В каком возрасте возможен бесплатный проезд?
Рассмотрим часть 1 статьи 21 Федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”:
1
Обратите внимание, бесплатный проезд детей возможен лишь в тех случаях, когда они следуют вместе со взрослыми
2. В городском и пригородном сообщении можно бесплатно перевозить детей до 7 лет, причем в любом количестве. Т.е. пассажир может взять с собой 5 или 10 детей и все они будут ехать бесплатно. Однако отдельные места для сидения детям в этом случае не предоставляются.
3. При междугородней поездке можно . Отдельное место для сидения в данном случае также не предоставляется.
Как контролер может определить возраст ребенка?
Часть 3 статьи 21 Федерального закона:
Таким образом, пассажир должен самостоятельно подтвердить возраст ребенка, для чего следует взять с собой свидетельство о рождении.
Если у контролера возникнут сомнения в возрасте малыша, то он попросит предъявить указанный документ. Если же документа у пассажира нет, то проезд придется оплатить в полном объеме.
В каких случаях проезд ребенка должен оплачиваться?
Часть 2 статьи 21 Федерального закона:
Итак, если перевозка детей без предоставления отдельных мест для сидения запрещена, то действуют следующие правила оплаты проезда:
При этом каждому из детей должно быть выделено отдельное место для сидения.
В каких случаях ребенку требуется отдельное место?
В данном случае возникает вопрос по поводу того, в каких случаях запрещена перевозка ребенка без выделения отдельного места. В Уставе автомобильного транспорта не даются ссылки на конкретные нормативные документы, поэтому придется их найти.
Обратимся к пункту 5.1 ПДД:
Поскольку ребенок является пассажиром общественного транспорта, то при перевозке он должен быть пристегнут ремнем безопасности. Сами ремни устанавливаются только на местах для сидения. Таким образом получается, что если конструкцией автобуса предусмотрены ремни безопасности, то ребенку требуется отдельное место. Соответственно, за проезд следует заплатить половину стоимости.
Какие автобусы должны оборудоваться ремнями безопасности?
Обратимся к Техническому регламенту таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”. Приложение №2:
Напомним, что к классам III и B относятся автобусы, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
Кроме того, отдельное требование касается междугородних автобусов. Приложение №8 к Техническому регламенту:
Т.е. все автобусы, используемые в междугороднем сообщении, должны быть оборудованы ремнями безопасности.
Таким образом получается, что если в автобусе предусмотрена только перевозка пассажиров сидя, то этот автобус должен быть оборудован ремнями. Если в автобусе есть ремни, то ими должны быть пристегнуты пассажиры, в том числе и дети. Соответственно каждому ребенку нужно отдельное место с ремнем и родителям придется за это место заплатить.
Обратите внимание, если в автобусе нет ремней безопасности, а от пассажира все равно требуют, чтобы он оплатил отдельное место для ребенка, то рекомендую выяснить, на основании чего выставляется подобное требование. Если никакого внятного ответа получить не удается, то следует написать жалобу на перевозчика
Постановление от 13 сентября 2019 года № 1196: О внесении изменений в Правила организованной перевозки группы детей автобусами
Ход беседы:
Воспитатель: Я, блестящая такая,
И, конечно, легковая
По дороге мчусь стрелой –
Не угнаться Вам за мной!
У меня есть руль и шины,
Как зовут меня?. (Машина)
Показ иллюстраций различного вида транспорта.
Воспитатель: Для чего люди придумали эти машины? (Ответы детей). Какие машины перевозят людей, а какие грузы? (Ответы детей). Как называют людей, которые водя машины? (Ответы детей). Благодаря транспорту можно быстро передвигаться по земле, воде или воздуху. Транспорт, который служит для перевозки людей, называется пассажирским, а для грузов – грузовым.
В больших городах много разных видов транспорта, это троллейбусы, автобусы, трамваи, метро, такси, различные грузовики и легковые автомобили.
Для передвижения между городами, поселками существует железнодорожный транспорт (Пригородные и дальние пассажирские и товарные поезда, междугородние автобусы.
Есть ещё воздушный транспорт (самолеты и вертолеты, морской и речной – водный транспорт (катера, теплоходы, баржи).
Рассказываю о назначении каждого вида транспорта.
Воспитатель: Движение транспорта на улицах регулируется светофорами и дорожными знаками. Ребята, давайте вспомним с вами правила дорожного движения. (Ответы детей). Ребята, как нужно правильно переходить улицу? (По пешеходным переходам, где движение регулируется светофорами).
А если нет светофора или полицейского, то как в этом случае переходить улицу?Ответы: (В этом случае нужно соблюдать осторожность: переходить улицу только по пешеходным дорожкам, где есть знак перехода). Воспитатель: Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что машины поблизости нет, только после этого можно начинать переходить
В какую сторону надо посмотреть сначала при переходе улицы? (Сначала налево, а дойдя до середины улицы – направо). Ребята, для чего нам нужны правила дорожного движения? (Правила дорожного движения нужны для безопасности движения транспорта и пешеходов. Нарушать правила – значить подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. Нельзя мешать движению транспорта). Почему нельзя играть на проезжей части улицы? Где можно играть? (Только во дворе, на игровой или спортивной площадке)
Воспитатель: Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что машины поблизости нет, только после этого можно начинать переходить. В какую сторону надо посмотреть сначала при переходе улицы? (Сначала налево, а дойдя до середины улицы – направо). Ребята, для чего нам нужны правила дорожного движения? (Правила дорожного движения нужны для безопасности движения транспорта и пешеходов. Нарушать правила – значить подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. Нельзя мешать движению транспорта). Почему нельзя играть на проезжей части улицы? Где можно играть? (Только во дворе, на игровой или спортивной площадке).
Физкультминутка «Машины»
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
В машине, в машине
Детей полно.
Поехали дети.
Глядят в окно.
Би-би-би! Би-би-би!
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой…
Приехали дети. Машина, стой!
Би-би-би! Би-би-би!
Н. Найденова
Воспитатель: А сейчас, ребята, я расскажу, как вести себя в транспорте:
1. Входить в автобус полагается через заднюю дверь, а выходить через переднюю.
2. Разговаривать надо тихо.
3. Нельзя стоять у дверей, это мешает входу и выходу пассажиров
Это особенно важно, так как двери открываются автоматически. Нельзя высовывать руки в открытое окно
4. Принято уступать место пожилым людям.
Рефлексия.
Решение проблемных ситуаций.
– «Ты сидишь, а в автобус вошел пожилой мужчина или женщина»;
– «Ты с бабушкой вошел в автобус. А там только одно свободное место (или несколько?»;
– «Тебе надо передать деньги на билет. Как ты обратишься к пассажирам?»;
– «Ты зашёл в автобус и начал в нём играть с друзьями?»;
– «Ты зашёл в автобус с мороженым и испачкал другого пассажира»;
– «Ты запрыгиваешь в уходящий автобус».
(Ответы детей).
Воспитатель: Я думаю, вы запомнили, какой бывает транспорт, как вести себя в транспорте. И никогда не будете нарушать правила дорожного движения.
Необходимы ли подтверждающие право документы
Кондуктор вправе потребовать с родителя (либо другого сопровождающего взрослого) документ, подтверждающий возраст малыша. Конечно, если ребёнок совсем маленький, такой проблемы может и не возникнуть, но вот если возраст юного пассажира уже приближается к 7 годам, или кроха выглядит старше своих лет, то это вполне вероятно.
Многие мамы и папы в такой ситуации начинают возмущаться (ведь «про льготу и так всем известно»). Они неправы. Уже упоминаемая статья 21 транспортного Устава даёт кондуктору полномочия проверять права пассажиров-льготников. Поэтому он должен убедиться, что малышу ещё не исполнилось семи лет, заглянув в свидетельство о его рождении. Сопровождающему взрослому полагается носить с собой оригинал данного документа (как вариант его ксерокопию или паспорт родителя с отметкой о рождении ребёнка) и при необходимости предъявить его.
Соответственно, если родитель отказывается предъявлять кондуктору свидетельство о рождении ребёнка, то он обязан оплатить своему чаду проезд в 100% объёме.
Стоит затронуть ещё определённые нюансы:
- Некоторые взрослые не совсем понимают формулировку «до семи лет»: необходимо ли начинать оплачивать проезд уже непосредственно в день рождения малыша или это делается только со следующего за ним дня. На самом деле старше семи лет ребёнок становится после своего дня рождения — тогда родители обязаны оплачивать проезд.
Отдельные мамы и папы неверно толкуют закон — считают, что бесплатный проезд положен дошкольникам. Однако сегодня многие малыши в 6 лет уже посещают общеобразовательные заведения, однако до 7 лет им можно не покупать билет. И наоборот, некоторые семилетки ещё являются воспитанниками детского сада. Льгота закреплена именно по принципу возраста, но не по факту обучения в школе.
- Многие взрослые считают, что в транспорте ребёнок непременно должен сидеть (ведь он же маленький). Однако законодательно это не прописано. Если мама хочет, чтобы малыш до 7 лет занял отдельное сиденье, то ей придётся просто оплатить его проезд. Если нет — она сажает его на колени, уступает своё место, либо малыш просто стоит. Родитель не вправе требовать от других пассажиров уступить малышу сидение или взять его на колени — это делается исключительно добровольно. Все знают, что в наземном общественном транспорте в передней части салона есть места для детей, инвалидов, пожилых людей и беременных женщин. Однако, возможно, они уже все заняты представителями данных категорий. Если же там сидит обычный человек, то тогда кондуктор может попросить уступить место маме с ребёнком. Причём именно попросить, а не потребовать, поскольку законодательно это нигде не прописано, а относится просто к правилам пользования общественного транспорта.
Дополнительные льготы
Некоторые категории детей имеют право на бесплатные поездки по городу после семилетнего возраста (проезд оплачивается из средств госбюджета):
- Сироты.
- Дети, оставшиеся без попечения родителей.
- Дети-инвалиды.
- Дети из многодетных семей.
- Дети, утратившие кормильца (когда умирает один из родителей, и ребёнок получает пенсию по потере кормильца).
Льгота законна лишь при наличии документа, который подтверждает статус ребёнка. Право не платить за проезд в городском транспорте закрепляется за данными детьми до их совершеннолетия. Если же ребята из первых двух указанных категорий обучаются очно в вузе, то право продлевается до того, как закончится обучение.
Что касается детей-инвалидов, то бесплатно в транспорте может путешествовать не только ребёнок, но и сопровождающий его взрослый.
Аргументы «за»
Даже если вы строго придерживаетесь правил этикета, которые предписывают детям уступать место старшим, нужно учесть и другие правила — безопасность ребенка должна быть на первом месте.
У детей младше 10 лет плохо развит вестибулярный аппарат, поэтому в поездке им лучше занимать сидячее положение.
Если рост ребенка меньше полутора метров, то пассажиры при посадке и высадке могут его просто не заметить.
Кости ребенка еще до конца не окрепли. У детей, особенно в возрасте 2-3, 6-7 и 9-10 лет (это кризисные моменты взросления), очень высок риск переломов.
Скорость реакции у ребенка ниже, чем у взрослого. Дети не смогут быстро ухватиться за поручень, если это потребуется.
Дети дошкольного возраста плохо держат равновесие
Резкое торможение может сбить маленького ребенка с ног.
Дети очень быстро устают, поэтому длительное стояние на одном месте может привести к истощению организма.
Если ребенок устал, он может начать капризничать, отвлекая тем самым внимание других пассажиров и водителя
Правила безопасности ребенка в общественном транспорте
Места для пассажиров с детьми выделены не просто так. Основная задача родителей любого ребенка — обеспечить его безопасность, и только после этого можно задуматься об этикете.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…
Давайте посмотрим, в каких случаях дети могут стоять в общественном транспорте:
- Ребенок может самостоятельно держаться за поручень;
Ребенок хорошо себя чувствует и способен выстоять долгую дорогу;
Вокруг ребенка есть свободное место и его никто не толкает.
И в каких случаях поездка стоя может принести ребенку вред:
- Если ребенку угрожает опасность быть к кому-либо прижатым. Особенно, если стоящий рядом одет в пальто с ворсинками, которые могут забиться в рот и носовые проходы ребенка и привести к остановке дыхания;
Когда в салоне много народа, и в ребенка могут просто затоптать;
Если водитель резко трогается и тормозит. Такая манера езды может привести к падению ребенка;
Ребенок учится в начальной школе и едет с большим рюкзаком за спиной. Во-первых, он будет мешать стоящим рядом пассажирам. Во-вторых, с рюкзаком достаточно сложно удерживать равновесие, а держать его в одной руке и опираться на поручень другой — непосильная задача для младшеклассника;
Сразу после школы ребенок посещает спортивную секцию, и поездка на общественном транспорте для него — реальная возможность отдохнуть.
Оценивайте ситуацию заранее. Если ребенок в состоянии проехать несколько остановок стоя, нужно выбрать место подальше от дверей, рядом с низким поручнем. Если в салоне много людей, то маленького ребенка лучше не сажать на отдельное место, а взять на руки. Если автобус переполнен, то лучше не лезть в салон с малышом, а дождаться следующего или пройти пару остановок пешком.
В некоторых случаях можно воспользоваться коляской. В современные моделях автобусов и трамваев предусмотрена специальная площадка для детского транспорта, где можно пристегнуть коляску, обеспечив ребенку дополнительную безопасность.
Проездные для школьников и студентов
Если ученику приходится добираться в школу на общественном транспорте, тем более с пересадками, есть смысл приобрести ему проездной билет.
Если ребёнок добирается до школы на общественном транспорте, ему выгоднее приобрести школьный проездной билет
В различных регионах условия получения проездного и конкретный размер скидки на проезд (по сравнению со взрослым проездным) может значительно отличаться. Ведь выпуск и реализацию этих документов регулируют местные власти. В среднем же можно говорить о скидке примерно 50%.
Школьные проездные бывают двух видов:
- Даёт право на льготные поездки только в одном виде транспорта (к примеру, троллейбус либо метро).
- Даёт право на льготный проезд одновременно на нескольких видах транспортных средств. Это актуально, если школьник добирается в своё учебное заведение с пересадками.
Проездные неодинаковы и с финансовой стороны:
- Бесплатные (для отдельных категорий школьников, например, сирот).
- Именные электронные карты. Они оформляются бесплатно, но родители должны своевременно класть на них определённую денежную сумму. Но чтобы воспользоваться таким проездным, транспортное средство должно быть оборудовано валидатором, который считывает информацию. А ими оснащён транспорт пока только в крупных городах.
- Традиционный проездной-карточка, действующий в течение месяца.
Школьный проездной действует только во время учебного года. Конкретные рамки определяет регион: обычно это с 1 сентября до конца мая (иногда чуть позже). Во время же летних каникул ученики должны оплачивать проезд в полном объёме.
Оформить школьный проездной ребёнок может в специальном пункте или кассе (где это находится, подскажут в школьном секретариате). Необходимо собрать определённые документы, перечень которых опять-таки зависит от региона. Однако в любом случае понадобится справка с места учёбы (в общепринятом формате).
Все справки из школы обычно имеют типовой формат
Помимо этого, в пункте выдачи могут потребовать свидетельство о рождении либо паспорт (когда ребёнку уже исполнилось 14 лет), паспорт родителя, фото ученика.
В метрополитене учащийся должен постоянно предъявлять справку с места учёбы, это же может требоваться в некоторых других видах транспорта (опять-таки в зависимости от региона).
Студенческий проездной
Студенческие проездные аналогично организуются и финансируются на региональном уровне власти.
Проездные для студентов также организуют и финансируют региональные власти
Как и школьные проездные, это также могут быть традиционные карточки либо электронные (в крупных городах).
Оформить студенческий проездной возможно лишь студентам-очникам. Это можно сделать самостоятельно в специальных пунктах либо обратиться в профсоюз своего техникума либо вуза.
В любом случае понадобятся определённые документы:
- Ксерокопия паспортных данных.
- Ксерокопия студенческого билета.
- Фото 3х4 см.
После подачи документов нужно подождать определённый срок, в каждом регионе он свой (14–30 дней).
Если карта традиционная, то по истечении срока её можно забрать в профсоюзе, если электронная — студенту придётся самому отправиться в пункт выдачи вместе с паспортом.
Конечно, в мои студенческие годы всё было намного проще. В конце каждого месяца я просто приходила в профком и там покупала очередной проездной. Помимо этого, его можно было приобрести у кондуктора прямо в троллейбусе без предъявления каких-либо документов.
Правила безопасности ребенка в общественном транспорте
Для пассажиров с детьми недаром выделены специальные места в общественном транспорте. Главная задача родителей: независимо от возраста беспокоиться не о соблюдении правил приличия, а об обеспечении безопасности. Поэтому, ответ на вопрос, можно ли ребенку стоять в общественном транспорте, зависит от нескольких важных факторов:
- Ребенок может сам крепко держаться за поручень.
- Пассажир любого возраста хорошо себя чувствует, чтобы выстоять длинную дорогу.
- Вокруг стоящего достаточно свободного места (его не толкают).
Следующие варианты не являются безопасными и напрямую угрожают здоровью ребенка:
- когда у низкорослого крохи есть опасность быть прижатым к чьему-нибудь пальто (особенно опасно, так как ворсинки могут забиться в рот) и задохнуться;
- если в общественном транспорте много людей и давка есть риск быть затоптанным;
- когда стиль вождения вызывает беспокойство: водитель резко начинает движение или тормозит (можно потерять равновесие);
- младший школьник едет с уроков или занятий с большим рюкзаком (на спине он будет мешать пассажирам, из-за него тяжело удерживать равновесие, а одновременно держаться за поручень и нести в руках тяжелый груз для младшего школьника пока сложная задача);
- у ребенка несколько занятий подряд, и поездка в транспорте — реальная возможность передохнуть, особенно когда речь идет о дополнительных спортивных тренировках.
Оцени риски заранее. Если ребенок может постоять, выбирай места возле низких поручней подальше от открывающихся дверей. Не спеши усаживать малыша на отдельное сидение. Если пассажиров много, рационально взять его на руки.
Иногда с маленьким ребенком лучше дождаться следующего автобуса, пройти несколько остановок пешком или использовать коляску. Современные троллейбусы и трамваи в крупных городах уже оснащены специальной зоной для детского транспорта, где коляска, в которой сидит малыш, пристегивается дополнительно для его безопасности.
Читай также: Идем на детскую площадку: как все предусмотреть? Советы эксперта по детской безопасности
Ход занятия:
– Здравствуйте!
– Ребята, вы любите путешествовать?
– Я тоже люблю путешествовать.
– Посмотрите на картинки, скажите, на чем можно путешествовать по городу (На общественном транспорте- автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси).
– Сегодня мы отправимся в путешествие на автобусе.
На колесах едет дом.
Люди могут ездить в нем.
По бокам – большие окна,
Сверху – крыша, чтоб не мокнуть,
Дом автобусом зовут,
У него есть свой маршрут.
– Современные автобусы удобные и красивые. (Показ картинок)
– Как называют людей, которые едут в автобусе? (Пассажиры.)
– Кто водит автобус (Водитель)
Для чего нужен автобус (Автобус – это общественный транспорт. Он перевозит людей).
– Где можно ожидать автобус?
– Ожидать автобус нужно только на специальной остановочной площадке. Мы тоже отправимся на остановку, но наша остановка не простая, чтобы сесть в автобус нам нужно собрать дорожный знак «Автобусная остановка».
Дидактическая игра: «Собери дорожный знак»
– Пока мы ждем автобус повторим правила поведения посадки в автобус.
Если к остановке подошёл нужный тебе автобус – садись в него только тогда, когда он полностью остановится. Водитель следит за посадкой и высадкой пассажиров с помощью наружных зеркал. Садись в автобус спокойно. Не суетись и не старайся оттолкнуть других пассажиров, чтобы первому войти в автобус. Веди себя достойно!. Не старайся запрыгнуть в автобус в последнее мгновение, когда двери уже начали закрываться. Водитель перед отправкой следит за движением других транспортных средств и может, закрывая двери, защемить тебя.
Игра: «Пассажиры»
Подошел наш автобус, занимайте места в салоне. Теперь вы пассажиры.
Сережа водитель. Но наш автобус не трогается.
– Как, вы думаете, почему? (Нужно приобрести билеты).
– Кто продает билеты? Билеты нам продаст кондуктор (Кристина).
Дети послушайте совет:
В транспорт вошли – покупайте билет!
Ехать бесплатно и глупо, и стыдно,
Да и другим пассажирам обидно!
– Пристегните ремни безопасности. Автобус отправляется.
Чтобы было веселей споем песенку.
Физминутка. Екатерина Железнова «Автобус»
А теперь давайте с вами поговорим как нужно вести себя в автобусе.
(Дети рассматривают картинки дидактического пособия «Хорошо – плохо»).
А теперь давайте повторим с вами какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте:
• Садиться в транспорт надо на остановке.
• Входить надо через заднюю дверь, а выходить через переднюю.
• Нельзя запрыгивать в движущийся транспорт или выходить из него, когда он движется.
• В транспорте надо вести себя спокойно, не кричать и не разговаривать громко.
• Необходимо уступать место старшим.
• Нельзя высовывать руки и голову в открытое окно.
• Нельзя ходить по автобусу, когда он движется.
• Если вы стоите, то крепко держитесь за спинку кресла, так как до поручней вы ещё не достанете.
• Не отвлекайте водителя разговорами.
• Не пытайтесь самостоятельно открывать дверь транспорта.
• Выходить из транспорта надо осторожно, глядя себе под ноги и не толкаясь
Вот мы и приехали в детский сад.
Ход занятия:
1. Вводная часть. 1. Сюрпризный момент. – Здравствуйте ребята. Сегодня, я шла в детский сад, и увидела почтальона. Он дал мне очень красиво письмо. Давайте откроем и посмотрим, что тут нам прислали. Ой, посмотрите, тут много интересного, картинки и еще письмо.
2. Беседа с детьми.
– Вы хотите узнать, что тут написано? Нам тут прислали очень интересное стихотворение.
– А давайте посмотрим, кто написал это стихотворение (показ портрета) Это поэтесса, которая пишет детям – Агния Барто.
– Давайте вместе скажем Агния Барто. Запомните. Еще тут есть картинка, Девочка Люба.
– Вам она нравится? (ответы детей) Давайте прочитаем про нее.
2. Основная часть. 1. Чтение стихотворения
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Едет Любочка в трамвае,
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь,
Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
Это детские места.
Ну, садись! – вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
– А теперь вам нравиться девочка Люба?
– А сначала же она вам нравилась, а сейчас почему она вам не нравится?
– Что Люба, делала не правильно? (толкалась, громко разговаривала, билет не брала, бабушку прогнала)
– А вы как Люба поступаете?
– А кто мне скажет, почему нужно билеты покупать? (бензин водителю надо купить, зарплату платить, за то, что он нас водит).
А вот еще какие могут возникнуть ситуации. Предлагаю вам их разобрать.
1. Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?
2. Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?
3. Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?
А какие с вами происходили ситуации в транспорте? (дети рассказывают о своих ситуациях).
2. Физминутка «Что хорошо, что плохо»
– Давайте сейчас поиграем. Я вам говорю, а вы делаете. Если я говорю правильно, вы хлопаете в ладоши и топаете, а если говорю не правильно, вы садитесь.
– Выбрасывает мусор (садятся)
– Громко разговаривает (садятся)
– Оплачивает за проезд (хлопают в ладоши и топают)
– толкается
– тихо разговаривает
– едет, молча
– уступает место
– не оплачивает за билет
– выбрасывает мусор
– не уступает место старшим
– наступает на ноги
– вежливо просит двигаться вперед
– обзывается на людей
3. Беседа по содержанию, формулировка правил поведения в транспорте.
– Что мы читали с вами сегодня?
– Кто автор этого стихотворения, кто запомнил?
– А что мы про Любочку узнали?
– Значит, не одежда красит человека, а поступки человека.
– А Ребята вы, запомнили правила поведения в транспорте? (мнение детей)
– Да, теперь мы знаю,что:
– первым делом надо купить билет.
-нужно всегда уступать место старшим, инвалидам, пассажирам с детьми;
– вести себя надо вежливо и тихо;
– нельзя мусорить в салоне;
– заранее проходить к выходу перед остановкой.
3. Подведение итога
Правила поведения в общественном транспорте для детей
Ожидай транспортное средство на специально оборудованной остановке.
Подходи к входным дверям транспортного средства только после полной его остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу.
Если видишь, что транспорт переполнен, подожди следующий.
Перед входом в транспортное средство нужно пропустить всех выходящих пассажиров.
Заходи, не спеша, соблюдай очередность, не старайся опередить всех.
Входя, снимай сумку, рюкзак, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их.
При входе в транспорт не толкайся, пропускай вперед женщин и пожилых людей.
Не останавливайся у самого входа, иди в середину салона, чтобы не мешать проходу других пассажиров. Исключение: если выходишь на следующей остановке.
Уступай место маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям и инвалидам.
Не заходи в транспорт с открытыми напитками и едой, чтобы не испачкать пассажиров, не испачкаться самому и не подцепить вредные бактерии, вирусы, ведь в транспорте ездит очень много людей.
Не стряхивай в транспорте снег и капли дождя.
Не разглядывай пассажиров, не показывай на них пальцем, не обсуждай их поведение и внешний вид.
Не шуми, громко не смейся, громко не разговаривай, активно не жестикулируй.
Не разбрасывай мусор.
Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их.
В общественном транспорте некультурно причесываться, чистить уши, ногти, нос и прочие части тела.
Не высовывайся в окна.
В транспорте старайся не наступать на ноги другим пассажирам, не опирайся локтями на человека, который находится рядом.
Помни, что в транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ и острых предметов.
Не отвлекай водителя во время работы.
Держись за специальные ремни, поручни.
Не протискивайся, расталкивая людей локтями. Если нужно пройти по салону, вежливо попроси уступить тебе дорогу.
Будь вежливым
Если нужно что-то попросить у другого пассажира, употребляй слова «извините», «спасибо», «будьте добры».
Не занимай места для пассажиров с большими сумками и пакетами.
Обрати внимание, что в транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Домашних животных можно перевозить в специальных клетках-переносках, собак — в наморднике.
Обязательно оплати проезд и при необходимости покажи билет контролеру
После поездки билет выброси в урну.
Если пользуешься проездным документом, при посадке держи его наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора.
Современные гаджеты позволяют интересно и с пользой проводить время в дороге, но они не должны мешать другим людям.
Если на улице идет дождь, и ты пользовался зонтом, сложи его еще на остановке, до входа в транспорт. В салоне сложенный зонт опусти, давая возможность воде стечь вниз, никого не намочив. После выхода из транспорта, открывать зонт нужно не в дверях, а отойдя на несколько шагов от других пассажиров, чтобы не забрызгать их каплями и не задеть зонтом.
Готовься к выходу заранее. Спроси у стоящих впереди пассажиров, или они выходят на следующей остановке.
Не пытайся выйти из транспорта первым, подожди пока выйдет основная толпа пассажиров.
Переходи улицу после высадки только после отъезда транспортного средства от остановки. Вот такие простые правила поведения в общественном транспорте для детей. Если их придерживаться, можно избежать конфликтов и проблем в транспорте.
Наземный городской транспорт
Безопасность людей в автобусе
Во время ожидания на остановке общественного транспорта не подходите слишком близко к проезжей части дороги. Не торопитесь. Не забегайте и пытайтесь запрыгнуть в автобус на ходу. Лучше дождаться следующего, чем оказаться с переломом в травмпункте
Выходить также следует осторожно, не торопясь и никого не толкая. Человек может поскользнуться на подножке и упасть под колеса либо получить травму ноги
В салоне будьте бдительны и следите за своими вещами. Сумка не должна находиться сзади вас или внизу. Повесьте ее на плечо и прижмите спереди, обхватив рукой. Обязательно пользуйтесь поручнями. Если вы обнаружили бесхозный предмет, сообщите об этом кондуктору или водителю.
Как бы вам не хотелось, нельзя спать в транспорте. Во время резкой остановки или столкновении, вы не сможете должным образом среагировать. При возникновении опасной ситуации слушайте указания водителя.
Во время движения разговаривать с водителем или задавать ему вопросы запрещено. Не заходите в автобус или троллейбус с продуктами питания и или алкогольными напитками. В случае захвата, согласно правилам безопасности в общественном транспорте нужно выполнять все требования преступников, не спорить и не перечить им.
В начале операции по освобождению следует держаться подальше от стеклянных вещей и окон. Лягте на пол, прикрыв голову руками, и старайтесь не шевелиться. Ждите окончания штурма. Большой ошибкой будет взять брошенное преступниками оружие. В этом случае, группа захвата вас запросто примет за одного из них.
Почему дети в транспорте должны сидеть, а не стоять
Дошкольники и младшие школьники должны занимать сидячие места в общественном транспорте в силу некоторых физиологических особенностей:
- из-за отсутствия чёткой координации движений. Центральная нервная система (ЦНС) в этом возрасте находится в стадии формирования. ЦНС отвечает за многие функции организма, в том числе за координацию движений. В связи с несовершенством ЦНС дошкольники и младшие школьники менее ловкие, чем более старшие люди. При резком торможении общественного транспорта дети могут потерять равновесие и упасть;
по причине хрупкого опорно-двигательного аппарата. В связи с этим при падении дети имеют повышенную вероятность переломов, вывихов и других травм;
из-за невысокого роста. Если общественный транспорт переполнен и в нём начинается давка, голова ребёнка окажется зажатой между телами взрослых людей. В такой ситуации есть вероятность того, что ребёнок не сможет нормально дышать.
Не всегда является верным требование окружающих к родителю посадить ребёнка на колени и таким образом освободить сидячее место. Одно дело, когда вес ребёнка незначительный, а родитель — довольно крепкий человек. В такой ситуации скорее всего взрослый сумеет удержать на коленях ребёнка при резком торможении транспорта или ДТП. Однако часто можно наблюдать картину, когда хрупкая мама держит на коленях крупного и тяжёлого ребёнка. Такая тактика небезопасна для самого ребёнка, ведь в критической ситуации маме просто может не хватить сил для того, чтобы предотвратить его падение.
В целях обеспечения безопасности перевозки ребёнка кондуктор в общественном транспорте должен следить за тем, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста занимали сидячие, а не стоячие места.
В целях безопасности дошкольники и младшие школьники должны в общественном транспорте сидеть, а не стоять