Соблюдать ли режим дня ребенка в Новый год

Есть ли минусы у режима дня

Минусы режима дня или, точнее сказать, возражения против соблюдения строгого распорядка дня таковы:

  • малыши часто выбиваются из привычного распорядка, нарушая последовательность и время мероприятий. Их сон и питание легко нарушаются под действием внешних факторов (погода, дискомфорт физический или психический, изменение типа и способа вскармливания);
  • дети на интуитивном уровне могут следовать своим потребностям. На этом основано возражение против насильственного подчинения расписанию;
  • строгое следование распорядку дня, игнорирование индивидуальных условий жизни, особенностей личности и возраста может приводить к косности мышления, неспособности подстраиваться под изменения обстановки, лишению индивидуальности и также к нарушению состояния здоровья.

Распорядок дня дошкольника

Этот период в развитии ребенка очень важный, и правильная организация его дня играет ключевую роль. Как правило, малыши в этом возрасте начинают ходить в детский сад. В таком случае работы для мам и пап существенно уменьшается: за них ее делают воспитатели. В детском саду соблюдают график методично и строго. Это не всегда оправдано, но зато малыш легко и быстро учится все делать в одно и то же время, гармонично и правильно развивается всесторонне. Установленного в детском саду распорядка дня желательно соблюдать и на выходных.

Если же ваш малыш пока не ходит в садик, нужно постараться создать определенный режим дома. Это очень сложно, поскольку в этот период развития ребенок очень активно познает мир, он постоянно жаждет понять и открыть что-то новое, и плохо понимает необходимость графика и режима. К тому же, именно в этот период проявляются начальные стадии формирования личности, малыш осознает свое «я», начинает активно сопротивляться внешнему воздействию, все делает наоборот, устраивает сцены и истерики.

В этот сложный период важно набраться терпения, относиться ко всему с пониманием и спокойствием, но обязательно учить ребенка соблюдать определенные правила и режим

Каким же он должен быть? Что касается питания, то организовать его проще всего. Ребенок должен кушать 4-5 раз в день:

Завтрак – от 8 до 9 утра;

Второй завтрак – 11-12 часов дня;

Обед – 14 часов;

Полдник – около 16 часов;

Ужин – 19-20 часов вечера.

Время, указанное в этом графике, примерное, можно немного отклоняться от него в разные стороны

Важно соблюдать длительность перерывов между едой. Если вас ждет насыщенный день с ребенком вне дома, позаботьтесь о легком перекусе для него

Другие процессы организовать намного сложнее. В этот период ребенок уже спит намного меньше, период бодрствования дольше. Как организовать грамотно занятия, игры, полезные процедуры? Строгих правил и рекомендаций в этом нет

Но важно, чтобы все необходимое, что нужно малышу для развития, он получал. Это ежедневные прогулки от 60 до 120 минут, активные игры и занятия (2-3 часа), гимнастика, купание, закаливание

Несколько советов, как организовать день для ребенка этого возраста:

после завтрака – отличное время для активных занятий и прогулок;

после обеденного сна хорошо проводить процедуры закаливания, гимнастику, массажи;

время перед ужином – пора для игр с родителями и друзьями, активных занятий;

после 20 часов лучше переходить на спокойные занятия (рассматривание книжек, отдых, чтение с мамой и т.д.).

Вместо простых игр можно проводить с ребенком полезные обучающие и развивающие занятия. Но помните, что они должны продолжаться не больше 20 минут. Однообразные действия утомляют ребенка, он будет скучать или вредничать. Меняйте виды занятий с активных на спокойные, не переутомляйте малыша.

Умения годовалого ребёнка

Что должен уметь малыш в 1 год?

  • Уверенно стоять, ходить (необязательно), ползать, сидеть.
  • Подниматься на ноги из любых положений, приседать и вставать.
  • Реагировать на родных.
  • Откликаться на имя.
  • Уверенно держать и брать предметы.
  • Произносить слоги или простые односложные слова.
  • Пробовать взбираться или залезать на невысокие предметы, слезать с них.
  • С помощью взрослых собирать простые пирамидки.
  • Указывать на предметы.
  • Строить небольшие башенки.
  • Катать игрушки на колёсиках.
  • Прокатывать мяч.
  • Открывать и закрывать дверцы мебели.
  • Подражать совершаемым взрослыми действиям: мотать или качать головой, хлопать, расчёсываться, дуть на что-то.
  • Проявлять эмоции и чувства: улыбаться, плакать, обниматься, смеяться, злиться, прижиматься к маме.
  • Реагировать на музыку: пытаться подпевать, двигаться.
  • Имитировать животных.
  • Выполнять простые просьбы: дай, возьми, принеси, поставь.
  • Играть в «ладушки», махать рукой, примитивно играть в «ку-ку».

Это неполный список всех навыков. Но развитие проходит индивидуально, поэтому малыш не обязан уметь всё из списка. Некоторые навыки могут осваиваться постепенно и чуть позже.

Питание

Кормить ребенка в 1 год и 5 месяцев необходимо 4 раза в день. Интервалы между приемами пищи составляют 3,5-4 часа.

  1. Первый завтрак – через час после утреннего пробуждения.
  2. Обед – за час до дневного сна.
  3. Полдник – через полчаса после отдыха.
  4. Ужин – за час-полтора до ночного сна.

Малыши на втором году жизни получают измельченные и протертые продукты. Но постепенно, по мере прорезывания зубов, в рацион вводят блюда, приучающие к жеванию:

  • оладьи;
  • пудинги;
  • овощи и фрукты, нарезанные кусочками;
  • паровые котлеты.

Специалисты рекомендуют составлять меню сразу на неделю. Стол получится разнообразным, и все требования к рациону будут учтены. Чем больше продуктов, тем легче удовлетворить потребности малыша в пище. К тому же, однообразное питание быстро приедается.

Суточный рацион распределяется таким образом:

  • обед – 35-40%;
  • полдник – 10-15%;
  • завтрак + ужин – 55-45%.

Следует учитывать вкусовые предпочтения крохи: зачастую еда, которая уплетается с аппетитом, и пользы приносит больше.

Какими должны быть игры?

В данном случае имеются в виду игры как физические, так и развивающие. Если говорить о них отдельно, получится примерно следующая картина.

Упражнения и игры для физического развития должны включать в себя:

  • любые виды ползания;
  • наклоны во все стороны;
  • приседания (при поддержке под ручки или без);
  • ходьба (по прямой, под наклоном, по бугристой местности);
  • игры с проползанием под препятствием или сквозь обруч;
  • упражнения на турнике или кольцах;
  • игры с бросанием мяча;
  • укрепление мышц брюшного пресса;
  • упражнения с вращениями конечностями.

Арсенал игр, развивающих моторику, память, усидчивость, воображение, будет примерно таков:

  • собирание пирамидок или башенок (из шариков, колечек, кубиков);
  • сборка-разборка матрешек;
  • игра с детскими музыкальными инструментами (пианино, металлофон, бубен, дудочка);
  • собирание игрушек-сортеров, пазлов, лото (по возрасту);
  • лепка из теста, глины, пластилина;
  • рисование (красками, мелками, фломастерами);
  • занятия с сенсорными ковриками;
  • пальчиковые игры («Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая»);
  • прятки;
  • игра в «Найди и покажи» (какие-либо детали на картинке);
  • игра в песочные «куличики».

В годовалом возрасте наши малыши уже не такие беспомощные, как, к примеру, в 3 месяца. Но внимания им нужно уделять не меньше. Ведь они продолжают расти, развиваться, учиться всему, чего пока не умеют. Задача взрослых – дать им эти навыки, постепенно формируя гармоничную личность.

Основные ошибки и проблемы, с которыми сталкиваются родители при формировании режима для для ребенка

Научить малыша следовать распорядку дня невозможно, если родители и сами живут в легком хаосе, делая то, что хочется, и тогда, когда хочется. Поэтому начинать, как всегда, придется с себя. Научитесь самодисциплине, это совсем не сложно, нужно уделить некоторое время для того, чтобы создать свой график и придерживаться его, дальше уже сработает механизм привычки.

Что касается организации режима для ребенка, то здесь нужно следовать простым правилам:

будьте терпеливыми, всегда и все делайте только с любовью;

не меняйте решений, будьте последовательными, действуйте мягко, но настойчиво, не поддавайтесь на уговоры и капризы;

научитесь говорить «нет» малышу, и объяснять, почему так нужно;

всегда хвалите ребенка за организованность, за то, что он «такой взрослый и все умеет», это очень помогает в развитии ответственности за свои действия у детей;

проводите время вместе. Нельзя сказать просто: «Иди играть!», поиграйте с ним или хотя бы поинтересуйтесь, как и что делает ваш ребенок. Контакт и доверие – основа правильного воспитания ребенка.

Почему так важен четкий режим дня?

Правильный режим дня ребенка — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Четкий график позволяет сбалансировать периоды обучения и отдыха, сна и приемов пищи, гигиенических процедур.

Взрослые, как правило, весьма легкомысленно относятся к собственному графику жизни. Ритм современной жизни диктует свои правила — обеды «на бегу», сон по принципу «сколько получится», пассивный отдых. И естественно, по устоявшимся в семье правилам со временем начинает жить и ребенок. Ему не остается ничего другого, только подстраиваться под режим родителей — именно этот пример у него перед глазами.

Грамотно выстроенный распорядок дня ребенка — это не строгий «тюремный» режим и не принуждение. Он служит эффективным средством для удовлетворения всех детских потребностей.

Почему важно вводить режим дня?

Соблюдение дневного режима не просто вырабатывает у ребенка пунктуальность. Это прочный фундамент для его гармоничного физического и психоэмоционального развития.

Если малыш достаточно спит, он активен и любознателен, готов к «великим свершениям». Ежедневные прогулки укрепляют иммунитет и расширяют кругозор малыша. Играя со сверстниками, ребенок познает мир и учится общаться. Сбалансированное питание по четко выстроенному меню — залог здоровья и хорошего самочувствия малыша. А обучающие занятия, включенные в режим дня, развивают культурно и интеллектуально.

Детская нервная система очень пластична. Малыши довольно быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. И тем не менее, привычный режим дня — это тот якорь, который помогает ребенку быть уверенным в себе и в будущем. Когда малыш знает, что будет завтра или хотя бы после выполнения домашних заданий, он чувствует себя более расслабленно и комфортно.

Дисциплина, ответственность и самоорганизация — важные личностные качества, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Распорядок дня заложит основы их формирования. Ребенок учится контролировать свою жизнь и отвечать за совершенные поступки.

Совместные приемы пищи, прогулки и игры — те важные семейные ценности, которые поможет воспитать у ребенка именно режим дня. Ритуалы, прописанные в дневном графике, сплачивают родителей и ребенка.

С установленным распорядком дня ребенок без серьезных проблем привыкает к новой для себя обстановке и быстрее формирует полезные привычки. Малыши, которые следуют определенному режиму, успешнее адаптируются в школе.

Значение гигиены и прогулок

В этом возрасте малыш начинает понимать важность гигиенических процедур:

  • умывания;
  • мытья рук после прогулки и перед едой;
  • чистки зубов дважды в день;
  • купания.

Гигиенические навыки необходимо превращать в полезные ежедневные привычки, которые должны выполняться «на автомате». Для гигиенических процедур необходимы специальные детские средства: мыло, зубная паста, пенка для ванны

При этом купание в полной ванне в режим дня уже можно не включать ежедневно, но крохе нужно понимать, что о чистоте тела заботиться крайне важно

Если же мамочка решит купать кроху каждый день, то важно после этого смазывать его кожу увлажняющим детским маслом (кремом). Если кроха уже закален, вода для купания может иметь температуру около 29 градусов, если нет – около 34

Что касается прогулок, то ежедневно малыш должен проводить на воздухе не менее 3–4 часов. Если позволяет погода, на прогулке нужно играть, бегать, проявлять физическую активность всеми способами. Если массаж сейчас ему уже не требуется (мышцы и так обрели нужную силу и тонус), то двигательный режим должен быть достаточным для дальнейшего развития координации, ловкости, роста и укрепления мышц и позвоночника

В период активного роста это крайне важно

Если же погода не способствует длительным прогулкам, время пребывания на улице можно сократить, компенсировав его проветриванием комнаты. Перед укладыванием крохи на ночь помещение также нужно проветрить, независимо от того, сколько времени он провел на воздухе.

Однако при всем этом, составляя режим дня, следует учитывать и тот факт, что примерно за 2 часа до сна нагрузки (физические или эмоциональные) необходимо снизить, чтобы дать возможность организму малыша успокоиться, подготовиться к длительному отдыху. В это время можно занять кроху интеллектуальными играми на развитие памяти, моторики, речи.

Особенности режима бодрствования

Режим бодрствования ребенка напрямую влияет на то, как он спит и как усваивает новую информацию, какие полезные привычки приобретает.

Норма активных часов

По мере роста и развития малыш будет бодрствовать гораздо больше:

  • до 3 месяцев — 1-1,5 ч;

  • 3-6 месяцев — 1,5-2 ч;

  • 6-9 месяцев — 2,5 ч;

  • 1 год — 3,5 ч;

  • 1-1,5 года — 3,5-4 ч;

  • 1,5-2 года — 4,5-5,5 ч;

  • 2-3 года — 5,5-6 ч;

  • 4-6 лет — 6-6,5 ч;

  • 7-10 лет — 12-14 ч;

  • 11-14 лет — 14,5-15 ч.

Родителям при составлении режима дня важно найти ту самую «золотую середину». Если во время бодрствования ребенок малоактивен, то и засыпать он будет неохотно

Но и его сверхактивность не поспособствует качественному сну. Вот почему время бодрствования детей должно быть продуктивным, но не перегруженным.

Рекомендации психолога

Чтобы в период бодрствования ребенок активно изучал мир и проводил время с пользой, важно создать для него благоприятную среду. Какие правила соблюдать?

Ежедневные прогулки на свежем воздухе — обязательное условие

Для ребенка любого возраста важно общение со сверстниками. Ближе к отходу ко сну в расписании должны присутствовать только спокойные развлечения

У ребенка должно быть свое рабочее место, где ему комфортно выполнять домашние задания. Ребенку в расписании дня должно хватать время не только на качественное выполнение школьных заданий, но и на игры. Детей не рекомендуется перегружать развивающими занятиями, секциями, кружками. Если ребенок переутомляется, в режим дня можно включить дневной сон (не более часа). Важно сократить время, проведенное перед телевизором или за компьютером, с гаджетом в руках.

Режим дня малыша – работа родителей


Фото: https://pixabay.com/photos/mothers-child-mummy-lovely-family-3389671/

Если с кормлением всё более менее понятно (кормить надо, перекармливать нельзя), с развивающими играми тоже полный порядок (в центры раннего развития малолетний народ начинает ходить лет с полутора), то нередко опускаются такие важные компоненты, как полноценный сон и физическая активность на свежем воздухе. А именно эти два аспекта обеспечивают прочный фундамент для развития и здоровья ребёнка.

Для обеспечения ребёнка адекватной физической нагрузкой родителю необходимо:

  • запланировать время;
  • преодолеть страх перед погодой и простудными заболеваниями и стараться гулять с ребёнком при любых климатических условиях (исключение — мороз минус 15 (минус 20 для детей старше 5 лет) и ветер свыше 15 м/с);
  • подобрать одежду, которая будет одновременно защищать от погодных явлений и обеспечивать возможность активно двигаться ребёнку.

Для обеспечения полноценного отдыха нервной системе ребёнка (заодно и родительской) нужно:

  • не дожидаться пока ребёнок самостоятельно ляжет в постель (усталость у детей нередко проявляется перевозбуждением, что приводит к двигательной и эмоциональной расторможенности), а мягко подготовить ребёнка к отдыху, учитывая необходимое по возрасту время для бодрствования. Для этого можно вводить так называемые ритуалы (определённые последовательные действия, спокойные игры, чтение книг, купание, пение);
  • исключить активные виды игр, гаджеты перед сном;
  • обеспечивать адекватную физическую активность в течение дня, чтобы ребёнок и не переутомился, и устал;
  • стараться, чтобы отход ко сну и подъём утром не слишком отличались в входные и будние дни;
  • стараться не пропускать дневной сон;
  • избегать фонового включения телевизора в течение дня
  • ограничение времени пользования компьютером и телевизором до 15 минут в день детям от 3 лет.

Преимущества соблюдения режима дня:

«флай-леди»грудном вскармливании

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.00 – Бодрствование7.00-9.00 – Сон9.00 – Второе кормление9.00-10.00 – Бодрствование10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)12.00 – Третье кормление12.00-13.00 – Бодрствование13.00-15.00 – Сон15.00 – Четвертое кормление15.00-16.00 – Бодрствование16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)18.00 – Пятое кормление18.00-19.00 – Бодрствование19.00-20.45 – Сон20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00 – Шестое кормление21.00-6.00 – Ночной сон24.00 или 3.00 – Седьмое кормлениеночных кормлений

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.30 – Бодрствование7.30-9.30 – Сон9.30 – Второе кормление9.30-11.00 – Бодрствование11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)13.00 – Третье кормление13.00-14.30 – Бодрствование14.30-16.30 – Сон16.30 – Четвертое кормление16.30-18.00 – Бодрствование18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)19.00 – Пятое кормление19.00-20.45 – Бодрствование20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00-6.00 – Ночной сон23.00 – Шестое кормление

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 – пробуждение, утренний туалет, первое кормление7.00-9.00 – Бодрствование9.00 – 11.00 – Сон11.00 – Второе кормление11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)13.00 – 15.00 – Сон15.00 – Третье кормление15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)17.00-19.00 – Сон19.00 – Четвертое кормление19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)20.30 – Купание21.00-7.00 – Ночной сон23.00 – Пятое кормление

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение9:00 – завтрак9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика11:00-12:30 – прогулка12:30-13:00 – обед13:30-15:30 – дневной сон16:00 – полдник16:30-18:00 – прогулка19:00 – ужин21:00 – поздний ужин21:30 – ночной сон

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 – пробуждение, утренний туалет8:00 – завтрак8:30 – 9:30 – занятия, игры, гимнастика10:00 – второй завтрак10:30-12:30 – прогулка12:30 – обед13:00-15:00 – дневной сон15:30 – полдник16:00-16:30 – игры, занятия16:30-18:00 – прогулка18:30 – ужин19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия20:00 – подготовка ко сну, купание20:30 – ночной сонзаблаговременно

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу8:00-12:00 – занятия в школе13:00 – обед, отдых, свободное время14:00-15:00 – выполнение домашнего задания15:30 – полдник16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций19:00 – ужин19:30-20:00 – игры, и свободное время20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры20:30-21:00 – чтение на ночь21:00 – сон

Преимущества поддержания режима и исключения

У ребенка потребности в пище, игре и отдыхе сменяют друг друга через определенные промежутки времени. Правильно налаженный режим дня помогает малышу:

  • привыкнуть отличать день от ночи — это умение оценят, прежде всего, его родители, особенно если новорожденный находится на грудном вскармливании и отец не может ночью подменить кормящую маму, чтобы дать ребенку бутылочку со смесью;
  • избегать переутомления — маленький организм на уровне рефлексов будет знать, чего ожидать после тех или иных действий и процедур, что снизит затраты энергии и времени на переход к новому виду деятельности;
  • гармонично развиваться умственно и физически — правильно выстроенная последовательность сменяющих друг друга периодов отдыха и активности способствует наиболее эффективному распределению ресурсов организма.

Так же как и взрослый человек, ребенок может утомиться раньше обычного или, наоборот, перевозбудиться. В таких случаях нельзя требовать от него жесткого следования режиму — не давать засыпать до определенного времени или пытаться укачать, чтобы он уснул, несмотря на желание поиграть. Подобная тактика не принесет радости ни малышу, ни его родителям.

Особенности режима питания

Питание — один из основных факторов, который определяет полноценное развитие ребенка любого возраста. Рацион должен быть организован таким образом, чтобы малыш получал все необходимые нутриенты, витамины и минералы. Тогда все системы его организма будут готовы к росту и различным нагрузкам, которые ждут в школе.

Когда человек принимает пищу примерно в одни и те же часы, у него скоро устанавливается своеобразный рефлекс. К «привычному» времени усиливается отделение пищеварительных соков, а значит аппетит будет гораздо сильнее.

При составлении рациона ребенка можно отталкиваться от основных принципов сбалансированного питания. При этом режим питания будет напрямую зависеть от расписания школьных уроков и наличия спортивных тренировок.

Базовые правила здорового питания для детей дошкольного и школьного возраста:

Одно из важных условий — с 7 лет режим питания ребенка должен предусматривать не менее 4 приемов пищи. В идеале это: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. В рационе обязательно должны присутствовать мясо, рыба, фрукты, овощи, молочные продукты. Это обеспечит поступление в организм белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов. Из меню следует сразу исключить продукты, которые вызывают у ребенка аллергические реакции. Перекусы между основными приемами пищи должны быть легкими: фрукт, горсть орехов и т. п

Важно минимизировать употребление рафинированных сладостей, жареных, слишком соленых и острых блюд, газированных напитков. Порции должны быть небольшими

Калорийность блюд должна «покрывать» энергозатраты ребенка в течение дня. Важно формировать у ребенка полезные пищевые привычки, не создавая при этом «культа еды». Не рекомендуется использовать еду в качестве поощрения или, наоборот, наказания.

Любые отклонения в процессе питания ребенка могут повлечь за собой нежелательные физические и психологические последствия. К негативным физиологическим последствиям относят дефицит питательных веществ (важных нутриентов, макро- и микроэлементов), что приводит к различным заболеваниям: недостаточная масса тела, анемия, расстройства пищеварения. Серьезной проблемой при «неконтролируемом» питании может стать ожирение. В психологическом аспекте нарушения пищевого поведения (избирательный аппетит, нежелание пробовать новые продукты, полный отказ от какой-либо категории продуктов) могут приводить к снижению когнитивных функций из-за дефицита веществ, необходимых для нормального развития нервной системы.

Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медикопсихологическое воздействие на здоровье ребенка. Объективные выводы о недостаточности питания могут быть сделаны врачом-педиатром.

В

  • нервная анорексия;

  • атипичная нервная анорексия;

  • нервная булимия;

  • атипичная нервная булимия;

  • переедание, связанное с другими психологическими расстройствами;

  • рвота, связанная с другими психологическими расстройствами.

При этом некоторые расстройства пищевого поведения у детей, которые обычно очень беспокоят родителей, в 10-й версии МКБ перемещены в другие разделы. Например, трудности вскармливания и введения пищи, различные расстройства аппетита. А ожирение вынесено в отдельный раздел.

Режим дня ребенка грудного возраста

В первый год жизни ребенка его режим дня будет меняться неоднократно, и это нормально. Дело в том, что именно в первый год происходит очень бурное физическое и нервно-психическое развитие.

За первый год ребенок значительно вырастает и овладевает очень многими жизненно необходимыми навыками, воспринимает и усваивает огромное количество новой информации.

Особенности режима дня грудничка

  1. В первый месяц жизни режима дня как такового нет. Это период адаптации малыша к новым условиям жизни, а его родителей — к новому статусу.
  2. Чем младше ребенок, тем больше он спит. По мере взросления малыш все реже засыпает днем, зато зачастую спит куда дольше, чем кроха в первые месяцы жизни.

Как организовать режим дня грудничка

Наладьте четкий режим прогулок и гигиенических процедур (вечернее купание). Затем постарайтесь выделить время для сна.
Чем больше ребенок находится на свежем воздухе, тем это для него полезнее. Старайтесь гулять не менее 2-х часов в день.
Как можно раньше выберите время перехода к ночному сну (например, в 20.30-21.00).
Режим питания ребенка первых 6 месяцев жизни определяется временем засыпания и пробуждения. Чем старше ребенок, тем реже он ест.
Детей на грудном вскармливании кормите по требованию — по мере взросления малыш сам потребует грудь в определенное время

У детей на искусственном вскармливании этого не происходит, поэтому у «искусственников» очень важно соблюдать строгий режим питания.
Когда вводите прикорм, строго придерживайтесь режима питания для правильного функционирования пищеварительного тракта.

Распорядок дня: таблица по часам

Режим дня крохи в год будет включать все действия, указанные выше. Представленная ниже примерная таблица распорядка наглядно показывает, каким может быть расписание при двукратном дневном сне:

Временные интервалыДействия и процедуры
6 часов утраПробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание.
С 6:15 до 6:30Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь.
С 6:30 до 7:30Игры в спокойном режиме.
С 7:30 до 8:30Гимнастика, массаж, общение.
С 8:30 до 9-иЗавтрак.
С 9-и до 11-и часовУтренний первый сон. Он может совмещаться с прогулкой в коляске на свежем воздухе.
С 11-и часов до 13-иРазличные игры или развивающие занятия с родителем.
С 13-и часов до 13-30Полноценный обед.
С 13:30 до 15 часовВесёлые совместные игры с мамой и иными членами семьи, физическая активность.
С 15-и часов до 16:30Вторая прогулка, во время которой следует играть активно, рассматривать разные объекты на улице.
С 16:30 до 16:45Полдник.
С 16:45 и до 18-и часовВторой сон.
С 18-и часов до 18:30Пробуждение, переодевание, общение.
С 18:30 до 19-и часовУжин.
С 19-и часов до 20:30Спокойные, неактивные развлечения. Например, общение, чтение книг, рассматривание картинок.
С 20:30 до 21Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания.
С 21 часа до 21:30Последнее кормление на ночь.
С 21:30 до 6-и часовНочной глубокий сон.

А в этой таблице представлен образец режима для крохи, который за день спит единожды:

Временные интервалыДействия и процедуры
6 часов утраПробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание.
С 6:15 до 6:30Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь.
С 6:30 до 7:30Игры в спокойном режиме, развитие.
С 7:30 до 8:30Гимнастика, массаж, общение.
С 8:30 до 9-иЗавтрак.
С 9-и часов до 11-иИгры в домашней обстановке.
С 11-и часов до 12:30Одевание, прогулка на свежем воздухе.
С 12:30 до 13-и часовПереодевание, общение.
С 13-и часов до 13-30Полноценный обед.
С 13:30 до 16:30Дневной продолжительный единственный сон.
С 16:30 до 17-и часовПереодевание, общение с родителем.
С 17-и часов до 17:15Полдник.
С 17:15 до 17:30Одевание, общение.
С 17:30 до 19-и часовПрогулка на улице.
С 19-и часов до 19:15Переодевание.
С 19:15 до 19:45Ужин.
С 19:45 до 20:30Спокойные развлечения: игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение книг, разговоры.
С 20:30 до 21Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания.
С 21 часа до 21:30Последнее кормление на ночь.
С 21:30 до 6-и часовНочной глубокий сон.

В таблицах указаны примерные часы. Все дети разные: одни просыпаются раньше, другие позже. От времени естественного самостоятельного пробуждения стоит отталкиваться при планировании распорядка дня. Соблюдайте представленные выше интервалы.

Особенности сна

Сон играет очень важную роль, поэтому ему следует уделять особое внимание. И есть несколько самых важных моментов

Во-первых, длительность сна малыша в год составляет в общей сложности порядка 13-14 часов. Около 9-10 часов кроха спит ночью, а остальное время – днём.

Во-вторых, внимание следует уделять укладыванию. Одни детки засыпают самостоятельно, и таких малышей достаточно просто положить в кроватку

Другим требуется помощь, чтобы расслабиться, перестроиться на режим отдыха, обработать полученную за день информацию. Если сын или дочка не засыпает самостоятельно, продумайте и выполняйте определённый ритуал – последовательность действий. Например, это могут быть приём пищи, переодевание, чтение книжки или пение колыбельной, перемещение на спальное место, обнимание или держание за руку.

В-третьих, стоит помнить, что в год не все дети спят непрерывно в течение всей ночи, не пробуждаясь. Некоторые просыпаются один раз, а другие встают по несколько раз

Но важно показать, что нужно спать дальше: не включать свет, не развлекать ребёнка. При сильном плаче предлагайте воду, грудь или смесь

Особенности

Пища, сон, вода, ощущение безопасности — это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале — сразу после выписки из роддома.

Режим — отличный способ упорядочить жизнь семьи, в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.

Как подготовить ребенка к приходу Деда Мороза?

Первого нашего Дедушку мы вызвали, когда Сене было четыре года, а его двоюродной сестренке Маше — три. О существовании Деда Мороза ребенок был, конечно, наслышан, да и в детском саду к тому времени мы провели не один утренник с этим персонажем. Но тут другое дело: Мороз пожаловал к нам в дом!
Психологическая подготовка у нас заключалась в том, что я периодически говорила сыну, что к нам 31 декабря придут в гости Дедушка Мороз и Снегурочка, принесут ему подарки. Иногда рассказывала, где живет Дед Мороз и какой у него характер, как он развозит подарки. Потом мы с ребенком вместе выбирали, какой будем учить стишок. Писали письмо в Великий Устюг и заказывали подарки.
Когда пришел заветный час, мы тихо вынесли на лестничную площадку, где нас поджидали артисты в костюмах, заранее приготовленный подарок, после чего с охами и улыбками встретили большого гостя. Наши дети стойко вынесли сюрприз, да и Дедушка не подкачал: он был хоть и огромный, но такой добрый и спокойный, что ни испуга, ни тем более плача ни у кого не вызвал. Правда, Сеня отказался читать стихотворение, но это ничуть не расстроило Мороза, и свой подарок в тот вечер сын все же получил.

Комментарий психолога:

Екатерина Захарченко, психологический центр «Успех»:
— Первая встреча с Дедом Морозом может вызвать если не шок, то сильный стресс. Поэтому, несомненно, нужна подготовка: пропевать новогодние песни, учить стишки, показывать картинки с Дедом Морозом и Снегурочкой — и все это делать весь декабрь, потому что адаптация ребенка к любому новому явлению идет, в среднем, месяц. Также реакция малыша во многом зависит и от того, какой Дед Мороз к вам придет. Есть профессиональные артисты, они, как правило, люди экспрессивные, с громким голосом, сами огромные, костюмы еще больше, — такой Дед Мороз, конечно, может вызвать испуг у ребенка. А в первый раз желательно, чтобы Дедушка был подготовленным в психологическом и педагогическом плане.

Рекомендации родителям

Напоследок рекомендации родителям для грамотной и гармоничной организации режима дня:

Составляя распорядок, важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: потребности, уже сложившиеся привычки, темперамент и биологические часы. Так, если кроха привык просыпаться в 7 утра, не стоит пытаться сдвинуть подъём на пару часов

Если малыш – сова, то, напротив, не старайтесь будить его очень рано. Активному и темпераментному ребёнку нужно предлагать больше активных игр для выплеска эмоций и энергии. А спокойному малышу более интересны занятия размеренные.
Если вы только пытаетесь вводить режим дня, не стоит делать это резко. Вряд ли вы добьётесь успеха, но зато испытаете стресс вместе с ребёнком. Действуйте постепенно, запаситесь терпением. На установление распорядка может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев. Всё зависит от малыша и от вашего настроя. Но не стоит отступать, ведь режим дня нужен в любом случае.
При составлении распорядка стоит учитывать и пол ребёнка. Хотя большой разницы нет, всё же некоторые нюансы присутствуют. Так, режим дня у девочек может включать больше развивающих и спокойных игр, ведь детки женского пола обычно более спокойны и усидчивы. А режим дня у мальчиков должен предполагать больше физической активности. Малыши мужского пола, как правило, активнее и темпераментнее девочек, поэтому им нужно выплёскивать энергию. Но и развивающие занятия тоже обязательно должны присутствовать, просто их следует чередовать с активностью.
Полезно проговаривать то, что делаете.
Не пытайтесь сравнивать вашего малыша с другими детками. Все очень разные и имеют индивидуальные особенности.
Иногда малыш может выбиваться из режима, и это нормально. Но после таких отхождений вновь возвращайтесь к привычному распорядку.
Не требуйте многого и показывайте любовь.

Если вы составите подходящий режим дня и добьётесь его соблюдения, то сможете наладить постоянный распорядок. Это сделает малыша спокойным и дисциплинированным, обеспечит комфорт всей семье и освободит время для родителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий