Свободное воспитание: плюсы и минусы

Особенности воспитания свободой Александра Нилла

Известный педагог считал: знания, учения должны быть на втором месте, главное учитывать личность, характер дитя. Педагог создал собственную школу в Великобритании – «Самерхилл». Идея заключается в том, что ребенок рождается мудрым, может сам познавать реальность. Поэтому не нужно ничего внушать детям, они смогут развиться сами.

Если у ребенка есть свобода, для него окружающая реальность интересна. А вот в обычной школе к познанию вызывают чувство отвращения. В школе «Самерхил» все детки сгруппированы не только по возрасту, но и по интересам. Они выбирают занятия, соответствующие их интересам. Ребенок не хочет учиться? Ему можно заниматься своими делами: играть с другими детками, которые тоже отдыхают.

Методика свободы – это жесткие требования к родителям и преподавателям. В случае авторитарного отношения к ребенку воспитатели наказываются.

Как насчет дисциплины? Многие не согласны с этим видом обучения, потому что отсутствует дисциплина, другие познавательные процессы. Конечно же, дитя отдаст предпочтению играм, отдыху. Александр Нилл не согласен с этим! Во время анализа опыта школы исследователи заметили: детям нравилось посещать уроки, развиваться. Тяжело было адаптироваться тем, кто переходил с обычной школы. Они говорили, что не будут ходить на занятия, отдавали предпочтение свободному времени, мешали остальным. Несмотря на это, через несколько месяцев адаптировались и учились.

обзор

Я буду первым, чтобы признать, я ненавижу родительские ярлыки типа вертолета или тигра мамы. Они говорят в крайности мне. Они карикатуры родителей, что очень немногие люди на самом деле воплощают полностью.

Я обнаружил, что вместо того, чтобы быть полностью направлена ​​на какой-либо одной этикетки, мы можем иметь здравый смысл, чтобы определить наше собственное воспитание. Мы признаем, что делает и не работает для нас из каждого конкретного стиля, а затем можно применить это к нашим решениям родительских.

Но даже если это так, то эти метки все еще существуют. И в зависимости от ситуации, в которой вы находитесь, и решения, которые вы делаете, кто-то неизбежно хлопнуть один из них на вас.

Основные принципы

Теория развита философом Жан-Жаком Руссо. Он считал: настоящий педагог не должен что-то указывать ученику, необходимо обращать на его природные, индивидуальные особенности, потребности. Только так дитя будет радостным, счастливым, сможет удовлетворить все свои интересы. Во время наблюдения за миром ребенок получит необходимый опыт, знания.

Когда ребенок постоянно контактирует с природой, формируется полноценная личность. Именно за счет этого у малыша развиваются способности, некоторые чувства. Особенно хорошо проживать рядом с природой – около озера, леса.

Ж. Руссо рекомендует: забыть за любые ограничения. Если ваше дитя будет слепо повиноваться воспитателю, постепенно будет разрушена его личность. По этой причине стоит отказаться от любых физических наказаний, при этом не забывать нести ответственность за то, что совершили.

Очень важно всегда помнить об индивидуальности малыша, его возможности, интересах. Если ребенок слаб, для него нужен наставник, который всегда защитит, поддержит

Много внимания Руссо уделял физическому воспитанию. Именно за счет него можно усовершенствовать детский организм. Физическое воспитание должно присутствовать каждый день, а с духовным, умственным развитием можно немного подождать.

Минусы авторитарного воспитания

Отрицательные стороны такого метода заключаются в том, что:

  1. У малыша развиваются комплексы – это заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность.
  2. Личность ребенка практически не развивается. Он автоматически слушается приказов и советов родителей даже во взрослом возрасте. И порой совсем не замечает, что эти действия идут вразрез с его собственными желаниями.
  3. Развивается огромный комплекс неполноценности. Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания.
  4. Немаловажным фактором считается то, что в более зрелом возрасте он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.

Суть и принципы концепции

В 1762 году знаменитый французский философ-просветитель опубликовал свой трактат, ставший причиной огромной популярности автора. Роман «Эмиль, или О воспитании» рассказывает о приверженности психолога естественному взрослению детей без насильственного навязывания им нравственных принципов.

Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.

В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:

  • природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
  • людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
  • вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).

Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.

В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.

Поддержка вопреки всему

Любому человеку хочется, чтобы его близкие всегда были на его стороне и вступались за него в неприятных ситуациях, если для этого есть необходимость. Точно так же дело обстоит и с детьми. Чувство вины, которое может съедать сутками, постоянная борьба и конкуренция – это те факторы, которые могут повлечь развитие неустойчивой психики и развитие комплексов. В процессе воспитания необходимо давать как можно больше поддержки и одобрения ребенку при любых обстоятельствах. Даже если он не совсем прав.

Поддержка родителей – для ребенка главное.

Это не означает, что нужно закрывать глаза на аморальные поступки, плохое поведение или любые другие негативные стороны ребенка.

Естественно, нужно поговорить, объяснить неправильность действий чада, направить его на истинный путь. Рассказать, что есть «плохо», а что – «хорошо». Но, не смотря на это, вопреки всему ребенку нужна поддержка. Ругая его за неправильные поступки, нельзя забывать о доброте и благосклонности к нему. «Чтобы ни случилось – я всегда буду рядом», – это те слова, которые хочет услышать малыш. Таким образом, у него пропадет желание делать что-то на зло, совершать пакости. Он прочувствует на себе добро. Ему захочется самому творить добро.

Метод Шалвы Амонашвили

Профессор Шалва Амонашвили разработал целый подход к воспитанию и обучению детей, основой которого стала гуманность.

Педагог считал, что взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, не ставить себя выше и воспринимать детей как цельных личностей.

Воспитание детей

Особенность данной методики в том, что она не предлагает конкретных заданий и упражнений. У педагога или родителя всегда есть свобода выбора, но вся деятельность с детьми должна строиться на определенных правилах.

  1. Понимание. Родители и учителя должны проникнуть во внутренний мир и личность ребенка, используя беседы, игры и наблюдения.
  2. Признание. Все особенности детей должны быть признаны и учтены при построении занятий и уроков. Педагог может оставаться при своем мнении, но не должен навязывать его ученикам.
  3. Принятие. Учитель принимает малыша таким, какой он есть, и может сопереживать ему.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • признание и уважение ребенка взрослым благоприятно влияет на развитие его личности;
  • гуманистическое воспитание помогает сформировать ответственность у детей;
  • методика помогает развивать коммуникативные навыки, малыш свободно может высказать свое мнение и отстоять его;
  • гуманное отношение к детям помогает сформировать у них широту взглядов и гибкость мышления.

Недостатки:

внимание лишь к тому, что интересно, может вызвать проблемы в реальной жизни, где приходится выполнять дела и без желания;
учителю трудно реализовать индивидуальный подход ко всем детям и выстроить образовательную программу;
не всегда стиль воспитания в школе соответствует стилю воспитания в семье;
методику трудно реализовать с проблемными детьми.

Плюсы и минусы конкуренции

В широком понимании, участниками процесса конкуренции могут выступать продавцы и покупатели, производители, непосредственно сами покупатели. Считать конкурентом компании можно любого субъекта, который может сократить прибыль предприятия или вообще отнять ее, при этом совершенно не вмешиваясь в деятельность самой компании.

Безусловно, данное соперничество является хорошим стимулом для движения вперед в любой сфере. Но у него, как и у любого другого процесса, есть свои достоинства и недостатки. В первую группу запишем следующие:

  • стимулирование научно-технического прогресса и вымывание неэффективных методов ведения бизнеса;
  • снижение цены на конкурирующую продукцию или услугу, что особенно выгодно малообеспеченным слоям населения;
  • выравнивание доходности и уровня зарплаты во всех сферах экономики.

Если говорить о негативных сторонах, то нельзя не отметить следующие моменты:

  • нестабильность предпринимательства может привести к банкротству конкретных предприятий;
  • увеличение разницы доходов в разных слоях общества;
  • излишнее производство продукции в условиях постоянного соперничества.

Именно по этим причинам отношение к данному явлению в бизнесе является двояким. С одной стороны, оно выступает в качестве двигателя экономики, а с другой полигоном для плетения интриг.

Откуда пришла идея свободного воспитания

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

Опекающий стиль воспитания

Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.

Преимущества гиперопеки:

  • спокойный кроха, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
  • он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
  • первые несколько лет малыш безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.

Недостатки опекающего стиля:

  • тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития;
  • чувство вины за попытки обойти родительские наказы;
  • не чувствует, что ему доверяют;
  • малыш растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
  • недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.

Примеры фраз гиперопекающих родителей: «Ты еще слишком маленький, дай, я сама», «Ну и что, что все дети катаются с горки? Тебе нельзя, упадешь и расшибешь лоб», «Не трогай кошку, вдруг она блохастая», «Не бегай, а то упадешь».

Каковы последствия для ребенка

Человек, выросший у слишком опекающих родителей, возможно, навсегда останется жить вместе с ними: умение принимать собственные решения не сформировано, мотивация к успешной жизни отсутствует, устраивать собственное будущее – страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе – опасно и не хочется, бытовые навыки развиты слабо.

Если же человек сможет отделиться от родителей, то вряд ли он станет успешным. У него низкая самооценка, он не умеет самостоятельно постоять за себя, всего боится и за все тревожится. Таких работников не ценят, а о таких супругах не мечтают.

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

Авторитарное воспитание ребенка сделало его абсолютно неуверенным в себе, безынициативным, конфликтным, с заниженной самооценкой и очень враждебным. Четко проявлялись склонности к насилию.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей “Мертвая голова”.

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Общие рекомендации родителям

Несмотря на то, что в разное время в разных странах и цивилизациях существовали специфические подходы к тому, как воспитывать детей, есть несколько общих постулатов, о которых должен постоянно помнить каждый, кто принимает участие в развитии детской личности.

Хотите воспитать в ребёнке самостоятельность — давайте ему хоть немного свободы. В 3 года пусть сам попробует завязать шнурки и надеть шапку, а в 15 — приготовить семейный ужин или трудоустроиться летом, чтобы заработать себе на телефон. Гиперопека и чрезмерный тотальный контроль в данном вопросе чреват формированием зависимой и не приспособленной к жизни личности.

Хотите воспитать его уверенным в себе — чаще напоминайте о том, насколько он самодостаточный. Подчёркивайте достоинства, хвалите за малейшие достижения. Но при этом с детства учите правильно воспринимать критику в свой адрес. Это позволит избежать внутренних комплексов и поможет добиваться намеченных целей. При этом не забывайте работать над собой. Если мама постоянно вслух говорит о том, какая она толстая и как у неё всё плохо, не стоит ждать от детей самоуверенности и успешности.

Хотите воспитать лидером — прививайте с раннего детства организаторские способности:

  • учите формулировать собственное мнение по поводу просмотренного мультфильма, прочитанной книги, совершённого поступка;
  • обучайте ораторскому искусство;
  • доверьте выполнение домашних обязанностей;
  • сделайте ответственным за конкретное мероприятие;
  • помогите найти увлечение, хобби, через которое он сможет раскрыть свой творческий потенциал;
  • обеспечьте полноценное общение со сверстниками;
  • обсуждайте и анализируйте каждую неудачу.

Если хотите воспитать в ребёнке лидерские качества — начинайте с самого раннего детства, иначе потом будет поздно.

Некоторые основные моменты Великой дидактики Коменского

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав Великой дидактики Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности

И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

Традиции и инновации в сфере образования

Вообще, утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области психологии, философии, педагогики и т.д. Другими словами, речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.

Если же говорить конкретно о мире современности, то сам термин «инновации», касаемо образования, подразумевает обновление образовательной системы и внедрение новых технологий. И, конечно же, всё, что разрабатывает человек для этого, нацелено, главным образом, на повышение эффективности и результативности обучения. А это, в свою очередь, говорит нам о том, что сегодняшние образовательные стандарты являются устаревшими, и к обучению нового поколения нужно разрабатывать всё новые подходы. Основной же причиной появления вопроса о том, что пора внедрять инновации в систему образования, является кризис этой самой системы, и все создающиеся нововведения нацелены на решение её многочисленных проблем.

И на данный момент есть несколько противоречий в образовательной системе, которые требуют скорейшего разрешения:

  • Несоответствие стандартов обучения учеников их личностным характеристикам, таким как интересы, способности и т.п.;
  • Несоответствие темпов развития науки действительным познавательным возможностям учащихся;
  • Несоответствие стремления к обучению по одному профилю педагогическим задачам многостороннего личностного развития.

Эти противоречия обуславливают затруднения в процессе внедрения в образовательную систему инноваций. О них мы вкратце и расскажем далее.

Определение термина

Авторитарное воспитание – это концепция педагогических действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника (ребенка, ученика, студента) воспитателю (родителю, няне, преподавателю и т. д.). У этого стиля есть и плюсы, и минусы.

Происходит понятие от латинского слова auctoritas – авторитет, уважение, власть или влияние. Течение зародилось еще в античную эпоху.

То есть авторитарное воспитание – это такой метод влияния, с помощью которого взрослый подчиняет полностью себе ребенка. Он развивает в нем безынициативность, подавляет его самостоятельность, препятствует выражению индивидуальности.

Помните, что неудача является частью успеха

Как бы странно это ни звучало на первый взгляд, позволить ребенку потерпеть неудачу — один из самых важных аспектов соревнования.

Когда ребенку разрешают потерпеть неудачу, он обнаруживает, что может восстановиться после этого, учиться у него и уйти от него. Неудача или проигрыш в соревновании не должны определять их.

К сожалению, многие дети сегодня боятся неудачи. Возможно, они боятся, что другие будут издеваться над ними или смеяться над ними, или, возможно, они боятся разочаровать своих родителей. Безотносительно причины страх может препятствовать тому, чтобы дети попробовали трудные вещи. Когда это происходит, это может уменьшить их возможности для роста, а также возможности для успеха.

Одна вещь, которую могут сделать родители, это поделиться своим опытом с неудачей и тем, что они узнали из этого. Цель состоит в том, чтобы дать детям шанс испытать неудачу, прежде чем они поступят в колледж. Таким образом, когда они сталкиваются с трудностями или неудачами, они просто видят в этом образ жизни и смогут идти здоровым путем.

Как воспитать победителя

А теперь, когда мы детально разобрали все плюсы и минусы детских конкурсов, возникает логичный вопрос: как в детях взращивать таланты и стоит ли работать в нескольких направлениях одновременно?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь все очень индивидуально. Но я бы рекомендовала работать в нескольких направлениях. Это поможет расширить кругозор интересов вашего ребенка и спектр его увлечений, а среди них выявить талант или несколько. Но при этом нужно не перезагружать ребенка, выбирать для него не сотню кружков и секций, а кроме того, заниматься по каждому направлению систематично. Только тогда приложенные усилия дадут положительный результат.

Развитие талантов ребенка длительный процесс. Все это время родители должны быть внимательны к потребностям ребенка. На этом пути необходимо сохранять дружеские взаимоотношения с ребенком и поддерживать его. В будущем он будет вам весьма благодарен!

Фото: Jackie Evancho,конкурс Диво Дитина

Методика Леонида Береславского

Л. Я. Береславский – профессор, физик, доктор философии и педагог, который написал больше двух десятков книг по дошкольному образованию.

С рождением второго ребенка он начал серьезно задумываться о том, успеет ли вложить в детей все, что хочется, и воспитать их хорошими людьми. Именно это замотивировало его на создание собственной методики воспитания на основе опыта других педагогов.

Как воспитывать малыша

Л. Я. Береславский придерживался мнения, что развивать интеллект нужно не только своевременно, но и систематично. Это поможет ребенку хорошо учиться в школе, делать успехи в различных областях деятельности и добиваться поставленных целей.

Ранее обучение рассматривается в этой методике как фундамент для дальнейших знаний и умений. Если малыш ранее не сталкивался с подобными легкими заданиями, то он не сможет выполнить более сложные

Важно, чтобы задействовано было как можно больше участков мозга, иначе невостребованные могут так и остаться спящими

Занятия могут проводиться даже самое непродолжительное время (3-5 минут), но они обязательно должны иметь логическое завершение.

Принципы обучения Л.Я. Береславского:

деятельность должна проводится в игровой форме;
весь материал должен подаваться систематизировано, с повторением и углублением пройденного материала;
педагог должен вживаться в роль актера и ребенка, чтобы повысить интерес к занятиям;
умственная активность должна чередоваться с физической;
отдельное внимание следует уделять развитию самостоятельности.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • всестороннее развитие личности;
  • упор на развитие памяти и логического мышления;
  • развитие детей может проходить беспрерывно;
  • вложенные в младшем возрасте знания станут опорой для обучения в дальнейшем.

Недостатки:

делается упор на логику и не учитываются другие склонности личности.

Любовь к ребенку

Самое главное, что нужно получать детям от родителей — это любовь

О ее важности не перестают говорить детские психологи и педагоги. Необходимость любви отмечается еще до рождения малыша — в перинатальном периоде

Именно тогда, мать, уже передает ребенку импульсы своего тепла, заботы и у него есть все, чтобы полноценно расти и развиваться.

Любители воспитывать ребенка свободно — не ставить ему ограничений, не говорить слово «нет», позволять все, что он попросит — называют такое поведение любовью. Однако, стоит разобраться, что на самом деле является ею. Любить ребенка это:

чувствовать ответственность за его здоровье и поведение до определенного возраста. Например, до того момента, пока в нем не начнет просыпаться личное «я», которое захочет независимости. Здесь родителям лучше немного отойти в сторону, чтобы ребенок смог познакомиться с собой. Первый период такого знакомства наступает в трехлетнем возрасте, позже — в подростковом;
воспитывать ребенка, заботясь о его всестороннем развитии

Например: обращать внимание не только на его свободное самовыражение, ход мыслей, признание чувств, но, также на становление сильных качеств характера, таких как терпение, воля, самостоятельность, находчивость, стрессоустойчивость;
следить за тем, чтобы самооценка ребенка была не заниженной, но и не завышенной. Как правило, дети, которые воспитываются свободно — им позволяется все, что они захотят или попросят — имеют склонность думать о своей личности в таком ключе, который противоречит объективности

От этого у них могут быть сложности с установлением отношений с окружающими — неподтвержденная, ложная амбициозность, напускная беспечность, высокомерие, заносчивость могут стать ярко выраженными чертами детского характера.

Плюсы

Отсутствуют шаблоны. Детей не ставят на один уровень. Подход к каждому индивидуальный. Нет определенного алгоритма, как и что нужно делать. На ребенка не давят со всех сторон взрослые. Малыш учится отстаивать свое мнение и строить свое отношение к миру.

Доверие. Когда родители не указывают на недостатки и слабость, ребенок воспринимает семью в качестве своего друга. Он с легкостью может поделиться с вами секретами и обратиться за помощью.

Свобода выбора. Дети сами строят режим дня. Они сами придумывают свой досуг и распределение дел по часам. Малыш свободен в своем выборе. Он создает собственные цели и осуществляет мечты. Такие дети всегда знают, чего хотят.

Открытость. Дети способны открыть сердце миру. Они полны уверенности и умеют отстаивать свои позиции. Ребенок активно принимает участие в диалогах и соревнованиях. В этом возрасте закладывается отличная основа для будущей карьерной борьбы.

Развитие творчества. Ребенок имеет возможность выбрать любой способ самореализации. Здесь нет границ и запретов. Дети могут определять собственные интересы и следовать за ними.

Ответственность. Как говорит Вячеслав Моше Кантор (ЕЕК), любой выбор заставляет человека нести за него ответственность. Малыш учится обдумывать решения и самостоятельно решать возникшие проблемы. В процессе накапливается ценный опыт, который поможет в будущем избежать многих неприятностей. И ребенок не станет возлагать ответственность на чужие плечи.

Здоровая психика. Психологическая свобода и дружеские отношения положительно влияют на детское развитие. Малыш не подвергается наказаниям и насилию. В его душе не поселились страх и тревога. А эмоциональный уровень стабилен.

Что в итоге

Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные офлайн-практики будут принимать все более и более цифровой вид.

Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие и разрабатывать эффективные стратегии онлайн-обучения, когда все вокруг горит и рушится. Не поддавайтесь панике: никто не требует от вас идеальных решений прямо сейчас.

Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества. Например, учителя английского (да и не только они) могут найти много полезного в статьях сообщества Skyteach. Все, чему вы научитесь сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет вашей карьере.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий