Обязательное объяснение причины
Зачастую родители одергивают ребенка словом «нельзя» — малыш прекращает хулиганить
Но как только мама или папа отвлекут свое внимание, непоседа снова начинает запретное действие. Лучший вариант запретить что-то, объяснить причину своего требования
В то же время, объяснять нужно на понятном для малыша языке, и чем раньше родители начнут толковать причины своих запретов, тем быстрее ребенок начнет анализировать свои поступки.
В любом случае, запрещая ребенку то или иное действие, родителям стоит задуматься, а так ли это необходимо. Малыш растет, познает мир и развивается, и если это не угрожает его безопасности, стоит разрешить исследовать окружающую обстановку удобными для него способами.
В каком возрасте ребенок начинает понимать запрет
До полутора лет малыш не способен в полной мере осознавать ваши запреты. Но без ограничений не обойтись. Мама должна быть всегда бдительной, чтобы он не взял что-то в рот или не уронил на себя. Если ребенок проявляет упорство, мама может погрозить ему пальцем или более строго повторить. В этом возрасте вряд ли это будет иметь силу. Дети чувствуют, что мама сердится, но не воспринимают причину ее беспокойства.
Совет: в возрасте до полутора лет лучше всего переключать внимание ребенка с опасного действия. Малыш легко отвлекается, а у вас появляется возможность убрать предмет или увести его
Лучше заранее позаботиться о том, чтобы в квартире было безопасно:
- использовать заглушки на розетки;
- убрать повыше предметы, которые можно уронить на себя;
- поставить блокираторы на мебель;
- накладки на углы во многом снимут угрозу;
- установить блокираторы рам.
Мама сказала: «Нельзя!»
Я часто наблюдаю картину: мама с малышом гуляют. Ребенок норовит все потрогать ручками, побегать, поиграть чужими игрушками, взять что-то, погладить пробегающую собачку. Его мама в напряжении, боится за него: «Не бегай по лужам, промочишь ножки! Не бери, это не наше! Это грязь, нельзя трогать! Нет, не подходи, собачка больно кусает! Нельзя это кушать!» Проходя мимо, иногда сама вздрагиваю от неожиданных и строгих: «Нет!» и «Нельзя!»
Родители беспокоятся о детях, готовы защитить их от любой угрозы. Вот только чаще всего ответной реакцией на запреты бывает громкий плач малыша, либо от испуга, либо от несогласия с запретом. Воспитание — дело нелегкое, но вполне приятное, когда знаешь, как поступать верно.
Эффективные и правильные знания по воспитанию детей можно получить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Важно: Использование избыточных и частых запретов вводит детей в состояние стресса. Реагировать на этот фактор они могут непослушанием и агрессивным поведением
В этом возрасте легко обесценить запрет «нельзя», часто его используя. В дальнейшем ребенок может не реагировать на замечания родителей или учителей по поводу неправильного поведения. Как избежать ошибок воспитания и вырастить послушного ребенка, читайте в статье.
Счастливая мама — послушный ребенок
Посмотрим с другой стороны на эту ситуацию. Жизнь очень стремительна, не дает возможности отдышаться. Даже находясь в декрете, постоянно приходится решать массу вопросов. Иногда даже совмещать работу и ребенка. Постоянное раздражение и стресс, сил и терпения не хватает подолгу разбираться с непослушанием. Пытаешься достичь быстрого результата: «Нет, я сказала!» Но вместо тишины и покоя получаешь истерику.
Ребенок, как некий барометр, чувствует состояние матери. Когда мама раздражена, малыш также неспокоен, так как до шести лет они связаны психологической пуповиной. Поэтому мамы, прошедшие тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана отмечают результаты у своих детей.
«Кажется, что надо воздействовать на ребенка. А на самом деле нужно начать с себя, и, возможно, этим и закончить», — выдержка из следующего видео-отзыва:
Как делать не нужно
Подводя итог под сложным вопросом запретов в жизни крохи, предлагаем вам подборку действий, которые не стоит делать, чтобы создать необходимые для ребенка грани. Если вы будете помнить о них, то общение станет проще, а ваши ограничения понятнее.
Чтобы ребенок понимал все ваши запреты и выполнял их, не стоит:
Запрещать, не объясняя причину ограничения. Каждый раз, когда вы вводите новую границу в жизни малыша, старайтесь объяснить, почему вы это делаете на языке ребенка. Используйте мимику и жесты для самых маленьких, слова и рисунки для детей постарше. Рассказывайте сказки, истории, через которые можно объяснить последствия. Используйте опыт ребенка, чтобы донести ощущения, которые он получит, если ослушается: будет больно, горячо, мокро и т. д. Помните, что малыши используют образное мышление и для закрепления запрета необходимо сформировать прочную связь между определенным действием и последствием;
Использовать громкий пугающий крик «стой» для прекращения каждого нежелательного действия. Чтобы это слово сработало, оно должно использоваться крайне редко и только в отношении действий, которые представляют опасность для жизни и здоровья малыша;
Насыщать собственную речь частицей «не». Старайтесь вести беседу в положительном ключе, рассказывая о возможностях, а не ограничивая действия. Мозг человека устроен так, что отрицательная частица просто выпадает из понимания. Образное мышление работает через картинки, и, если малыш может представить существительное или действие, то отрицательная частица не представляет из себя ничего, поэтому ребенок не может ее воспроизвести образно и опускает как ненужную;
Запрещать, не предлагая альтернативного занятия. Запретный плод сладок, а если взамен не предлагается другого интересного занятия, то желание воспротивиться запрету практически невозможно подавить. Предложите замену действию и не придется кричать и ругаться;
Устанавливать запрет и не уведомить о нем остальных домочадцев. Единая позиция по запрещенным действиям в семье – залог успешного усвоения правил ребенком. Не забывайте предупреждать людей, которые остаются с малышом про установленные правила. Старайтесь сами не нарушать собственный запрет, ссылаясь на острую необходимость или стечение обстоятельств;
Распространять ограничения на естественные потребности детей. Не запрещайте бегать, кричать, прыгать, ограничивая необходимые для ребенка действия
Если вам хочется тишины и спокойствия, предложите крохе на это время заняться спокойным занятием, объясните, почему важно стараться быть тише. Помните, что до 5-ти лет дети не умеют контролировать свои эмоции и выражать их тихо;
Шантажировать любовью
Распространенная ошибка родителей, которые стремятся добиться подчинения запретам – использование выражения: «Если ты не будешь делать что-то, то я не буду тебя любить». Никогда так не делайте! Родительская любовь должна быть неизменна и постоянна. Даже в самых сложных и тяжелых ситуациях говорите ребенку о своей любви, она должна быть непоколебима. Расскажите, что он вас расстроил, огорчил, но не шантажируйте своим отношением.
Выстраивание правил поведения ребенка в семье и обществе, возводя необходимые запреты, родителями: они готовят малыша ко взрослой жизни, которая состоит из разнообразных табу. Не стоит пренебрегать этой возможностью и все разрешать малышу, ему будет не комфортно, а после трех лет − страшно. Когда человек не ощущает границ, не знает, как далеко он может зайти в своих действиях, его это страшит, зачем создавать такие условия ребенку? Но возводя грани, нужно быть осторожными, пользоваться советами и рекомендациями опытных родителей и психологов, и тогда вы сможете организовать безопасное развитие и гармоничные отношения в семье.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Как правильно отказывать ребёнку
Давайте рассмотрим ситуации и возможные способы реагирования в них.
Всегда можно вначале «присоединиться» к ребёнку, его эмоциям и желанию, чтобы он почувствовал, что вы на его стороне, а затем уже мягко переключить его или дать объяснение, почему сейчас не получится выполнить просьбу.
— Мама, я хочу пойти гулять на эту площадку.
— Да, там здорово, столько интересного! Давай сначала пообедаем, возьмём с собой велосипед или пару игрушек, а затем придём на эту площадку.
— Папа, купи мне этого робота!
— Да, я понимаю, тебе очень хочется именно эту модель, у неё гораздо больше функций, но в этом месяце у нас уже много больших покупок. Давай дома с мамой обсудим возможность покупки робота в следующем месяце?
Попробуйте любой ответ начинать с позитивных слов: да, конечно, ты прав, я понимаю.
— Я хочу в гости к Максиму.
— Да, конечно, отличная мысль! Давай пообедаем, приведём кухню в порядок и позвоним маме Максима, узнаем про их планы.
Ещё один способ, который особенно полезен, когда речь идёт о малышах, — отвлечь, переключить на что-то другое, «безопасное».
— Мама, хочу вот эту куклу.
— Да, очень милая. Мне кажется, она похожа на твою любимую куклу Марту. Кстати, давно мы не делали ей новых причёсок, давай, когда придём домой, поиграем в парикмахерскую.
Если дело происходит в магазине, попробуйте переключить ребёнка на более дешёвый вариант: «Да, кукла замечательная, а вот, посмотри, какие цветные мелки, как ты давно хотела!» Но не злоупотребляйте этим вариантом, иначе ребёнок решит, что каждый поход в магазин означает покупку чего-либо.
Детям постарше предлагают приемлемые альтернативы, которые устроят всех: «Мы не можем сейчас пойти играть на площадку, но мы можем пойти туда вечером и пригласить с собой Машу, вы давно не виделись».
Если вам нужно отказать ребёнку в покупке игрушки, переводите ситуацию в шутку, игру или даже доведите её до абсурда.
— Мама, купи мне эту куклу!
— Да, если бы у меня был большо-о-ой мешок денег, я бы купила тебе все куклы в этом магазине или, может быть, даже во всём мире. Пришлось бы, наверное, специально построить для них отдельный дом, представляешь? А что бы ты сделала, если бы у тебя был мешок денег?
Ваше требование или отказ — не ваш каприз, а сложившиеся обстоятельства. Можно выразить сочувствие ребёнку, но поделать ничего нельзя. Хорошо, если получится заручиться его участием и поддержкой и доверить ему немного ответственности.
— Я понимаю, что тебе очень понравилась эта игрушка, но я не могу купить её сейчас, у меня с собой деньги только на продукты. Давай ты поможешь найти мне всё необходимое по списку. А дома обсудим, что ты хочешь купить, зачем и когда у нас получится это сделать.
Берите паузу, время на размышление.
— Я хочу пригласить Матвея в гости!
— Хорошо, я тебя услышала, мне нужно подумать и обсудить с папой наши планы. Давай вернёмся к этому вопросу после ужина.
Важно не действовать в порыве эмоций, уточнять у ребёнка детали, потому что зачастую это позволяет избежать конфликта. Например, в ситуации с гостями, прежде чем говорить «нет, на сегодня у нас другие планы», можно поинтересоваться у ребёнка, когда именно он хотел пригласить друга: возможно, изначально речь шла о выходных, и это удобный для всех день
То же самое касается времени:
«Я хочу ещё поиграть (посмотреть мультфильмы)».
Вместо «Нет, ты уже давно играешь (смотришь)» спросите: «Сколько времени тебе ещё нужно?»
Частый ответ в этих случаях: «Пять минут». И ребёнок чаще всего удовлетворяется этим временем, а вы сохраняете спокойствие и добрые отношения.
Обозначьте место и время, где и когда можно что-то делать.
Если вы хотите, чтобы дети перестали бегать, кричать:
«Давайте договоримся: если хотите побегать и покричать, вы делаете это на улице или в своей комнате, столько, сколько хотите (можно ограничить — 10 минут), но дома вы ходите и разговариваете спокойно».
Важно игнорировать провокации и истерики, если вдруг они возникли при попытке отказать ребёнку. Необходимо спокойно стоять на своём, как бы ни пытался ребёнок добиться своего
Если это маленький ребёнок, можно просто взять его на руки и унести из магазина или с площадки. Как правило, в отсутствии публики истерика быстро стихает. Так что здесь самое сложное сдержать себя и не поддаться эмоциям.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Когда начинать говорить нельзя
После своего первого дня рождения ребенок уже вполне готов к тому, чтобы в основных чертах знать и соблюдать нормы поведения в обществе. Эти правила дают ему независимость, но требуют уважительного отношения к окружающим.
Если раньше устанавливать границы было бессмысленно, так как ребенок просто не понимал слово «нельзя», то после года эта прямая обязанность родителей. Дети в этом возрасте подвергают испытанию взаимопонимание близких. Делается это без злого умысла, а лишь для того, чтобы точно определить границы допускаемого поведения. Они словно стараются определить, как далеко могут зайти.
В своей статье «Когда нужно говорить ребенку слово «нельзя» доктор Комаровский обращает внимание, что его следует использовать умеренно и если вы что-либо запретили, не изменяйте своего решения
Для чего нужны запреты
Дети быстро привыкают к тому, что с помощью плача или крика можно получить все что угодно. Даже если желания оправданны, то способ, которым они выражаются, должен быть адекватен. Малышу необходимо объяснить, что даже не пользуясь плачем, можно получить желаемое, но при условии, что оно ему действительно принадлежит.
Сцены с криком и плачем являются манипуляцией, ее цель заключается выпросить что-то у родителей или сделать то, что хочется. Чтобы такое поведение не закрепилось, потакать ему нельзя.
Многие родители задаются вопросом: как научить ребенка понимать слово «нельзя» и выполнять их требования? В моменты истерик родители должны оставаться непреклонными и разъяснять, почему запрещено так себя вести, как правильно просить о чем-то. Как только он поступит так, удовлетворите его желание или похвалите за послушание.
Три причины, почему говорим «да»
Взгляните на малышей. У них всего три любимых слова: «почему», «хочу» и «нет». Последнее они произносят легко и непринужденно. Взрослея, именно с ним у многих начинаются проблемы. Во взрослой жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда от нас чего-то ждут и что-то хотят.
Научиться говорить «нет» ребенку — дать ему важный урок
Например, брат зовет помочь с ремонтом во время отпуска. Соседи просят присмотреть за собакой, когда вы собираетесь уехать на уикенд. А ребенок требует дорогую игрушку в конце месяца, когда бюджет выверен до копейки. Так почему вместо того, чтобы сказать «нет», мы вежливо заводим чужую собаку в квартиру, идем клеить обои и влезаем в долги, покупая барби?
«Нам нравится помогать другим». Это повышает самооценку. Так приятно думать, что ты — крутой супер-герой. Нам хочется переживать это снова и снова. С годами мы трансформируемся, становясь супер-мамой, супер-папой, супер-другом и подругой. Стараясь помочь каждому, растворяемся в жизни других людей. Поэтому у нас нет времени на свои желания, нет энергии на своих близких, а чувство собственного достоинства зависит от мнения окружающих. Это в корне неверная установка
Важно осознать ситуацию и начинать прокачивать «нет»-мышцу.
«Как бы кого-то не обидеть». Многие чувствуют дискомфорт, думая, что на них рассердятся, услышав слово «нет»
Может и так. Ваш собеседник наверняка расстроится, но на пару секунд. И точно не станет посыпать голову пеплом и не начнет бить вас стулом
Скорее всего он переключит внимание на другие варианты. А значит не стоит преувеличивать реакцию других людей
Как правило, все ведут себя разумно.
«Ох, уж это чувство вины!» Именно оно заставляет нас соглашаться на просьбы окружающих. Многие из нас не могут сказать «нет», потому что не хотят чувствовать себя виноватыми. Ведь это значит, что ты сделал что-то не так. Проще согласиться, наступив на горло своим планам. Давайте разберемся! Подобная ловушка мышления называется эмоциональным рассуждением. Вспомните, когда вы ошибались на работе, то наверняка думали, что теперь всем понятно, насколько вы некомпетентны. Или ревнуя парня, вы были уверены, что он вас обманывает. Что-то подобное происходит и с чувством вины: мы на сто процентов уверены, что поступаем неправильно. А это совсем не так.
Станьте выше своего страха кого-либо расстроить отказом
Фразы, которые нельзя говорить детям
21. Ты – лентяй
Бывает, что дети время от времени ленятся.
Однако, если вы скажете, что ваш ребенок ленив, это приведет к плохим последствиям.
Ребенок подумает, что не может этого изменить и продолжит дальше ничего не делать.
22. Доешь до конца
Конечно, вы хотите приучить своих детей к тому, что пищу нельзя переводить.
Но если вы будете заставлять ребенка доедать до конца, даже когда он уже будет сыт, то это приведет в дальнейшем к плохим привычкам и проблемам с пищеварением.
23. Это недостаточно хорошо
Иногда родители разочаровываются в своих детях, но они ни в коем случае не должны говорить им это.
Такая новость сильно расстроит молодое поколение и, мотивация пропадет. У них опустятся руки, а у некоторых появится страх заниматься тем, в чем разочаровались его родители.
Например, ребенок начал играть на гитаре, вы просите его сыграть, а когда слышите его игру, не хвалите его и говорите, что получилось не очень. После таких слов юный гитарист может замкнуться в себе, а гитару начнет бояться.
24. Не заставляй меня повторять!
Может вы не знали, но для детей данная фраза звучит как угроза.
Услышав ее, дети сильно испугаются и начнут думать о том, что будут сильно наказаны, если не выполнят вашу просьбу.
25. Ты неблагодарный
Родители многое делают для своих детей, а молодое поколение иногда попросту забывает поблагодарить их.
Если вы начнете говорить малышам о том, что они неблагодарны вам, вы лишь ухудшите положение дел.
Лучше в спокойной обстановке объяснить своему чаду, почему слова благодарности важны. После такой беседы ребенок точно изменит свое поведение.
26. Ты у меня самая красивая или самый красивый
Мы все любим своих детей, поэтому часто хвалим их, в том числе и их внешность, но лучше так не говорить.
Ведь вы будто устанавливаете для них стандарты, которым они потом обязаны будут следовать, дабы вас не подвести, а их самооценка может пошатнуться.
Когда вы постоянно акцентируете внимание на внешности ребенка, вы будто говорите, что это их единственное преимущество. В случае проблем с кожей или операции дети начнут нервничать, так как будут бояться потерять этот плюс
Таким образом, начинаются проблемы с самооценкой.
27. Перестань вести себя как ребенок
Эта фраза никак не повлияет на поведение вашего ребенка.
Дети – эмоциональные существа, и, как и взрослые, иногда не полностью контролируют свои чувства, в результате чего они ведут себя немного глупо, то есть по-детски.
В любой ситуации проблему лучше решать не руганью, а спокойной беседой.
28. Ты можешь и лучше
Giphy
Каждый родитель рассчитывает на то, что его ребенок будет идеален во всем.
Однако большинство родителей знают, что этого практически невозможно достичь.
Иногда, даже когда дети стараются изо всех сил, у них не получается.
Нужно понимать, что ребенок – не робот и, он не может во всем преуспеть, поэтому не накладывайте на малышей такую тяжкую ношу.
29. Практика сделает свое дело
Как фраза “Ты можешь лучше”, так и фраза “Практика сделает свое дело” создает иллюзию у ребенка. Ведь он думает о том, что если сейчас плохо получается какой-то род деятельности, то со временем его навыки улучшаться.
Хотя практика, как правило, способствует прогрессу, большинство детей не станут вундеркиндами только потому, что вы заставили их играть на скрипке до тех пор, пока у них не начнут кровоточить пальцы.
30. Ты меня достал(а)
Время от времени родители злятся на своих детей.
Тем не менее, родители должны уметь сохранять спокойствие и не произносить вышеупомянутую фразу, так как это сильно заденет чувства ребенка.
Вместо того, чтобы ругаться, поговорите спокойно о том, что вам не нравится в поведения ребенка.
Как говорил кот Леопольд: “Ребята, давайте жить дружно!”
Как не создавать конфликтные ситуации?
Дети, достигшие 2 — 3 летнего возраста, обычно отличаются неуемным любопытством. И это естественно, ведь необходимо познавать мир, окружающий их. Также в этом интересном возрасте дети становятся подвижными, ловкими и «не в меру» сообразительными. Если ребенка заинтересовала вещь, находящаяся немного выше его досягаемости, малыш быстро сообразит, что можно взять стул, легко на него взобраться и дотянуться до понравившегося предмета. Если ребенку понадобилась коробка или чемодан, а перетащить его в другую комнату не хватает сил, ребенок вытащит содержимое, и легко перенесет необходимое, куда ему надо.
Родителям не стоит воспринимать такие действия малыша, как озорство или проказы. Чтобы маленького непоседу не одергивать постоянно и не изводить ограничениями, не лучше ли заблаговременно убрать подальше опасные предметы и те вещи, которые ему нельзя трогать?
Мама или бабушка ставят ребенка на окно, чтобы ему было лучше видно улицу, дорогу, автомобили, а через время начинают ругать за то, что ребенок сам влез на окно
Взрослые обращают внимание детей на предмет, объясняют его значение, даже иногда дают его детям потрогать (например, часы), будет ли у них моральное право ругать малыша за то, что рано или поздно он сам найдет способ добраться до этого предмета?. Хотя взрослые стараются учить малыша понимать: что значит «надо», а что означает «нельзя», им не стоит забывать, что в столь раннем возрасте ребенок больше руководствуется своими желаниями, ему еще сложно разграничивать эти понятия
Хотя взрослые стараются учить малыша понимать: что значит «надо», а что означает «нельзя», им не стоит забывать, что в столь раннем возрасте ребенок больше руководствуется своими желаниями, ему еще сложно разграничивать эти понятия.
Сначала “нельзя”, потом “можно”
Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.
Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе “нельзя”, а затем спрашивать: “Можно?”. Так что сначала появляются “нельзя”, а потом уже “можно”.
Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много “нет” или “да” наносит вред самодисциплине ребенка
Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы “нельзя” были слышны, они должны звучать редко
Если малыш постоянно слышит одни “нельзя” (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни), он просто не будет на них реагировать.
Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и “нельзя” в небольших количествах дополняет жизнь.
Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.
До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.
Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите “нет”, поэтому и в ответ слышите то же.
Первые запреты для малыша
Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.
Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.
Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.
Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно
В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания “гладить”, “прикасаться одним пальчиком”, “осторожно трогать”. Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер
Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.
Почему ребенок не понимает ваши запреты?
Родители всегда должны находиться на чеку, рядом, чтобы рассказать и объяснить своему малышу как себя вести в той или иной ситуации:
Зачастую родители на автопилоте несколько раз громким тоном повторяют слово «нельзя», или другие фразы: «Я сказала нельзя», «Ваня, отойди, я сказала нельзя!».
Это происходит большое количество раз за день. Попробуйте для эксперимента посчитать, какое количество раз за сутки говорите ребенку слово «нельзя!».
Родители произносят слово «нельзя» автоматически — им так удобно, не нужно задействовать мозг и придумывать альтернативу.
Нет дозволенного, все нельзя, ребенок теряется, не понимает: а что же тогда можно? Программа получает блок, и ребенок находится в ступоре.
Из-за этого, не обращая внимания на родительские запреты, малыш продолжает заниматься своим делом, закатывает истерику, начинает кричать и ругаться либо проявляет агрессию. Происходит это потому, что ребенку не дали альтернативу.
Много запретов – мало разрешений.
В некоторых семьях бывает так, что вся квартира находится под запретом. Давайте будем честными, в условиях городской квартиры, в ограниченном пространстве для ребенка и так мало занимательного, интересного и развивающего.
При этом родители еще запрещают открывать дверцу шкафа, трогать кота, залезать на диван, брать ручку, телефон или пульт со стола. В итоге получается тотальное «нельзя».
Важно! Ребенок не понимает, как жить и развиваться, когда кругом одни запреты. Его неуемная энергия заставляет двигаться, развиваться, брать то, что нельзя
Активный рост головного мозга, познавательный интерес движут ним. Организм малыша, его психика сигнализируют о том, что ему нужно накапливать жизненный опыт.
А родители все запрещают, мало что разрешают, блокируя этим интерес к познаниям и саморазвитию. И часто случается бунт.
Непоследовательность в запретах
Такое поведение приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать слово «нельзя».
Например, мама говорит: «нельзя», а папа приходит с работы и решает, что можно: «Вот пульт бери, почему нельзя?» Это приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать запреты или теряется, не понимая: так, все-таки, можно или нельзя?
Несогласованность в мнениях родителей
В некоторых принципиальных вопросах у родителей нет единого мнения. Например, давать ли конфету перед обедом, можно ли есть сахар, можно ли перед сном смотреть мультфильмы.
Важно! Если нет согласованности, единого мнения в семье, ребенок не будет точно понимать, что можно, а что нет
Можно ли “нельзя”?
Среди слов, с которыми взрослый обращается к малышу, особое значение имеет слово «нельзя». Оно является одним из важных средств регулирования поведения ребенка, формирования его привычек.
Почти с колыбели ребенок слышит часто повторяемое: «нельзя», «не трогай», «оставь» и другие слова-запреты от взрослых. Личный опыт убеждает его в необходимости подчиняться этим словам. Он на практике узнает, что огонь жжется, острые предметы колются, отдельные его действия вызывают гнев взрослых, которого лучше избежать. Все это сопровождается словом «нельзя», и в результате само слово вызывает у него необходимое торможение.
Однако невозможно правильно воспитать ребенка, если ему на каждом шагу только и говорят «нельзя», «не трогай».
Почему ребенок не понимает слово нельзя?
Дети по своей природе весьма активны, да и суть воспитания состоит в том, чтобы правильно направлять и формировать его активность. А этого не добьешься лишь односторонним подавлением детской активности. Надо давать ей здоровый выход. Сам малыш, остановившись после запретного слова, тотчас ищет для применения своей активности новый объект. А его, с течки зрения взрослых, тоже нельзя трогать. Ребенок снова и снова слышит «нельзя», оно не дает ему необходимой разрядки. В результате самое слово теряет свою действенную силу и вместо торможения вызывает упрямство и капризы у ребенка.
Таким образом, если постоянно твердить ребенку лишь «нельзя», значит не давать правильного выхода его энергии.
Воспитание поведения ребенка нужно начинать не с запретов, а с организации и поощрения здоровых, полезных форм его деятельности.
Чувствуйте внутреннюю уверенность
Давно известно, что «Когда есть сила приказывать, повиновение последует». Ребенок хорошо слышит слово «Нет», если оно произнесено уверено и твердо, но при этом спокойно и вежливо
А вот сомнения в голосе мамы заставят задуматься, так ли уж важно слушаться? Если взрослые срываются на крик, они тоже показывают свою слабость, а слабым можно и не подчиняться
Нельзя думать, что осознанно запрещая что-то, вы непременно сделаете детей несчастными. На самом деле, ребенку нужна не только свобода, но и сильный человек рядом, который будет направлять, защищать, а порой и что-то запрещать. Когда вы верите в свое право устанавливать границы дозволенного, детям значительно легче их соблюдать.
Задача родителей — сделать так, чтобы такие короткие и такие долгожданные летние месяцы не стали чередой унылых дней перед телевизором или компьютером, а принесли детям новые знания, удивительные открытия и волшебные воспоминания. Как же сделать летний отдых насыщенным и полезным? |
8. Не требуйте невозможного
Очень часто дети не слышат слово «Нет», потому что, устанавливая запреты, родители не учитывают их возрастные особенности. Не идите наперекор природе, которая заставляет трехлетку кричать «Я сам!». Это все равно, что бороться с ветряными мельницами. Нельзя требовать от дошкольника то, до чего он в принципе еще не дорос. Например, сидеть и 40 минут заниматься одним делом, смирно стоять, никуда не лезть, не баловаться и т. д., потому что здоровые дети должны быть активными и любопытными, а еще потому, что до семи лет у них не сформирована произвольность.
9. Предлагайте альтернативу
Обидно, когда что-то нельзя. Но ведь всегда есть что-то, что можно! Напоминайте ребенку об этом. Запрещая одну игру, тут же предлагайте другую, более безопасную. Научите правильно и аккуратно пользоваться запретными предметами (например, нельзя бегать с ножницами по комнате, но можно резать ими бумагу сидя за столом). Если малыша так и тянет рисовать на обоях, закрепите на удобной высоте большой рулон бумаги или выделите одну стенку на балконе, где можно рисовать мелками. Нельзя сейчас купить игрушку в магазине, но можно выбрать вкусное печенье на ужин или (для более взрослых детей) начать присматривать подарок к ближайшему празднику. Когда у ребенка есть альтернатива, он не будет устраивать истерику из-за того, что ему в чем-то отказали.
Откуда берутся силы? Что делать, если каждый вечер валишься с ног? Вопросы не праздные — особенно для мам с маленькими детьми. Малыши дают много энергии, но и требуют массу сил. В этой статье мы расскажем, как все время быть в форме. |
10. Любите, а не устраивайте войну
Ребенок плохо слышит слово «Нет», когда его отношения с родителями оставляют желать лучшего, когда взрослые грубы или ведут себя отстраненно
Ребенок не научится адекватно воспринимать запреты до тех пор, пока истерики и протесты — это единственный способ привлечь к себе внимание или добиться, чтобы его услышали
Очень важно не устраивать бесконечную борьбу за власть с собственными детьми, а еще не провоцировать их на запретное поведение. С малышами это довольно просто сделать
Порой достаточно вовремя отвлекать внимание, убирать подальше опасные предметы и вызывающие аллергию сладости, не ходить на прогулку в тот двор, где глубокая лужа и сломанная горка и т. д
Чем старше становится ребенок, тем чаще категорическое «Нет» можно заменять правом решать самому. При этом достаточно объяснить ребенку все последствия того или иного поступка и дать понять, что за них неизбежно придется нести ответственность.
И, конечно, в любом возрасте, запрещая что-то, важно оставаться любящим родителем