Какая гимнастика подойдет для 4-месячного ребенка, выбор упражнений и их польза

Со скольки лет можно заниматься спортивной гимнастикой

Как и все виды гимнастики, спортивная гимнастика является ранним видом спорта. Карьера гимнаста заканчивается уже в 18-20 лет, а потому чем раньше малыш будет записан в секцию, тем больше у него шансов достичь высоких результатов.

Лучший возраст, по мнению тренеров и психологов для начала занятиями спортом 5-6 лет. Но в некоторые секции принимают малышей уже с 3 лет. В этом возрасте занятия проходят в присутствии родителей и только в игровой форме.

Начиная с 4 лет, тренировки уже проходят без родителей. В этом возрасте малыши начинают осваивать простейшие элементы, работают на растяжку и повышение физических показателей.

Практически в каждом городе можно встретить кружки, куда принимают детей и от 2 лет. Но, по мнению психологов в этом возрасте занятия не принесут пользы, ведь малыш еще не понимает, что от него требуется и не сможет правильно повторять даже элементарные упражнения. Также в секции принимаются и дети школьного возраста от 7 лет, но в этом случае шансы на то, что ребенок станет чемпионом значительно меньше.

С какого возраста

Набор в секцию художественной гимнастики ведется с трехлетнего возраста. Но оптимальное время для того, чтобы отдать ребенка в спорт — 5-6 лет. В 3 года дети не способны понять приказов тренера. Их пугает огромный зал, незнакомая обстановка, толпы чужих людей. Поход на тренировку с большой вероятностью закончится истерикой.

Негативный опыт, полученный в раннем возрасте, забыть не так-то просто. Именно он может стать причиной, по которой ребенок очень быстро забросит занятия. Поэтому не следует торопиться. Но и откладывать надолго начало тренировок тоже нельзя. 9-летняя девочка легко привыкнет к занятиям. Но ей будет в разы сложнее осваивать элементы, требующие хорошей растяжки мышц.

Замечательно, если у ребенка изначально неплохие физические данные. Но это не означает, что ему не требуются дополнительные укрепляющие упражнения. Например, гимнасткам, обладающим высокой гибкостью, необходимо качать мышцы спины, чтобы предотвратить искривление позвоночника. А ребенок с отличной растяжкой не сможет совершать прыжки без подкачанных мышц ног.

Специализация спортсмена зависит от его навыков и физических возможностей. Тело гимнаста должно быть не только гибким, но и уметь противостоять высоким нагрузкам. Ребенок, не умеющий контролировать каждое свое движение и сохранять равновесие, не сможет достичь больших успехов.

Вред или польза

Для того, чтобы получить звание Мастера спорта по художественной гимнастике ребенок должен с детства жить этой гимнастикой. Если юная спортсменка на самом деле хочет посвящать этому все свое свободное время, то вы должны подготовить ее ко всем плюсам и минусам художественной гимнастики.

По мнению профессиональных преподавателей, квалифицированных психологов и родителей, чьи дочки уже прошли спортивный путь, художественная гимнастика может нести в себе и вред, и пользу. Поэтому только от вас и от тренера будет зависеть, что получит ребенок от гимнастики.

Помните, основное на что нужно ориентироваться при выборе отдавать или нет девочку в спортивную школу – это желание ребенка. Поддерживайте юную спортсменку и гордитесь ею. Воспользуйтесь следующими советами:

  • Постоянно проводите мониторинг здоровья ребенка, проходите врачей как минимум в год, особенно в период 3-7 лет;
  • Привыкните подстраиваться к расписанию ребенка, гимнастика повлияет не только на ребенка, но и на всю семью;
  • Научите ребенка уважать конкуренток, необходимо уметь не только красиво выигрывать, но и красиво проигрывать;
  • Найдите профессионального тренера, которому сможете доверить психологическое и физическое состояния дочери;
  • Доверяйте ребенку, если юная спортсменка хочет перейти к другому тренеру прислушайтесь к ее мнению.


После получения разряда детей знакомят с предметами и учат ими пользоваться.

Самый главный совет для родителей будущей гимнастки: перед тем как отдавать юную спортсменку в спортивную школу по художественной гимнастике узнайте нравиться ли ей данный спорт. Если вы будете заставлять ребенка ходить на занятия, то художественная гимнастика принесет только вред и не помогут ни профессиональные тренера ни уговоры. С другой стороны, если ребенок влюбился в гимнастику, тренируется с удовольствием и мечтает о высоких достижениях, помогите ей преодолеть все препятствия и художественная гимнастика принесет только пользу.

Виды

Существует несколько основных направлений:

  • строевое;
  • общеразвивающие;
  • прикладное;
  • вольное;
  • акробатическое;
  • аэробика.

Общеразвивающий вид тренирует мышечную силу и меньше всего ориентирован на выдержку. Выполнение задач укрепляет суставы, увеличивает эластичность связочно-суставного аппарата, позволяет избирательно действовать на конкретные группы мышц.Прикладной вид направлен на физическое совершенствование двигательных навыков. Подбирается в соответствии с необходимостью лечебного курса и решения проблем со здоровьем.

Вольное направление содержит совокупность неодинаковых движений с художественными элементами. Носит учебный характер  выбора точных комбинаций движений и их ритмичного выполнения.Акробатика — подвид гимнастических комплексов. Делается упор на ловкость, гибкость, умение сохранять баланс и силу. Развиваются все группы мышц, тело становится гибким, участники обучаются выносливости. Акробатика положительно влияет на работу жизненно важных органов.Аэробика — ритмичный тип, содержащий танцевальные движения под музыку. Результатом является корректировка осанки, улучшение пластичности и укрепление сердечно сосудистой системы.

Упражнения в положении лежа на спине

Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).

Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).

Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).

Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).

Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).

Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).

Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).

Приглашаем вас на занятия для мам и пап!

С какого возраста

В этом и следующих разделах речь пойдет о художественной гимнастике. Она считается очень ранними видом спорта. Звание мастера получают уже в 14 лет. Поэтому на гимнастику детей отдают в том возрасте, когда они от природы еще гибкие и пластичные.

Официально спортивные школы могут принимать девочек в гимнастику с 5 лет, а мальчиков с 6. Но иногда тренер может взять ребенка и в более раннем возрасте: 4 или даже 3 года. Такое решение принимается исходя из физических и психологических данных.

Чтобы определить физподготовку тренер может проверить растяжку и попросить выполнить несложные задания: сделать уголок на гимнастической лестнице, подтянуться

Важное значение имеет и психологическая зрелость маленького человека, его готовность выполнять требования тренера во время занятий. Кстати, девочки попадают в гимнастику в более раннем возрасте, чаще чем мальчики

Массаж

Полугодовалые дети, как правило, быстро привыкают к проведению гимнастики и массажа, если проводить их регулярно. Занятия приносят удовольствие, улучшают настроение и повышают эмоциональный тонус.

Не лишним будет сказать о том, что этот комплекс занятий формирует у 6 месячного ребёнка правильную осанку. А массаж в отдельности благотворно влияет на следующие функции организма:

  • улучшает циркуляцию крови;
  • расширяет кровеносные сосуды;
  • усиливает функции сальных и потовых желез;
  • укрепляет опорно — двигательный аппарат;
  • тонизирует мышцы.

Массаж, как и гимнастические процедуры, следует проводить в проветренном помещении. Температура воздуха в комнате должна быть градусов 20-22. Хорошо, если будет играть тихая спокойная музыка. Используйте удобный столик, который следует застелить байковым одеялом, положить клеёнку и сверху покрыть пелёнкой. Перед занятием нужно вымыть и насухо вытереть руки. Раздевать младенца следует постепенно, чтобы он привыкал к температуре в комнате.

В возрасте 6 месяцев гимнастика для детей — это по сути простой массаж плюс несложные движения, которые будут приятны малютке и не причинят вреда. Начинать нужно с нежного поглаживания тела: шея, животик, ручки, ножки. Это разогревающая процедура, которая подготавливает к дальнейшим действиям.

После поглаживания можно перейти к растиранию. Движения должны быть не торопливыми и деликатными, так как детская кожа очень чувствительная. Растирать следует так же каждую часть тела по отдельности. Ручки — от ладошек до плеча, ножки — от пяток до бёдер, потом живот и бока. Растирание, как и поглаживание, делается вдоль тела.

Далее можно «повалять» ребёнка перекатыванием с одной стороны на другую, придерживая своими ладонями. Этими движениями прекрасно разминают конечности.

И в завершение зарядки применяется пощипывание и постукивание. Помните о том, что эти движения должны быть нежными и аккуратными, но в то же время достаточно бодрыми. Эти процедуры укрепят мышцы и будут держать их в тонусе. Заканчивают гимнастику, как и начинали, растиранием и поглаживанием.

  1. Массажируем руки. Поглаживайте ладошки. Нежно растирайте каждый пальчик на руках. Выполняйте поглаживание и растирание, постепенно двигаясь от ладошки к локтю, потом к плечу и обратно.
  2. Переходим к груди. Выполняйте поглаживания ладонью по грудной клетке от одного плеча к другому. Затем от шеи к животу. Далее подушечками пальцев, словно «по спирали» пройдитесь по краям груди снизу вверх. И так же пройтись от середины груди к боку по промежуткам между рёбрами. При этом следует помнить, что область сердца массировать нельзя!
  3. Живот поглаживайте по кругу обеими руками. Начните с боков ребёнка, продвигаясь до пупка. Согнутыми в фалангах пальцами растирайте область вокруг пупка. Можно выполнить пощипывание животика, стимулирую брюшной пресс.
  4. Проводим разминку ног. Начинайте со ступней. Большим пальцем руки растирайте подошву крохи. Помассируйте каждый пальчик, затем тыльную сторону ступни. Далее растирайте круговыми движениями голени и бёдра. И возвращайтесь назад к стопам по внутренней стороне ног.
  5. Массаж шеи для 6 месячного крохи тоже очень приятен и важен. Он поможет мышцам быстрее окрепнуть. Малыш должен лежать на животе, руки в согнутом положении под грудной клеткой. Поглаживание начните с затылка, двигаясь по верхней части спины. Далее растирайте заднюю часть шеи подушечками пальцев. Для большего эффекта согните указательный и средний пальцы правой руки и фалангами массируйте область шеи круговыми движениями. Если всё выполняется правильно — малютка рефлекторно приподымет голову.
  6. Разминку спины и ягодиц начинаем с поглаживания вдоль позвоночника. Далее от позвоночника вдоль рёбер. Нежно разминайте боковые участки спины, слегка оттягивая мышцы, продвигаясь в процессе массажа сверху вниз. Для спины и ягодиц можно добавить упражнение «пила». Наружными краями ладоней растирайте тело крохи в виде «пиления». В завершение проводим приём пощипывания и заканчиваем поглаживание.

Для чего нужна динамическая гимнастика ребенку до года?

Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка

Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем «внутриутробной» — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как «вспышки»: возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками «лепит» тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

https://youtube.com/watch?v=bMrVt-JeYe0

https://youtube.com/watch?v=Bsk1WUy-KFs

Общие рекомендации

Одно из существенных событий в жизни 6-месячного грудничка – начало самостоятельного передвижения. Ползание ускоряет познание мира, приносит много радости малышу. Это и полезный для здоровья процесс, способствующий развитию мышц, участвующих в формировании осанки

Важно обратить внимание на правильные движения при ползании

Сначала грудничок впервые ощущает возможность встать полноценно на четвереньки, оторвав живот от поверхности. В первую очередь он пытается выбросить вперед сразу обе руки, подтянув затем ноги. Второй этап – движения асимметричные: переставляется рука и нога, находящаяся на одной стороне тела, потом подтягиваются другие рука и нога. И, наконец, наступает качественный сдвиг – ребенок осваивает наиболее удобный способ: начиная с опоры на правую руку, левую ногу, заканчивает цикл подтягиванием левой руки, правой ноги.

Малыш способен осмысленно передвигаться, и важно предоставить для этого широкие возможности. Границы кроватки становятся слишком тесными, необходимо освоиться в окружающем пространстве, научиться ориентироваться

В этот момент важна свобода передвижения, поэтому ребенка нужно выпустить на пол, низкий диван, кресла.

Также нужно обеспечить максимальную безопасность малышу. Вынести неустойчивые предметы, создать максимум свободного места. Для стимуляции физической активности можно разместить возбуждающие любопытство безопасные вещи в разных концах комнаты. Первые попытки ползания должны быть частыми, но непродолжительными, с каждым днем их можно немного удлинять.

У младенцев 6 месяцев и старше работа мышц рук становится более сбалансированной, движения – точнее и экономнее. Они берут игрушку только одной рукой, перекладывают ее, стучат о кроватку.

Ребенок уже может расслаблять и напрягать мышцы отдельных групп – напрячь пресс, расслабить спину и т. д. Стало возможным исполнять сложные упражнения, развивающие координацию. Желательно каждый раз называть движения одинаковыми словами, разговаривая с малышом.

Массаж и гимнастика ребенка в возрасте 3-4 месяцев

В возрасте 3-4 месяцев ребенок бодрствует уже почти 5 часов в сутки. Массаж и гимнастику в этом возрасте нужно проводить утром, в середине дня или вечером перед купанием. Выбирая время для занятий, нужно понаблюдать, в какое время суток у ребенка наиболее хорошее настроение.

После 3 месяцев ребенок может приподнимать верхнюю часть туловища, опираясь на руки, и уже уверенно держит голову. Для укрепления мышц шеи и других мышц, выполняющих поддерживающую функцию, надо почаще класть ребенка на живот. Делать это можно несколько раз в течение дня, не дожидаясь начала занятий.

К 4 месяцам ребенок уже может держать верхнюю часть туловища приподнятой на выпрямленных руках, опираясь при этом только на ладони. Для развития ладони можно проводить простые упражнения: хлопанье в ладоши, хлопание ладошками по разным твердым предметам.

В этом возрасте ребенок активизирует свое общение с окружающим его миром. При положительных эмоциях он часто улыбается и лепечет что-то на своем языке. Радуясь, он начинает оживленно размахивать ручками и ножками, что очень полезно для его физического и психического здоровья. Не зря специалисты рекомендуют как можно чаще разговаривать с ребенком, закрепляя в нем эту полезную реакцию.

Ребенка все больше интересуют игрушки: к 4 месяцам он способен брать игрушки в руки и удерживать их. Для лучшего развития руки ребенка необходимо приобрести погремушку с длинной округлой ручкой. Надо наблюдать, чтобы при захвате игрушки ребенок отставлял большой палец. Именно такая хватка способствует правильному развитию руки.

В 3 месяца у ребенка проходит гипертонус мышц-сгибателей рук, а к 4 месяцам исчезает гипертонус мышц-сгибателей ног. Движения ребенка становятся более точными. Это самое подходящее время для начала занятий пассивными упражнениями. Начинать следует с самых простых и со временем усложнять упражнения.

Все пассивные упражнения для рук и ног лучше выполнять с легким встряхиванием — вибрацией.

Как и ранее, упражнения основаны на безусловных рефлексах ребенка. Обычно это рефлексы положения тела. Эти упражнения хорошо

тренируют мышцы спины, живота, шеи и ног. Для развития вестибулярного аппарата можно поворачивать ребенка в воздухе. При этом в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет голову в корригирующую сторону: на животе — назад, на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом — вправо.

Особое внимание нужно обратить на обучение ребенка правильно поворачиваться со спины на живот. К 4 месяцам ребенок утрачивает способность рефлекторно ползать и ходить

Упражнения, основанные на этих рефлексах, способствуют лучшему развитию мышц ног

К 4 месяцам ребенок утрачивает способность рефлекторно ползать и ходить. Упражнения, основанные на этих рефлексах, способствуют лучшему развитию мышц ног.

Продолжительность занятий нужно увеличить, но делать это надо строго индивидуально, так как возможности у детей различны. Для этого надо наблюдать за поведением ребенка во время занятий и за его реакцией на то или иное упражнение.

Массаж дополняется новым приемом — растирание. Его выполняют кончиками согнутых пальцев.

Массаж нужно начинать и заканчивать приемом поглаживания, чтобы расслабить мышцы и успокоить ребенка.

В 3-4 месяца ребенку необходимы упражнения, нормализующие тонус ножных мышц, а также воспитывающие навыки изменения положения тела.

В этом возрасте наступает подходящее время для развития ловкости рук.

Нужно стараться как можно чаще вкладывать в руки ребенка игрушки, которые он мог бы обхватить. Очень полезны для здоровья ребенка теплые ванны и плавание. Массаж с каждым разом выполняется интенсивнее. Необходимо побуждать ребенка к активным движениям, используя для этого врожденные рефлексы.

Обновлено: 2019-07-09 23:34:49

  • Начинать закаливание рекомендуется с воздушных ванн, которые можно принимать и в комнате ( во время утренней зарядки ) в максимально
  • Климаксом, или климактерическим периодом, называют период возрастного перехода от зрелости к пожилому возрасту. Симптомы: климакс сопровождается разнообразными
  • Коклюш — заразная болезнь, которая характеризуется приступами судорожного кашля, иногда со рвотой. Болеют коклюшем преимущественно в детском возрасте
  • Проблема зрения в современных условиях непосредственно упирается в проблемы школьного образования. Коль скоро уже десятки поколений людей в детстве принудительно
  • Несоблюдение правил гигиены в детском возрасте и в период полового созревания может в дальнейшем явиться причиной неправильных менструаций, патологического течения
  • Весьма распространенным проявлением несовершенного зрения является феномен, о котором уже упоминалось и которое известно как muscae volitantes, или симптом

Комплекс гимнастических упражнений

Для двухмесячного ребенка достаточно 2 сеансов гимнастики ежедневно. Можно делать ее утром и вечером за 20 минут до еды или через 40 минут после кормления. Идеально — делать упражнения во время переодевания (пеленания, смены подгузников). Руки мамы должны быть чистыми, ногти — коротко обстриженными.

Упражнения в положении лежа на спине

Малыша необходимо уложить на твердую поверхность (например, пеленальный столик). Каждое упражнение выполняем от 4 до 8 раз, ориентируясь на настроение ребенка.

Начинаем гимнастику с поглаживаний. Плавными движениями гладим ручки, ножки, животик по часовой стрелке, как бы руками здороваясь с малышом. Это поможет ребенку настроиться на занятие, а также наладить телесный контакт с мамой.

Гимнастический комплекс для укрепления рук:

Перекрещивание рук. Большие пальцы своих рук вкладываем в ладошки малыша, обхватываем запястья ребенка. Руки младенца разводим в стороны, затем перекрещиваем на груди, как будто малыш сам себя обнимает. Разводим и сводим руки, чередуя их положение относительно друг друга.

Круговые движения руками. Не отпускаем ручки ребенка, пальцы все еще вложены в ладошки, запястья обхвачены пальцами. Поднимаем руки вверх, разводим в стороны, опускаем вниз, скользя по плоскости стола, затем выполняем круговые движения руками.

Бокс. Все еще удерживаем ручки малыша, вытягиваем руки над грудью, выполняем боксирующие движения поочередно каждой ручкой.

Подтягивание за руки. Держим ручки, запястья зафиксированы. Вытягиваем руки малыша над грудью, тянем на себя и ждем, когда младенец попытается подтянуть голову, согнуть руки и принять положение полусидя. Ручки можно развести шире и снова выполнить подтягивание.

Массаж ладошек
Раскрываем ладонь, массируем ее большим пальцем по часовой стрелке, уделяем внимание центру ладони

Затем поворачиваем ладошку тыльной стороной, обжимающими движениями массируем каждый пальчик от основания к ноготку
Важно одновременно приговаривать что-то приятное, рассказывать стишки и потешки, чтобы у малыша возникали хорошие ассоциации с гимнастикой. В завершение потрясем запястьем для расслабления мышц.

Гимнастический комплекс для укрепления ног:

Прижимание ног.Ножку ребенка обхватываем пальцами у голеностопного сустава, прижимаем к животу, возвращаем обратно. Делаем так поочередно с каждой ногой. Затем прижимаем одновременно две ножки к животику.

Разведение тазобедренных суставов.Ножки малыша держим у основания стопы, прижимаем к животику и разводим по кругу: левую ногу – по часовой стрелке, правую – против часовой стрелки, разминая тазобедренный сустав. В конце упражнения слегка потрясем каждую ножку.

Тренировка на перевороты.Рукой обхватываем ножку у основания стопы и заводим ее на противоположную сторону, то есть левой ногой касаемся поверхности справа от ребенка, правой ногой – поверхности слева. Нога должна чуть коснуться коленом стола. Малыш старается повернуть корпус тела за ногой и оказаться на животе. Выполняем по несколько раз в каждом направлении

Важно: если ребенок уже пытается поворачиваться на одну сторону, то нужно стимулировать поворот на вторую сторону, чтобы его навыки развивались симметрично. Делаем упор на слабую сторону – например, налево делаем 2 переворота, а направо – 4.

Тренировка на перевороты с помощью рук.Снова учим малыша переворачиваться, но теперь берем ручку (большой палец вложен в ладошку, запястье зафиксировано), тянем в противоположную сторону, а малыш поворачивает таз и завершает переворот

Принцип тот же: упор на слабую сторону.

Поза эмбриона.Берем ножки и ручки вместе (одной рукой держим левые конечности малыша, другой рукой – правую ножку и правую ручку), придавая крохе позу эмбриона, покачиваем из стороны в сторону.

Люлька.Одной рукой собираем ручки и ножки малыша, другой — придерживаем голову ребенка. Покачиваем младенца, как в люлечке.

Польза гимнастики

Малыш в свои 5-6 месяцев находится на пороге новых открытий: скоро он начнет сидеть, ползать, а потом и вставать на ножки. Гимнастика должна соответствовать его двигательным умениям и способствовать развитию новых — обязательно включите в ежедневную программу занятий с ребенком упражнения для стимулирования ползания, укрепления мышц спины, груди, рук. Это потребуется для того, чтобы грудничок смог быстрее сесть. Присаживать насильно не нужно — это вредно и опасно, а вот помочь ребенку укрепить определенные группы мышц — отличная инициатива любящих родителей.

Гимнастика в этом возрасте способствует лучшему пониманию устройства собственного тела, а это как раз именно то, что волнует сейчас малыша. При регулярной физической нагрузке укрепляются суставы и костный аппарат, становятся более эластичными мышцы. Все это сослужит добрую службу тогда, когда ребенок начнет принимать вертикальное положение: ему будет легче сесть, встать и, в конечном итоге, пойти.

Физические упражнения улучшают кровоснабжение конечностей, мышечной ткани, кожных покровов. Это положительно сказывается на формировании иммунитета малютки. Замечено, что дети, с которыми каждый день делают гимнастику, реже болеют, а если такое и случается, то заболевание протекает легче и практически не случается осложнений.

Тактильный контакт, который ребенок испытывает во время гимнастики и предшествующего ей массажа, позитивно сказывается на работе нервных рецепторов кожи в частности и всей нервной системы в целом. Ребенок, которому дают адекватные возрасту физические нагрузки, лучше засыпает, отличается отменным аппетитом, у него реже случаются запоры.

Малютки, с которыми мама каждый день занимается, более гармонично развиваются, их потребность в общении удовлетворяется. Такие дети раньше осваивают речь, а в дальнейшем – демонстрируют более богатые способности к обучению.

Если у ребенка есть определенные неврологические или опорно-двигательные нарушения, ему предписан особый, лечебный массаж и упражнения из комплекса лечебной физкультуры (ЛФК).

Гимнастика для ребенка, которому рекомендован обычный, общеукрепляющий массаж и такая же физическая активность, в 5-6 месяцев должна быть направлена на развитие целенаправленных движений конечностей.

Рекомендованные гимнастические упражнения для детей в 4 месяца

Гимнастика для ребёнка в этом возрасте занимает 25-30 минут в день. Увеличивайте нагрузку и продолжительность тренировки постепенно, не слишком утомляя ребёнка. Пусть вас не обманывает кажущаяся простота упражнений – для детей в 4 месяца любое движение является нагрузкой, тренирующей и укрепляющей мышцы.

Приподнимание головы и туловища

Положите ребёнка на спину и, удерживая руками за запястья, вложите свои большие пальцы ему в ладошки. Слегка потяните малыша, побуждая его продолжить движение и приложить усилия для того, чтобы приподнять голову и туловище. Это упражнение уже знакомо вам – оно встречалась в рекомендациях по гимнастике для ребёнка 3 месяцев.

Упражнение «боксёр»

Используя предыдущее исходное положение и по-прежнему фиксируя запястья ребёнка, попеременно сгибайте и разгибайте руки. Если правая рука малыша разогнута, то левая – согнута – и наоборот. Следите за тем, чтобы разгибание руки стимулировало приподнимание плечика. И помните – движения не должны быть резкими, это опасно.

Упражнения на гимнастическом мяче

Пока все упражнения на фитболе сводятся к простому хорошо зафиксированному покачиванию на «осёдланном» мяче, но нужно отметить, что это упражнение не всегда нравится детям. Чтобы не сформировать негативное отношение к гимнастическому снаряду, следите за тем, чтобы мяч был тёплым и ярким – сочные цвета нравятся детям.

Упражнение «поворот на живот»

Это упражнение является новым в комплексе упражнений для 4-месячного ребёнка. Уложив малыша на спинку, хорошо зафиксируйте голени и запястье крохи, дав ему сжать ваш палец. Аккуратно поверните таз ребёнка, побуждая повернуть голову, плечи и грудь. Для завершения переворота вытяните руку ребёнка, чтобы она не попала под живот.

Скрещивание рук на груди

В положении лёжа на спине и привычно зафиксировав запястья, плавно разводите в стороны и скрещивайте руки на груди малыша. Обязательно чередуйте положение рук (верх/низ) и аккуратно встряхивайте ручки ребёнка для того, чтобы избежать перенапряжения непривычно трудящихся мышц.

Скользящие шаги

Это упражнение показано всем, у кого уже успел пройти гипертонус новорождённых. Уложив ребёнка на спину на стол или другую твёрдую поверхность, надёжно зафиксируйте руками голени и, периодически встряхивая ножки, выпрямляйте их и сгибайте так, чтобы пятка при этом плавно скользила по поверхности.

Кроме всех вышеперечисленных упражнений можно и нужно не забывать уже знакомые: рефлекторное прогибание позвоночника, сгибание/разгибание стоп, рефлекторная ходьба и прочие. Кроме того, продолжайте практиковать массажные процедуры.

Активная гимнастика

Полезные виды упражнений для малыша в 4 месяца. Можно порекомендовать такие занятия.

Учим приподнимать голову и туловище

Карапуза выкладывают на спинку, затем в его ладошку помешают большие пальцы руки массажиста. Малыша аккуратно придерживают за запястье, слегка подтягивают. Ребенка побуждают к тому, чтобы он слегка приподнял голову и туловище.

Маленький боксер

Когда малыш находится в предыдущем положении, попеременно сгибают и разгибают его ручки. Запястье ребенка обязательно фиксируют. Следят, чтобы в процессе разгибания приподнималось плечо.

Занятия на фитболе

Помещают грудничка лицом вниз на большой надутый мяч яркой расцветки. Ножки малыша слегка разведены  в стороны для лучшей фиксации. Фитбол слегка раскачивают со стороны в сторону, хорошо удерживая кроху одной рукой за спинку или животик. Затем помещают ребенка на мяч лицом вверх, несколько раз повторяют раскачивания в таком положении.

Перевороты

Это новый вид гимнастики для грудничка в 4 месяца. Ребенка улаживают на спинку. Фиксируют запястье и голени, помещают в ладошку малыша свой палец и сжимают ее в кулачок. Малыша слегка переворачивают, придерживая другой рукой в области таза. Стимулируют ребенка перевернуться. На завершающем этапе переворота свой палец аккуратно убирают из детского кулачка, чтобы рука не оказалась под телом сына или дочери.

Скрещивание ручек и круговые движения

Малыш лежит на спинке. Ладошки ребенка удерживают с помощью рук. Верхние конечности крохи плавно разводят в стороны, вверх и вниз, скрещивают на груди. Для мышц крохи это непривычные позы, поэтому положение рук меняют неспешно. Со временем  можно чередовать разный темп. Повторяют различные движения несколько раз (не больше 6-7).

Подвижные ножки

Грудничок лежит на спинке. Придерживают ножки, коленки разведены в стороны. Захват выполняют так, чтобы большие пальцы массажиста были на внутренней стороне бедер, а остальные — сзади. Сначала проводят поочередное сгибание и разгибание каждой ножки крохи. Затем прием выполняют одновременно на двух конечностях. Добиваются эффекта скользящих шагов, когда малыш попеременно подтягивает и выпрямляет ножки. Сначала ребенок касается конечностями живота, затем разгибает их. Повторяют пять раз. Если в этом возрасте кроха не ощущает дискомфорта при выполнении этого упражнения (как обычно бывает при гипертонусе), то его заканчивают легкими поглаживаниями под коленками по направлению сверху вниз.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий