Всё о физиологии и психологии подросткового возраста + 6 советов родителям

§27. Физиологическое и психологическое развитие подростков

Возраст 10—15 лет

Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечно-сосудистой. У подростков быстро растёт сердце. Вес его с 10 до 16 лет удваивается, а объём увеличивается примерно в 2,4 раза. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объём сердца, т. е. количество крови, которое сердце выбрасывает в сосуды за одно сокращение, увеличивается у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. В то же время частота сердечных сокращений в покое снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70 ударам в минуту, а у девочек — 72, к 18 годам частота пульса становится такой же, как у взрослых.

Следует отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечно-сосудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстаёт от увеличения массы всего тела. Отсюда — относительная недостаточность сердечной деятельности. Вот почему иногда у рослых, быстро созревающих юношей и девушек появляются жалобы на слабость, лёгкую утомляемость, особенно при физических нагрузках.

У подростков 10—15 лет увеличивается окружность грудной клетки, за счёт чего углубляется дыхание и увеличивается жизненная ёмкость лёгких: у мальчиков — от 1900 до 3380 см3, достигая к 18 годам 4500 см3, у девушек — от 1650 до 2800 см3, а к 18 годам — до 3800 см3.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей ёмкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и девочек в 10 лет артериальное давление равно 99/55 мм рт. ст., то к 17 годам оно повышается до 120/65 мм у юношей и до 115/60 мм у девушек.

В подростковом возрасте отмечается неустойчивость организма к температурным воздействиям. Поэтому высокая температура окружающей среды на подростка может оказать более выраженное действие, чем на взрослого.

Подростковый возраст считается одним из самых сложных и ответственных, так как психика в этот период характеризуется повышенной эмоциональностью. Подросток часто пытается казаться взрослым, проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, что не всегда помогает достичь успеха, а иногда приводит к глубокому разочарованию. Возникают разногласия в оценках, приоритетах, стилях жизни и интересах в семье и школе. Они часто приводят к конфликтам, которые травмируют и подростка, и тех, кто его окружает. Подростки не хотят признавать зависимость от взрослых, возникает так называемый конфликт отцов и детей. Лёгкая внушаемость уживается в подростке с упрямством. Повышается потребность в дружбе со сверстниками, укрепляется ориентация на мнение коллектива — класса, компании. Ярко выражен интерес к приключениям, героическим поступкам.

Формирование в подростковом возрасте новых психологических качеств личности повышает эмоциональную напряжённость и неустойчивость нервной системы. Часто это является предпосылкой для развития психических и невротических отклонений, иногда приводящих даже к попыткам суицида (самоубийства).

Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте? Опытные психологи и психотерапевты дают несколько простых советов, выполнение которых поможет управлять своими чувствами и эмоциями:
• воспитывайте выдержку и волю;
• научитесь анализировать ситуацию: чем она вызвана, какие могут быть последствия, что зависит от вас для её успешного разрешения; практика показывает, что не бывает безвыходных положений; если вы не в состоянии справиться с конфликтной ситуацией, обратитесь за помощью к родителям или друзьям;
• не давайте выхода отрицательным эмоциям и не выплёскивайте их на окружающих, найдите способ снять стресс юмористическим подходом к проблеме, доверительной беседой с близким человеком;
• не совершайте импульсивных, непродуманных действий — это только осложнит ситуацию, а не поможет её разрешить; будьте объективны в оценках поступков других людей; прежде чем вынести кому-либо приговор, поставьте на их место себя и подумайте, как бы вы поступили;
• постарайтесь всегда быть в хорошем настроении — оно служит залогом успеха и крепкого здоровья, облегчает контакты с окружающими.

Следующая страница Вопросы и задания

12 лет — уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше

Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место

Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

Подростковая психология девочек

Нелегко быть девочкой-подростком, и нелегко быть ее мамой или папой. Современное поколение девочек-подростков подвержено огромному количеству травмирующих факторов, которые могут приводить к таким проблемам, как расстройство пищевого поведения, депрессия, злоупотребление алкоголем, проблемы в становлении идентичности — развитии цельной личности.

Пубертатный период сопровождается изменениями во всем организме. Начинается усиленная работа гипофиза и щитовидной железы, что приводит к значительным изменениям гормонального фона. В итоге возникают перестройки в физиологической и эмоциональной сферах.

Подростковый период у девочек психология рассматривает как сложный, но важный этап становления, на котором остро ощущается потребность в признании со стороны сверстников и понимании близких. Ребенок сталкивается с новыми для себя проблемами, но редко спрашивает совета у взрослых

Этому мешает максимализм и чувство собственного достоинства: девочка считает, что родители не понимают ее трудностей и любое неосторожное слово рискует вызвать сильную обиду

Психология девочек-подростков устроена так, что гормональный дисбаланс приводит к частой смене настроения и желанию выделиться любой ценой. Может наблюдаться депрессивное настроение и эмоциональные терзания, из-за чего девочка отдаляется от родных и испытывает потребность примкнуть к какой-либо субкультуре или другому обществу единомышленников.

При общении с девочкой-подростком нужно запастись терпением. Ни в коем случае нельзя срываться на крик или вестись на провокационное поведение.

Как правильно себя вести с подростком

Учите подростка правильному отношению к делам. Помогите ему стать организованным, достигать своих целей, осуществлять все намеченное. Учите его внимательности, мягкости, выдержке. Многим детям, находящимся в переходном возрасте, не хватает этих качеств. Лучшее обучение – собственный пример.

Подростки склонны к пессимизму: самоедству, внутренним обвинениям. Они корят себя за разные ошибки, не уверены в собственной внешности, умственных способностях. Воспринимайте это не подростковыми особенностями, а дурными привычками, требующими избавления. Отказавшись от негативизма, человек проще идет к достижению больших целей. Помогите сыну или дочери полюбить себя.

Какое поведение родителей считается неправильным в этом случае? Типичная ошибка, столкнувшись с нежелательным поведением ранее послушного ребенка, демонстрировать неконтролируемую агрессию, либо демонстративно впадать в переживания. На этом воспитание заканчивается. Получается, что отрицательное поведение подростка влечет за собой отрицательное поведение семьи, и это провоцирует ребенка на еще более негативную реакцию.

Когда сложный возраст сопровожден регулярными конфликтами с окружающими, это оборачивается кризисом подросткового возраста. Ребенок пытается доказать, что он самостоятельная личность, отдельная от родителей. Он пытается укрыть свою личную жизнь и переживания от семьи, чтобы не чувствовать контроля. В большинстве случаев кризис неизбежен, и биологической основы у него нет.

Чем характерен кризис? Подростки демонстрируют независимость, самостоятельность, выдвигают требования к родителям. Попробуйте работать на опережение кризиса. Как это сделать? К сложному возрасту личность ребенка должна быть максимально сформированной. Прививайте ответственность, родительский авторитет, стройте позитивные дружеские отношения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно…

Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»

В разработке ……

Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .

В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы….

выступление психолога «Проблемы психоэмоционального развития современных детей младшего школьного возраста»

Выступление школьного психолога Захаровой Г.Ю.на круглом столе по решению вопросов преемственности ДОУ и СОШ в условиях введения ФГОС в ДОУ (28.03.16 г.)…

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей с особенностями развития

….

04.06.2020 Психология личности и профессиональное самоопределение Тема Психологические особенности развития субъекта профессионального самоопределения группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.

практикум…

Семинар – практикум психолога ДОУ: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форм…. Мне нравится

Мне нравится

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни – это новая ступенька в развитии.

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни

Психологическое развитие подростков

Мальчики, юноши


Фото: https://pixabay.com/photos/human-young-people-face-2136095/

Среди мужского пола в период с 11 до 13 лет обычно у родителей не возникает сложностей в коммуникации со своим ребёнком-мальчиком. Самый частый возраст, когда родители приходят со своим сыном-подростком к психологу – 14 лет. Именно тогда проблемы в коммуникации становятся ощутимей.

Какие же психологические изменения характерны для юношей и вызывают тревогу у родителей:

  • самонадеянность;
  • амбивалентность в поведении: замкнутость+чрезмерная общительность, наглость+стеснительность и т.д.;
  • зависимость и тревожность по поводу мнения окружающих о своём внешнем виде;
  • цинизм;
  • подмена в половой ориентации – стремление к партнёрам своего пола;
  • настойчивость и упорство, стремление незамедлительно получить от собеседника исчерпывающий и конкретный ответ на свой вопрос;
  • чрезмерная мечтательность.

Девочки, девушки

Первые проблемы, характеризующие подростковый возраст, с которыми сталкиваются девочки-подростки и их родители, связаны с изменениями во внешности. Так как эти изменения могут активно начаться как в 11 лет, так и в 15 лет, то не определено точного периода, в котором девушки и их родители сталкиваются с психологическими изменениями.

Помимо того, что девочки, также как и мальчики, в период подросткового возраста становятся самонадеянными, амбивалентными, чрезмерно мечтательными и настойчивыми им характерно:

  • двойственное отношение по поводу изменений своего тела – девочки могут испытывать гордость за свою новую фигуру, часами рассматривать её в зеркале и одновременно с гордостью испытывать чувство стыда и брезгливости;
  • возрастает потребность в психологической близости и поддержке со значимыми для ребёнка личностями. Правильно, если в число этих значимых личностей будут входить и сами родители;
  • ярко выделяется формирование идеалов, кумиров, которые могут быть взяты из кино, литературы и т.д. Девушки часто стремятся полностью подражать их поведению;
  • эмоциональная неустойчивость. Условной нормой считается то, что девушка-подросток резко и порой независимо от условий окружающий среды может сменять смех на слёзы.


Фото: https://pixabay.com/photos/girl-sitting-outside-nature-504635/
Вне зависимости от половой принадлежности все тинэйджеры после предподростковой стадии страдают от низкого уровня устойчивости и концентрации внимания. Это связано с тем, что организм слишком много сил затрачивает на физиологические изменения.

Родителю не стоит тревожиться, если успеваемость ребёнка в школе теперь носит скачкообразный характер или она незначительно упала, снизилась его работоспособность.

Как меняются девочки

В подростковом возрасте девочки становятся активнее, агрессивнее и эмоциональнее. Из-за неравномерного роста частей тела девочки начинают негативно относиться к своей внешности, из-за чего могут развиться комплексы. Именно поэтому не стоит негативно отзываться об особенностях телосложения девочки. Всего несколько слов могут стать причиной появления комплексов.

Ярким признаком наступления подросткового возраста являются изменения во внешности. Девочкам сложно привыкнуть к тому, что их тело быстро изменяется

Важно в такой период снисходительно относиться к ребенку и не постараться объяснить дочери, что изменения нормальны

В период полового созревания девочки перестают считать себя детьми и желают, чтобы к ним относились как к взрослым. Эти изменения стоит учесть и изменить стиль общения. Если этого не сделать, ребенок закрывается и перестает разговаривать с родителями, скрывая свои мысли.

Переходный возраст у девочки сопровождается повышенным влечением к противоположному полу. Родителям это стоит учитывать и относиться к чувствам ребенка с уважением. Это позволит укрепить самооценку и развить уважительное отношение к собственной личности. Также стоит сказать и о том, что девочки в 12 лет стараются выглядеть более взрослыми, поэтому начинают пользоваться косметикой.

Особенности фигуры

В подростковом возрасте фигура девочки заметно изменяется. В этот период из-за высокого уровня женских гормонов кости таза начинают расти в ширину. Также происходит увеличение количества жировой ткани, откладывающейся в области ягодиц, бедер и груди.

Именно поэтому девочка подросток в 12 лет восприимчива к словам, высказанными в адрес е внешности. Часто из-за этого многие начинают следить за своим питанием и резко худеть

Чтобы дочь не навредила своему организму, важно объяснить ей, что изменения нормальны и временны

Гормональные изменения

Первыми признаками физиологических изменений у девочек является увеличение молочных желез. В этот период уровень половых гормонов значительно увеличивается. Стоит отметить, что в среднем девочки созревают на 2 года раньше мальчиков и поэтому они почти всегда выше сверстников. Это связано с тем, что эстроген стимулирует гормон роста сильнее, чем тестостерон у мальчиков.

Также у девочек подростков наблюдаются следующие изменения:

  • рост волос в лобковой зоне и в области подмышек;
  • изменение голоса;
  • увеличение жирности кожи, что становится причиной появления прыщей на лице.

Так как для девочек 12 лет важна оценка окружающих, родители должны помочь решить возникающие проблемы. Иначе в переходный возраст девочка приобретет множество комплексов, что отразится на ее поведении.

Психология подросткового возраста по годам

Итак, какие особенности предполагает психология подросткового возраста в разные периоды:

13-15 лет

Оставаясь по сути ребенком, он уже чувствует себя повзрослевшим. Он испытывает желание быть независимым, всячески показывая это. Он активно размышляет о будущей профессии, желает ощутить свою значимость в семье и обществе.

Подросток испытывает высокий интерес к противоположному полу. Возможно появление школьной дезадаптации, вследствие сложных отношений со сверстниками или учителями. Вступив в острый подростковый период, ребенок отдаляется от семьи, чувствуя больше интереса к друзьям и более старшим товарищам, которые становятся для него авторитетом.

Выбрав себе ориентир, на который ему хочется равняться, подросток пытается стать похожим на него. Хорошо, если пример оказывается положительным.

Подростки, столкнувшиеся со многими запретами в семье, начинают демонстрировать замкнутость и отчужденность

В это время важно не действовать с напором и агрессией – следует приступить к налаживанию контакта

16-17 лет

Этот период нисколько не легче. Подросток столкнулся с половым созреванием, и теперь чувствует гнет гормональных, социальных, психологических проблем. Период непросто дается, как молодым людям, так и их семьям. Родительская задача: облегчить переживания ребенка, помочь ему справиться с этапом взросления.

Как это делать? Тактично и уважительно, так как сейчас у подростка очень чувствительная психика. В этом возрасте многие представители молодежи впервые пробуют наркотики, вступают в сомнительные компании, уходят из дома. Обычно это актуально для детей, не сумевших найти понимания у близких людей.

Гормональные изменения становятся причиной множества проблем. Подростки учатся заново принимать свое тело, постоянно ощущают перепады настроения, раздражительность, вялость, повышенный аппетит. Проявления постепенно уйдут сами примерно к 19-ти годам.

Также происходят психологические изменения. Отвергается все, что предлагается родителями, принимается то, к чему агитируют друзья. С этим ничего не поделать, так устроена психология подросткового возраста. Это относится к стилю, выбору музыкальных кумиров, сленгу, жизненных целей. Этому подвержены не все подростки, но многие из них.

Таким образом, оторвавшись от родителей, подросток пытается ощутить себя взрослым. Понимаете, что пришло время нравоучительной беседы? Вряд ли вы достучитесь до него, лучше пригласить в гости друзей, чей ребенок немного старше. Попросите его озвучить за столом, между делом, мысли, которые хотите донести чаду. Это возымеет нужный эффект.

В этом возрасте юноши и девушки стремятся оградить свою личную жизнь и внутренние переживания от любого вмешательства – это естественно для психологии подросткового возраста.

Замечательно, если у ребенка имеется комната, которую он сможет оформить как пожелает, где ему будет позволительно укрыться с другом, послушать музыку в темноте. Должно быть место, которое он будет считать только своим. Не рекомендуется входить в его комнату без стука, как и в чью-либо другую комнату.

Также будет лишним заявляться с уборкой – в этом возрасте подростку пора самостоятельно браться за нее. Не хочет убираться в комнате? Дождитесь пока захочет, шутите с ним на эту тему, но не нарушайте границы личного пространства. Если ваш ребенок будет уверен, что никто не читал его дневники и в общем не копался в личных вещах, то он будет чувствовать себя дома защищено, доверие к вам возрастет.

Подростковый период. Сложные аспекты развития личности

Один из самых сложных периодов в жизни человека — 12 – 17 лет (с небольшими отклонениями). Практически никто не избежал кризисных явлений в этом возрасте, но мало кто помнит о них. Поэтому многие родители огорчаются, встречая непонимание со стороны своих детей и пытаются воздействовать на них различными методами, только ухудшающими ситуацию.

В этом возрасте ребенок становиться личностью и пытается самоутвердиться, прежде всего, в среде сверстников. Он сравнивает себя с окружением, пытается стать своим. Мнение одноклассников или друзей по двору становиться более важным, чем родителей. Все эти психологические изменения происходят на фоне взросления организма, сопровождаемого специфическими симптомами. Это усложняет и без того сложное положение и вызывает даже такие, ранее не проявлявшееся черты, как грубость, упрямство, самомнение.

Подросток начинает воспринимать себя как взрослого человека, возможности и полномочия которого значительно выросли. Минуя этап ощущения ответственности за свои действия, тинэйджер ставит в приоритет свои личные потребности, зачастую игнорируя мнение и желания других, в том числе родителей и других членов семьи.

Выход из ситуации — найти занятие, не позволяющее подростку замкнуться в своем мире и уйти в глубины самоанализа и самокопания. Эти состояния не подтверждены надлежащим опытом и приводят к депрессиям или излишне острым реакциям на внешне безобидные для окружающих события. Самый простой способ — социальная активизация. Подражая взрослым, ребенок усваивает новые для себя правила поведения. Это выводит его развитие на  более высокий уровень, определяет кругозор, расширение сферы интересов и способствует более оптимистичному взгляду на будущее.

Центры развития подростков в Харькове созданы с целью направить внутреннюю энергию детей в нужное русло и правильно реализовать потенциал самоутверждения. В центрах работают опытные грамотные педагоги, отлично знающие психологию подростков и умеющие найти к ним подход в самых сложных ситуациях.

Для этого специфического возраста характерны некоторая несбалансированность психоэмоциональной и физиологической сферы. Меняется эмоциональная основа, возникают первые биологические потребности в виде полового влечения, с чем не каждый может справиться самостоятельно. В результате — стрессы, напряжения, переживания.

Ранний период самоопределения — 12-14 лет. В этом возрасте ребенок стремится к самоопределению и выработке понятной ему системы координат

В возрасте 15 – 17 лет внимание подростка направлено на более конкретные цели выбора будущей профессии и своего места в жизни, согласно его представлениям об окружающем мире

Поиск своей цели и самоутверждение часто сопровождается заметными изменениями поведения и характера. Эти возрастные особенности характерны для всех детей, но быть сторонним наблюдателем родителям не стоит. Направлять все действия подростка при помощи профессиональных педагогов — оптимальный выход из сложной, но неизбежной ситуации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий