8 признаков того, что ребенку пора вводить прикорм

1: Раннее введение прикорма

Спешка в введение прикорма самая большая ошибка родителей ребенка. Дело в том, что пищеварительная система ребенка до 4 месяцев, а у некоторых детей до 6-7 месяцев не готова переваривать взрослую пищу, микрофлора желудка и кишечника только формируется, а грудное молоко лучше всего усваивается. Материнское молоко содержит все необходимые питательные вещества и витамины, которые необходимы новорожденному

Важно помнить, что в грудном молоке содержатся вещества, которые укрепляют иммунитет и формируют здоровую микрофлору кишечника

Ранний прикорм вредит пищеварительной системе. Такие причины для введения прикорма как ребенок не наедается грудным молоком, у него однообразное питание или я устала кормить грудью – самая распространенная ошибка матерей. Если прикорм введен рано, то у ребенка начинаются проблемы с желудком, возможны аллергические реакции, отсутствие интереса к пище и т.д. Обычно примерно в 4-6 месяцев ребенок начинает интересоваться маминой едой, у него проявляются все признаки, что малыш готов приобщаться к взрослому питанию. Обязательно советуемся с педиатром!

С чего начинать прикорм

В каждой стране есть свои гастрономические привычки, касается это и питания детей. Так, на Кубе первой “взрослой” едой малыша нередко становится апельсиновое пюре, а в Израиле — авокадо. Если подобные варианты посоветовать российской маме, то даже самая неопытная не воспримет это всерьёз. Но при этом каждая мама, в нашей стране и в любой другой, окажется по-своему права. Дело в том, что у жителей одного региона из поколения в поколение складываются свои вкусовые нормы, которые, можно сказать, передаются на генетическом уровне. Поэтому общее правило выбора продукта для первого прикорма — это учитывать то, что входит в обычный рацион жителей данной местности.

В целом же педиатры всего мира сходятся в том, что первый прикорм должен быть однокомпонентным и однородным. То есть пюре может быть грушевым, яблочным или любым другим, главное, чтобы оно состояло из одного продукта и имело однородную консистенцию.

В России на сегодняшний день введение прикорма начинают со следующих блюд:

  • каши (безмолочные — гречневая, рисовая),
  • овощные пюре (брокколи, цветная капуста),
  • фруктовые пюре (грушевое и яблочное).

Что именно выбрать из этого списка — зависит от рекомендаций педиатра, наблюдающего ребёнка (на каком типе вскармливания находится малыш, как набирает вес, его общее состояние), и, конечно, реакция самого ребёнка на попытки родителей ввести конкретный продукт.

Что такое прикорм?

Под прикормом подразумеваются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие
рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребенка.

Расширение рациона питания ребенка вызвано необходимостью дополнительного введения пищевых веществ,
поступление которых только с женским молоком или детской молочной смесью становится недостаточным.
Ребенок начинает испытывать потребность в широком комплексе минеральных веществ (железо, цинк, кальций
и др.) и витаминов, других нутриентах (белке, углеводах, пищевых волокнах и др.), а также поступлении дополнительного
количества энергии, необходимых для его дальнейшего роста и развития. Кроме того, своевременное
введение прикорма способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.

И напоследок случай из нашего прикорма

Недавно я решила не готовить. Бывает у меня такое, поэтому заказ пиццы, быстро выручил. Младшему ребенку баночное питание, всем остальным кусок пиццы и пакетированный апельсиновый сок. Да, я тоже люблю вредности. Покушав и поев за общим столом, младший малыш быстро смекнул, что сегодня его кормят отдельно от всех остальных членов семьи. И ту оранжевую жидкость в стакане пьют все, кроме него. Старший малыш всегда оставляет самое вкусное напоследок.

В итоге, мы узнали, что младший ребенок подрос и дотягивается до кухонного стола. А еще он может спокойно снять небольшой стакан со стола, почти не расплескав жидкости и выпить. Моя радость, гордость и беспокойство в одном лице.

Что же в утешение сказал мне муж? Что ты волнуешься, там от апельсина почти ничего нет, одна химия.

В итоге первый час ждала реакции, а потом плохо спала ночь, все ждала, что появится сыпь. Но обошлось, видимо пару глотков организм смог переварить без последствий. Но апельсин вводить буду позднее.

А еще выяснилось сегодня, что муж перепутал хлеб. В итоге малыш попробовал льняной хлеб, правда, небольшой кусочек. Тоже все удачно. Буду вводить дальше этот хлеб не больше 30 грамм, для разнообразия, раз уж попробовал.

Ошибка 3: слишком быстро

Решение принято, специалист дал добро: прикорму — быть! И здесь главное — не спешить. Очень часто мамы и бабушки стремятся как можно быстрее познакомить малыша со всем многообразием вкусов. Не надо торопиться: у него еще столько времени впереди!

При введении прикорма важно учитывать, что каждый новый продукт вводится на протяжении 5-7 дней — начиная с 1/2 чайной ложки и постепенно доводя порцию до нормы по возрасту (она обычно указана на упаковке детского питания, а также в печатных материалах, которыми, как правило, обеспечивает молодую маму педиатр).

Никогда не пытайтесь вводить малышу одновременно два и более продукта: вы не сможете понять, на что кроха отреагировал расстройством пищеварения или высыпаниями на коже, если такое случится.

Также не стоит торопиться и давать малышу прикорм «не по возрасту». Даже если 7-месячный карапуз отлично жует, это не значит, что он уже готов перейти от гомогенизированного пюре к пюре с кусочками.

Курица в прикорме

Последний продукт, с которым мы познакомились на данный момент это куриное филе. Получилось как то все странно. Я планировала первое знакомство с курицей в супе, на вторичном бульоне. Но в итоге сделала нежные куриные котлеты, на которые ребенок смотрел очень выразительно и требовательно одновременно. В итоге по маленькому кусочку ввела в прикорм куриное филе в течение 4 дней, так как в конце 4 дня съедал одну котлету.

Рецепт котлет у меня простой, куриное филе, лук, сырой картофель, сухой хлеб, вода, куриное яйцо. Примерно масса около 1 кг. Котлетки маленькие по 50-60 грамм одна, примерно. Я не люблю большие котлеты. Куриные котлеты обжаривались слегка на растительном масле, а потом тушились на медленном огне.

Реакции не наблюдалось, введение котлет прошло успешно. Опять же не могу сказать, что куриное филе стану давать сразу около 50 грамм, пока по небольшому кусочку, но уже можно смело варить суп на вторичном бульоне из курицы. Реакции не должно быть. Напоминаю, современное куриное мясо опасно не только белками, но и антибиотиками, которыми кормят курицу для активного роста. Курицу вводят в прикорм после 12 месяцев обычно после перепелиного или куриного яйца, но у меня в этот раз все по-другому.

А чего совсем нельзя?

Некоторых продуктов не должно быть в детском рационе вообще. Это, например, грибы, любой фастфуд, колбаса и сосиски, газировка, кофе, продукты с консервантами и красителями. Шоколад и конфеты для малышей также не слишком полезны – конечно, не стоит переживать, если ваш младший ребенок провернул хитрую операцию по раскулачиванию старшего и сидит перемазанный конфетами из новогоднего подарка, но специально давать сладкое не надо, лучше съешьте его сами, приятнее будет. От жирного мяса, чая, меда, коровьего молока также стоит отказаться – ну и логично, что в рационе малыша не должно быть ничего сильно соленого, перченого, жареного и обильно политого майонезом. Будьте аккуратнее с большими кусками – ребенок может ими подавиться.

Когда?

Специалисты в области детского питания и педиатры считают, что прикорм нужно вводить в возрасте 4-6 месяцев. Многие научные исследования, а также большой практический опыт,накопленный к настоящему времени по вопросам детского питания, позволили достаточно четко обосновать эти рекомендации. Именно в этом возрасте питание только грудным молоком уже перестает полностью удовлетворять потребности ребенка, и, примерно, к этому возрасту начинают созревать многие функции организма, участвующие в усвоении новых продуктов питания. Так к 3-4 месяцам повышается выработка соляной кислоты в желудке, активизируются пищеварительные ферменты. В этом же возрасте уменьшается проницаемость слизистой кишечника для крупных молекул, которые могут вызывать аллергические реакции, увеличивается выработка местных иммунных факторов защиты. К 4-5 месяцам у ребенка появляется готовность к жевательным движениям и приему пищи с ложки, постепенно угасает рефлекс “выталкивания” густой пищи языком, созревают механизмы, обеспечивающие глотание густой пищи. В связи с этим ясно, что до 4-х месяцев организм ребенка просто не готов для усвоения другой пищи кроме грудного молока (или молочной смеси), да она ему, в большинстве случаев, и не нужна.
Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. Хорошо, если эти реакции будут кратковременными и нетяжелыми. Но бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы, и тогда ребенку потребуется довольно длительное время для восстановления нарушенных функций, и необходимо будет лечение. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. В ряде случаев аллергическая реакция бывает нетяжелая и кратковременная в виде кожной сыпи. Но иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита – хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. Аллергия вызывает целый комплекс текущих неблагоприятных процессов в организме ребенка. Особенно страдает незрелая иммунная система, имеющая очень важные функции в организме: она отличает свои клетки от чужих, формирует приспособление организма к пище и среде обитания, защищает организм от поврежденных и опухолевых клеток и от инфекций. При ранних аллергических реакциях нарушается правильное созревание иммунной системы, и в последствии возможны склонность к аллергическим заболеваниям и частые инфекции. Если у ребенка еще не созрели механизмы глотания густой пищи, то он можетей подавиться, могут возникнуть срыгивания, рвота, отрицательное отношение малыша к кормлению, а также есть опасность вдыхания такой пищи. Раннее введение прикорма при грудном вскармливании уменьшает частоту грудных кормлений, что приводит к уменьшению лактации у матери и может вызвать прекращение грудного вскармливания. Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки.

Мамины помощники в период введения прикорма

В период постепенного перехода малыша к взрослой еде желательно соблюдение режима, лучше всего даже создать некий ритуал принятия пищи. Обязательно выберите специальное место в доме, где ребенок всегда будет кушать в спокойной обстановке, и используйте при этом одни и те же предметы — начиная от стульчика для кормления и заканчивая специальной детской посудой. Это очень поможет маме, потому что дисциплинирует малыша и сформирует у него положительную привычку.

Итак, вам понадобятся:

  • ложечка для введения прикорма. Специальные детские ложки меньше, чем обычные, и имеют особую, удобную для детского ротика, форму;
  • тарелку можно использовать любую, пока малыш не начнет пробовать брать еду самостоятельно. Но всё же лучше присмотреться к тарелкам, специально разработанным для первого прикорма. Они более безопасны, и среди них есть, например, такие, которые дольше сохраняют тепло пищи;
  • салфетки — много салфеток. Для 5-6-месячных малышей не существует понятия аккуратного приёма пищи;
  • нагрудник — обычный тканевый или пластиковый с кармашком;
  • стульчик для кормления.

Пожалуй, самый незаменимый помощник. Поэтому несколько слов о том, как не ошибиться и выбрать достойного друга вашего малыша в этот важный жизненный период.

Детский стульчик для кормления: как выбрать

Выбирая детский стульчик для кормления, нужно обратить внимание на такие критерии:

  • многофункциональность (когда стульчик для кормления можно использовать дополнительно как шезлонг для отдыха и расслабления, а потом и как место для игр и занятий с ребёнком),
  • адаптация под рост ребёнка (так, стульчики Chicco серии Polly рассчитаны для детей до 3 лет и трансформируются в соответствии с ростом и потребностями ребенка),
  • регулировка спинки в нескольких положениях,
  • регулировка по высоте,
  • колеса для перемещения по квартире,
  • немаркий материал (мыть детский стульчик для кормления, скорее всего, придется после каждого приёма пищи),
  • поднос на столике, чтобы маме было удобно подать еду и быстро убрать беспорядок.

Ошибка 4: слишком много

Мама не торопится и всё делает правильно, но бывает и другая крайность: если малышу нравится, то ему дают ещё и ещё, ведь это так умилительно, когда кроха с удовольствием ест кашу или мясо с овощами!

Стоп! Никогда не превышайте норму продукта, положенную малышу по возрасту. И если написано, что в 6 месяцев крохе достаточно 60 граммов фруктового пюре в день, то так оно и есть.

Одна из задач прикорма — научить ребенка различать чувство голода и чувство сытости, что позволяет уже в раннем детстве заложить здоровые пищевые привычки. Перекармливая малыша, вы формируете у него неправильное восприятие еды. Ребенку, которого кормят сверх меры, грозят ожирение, нарушение обмена веществ и повышенная нагрузка на выделительную систему, есть и другие подводные камни. Если вы слишком быстро увеличиваете порцию при введении прикорма, это может обернуться для малыша расстройством пищеварения и стула, срыгиванием и даже аллергической реакцией. Специалисты отмечают, что некоторые продукты провоцируют отсроченную аллергию, которая проявляется, когда в организме накапливается критическая масса того или иного аллергена.

Важно начинать прикорм с 1/2 чайной ложки продукта и с каждым разом увеличивать порцию на пол-ложки, максимум — на одну. Да, это утомительно, но просто необходимо.. Вводите новый продукт в первой половине дня, чтобы вы могли отследить реакцию малыша на него.

Вводите новый продукт в первой половине дня, чтобы вы могли отследить реакцию малыша на него.

Педагогический прикорм

Примерно с 4-х ребенок начинает интересоваться родительской едой. Это не означает, что ему уже не хватает грудного молока, это всего лишь желание подражать взрослым. Ведь ребенок как локатор сканирует мимику папы и мамы, жесты. Он всегда знает, в каком настроении его родители. И вообще понимает их лучше, чем можно подумать. Ребенок видит, как взрослых увлекает процесс еды – и хочет получать такое же удовольствие. Как вводят педагогический прикорм: ребенку выдают микродозы (одна крошка или один глоток) любых продуктов. Это может быть суп, каша, даже жаркое, крошка сыра – все, что угодно. Также ребенку выдают куски овощей, чтобы он ощутил запах и потрогал их языком: морковка, яблоко без кожуры, сушка, огурец. Педагогический прикорм выдают за месяц до начала основного прикорма. Таким образом, мы сохраняем у ребенка интерес к еде, если пищевой интерес у него уже появился, а вводить основной прикорм еще рано. Если ребенку понравился какой-нибудь продукт, и он просит еще, нужно дать на пробу что-нибудь другое.

Каковы основные признаки готовности ребёнка к введению прикорма?

  1. Отсутствие аллергических реакций, жидкого стула у малыша. В этом случае можно говорить о достаточной зрелости органов пищеварения ребенка для переваривания новых продуктов.
  2. Ребёнок позитивно относится к процессу кормления — открывает рот при приближении ложки, рукой отстраняет кормящего, когда насытится.
  3. Ребёнок совершает целенаправленные движения головой и руками.
  4. У малыша угасает рефлекс “выталкивания” языком, появляется готовность к жевательным движениям, он может проглатывать комочек полугустой пищи.

Точный возраст начала введения прикорма до сих пор не установлен и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и, конечно, от готовности родителей. Сегодня очень активно обсуждаются вопросы, связанные со сроками введения прикорма ( в первую очередь детям, находящимся на естественном вскармливании).

Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его без введения в рацион дополнительных пищевых ингредиентов до 6-ти месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста. Но это должно выполняться только в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии или задержки внутриутробного развития), при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов. И только тогда, при условии хороших показателей физического и нервно-психического развития ребёнка и достаточной лактации у матери, первый прикорм можно вводить не ранее 6 мес.

Оптимальный возраст для начала адаптации ребёнка к введению в рацион питания других продуктов — 4 месяца. Вводить прикорм раньше нецелесообразно. Почему? Только к 4 месяцам происходит “дозревание” пищеварительных ферментов, снижается проницаемость слизистой оболочки кишечника, формируется достаточный уровень местного иммунитета, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и более густую пищу, связанную с угасанием “рефлекса выталкивания ложки”. Возникает и физиологическая необходимость формирования жевательного аппарата.

При более раннем введении прикорма может развиться аллергия, произойти “срыв” пищеварения. А если ребёнок находится на грудном вскармливании, может произойти снижение лактации у матери. Ведь в этом случае малыш будет реже сосать грудь.

Поздний прикорм (после 6 мес.) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа, цинка и др.). Необходимость быстрого введения большого ряда продуктов приведет к повышенной нагрузке на организм. При позднем введении прикорма происходит задержка формирования навыков жевания и глотания густой пищи.

Важно помнить — введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте от 4 до 6 месяцев жизни ребёнка!

Существенных отличий при введении прикорма у детей, находящихся на грудном вскармливании или на искусственном, нет. Очень часто педиатры рекомендуют детям-искусственникам более раннее введение прикорма. Но надо учитывать, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, и нет необходимости вводить прикорм раньше. Поэтому схема введения прикорма может быть единой.

Примерная схема искусственного вскармливания детей первого года жизни

Наименование продуктов и блюдВозраст (месяцы жизни)
0-1234567899-12
Адаптированная молочная смесь700-800800-900800-900800-900700400300-400300-350200200
Фруктовый сок, мл   5-3040-5050-6060708090-100
Фруктовое пюре*, мл   5-3040-5050-6060708090-100
Овощное пюре, г    10-150150150170180200
Каша, г     50-150150170180200
Творог, г     4040404050
Яичный желток      1/41/21/21/2
Мясное пюре, г      5-30505060-70
Сухари, печенье, г     3-5551010-15
Кефир и др. кисломолочные продукты или цельное молоко, мл      200200400400
Хлеб пшеничный, г       5510
Растительное

масло, г

    333556
Сливочное масло, г     44556

* фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока

Слишком раннее введение прикорма (до 4-месячного возраста):

  • приводит к снижению частоты и интенсивности сосания из груди, что может привести к уменьшению лактации, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;
  • увеличивает риск диспептических заболеваний и, следовательно, возможность формирования гипотрофии;
  • увеличивает частоту развития пищевой аллергии, поскольку «кишечный блок» для аллергенов еще не сформирован;
  • провоцирует срыгивание;
  • может привести к аспирации пищи в результате дискоординации жевательных и глотательных движений.

Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно. Недостаточное поступление пищевых веществ и энергии может привести к задержке роста, гипотрофии, дефициту микронутриентов (особенно железа и цинка), задержке развития навыков жевания, положительного восприятия ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, соответственно физиологической зрелости ребенка первого года жизни.

Готовность к введению прикормов определяется при наличии следующих признаков:

  1. Возраст около 5-6 месяцев.
  2. Угасание рефлекса «выталкивания» при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи языком и его проглатывания.
  3. Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов.
  4. Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов.
  5. Умение ребенка сидеть с поддержкой и обладать достаточным нервно-мышечным контролем за головой и шеей.
  6. Способность ребенка выразить свое отношение к предлагаемой пище: открывать рот и наклоняться вперед, если пища нравится, или сжимать губы, отворачиваться и откидывать голову назад, если пища не вызывает у ребенка интерес (больше не хочет есть).
  7. Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.

Современные тенденции введения прикормов:

  1. Более поздние сроки введения блюд прикорма, что предпочтительностью грудного вскармливания либо использованием для искусственного вскармливания высокоадаптированных заменителей грудного молока.
  2. Переход от формально-возрастного выбора сроков к индивидуальным показаниям и срокам.
  3. Выделение обучающего (педагогического) прикорма для проверки угасания рефлекса «выталкивания». За 2 недели до предполагаемого срока введения прикорма ребенку предлагают 1 чайную ложку фруктового пюре. Осуществлением малышом жевательных и глотательных движений свидетельствует об угасании рефлекса «выталкивания» языком и готовности к употреблению продуктов более густой, по сравнению с грудным молоком, консистенции.
  4. Замена в питании ребенка цельного коровьего молока и кефира на адаптированные молочные продукты, предназначенные для детей второго полугодия жизни.
  5. Тенденции к замене прикормов домашнего приготовления на прикормы промышленного производства.

Основные правила педприкорма:

– Ребенок ест ТОЛЬКО вместе с мамой (вместе с родителями).

– Ребенку должно быть интересно. Пока он тянется за едой – ему предлагают разные микродозы. Перестал тянуться – убираем от стола.

– В прикорм сразу вводятся кусочки (плотная пища), но очень маленькие.

– Во время еды на столе находится ограниченное количество пищи.

– На период педприкорма обязательно поддерживать грудное вскармливание.

– Еда для прикорма выдается в руку или из тарелки, никогда – со стола кусочками. Таким образом, прививается культура питания.

– Педприкорм начинают вводить не ранее 5,5 месяцев в микродозах равных количеству пищи, помещающейся в маминой щепотке. Для начала выдают только монопродукты (один овощ), через неделю ребенок может попробовать до трех монопродуктов за один раз. На это время мама должна перевести семью на еду, удобную для всех – и для начала прикорма: например, готовить гарниры из отдельных овощей, риса и других круп.

– Никто не акцентирует внимание на ребенке. Никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще

Начинаем знакомство с новой пищей с микродоз. Для этого ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день (можно так: в первый день – один раз, во второй – два раза, и далее). Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет – мы не едим, мы знакомимся. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или… сыра. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю  – величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал много видов пищи

Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. К 8-ми месяцам ребенок может съедать до 50 г одного блюда за один прием пищи

В этом возрасте его усаживают за стол на отдельное кресло-стульчик. Можно сделать это и раньше, но в принципах педприкорма – кормление на коленях у мамы.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». Однако сам процесс исторически совпадает с появлением человечества на земле. Никаких заменителей питания раньше не существовало, и детей прикармливали с общего стола. С годами наше питание не улучшилось, как и не улучшилась экология на планете. Нам все труднее найти пищу натуральную и качественную. Считается, что именно поэтому детей нужно прикармливать «чистой» едой – баночной стерилизованной или исключительно со своей грядки. У сторонников педприкорма свое мнение: если ребенка сразу приучать к стерильному пюре – а ведь период до года официально назван периодом с высоким адаптационным потенциалом, известны случаи, когда новорожденные выживали в мороз на оленьем мясе – он потом будет долго привыкать к пище с нитратами и другой химией. Может даже заболеть от нее. Истина, как и прежде, где-то посередине: слушайте себя,  выбирайте вид прикорма, близкий вам по ощущениям. После решения ввести педприкорм многие могут столкнуться с неожиданными препятствиями – к примеру, семья не согласится даже временно изменить привычкам в рационе. Придется отказаться от суррогатов  – полуфабрикатов, соусов и приправ типа вегеты, бульонных кубиков, пищи жирной и жареной.

Основное отличие педприкорма: его сторонники считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь  с семейными ритуалами.

После года ребенка переводят на общий стол, и он – после баночных и безвкусных (перетертых) пюре – начинает заново учиться питанию. Многие дети не могут из-за этого приучиться к детсадовской пище, им нужно, чтобы вся еда была перетертая, пюреобразная, они не воспринимают яркие вкусы. Вплоть до того, что многие продукты воспринимаются детским организмом как отрава. Велика опасность «неожиданных» аллергий, пищевой непереносимости

Дети, которым вводили педприкорм, редко становятся малоешками, и маме не приходится тратить силы на уговоры за столом: ребенок с малых месяцев понимает важность приема пищи, а главное – отсутствует давление, его никогда не принуждали к еде

Эта точка зрения не претендует на абсолютную истину, она принадлежит последователям системы педприкорма.

Что же такое прикорм?

Прикорм — это введение в рацион питания ребёнка 1-го года жизни дополнительной пищи, которая постепенно вытесняет грудное молоко (молочную смесь). Прикорм способствует переводу ребёнка на питание “взрослого типа”.

Введение прикорма — очень важный момент в жизни малыша. От того, как правильно он будет организован, зависит аппетит ребёнка, его вкусы, пищевые пристрастия, навыки приёма еды

Родителям важно знать признаки готовности ребёнка к введению прикорма, соблюдать сроки и правила его введения, потому что несоблюдение правил может привести к сбоям в работе органов пищеварения

Кушать хочу, но не могу

Думаю, разобрались с новым прикормом. Теперь что же делать, если кушать ребенок хочет, но не может. Больное горло и сопли могут испортить любой прием пищи не только малышу, взрослому тоже. Поэтому временно предлагаем малышу легко усвояемую пищу, возможно в виде пюре.

Да, временный откат назад, особенно если ребенок давно перешел на взрослый стол, но это временно. Потом когда ребенок удостовериться, что кушать не больно, то спокойно перейдет на пальчиковую еду. Дети до года могут полностью перейти на грудное вскармливание, это нормально и просто отлично.

Вспомним, чем кормила нас в детстве мама – куриный бульон, жидкое картофельное пюре, мне еще овсянка доставалась. И никаких сладостей! Кто считает, что ребенка во время болезни стоит баловать, так вот Вам открытие века, сладости наносят вред организму во время болезни

Уделите ребенку свое внимание, это полезнее будет, чем конфеты

С чего начинать первый прикорм при грудном вскармливании: с сока, овощей или каш?

Выбор современных стартовых вариантов прикорма для малыша включает несколько концепций.

Одна из них — новые правила ВОЗ для введения прикорма при грудном вскармливании, которые включают определенные предупреждения:

  • Соки из свежевыжатых фруктов. Как известно, именно с них рекомендовали начинать первый прикорм лет 15-20 назад. Сегодня специалисты ВОЗ считают, что кислоты, содержащиеся в свежевыжатых соках, могут стать причиной желудочных проблем в будущем, поскольку они оказывают раздражающее воздействие на слизистую желудка.
  • Фруктовые пюре. Педиатры считают такой прикорм возможным, но чреватым для детей с плохим аппетитом. Врачи утверждают, что между фруктом и гречкой ребенок непременно выберет первый.
  • Молочные и кисломолочные продукты. Педиатры предупреждают, что коровий белок, которым изобилует такая продукция, может вызвать у ребенка аллергическую реакцию.
  • Овощные однокомпонентные пюре и каши. Именно их педиатры ВОЗ советуют сделать первыми блюдами для прикорма. Специалисты предлагают взять за основу овощи для детей с избыточным и нормальным весом, а каши — для малышей, которым необходимо увеличить прибавки в весе. Каши, также как и овощи, необходимо готовить из одного компонента, выбирая из круп наиболее гипоаллергенные и легко усваиваемые.

Другие рекомендации педиатров

По мнению многих авторитетных российских педиатров, первым прикормом могут быть кисломолочные продукты, близкие по составу к грудному молоку. Творожок, кефир и ацидофилин могут быть изготовлены дома (в термосе, мультиварке, йогуртнице) на основе козьего или коровьего молока при помощи аптечной закваски, купить которую сегодня довольно просто. По мнению специалистов, начинать такой прикорм можно уже в шестимесячном возрасте.

Как определить, что ребенок готов к прикорму? 

  • масса тела вашего малыша увеличилась вдвое со времени его рождения;
  • ребенку интересна взрослая пища, он выражает желание ее попробовать;
  • ребенок чаще стал прикладываться к груди и готов кушать больше;
  • малыш утратил врожденный рефлекс выталкивания языком твердой пищи;
  • существует предположение, что о готовности к первому прикорму ребенка на грудном вскармливании сигнализирует появление первых зубов, но оно не имеет под собой оснований, поскольку некоторые дети уже рождаются с наличием зуба.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий