сада — это социализация и подготовка к школьной жизни. Также в детском саду, проводят развивающие занятия, поэтому необходимо его посещать;
- посещая детский сад, ребёнок получает правильное представление о том, каким должен быть человек. К возрасту четырёх – шести лет, он сам начинает задумываться и представлять то, каким человеком он может стать в зависимости от того, как протекает социализация ребенка. Под этим подразумевается формирование базовых чувств вины, либо инициативы.
Специализированные группы
Разделение детей в ДОУ проводится не только по возрасту, но и по целям, характеру пребывания. Также в учет берутся особенности психики и физиологическое состояние ребенка.Сегодня в детсадах России действуют такие специализированные группы:
- ГКП или кратковременного пребывания. Встречаются в ДОУ редко. Они предназначены для тех детей, которых родители еще не готовы оставить на целый день. Как правило, в такую группу входит не более 15 человек. Это позволяет реализовать индивидуальный подход в развитии крохи. В некоторых садиках ГКП совмещена с обычной группой;
- логопедическая. Подходит для детей, у которых наблюдаются проблемы с произношением. С ребятами занимаются логопеды. Цель занятий заключается в коррекции дефектов речи и обогащении словарного запаса;
- для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Группа отличается своей неоднородностью. Ее посещают дети со зрительными, слуховыми нарушениями, проблемами с опорно-двигательным аппаратом. Также сюда зачисляют малышей с задержкой развития, различными эмоциональными расстройствами. С детьми работают специалисты, которые помогают им устранить нарушение, овладеть необходимым уровнем знаний;
- летняя. Это разновозрастная временная группа ДОУ. Создается на летний период. Упор делается на развлечения, а не на образование. Для детей организовываются походы, подвижные игры, экскурсии.
Советы родителям
Когда родители узнали, во сколько лет отдавать ребенка в садик, и определились с дошкольным заведением, им можно дать такие рекомендации:
- Если родители настойчивы и последовательны в своих действиях, ребенок осознает, что детский сад – это реальность, с которой ему придется смириться.
- Очень часто дети отказываются есть детсадовскую пищу, в таких случаях следует попросить воспитателя не заставлять и не пичкать ребенка насильно. Со временем малыши привыкают и сами начинают кушать, хоть и выборочно.
- Обязательно нужно предупредить персонал о наличии тех или иных заболеваний ребенка и аллергии.
- Подготовка к саду начинается задолго до первого его посещения.
Процедура поступления в ДОУ
Итак, что нужно сделать, чтобы попасть в садик?
- Обратиться в комиссию по комплектованию ДОУ по месту, где проживает ребенок, с просьбой о том, чтобы его поставили на очередь в садик. Можно выбрать до трех ДОУ и ждать освобождения места в любом из них.
- Дождаться так называемой путевки, открывающей перед родителями и их малышом двери садика, и идти к заведующей с соответствующим заявлением о поступлении и всеми необходимыми документами.
Кажется, что все просто? Нет, на втором этапе проблемы только начинаются. В список документов, кроме заявления, копии и оригиналов свидетельства о рождении, паспорта и ИНН одного из родителей, свидетельств о рождении других детей в семье, медицинского страхового полиса на дите и открытого счета в банке с оформленной сберкнижкой и ее копией, нужно пройти профильный медосмотр и подготовить прививочную карту на малыша. Согласно последним указам, если у ребенка не сделаны все противоэпидемиологические вакцины, ему имеют право отказать во вступлении в садик. Такое решение можно оспорить, подобные прецеденты уже существуют, но тогда родителям необходимо будет доказывать, что их ребенок не болен и не несет угрозу для здоровья других малышей.
Основные аспекты
Хотелось бы заметить, что если у родителей есть возможность не отдавать своих малышей в детский сад в столь раннем возрасте, то ею нужно обязательно воспользоваться, поскольку не окрепшая иммунная система ребенка будет подвержена сильным испытаниям.
Оформление ребенка в ясельную группу не позволяет родителям стабильно посещать работу, поскольку начнутся заболевания разного характера в период адаптации. Да еще плюсом ко всему надо будет выполнять ряд профилактических прививок, которые иногда требуют наложения карантина до 5 календарных дней.
Новый закон о дошкольных образовательных учреждениях от 2015 года на вопрос: «С какого возраста должны брать в детский сад?» – дает другой ответ. Дети возраст, которых находится во временном промежутке от трех до семи лет, должны быть обеспечены местами в детских садах. А родители имеют право отдать своего ребенка в ДОУ в любое время, если малыш соответствует перечисленным критериям.
Плаксивость, истерики и болезни
Самыми распространенными психологическими проблемами, свойственными ребенку, который приходит в младшую группу, являются плаксивость и истерики. Здесь не нужно раздувать проблему и причислять чадо к «недетсадовским». Успокоительные средства может назначить только педиатр, да и то если в них есть необходимость. Родителям нужно самостоятельно искать подход к малышу. Лучшей тактикой станет доброжелательность и понимание. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и заставлять, это только усугубит ситуацию.
Как уже было упомянуто, находясь дома, дети в значительно меньшей степени сталкиваются с вирусными и инфекционными заболеваниями, чем в детском саду, однако есть и обратная сторона. Всем известно: существует множество заболеваний, переболеть которыми лучше в детстве, поскольку для взрослых они могут быть очень опасны. Иммунитет, перебарывая новых для него возбудителей, становится более крепким. Снизить риск возникновения простудных заболеваний, особенно в период адаптации, можно, если начать посещение садика в теплое время года.
Ясли в москве 2020 с какого возраста
Дело даже не в капризности воспитателей. Малышей в группе бывает до 24 человек. А воспитатель один. Время на еду отводиться не так уж и много. Примерно пол часа. Воспитатель просто физически не сможет накормить каждого с ложечки. Во время тихого часа также от ребеночка потребуется недюжая самостоятельность. Иногда детки плачут, когда их укладывает спать не мама, а воспитатель. Требуют колыбельную. Такое поведение мешает другим малышам спокойно спать. Что нарушает распорядок дня.
С какого возраста принимают в детский сад? Данный вопрос утвержден законодательством о дошкольном образовании, но родители сами решают, когда оформлять своего малыша в садик, учитывая здоровье ребенка, занятость родителей, наличие бабушек-дедушек и свободных мест в муниципальном учреждении.
Детские сады города Москвы
Кажется, что в столице проблем нет. Конечно, это далеко не так. В Москве тоже существуют очереди, тем более, что это мегаполис, там и численность населения больше во много раз. На сегодняшний день известны такие факты, что детей в Москве начинают принимать в возрасте начиная от 2,5 лет, хотя по закону местами должны быть обеспечены все ребята, начиная с 3 лет.
Поэтому власти Москвы занимаются разработкой законопроекта, по которому дошкольные учреждения должны будут принимать всех детей, чей возраст достиг 2 лет. Можно надеяться на то, что в ближайшем будущем произойдут значительные изменения в законе о дошкольных образовательных учреждениях. И на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» – можно будет смело отвечать – с 2 лет.
Какой ребенок считается «несадиковским»
Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).
О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.
Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.
Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.
Что говорит закон о детских садах 2020: предоставление мест, компенсации и другие вопросы
Что говорит закон о детских садах 2020 года, есть ли изменения в предоставлении компенсаций и как их можно оформить? Являются ли добровольные взносы законными и как их не платить, имеет ли право руководство дошкольных учреждений устанавливать видеонаблюдение в помещениях, где находятся дети? Эти и многие другие вопросы очень волнуют родителей малышей, особенно сегодня, когда устроиться в детский садик не так просто из-за нехватки мест.
Еще одним важным вопросом являются добровольные пожертвования в детских садах, закон насчет которых однозначен, но на деле нарушается часто. Закон № 273-ФЗ (ч.2 ст.65) устанавливает, что каждое дошкольное учреждение имеет право самостоятельно устанавливать плату за содержание ребенка, а отдельным категориям родителей (законных представителей) предоставлять льготы.
Рекомендуем прочесть: Можно ли получить налоговый вычет за лечение пенсионеру
Детский сад
Регулирует вопрос пропуска дней в детском саду СанПиН. 15 мая 2013 года Главный санитарный врач РФ подписал Постановление № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Именно с 2013 года пропускать без справки от врача можно не более пяти дней. Это закреплено в пункте 11.3.
Очень много споров среди родителей и медицинских работников вызывает вопрос: как считать эти пять дней – с выходными или без них? Путаница идёт ещё из норм старого СанПиН (тогда можно было пропустить детских сад всего три дня). Видимо, это отложилось в головах медицинских работников, поэтому новый СанПин они стали трактовать следующим образом: можно пропустить в садик без справки, если ребёнок пропустил три рабочих дня и два выходных (в сумме пять дней), но это неверно.
Что делать, если врач, медицинская сестра или даже воспитатель не принимают с утра ребёнка в сад без справки и настаивают, что пять дней считаются вместе с выходными, а значит, допустимая норма превышена? Конечно, необходимо сослаться на статью 11.3 СанПиН 2.4.1.3049-13. Также можно призвать к здравому разуму сотрудников дошкольного учреждения. Указанная норма появилась не просто так. Если действительно можно было бы пропустить только пять календарных дней, а не рабочих, то после Новогодних праздников большинство работников просто не вышли бы на работу. Всем пришлось бы идти за справками для своих детей. Обычно упоминание указанного факта заставляет медицинского работника задуматься.
Как отказаться от прививки от гриппа в школе на законных основаниях?
Есть еще один важный момент, который многие родители упускают, а потом вынуждены идти к врачу за справкой. Такой пропуск разрешен по любой причине, кроме болезни. В СанПиН указано, что после перенесённого заболевания ребёнок принимается в дошкольное учреждения только со справкой от врача. Поэтому, если воспитанник сада заболел, родители вызвали врача, факт заболевания был зафиксирован в поликлинике, то справку о выздоровлении брать придётся, даже если ребёнок успеет выздороветь в течение трех дней. В случае, когда родители имели возможность оставить ребёнка дома на несколько дней при лёгкой простуде, то можно и не сообщать об этом факте в сад. Закон не требует говорить причину отсутствия. Главное, сообщить, что ребёнок не болел. В этом случае можно приводить его в детских сад без справки от врача.
Если же родители собрались в отпуск, и продлится он больше недели, то справка от врача в детсад снова требуется, несмотря даже на то, что ребёнок находится в полном здравии.
Таким образом, справка от врача нужна:
- после болезни;
- если пропущено более 5 рабочих дней по любой причине, кроме болезни.
Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 действуют по всей территории России, поэтому на них можно ссылаться в Санкт-Петербурге, в Москве, в Самаре и всех остальных городах и населённых пунктах государства. Принимать какие-то региональные нормы на этот счет местные власти не имеют права.
Вторая смена в школе – законно ли это в 2021 году?
Ясли. За и против. Плюсы и минусы
- Освобождается достаточное количество времени у матери, и она может выйти на работу или уделить время мужу и близким, или даже заняться творчеством.
- Наблюдая за другими детьми, легче научиться чему-то новому.
- Ребенок должен будет находиться в одном помещении с одними и теми же детьми, а это неизбежно приведет к новым знакомствам, некоторые из них он, возможно, пронесет через всю жизнь.
- Найти хорошего, адекватного воспитателя, который станет наставником и другом малышу, очень непросто. Но, если это удалось, то сможете спокойно заниматься своими делами и быть уверенными в том, что ребенком занимается профессионал. Хорошие отношения с воспитателем способствуют более легкой адаптации ребенка.
Против
- В таком нежном возрасте стресс от разлуки с мамой и папой может негативно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Неготовность малыша и принуждение к расставанию со стороны родителей усугубят ситуацию.
- Большое количество других детей – не всегда плюс. Стоит заболеть одному, и зараза быстро распространится на остальных. Какие бы меры профилактики ни предпринимались, риск заболевания (начиная от простуды, насморка и заканчивая ветрянкой и вшами) есть всегда.