Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Плюсы и минусы Монтессори-педагогики

  1. Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
  2. Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
  3. Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
  4. Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.

Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления

Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:

Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые

А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства

Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).

Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.

Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания

Распорядок дня детей по методике Марии Монтессори

Распорядок дня по Монтессори:

7:30 — помогаем малышу проснуться, проводим гигиенические процедуры. Вместе с ребенком подбираем ему гардероб, застилаем постель. Главное условие – никакой спешки.

8:00 – мама готовит завтрак, дети помогают накрывать на стол. После еды дети принимают участие уборке со стола, мытье посуды, перемещении продуктов в холодильник. Мама и ребенок совместно организовывают перекус, подготавливают фрукты, печенье.

9:30 – взаимодействие мамы и ребенка с помощью простых игр, спортивной зарядки, интересной беседы.

9:30-10:30 – самостоятельное обучение в Монтессори среде. Материал для занятий побирается согласно возрасту и определенной тематике. Игры завершаются совместной уборкой игрушек.

11:00 — второй этап взаимодействия мамы и ребенка, совместные игры, чтение книг, заучивание стишков. Общение заканчивается минуткой тишины и уборкой игрушек.

11:30-12:30 – мама собирается с малышом на прогулку или на детскую площадку. Предоставляет ребенку возможность выбрать одежду. Погодные условия не должны становится препятствием для прогулки.

12:30-14:00 – переодевание и туалет после улицы. Совместная подготовка продуктов для обеда. Готовка блюд. Самостоятельное употребление пищи. Для ребёнка сервируется отдельный стол с посудой и приборами. Уборка со стола.

14:00 – 16:00 – чтение книжки перед сном и дневной отдых. При необходимости сон заменяется спокойными играми.

16:00 – 17:00 – занятия творчеством, спортом, музыкой. Творчество подразумевает не только детские занятия, но и помощь маме в хозяйстве. К примеру, пересаживание цветов, сортировка вещей. Несколько раз в неделю проводятся спортивные занятия и, по желанию, обучение игре на музыкальных инструментах.

17:00 – вечерняя прогулка на детской площадке, поход в магазин, в гости и т. д.

18:30 — ужин и времяпровождение в семейном кругу.

21:00 – гигиенические процедуры

Важно, чтобы ребенок самостоятельно выполнял элементарные действия – чистил зубы, мыл руки. Дети самостоятельно переодеваются в пижамы и готовятся ко сну.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

В чем заключается методика раннего развития детей Марии Монтессори от 6 месяцев — суть и принципы: чем отличается от других методик?

Система Монтессори построена на трех принципах:

  1. В центре внимания всегда находится ребенок.
  2. Ребенка окружает среда, дающая возможность самостоятельно развиваться.
  3. Монтессори-педагог наблюдает со стороны и вовлекается в процесс только по просьбе ребенка.

Обучение по Монтессори – главные отличия от других методик:

  • Работа с разными обучающими материалами исключает соревнование между детьми и сравнение достигнутых результатов;
  • Результат каждого ребенка оценивается индивидуально и не сравнивается с общепринятыми критериями;
  • Детей не принуждают к действию, не поощряют за результат и не наказывают за его отсутствие;
  • Каждый ребенок обучается в комфортном темпе, вправе корректировать длительность обучения;
  • Монтессори=дети самостоятельно формируют направление своего развития и пользуются учебным материалом на свое усмотрение.


Правила

Ключевые обязанности педагогов по системе Монтессори:

  • Педагоги выступают в роли нейтральных наблюдателей за процессом обучения;
  • Не препятствуют самостоятельным действиям ребенка;
  • Позволяют сформировать пространство вокруг себя на усмотрение ребенка, уважают его выбор;
  • Помогают чувствовать, осязать игровые предметы и окружающую среду.

Полезная литература о системе развития Монтессори

Родителям, которые решили дома заниматься с ребёнком по системе Монтессори, будет полезно ознакомиться со следующими изданиями:

  1. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. — М. 2000
  2. Монтессори М. Дом ребёнка: Метод научной педагогики. — Гомель, 1993.
  3. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. — 1995. — №4.
  4. Монтессори М. Подготовка учителя: // Альманах «МАМА»: Научно-методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. — Вып. 1. — М., 1994.
  5. Дичковская И. Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. — М., 1996.
  6. Монтессори М. Разум ребёнка // Монтессори. — М., 1999.
  7. Афанасьева Т. Учить по Монтессори. — М., 1996.
  8. Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори. — М., 1994.
  9. Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. — М., 2000.
  10. Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. — Ч. 1–2. — М., 1992–93.
  11. Сумнительный К. Е. Как помочь ребёнку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). — М., 1999.
  12. Сумнительный, К. Е. Домашняя школа Монтессори. 2 года / К. Е. Сумнительный. — М., 2014.
  13. Пляс, Мари-Элен 60 занятий с ребёнком по методике Монтессори / Мари-Элен Пляс. — Москва, 2014.
  14. Орлова, Дарья Большая книга Монтессори / Дарья Орлова. — М., 2011.
  15. Хейнсток, Элизабет Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома / Элизабет Хейнсток. — М., 2012.

Учим буквы по методике Монтессори

  • Знакомство с буквами по методике Монтессори начинается в игровой форме. По мнению Монтессори первое знакомство с буквами должно происходить через рисунок. Напишите прописную букву, предложите ребенку повторить, озвучьте ее название.
  • Используйте передвижной алфавит. Это могут быть буквы-вкладыши, шершавые буквы, бумажные карточки. Чтобы ребенку было легче запомнить букву, весь алфавит обыгрывают в виде сказки.
  • Буквы можно изобразить на листе бумаги в виде точек. Покажите небольшую презентацию, как правильно соединить точки и что получается в результате.
  • Используйте трафареты в виде букв. Предложите малышу обвести букву и заштриховать ее линиями. Переходите от широких линий к более узким, совершайте движения слева направо.
  • Для составления первых слов используется передвижной алфавит. Достаточно выучить несколько гласных и согласных.
  • Слепое прощупывание выпуклых или шершавых букв помогает детям за короткое время выучить весь алфавит.


Шершавые

  • Монтессори чтение выстраивается с логичной последовательностью – от конкретного к абстрактному, к символам и буквам.
  • Процесс чтения начинается с интуитивного чтения. Когда ребенок еще не умеет читать, но опираясь на картинки и полученные знания, интуитивно озвучивает слово. То есть первые слова должны сопровождаться изображениями. Интуитивное чтение подогревает интерес к изучению букв и чтению.
  • Для первого чтения используются знакомые предметы. Ребенок должен понимать значение слова, которое он читает. Педагогу будет легче подсказать и направить на правильную мысль.
  • Первая книжка может быть оформлена в виде раскраски или содержать крупные предметные изображения.

Монтессори среда

Если вам по душе Монтессори — воспитание, вы конечно можете реализовать подобную атмосферу у себя дома и поверьте, это совсем не сложно, как может показаться на первый взгляд.

Вообще, Монтессори — среду нужно вводить в жизнь ребенка после трех лет. В этом возрасте ребенок сам стремится быть самостоятельным, часто переживая кризис «Я сам» и взрослые, как нельзя кстати ему помогут в этом. Так будет проще всего.

Таков классический подход Марии Монтессори. Но сейчас можно встретить уже и деток до года, которые прекрасно справляются с Монтессори — материалами без посторонней помощи. Но это уже на усмотрение самих родителей.

Свобода и ответственность

Не менее, чем предоставить свободу, важно, чтобы она была посильной. Свобода выбора есть у того, кто знает, из чего он выбирает

Чтобы обладать таким знанием, нужен жизненный опыт.

Монтессори-воспитание — это создание для ребёнка таких условий, где он может:

  • исследовать,
  • экспериментировать,
  • совершать ошибки,
  • замечать их,
  • самостоятельно исправлять.

Это позволяет выстроить собственное поведение с опорой на честную обратную связь от среды. Среда сообщает, например, что вода из опрокинутого стакана разольётся, а небрежно проведённая линия неточно повторит обводимую фигуру из рамок и вкладышей. Кроме того, среда помогает разобраться в том, какое поведение приводит к каким последствиям, и как лучше действовать, чтобы получить результат. Опыт исправления ошибок учит относиться к ним как к части обучения и тому, что ребёнок способен сам решать возникающие проблемы.

Всё сказанное касается не только манипуляций с неодушевленными объектами, но и взаимодействия с другими людьми. В семье и разновозрастных классах дети учатся помогать и принимать заботу, сотрудничать и работать самостоятельно. В результате этого поведение, которое мы привыкли называть моральным, ребёнок начинает выбирать сам и осознанно, с пониманием пользы, которую это моральное поведение приносит ему самому. В этом случае мотивация совершения поступков становится внутренней, а не ориентированной на внешний страх наказания или похвалу.

Монтессори-дети живут для себя, учатся и развиваются для себя, и делают всё это вместе с другими или рядом с другими — тоже в своё удовольствие и учатся тому, как сделать это ко всеобщему благу. Посильная ответственность учит быть ответственным, опыт решения проблем — решать проблемы, позитивный опыт взаимодействия с другими учит умению жить и добиваться своих целей сообща.

Автор — Анна Федосова

Инфографика Софии Шипиловской

Фото обложки предоставлено ММЦ «Отрада» 

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Задания по методике Монтессори: примеры для детей

Работа с вкладышами.

  • На листе бумаги выкладываются разные фигуры и обводятся разноцветными карандашами. Убираем все фигуры, перемешиваем и просим ребенка разложить каждый предмет в свою рамку.
  • Разукрашиваем формы фигур акварельными красками, заштриховываем карандашами.
  • Вырезаем обведенные фигуры из цветной бумаги и наклеиваем на белый лист.

Формирование предметов, объектов, явлений по группам.

  • Набор карточек на тему «Животные», «Овощи», «Профессии» и т. д. По очереди раскладываем по одной картинке. Ребенок должен озвучить изображение.
  • Выкладываем в ряд по одной карточке из каждой группы. Оставшиеся карточки смешиваем и по одной показываем детям. Задача ребенка присоединить изображение к конкретной группе по набору схожих признаков.
  • Разложить перед ребенком десять изображений животных. Одну карточку незаметно спрятать. Помочь ребенку вычислить какого животного не хватает.


По карточкам

Помощь на кухне.

  • Приготовьте две емкости. Одну заполните крупой. Дайте ребенку ложку и предложите аккуратно пересыпать крупу во вторую миску.
  • Готовим емкость с жидкостью, чашку и маленький половник. Показываем малышку как наполнить чашку питьем с помощью половника. Предлагаем убрать разлитое с помощью губки.
  • Наливаем в широкую миску воду, добавляем жидкое мыло. Показываем, как вспенить воду. Вставляем в мыльную воду трубочку и дуем пузыри.

Что это такое методика Монтессори и зачем она детям?

В чем же суть воспитания по методам Монтессори? Вот основные принципы системы.

  1. Понимание особенностей естественного развития человека. Индивидуальный подход, основанный на свободном выборе. Другими словами ориентация на потребности и способности каждого ребенка. Руководством для педагога должны стать слова: « Помоги мне сделать самому».
  2. Свободное воспитание, отсутствие любого авторитарного давления. Нужно довериться природе, позволить маленькому человечку заниматься тем, что ему нравится и тогда, когда ему хочется. Конечно, родителям или воспитателям необходимо определить рамки, но воздерживаться от всяких оценок, поощрений и наказаний. Взрослые не указывают, только наблюдают.
  3. Специально подобранный дидактический материал и презентации. Все размещать на уровне глаз малыша (как призыв к действию). Каждая игрушка в одном экземпляре. Это учит социальному поведению относительно других детей. Ребенок начинает учитывать потребности своих друзей.
  4. Разновозрастная группа имеет большое преимущество как прототип семьи. Во время игры маленькие детки, наблюдая, за старшими быстрее все схватывают. Дети постарше пытаются руководить, делиться своими умениями. Так обогащается их социальный опыт. Малышня станет самостоятельнее, поскольку сама заботится о своем окружении, о том чем, как и сколько времени заниматься.

Советы для родителей

Вначале, все упражнения с применением методики Монтессори необходимо проделать самостоятельно. Объясните и покажите малышу, как правильно выполнять задания. Если ребенок не может выполнить задание или теряет к нему интерес, помогите ему, взяв его руки в свои закончите упражнение вместе с ним. Помните, что его развитие зависит только от вас.

Необходимо, чтобы по окончанию работы, ребенок все убрал за собой, разложив все вещи по местам. Если он этого сделать самостоятельно не может или не хочет, возьмите его руки в свои, и несмотря не нежелание, разложите все предметы.

ВАЖНО! Не забывайте хвалить ребенка в процессе и по окончанию работы.

Достоинства и недостатки методики

Невзирая на всеобщую признанность системы Монтессори и её распространённость, не все педагоги и родители считают данный метод реально действующим и полезным для развития ребёнка.

Необходимо подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки этой развивающей методики.

Преимущества

Среди плюсов специалисты отмечают несколько важных моментов:

  • развитие ребёнка происходит без особого вмешательства со стороны взрослых;
  • учёт индивидуальных особенностей детей;
  • самостоятельное познание окружающего мира;
  • предоставление малышам свободы и независимости;
  • отсутствие критики и наказаний, впрочем, как и поощрений;
  • учёт сенситивных периодов в развитии детей;
  • большое значение придаётся совершенствованию мелкой моторики и развитию органов чувств;
  • обучение в разновозрастных коллективов, что приучает малышей заботиться о других;
  • быстрое привитие навыков самообслуживания;
  • развитие самоконтроля, самодисциплины, умения работать в коллективе;
  • не наставничество, а сотрудничество с детьми.

Отрицательные моменты

Имеются у данной методики и определённые недостатки, о которых мало кто знает. Так, выделяют следующие минусы:

не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей;
сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии;
недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром;
ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией;
недостаточность физической активности на занятиях;
отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию.

Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде. Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки.

Таким образом, обучение по методике Монтессори отличается своеобразием, необычным содержанием и определёнными достоинствами. Если вам приглянулись какие-либо моменты этой системы раннего развития, обязательно возьмите их себе на вооружение. Ребёнок скажет вам только спасибо.

Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько , а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – . Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, ,. Искренне ваша, Яна Разначенко

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму

Эта обширная группа материалов, дополняющая группу упражнений в практической жизни, становится наиболее важной для ребёнка в 3–4 года. Появляется необходимость совершенствовать движения рук, чтобы подготовиться к освоению письма

Обычно дети в этом возрасте проводят большую часть времени за такими упражнениями.

Что вам потребуется?

Необязательно приобретать все материалы, можно использовать некоторые из них и заменять одни другими:

  • Различные рамки с застёжками или застёжки на одежде ребёнка (пуговицы, молния, шнуровка и т. д.).
  • Подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам.
  • Подбор ключиков к различным замочкам.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. п.
  • Игры с прищепками.
  • Складывание и сворачивание (салфеток и бумаги).
  • Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
  • Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
  • Пересыпания круп: руками (вылавливание мелких игрушек), из кувшина в кувшин, ложкой, просеивание через сито.
  • Переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.
  • Вырезание.
  • Выкалывание форм по точкам (после чего можно использовать для вышивания).
  • Шитьё и вышивание.
  • Штриховка рамок.
  • Письмо на песке или манке.

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

https://youtube.com/watch?v=nx4dU40ciLo

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый

Он может самостоятельно применять знания.
Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику

Дидактические элементы

Спорные моменты в методике Монтессори

Основным преимуществом методики является самостоятельное развитие ребенка, при комфортной ему скорости, без строгого вмешательства взрослых. Тем не менее, есть несколько спорных аспектов, которые ставят под сомнение эффективность системы Монтессори, к примеру:

  1. Обучение больше направлено на умственное развитие, при этом физическому уделяется минимум внимания.
  2. Большинство пособий развивают аналитическое, логическое мышление, мелкую моторику, интеллект. Эмоциональная и творческие сферы практически не затрагиваются.
  3. Замкнутым, стеснительным деткам методика Монтессори, по мнению психологов, не подходит. Она предполагает самостоятельность и свободу, а тихие детки вряд ли попросят помощи, если вдруг не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после обучения по данной системе ребята с трудом адаптируются под школьные условия.

Соблюдаем вместе с малышом простые правила

Неотъемлемым элементом педагогики Монтессори является соблюдение нескольких простых и четких правил. Вот основные из них:

  1. Ребенок самостоятельно готовится к занятию: предоставьте малышу возможность самому достать с полки материал, самому застелить столик клеенкой перед рисованием, принести краски, набрать водичку в стаканчик. Естественно вы можете помочь ребенку, особенно если он этого просит (придержать руки ребенка, помочь набрать воду, собрать мусор щеткой и т.п.), но только помочь, а не сделать все за ребенка.

  2. После того, как позанимались с материалом, убираем его на место и только после этого начинаем игру с другими пособиями. Правило это соблюдать не всегда легко, но нужно стараться делать это в большинстве случаев.

  3. Если вы находитесь в клубе или в вашей семье несколько детей, полезно также соблюдать такое правило: С материалом занимается тот, кто первым его взял, остальным придется подождать, пока игра не освободится. Если счастливый обладатель игры не против, то можно и всем вместе поиграть, но настаивать на этом не нужно.

Будьте готовы к тому, что ребенок не будет всегда беспрекословно исполнять установленные порядки, особенно первое время

Однако постоянно напоминать малышу о соблюдении правил необходимо «У нас такие правила: если мы хотим играть с чем-то еще, нужно сначала убрать эту игру». Важно: если ребенок не хочет убирать за собой или выполнять какие-либо другие правила, не заставляйте его насильно. Просто старайтесь, чтобы игрушки после игры всегда были убраны: если малыш не хочет убирать их сам, предложите свою помощь, если он и с вашей помощью отказывается, уберите игрушки за него но скажите «Хорошо, сейчас мама тебе поможет, а в следующий раз ты сам уберешь»

Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры.

Вообще постарайтесь, чтобы уборка игрушек не превратилась в наказание, пускай она станет финальной частью игры. Сопровождайте уборку положительными эмоциями, помогая малышу и  весело комментируя, что и куда нужно поставить, где какой мусор выбросить. Предлагайте поискать, где домик у игрушки или говорите что-то вроде «Так, а сейчас отправим мишку спать на его место»

Мы с дочкой начали ходить в Монтессори-клуб в 1 год 2 месяца, спустя месяц начали внедрять систему Монтессори и дома. Все правила дочь уловила еще на первых занятиях в клубе, сначала все с охотой выполняла, потом, конечно, был и период отрицания. Сейчас дочке 2,5 года, убирает за собой она спокойно и без лишних сопротивлений, часто по моему напоминанию, но последнее время все чаще по собственной инициативе. По нашему опыту могу сказать, что соблюдать правила дома сложнее, чем в клубе. В первую очередь потому, что дома невозможно постоянно отслеживать, убрал ли ребенок все на место. Да и присутствие и пример других детей в клубе тоже дает о себе знать.

По мнению Марии Монтессори, возраст от 2 до 4 лет — «золотой» период для приучения ребенка к порядку и аккуратности. В этот период малыш испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Для ребенка очень важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад, наличие у каждого предмета своего места. К сожалению, без вашей помощи ребенок не будет соблюдать порядок.

Про основную суть методики в двух словах вроде рассказала, подробнее о том, как реализовать методику в домашних условиях читайте здесь:

Другие интересные статьи на сайте:

Искренне ваша, Яна Разначенко

Итоги

С самого раннего детства, у каждого ребёнка должны быть свои обязанности. Приучайте его заботиться о членах семьи. Просите, например, его принести тапочки или пульт, выкинуть что-нибудь в мусорное ведро. Приобщайте его к различной домашней работе, давая мелкие поручения. Помогая другим, малыш учится быть ответственным, лучше взаимодействовать с людьми, а также, чувствует себя важным и нужным. И еще, если кроха проявляет инициативу, не останавливайте его. Хорошо, когда он предлагает вам свою помощь, пусть даже не совсем и вовремя. Не нужно подавлять его желание помогать.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Заключение

При всех своих плюсах и минусах методика Монтессори набирает все больше почитателей в нашей стране. Повсеместно открываются классы для занятия с детьми по данной программе и уже появляются «усовершенствованные» ее вариации. При этом не стоит пугаться осваивать принципы Монтессори самостоятельно. Как мы убедились, создать правильную развивающую среду и обучающие пособия не составит труда.

Мы уже не раз писали, что процесс воспитания – это довольно индивидуальный опыт для каждой семьи. И безусловным плюсом обучения в домашних условиях будет возможность адаптировать программу под способности и предпочтения вашего малыша.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий