Почему дети хамят: что делать родителям

Причины грубости ребенка

Не бывает агрессии из ниоткуда. Не бывает грубости, возникшей на пустом месте. Если ребенок начал грубить – значит, у него имеется не разрешенная проблема, разобраться с которой самостоятельно он пока не может

Именно поэтому самое важное в семье – это доверие друг к другу. Если ребенок вам доверяет, не боится прийти с самой ерундовой или наоборот, по-настоящему сложной проблемой, то и потребности грубить у него просто не возникнет

Грубость – это защитная реакция, попытка отгородиться от «ковыряния палочкой». Особенно часто это возникает, если человек не уверен, что ваш интерес искренен.

Проблемой может оказаться что угодно – от финансового положения семьи до ощущения собственной беспомощности в связи с какой-либо ситуацией. В любом случае довольный, счастливый ребенок никогда не будет грубить!

Следует задуматься – почему же не хотят обсуждать эту проблему с вами? Боятся обидеть? Не верят в вас? Боятся сказать? Вот те вопросы, которые должны задавать себе родители, а вовсе не «как ты посмел разговаривать со мной в таком тоне».

Где границы?

При этом важно дать ребенку понять, что ваше терпеливое отношение к его дерзостям не имеет ничего общего со вседозволенностью. Вы по-прежнему родитель, последнее слово за вами, и рамки допустимого тоже устанавливаете именно вы

Если что-то подобное происходит, не стоит кричать в ответ: этим вы лишь покажете ребенку, что не владеете ситуацией. Спокойно, но твердо скажите, что хамское поведение недопустимо. Ни в коем случае не обзывайте ребенка сами, уничижительные фразы вроде «ты хам», «где твоя голова», «совсем не соображаешь» будут больно бить по его самооценке. Критикуйте поступок и поведение подростка, но не его самого как личность, не подвергайте сомнению его умственные способности, не говорите обидных слов о внешности, речи, манере держаться.

2) Наблюдение физической агрессии, насилия.

В 1961 году группа психологов под руководством Альберта Бандуры провели эксперимент, который во всем мире известен как «Эксперимент с куклой Бобо». В нём приняли участие мальчики и девочки со средним уровнем агрессии, которых поделили на группы. Одна из групп наблюдала агрессию взрослого по отношению к кукле (её били молотком, трепали, подбрасывали вверх, кричали), вторая – естественность. Оказалось, что малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, копировали эту модель поведения, причем, еще более изощренно: били куклу по голове, садились на нее верхом, душили ее и так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что если ребенок видит, как другой взрослый проявляет агрессию, то «учится» делать так же.

Этот же эксперимент показал, что если проявляющего агрессию отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок будет понимать, что так делать нельзя.

Почему ребёнок в 7 лет врёт и что с этим делать?

Обычно, детки обманывают, когда боятся наказания. И чем больше ругать их за враньё, тем больше они будут обманывать. Замкнутый круг. Где же выход?

  • Будьте спокойны и адекватны – крик, обидные фразы, угрозы и наказания не отучат ребёнка от вранья, а побудят к ещё большей скрытности из-за страха;
  • Ищите причину обмана – вежливо выразите своё сомнение в словах малыша: «Эта история кажется не очень правдоподобной, вероятно, ты почему-то не можешь рассказать, что было на самом деле. Ты чего-то боишься? Давай вместе обсудим ситуацию»;
  • Пообещайте, что не будете ругаться, когда узнаете правду, и сдержите своё слово;
  • Хвалите за честность, даже если сначала была ложь;
  • Научите ребёнка позитивно смотреть на ошибки – подумайте вместе, как можно поступить, чтобы в следующий раз всё сложилось иначе;
  • Говорите крохе о своей любви, обнимайте и целуйте его;
  • Показывайте правильный пример – не позволяйте себе мелкой бытовой лжи и выполняйте обещания, данные ребёнку;
  • Не вешайте ярлыки – обидные названия («врунишка», «обманщик»), повторяемые из раза в раз, закрепляются в памяти детей, и они ведут себя в соответствии с ними;
  • Воздержитесь от критики ребёнка, особенно на людях.

Почему и как возникает родительская агрессия?

Проблема взаимопонимания поколений никогда не утрачивает своей актуальности. В раннем детстве малышам так или иначе приходится слушать родителей и играть по их правилам (хотя некоторые 3-летние сорванцы способны довести до белого каления и человека с железными нервами). Но основные проблемы начинаются в школе – дети попадают в новую среду и порой становятся просто неуправляемыми. Вырываясь из-под постоянного контроля родителей и находясь в новой атмосфере, они превращаются в настоящих разбойников. 

И если раньше вам приходилось сглаживать детские истерики на тему «Мам, ну купи мне эту игрушку» или «Я хочу ведро мороженого», то теперь придется следить и за тем, чтобы ребенок садился за уроки. А еще дети часами не отрываются от компьютера, разбрасывают игрушки по всему дому, не вешают одежду в шкаф, шумят и портят (специально или нет) домашнюю утварь.

Чаще всего родители негодуют, ругаются и в душе считают, что ребенок пакостит им назло

А ведь причины непослушания могут быть разными – от действительно скверного характера (что бывает не так уж часто) до личных переживаний и попыток просто обратить на себя внимание

Как бы ваш ребенок не выводил вас из себя, помните: взрослый здесь – вы. А значит, вам нужно не нагнетать обстановку дома, а решать проблему конструктивно. И прежде всего вам самим не мешало бы успокоиться.

Положительные симптомы

Изменения в поведении вы заметите сразу. Однако они могут быть не только отрицательными, но и положительными. С положительными моментами в поведении ребенка у родителей трудностей обычно не возникает: они всегда похвалят, помогут, поддержат, поощрят. Главное, замечать все плюсы и не оставлять их без внимания.

  • Решительность. Ваш ребенок может взять на себя ответственность за выполнение какой-либо домашней работы и будет выполнять ее без подсказки и своевременно. Насколько хватит у него стремления, покажет время. Однако не забывайте его похвалить.
  • Любопытство. Ваше чадо начнет проявлять интерес к тому, что раньше его не привлекало (например, биология или космос). Может появиться новое хобби. Это говорит о том, что малыш развивается, расширяя свой кругозор. Предложите свою помощь в поиске интересующей его информации. Ребенку будет приятно ваше участие. К тому же совместное занятие поможет вам быстрее понять друг друга.
  • Повторение за взрослыми. В этот период вы можете заметить, что ребенок копирует ваши действия, высказывания, привычки. Он старается быть взрослым, говорить о своих поступках и тревогах. Помогите ему, научите логично рассуждать, делать выводы, анализировать свое поведение.
  • Внешний вид. Особый интерес к внешнему виду появляется и у девочек, и у мальчиков. Дети всегда хотят казаться старше своего возраста. Не стоит пресекать это желание: разрешите ребенку немного поэкспериментировать. Он почувствует себя на равных с вами и прислушается к советам.

Замечайте и закрепляйте хорошие перемены в поведении ребенка. И тогда он станет вам больше доверять, меньше спорить и удивит вас своим послушанием.

Эффективные способы, как успокоиться и перестать нервничать

Что делать, если раздражает собственный ребенок? Есть несколько  способов сохранить душевное равновесие.

  1. Старайтесь не повышать голос и не переходите на крик сами.
  2. Ни в коем случае не применяйте физическую силу, чтобы успокоить ребенка.
  3. Не наказывайте ребенка за любую оплошность и не думайте, что он делает все вам назло.
  4. Никогда не манипулируйте детскими страхами – забудьте о фразах типа «Будешь кричать – тебя заберет тот дядя» или «Не уберешь игрушки – отдадим тебя в детский дом».

Следите за ребенком и его настроением. Не заставляйте его чувствовать себя брошенным или ненужным. А если видите, что ребенок буянит, потому что ему просто скучно, придумайте для него интересные занятия. Запишите его на курсы Либерики или Ментальной арифметики, гуляйте и проводите время вместе. Помните, именно от вас зависит, как будет расти и развиваться ваш ребенок.

И, наконец, поймите, что идеальных людей не бывает. Тем более детей, которым еще сложнее сдерживать свои эмоции. Ваша задача – спокойно решать конфликтные ситуации и создать дома атмосферу спокойствия и доброжелательности.

Почему дети хамят родителям и как этого избежать

Дети являются отражением своих родителей. Поэтому если поведение вашего чада стало неприятным, задумайтесь: нет ли проблем в ваших взаимоотношениях с супругом? Какое поведение домочадцев чаще всего наблюдает ребенок?

Возможно, родители:

  • часто «взрываются» по пустякам,
  • кричат,
  • не уважают секреты ребенка, уклоняются от разговора «по душам»,
  • допускают негативные отзывы о своих друзьях и товарищах малыша,
  • матерятся, используют оскорбительные слова в адрес друг друга,
  • совершенно не прислушиваются к малышу. «Ты еще слишком мал, чтобы решать!».
  • не проявляют друг к другу нежность, ласку, не говорят слов благодарности и любви.

Агрессией дети нередко инстинктивно отвечают на неблагополучную ситуацию, возникшую в семье. Либо поведение – плохой пример, взятый с родителей. Несмотря на широкую распространенность проблемы, при желании ее можно предупредить.

  1. На протяжении всего периода взросления дети проходят несколько этапов, сопровождающихся психологическим кризисом. Родители, занятые работой или младшими малышами, с удивлением обнаруживают изменения, а вот когда они точно произошли ответить затрудняются. Некоторые просто не успевают привыкнуть к новому поведению маленького вредины. В большинстве случаев, карапузы старше 3-х лет начинают воспринимать себя как личность, а не как единое целое с родителями. Ему хочется больше свободного времени, а не бесконечную опеку со стороны взрослых. Старшие члены семьи должны вовремя показать, что понимают и уважают ребенка на каждом этапе взросления.
  2. Есть хорошая поговорка: «Воспитывайте себя, а не детей. Все равно они будут похожи на вас». Хотите, чтобы манера общения крох была приятной? Тогда следите за своей.
  3. Вызывающее поведение может быть способом привлечения внимания. Подумайте, насколько много времени вы уделяете малышу? Знаете ли, что у него на душе?
  4. Поддерживайте своей авторитет. Решения ребенка следует уважать, но последнее слово всегда должно оставаться за вами.

Разрабатывая правила поведения для младших, следует помнить, что их должны будут выполнять и старшие.

1) Выражение эмоций.

Ребенок не робот, а живой человек, поэтому не может не выражать эмоций вовсе или выражать только радость. В дошкольном возрасте проявления эмоций у детей обычно непосредственны, то есть малыши не умеют контролировать эмоции, подавлять их, размышлять о том, правильно они ведут себя или нет. Поэтому, если ребенок испытывает злость или гнев, одной из его естественных реакций будет ударить обидчика, даже если это родитель.

Кроме того, ребенок таким образом может выражать обиду, грусть, скуку, ведь других способов выражения эмоций он пока может просто не знать. И если не разрешать ребенку проявлять экспрессию, пусть даже в такой форме, как щипки и удары, то он может лишиться базовых жизненных ориентиров, может так и не научиться понимать, хорошо ему или плохо, хочет он чего-то или не хочет.

Школьники: когда все вокруг дураки

Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина. 

— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова. 

Екатерина Сиванова

— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать

Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.

Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.

Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю? 

Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности

Может быть, ему не хватает признания или внимания.

Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.

Можно и нельзя

Будьте последовательными, поощряя и наказывая ребенка. Дети должны понимать, что от них хотят, и неукоснительно выполнять правила. Вы должны четко объяснить рамки дозволенного:

  • разрешенные действия (например, сын сам решает, на что потратить карманные деньги);
  • разрешенные действия с условием (можно поиграть на компьютере, но после того, как будет сделано домашнее задание);
  • неразрешенные действия с исключением (во время путешествия спать можно лечь позже, чем обычно);
  • полный запрет (нельзя ругаться матом).

https://youtube.com/watch?v=rnhj0INhBXs

Для ребенка важно, что родители видят, как он растет и старается совершать взрослые поступки. Не менее важным является осознание детьми того, что, кроме прав, есть и обязанности, а, кроме внешних признаков взросления, существует ответственность за совершенные действия

Станьте для своих детей другом, к которому они смогут обратиться с просьбой, придут за советом и будут доверять.

Если бы ребенок был настолько опытен, как взрослый, он не был бы ребенком. Именно из-за нехватки жизненного опыта происходят все разногласия между детьми и родителями. Об этом надо помнить постоянно, независимо от причины непослушания и возраста ребенка. Не требуйте от детей правильных действий, сначала помогите им стать опытнее.

Что делать, если ребенок матерится в школе?

В школе ребенок получает знания. И это не всегда основы письма, чтения и математики. По мнению психологов, многие дети, которые раньше никогда не матерились, придя в первый класс, с большим удовольствием вставляют в свою речь бранные слова.

Мат в школе — это копирование поведения сверстников. В новом коллективе ребенку сложно, он пытается каким-то образом найти друзей, а еще лучше — стать «вожаком стаи». И если в конкретной компании кто-то материться, ваш школьник тоже попробует так делать. И вряд ли тут помогут разумные доводы родителей и наказания.

Что делать родителям, если ребенок матерится в школе? Стоит поговорить с учителем и подробнее узнать о компании ребенка. Выясните, как они проводят время на переменах, в каких случаях матерятся. Когда маты — не единственное проявление плохого поведения в школе, в воспитательную работу включается школьный психолог. Единственно верное решение проблемы — спокойный диалог с ребенком. Он сам должен прийти к выводу, что мат — это не самое лучшее средство для коммуникации с окружающими.

Что делать, если ребенок дерзит, грубит и хамит?

Чего точно не стоит делать в этой ситуации, так это ругать ребенка, читать ему нотации. Исключите из своего лексикона фразы типа «как ты посмел это сказать!», «ты не имеешь права так себя вести!», «закрой рот!». Это будет «контрольный выстрел» в самооценку и психоэмоциональное состояние растущего человека. Ваше чадо пока не знает, как наладить доверительные отношения, как решать свои проблемы, и мама с папой должны стать для него учителями. Узнайте, почему уравновешенность ребёнка зависит от атмосферы в семье. 

Если ребёнок дерзит, грубит или хамит при разговоре с родителями, им нужно сделать вдох-выдох, и последовать следующим советам:

  1. Постарайтесь понять, почему возникла столь неприятная ситуация, в чём причина. Для этого необходимо наладить теплые и доверительные отношения. Это работа не одного дня, поэтому стоит запастись терпением.
  2. Не проявляйте агрессию в ответ, оставайтесь спокойным. Не надо вставать на один уровень с подростком и грубить ему в ответ. Будьте примером, покажите, как правильно коммуницировать.
  3. Дайте ребенку понять, что таким поведением он не добьется желаемого. Не поддавайтесь на манипуляции, «зрите в корень» проблемы.
  4. Озвучьте свои ощущения, в виде «я-сообщений».
  5. Не «капайте на мозги», задавая сто раз вопрос «что у тебя случилось». Ребёнок ещё больше закроется, и наладить отношения будет труднее.

Почему дети хамят родителям и как этого избежать

Возможно, родители:

  • часто «взрываются» по пустякам;
  • кричат;
  • не уважают секреты ребенка, уклоняются от разговора «по душам»;
  • допускают негативные отзывы о своих друзьях и товарищах малыша;
  • матерятся, используют оскорбительные слова в адрес друг друга;
  • совершенно не прислушиваются к малышу. «Ты еще слишком мал, чтобы решать!».
  • не проявляют друг к другу нежность, ласку, не говорят слов благодарности и любви.
  1. На протяжении всего периода взросления дети проходят несколько этапов, сопровождающихся психологическим кризисом. Родители, занятые работой или младшими малышами, с удивлением обнаруживают изменения, а вот когда они точно произошли ответить затрудняются. Некоторые просто не успевают привыкнуть к новому поведению маленького вредины. В большинстве случаев, карапузы старше 3-х лет начинают воспринимать себя как личность, а не как единое целое с родителями. Ему хочется больше свободного времени, а не бесконечную опеку со стороны взрослых. Старшие члены семьи должны вовремя показать, что понимают и уважают ребенка на каждом этапе взросления.
  2. Есть хорошая поговорка: «Воспитывайте себя, а не детей. Все равно они будут похожи на вас». Хотите, чтобы манера общения крох была приятной? Тогда следите за своей.
  3. Вызывающее поведение может быть способом привлечения внимания. Подумайте, насколько много времени вы уделяете малышу? Знаете ли, что у него на душе?
  4. Поддерживайте своей авторитет. Решения ребенка следует уважать, но последнее слово всегда должно оставаться за вами.

Грубость детей начинается с родителей

Стар как мир призыв начать изменения с себя, однако актуальности не теряет. Родительское самолюбие закрывает глаза на собственное несовершенство. Но разве количество неидеально прожитых лет даёт право требовать безукоризненного поведения от потомков?

Личность ребёнка – это отражение окружающей реальности. И детская присказка: «Обзываясь на меня, переводишь на себя», тогда трактуется шире. Подмечая недостатки сына или дочери, родитель может автоматически записывать их на свой счёт.

Грубость детей начинает пускать ростки примерно с двух лет. В раннем возрасте она выражается двумя путями. Физически – драки, порча вещей; и вербально – крик, плач, обзывание.

С взрослением появляются более изощрённые формы хамского поведения – угрозы, оскорбления, проклятия, злые шутки, распускание сплетен, бойкоты. Многие подростки проявляют склонность к депрессии.

«Это не твое дело! Отвяжись! Ты что, глупая? Надоела! Иди к черту!»

Что скрыто за словами? Сопротивление, протест, обида, неуверенность в себе и как следствие – желание продемонстрировать независимость и «взрослость» и даже простое желание побыть в одиночестве и отдохнуть от постоянных упреков. А в общем, какие бы чувства ни стояли за всеми этими словами, с ними нужно бороться на корню. Нельзя позволять детям говорить с взрослыми властным, хамским тоном

Именно на тон нужно обращать внимание и исправлять ребенка не тогда, когда он распоясается вконец, а в самом зачатке детской грубости

Очень часто выясняется, что взрослым труднее всего самим сохранять спокойствие и не срываться. Если детское хамство порождает ответные крики, ругань со стороны родителей, то атмосфера всеобщего неуважения, в которой «варится» ребенок, формирует саму сущность детской личности. А вообще, это лишь следствие детского «не воспитания» и взрослой невоспитанности. Так называемый «эффект бумеранга».

Исправляя тон ребенка, все же подумайте, почему он так говорит. Ведь если раньше таких изречений вы не слышали от своего ребенка, то это может быть простое копирование (услышал по телевизору; так выражается его новый друг). Возможно, ребенок вовлечен во взрослый конфликт и на его отношение к вам повлиял кто-то из родственников, с кем вы находитесь в натянутых отношениях (бывший муж, свекровь, у которых малыш гостил пару дней)? Может, причина в том, что вы постоянно одергиваете ребенка, делая ему бесконечные замечания, и это привело к демонстративному неповиновению?

Что можно сказать? Главный принцип: «Начни с себя». И то, насколько мы научены вести дипломатические переговоры, обуздывать свои эмоции и контролировать свои слова в общении с малышом, станет полезным, сильным наглядным уроком для нашего ребенка. Видя наши реакции и копируя нас, малыши учатся выражать свое несогласие и протест в вежливой или же грубой форме.

Если ребенок грубо отвечает или о чем-то просит, поставьте себе за правило не выполнять таких просьб – добивайтесь смены интонации. При этом следите за своим тоном, возможно он будет строгим, сухим, но он должен быть уважительным: «Когда люди хотят, чтобы им сделали что-то хорошее, они выражают свою просьбу иным тоном. Подумай, как ты можешь сказать это по-хорошему?», «Я не буду продолжать этот разговор. Мы вернемся к нему, когда ты будешь говорить уважительно!»

Если ребенок называет вас «глупой», ответьте: «Это неправда. Я очень умная». То же самое малыш сможет ответить, если другой ребенок скажет ему нечто подобное. Если же во время игры ребенок называет вас «дураком», скажите: «Тогда я слишком глупа, чтобы играть с тобой» – и перестаньте играть. Если ребенок говорит вам: «Заткнись», ответьте: «Пожалуй, я так и сделаю» – и замолчите. Маленькие дети не могут долго терпеть, когда на них не обращают внимания, и тут же приходят извиняться – вот у вас и появится возможность (коротко!) объяснить ребенку правила вежливости. И, наконец, если ребенок употребляет грубые слова в общественном месте, отведите его в сторону и скажите: «Так говорить нельзя. Если это повторится, мы пойдем домой». Будьте готовы так и сделать.

Ребенок хамит учителю: что делать

Если ребенок хамит взрослым

смена обстановки. При поступлении в школу в жизни маленьких почемучек многое меняется. Это и смена привычной обстановки, новый коллектив, непривычный режим дня. Физическая и психическая нагрузка резко возросла, и не все дети могут спокойно с ней справиться. Родители должны чаще интересоваться отношениями в школе, помогать с уроками, всячески поддерживать свое запутавшееся дитя;

внимание родителей. Первоклассника нередко воспринимают как достаточно взрослого члена семьи, которому не нужно особое проявление нежности

На деле все наоборот, новоиспеченный школьник остро нуждается в поддержке и понимании. Следует больше участвовать в его жизни, чтобы не терять духовную связь. Тем более, что первый класс – это еще цветочки. Настоящие сложности начнутся во время переходного возраста;

отношения с конкретным учителем. Каждый педагог отличается по характеру и манере преподавания, и, возможно, своим поведением он отталкивает ребенка и провоцирует на негатив. Это можно легко проследить в случае, когда проблемы возникают только с одним учителем. Однако виной может быть не только плохое отношение к школьнику. Иногда ученики буквально издеваются над педагогами, словно проверяя их на прочность. И, если они при этом чувствуют аналогичный задорный настрой со стороны одноклассников, проверка переходит грань дозволенного. Родителям следует найти подход к своему чаду и изменить отношение к учителю. Также не лишней будет беседа с самим преподавателем.

Юные матершинники: возрастные особенности привычки материться

— Оксана, мама 8-летнего Мити

По мнению психологов, с проблемой мата сталкивается практически каждый ребенок. И это нормально. Но вопрос в другом — будет ли нецензурная брань лишь кратковременным проявлением возрастного кризиса или постепенно трансформируется в естественный стиль общения

И тут важно, чтобы родители попытались держать ситуацию под контролем, не позволив ему свернуть «не туда»

Опросы показывают, что девочки-подростки чаще выражают резко негативное отношение к матерным словам — более 70 % опрошенных отметили, что не приветствуют брань. А вот мальчики в этом вопросе более лояльны — только 26 % опрошенных выразили свое негативное отношение к нецензурной лексике, тогда как остальные даже приветствуют такое поведение.

Действия и реакция взрослых в ответ на ругательства должны зависеть от возраста ребенка.

2-4 года

До 4 лет малыши матерятся неосознанно по принципу «услышал — повторил». Естественно, они не понимают ни смысла слов, ни того, насколько они неуместны в определенной ситуации. Детям еще только предстоит научиться видеть разницу между «хорошо» и «плохо».

Детский сад и игровая площадка у дома — вот основные места, где малыш «учится плохому». Но нельзя винить только сторонние обстоятельства. Порой сами родители, общаясь между собой, совершенно не следят за тем, что говорят. Это только кажется, что малыш ничего не услышал и не понял

Скорее всего, он уже запомнил ваше выражение, особенно если вы акцентировали внимание на том, что вообще так говорить нельзя. И теперь при случае он обязательно произнесет выученное вслух

5-7 лет

Дошкольнику, наверное, уже объяснили, что есть такие «нехорошие слова», которые произносить ни в коем случае нельзя. И тут вполне можно ожидать того, что мат для ребенка станет своеобразным бунтом против установленных взрослыми правил.

Значения бранных слов ребенок, конечно, еще не понимает. Но вполне улавливает те эмоции и посыл, что они несут. Поэтому можно ожидать, что ребенок будет материться вполне осознанно.

Что делать, если ребенок матерится в 7 лет? Родители чаще даже не догадываются, что их малыш с удовольствием практикует бранные слова. Ведь он, боясь наказания, только со сверстниками ведет себя таким образом. Тут в работу должны включиться воспитатели и учителя в школе, чтобы вовремя донести до родителей суть проблемы.

8-10 лет

К этому возрасту ребенок уже четко понимает, где и с кем можно ругаться, а где этого лучше не делать. Младшие школьники с удовольствием копируют поведение старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Они используют жаргон, чтобы влиться в коллектив сверстников.

Что делать, если ребенок в 9 лет матерится? Важно не упустить момент, когда еще не поздно донести до него, что нецензурная лексика — враг цивилизованного общения между людьми. И ни в одном приличном обществе его «крутость» не оценят, а скорее сочтут представителем низших слоев населения

11-14 лет

Подростковый кризис — сложный период для ребенка. Он проявляется резким изменением поведения, в том числе и активным появлением матерных слов в речи.

Нецензурная брань для подростка — это выражение недовольства, попытка выделиться в коллективе сверстников и дать отпор «злым» родителям. Ребенок бунтует против всех и вся, доказывает, что он взрослый и самостоятельной. И маты, к сожалению, самый простой способ для подростка достичь желаемого.

Что делать, если ребенок старше 10 лет матерится? Подростковый период — тот самый момент, когда проще простого навсегда испортить отношения со своим ребенком

К проблеме мата взрослым стоит подходить максимально осторожно. Без скандалов, криков, угроз

Но и пускать все на самотек нельзя, иначе такое поведение ребенка грозит стать нормой. Вы можете показать ребенку, как он выглядит со стороны, когда ругается, сняв на мобильный телефон. Тогда он сможет наглядно увидеть, что выглядит не круто, а скорее мерзко и смешно одновременно.

Доверительные отношения с детьми

Факт того, что по мере взросления дети отдаляются от родителей не вызывает противоречий, ведь таков уклад жизни. Но что делать, если дистанция ставится похожей на пропасть? Ситуация, когда искренний и доброжелательный ребенок неожиданно превращается в отстраненного и равнодушного подростка, распространена повсеместно и актуальна во все времена. Почему жизнь ребенка стала для родителей тайной за семью печатями? По какой причине он перестал делиться своими тайнами и не приходит просить совета? Как не допустить детского равнодушия? Наша статья поможет ответить на эти непростые вопросы.

В каком возрасте дети отдаляются от родителей? Это происходит в начале пубертатного периода, 11-13 лет, когда психика кардинально перестраивается. В этот период ребенок очерчивает собственное пространство и возводит рамки, которые не стоит переступать даже самым близким людям. Формируется его собственное мнение, индивидуальность и личные взгляды. Однако это вовсе не означает, что подросток больше не нуждается в ваших добрых советах и наставлениях. Разница лишь в том, что доносить полезную информацию до ребенка станет сложнее. Захочет ли он взаимодействовать с вами и воспринимать сказанное, зависит только от вас.

Что делать, если ребенок хамит? Советы психолога!

★ Прежде всего, помните, что все подростки проходят через этап хамства, обзываний, ругани, неприятного тона в адрес родителей. Такое поведение вашего ребенка не в коей мере не характеризует вас как родителя. Не поддавайтесь чувству вины – вы не плохой, а самый обычный родитель обычного подростка.

★ Часто подростки ведут себя подобным образом зная, что это выводит родителя из себя. Налицо самая банальная манипуляция по принципу «стимул-реакция»: пара сказанных ребенком слов – и вот уже родитель кричит, топает ногами, плачет или читает нотации дрожащим голосом. Осознайте эту манипуляцию! И осознанно не включайтесь в эту игру, не заводитесь. Не позволяйте собой манипулировать. Самое правильное в таком случае – проигнорировать сказанное

Нет смысла проявлять к ребенку отрицательное внимание, не следует расстраиваться, раздавать подзатыльники, огрызаться или испытывать чувства беспокойства, вины, страха или гнева. Не подкрепляйте стимул

★ Не воспринимайте столь серьезно все то, что говорят подростки! Не поддавайтесь на провокации! Таким образом, вы поощряете их словесную активность. Расценивайте все, что они говорят, скорее как болтовню маленьких детей (хоть и не слишком воспитанных), нежели как серьезные заявления, способные сделать беспомощным взрослого человека. Смех – лучшая борьба с агрессией маленьких.

★ Убедитесь, что вы не провоцируете данные действия, совершая их первыми. Спросите себя: «Если бы я захотел, чтобы ребенок ругался или обзывал меня, что бы надо было мне сделать?» Ваш ответ на этот вопрос может подсказать, как на самом деле вы добиваетесь такого поведения подростка. Начали ли вы ругаться первым? Или, может быть, отдавали приказания? Задали несвоевременный вопрос? Вошли без стука в комнату? Были недовольны чем-то? Были ли ваши высказывания пренебрежительными, унижающими, осуждающими, обвиняющими? Все это – провоцирующие стимулы. Какой стимул звучит с вашей стороны, вызывая такую реакцию? Осознав их, вы сможете контролировать речь вашего ребенка, устранив из своей речи эти провоцирующие стимулы, уменьшить количество беспокоящих вас случаев обзывания и хамства.

★ Останавливать хамство важно твердо, лаконично и корректно. Уместны «Я-сообщения»

Уверенно и спокойно вы можете дать обратную связь ребенку на его поведение: «Мне не приятен такой тон», «Я огорчена, слыша это», «Я не разрешаю так разговаривать с собой», «Я готова выслушать тебя, попробуй подобрать другие слова», «Я готова поговорить позже», «Давай обсудим все в других выражениях». Избегайте местоимений «ты», «твой, «твои» и т.п. Начиная свою речь с них, такие фразы часто звучат как обвинения, и являются, как уже говорилось выше, провоцирующими стимулами. Расскажите лучше про себя, а не про другого.

★ Все мы наслышаны про неконтролируемые подростковые эмоции, обусловленные бурной гормональной активностью. Это действительно так, подросткам сложно контролировать себя. Часто их «несёт» неизвестно куда, они и сами потом расстраиваются и переживают. Понимая это, всегда принимайте извинения детей. И извиняйтесь сами, если не правы, учите их извиняться таким образом. В конце концов, все мы не идеальны. И такое поведение не характеризует человека, важны поступки, а не слова.

И наконец, помните, что несмотря ни на что, ваш ребенок вырастет, научится вежливо разговаривать (даже с вами), и станет хорошим человеком. Главное – сохранять уважительные и добросердечные отношения сейчас, несмотря ни на что!

Узнать о психологических группах, записаться на индивидуальную консультацию
или консультацию по скайпу, можно по нашему телефону:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий