Сепарационная тревога или кризис разделения

Потребность быть рядом с мамой

Для младенца с самого рождения чувствовать маму рядом — базовая потребность. Мама — это еда, тепло, безопасность. В результате эволюции выживали дети, которые не отпускали своих мам далеко, подзывали их громким криком, не желали оставаться одни.

Эти мощные программы заложены и в наших детях. Младенец не осознает, что мама вышла в соседнюю комнату на минутку, а он лежит в безопасной кровати, никакая гиена не прибежит и не съест его; что он не скатится с обрыва в пропасть, а мама о нем помнит и не бросит его одного погибать от холода и голода.

Для малыша на первом году жизни очень важно чувствовать маму: видеть, слышать, касаться, ощущать ее запах, вкус молока. Именно на этом уровне формируется привязанность к маме, которая потом разовьется в теплые и доверительные отношения

Важно, чтобы мама смогла так организовать свою жизнь и жизнь семьи, дабы младенец мог много времени проводить рядом, на ручках, слышать ее голос, ощущать тепло и запах ее тела.

Но что происходит, когда ребенок подрастает, становится более самостоятельным, может свободно передвигаться по дому и, казалось бы, начинает многое понимать, рассуждать, но все равно не отпускает маму ни на шаг?

У ребенка примерно лет до трех (иногда дольше) сильна потребность быть рядом с мамой. Да, он уже способен оставаться без нее в знакомой безопасной обстановке, особенно если увлечен интересным занятием, может сам уходить от нее на приличное расстояние.

Но важно понимать, что ему довольно часто нужна “проверка связи”. Наверняка многие мамы деток этого возраста замечали, что даже очень увлеченный ребенок периодически подбегает, чтобы что-то показать, рассказать или взять

А если случилось неприятное, например он упал или его обидели, малыш бежит к маме, чтобы успокоиться в ее объятиях.

И это нормально, даже хорошо. Скажите честно, вам хотелось бы, чтобы подросший ребенок делился с вами своими проблемами или не посвящал вас в них совсем?

Обратите внимание, что ребенок может оставаться без мамы именно в безопасной обстановке, а ощущение безопасности дает прежде всего тот, с кем ребенок остается. Для двух-трехлетки это человек, с которым он хорошо знаком, кому доверяет и к которому сформирована привязанность

Если ребенок не чувствует себя в безопасности с тем, кто за ним присматривает, в следующий раз он будет сильно цепляться за маму, стараясь не допустить разлуки с ней.

Лечение тревожности у детей

Родители могут помочь своему ребенку справиться с тревожным состоянием, если помогут ему ощутить себя в безопасности. Благоприятная обстановка в семье может позволить ребенку ощутить себя комфортней, также смена школы может помочь снизить симптомы тревожного расстройства если оно связано с конфликтами в школе или потерей школьного друга. Даже, если Ваших усилий окажется недостаточно, чтобы решить проблему, сопереживание поможет стать первым шагом к выздоровлению.

Следующие советы помогут Вам создать стабильную и благоприятную среду для Вашего ребенка:

Подготовка к решению проблемы 

Узнайте больше о тревожном расстройстве у детей. Зная о том, что переживает ваш ребенок, вы сможете лучше его понять и справиться со сложившейся ситуацией.

Прислушивайтесь и уважайте чувства своего ребенка

Ребенку, который уже испытывает некое чувство одиночества, крайне важно, чтобы его выслушали, это может кардинально изменить ситуацию к лучшему.

Поговорите о проблеме. Будьте чуткими и напоминайте ребенку – аккуратно – что во время предыдущей разлуки ничего страшного не произошло

Ожидайте возможных трудностей. Будьте готовы к тому, что те или иные перемены в жизни могут привести к расстройству у ребенка, если его правильно не подготовить к разлуке.

Как помочь детям ощутить себя в безопасности

Обеспечьте стабильный дневной график

Не стоит недооценивать важность постоянства для детей с тревожным расстройством. Если расписание семьи ожидают изменения, поговорите с ребенком об этом заранее

Установите ограничения. Дайте ребенку понять, несмотря на то, что вы понимаете его проблемы и чувства, существуют определенные правила, которые нарушать нельзя.

Предложите выбор. Если в общении с ребенком будет присутствовать элемент выбора, подразумевающий некую степень контроля над ситуацией, ребенок почувствует себя гораздо комфортнее.

Помогите ребенку стать независимым

  • Соблюдайте спокойствие при расставании. Если ребенок увидит, что Вы соблюдаете полное спокойствие, он или она также останется спокойным.
  • Стимулируйте участие ребенка во внеклассных занятиях.
  • Помогите ребенку, который длительное время отсутствовал в школе, максимально быстро вернуться в привычное русло.
  • Поощряйте усилия ребенка. Не оставляйте без внимания даже наименьшие достижения ребенка, это позволит ему обрести уверенность в себе.

Борясь с тревожностью у ребенка, выпускайте наружу собственные переживания и стресс

  • Поговорите о своих чувствах. Простой разговор о чувствах и переживаниях может кардинально изменить ситуацию, даже если Вы не в состоянии изменить сложившуюся ситуацию.
  • Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Физическая активность является основным средством в борьбе со стрессом.
  • Правильно питайтесь. Организм, который получает достаточное количество полезных веществ, является более стойким к стрессовым ситуациям.
  •  Не забывайте об отдыхе.  Отдых и развлечения жизненно необходимы человеку, чтобы восстановить утраченные силы.
  • Высыпайтесь. Ощущение усталости только ухудшает состояние стресса, мысли становятся нерациональными и спутанными. Более того усталость может спровоцировать раздражительность, которая однозначно скажется и на общении с вашим малышом. Срывы в присутствии ребенка или крик непосредственно на него могут спровоцировать значительное ухудшение проблемы.
  • Сохраняйте чувство юмора. Сам по себе смех помогает организму бороться со стрессом.

Опасные признаки тревожности у ребенка

  • Недопустимые по возрасту истерики и попытки зацепиться
  • Постоянные жалобы на плохое физическое самочувствие
  • Нежелание видеться с родственниками, друзьями или сверстниками
  • Отказ посещать школу в течение нескольких недель
  • Постоянное ощущение страха или вины
  • Боязнь оставаться дома в одиночку

Когда начинается сепарационная тревога?

Зачастую период сепарационной тревоги начинается в районе 8 месяцев, но первые признаки этого состояния могут проявляться уже в возрасте 4 месяцев. Это объясняется тем, что в возрасте от 4 до 7 месяцев дети начинают понимать, что другие люди и предметы существуют, даже если они их не видят. Это явление в психологии называется постоянством объектов.

Например, когда вы выходите из комнаты, ребенок знает, что вы ушли. Он знает, что вы никуда не исчезли, но расстраивается из-за того, что не видит вас. Пока у ребенка нет ощущения времени (но оно появится в более старшем возрасте), поэтому он не знает, когда вы вернетесь и вернетесь ли вообще. Этим объясняется и плач, и капризы.

Примечания

  1. Всемирная организация здравоохранения. // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — ISBN 5-86727-005-8.
  2. Жмуров В. А. // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд. — М.: «Джангар», 2012. — 864 с.
  3. // Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера / Пер. с англ. Чеботарева Е. Ю.. — М., 2003. — Т. 1.
  4. Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. — СПб.: ВЕИП, 1995. — (Библиотека психоаналитической литературы). — ISBN 5-88787-001-X.
  5. Стивен Скотт, Роберт Гудман. Детская психиатрия = Child Psychiatry / пер. Е. Слободская. — 2-е. — Триада-X, 2008. — С. 78—81. — 408 с. — ISBN 5-8249-0139-2.
  6. Altman C., McGoey K. E., Sommer J. L. Anxiety in early childhood: what do we know? // Journal of early childhood and infant psychology. — 2009.
  7. Bogels S. M., Zigterman D. Dysfunctional cognitions in children with social phobia, separation anxiety disorder, and generalized anxiety disorder // Journal of abnormal child psychology. — 2000. — Т. 28, № 2. — С. 205–211.
  8. Содержание «Исследовательских диагностических критериев» (ИДК-10) является производным из класса V (код F) МКБ-10. Здесь даются специфические критерии для диагнозов из глоссария «Клинические описания и диагностические указания» (КОДУ), который подготовлен для клиницистов, преподавателей психиатрии и других работников психиатрического здравоохранения
  9. Barrett, Paula M., Ollendick, Thomas H., eds. Handbook of Interventions that Work with Children and Adolescents: Prevention and Treatment. — Wiley, 2003. — ISBN 978-0470844533.
  10. Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. — 2005. — 641 с. — ISBN 5-9668-0010-3.

Как приучить ребенка оставаться одному в комнате и не бояться

Когда ребенок боится остаться без мамы один:

  • Выходя из комнаты, продолжайте вести разговор, оставайтесь спокойными. Слыша спокойный голос мамы из соседней комнаты, малыш будет знать, что вы его не бросили, а находитесь рядом.
  • Постепенно приучайте к общению с другими людьми. Действуйте аккуратно, постепенно, чтобы не напугать кроху. По мере социализации страх потерять маму будет ослабевать.

Когда малыш боится оставаться один дома:

  • Когда собираетесь уходить, предупредите ребенка, скажите время точного возвращения (например, сразу после окончания фильма).
  • Не оставляйте малыша сразу надолго. Длительность отсутствия родителей нужно увеличивать постепенно.
  • Позаботьтесь о безопасности ребенка на время вашего отсутствия (уберите все опасные предметы, убедитесь, что исправны замки на двери, оконные блокираторы).
  • Когда уходите надолго, попросите соседа, которого ребенок хорошо знает, чтобы он время от времени наведывался домой, проверял, все ли в порядке.
  • Уходя, давайте крохе интересные задания, например, собрать картинку пазлов, раскрасить рисунок, сделать поделку.

Игры, помогающие детям адаптироваться

Существуют также игры, помогающие справляться детям с паникой и ситуациями, когда ребенок не отпускает ни на шаг.

  • Эта игра хорошо пойдет с малышами, когда они уже хоть как-то научились передвигаться самостоятельно. Попробуйте поиграть дома в прятки, используйте диван или стол. Прячьтесь, пусть малыш ползком догоняет вас. Если вдруг он вас потеряет, выгляните из-за преграды, позовите его, улыбнитесь. Таким образом, ребенок начнет запоминать, где он увидел вас в крайний раз. Когда эта игра приестся, попробуйте звать малыша голосом, пусть он ищет вас сам.
  • Поиграйте в игру с подушками: спрячьте под одну из двух подушек игрушку. Ребенок перевернет обе, чтобы ее найти. Только после года малыш начнет запоминать, под какой именно подушкой лежит игрушка – именно тогда у него начинает развиваться чувство постоянства окружающих вещей. И таким образом, вы сможете привить ему понимания на уровне подсознания, что мама не ушла навсегда, а просто вышла в соседнюю комнату или в магазин.

Как справиться с сепарационной тревогой у ребенка

Вот несколько способов, которые помогут справиться с сепарационной тревогой у ребенка:

  • Выходите из комнаты или из дома в подходящее время. Если вам нужно выйти, постарайтесь выбрать момент, когда малыш ведет себя спокойнее, например после сна или сразу после кормления. Ребенок больше страдает от сепарационной тревоги, когда он устал, хочет есть или заболел. Если малыш заболел, постарайтесь проводить с ним как можно больше времени.

  • Постарайтесь не привлекать к своему уходу много внимания. Если вы поручили кому-то присмотреть за малышом, пусть этот человек отвлечет его новой игрушкой, зеркальцем или купанием. Это даст вам возможность ускользнуть незамеченной.

  • Тренировка с уходом мамы в домашних условиях. Расставаться станет гораздо проще, если малыш сам попрощается первым, например отползет в другую комнату. В этом случае не нужно идти за ним, а стоит немного выждать. Если вам нужно ненадолго выйти из комнаты (сначала убедитесь, что в ней нет никаких источников опасности для ребенка), скажите малышу, куда вы пошли и когда вернетесь. Если он заплачет после вашего ухода, позовите его, чтобы он успокоился, но сразу не возвращайтесь. Со временем малыш поймет, что, даже если вы пропали из его поля зрения, ничего плохого не случится.

  • Разработайте ритуал расставания. Если малыша нужно передать на время няне, бабушке или оставить в яслях, не нужно сразу бежать к двери. Поиграйте с ним немного и лишь потом уходите. Скажите малышу, что вы скоро придете за ним, и обязательно назовите время, например: «Я вернусь после твоего обеда».

  • Не нарушайте обещания. Возвращаться нужно тогда, когда вы обещали. Так ребенок станет больше доверять вам и будет знать, что сможет выдержать следующую разлуку и за ним точно вернутся.

  • Скажите себе, что с ребенком все будет в порядке. Помните, что слезы малыша после вашего ухода быстро высохнут, и он станет играть с тем человеком, который за ним присматривает. А лишний эмоциональный стресс с вашей стороны ребенку сделает только хуже.

Ребёнок боится оставаться один в комнате

Такие ситуации также известны. Однако, в большей степени они характерны для детей младшего возраста. А уже трёхлетний малыш может вполне оставаться без маминого присмотра. Если же ребёнок патологически привязан к маме и боится остаться без неё в комнате, возможно, такому положению вещей послужило:

  1. Мама сильно переживает за своего ребёнка, боится перепоручить кому-то из родственников заботу о нём. Мама думает, что кроме неё никто не сможет обеспечить ребёнку полную безопасность и комфорт. Малыш ощущает эту тревогу и сам боится с ней расстаться.
  2. Ваш малыш может оказаться меланхоликом и у него чересчур ранимая психика.
  3. Возможно, ребёнок просто не научился доверять окружающему миру, всего боится.

Что говорить, уходя от ребенка

Мамы часто делают сильный упор на объяснения, почему им нужно уходить, и рассчитывают, что ребенок их поймет

Конечно, важно рассказывать, куда вы идете и что будете делать. Это поможет ребенку пережить разлуку, но надеяться на аргументы “маме нужно на работу, чтобы зарабатывать денежки” не слишком разумно

Ведь так мы стараемся задействовать логику, сформировать у ребенка понимание, зачем ему оставаться без мамы.

Но малыш не способен в полной мере осознать, зачем и куда уходит мама, не может представить, что мама где-то в другом месте, что она помнит о нем и любит его. Ребенку такого возраста нужны подтверждения и напоминания, которые помогают поддерживать невидимую связь с мамой.

Кроме того, малыш плохо представляет себе длительность временных промежутков, не может осознать, сколько времени мама будет отсутствовать. Особенно трудно дается понимание прошедшего и будущего времени. То есть объяснения из разряда “мама вернется через два часа” не помогают ребенку осознать, что мама вернется или когда это произойдет.

Исходя из этих знаний, попробуйте представить, что самый близкий человек, которого вы любите, от которого зависит ваше благополучие, а может быть и жизнь, вдруг ушел куда-то — и вы не можете представить, куда, когда вернется; с ним нет никакой связи, и вы не знаете, кому звонить, как узнать о его судьбе. Страшно, правда? Тревожно, неуютно, небезопасно.

У ребенка в описываемой ситуации возникает очень много чувств и эмоций, которые он не может удерживать в себе в силу незрелости. Он тут же начинает плакать, истерить, кричать. Ему неинтересны игры и развлечения. А когда мама возвращается, он делает все возможное, чтобы не выпускать ее из поля зрения и чтобы подобная ситуация не повторилась.

Задний план

Истоки тревожного расстройства, связанного с разлукой, восходят к теории привязанности, уходящей корнями в теории привязанности как Зигмунда Фрейда, так и Джона Боулби . Теория привязанности Фрейда, имеющая сходство с теорией обучения , предполагает, что у младенцев есть инстинктивные импульсы, и когда эти импульсы остаются незамеченными, это травмирует младенца. Затем младенец узнает, что, когда его мать отсутствует, за этим следует мучительное отсутствие удовлетворения, что делает отсутствие матери условным стимулом, который вызывает тревогу у младенца, который затем ожидает, что их потребности будут проигнорированы. Результатом этой ассоциации является то, что ребенок начинает бояться всех ситуаций, которые включают расстояние от его опекуна.

Боулбите «s теория привязанности также способствовала процессу мышления окружающего разделения тревожного расстройства. Его теория представляет собой основу для контекстуализации отношений, которые люди формируют друг с другом. Боулби предполагает, что младенцы инстинктивно мотивированы искать близости со знакомым опекуном, особенно когда они встревожены, и ожидают, что в эти моменты их встретят эмоциональной поддержкой и защитой. Он утверждает, что все младенцы привязываются к своим опекунам, однако существуют индивидуальные различия в способах развития этих привязанностей. Согласно Боулби, существует 4 основных стиля прикрепления; надежная привязанность , тревожно-избегающая привязанность , дезорганизованная привязанность и тревожно-амбивалентная привязанность . Тревожно-амбивалентная привязанность здесь наиболее актуальна, потому что ее описание, когда младенец чувствует крайний дистресс и тревогу, когда его опекун отсутствует, и не чувствует успокоения, когда он возвращается, очень похоже на SAD.

Почему так происходит?

В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.

Детские слезы не всегда вызваны капризами, дурным настроением и желанием побыть с матерью. Просто дети до двух лет выражают все переживания и неудобства плачем. Внимательно приглядитесь, может, ребенок простыл, у него режутся зубки или болит живот. Читаем также:как понять причины плача детей

Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.

Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.

Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы

Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать

“Мамина” дочка. Ребенок очень привязан к маме

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
  2. Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
  3. Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
  4. Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
  5. Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь». Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
  6. Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
  7. Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.

Предлагаем ознакомиться Женщины родившие двух и более детей получат надбавку к пенсии

Не сравнивайте разных деток, каждый из них – отдельная личность с неповторимым характером. Но они обладают общей чертой: одинаково нуждаются в родительской ласке и заботе, только одни меньше, а другие больше. Не огорчайтесь, если сейчас малыш излишне к вам привязан и не отпускает от себя. Скоро он подрастет, станет самостоятельнее, и у вас, наконец, появится свободное время.

Что такое сепарационная тревога?

Сепарационная тревога — это расстройство, вызванное страхом разлуки, расставания с дорогим человеком (обычно это мама или папа у маленького ребенка) или каким-либо объектом (например, любимая игрушка). Страх разлуки считается нормальным в некоторых обстоятельствах: когда ребенку еще не исполнилось два года, если он идет в детский сад или в новую школу, если семья недавно переехала на новое место. Этот страх может проявляться по-разному: от легкого беспокойства до истерики и сильной постоянной тревоги. Родители могут помочь ребенку справиться с этим, но если страх перерастает в тревожное расстройство, малышу может требоваться помощь врача.

Тревога, вызванная разлукой, возникает почти у всех детей. Она может появляться уже в 4 месяца и обычно проходит в возрасте около двух лет. К этому моменту у ребенка формируется чувство постоянства объекта, он понимает, что родители продолжают существовать, даже если их нет рядом. Если тревога сохраняется в более старшем возрасте, малышу может потребоваться помощь.

Некоторые ситуации и факторы могут усиливать тревогу и увеличивать риск появления тревожного расстройства даже у детей старшего возраста. Среди них:

  • стресс, связанный с тяжелыми жизненными ситуациями: болезнь или утрата близкого человека, развод родителей, переезд;
  • темперамент, влияющий на уровень тревожности и повышающий его;
  • наличие проблем с тревогой или тревожных расстройств у близких родственников.

Сепарационная тревога проявляется характерным поведением. При расставании с одним из родителей, с любым близким человеком или важным для ребенка объектом (игрушкой, одеждой), он начинает плакать, тревожиться, беспокоиться. Ребенок может просить не оставлять его, умолять родителей не уходить. Если это не помогает, он может сильно переживать и продолжать плакать даже в отсутствие родителей. После их возвращения малыш успокоится, но если стресс был сильным, состояние может оставаться возбужденным или тревожным.

Основные симптомы тревожного расстройства, связанного со страхом разлуки, включают:

  • Проблемы с концентрацией. Ребенку сложно концентрироваться на игре или любых других занятиях, он постоянно проверяет, не оставили ли его;
  • Постоянное беспокойство: ребенок все время боится, что с ним или с его родными случится что-то плохое, их похитят, они пропадут, исчезнут;
  • Проблемы со сном: трудности засыпания, периодические пробуждения, ночные кошмары. Ребенок может отказываться спать один и приходить по ночам к родителям;
  • Нарушения аппетита;
  • Нестабильное эмоциональное состояние: раздражительность, беспокойство, постоянное напряжение, плаксивость;
  • Навязчивое поведение: малыш старается быть как можно ближе к родителям, даже если они никуда не уходят;
  • Частые позывы к мочеиспусканию, энурез.

По этим признакам можно отличить тревогу от манипуляции. Если ребенок пытается манипулировать родителями, он будет успокаиваться сразу же после их возвращения, вести себя обычным образом. Если же тревога или ее последствия проявляются в те моменты, когда родители никуда не уходят, это связано с сильным страхом потери.

Сепарационная тревога у взрослых

Тревожное расстройство из-за страха разлуки с дорогим человеком может возникать не только у детей, но и у взрослых. Тревога в этом случае сопровождается напряжением, нервозностью, беспокойством, учащенным сердцебиением и дыханием. Она может провоцировать бессонницу, панические атаки, навязчивые идеи. Боязнь расставания может быть связана с травмой или тяжелой ситуацией, депрессией, другими расстройствами

При появлении тревожности важно обратиться к врачу, чтобы он назначил лечение. Это может быть психотерапия, прием лекарств, лечение сопутствующих заболеваний

Как научиться расставаться с ребенком

В качестве подготовительного этапа хороши игры в “ку-ку” и прятки — ведь в них мама исчезает на несколько секунд или минут, а затем появляется.
Важно вводить регулярные отлучки мамы из дома: психика ребенка так устроена, что требуется постоянное подкрепление любой привычки.
Обязательно прощайтесь с ребенком. Необходимо, чтобы он видел, как мама уходит, а потом приходит, чтобы не было ощущения, что она исчезает в никуда
Хорошо, если мама при этом излучает уверенность в своих действиях, а не тревожится, как ребенок будет без нее.
Время отлучки лучше увеличивать постепенно, начиная с нескольких минут.
Перед тем как уйти, необходимо уделить ребенку внимание.
В случае долгого расставания необходимо продумать, как поддерживать связь (пусть взрослый, который остается с ребенком, покажет ваши фото, расскажет, где вы и что делаете, и т.д.).
Оставляйте ребенка только со взрослым, к которому сформирована привязанность, есть доверие

И помните, что привыкание к новому человеку требует времени!
Хорошо, если можно показать ребенку, куда вы уходите, или рассказать, куда пойдете и что будете там делать.
Привязывайте временные отрезки к конкретным действиям или режимным моментам (“ты сейчас покушаешь, погуляешь, а там и я вернусь” вместо “я вернусь через два часа”).
Не ругайте за проявление эмоций! Расстраиваться из-за разлуки с близким человеком — нормально.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий