Почему ребенок не любит детский сад: ошибки родителей

Как ускорить адаптацию?

Чтобы ребенок быстро и легко привык к переменам в его жизни, психолог Ольга Гома советует заранее рассказывать ему о детском саде. Нужно делать акцент на позитивных вещах (что там много игрушек, дети вместе играют и ходят на прогулки), не приукрашая действительность, чтобы потом у ребенка не было разочарования.

Психолог советует еще до начала учебного года сходить с малышом на последнюю прогулку в саду, чтобы он познакомился с воспитательницей, увидел, что дети весело играют вместе, а потом их вечером забирают мамы.

Если администрация не запрещает чужим людям играть на территории сада, такие прогулки станут отличным подспорьем для успешной адаптации в будущем, соглашается воспитатель Виктория Кулинич. Можно также взять ребенка с собой, когда мама за пару дней до начала посещения сада понесет справку заведующей.

— Обычно в этот день заведующая показывает помещение той группы, куда определен ребенок. И это отличная возможность познакомить малыша с тем местом, куда он скоро придет. Если там еще будет воспитательница, то он сможет с ней наладить с ней первичный контакт.

Когда придет время посещать детский сад, начинать нужно с минимального времени, постепенно оставляя ребенка в саду все дольше:

— В первую неделю стоит водить ребенка в сад на 1-2 часа во время произвольной игры в группе или на улице (без завтрака и занятий), —  советует психолог Ольга Гома. —  Затем можно приходить на завтрак и в течение недели оставлять ребенка на 2-3 часа. Еще 2-3 недели водим малыша с завтрака до обеда и только потом оставляем на дневной сон, забирая сразу после сна либо полдника. Хорошо, если этот этап тоже продлится около 2-3 недель. После такого плавного вхождения в режим можно оставлять ребенка уже на весь день, но по возможности забирать в течение пары месяцев в 16-17 часов.
 

Примерно такой же схемы придерживается воспитатель, только она выделяет на каждый этап в среднем по неделе. Начинать новый этап адаптации, например, оставлять ребенка на обед или сон, Виктория Кулинич советует не с понедельника, а со вторника.

— Дети за выходные немного отвыкают от сада, поэтому в понедельник лучше оставить тот же режим, что был на прошлой неделе. А со вторника уже вводить что-то новое: обед, сон и т. д.

Минусы

Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?

Требуют режим и дисциплину, которые не нужны

Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:

  • режим у детей должен быть индивидуальным;
  • когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.

В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.

Не учат работе в команде, не помогают в социализации

Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.

В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.

К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.

Плохо развивают индивидуальные умения

Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.

  1. С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
  2. Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.

Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.

Вызывают сильный стресс у дошколят

Практически для всех детей адаптация к саду – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.

Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.

Просьбы-отрицания

Часто можно услышать от мам напоминания: «Не трогай! Не кричи! Не бегай!» Но такие просьбы, по мнению психолога, бессмысленны. Процессы возбуждения у маленьких детей сильно преобладают над процессами торможения, потому им трудно сразу же остановить свою активность. Кроме того, фраза «Не бегай!» формирует в голове у ребенка обратное послание: «Бегай!», поскольку частицу «не» дети часто не слышат.

— Старайтесь формулировать свое послание без частицы «не». Не тормозите действие, а заменяйте его другим. Это как с поездом, мчащимся без тормозов: резко остановить локомотив сложно, а вот переключить стрелку на другие рельсы вполне реально.

А еще важно помнить, что дети сначала считывают эмоции родителей, а потом только слышат их слова. Если есть расхождения, ребенок реагирует на эмоции: выражение лица, тон голоса

Вот почему так важно, чтобы слова и эмоции «дружили» друг с другом.

Долго прощаться или уходить побыстрее «с глаз долой»?

Ольга Гома уверена, что, заводя ребенка в сад, обязательно нужно с ним попрощаться, а не исчезать незаметно. Если мама просто убегает, пока ребенок отворачивается, его мир рушится, он начинает думать, что самый близкий человек может просто исчезнуть. 

— Если вы говорите ребенку, что будете ждать его за дверью, как иногда говорят мамы, стойте там или не обещайте такое. В противном случае вы просто подрываете доверие к вам.

Нужно обязательно придумать определенный ритуал похода в сад или прощания. Это поможет ребенку начинать день на позитиве.

— Например, можно насыпать корм в птичью кормушку по пути или придумать специальное рукопожатие при прощании. Соблюдайте этот ритуал всегда.
 

Воспитатель подтверждает, что самый сложный момент — это уход мамы. Обычно после прощания дети быстро отвлекаются и занимаются своими делами. 

— Когда утром вы привели ребенка в сад, расскажите, что придете за ним в такое-то время, убедите, что все будет хорошо, поцелуйте и попрощайтесь. Если ребенок плачет и не отпускает маму, тут должен активную роль сыграть воспитатель. Я обычно беру ребенка на руки, жалею его, мы машем маме ручкой и заходим в группу

Там с помощью разговоров и игр я стараюсь его отвлечь, переключить внимание на что-то другое. И обычно уже совсем скоро ребенок играет с игрушками и сверстниками. 

Игры на слуховое внимание

Воспринимать информацию на слух не так просто, особенно детям, поскольку в первую очередь развито визуальное восприятие

Поэтому родителям полезно тренировать с ребенком слуховое внимание. Вот несколько примеров таких игр для любого возраста

— Угадай звук

Раскладываем перед ребенком картинки с животными: птицами, транспортом, бытовыми предметами. Показываем каждую картинку и рассказываем, как она «звучит» (голосом или аудио). Включаем или изображаем звуки вперемешку. Ребенок должен найти подходящую картинку.

Для самых маленьких достаточно 3−5 картинок. Для детей постарше можно выбирать 7−10 картинок с более сложными звуками (голоса птиц, оркестр).

— Найди пару

Заранее делаем баночки с разными наполнителями (в двух экземплярах): гречкой, фасолью, манкой, гайками и др. Главное, чтобы они звучали по-разному. Для их изготовления можно использовать самые обычные контейнеры для киндеров. Заклеиваем баночки изолентой, чтобы ребенок не вскрыл их и не увидел содержимое. Его задача — подобрать пары баночек по звуку.

— Нос-пол-потолок

Многим знакома эта игра: вперемешку говорим слова «нос, пол, потолок», а ребенок должен показать пальцем в нужное место (нос, пол или потолок). Постепенно увеличиваем скорость. Задача ребенка — показывать все верно и не запутаться. Детям постарше можно усложнить задание: говорим слово, но сами показываем его неправильно (например, говорим нос, а показываем на пол).

— Дятел

С помощью хлопков или постукивания создаем определенный ритм. Ребенок должен его повторить. Чем он старше, тем сложнее может быть ритм. В процессе игры можно меняться ролями.

— Испорченный телефон

Можно играть вдвоем с ребенком: говорим шепотом слово, а он должен его угадать (а потом меняемся ролями). Можно сделать игру интереснее — нужно не просто услышать слово, но и найти загаданный предмет в комнате.

— Услышишь — хлопни

Загадываем слово, например, «слон». Как только ребенок его слышит, он должен хлопнуть в ладоши. С остальным словами прыгаем или топаем. Для детей постарше можно усложнить задачу и сказать, что хлопаем, когда родитель называет зверей.

— Правда — ложь

Объясняем ребенку, что правильные высказывания сопровождаются хлопками, а все неправильные — топотом. Фразы могут быть такими: «Рыба летает по небу», «Ночью светит луна», «У Маши 4 ушка и 3 ножки». Ребенок должен быстро выполнить нужное действие.

— Робот

Предлагаем ребенку побыть в роли робота, которому будут давать команды. Задача ребенка запомнить цепочку команд и выполнить. Например, можно сказать: «Подними правую руку, помаши, хрюкни, покружись». В процессе игры можно меняться ролями.

— Съедобное-несъедобное

Многие помнят эту игру с детства: берем мячик, бросаем ребенку, называя слово. Если это съедобное — он должен поймать мяч, если несъедобное — отбросить.

Такие простые игры разовьют слуховое внимание у ребенка

И это важно не только для того, чтобы он слышал просьбы мамы. Развитие фонематического слуха благоприятно влияет на речь и готовит ребенка к освоению чтения и письма в школе

Развитие фонематического слуха благоприятно влияет на речь и готовит ребенка к освоению чтения и письма в школе.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Ошибка № 1. Нервничают больше ребенка

Некоторые родители ведут ребенка в сад в таком нервном состоянии, что их тревожность передается малышу. И даже спокойный ребенок, который, возможно, нормально бы прошел процесс адаптации, начинает плакать и бояться детского сада. В таком случае воспитатель обычно дает такой совет:

Психолог советует поговорить с ребенком. Беседа поможет и малышу, и маме, ведь слова связывают события и чувства, придают им смысл. Можно сказать ребенку правду, что вы не можете оставить его одного, но и на работу пойти с вами не получится, поэтому вы очень хотите, чтобы за ним присмотрели воспитатели. 

Можно честно признаться, что все люди волнуются, когда расстаются. Но ваше волнение проходит быстро, потому что вы точно знаете, что вернетесь.

Развитие в дошкольных учреждениях

Решающее значение имеет один факт: куда именно вы отдаете малыша? Это государственное скромное заведение или дорогущий сад Монтессори? Что именно вы можете себе позволить?

Если вам по карману хорошие частные сады, то велика вероятность, что там с ним действительно будут очень хорошо заниматься. И ваш ребенок будет знать гораздо больше, чем «домашние» дети. Если же вы выбираете бюджетный вариант… То все зависит от воспитательницы. Но как правило, воспитательницы не слишком вдохновлены своей работой и занятиями с детьми.

Однако, вопрос в другом: действительно ли оно так необходимо — раннее развитие? Надо ли так о нем беспокоиться? И что важнее: чтоб малыш научился читать в три года или чтоб его детство прошло рядом с мамой?

И если раннее развитие так важно для вас, не лучше ли просто водить малыша на развивающие занятия несколько раз в неделю? Даже если вы фанат развития и будете таскать карапуза по разным кружкам каждый день… Я считаю это безумием, но это все равно лучше, чем сад

Так нужно ли водить свое чадо в сад ради каких-то сомнительных занятий? Неужели вы не сможете заниматься лепкой, рисованием, учить буквы у себя дома?

У домашних занятий есть свои преимущества:

  • вы занимаетесь только со своим ребенком, а не с группой детей. И у вас есть возможность больше помогать своему карапузу;
  • вы учитываете интересы своего малыша. Если сейчас его интересует лепка, вы можете лепить всю неделю, а не навязывать карапузу аппликации;
  • в процессе занятий вы улучшаете отношения со своим ребенком, взаимодействуете с ним. Это укрепляет доверие между вами;
  • часто поделки в детских садах довольно однотипные. А дома вы можете творить что угодно. Разукрашивать воздушные шары, рисовать красками на молоке, вырезать картинки из журналов и т.п.

Пение и танцы в дошкольных учреждениях

Здесь все решается совсем просто. Лично я считаю, что в три года можно обойтись и без этих занятий… Пойте детские песенки дома под музыку. Но если вам этого недостаточно — отведите карапуза в соответствующий кружок.

Подготовка к школе

Подготовку к школе проводят в самой школе. За год до поступления в первый класс. Опять же, если вам почему-то этого мало — вы сможете посещать какие-то дополнительные занятия. Но в 6 лет! Какое имеет отношение к школе детский сад в 3 года?

Ребенку скучно

Есть дети, которым действительно тяжело оставаться дома. Очень активные. С ними нужно либо целый день гулять, либо они переворачивают весь дом. И у мамы нет другого выхода, кроме как отдать ребенка в сад.

Но стоит ли это делать, если малыш более-менее спокоен, и вы с ним справляетесь?

Иногда мамы считают, что их карапузу скучно дома. Что ему нечем заняться. Тут надо сделать небольшое разъяснение: к 4 годам ребенок уже должен уметь сам себя занять.

Конечно, не все дети будут играть самостоятельно целый день. И вам все равно придется с ними заниматься. Но какое-то время малыш будет поглощен собственными играми.

Если малышу и правда скучно, то тут есть два варианта:

  1. Ребенку не хватает вашего внимания. Тогда ему точно не надо в сад;
  2. Ребенок привык, что его постоянно развлекают, не развил в себе навыка самостоятельной игры. И дошкольное заведение не поможет в этом. Обычно даже наоборот. Малыш отвыкает от спокойной домашней жизни.

Кроме того, если вы занимаетесь домашними делами, а ваще чадо скучает… Почему бы не привлечь его к вашим делам? Хотя бы в игровой форме?

Участие в домашних делах — это очень серьезное развитие. В 3 года даже просто помешать салат в миске, ничего не просыпав, целое искусство! Но мамы иногда недооценивают такие занятия.

Рождение второго ребенка

Когда в семье появляется следующий малыш, мамы спешат отдать старшего в сад. Но стоит ли это делать?

Я планирую написать отдельную статью об этой ситуации. Но коротко скажу: если вам кажется, что вы мало времени уделяете старшему, садик не решит вашу проблему. Наоборот, времени на старшего будет еще меньше! Он будет вас видеть еще реже! Где же логика?

Обязательно ли водить старшего в дошкольное учреждение? Мой опыт показывает, что нет. Когда брат с сестрой растут вместе, им проще научиться общаться между собой, подстроиться друг к другу…

А если в саду требуют все делать побыстрее и не «растягивать»?

Тут совет может быть один: нужно учиться отстаивать свои границы, говорит психолог. 

— Если вы видите, что ребенок не может психологически так быстро влиться в ритм детского сада, стоит мягко и корректно сказать: «Я благодарна вам за то, что вы хотите помочь, но я посоветовалась с психологом/хорошо знаю своего ребенка, поэтому хочу более плавно провести его адаптацию, чтобы было комфортно и ему, и мне». Не стоит подрывать авторитет воспитателя, но вполне можно настоять на своем, а не соглашаться на то, что ребенка просто вырвут из рук, он там будет кричать и плакать, а вы уйдете за двери. В итоге и ребенок расстроен, и вы.

Причина вторая – проблемы в саду.

Здесь конечно будет сложнее, но для начала нужно выяснить, что именно беспокоит малыша. Здесь могут всплыть такие неожиданные причины, о которых взрослый человек и не подумает как о проблеме, но для ребенка они становятся целой трагедией.

Одни малыши не любят подчиняться общему распорядку в саду, другим категорически не нравится садиковская еда, у третьих – конфликт с воспитателем. Причем, в последнем случае – это может быть даже просто замечание, сделанное воспитателем, на которое малыш слишком остро среагировал.

Прямые вопросы, вроде: «А что тебе Марья Ивановна сегодня говорила?», скорее всего, результата не дадут – скорее всего, малыш либо не вспомнит, либо нафантазирует. А вот взять любимых кукол, мишек или солдатиков и поиграть с ними в детский сад будет куда эффективнее. Предложите ребенку побыть в роли воспитателя и понаблюдайте, как он будет проводить со своей «группой» занятия, прогулку, обед, сон. Если малыш будет разговаривать со своими воспитанниками на повышенных тонах, то, скорее всего, именно такое обращение он и слышит в детском саду.

Побудьте в игре в роли ребенка и покапризничайте во время обеда, когда настанет время ложиться спать, собираться на прогулку – «воспитатель» вам чем-то пригрозил? Делайте вывод!

Если причина обнаружится, постарайтесь мягко ее устранить – конструктивный разговор с воспитателем в 95 случаях из 100 помогает решить проблему. Если у малыша проблемы в общении со сверстниками, опытный педагог позаботится о том, чтобы он не скучал в одиночестве, постоянно подключая его к общим играм.

Крохе не нравится, как готовят в саду? Попросите, чтобы его не заставляли доедать – ни один ребенок не умер от голода около тарелки с едой

Не спит днем? Договоритесь, чтобы на этом не акцентировали внимание и не заставляли лежать с закрытыми глазами.

Какие документы нужны для оформления льгот

Поступление в детский сад на приоритетных условиях начинается с подготовки бумаг и соответствующего ходатайства.

Предлагаем ознакомиться Инструктаж по безопасности труда на рабочих местах

Заявление

Необходимо указать основания для внеочередного зачисления, подкрепив это справками. В заявлении должны быть сведения о личности ребенка и родителя, контакты, желаемая дата выхода в детский сад.

Каждая группа льготников предоставляет различные документы:

  • Многодетное семейство — удостоверение, подтверждающее статус многодетности.
  • Ребенок «контрактника» — справка из военкомата.
  • Ребенок погибшего военнослужащего — свидетельство о смерти.
  • Дети, родители, являющиеся инвалидами, — выписка из МСЭК.
  • Родители-студенты — справка из вуза.
  • Ребенок, лишившийся кормильца, — свидетельство о смерти.
  • Участник ликвидации катастрофы на ЧАЭС — удостоверение.
  • Работники правосудия и правоохранительных органов — справка со службы.
  • Малоимущая, безработная семья — справка из Центра занятости.
  • Дети под опекой — документ о признании опекуном.

    Образец заявления

Обращаться следует в отдел образования либо непосредственно в детский сад. Современные средства связи позволяют послать ходатайство через интернет на сайте «Госуслуги». Можно прийти в многофункциональный центр с пакетом документов.

Обратите внимание! После обработки заявления на телефон или электронную почту приходит сообщение с регистрационным номером

Документ Где получить
Заявление на постановку на учёт ребёнка для записи его в детский сад Заполняется по образцу на месте подачи документов
Заявление на выплату компенсации за оплату детского сада
Паспорт с ксерокопией родителя или законного представителя ребёнка
Свидетельство о рождении малыша, которому требуется место в детском садуОрганы ЗАГСа
Свидетельства о рождении всех прочих детей, воспитываемых в семье Органы ЗАГСа
Свидетельство о заключении брака между родителями ребёнка (в случае воспитания малыша в полной семье)Органы ЗАГСа
Справка о совместном проживании матери и ребёнка Паспортный стол, Администрация поселения, ЖЭУ

Необходимо собрать некоторые бумаги, чтобы оформить льготы при поступлении в детский сад. В СПб, как и в других регионах, предусмотрен сбор следующих документов:

  • заявление;
  • подтверждение преимуществ;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о рождении;
  • регистрация брака;
  • подтверждение адреса проживания.

Дополнительно могут потребовать:

  • справку с работы;
  • свидетельства о рождении детей, если семья многодетная;
  • справку о зарплате;
  • подтверждение льготной категории;
  • документ об инвалидности.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий