Подготовка родителей
Детский сад — новый этап для всей семьи. Подготовка к нему родителям нужна так же, как их чадам, а может, даже больше. «Дети обычно первый раз идут в садик с желанием и огромным интересом. Главное — поддержать это настроение у ребенка. И самим родителям не переживать», — советует Юлия Якубович, которой тоже скоро предстоит пройти все этапы адаптации со своим вторым ребенком.
Сегодня воспитатели общаются с родителями и отправляют им фотографии с помощью гаджетов. «Родителям это нравится, и они спокойны, а если мамы спокойны, значит, и детям хорошо!» — добавляет Юлия. Она рекомендует заранее подготовить себя к расставанию с детьми, а их — как можно раньше начинать приучать к новым людям. «Пусть к вам приходят гости, приезжают родные. Это поможет ребенку быстрее социализироваться и не бояться остаться без мамы, а родителям — быть спокойнее. Больше доверяйте педагогам, они профессионалы своего дела! Случайных людей в этой профессии не бывает», — говорит педагог.
Необходимо создать сильный и самый важный в этой ситуации тандем между педагогами и родителями
«Родителям важно прислушиваться к воспитателям, которые, как правило, люди знающие и подготовленные. Воспитатель же должен получить и проанализировать информацию о ребенке и посоветовать родителю приемы, которые помогут дома», — рассказывает Даниил Семичев
По его словам, родителям важно рассказывать максимально много о ребенке — его окружении, привычках, вкусовых предпочтениях. Тогда воспитатель сможет лучше сориентироваться и помочь.
Советы педиатров и рекомендации Комаровского
- Если череда болезней не прекращается, а сами недуги проходят тяжело, педиатр может посоветовать родителям забрать ребенка из садика на некоторое время. Это даст возможность иммунной системе отдохнуть и восстановиться.
- Если при каждом заболевании присоединяется бактериальная инфекция, которая требует лечения антибиотиками, детский доктор может направить малыша к иммунологу.
- При признаках тяжелой адаптации будет нелишним посетить детского психолога. Часто респираторные или другие заболевания имеют соматический характер.
- Доктор Комаровский советует отдавать ребенка в садик в то время, когда мама еще не вышла на работу. Так, в случае болезни, ей будет легче остаться с ним дома.
- Поскольку осенью и весной защитные силы организма ослабевают, а вероятность контакта с вирусами и микробами увеличивается, начинать посещение детского сада в эти периоды – не лучшая идея.
- Также Евгений Комаровский советует активно повышать иммунитет ребенка.
Можно ли пропускать детский сад?
Психолог уверена, что ходить в сад нужно четко по графику и каждый день:
— Для ребенка во время адаптации важно постоянство. Ему будет проще адаптироваться к саду, если он будет знать, что и когда его ждет
Конечно, если вы видите, что малышу сложно эмоционально, можно устроить ему дополнительный выходной в среду или забирать его из сада раньше какое-то время. Но без уважительных причин делать этого не стоит, поскольку ребенок уже привык, что утром будет завтрак, потом прогулка, обед, сон и так далее. И изменения в этой схеме могут стать для него своеобразным стрессом.
С тем, что нельзя нарушать режим, соглашается и воспитатель.
— Ребенок может начать требовать от мамы, чтобы каждый раз они приходили в сад позже, не понимая, почему они вчера пришли позже, а сегодня зачем-то идут к 8 утра. И в ход будут идти не только просьбы, но и слезы, капризы и даже истерики, чтобы добиться желаемого. Таких проблем поможет избежать четко налаженный утренний режим.
Проблема №2. В детском саду шумно
Некоторым малышам в детском саду не нравится из-за шума — вокруг много детей, которые сильно кричат. С этой проблемой сталкиваются родители тихих детей, которые предпочитают тихую обстановку. Вполне естественно, что для них будет дискомфортно находится много часов среди постоянного шума, гама и назойливых сверстников, общение с которыми быстро утомляет. К концу дня тихие дети могут становиться раздражительными или наоборот — апатичными, что обусловлено особенностями их нервной системы. Ко всему прочему у каждого ребенка имеется свой уровень потребности в общении с окружающими — один нуждается постоянном общении, а другой полностью погружается в собственный внутренний мир, поэтому ему интереснее находиться в одиночестве, размышляя и фантазируя.
Можно отметить, что спокойный ребенок вовсе не избегает общения, а лишь слишком быстро насыщается им. Подобные особенности характерны для каждого ребенка, но к сожалению они не совсем подходят к ритму детского сада. Зная особенности характера ребенка родители могут заранее поговорить о них с его воспитательнице и попросить ее разрешать малышу заниматься любимыми делами. Ко всему прочему дома для ребенка рекомендуется поддерживать комфортную атмосферу и режим, чтобы он мог компенсировать дискомфортные эмоции после детского сада.
Памятка родителям
Ошибки, которых стоит избегать
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
- Нельзя обманывать ребенка или давать обещания, которые родитель не сможет выполнить (например, что только сходит в магазин и тут же заберет его).
- Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях в присутствии малыша.
- Нельзя «наказывать» садиком.
- Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку в период адаптации (это касается и воспитателей).
- Нельзя привносить в жизнь ребенка ничего нового – ему пока достаточно и садика.
Подробнее об этих и некоторых других ошибках в следующем видео:
Мамам и папам, которые отдают свое чадо в детский садик, мы дадим много советов и рекомендаций и расскажем о том:
- Зачем ходить в детское дошкольное учреждение, нужно ли это вашему ребенку?
- Как организовать праздник для ребят на день рождения и приготовить торт и разные угощения?
- Как правильно выбрать детский сад?
Признаки успешного завершения процесса
- Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне.
- Хороший аппетит.
- Нормальное поведение. Дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не капризничает.
- Нормальное настроение. Легко просыпается утром.
- Желание идти в детский сад
Процесс адаптации к детскому саду достаточно полезен для ребёнка. Он тренирует умение приспосабливаться к различным изменениям в жизни.
Проблема №1. Если дома лучше
Одна из самых распространенных проблем ребенка, который привык много времени проводить дома, связана с неприспособленностью к жизни и общению в большом детском коллективе. Более того, он совершенно не понимает и не считает необходимым придерживать установленных в детском саду правил поведения и режима дня. В каждом дошкольном учреждении имеется свод правил поведения, к которому следует подготовить малыша. В первую очередь родители обязаны научить его обслуживать себя самостоятельно, уважать и слушаться воспитательницу и знакомиться с другими детьми. К моменту прихода в детский сад он должен понимать, что будет совершать много непривычных дел в определенное время, вплоть до заправления своей постели после обеденного сна.
Консультация психолога: как помочь малышу адаптироваться в садике?
Представляем вашему вниманию варианты оптимизации процесса адаптации малыша в садике:
- Обеспечьте ребёнку спокойную обстановку во время адаптационного процесса.
- Выражайте свою любовь к нему разными способами: целуйте, обнимайте и т.д.
- Отсутствие мамы в детском саду надо максимально компенсировать вечером.
- Придумывайте совместные игры.
- Не бойтесь разговаривать с воспитателем: слушайте, расспрашивайте, советуйтесь. Также заблаговременно сообщите о всех значимых особенностях и привычках своего чада. Педагог и родитель должны стать соратниками, а не врагами.
- Старайтесь сохранять собственное спокойствие. Эмоциональное состояние мамы передается и ребенку.
- Постарайтесь начать подготовку к садику заранее:
- приучайте ребенка к режиму дня;
- попробуйте готовить пищу, как садике;
- рассказывайте про садик.
- Приучайте малыша к самостоятельности. Основные навыки, которыми необходимо овладеть ребенку к поступлению в дошкольное образовательное учреждение: самостоятельно есть, одеваться и ходить на горшок.
Какие последствия для ребенка, в семье которого, в основном, спокойные и ровные взаимоотношения, могут повлечь за собой крики воспитателя?
– Для детей это может иметь серьёзные последствия. В худшем случае у малыша формируется мнение, что мир жесток, что его не любит близкое окружение, в частности воспитатель, который на него кричал. И из такого ребенка, скорее всего, вырастет человек с заниженной самооценкой, который будет постоянно чувствовать себя жертвой.
Кроме того, у малыша, на которого кричат, могут быть трудности в поведении, например, проявление агрессии: он может позволить себе кричать на других (детей, воспитателей, родителей), жестоко обращаться с игрушками (бить, кричать). Представьте, если ребенок приходит в школу, секцию, кружок и начинает орать на других детей. Будут ли у него друзья? Нет.
Отсюда – в недалеком будущем проблемы с коммуникацией. Родителей в первую очередь должны насторожить изменения в поведении своего чада, если он подавлен и стал закрываться в себе, тогда нужно помочь ему справиться с последствиями того, что на него накричали.
Как минимизировать последствия?
– Детская психика очень лабильная, гибкая. Поэтому детям в большинстве случаев можно легко помочь, в отличие от взрослых.
Эффективный вариант – если ребенок сам покричит для того, чтобы выплеснуть свои эмоции. Кроме того, прекрасный способ избавиться от накопившегося внутри негатива – подвижные игры с мячом, в сухом бассейне. Можно, набрав в ванну воды, дать малышу возможность хорошенько поплескаться, постучать ладошками по воде, ни в чем его не ограничивая.
Позвольте ребенку «разыграться», ведь это поможет ему отпустить весь негатив, а затем расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон. Чаще обнимайте своё чадо, ведь тактильный контакт способствует «заземлению» чувств», что помогает человеку после эмоционального всплеска прийти в себя.
Проблема №3. Ребенку не интересно
Понравится или нет малышу в детском саду во многом зависит от его индивидуальных особенностей. Конечно, ему там будет не интересно, если воспитательница будет настаивать на определенных заданиях в те моменты, когда он желает заниматься совершенно другими делами. Например, ребенок хочет поиграть, а его заставляют садиться за стол и рисовать. Сотрудников детского сада тоже можно понять — невозможно угодить и подстроиться под каждого воспитанника, когда необходимо придерживаться программы.
Особенно трудно приходится тем детям, кто отстает в развитии и не может получать удовольствие от работы по программе обучения. Одаренному ребенку также будет сложно в саду, так как воспитатели не будут обращать на него много внимания, считая что он и так уже все знает и умеет
При таком положении вещей он начинает чувствовать себя ущемленным и обделенным вниманием, и поэтому может демонстративно вести себя, нарушая правила, чтобы привлечь внимание
Этапы
- Острая фаза. Ребенок постоянно находится в возбужденном состоянии, все силы организма мобилизованы. Наблюдается плаксивость, капризность, возможны истерики. В физиологическом плане может наблюдаться изменение частоты сердечного ритма в любую сторону. Возможно замедление или задержка по всем направлениям развития.
- Подострая фаза. выраженность негативных реакций снижается. Нервозность становится меньше, аппетит и сон приходят в норму. Однако такое состояние еще не стабильно, возможен возврат к негативным реакциям.
- Фаза компенсации. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.
Профессиональная скорая помощь
Приемы для легкой адаптации можно найти на интернет-ресурсах, в экспертных пабликах, специальной литературе. Светлана Тулайкина, например, рекомендует родителям книгу Анны Быковой «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад!». Она помогла воспитателю во время подготовки к саду ее третьего ребенка. До этого Светлане пришлось столкнуться с трудностями адаптации средней дочери — они продолжались около двух лет. В сложных ситуациях Светлана рекомендует родителям разобраться, почему ребенку так тяжело, и по возможности вернуться на шаг назад — снова водить малыша в группу лишь на несколько часов.
Быстрее найти причину проблемы помогут педагоги-психологи, которые всегда сопровождают детей в саду. Объединив усилия, воспитатель, психолог и родители вместе обязательно найдут подходящее решение, отмечает Юлия Якубович. При этом на ребенка не придется давить.
Что может повлиять на процесс?
Возраст
Если ребенку еще не исполнилось 3 лет, привыкание к детскому саду будет даваться ему сложнее.
Это связано и с тем, что многие моменты самообслуживания ему еще недоступны или доступны плохо, и с тем, что потребности в разнообразном общении у ребенка пока нет.
Если первое посещение садика совпадет с развитием кризиса трехлетнего возраста, это тоже внесет определенный негатив в общую копилку. О том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад, мы рассказывали в отдельном материале.
Состояние здоровья
Малышей, которые часто болели до посещения садика, как правило, родители опекают сильнее. Все силы мамы и папы бросаются на то, чтобы не «подхватить» очередную болячку. Гиперопека имеет свои последствия: ребенок чаще бывает несамостоятелен, он привык к постоянному вниманию.
Существуют и другие обстоятельства: малыш, организм которого подвержен частым болезням, более слаб, у него остается меньше ресурсов для преодоления психологических препятствий. К тому же, с началом посещения садика иммунитет будет еще более уязвим. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала.
Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.
Степень психологического развития
Если ребенок психологически развивается по нормам, то проблем с адаптацией у него будет меньше. Группы в детских садах формируются с учетом возрастных особенностей.
Они же лежат в основе режимных моментов, образовательной и творческой деятельности, которую организует воспитатель. Поэтому и педагогу легче ориентироваться на те психологические особенности, которые предусмотрены в его группе, соответственно, и взаимодействие с детьми будет проходить успешнее.
В случае задержки умственного развития применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.
Однако опережающее развитие ребенка тоже не всегда идет во благо. Одаренный ребенок может чувствовать себя не таким как все, ему может быть скучно в коллективе сверстников. У таких детей часто развивается стремление к одиночеству.
Проблемы социализации
Если ребенок до посещения детского сада практически не имел опыта социализации (в расчет не идет общение с родителями и другими ближайшими родственниками), то привыкнуть к новому коллективу ему будет тяжелее.
Малыш просто не умеет идти на контакт, он не знает, как ему реагировать на слова и поведение другого человека.
Действия ребят из группы могут его напугать, а слова любые воспитателя он воспримет как замечание в свой адрес.
Важно, чтобы задолго до посещения образовательной организации ребенок развивал свои коммуникативные навыки и привыкал к тому, что его могут окружать совершенно разные люди, и что с ними тоже можно контактировать
Семейный климат-контроль
Когда родители решают отдать ребенка в детский сад, главный вопрос — как он там справится, не умея вроде бы элементарных вещей. Не зная, как пользоваться горшком, одеваться, спокойно есть или усидчиво заниматься. Его судорожно начинают обучать всему и сразу. Хотя эксперты не считают это главным
По их словам, важно подготовить ребенка к детскому саду психологически, а остальное придет со временем
В основе такой подготовки должны быть любовь и понимание, считает воспитатель с 17-летним стажем Светлана Тулайкина. «Если у ребенка будет доверие к миру, если в семье его будут любить и принимать, тогда он будет чувствовать защиту, спокойно сможет войти в детский коллектив и воспринять нового взрослого», — рассказывает воспитатель школы № 236.
Нельзя ставить перед ребенком задачу повзрослеть за один день, считает Юлия Якубович, педагог дошкольного отделения школы № 1357 «На Братиславской», которая в прошлом году завоевала звание «Воспитатель года».
Поход в детский сад сравнивают со сменой места работы у взрослого. Ребенок тоже испытывает волнение, тревогу, страх неизвестности. Только для него они в три раза сильнее. А значит, сначала необходимо создать комфортный психологический климат
«Важно помочь ребенку не бояться нового окружения, научить спокойно и уверенно взаимодействовать со сверстниками. Родители могут создавать подходящую для этого среду, придумывать ситуации взаимопомощи, интересные игровые моменты», — считает воспитатель дошкольного отделения школы № 354 имени Д.М
Карбышева Даниил Семичев.
Секреты расставания
Самым проблемным специалисты называют момент расставания ребенка с родителем — когда нужно попрощаться в раздевалке и пойти в разные стороны. Потом группе легче отвлечься и переключиться. Помочь здесь может ритуал прощания. Один из известных приемов называется «поцелуй в кармашке» или «поцелуй в ладошке»: мама целует ребенка в ладошку, этот поцелуй он может «положить» себе в карман или шкафчик, где тот будет храниться, пока малыш в детском саду. Еще можно дать ему с собой игрушку или платок, которые пахнут домом, — у каждого будет что-то свое. А потом мама скажет, когда придет, а ребенок помашет рукой в дверях или из окна.
Весь позитивный настрой может исчезнуть в раздевалке, где хором плачут дети. В такой ситуации воспитатели советуют подобрать другое время для прихода в группу — чуть раньше или чуть позже сильно плачущих одногруппников. По дороге стоит обсудить это с ребенком: рассказать, что другие дети, возможно, еще не поняли, как в группе весело. А по словам Даниила Семичева, ребят, которые легче адаптируются, можно взять в помощники воспитателю, чтобы они привлекали плачущих детей к игре.