Показатели развития ребенка к 9-ти месяцам
Познавательное развитие
Выполняет самостоятельно, после показа взрослого, по подражанию следующие действия с игрушками:
1. проталкивает предметы (шарики, кубики) в дидактическую коробку;
2. снимает предметы с опоры: кольца – со стержня в горизонтальной плоскости; втулки – со шнура, шары – с лент в горизонтальной плоскости;
3. разъединяет два предмета или один предмет, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивает грибки из панели; выхватывает втулки из столика (верстачка) и т.д.;
4. снимает крышки с различных по форме коробок и т.д.
Может действовать одновременно двумя игрушками; держит по игрушке в каждой руке.
С предметами действует по-разному, в зависимости от их физических свойств (круглые – прокатывает; вынимает все мелкие предметы из емкости, заглядывает в дырочку – например, в кольцо, – и т.д.)
Социальное развитие
Чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого:
1. адекватно реагирует на мимику взрослого, возгласы одобрения или порицания;
2. обижается, если взрослый допускает резкий тон;
3. скучает по любимому взрослому, если последний не уделяет малышу достаточно внимания;
4. «добивается» внимания взрослого к себе различными способами: хнычет, выбрасывает игрушки, демонстрирует свои умения;
При неумении выполнить действие переживает, может даже заплакать.
В зависимости от результата действия проявляет радость, интерес, обиду, удовольствие и т.д. Мимические реакции лица отражают эмоциональные состояния ребенка.
Знает свое имя, оборачивается на обращение по имени, улыбается.
Речевое развитие
Понимание речи:
1. На вопрос: «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, вне зависимости от их постоянного местоположения.
2. Понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т.д.
3. Знает назначение отдельных предметов, например, ложки, чашки, тарелки и т.д.
4. Знает названия некоторых пищевых продуктов: хлеб, печенье и т.д.
Активная речь
5. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже наличествуют в его лепете;
6. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.
Моторное развитие
Развитие общих движений
1. Встает на колени, на ноги, держась за опору.
2. Стоит при поддержке за руки.
3. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.
4. Переходит от одного предмета к другому приставным шагом, слегка придерживаясь руками за опору.
5. Способен повторить за взрослым некоторые «разученные» действия: опускает и поднимает руки, похлопывает в ладошки и т.д.
Развитие действий руки
1. Ребенок крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать у него (не отдает).
2. Может брать мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью.
3. Появляется превалирование функций одной руки, как правило, правой.
4. Выполняет манипуляции, подражая взрослому.
Навыки
1. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками.
2. Держит в руке печенье, подносит его ко рту, обсасывает.
1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц
Питание
Идеальной пищей для ребенка в 9 месяцев остается молоко или адаптированная смесь, но объем и разнообразие блюд прикорма все больше увеличивается. Кормления – 4-5 раз в день. Появляются явные предпочтения в пище.
В рацион вводится рыба. Давайте ее 1-2 раза в неделю и используйте нежирные виды: минтай, хек, треска, карп, судак
Из-за высокой вероятности аллергии вводите рыбные блюда очень осторожно: малыми дозами и постепенным увеличением объема при отсутствии негативных реакций
У детей активно растут зубы, появляется потребность в жевании, важном и для своевременного развития речи. Предлагайте малышу кусочки яблок, моркови, сушки, которые можно брать руками
Часть пюре заменяйте пищей, просто размятой вилкой – начинайте с очень маленьких порций, по мере привыкания увеличивайте кусочки.
Кормите кроху в детском стульчике из ложки, пить предлагайте из чашки – это поможет легче отвыкнуть от бутылочек или груди.
Главные достижения ребенка к девяти месяцам:
- Ползание.
- «Пинцетный» двухпальцевый захват.
- Подражательные движения.
- Осознанное бросание предметов.
- Эмоциональное включение в общение, повторение слогов и простых слов.
- Поиск предметов по названию.
- Выполнение простых просьб взрослых.
Особенности питания: включение в прикорм рыбы, переход от пюре к пище с мелкими кусочками, привыкание к питью из чашки и начало обучения самостоятельной еде ложкой.
Социально-эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1 год 9 месяцев
Поведение спокойное, уравновешенное.
Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.
Скучает при расставании с мамой.
Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
Напряжен в незнакомой обстановке.
Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными “высказываниями”, мимикой.
Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.
Занятия для мелкой моторики
Вопрос, как развивать ребенка в 9 месяцев, является актуальным для многих родителей. Особенно часто новоиспеченные мамы интересуются тем, как проводить тренировку мелкой моторики.
Популярны пальчиковые игры. Это могут быть «Ладушки», «Сорока-ворона». Хорошо совершенствует мелкую моторику массаж пальцев. Его следует выполнять ежедневно. Рекомендуемые техники мануального воздействия: поглаживание, растирание, разминание.
Эффективные занятия для улучшения точности движений пальцев малыша девятимесячного возраста приведены ниже:
- «собери орешки». Хорошо развивает координацию, моторику, социальные навыки, зрение, сенсорное восприятие. Для занятия потребуется коробка и грецкие орехи. Надо рассыпать перед ребенком около 10 штук орехов. Предложить малышу помочь собрать их в коробку;
- «счеты». Показать крохе, как можно весело перегонять костяшки счетов с одной стороны в другую поодиночке, несколько подряд, все сразу;
- рисование пальчиковыми красками;
- рвание газеты, листов цветной бумаги;
- «ведерко с песком». Показать ребенку, как при помощи совка либо ложки наполнять ведерко песком либо крупой;
- «пирамидка». Следует вместе с ребенком нанизывать и снимать со стержня кольца. Это хорошо развивает координацию.
Данные занятия повышают точность движений, а также благотворно влияют на становление речи.
Как кормить девятимесячного ребенка
Как правило, девятимесячные дети уже пробовали большинство фруктов и овощей, а также курицу, индейку, говядину и другое мясо. Как только малыш попробует каждый овощ в пюре , продукты следует комбинировать, чтобы варьировать вкус и текстуру.
Некоторые дети уже могут попробовать некоторые бобовые, такие как чечевица, а также рис. Ни соль, ни сахар нельзя добавлять в рацион девятимесячных малышей. В овощные пюре можно лишь добавить немного оливкового масла.
Другие продукты, которые не рекомендуется предлагать детям до достижения ими возраста одного года, – это мед из-за риска заболеть болезнью сахарного диабета; Швейцарский мангольд и шпинат, так как они богаты нитратами; продукты с низким содержанием жира (известные как «0%»), хотя насыщенными и гидрогенизированными жирами (или транс-жирами) не следует злоупотреблять и, если можно, избегать.
Рекомендуется, чтобы кроха продолжал пробовать кусочки фруктов или хлеба, чтобы мы понемногу стимулировали жевание ребенка , но всегда внимательно следя за тем, чтобы эти продукты не вызывали риска удушья.
Как помочь развиваться ребенку в 9 месяцев
Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
Развивайте речь
Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.
Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику
В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!
Советы взрослым
Родители должны давать свободу карапузу, воспитывать в нем самостоятельность. Принимая вечернюю ванну, рассказывайте и показывайте предметы туалета, давайте их рассмотреть малышу. В этом случае купание займет много времени, но это положительно отразиться на развитии. Для разработки кистей рук полезным занятием будет игра с пластиковой посудой, в которую малыш будет наливать и выливать воду.
Родителей должны насторожить такие данные состояния и развития малыша:
- Неспособность ползти или переворачиваться со стороны в сторону.
- Неустойчивое сидячее положение.
- Ребенок не удерживает пальчиками мелкие предметы, не интересуется погремушками.
- Нежелание придерживать чашку и надевать вещи.
При наличии одного из проявления следует посетить врача. Но не нужно паниковать, если ребенок отстает немного в развитии, это зависит от физиологических процессов, индивидуальных для каждого из детей. Некоторые начинают ходить в годовалом возрасте или чуточку позже, а есть те, что вообще не ползают – только ходят. Помните, только ваша выдержка и забота помогут преодолеть барьер психического и физического формирования.
← Что должен уметь ребенок в 8 месяцевЧто должен уметь ребенок в 10 месяцев →
Приобретенные навыки
Что должен уметь малыш в этом возрасте? Этот вопрос чаще всего беспокоит молодых родителей. Однозначного ответа на него нет, ведь каждый малютка индивидуален. Но все же попробуем разобраться, какими основными навыками должен владеть малыш, а также, есть ли различия в развитии между мальчиком и девочкой в этом возрасте.
Что умеет ребенок в 9 месяцев
Девочки и мальчики развиваются в этом возрасте примерно одинаково. Но можно отметить небольшую разницу в развитии детей разных полов.
- Девочки проявляют больший интерес к общению, интересуются другими детьми. Некоторые девочки начинают произносить первые слова, так как их словарный запас наполняется быстрее, чем у мальчиков. У девочек лучше развивается периферийное зрение.
- Мальчики проявляют больший интерес к игрушкам и различным предметам, чем к другим людям. Они равнодушнее относятся к голосам людей и различным звукам, поэтому пополняют словарный запас медленнее. У мальчиков лучше развивается пространственное зрение.
Что умеет ребенок в 9 месяцев:
- Сидеть самостоятельно;
- Взбираться на невысокие поверхности;
- Шагать вдоль опоры;
- Использовать захват двумя пальцами;
- Произносить слоги (па, ма, ба);
- Проявлять различные эмоции;
- Показывать пальцем на интересующие его предметы;
- Выполнять словесные инструкции (отзываться на имя, показывать свою ручку);
- Активно манипулировать предметами.
Не забывайте, что именно от вас зависит то, как быстро будет закреплять новые навыки ваш малыш. Игры с ребенком, развитие эмоциональной сферы при общении с родителями — дадут мощный толчок для превращения вашего малыша из младенца в относительно самостоятельного человека.
Рацион питания 9-месячного крохи
В первый год жизни дети активно развиваются, тратят большое количество энергии. Для восполнения сил им нужно правильное питание. Детей девяти месяцев еще кормят грудью. В материнском молоке содержатся полезные витамины и минералы.
Но данных веществ для ребенка этого возраста недостаточно. Основным источником энергии и необходимых элементов являются продукты общего потребления
Родителям важно понимать, что пищеварительная система малыша еще не функционирует должным образом
Поэтому усвоить грубую пищу организм не способен
Важно грамотно подходить к разработке меню, приготовлению блюд
Рацион детей 9 месяцев обычно включает такие продукты:
- фруктовые и овощные пюре (из свеклы, яблок, зеленого горошка, капусты, моркови, брюквы, тыквы, слив);
- натуральные соки;
- листья салата, зеленый лук, укроп, петрушка;
- каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая, ячневая);
- сливочное и растительное масло (в небольшом количестве улучшают пищеварение и укрепляют иммунитет);
- кисломолочные продукты (кефир, творог);
- мясные блюда из курицы, индейки, телятины;
- рыба (морские сорта полезны для умственного развития за счет содержания йода);
- яйца.
Фруктовое пюре
Готовить еду ребенку 9 месяцев стоит на пару, путем тушения, варки. Магазинные полуфабрикаты и сладкие напитки давать малышу строго запрещено. Груднички в этом возрасте питаются пять раз в сутки. Интервал между приемами пищи составляет 4 часа.
Кормление по графику обеспечивает максимальное усвоение полезных веществ, исключает переедание или недоедание, предупреждает проблемы с пищеварительной системой. Примерный режим питания для детей 9 месяцев приведен ниже в таблице.
Время | Особенности приема пищи |
6:00 | Употребление материнского молока либо адаптированной смеси после пробуждения |
10:00 | Полноценный завтрак. Включает в себя плотные и сытные блюда в виде каш. Особенно полезен завтрак, приготовленный из гречневой крупы |
14:00 | Обед. Отличается разнообразием. В это время рекомендовано давать овощные и мясные блюда (рагу, фрикадельки) |
18:00 | Легкий ужин. Тяжелая пища может спровоцировать боли в животе, нарушение сна. Разрешается давать малышу небольшое количество творога, кефир, фруктовое пюре |
22:00 | Поздний ужин. Представлен грудным молоком либо адаптированной смесью |
Также специалисты дают следующие рекомендации:
для развития жевательных рефлексов стоит меньше давать пюреобразных блюд
Продукты лучше отваривать, а потом разминать вилкой;
важно давать ребенку только свежие блюда;
при введении в рацион нового продукта нужно проводить тест на аллергию;
если малыш отказывается есть какое-то блюдо, то заставлять его не стоит. Можно предложить этот продукт через 1-2 недели;
не стоит злоупотреблять сахаром;
полезно приобщать ребенка к семейной трапезе
Это поспособствует хорошему аппетиту.
Специфика возраста
Возраст 9 месяцев – оптимальное время для введения нового режима питания, а также более активного общения крохи с его ровесниками. С этого месяца следует готовить ребенка к тому, что скоро ему предстоит посещение ясельной группы и разлука с мамой на длительное время. Для полноценного отдыха крохе требуется около 14 часов сна, поэтому 10 часов в сутки он бодрствует, заставляя родителей придумывать игры и развлечения.
В 9-10 месяцев ребенок начинает постепенно отдаляться от матери, живо интересоваться другими людьми, и это совершенно нормально. Сейчас самое время начать его знакомство с социумом, давая возможность общаться с другими детьми или хотя бы наблюдать за ними. Если не уделять должного внимания этому процессу, есть риск, что в будущем ребенок станет нелюдимым и необщительным.
Данный этап очень важен и с точки зрения физического развития малыша. Именно в 9-месячном возрасте может наблюдаться проблема лишнего веса, которая в дальнейшем приведет к серьезным проблемам со здоровьем. Чаще всего килограммы набирают дети, находящиеся на искусственном вскармливании, а не груднички. Поэтому мамам следует очень тщательно контролировать детский рацион.
Ребенок приступает к знакомству с миром, сейчас ему все интересно, поэтому родителям необходимо отказаться от соблазна посадить его в безопасное место – манеж. Лучше дать малышу возможность поползать по комнате и пополнить багаж знаний.
Малыши стремятся попробовать все на вкус, вот почему игрушки должны быть безупречно чистыми, их следует мыть не реже пары раз в неделю, а после этого окатывать кипятком.
Развиваемся весело
Ребенку в этом возрасте важно развиваться всесторонне. Для этого можно подобрать немало интересных занятий на развитие той или иной сферы
Мышление.
Переверните любимую игрушку карапуза вверх ногами. Спросите у малыша, что не так, а затем предложите исправить ситуацию.
Спрячьте игрушку, оставив выглядывать какую-то ее часть. Пусть малыш найдет предмет и определит, что это.
Кроме того, развитию логического мышления способствуют собирание пирамидок, постройка башни из кубиков (учите его строить и разрушать), игры с сортером, матрешками, вкладышами.
Ловкость и координация.
Здесь помогут яркие мячики. Ребенок может их перекатывать, толкать, бросать, пинать. На прогулке полезно учить малыша переступать через преграды (камешки, бугорки, палочки), забираться на ступеньки, пеньки, бордюры, слезать с них.
Окружающий мир.
Знакомиться с ним можно как при помощи карточек или картинок в книжках, так и во время прогулок, изучая все, что кроха видит. Для этого полезны также игрушечные наборы животных, фруктов, овощей. Взрослые, используя их, могут разыгрывать перед ребенком небольшие сценки, демонстрирующие, что для чего нужно, кто что умеет делать. Сейчас полезно рассказывать малышу, что из каких частей состоит.
Внимание и память. Известная всем игра в «ку-ку» в этом возрасте может заметно усложниться
Мама прячется не под полотенцем, а каждый раз в новом месте, за новыми предметами. Малыш должен отыскать ее, исследуя пространство
Известная всем игра в «ку-ку» в этом возрасте может заметно усложниться. Мама прячется не под полотенцем, а каждый раз в новом месте, за новыми предметами. Малыш должен отыскать ее, исследуя пространство.
Как развивать ребенка в 9 месяцев. Развивающие игры
Ребенок в 9 месяцев становится более активным, лепечет свои первые слова. В такой период самое время начинать играть с ребенком в развивающие игры. В какие же игры оптимально играть с ребенком на 9 месяце развития?
- Рисование пальчиками. В 9 месяцев ребенок все еще пробует все на вкус (тащит в рот). Обычные краски – не самое безопасное для ребенка вещество. Чтобы не возникло лишних проблем, можно заменить обычные краски фруктовым пюре. Так можно быть уверенным в том, что ребенок не отравится, даже если решит облизать пальцы.
- Нужно насыпать какую-нибудь крупу (фасоль, горох, гречку) в тару и дать играть ребенку. Он будет пересыпать крупу, играть. Это также положительно сказывается на развитие ребенка в 9 месяцев.
- В 9 месяцев малыш уже может раскладывать фигуры по размеру и форме. Самое время купить ему пирамидку. Такая была почти у каждого ребенка. Такая игрушка также хорошо помогает интеллектуальному развитию малыша.
- Самое время купить ребенку игрушку, которая будет приходить в движения после вмешательства ребенка. Например, игрушку на веревочке. Это вызовет неимоверный восторг у малыша.
- Играйте с малышом в «ладушки», катание мячика, совместное собирание пирамидки, башенки из кубиков, поиск, спрятанных под одеяло игрушек. Игры такого характера придутся по душе девятимесячному ребенку.
- Учите ребенка самостоятельно раздеваться. Пусть малыш сам снимает носки и шапку, расстегивает замок на куртке, вытаскивает руки из рукавов.
- Можно поиграть с ребенком, создав видимость звонящего телефона. Возьмите трубку и в шуточной форме говорите простые фразы «здравствуй», «чем занимаешься?», «как поживаешь?» и пр. После этого передайте трубку ребенку, предложив и ему «поговорить». Со временем он осознает, что можно разговаривать посредством телефона.
- Детей этого возраста очень привлекают другие дети, желательно создавать ситуации, при которых малыш будет контактировать с ними или просто наблюдать. Пусть к вам в гости приходят знакомые с детьми, заводите новые знакомства с мамами и их малышами на детских площадках.
Познавательное и речевое развитие
Ребенок в 9 месяцев начинает выполнять предметные действия с игрушками, подражая взрослым: берет или отдает, стучит, размахивает, складывает в ящик и вынимает оттуда, пытается снять крышечки. Малыш может брать по игрушке в каждую руку и выполнять с ними одновременные действия. Любимые игры – прятки и бросание игрушек на пол. В этом возрасте ребенок уже может показывать знакомые части тела, в том числе на картинке; действовать с предметами согласно их функциям – мячик толкает, ложку тянет ко рту.
Полезные упражнения и игры в 9 месяцев:
- извлечение звуков из погремушек, дудочек, пищалок, маракасов, музыкальных игрушек с кнопками;
- занятия с кубиками, пирамидками и сортерами – игрушками с прорезями;
- развлечения с предметами, которые можно привести в движение: завести ключиком, толкать перед собой, тянуть за веревочку;
- перебирание и пересыпание камешков, фасолинок, пуговиц;
- лепка из соленого теста;
- рисование пальчиковыми красками;
- «чтение» книжек с яркими крупными картинками и плотными картонными страницами.
Все эти занятия благоприятны для развития мелкой моторики и становления речи ребенка.
Особенности развития ребенка в 9 месяцев
Самое важное изменение в 9-месячном возрасте – укрепление мускулатуры плеч и бедер, связочного аппарата, развитие нервно-мышечной координации. Это связано с подготовкой тела к ходьбе
У малыша на девятом месяце наблюдаются и другие физиологические изменения:
- Развитие органов чувств. Сюда относится улучшение слухового восприятия карапуза и умение произносить звуки и сопоставлять их с определенными событиями, например, звон кастрюль с обедом.
- Прорезывание резцов. Эти зубы появляются сначала на верхней челюсти, а на нижней чуть позже.
- Движения. Практически любой малыш к 9 месяцам активно развивается – умеет ползать, уверенно стоит, самостоятельно встает из положения лежа. Мелкие мышцы рук уже дают возможность держать ложку и научить малыша кушать ею, брать мелкие объекты. Карапузы двигают и показывают пальчиками, тянутся за интересными предметами.
Физиологическое развитие
Определить, на должном ли уровне находится развитие 9-месячного ребенка можно по некоторым параметрам. Они немного отличаются для мальчиков и девочек:
- Рост ребенка в 9 месяцев. Для мальчика этот показатель составляет 71,2-72,3 см, а для девочек – 68,5-70 см.
- Вес ребенка в 9 месяцев. Малыши набирают вес уже не так активно из-за движений. Масса тела мальчиков этого возраста считается нормальной, если изменяется от 9 до 9,5 кг. У девочек этот же показатель составляет 8,2-8,7 кг.
- Размер головы. Средняя ее окружность для мальчиков и девочек может быть 43,8-45 см.
- Окружность грудной клетки. Нормальными считаются значения 46,6-47,2 см.
Психоэмоциональное поведение
Активно изменяется не только тело малыша. По календарю психического развития ребенок в 9 месяцев тоже многое умеет. Это можно заметить по следующим моментам:
- Речь крохи. Младенец начинает произносить слоги, составляя из них короткие слова.
- Слух. Малыш уже знает свое имя и оживленно реагирует, поворачивая голову или улыбаясь. Кроха понимает, когда о чем-то просят, например, достать или взять даже мелкий предмет.
- Эмоции. Малыш на 9 месяце развития уже способен выразить негодование, обиду, гнев, радость или удивление.
- Жесты. Младенец выполняет кивки головой, отвечая «да» или «нет».
- Игры. Если вы спрячетесь от малыша, он сможет найти, даже если вас не видно, по шороху или голосу.
- Одежда. Малыш старается помогать натягивать на себя штаны или маечку, просовывая ручки или ножки.
Нейро-психомоторное развитие
На новый уровень выходит развитие головного мозга. Полученные за 9 месяцев знания об окружающем мире постепенно складываются в прочные информационные связи. Используя уже имеющиеся знания, малыш постигает новую информацию о знакомых и новых предметах.
Малыш уже хорошо понимает взрослых и правильно реагирует на основные глаголы и просьбы: «дай», «нет», «покажи». Одним из любимых занятий на этом этапе становится многократное изучение одного и того же предмета. Часто можно наблюдать, как карапуз по нескольку раз обходит или обползает по кругу стула или стола. Кроху очень интересует, почему разные предметы ведут себя по-разному: двери открываются и закрываются, кроватка качается, стены остаются на месте при любых попытках их подвинуть. Такое поведение ребенка нормально и полезно для формирования понимания свойств различных предметов, закрепления пространственных ориентиров.
Среди игрушек многие малыши отдают предпочтение предметам, позволяющим изменять окружающий мир. Баночки и емкости, кубики и конструкторы привлекают возможностью при помощи простых манипуляций спрятать один предмет в другой, создать новую форму.
Все чаще проявляется стремление копировать взрослых. Карапуз не только наблюдает за мамой и папой, но и пытается повторить их движения. Все больше навыков самостоятельности приобретается, благодаря желанию подражать: пить и есть самостоятельно, пытаться одеть на голову шапку, на руки варежки. Это желание стоит поощрять и при его помощи развивать игровые и познавательные умения карапуза: научите собирать игрушки в одно место, играть с электронной детской панелью, устраивать чаепитие для кукол.
Развитию нейро-психомоторных способностей в большой мере способствует спокойная и доброжелательная атмосфера в доме. Наполненные разговором отношения, в которых малыш играет важную роль позволяет крохе не только изучать окружающее пространство, но и запоминать правильные формы взаимоотношений между людьми.
Навыки и умения
Обязательные навыки ребенка в 9 месяцев:
- устойчиво стоит стоя в кроватке, сидит самостоятельно, без опорных предметов;
- ползает и переворачивается, опирается на кисти рук, предплечье;
- передвигается по комнате, держась за руку, а иногда самостоятельно;
- понимает, о каком предмете идет речь, когда на него указывают взрослые, поднимает его;
- откликается на простые просьбы, например, подать предмет или взять его;
- понимает, где расположены глазки, носик, ротик, ушки;
- издает разнообразие звуков: от агуканья до простейших слогов.
Для активных занятий ребенку следует отвести детский уголок.
Нормы роста и веса для мальчиков и девочек
Интенсивность набора массы тела и увеличения роста в этом возрасте снижается. За девятый месяц грудничок становится длиннее на 1-2 см и тяжелее на 450-500 г.
Ребенок прибавляет около 4-6 кг к своему весу при рождении. Педиатры оценивают физическое развитие детей по утвержденным нормативным показателям ВОЗ. Мальчики и девочки имеют некоторые отличия в физическом состоянии.
Значения роста для детей разных полов приведены ниже в таблице.
Показатель | Рост в сантиметрах | |
девочки | мальчики | |
Низкий | 65,3 | 67,7 |
Ниже среднего | 67,7 | 69,7 |
Средний | 70,1 | 72,0 |
Выше среднего | 72,6 | 74,2 |
Высокий | 75,0 | 76,5 |
Очень высокий | 77,4 | 78,7 |
Нормы веса, окружностей головы и грудной клетки, утвержденные ВОЗ, приведены ниже в таблице.
Параметр тела | Девочки | Мальчики | ||
нижняя граница | верхняя граница | нижняя граница | верхняя граница | |
Вес в килограммах | 6,5 | 10,5 | 7,1 | 11,0 |
Окружность грудной клетки в сантиметрах | 41,0 | 46,0 | 43,0 | 47,0 |
Окружность головы в см | 41,2 | 46,5 | 42,5 | 47,5 |
Если малыш недобрал 1 кг или имеет большую массу тела, то это не означает, что он развивается неправильно. Если грудничок активный, веселый, у него нормальный аппетит, то это говорит о его хорошем здоровье.
Становление каждого ребенка проходит индивидуально.
На становление малыша влияют следующие факторы:
- тип вскармливания;
- меню, режим питания;
- степень активности;
- количество и продолжительность прогулок;
- занятия с родителями (физические упражнения, массаж).
Периодически рекомендуется показывать ребенка педиатру. После осмотра врач скажет, нормально ли растет и развивается младенец, нужно ли вносить какие-либо коррективы в его питание, отдых и бодрствование.
Физическое развитие
В этом плане девятимесячные делают один рывок за другим
Большинство деток к такому важному возрасту уже вполне самостоятельно ползают на четвереньках, садятся из этого положения на попу, тянут ручки вверх в поисках опоры, за которую можно схватиться и встать. Некоторые даже ходят с мамой за ручки или в ходунках
Некоторые вполне способны сделать пару шагов и без опоры.
Но не стоит торопить маленького в развитии. Если сел сам – отлично, пусть сидит столько, сколько захочет. Если ребенок совсем никак не сидит в 9 месяцев и даже попыток не делает – это повод для консультации у педиатра
Но важно помнить – никакие рамки не должны характеризовать физическое развитие вашего малыша. Его позвоночник и мышцы должны быть достаточно крепкими для сидения и, тем более, стояния
Потому что именно в положении сидя на спину приходится больше всего нагрузки.
Ручки малыша также развиваются, притом активнее, чем этого хотелось бы маме. У крошки в 9 месяцев начинает преобладать пинцетный захват предметов – это когда дитё берет небольшие предметы, используя всего два пальца. Чаще это указательный и большой, но допустимой нормой считается и использование среднего пальца с большим. Все предметы непременно достаются ото всюду – сейчас двигательные навыки позволяют непоседе много больше, чем он мог раньше. Потому все острое, твердое, бьющееся, колющее и режущее придется убрать повыше – крошка ни в коем случае не должен достать опасный предмет.
Все, у чего есть провода, без присмотра тоже не оставляйте. Физическая сила уже вполне позволяет карапузу стащить за шнур утюг с гладильной доски.