5. Ребенок изучает навыки питания
Дети все еще учатся кушать, отрабатываются навыки самостоятельного кормления, изучают разные продукты, учатся управлять разными текстурами, а также учатся есть в разных условиях. Вот почему иногда дети будут есть лучше в детском саду, у бабушек и дедушек, чем дома. Маленькие дети еще не умеют делать обобщения, поэтому то, что происходит в одной среде, может не сразу произойти в другой. Оба продукта нужно усваивать в обоих местах.
Некоторые дети быстро начинают правильно есть, а некоторые — нет. Малыши могут иногда отказываться от мяса потому, что оно требует тщательного разжевывания и это тяжелая работа. Иногда дети жуют, жуют, жуют и потом сплевывают. Это часть того, что они развивают свои навыки питания, и в конечном итоге им просто нужно больше времени для практики.
9. Пищевая неофобия
Пищевая неофобия — это боязнь пробовать новую пищу, считается эволюционным защитным механизмом, не позволяющим любознательным детям непреднамеренно отравить себя, является этапом нормального развития ребенка. Однако пищевая неофобия — это настоящая реакция страха, и с ней сложно бороться, не расстроив своего ребенка. Просто нужно подождать, когда этот этап развития пройдет.
Но, по сути, это означает, что малыш, увидев еду на своей тарелке боится ее попробовать, и чтобы родители ни делали, ни говорили, соблазняли или поощряли, он не будет есть эту еду.
Однако наблюдение за тем, как родитель кушает эти продукты и пережевывает их, поможет ребенку понять, что они безопасны, поэтому совместные семейные трапезы помогают легко пройти неофобную фазу. Неофобия длиться до 6-7 лет.
Проанализируйте свое поведение за столом
Плохой аппетит у здорового ребенка часто обусловлен психологическими особенностями малыша и принципами воспитания в семье.
Ситуации бывают самые разные, и неправильное поведение родителей может спровоцировать отрицательное отношение ребенка к принятию пищи. Например, если малыш медлителен, ест нерешительно, ковыряется в еде, маму это может раздражать. Она торопит ребенка, заталкивает следующую ложку с едой ему в еще полный рот, и процесс кормления превращается в пытку для обоих. В какой-то момент негативное отношение ребенка к еде захлестывает его и становится непосредственной причиной отказа от пищи.
Бывает, что ребенок отказывается от питания, если ситуация приема пищи сопряжена с отрицательными эмоциями. Такое случается, если мама непрестанно воспитывает ребенка за столом, излишне ограничивает его свободу, требует от него чрезмерной чистоты, упрекает его в неаккуратности, медлительности, неуклюжести и проч. Часто обеденный стол становится местом «выяснения отношений». Случается, что единственное время, когда работающие мама или папа могут поговорить со своим ребенком, это утренние или вечерние часы — за завтраком или ужином.
Нередко это время «сознательные» родители используют не для того, чтобы поинтересоваться жизнью своего ребенка и его проблемами, а исключительно для назидательных и воспитательных разговоров. При этом родители могут критиковать ребенка за дневные ошибки и упущения дома и в саду, в момент приема пищи они раздраженно напоминают о соблюдении хороших манер или отчитывают за вчерашнюю драку с Колей. В такой ситуации дети просто-напросто отказываются от еды из-за конфликта и угнетенного состояния.
Как ребенок может садиться за стол с удовольствием, если прием пищи у него постоянно ассоциируется с чувством стыда, вины, которое ему всякий раз внушается? Прибавьте к этому травмирующую ситуацию, связанную с новым окружением в саду, с питанием в незнакомой обстановке и приемом непривычной пищи. Так что помните золотое правило: никаких отрицательных эмоций за столом!
16. Темперамент ребенка
Если в семье растет волевой, целеустремленный и решительный малыш, он будет упираться в пятки и отказываться есть пищу, особенно, если родитель его попросил. Часто малыши проверяют свои границы и пределы родителей. Они хотят держать все под контролем. Они хотят все время руководить. Они невероятно нарциссичны, мир вращается вокруг них. Они — центр своей собственной вселенной, и поэтому малыши часто не делятся друг с другом.
Волевой малыш не станет кушать пищу, если не захочет. Он принял решение, и ничего не изменится. Он будет делать это и в других аспектах своей жизни, например, драться с родителями при попытке пристегнуть его к коляске или автокреслу.
4. Вкус
У младенцев сладкие вкусовые рецепторы в приоритете. Это еще один эволюционный механизм выживания, который помогает им искать грудное молоко после рождения. Но горько-кислые вкусовые рецепторы еще не созрели. Например, овощи содержат много горьких соединений, и детям необходимо научиться их любить. Это не происходит естественным путем, и им не нравится эта еда автоматически. Исследования показали, что 70% дошкольников чувствительны к горьким соединениям, которые встречаются во фруктах и овощах, особенно в зеленых овощах, поэтому от них часто отказываются.
Также у детей больше вкусовых рецепторов по сравнению с взрослыми, а это означает, что они чувствуют вкус продуктов иначе. Мы пробуем что-нибудь и думаем, что это вкусно. Они пробуют, и вкус для них окажется слишком сильным, особенно продукты с горьким вкусом, такие как овощи. Также есть генетический компонент. Пищевые предпочтения передаются в семье не только потому, что мы их готовим каждый день, или она нам нравится, но и потому что предпочтения передаются через гены.
12. Давление
Давление за столом полностью отключит аппетит. Исследования показывают, что дети, которых толкают, заставляют или побуждают попробовать новую еду, откусить еще раз или закончить прием пищи с чистой тарелкой, могут быть менее склонны пробовать новую пищу и более склонны к плохому и менее здоровому питанию. Принуждение детей к еде вызывает преждевременную сытость и даже привести к потере аппетита.
Давление – это не всегда строгое требование со стороны родителей, иногда оно выглядит как награда за чистую тарелку. А еще чаще за невыполнение просьбы родителя ребенка наказывают. Все это давление. А давление приводит к выбросу гормонов стресса, которые фактически отключают аппетит, физически, не давая ребенку кушать.
То же самое случается, когда время приема пищи становится полем битвы. Например, если братья и сестры дразнят или ссорятся во время еды, выброс гормона стресса просто убивает аппетит.
Почему ребенок не ест в садике
Прежде чем идти к педиатру или писать отказ от детского сада из-за отказа от еды, нужно понять причину возникновения этого явления. Самые распространенные:
Адаптационный период. В период привыкания к садику возникает сильный стресс из-за смены обстановки, новых людей, отсутствия рядом родителей. Из-за сильной тревоги он может отказываться от еды.
Непривычная еда. Меню в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего. Дети дошкольного возраста – большие консерваторы, поэтому пробовать новые блюда, да еще и в незнакомой обстановке, им достаточно сложно.
Избирательность в еде. Часто малыш и дома ест только определенные продукты или долго перебирает готовое блюдо, прежде чем его съесть. В садике такой ребенок не ест вообще или питается только хлебом. Особенно часто возникает такая проблема в возрасте пяти-шести лет.
Недостаточно проголодался. Дети едят, когда чувствуют голод. Если до обеда движения было мало, а на прогулку не выходили, они могут просто не хотеть есть.
Негативные ассоциации. Часто ребенок не ест в садике из-за негативного опыта. Если дома его попрекают из-за медлительности, ставят в угол за отказ от еды или кормят насильно, в саду от будет просто бояться употреблять пищу – вдруг ситуация повторится.
Неумение есть самостоятельно. Если до садика родители не научили держать ложку и вилку, ребенок может отказываться от еды вне дома в принципе. Поскольку дети в саду едят одновременно, воспитатель физически не может накормить «с ложечки» всех, поэтому кто-то может оставаться голодным.
Плохое самочувствие. Часто дети интуитивно отказываются от еды, когда видимых признаков заболевания еще нет. Вялость, капризность и отсутствие аппетита, особенно если ранее таких проблем не было, могут стать признаками начинающейся простуды. Также дискомфорт малышу может доставлять воспаление во рту, заложенный нос или вздутие живота.
Попытка манипулировать взрослыми. Дети в возрасте пяти-шести лет уже умеют добиваться своей цели разными способами. Один из них – отказ от еды в саду, поскольку родители и воспитатели редко оставляют эту ситуацию без внимания. Связь «я не ем – меня забирают раньше/кормят перед садиком вкусной едой/уделяют больше внимания» прослеживается очень легко, поэтому отказ от еды быстро становится способом манипуляции.
Иногда дети не едят в садике из-за погоды. Кто-то зимой начинает есть больше, а кто-то, напротив, почти ничего не ест и мало двигается. Та же ситуация и летом: кто-то в жару почти не двигается и ничего не ест, а только пьет, а кто-то, напротив, готов есть каждый час.
ИНТехнО идет в ногу со временем и предлагает воспитателям обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Мы помогаем открыть потенциал сотрудников, эффективно использовать все кадровые ресурсы, что способствует персональному профессиональному росту каждого члена коллектива и всей организации в целом! Посмотреть не только полный список программ, но и акционные предложения Вы можете здесь.
Накормить «любой ценой» — плохой метод
Спросите себя, любили ли вы ходить в детский сад, когда были маленькими? Нет? А почему? Причин может быть много, но на ум чаще всего приходит воспоминание о холодной, невкусной запеканке или каше. Но и это можно было бы пережить, если бы не политика взрослых: все доедай до конца! Случается, что единственной причиной, по которой ребенок никак не может адаптироваться к детскому саду, становится именно то, что там заставляют есть. Решается эта проблема легко и просто: не хочет малыш есть — пусть не ест. Наблюдения врачей показали, что если предоставить малышу свободу выбора и не кормить насильно, предлагая ему полноценный набор продуктов, то ребенок сам выбирает себе вполне сбалансированное меню. Положитесь на своего ребенка. Обычно малыш ест тогда, когда испытывает чувство голода и неосознанно выбирает то, что необходимо его организму.
Мамам и папам следует научиться доверять этим процессам саморегуляции. Постарайтесь вместе с воспитателем выработать единое мнение по этому вопросу. Спросите, как она относится к недоеденным блюдам на тарелках? Бывает так, что работники детского сада уделяют чрезмерно много внимания тому, чтобы дети непременно все съедали. Причем стремятся к этому из усердия, чтобы порадовать родителей, считая, что хороший аппетит ребенка — главный показатель благополучия его в детском саду. В этом случае следует попросить воспитателя не заставлять малыша есть все и дать ему возможность выбрать самому, что он будет есть, — первое, второе или и то и другое.
Дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. Спросите воспитателя, можно ли поручить это плохим едокам, представив это как почетную обязанность.
Во всем остальном родителям останется только позаботиться о том, чтобы дома в их холодильниках и шкафах был целый ассортимент полезных и содержащих витамины и минералы продуктов питания. Во-первых, малыш съест дома все, что недополучил в саду, во-вторых, со временем привыкнет к новым блюдам, их вкусовым отличиям от домашней пищи. Познакомится с другими детишками и справится с тревогой, которую вселяет незнакомая среда, освоится и станет кушать за компанию с друзьями.
6. Самостоятельное кормление
Еще одна причина, по которой малыши не едят, — это их самостоятельное кормление. Несомненно, малыши будут есть больше, если запихнуть полную ложку им в рот. Но на самом деле это не эффективно. Цель детского питания состоит в том, чтобы дети стали самостоятельными едоками, чтобы они брали пищу ложкой или вилкой в ответ на внутренние сигналы голода и сытости своего тела. Им нужно понять, что те чувства, которые они испытывают в животе, сказать себе, что они голодны, и выйти изо стола, когда сыты. Мы хотим, чтобы они могли автономно реагировать на эти сигналы.
Дети рождаются с чувством голода и сытости, это саморегулирование. Даже младенцы могут это сделать. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, будет кушать только тогда, когда голоден. Иначе он просто не возьмет материнскую грудь. Они едят интуитивно. Когда родители кормят детей с ложечки, они убивают естественный инстинкт. А когда позволяют быть самостоятельными в еде, будь то пальцы или столовые приборы, и доверяют им, саморегулирование у ребенка восстанавливается.
Почему происходит отказ от еды в садике?
Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.
Период адаптации
Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс. Основные причины переживаний – это:
Подъем рано утром в одно и то же время.
Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать. В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.
Новая среда общения.
Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться. Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.
Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.
Лучше кушают в саду дети, которые часто общались со сверстниками, регулярно питались вне дома – у бабушки, в гостях, кафе. Малыш, в семье которого вокруг его питания были выстроены ритуалы и чьи родители/бабушки слишком много внимания уделяли тому, как покушал ребенок, могут отказом от еды пытаться манипулировать взрослыми.
Способ манипулирования
Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть.
То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:
- заберут из группы обратно домой;
- дадут другую пищу, чем всем остальным;
- накормят после обеда печеньем.
Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.
Плохой аппетит и непривычные блюда
Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.
Болезнь и плохое самочувствие
Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.
В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.
Отсутствие режима дня дома
До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.
Другие возможные причины
Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты.
Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.
Отказ от еды после окончания адаптационного периода
Если все моменты адаптации пройдены, ребенок привык к воспитателю, режиму и детям, спокойно встает по утрам и не плачет в группе, но по-прежнему ничего не ест – причин может быть несколько:
- ребенок ждет, что после сада его накормят вкусненьким и терпит чувство голода весь день;
- у него нарушено пищеварение, проблемы с ЖКТ;
- еда не подходит ребенку или у него появились аллергические реакции;
- малыш испытывает затяжной стресс, то есть адаптация на самом деле не прошла, – он просто смирился с ситуацией.
Во всех этих случаях родителям и воспитателям необходимо принять ряд действий, которые помогут решить ситуацию.
Способы решения проблемы
Какие решения нужно принять?
- Не кормить ребенка перед садом, не давать с собой перекусы и сладости. Конфета в кармане по умолчанию вкуснее куриного супа, но приучать к здоровой правильной пище нужно, и лучше сделать это раньше.
- Отвести малыша к врачу – сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов. Возможно, у карапуза есть нарушение пищеварения, требующее лечения или особой диеты.
- Сделать аллерготест. Побеседовать с психологом – в саду, в поликлинике, частным доктором.
- Совместно помочь ребенку влиться в коллектив. Если сад откровенно плохой – сменить ДДУ или воспитателя, переведя ребенка в другую группу.
- Иногда же причина бывает банальной – ребенок сам плохо управляется со столовыми приборами или стесняется есть за одним столом со сверстниками. В этом случае дома нужно научить его кушать ложкой, детей постарше – пользоваться вилкой и столовым ножом.
Как уговорить покушать?
В саду лучшее, что может сделать воспитатель – посадить малоежку и нехочуху за стол с самыми хорошо кушающими детьми. Пример ровесников заразителен – видя уплетающих суп соседей, ребенок, скорее всего, и сам возьмет ложку.
Если малыш расстроен, капризничает – не надо заставлять его есть. Это может привить стойкое отвращение к еде и привести в будущем к расстройствам пищевого поведения. Воспитатель должен гибко подойти к желаниям малыша.
Если карапуз не ест мясо – ему можно предложить большую порцию супа или запеканки. Если не хочет первое – пусть поест котлету с овощами. Через некоторое время большинство детей начинают есть даже то, что до этого не пробовали – рыбные тефтели, запеченные овощи или молочные каши.