Что делать, если ребенок не хочет есть прикорм и отказывается от каши, как приучить

Проявляйте фантазию и будьте спокойны!

Помните о следующих правилах:

  • Боритесь с избирательным аппетитом ребенка, иначе он вырастет в ужасного капризулю и малоежку. Лучший метод борьбы – голод. Пусть бабушки называют вас садисткой, лучше иногда голодный ребенок, чем малоежка и капризуля.
  • Поменьше нервничайте сами и не нервируйте свое чадо. Зацикливаться на прикорме, как и на чем-либо другом, вредно. Помните, что не было детей, до 3 лет кушающих только молоко, все рано или поздно переходят на взрослую пищу. Заставить кроху невозможно, как и взрослого человека.
  • Никогда не наказывайте кроху за перевернутую тарелку, размазанное по слюнявчику пюре. Помните, что он еще совсем маленький, есть аккуратно не может.
  • Кроха отказывается от пищи, которая ему раньше нравилась? Сделайте перерыв в 7-10 дней.
  • Совмещайте еду с игрой. Пусть ложка превратиться в самолетик, а тарелка с кашей будет с изображением любимой игрушки или мультипликационного героя.

В течение первых четырех месяцев жизни младенец питается или только молоком мамы или смесями. К возрасту 5-6 месяцев тех веществ, которые входят в состав молока, уже недостаточно для полноценного роста и развития организма. После того, как крохе исполнится полгода, слизистая оболочка в его горле начинает приспосабливаться к тому, чтобы проглатывать твердую пищу.

Как определить, что пора начинать вводить прикорм? Ребенок должен набрать массу тела, которая превышает его массу при рождении вдвое. Кроме того, он уже должен хорошо научиться сидеть. Еще одно обязательное условие для начала прикорма – это проявление со стороны крохи живого интереса к той пище, которую употребляют старшие.

Причины отказа от прикорма

Оптимальным временем для введения новой пищи считается 4,5-5,5 месяцев. В этот период организм малыша уже готов принять что-то отличное от маминого молока или привычной адаптированной смеси.

Несвоевременное введение (позднее 6-7 месяцев) прикорма приводит к задержке формирования навыков пережевывания и глотания густой и твердой пищи, вкусовых ощущений, созревания органов ЖКТ. Все это способствует развитию запоров, нарушению развития и роста, дефицитных состояний.

Вследствие позднего знакомства с прикормом малыш плохо воспринимает новые продукты. А в чем же причина того, что ребенок перестал есть прикорм в 7,8,9,10,11 месяцев и в 1 год? Среди вероятных факторов отказа от еды можно выделить такие как:

  1. Особенности пищи; 
  2. Ухудшение самочувствия малыша; 
  3. Психологические аспекты.

Как правило, прикорм начинается с однокомпонентного продукта пюреобразной гомогенной консистенции. Малыш привыкает к такой еде. И если по какой-то причине меняется характер обработки или состава пюре, то кроха может отказаться от него. Основные причины отказа, обусловленные особенностями самого пищевого продукта: Изменение консистенции (переход к более густой пище с твердыми частичками);

  • Изменение вкуса или запаха (замена промышленного прикорма на домашний, смена производителя); 
  • Изменение температуры прикорма (слишком горячее или холодное); 
  • Введение многокомпонентного продукта (например, малыш хорошо кушал яблочное пюре, а при введении туда тыквы стал отказываться от него); 
  • Введение нового непривычного продукта; 
  • Слишком большой объем пищи; 
  • Непереносимость того или иного продукта. 

При нарушении самочувствия ребенок тоже неохотно воспринимает пищу. Среди причин отказа, которые связаны с нарушениями здоровья малыша, можно выделить:

  • Начало заболевания (недомогание, интоксикация, повышение температуры), способствует снижению аппетита; 
  • Воспаление полости рта – стоматит; 
  • Вздутие и дискомфорт в животике; 
  • Насморк; 
  • Реакция на прорезывание зубов; 
  • Мокрый подгузник. 

В то время, когда появляются первые зубки, воспаляется слизистая рта и носоглотки. Десны становятся опухшими и постоянно зудят, любое прикосновение к ним может быть болезненным. Частыми спутниками прорезывания являются насморк, затрудняющий носовое дыхание и покашливание из-за обильной слюны. Все это может служить причиной отказа от еды.

Помимо физиологических особенностей организма малыша и характеристик продуктов прикорма, на отказ от приема пищи могут влиять такие психологические причины, как:

  • Плохое настроение мамы или малыша; 
  • Смена человека, который осуществляет кормление (например, малыш привык, что его кормит мама, а тут пришла бабушка или папа и требуется время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам); 
  • Ребенку не нравится стульчик, ложечка или тарелка, из которой его кормят; 
  • Смена времени и/ или места кормления; 
  • Привычка есть, играя или смотря телевизор. 

Детские психологи отмечают, что малыши очень быстро привыкают к определенным «ритуалам» (последовательности действий). То есть, если у ребенка сформировался какой-либо стереотип, связанный с кормлением, то при изменении хоть одного его этапа, может произойти отказ от еды.

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей

Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился

Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье

Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Распространённые родительские ошибки

Кроме того, сами родители также могут отпугнуть ребёнка от прикорма. Необходимо внимательно следить за своим поведением, чтобы поддерживать интерес малыша, только начавшего кушать кашу и овощи.

Очень важен первый опыт прикорма. Если он будет ассоциироваться с чем-либо отрицательным (например, еда была слишком горячей, и из-за этого возникли неприятные ощущения), вполне естественно, что в следующий раз ребёнок будет отказываться от пищи.

Часто молодые мамочки пугают малыша своей активностью и желанием во что бы то ни стало накормить его овощами. Некоторые могут настойчиво давать кашу плачущему или засыпающему ребёнку. Делать этого не надо. Кормить следует ненавязчиво, в противном случае у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации, что приведёт к отказам в будущем.

Часто молодые мамы пытаются резко заменить прикормом грудное молоко. Делать этого не стоит, иначе малыш будет отказываться от еды, выражая свой протест. Каша и овощи ребёнку кажутся менее вкусными, чем молоко, он будет пытаться вернуть себе лакомство.

Часто дети проявляют интерес к еде слишком рано. Родители запрещают ему прикасаться к обычной пище, некоторые шлёпают по рукам или дают что-либо невкусное. Так делать нельзя. Слишком резкие меры могут сильно напугать ребёнка и вовсе отбить интерес к продуктам.

Если в какой-то момент малыш отказался от определённого блюда, не стоит сразу его вычёркивать из списка. Имеет смысл предложить продукт ещё раз спустя 1-2 недели. Вкусы у детей быстро меняются.

Для прикорма важно правильно подобрать момент. Затея не увенчается успехом, если ребёнок капризничает, хочет спать или плохо себя чувствует

В 9 из 10 случаев он откажется от еды.

Интерес к прикорму необходимо постоянно поддерживать. Если этого не делать, то любопытство быстро пропадёт, и вводить новую кашу или овощи будет сложно.

Самая большая ошибка родителей – отсутствие терпения. Именно этим качеством необходимо запастись, т. к. предстоит ввести малыша в мир новых вкусовых ощущений. Именно этой едой он будет питаться дальше. И ни в коем случае нельзя опускать руки, когда ваш ребёнок не ест прикорм. Постепенно ему нужно предлагать всё новые и новые блюда, фруктовые пюре, кашу и овощи, при необходимости откладывать и повторять пробы через некоторое время.

Советы родителей

Овощи и овощные пюре должны появляться на детском столе регулярно. Комбинируйте и сочетайте с прочими продуктами, например, творогом и отварным мясом.

Для любого ребенка вне зависимости от возраста овощи должны составлять не менее трети дневного рациона

Это важно не только из-за витаминов, но и ради нормального пищеварения, ведь в овощах много клетчатки. У бывалых родителей есть и свои лайфхаки, как приучить ребенка к овощам и фруктам

У бывалых родителей есть и свои лайфхаки, как приучить ребенка к овощам и фруктам.

В первую очередь нужно их регулярно покупать. В холодильнике всегда должен быть запас свежезамороженных овощей, помидоры, морковь, капуста, а на столе в свободном доступе – корзина с ягодами, яблоками, виноградом или бананами;
Фрукты должны стать самым главным десертом вместо выпечки, шоколада или тортов;
Давайте ребенку фрукты в школу или на прогулку для перекусов;
Питайтесь правильно сами и подавайте пример ребенку. Как показывают исследования, 80% всех пищевых расстройств у детей из-за того, что родители сами питаются неправильно или страдают вредными привычками;
Чаще давайте ребенку сырые овощи: морковь, капустную кочерыжку, сладкий перец. Во-первых, они выглядят ярко и красиво. Во-вторых, весело хрустят на зубах и «сопротивляются», когда их ешь. Это обычно очень нравится детям;
Предлагайте овощи в начале трапезы. Даже если он их не очень любит, всегда можно сыграть на чувстве голода

Важно при этом, чтобы на столе больше ничего не было, например, хлеба;
Дайте ребенку право выбора. Когда пищевые предпочтения более-менее сформированы, позволяйте ребенку самому выбирать в магазине, что он хочет съесть;
Многие дети любят покусочничать и есть на ходу во время игры

Важно уловить момент и вовремя подсунуть ему что-нибудь вроде морковки или кусочка огурца;
Люди часто едят неосознанно, пока параллельно занимаются какими-либо вещами: смотрят телевизор, залипают в интернете и т.д. В результате они банально переедают. Точно так же и ребенок может бездумно поглощать еду, пока, например, смотрит мультики. Важно, чтобы в этот момент он ел не сладкий попкорн, чипсы или сухарики, а что-то здоровое. Подсовывайте ребенку миску с нарезанными яблоками, перцем или огурцами;
Не поощряйте поедание овощей любимыми вредностями вроде картошки фри и десертов. «Съешь морковку — получишь шоколадку» — не лучшая стратегия. Это только подчеркнет невкусность овоща, и ребенок начнет его есть через силу, лишь бы угодить маме и получить награду;
Если у ребенка нет аллергии, добавляйте к овощным рагу специи и травы. Однако важно выяснить, какие из них ему нравятся. К примеру, он может ненавидеть вкус кинзы или других трав;
Привлекайте к готовке свое чадо. Можно попросить нарезать перец или помидор, попросите помочь украсить готовое блюдо и покормить любимого мишку;
Старайтесь делать сами блюда привлекательными и яркими. Нарезайте овощи необычным способом, сервируйте их по-особенному (в интернете полно вариантов);
Устраивайте игры и челленджи, связанные с овощами, привлекайте всю семью (например, соревнование, кто быстрее всех съест морковку и горошек).

Ошибка 2: слишком поздно

Бывает и обратная ситуация, когда маме удобно кормить грудью, и она совершенно ничего не хочет менять. Ведь введение прикорма связано как минимум с необходимостью разогревания детского пюре и тратой времени на сам процесс кормления с ложки. Слишком позднее введение прикорма не пойдет на пользу малышу. Да, он получает из молока все ему необходимое, но надо помнить, во-первых, о том, что к 4-6 месяцам у малыша значительно увеличиваются потребности в питательных веществах, а во-вторых, приходит время малышу учиться жевать твердую пищу и знакомиться с миром вкусов.

Последствиями слишком позднего введения прикорма (позже 6 месяцев) могут стать:

  • железодефицитная анемия вследствие истощения в организме малыша запасов железа, которые он получил внутриутробно от матери, — в грудном молоке железа очень мало;
  • отсутствие пищевого интереса — многочисленные наблюдения показывают, что при позднем и несистематическом введении прикорма ребенок в дальнейшем отказывается от многих необходимых ему продуктов;
  • задержка физического развития (после 6 месяцев малышу недостаточно одного только грудного молока или молочной смеси — если пересчитать его потребности в некоторых питательных веществах, то для их полного удовлетворения необходимо получать в сутки 2-3 литра молока);
  • недостаточное потребление витаминов и микроэлементов;
  • значительная аллергенная нагрузка и проблемы с пищеварением из-за необходимости быстрого введения большого количества продуктов, так как на постепенное их введение уже не хватает времени.

Поводом отодвинуть введение прикорма на более поздний срок может быть болезнь ребенка, выявленная пищевая аллергия или другие причины. В любом случае все это происходит под контролем врача.

Список продуктов для первого прикорма

С каких продуктов лучше начинать прикорм? Существует несколько мнений на этот счет. Одни специалисты утверждают, что лучше начинать с безмолочных каш, другие считают, что начинать необходимо с овощных пюре.

На самом деле нет принципиальной разницы в этом вопросе. Но детям, которые тяжело набирают вес, стоит начать прикорм именно с кашек. А для детей, у которых с набором веса проблем нет, лучше будет начать прикорм с овощных пюре (кабачок и брокколи). Фрукты вводят в последнюю очередь.

Список овощей для первого прикорма:

  • Кабачок.
  • Брокколи.
  • Цветная капуста.
  • Тыква.
  • Картофель.

Список каш для первого прикорма:

  • Гречневая (безмолочная).
  • Рисовая (безмолочная).
  • Кукурузная (безмолочная).

Пшеничная и овсяная вводятся месяцем позже.

Список фруктов для первого прикорма:

  • Яблоко.
  • Груша.
  • Чернослив.
  • Банан.
  • Персик.

Лучше начинать с тех фруктов, которые свойственны нашим широтам.

Позже начинают вводить мясо индейки, цыпленка, кролика. Затем вводят кисломолочные продукты (творог и кефир).

Как научить привереду питаться с пользой?

Рацион питания ребенка обязательно должен быть насыщен витаминами и микроэлементами — это важно для здоровья малыша и нормального физического и психоэмоционального развития. И весь спектр полезных веществ есть в овощах

Но что делать, если ребенок совершенно не хочет «перестраиваться» на правильный режим питания? Родители должны действовать мягко, ни в коем случае насильно не заставляя маленького привереду есть овощи. Такие кормления с ложки ни к чему хорошему не приведут — нужно постараться сделать так, чтобы ребенок полюбил полезные продукты и осознал всю важность их употребления.

Родителям можно дать следующие рекомендации:

Заменяем «сладкие» перекусы на овощи

Наверняка, у каждой мамы на кухне «припрятана» вазочка с печеньем и конфетами, до котороймалыш может с легкостью дотянуться. А что если наполнить эту вазочку не сладостями, а овощами? Желтый болгарский перчик, оранжевая морковка, красный помидор, зеленый огурчик — такое обилие цветов вполне может привлечь малыша. И если на обеденном столе всегда будет стоять именно «овощная» вазочка — рано или поздно ребенок заинтересуется такими «нелюбимыми» им овощами. И пусть по вкусу ему понравятся далеко не все плоды, хоть какой-нибудь из них он обязательно полюбит.

Не торопитесь доставать на полдник сладкие печенья и булочки, перекусите с малышом полезными овощами.

Учимся правильной подаче блюд и сервировке

Ввести в детский рацион питания овощи часто получается путем оригинальной подачи блюд

Составляйте на тарелке из кусочков продуктов пейзажи и забавные фигурки, делайте овощные канапе — это непременно привлечет внимание малыша. Ребенок не устоит перед искушением съесть такое «произведение искусства»

Можно купить специальные детские тарелки, где нарисованы смешные рожицы, которые можно дополнять порезанными овощами — например, горошек может стать глазками, а ломтик морковки — ротиком.

Готовьте вместе

Если малыш присутствует на кухне, когда вы готовите, не спешите отправлять его в комнату играться — он может поучаствовать в процессе. Это не означает, что вы должны дать маленькому ребенку нож в руки — пусть он наполнит лодочку из перца горошком, сделает полезный бутерброд, украсит зеленью салат или красиво разложит на тарелке овощную нарезку. Наверняка в процессе готовки маленький повар отведает кусочек огурца, помидора или капусты.

Выращивайте овощи

Отлично, если у вас есть собственный загородный участок. Пусть ребенок помогает вам ухаживать за посадками — ему потом будет интересно отведать то, что он вырастил «сам». Нет огорода? Не беда — можно посадить лук или перец на подоконнике, а на балконе огурчики.

Смотрите мультики и читайте книги

Малыши подражают любимым героям мультиков и сказок — воспользуйтесь этим. Поищите забавные мультфильмы, где зайчик с удовольствием есть морковку, а козочка уплетает капусту — заинтересовавшись, ребенок потом обязательно «продегустирует» продукты, которые ели его любимые персонажи.

Купите книгу с яркими иллюстрациями, где изображены овощи — так вы познакомите малыша с пока «неизведанными» продуктами.

Соблазняйте приятными ароматами

Возможно, ребенок захочет отведать овощной салат, если он будет приятно пахнуть. Добавьте к блюду немного лимонного сока, пряных трав или немного поджаренных кунжутных семечек — аромат разбудит аппетит. Но используйте только такие ингредиенты, которые не вызовут у малыша аллергию.

Отсутствие режима дня и прикорм

Есть еще одна причина, почему ребенок отказывается от прикорма – это отсутствие режима дня. Хотя с малышом 6-12 месяцев понятие режим вообще относительно. Слишком часто все меняется, то спит 3 раза в день, то 2, то вообще резко переходит на один сон. Поэтому у детей до года режим дня не строгий, а плавающий. Мы примерно знаем время сна и ждем, что вот сейчас малыш уснет. Мы примерно знаем порядок действий, т.е.

  • малыш встал,
  • поел грудное молоко/смесь,
  • утренний туалет,
  • погулял,
  • поел прикорм – завтрак,
  • поспал,
  • поел грудное молоко/смесь
  • погулял на улице,
  • поел прикорм – обед, и т.п.

Обычно к временным отрезкам наше расписание приближено относительно. Например, я знаю, что мой малыш ложиться спать примерно в 10-10:30, потом второй сон в 15-15:30, исходя из этого строю свои планы на жизнь, но это не значит, что он ляжет спать в строго отведенное время и будет спать 2 часа подряд. Скорее всего, его сон будет с перерывами, если мы не на улице, вот там спим долго и хорошо.

Что я подразумеваю под не налаженным режимом дня. Если ребенок кушает в 6 утра грудное молоко или смесь, кстати, чаще не налаженность режима встречается у мамочек на ГВ, нам проще лениться, ведь так легко еще часок поспать, сунув малышу грудь. Т.е. я покормила грудью его в 6 утра, но хочу спать, в итоге сплю дальше одним глазом, а малыш может вертеться в кроватке или ползать по мне.

В итоге мама же рядом, грудь рядом и скорее всего, оголена, пока он ползает по кровати и мне, он спокойно еще может покушать раза 2 или 3, по чуть-чуть, но этого достаточно, чтобы перенести завтрак на 11 часов, что приводит к сбиванию распорядка нашего дня. Поэтому я стараюсь не лениться, сразу же после утреннего кормления вставать, даже если хочется рухнуть и заснуть. Если совсем тяжко, то отдаю малыша мужу, пока досыпаю.

Правила перевода на «взрослый стол»

Чтобы свести к минимуму количество случаев, когда ребёнок не хочет есть прикорм, Комаровский сформулировал несколько тезисов. Следование им поможет сделать процесс знакомства с новыми продуктами обоюдно приятным для крохи и его родителей:

  1. Не стоит слишком рано начинать прикармливать. До полугода ребёнок получает все необходимые питательные вещества из грудного молока или смеси. Исключение составляют малыши, которым прикорм начинают раньше из-за слишком маленького веса.
  2. В независимости от того, питается ли ребёнок маминым молоком или адаптированной смесью, оптимальный возраст для начала дегустации со взрослых тарелок одинаков — 6 месяцев.
  3. Давать пробовать новые продукты малышу нужно, когда он здоров.
  4. Знакомство со взрослой едой должно происходить в домашней спокойной обстановке, когда нет причин для неудобства или стрессов. Если пытаться накормить малыша чем-то новым в гостях или путешествии, потом не стоит удивляться, почему он ничего не хочет есть.
  5. Прикорм нужно давать ребёнку, когда он действительно голоден, по принципу: сначала новая еда, затем — основная.
  6. Не нужно отчаиваться, если вопреки всем правилам, ребёнок не хочет есть прикорм. Что делать в таком случае? На время отложить этот вопрос, а затем снова регулярно предлагать новое блюдо. Можно есть то, что приготовлено для малыша, в его присутствии, это поможет пробудить пищевой интерес крохи.
  7. Расширение рациона следует начинать с одного продукта и далее добавлять по одному компоненту. Это необходимо для отслеживания возможной аллергической реакции и для того, чтобы не гадать, почему чадо не хочет, к примеру, есть кашу из 7 злаков, и какой именно ему не понравился.
  8. Переходить на прикорм следует постепенно. Перед вводом нового продукта одно из кормлений должно быть полностью заменено взрослой пищей.
  9. Не стоит спешить с расширением рациона. Интервал между дегустацией разных компонентов должен составлять не менее 5 дней.
  10. Оптимальный срок полной замены одного кормления взрослым блюдом — 7 семь дней. За это время порция еды с минимальной (20 г) постепенно увеличивается до рекомендованного объёма без особых усилий.

https://youtube.com/watch?v=SW9gNwRCOpM

Отказ только от одно вида прикорма

Может быть такая ситуация, что малыш отказывается только от одного вида прикорма. Я вводила старшему ребенку все по графику прикорма, почти все во время, в годик он уже кушал взрослую еду, несколько вид каш, причем овсяную я вводила позднее 1 года. Но в 2 года вдруг он стал отказываться от прикорма кашами.

Моей ошибкой с первым ребенком было пойти на поводу у ребенка и сделать большие промежутки времени отдыха. Он просто вдруг и резко стал отворачиваться от любых каш. В итоге мы целый год не кушали каши, вообще все, потом потихоньку, когда до меня дошло, что я делаю не так, я ввела ему каши снова в рацион питания, как итог мы едим только 2 вида каши на данный момент (как думает мой ребенок) – гречневая и овсяная, причем преимущество отдаем овсяной каше.

Молочные каши почти не едим, один или два раза в неделю может поесть, но не более. Это проблема не для меня больше, а для ребенка, который периодически ходит в детский садик, где постоянно порой два раза в день дают молочные каши. Конечно, я кормлю малыша разными кашами, в основном покупаю 4 злака или 3 злака, очень удобно (почему-то малыш думает, что это овсяная каша, мы просто не разубеждаем, наверное, как скажут некоторые мамы я подрываю доверие ребенка, обманывая его, но считаю, здоровый ребенок потом простит).

Или варю овсяную кашу, а в нее добавляю пару ложек другой каши, так чтобы сильно вкус не изменялся. Да, мама дурит ребенка. Но малыш очень упрямый, любит ритуалы и порой даже перемешать кашу не правильно, приводит к полному отказу от завтрака. Что очень проблематично, когда в саду ребенок не кушает молочную кашу, а покормить его необходимо в любом случае. Да, не все идеально у меня с прикормом.

Что делать, если ребенок отказался есть прикорм?

Важно знать, что установление и формирование пищевых привычек происходит уже в период внутриутробного развития и в первый месяц после рождения. Беременная женщина должна употреблять те продукты, которые она планирует предлагать своему ребенку

Также нежелательно беременным и кормящим полностью отказываться от употребления в пищу еды, содержащей аллергены. Это в разы снизить вероятность развития у грудничка атопического дерматита, даже при отягощенной наследственности и уменьшит возможность отказа от определенных продуктов.

Что делать если ребенок перестал есть прикорм? 

Педиатры дают следующие рекомендациями:

  • Начинать прикорм с монокомпонентных продуктов, не спешить, дать время малышу привыкнуть к новой еде (каждый вид вводить в течение 5-7 дней); 
  • Если ребенок отказывается от какого-либо продукта, то не стоит настаивать, лучше отложить его введение на время, а потом вновь предложить;
  • Убедится, что малышу удобно сидеть в стульчике; 
  • Если ребенок не голоден, то не надо кормить его насильно, потому что пришло время; 
  • Во время еды не нужно отвлекать кроху игрушками, просмотром мультиков; 
  • При прорезывании зубов делать легкий массаж десен, обрабатывать их специальными охлаждающими гелями; Не вводить прикорм, когда малыш болен или ему сделали прививку; 
  • Желательно использовать продукты одного производителя; 
  • Не спешить с вводом твердых продуктов (котлетки, суфле из мяса и рыбы), лучше это делать ближе к году; 
  • Не настаивать на еде, если кажется, что малыш съел весь положенный объем еды; 
  • Еда не должна быть пресной, можно добавлять немного соли и сахара в продукты прикорма; 
  • Стараться исключать резкие перемены в привычном укладе жизни малыша; 
  • При подозрении на болезненное состояние крохи обратиться к врачу. 

Каждый малыш индивидуален, у него свои привычки и предпочтения в еде. Готовиться к введению прикорма ребенку нужно еще в период беременности, это позволит сформировать правильное отношение к пище. Не стоит переживать, если врач исключил все болезненные состояния, а нужно лишь набраться терпения и постепенно приучать кроху к «взрослой» пище.

Валентина Игнашева, педиатр, специально для Mirmam.pro

Что делать, если ребёнок не хочет есть прикорм? (видео)

Первые четыре месяца малыш питался исключительно грудным молоком или смесями. Настало время первого прикорма, так как к пятому — шестому месяцу малышу для полноценного роста уже не хватит питательных веществ молока. К первому полугодию слизистая оболочка горлышка малыша уже может приспособиться к проглатыванию твердых частичек пищи.

Вводить первый прикорм для ребенка стоит лишь тогда, когда он наберет вес вдвое больший, чем при рождении и будет устойчиво сидеть. Обязательно у малыша должен появиться так называемый «пищевой интерес», он должен интересоваться едой, которую потребляют остальные члены семьи.

Частые ошибки

Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.

Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.

Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.

Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.

Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).

Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.

Ребенка кормят, как взрослого. Лариса Суркова пишет в книге «Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет: генератор полезных советов», не стоит отказывать малышу в тактильных ощущениях. Если он хочет мять еду, нюхать, размазывать по столу — дайте ему это сделать. В конце концов, стол можно застелить клеенкой (и пол, кстати, тоже). 

Чем заменить кашу

  • Для привередливых детей, которые плохо едят или не хотят кушать, предлагайте несколько вариантов завтрака. Для этого положите на тарелку понемногу разных продуктов. Это могут быть вареные яйца, порезанные овощи и фрукты, хлебцы с маслом и сыром;
  • Печеные фрукты – полезный и вкусный вариант для завтрака. Лучше всего подходят зеленые яблоки и груши. В блюдо можно добавить творог или мед;
  • Фаршированные яйца и помидоры выглядят интересно и аппетитно. Кроме того, они имеют оригинальный вкус. В качестве фарша используют сыр и творог, яичный желток и творог, творог с зеленью и т.д.;
  • Шарики из отварной гречки или риса станут прекрасной альтернативой каше. Для этого сварите крупу и скатайте шарики, сверху полейте нежирной сметаной, фруктовым пюре или растопленным сливочным маслом. Такое блюдо обязательно вызовет интерес у крохи. Для детей постарше в рецепт шариков можно добавить тертое вареное яйцо или сыр, мелко порезанные сухофрукты и пр.. Кроме того, шарики можно обвалять в панировке и запечь в духовке в течение трех минут;
  • Разнообразить завтрак помогут овощные и фруктовые салаты. Для заправки овощей используйте нежирную сметану, растительное масло или лимонный сок, а для фруктов – натуральный йогурт. Кроме того, можно подать ребенку отварные или запеченные овощи. Но не используйте тяжелые продукты, типа картошки, свеклы или белокочанной капусты;
  • Макаронные изделия кушать по утрам гораздо полезнее, чем в обед или на ужин. Чтобы не переварить макароны, варите продукт в большом количестве воды. Также из макарон можно приготовить запеканку. Для этого залейте изделия яйцом со сливками. Для вкуса и питательности в блюдо добавляют тертый сыр, овощи. Вареные макароны не рекомендуют давать чаще двух раз в неделю;
  • Гречневая и рисовая лапша тоже станет прекрасной заменой каше. Такое блюдо прекрасно сочетается с перепелиными и куриными яйцами, овощами и шпинатом, сухой зеленью, творогом и сыром. Кроме того, блюдо можно заправить сметаной и посыпать кунжутом. Варить лапшу лучше на пару;
  • Молочный суп – сытное и полезное блюдо для малышей старше года. Чтобы сохранить пользу ингредиентов, молоко и компоненты варят по отдельности. В супчик добавляют вермишель и макароны. Используйте макаронные изделия необычной формы, например, звездочки или буквы. Кроме того, в молочный суп добавляют цветную капусту и брокколи, тертую морковь, рис;
  • Омлет – тяжелое блюдо, которое, как и макароны, не рекомендуется чаще одного-двух раз в неделю. В рецепт можно добавить зелень и овощи, тертый сыр;
  • Запеканки – распространенное блюдо на завтрака, которое тоже можно готовить из круп. В этом случае оно станет прекрасной заменой каше. Для приготовления используйте рис, гречку и овсянку, различные фрукты и овощи, сухофрукты, яйца, творог. Кроме того, можно приготовить запеканку из макаронных изделий.

Почему дети не едят каши?

Есть несколько причин, по которым дети не едят каши или кушают их без воодушевления:

  • ребенок еще не знает вкуса нового продукта, ему необходимо привыкнуть;
  • ребенок еще не готов к употреблению каши, его организм еще не настроен на ее усвоение;
  • ему может не нравиться конкретный вид каши;
  • малыш может быть просто не настолько голодным, чтобы есть кашу.

Самыми полезными для организма ребенка с начала прикорма считаются каши, которые сварены на воде без добавления сахара и соли. Однако далеко не все дети с охотой будут есть подобный продукт даже в начале прикорма. В этом случае можно попробовать начинать прикорм с других групп продуктов – пюре из овощей, творога и кефира, фруктовых пюре. И затем уже снова пробовать заинтересовать малыша кашами, дополнив их теми продуктами, которые он уже успел полюбить. К примеру, к овсяной каше можно добавить банан, абрикос или потертое яблоко, к гречневой каше можно добавить моркови, тыквы, желток яйца, сыр, к рисовой каше можно добавить банан, творог или кефир.

Если ребенок категорически не желает есть каши в любом из предложенных вами вариантов, тогда стоит оставить его в покое на пару недель, и возможно, по истечении этого срока малыш будет готов принимать каши более благосклонно. По мере адаптации ребенка к кашам на воде, можно вводить  рацион каши на молоке, с добавлением сливочного масла и совсем небольшого количества сахара.

Крайне редко бывает так, что ребенок совсем не ест каши, обычно он отказывается от некоторых видов, которые просто приходятся ему не по вкусу

Важно предлагать все варианты и находить оптимальный вариант

Каши могут быть как из одного злака (монокомпонентные), так и из смеси злаков. Нередко дети с благосклонностью воспринимают нелюбимую крупу в смеси с другими, более любимыми. К примеру, дети, которые любят кашу с рисовой крупой, но не любят пшено, очень хорошо кушают кашу «дружба» из смеси риса и пшена.

Рисовая каша – содержит витамины группы В: тиамин В1, рибофлавин В2, ниацин В3 и В6; витамин РР, каротин, витамин Е, которые способствуют укреплению нервной системы и благотворно влияют на состояние кожи, волос и ногтей. Рис содержит ряд микроэлементов: калий, фосфор, цинк, железо, кальций, йод и селен. В рисе содержатся сложные углеводы, поэтому рис питателен, но при этом не калориен.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий