Когда новорожденные дети начинают улыбаться?

Особенности

Только что родившийся человек улыбается. Но делает он это неосознанно. Такие непроизвольные улыбки связаны с бурным становлением и «отладкой» нервной системы, которая началась еще в период внутриутробного развития и продолжается в течение первых лет жизни ребенка. Мимолетная неосознанная улыбка появляется на личике новорожденного в любое время, когда его тело достаточно расслаблено – во сне, во время водных процедур, после кормления. Эта первая физиологическая улыбка не адресована ровным счетом никому – ни маме, ни папе, ни даже бабушке, как бы ни хотела того последняя.

Улыбаться маме или другому взрослому, который занимается уходом за малышом, общением с ним, грудничок может начать только после того, как в его организме будет выполнен ряд важных условий:

  • мимические мышцы лица готовы и «созрели»;
  • психоэмоциональная сфера ребенка успешно развивается;
  • нервная система готова привести в действие мимические мышцы по собственной воле ребенка;
  • слух становится более острым;
  • зрение развивается и малыш уже может рассмотреть лицо, сфокусировать на нем взгляд, есть узнавание лиц.

Новорожденный всеми этими навыками не обладает. У него есть другой, более громкий инструмент для общения – крик. Криком он показывает, что голоден, что ему мокро или больно. Нельзя сказать, что новорожденный лишен эмоциональности, это не так. Но она носит иной характер и направлена на обеспечение первых и самых естественных нужд – питания, безопасности, выживания.

Эмоциональная осознанная улыбка появляется обычно в возрасте 2-3 месяцев. Ребенок может не только широко и беззубо улыбнуться папе или маме в ответ на ласковое обращение, заход в детскую комнату, но и демонстрирует яркий признак эмоциональной зрелости – комплекс оживления. Он оживленно размахивает руками и ногами, пытается прогнуть спинку.

Мигрень

Это состояние сопровождается приступами нестерпимой головной боли. Оно также связано с нарушением работы тройничного нерва, а, точнее, с его раздражением в одной части головы. Здесь впоследствии и локализуется боль.

Возникновение мигрени включает в себя несколько стадий:

  • начальную;
  • ауру;
  • болевую;
  • заключительную.

Парестезии головы и лица появляются при развитии стадии ауры. При этом пациента беспокоит чувство покалывания и ползания мурашек, которое возникает в руке и постепенно переходит в область шеи и головы. У человека немеет лицо, ему становится сложно говорить. Беспокоит головокружение и зрительные нарушения в виде световых вспышек, мушек и уменьшения поля зрения.

Лицевые парестезии являются предвестниками мигрени, но часто приступ возникает, минуя стадию ауры.

Когда у малыша получается смеяться и смотреть на предмет?

Очень важно, чтобы малыш мог рассмотреть предмет, который может спровоцировать его улыбку или смех. Сразу после рождения он не видит объекты так, как их видят дети постарше и взрослые

Его зрение обладает дальнозоркостью, то есть четче он видит на расстоянии. Вещи или лица, которые приближены к его глазам, кажутся крохе размытыми и нечеткими.

Уже через 2-3 недели его зрительная активность приходит в норму. Но ребенок еще не может долго удерживать взгляд на конкретном предмете. Долго и внимательно смотреть на объект он начинает после того, как созревают его зрительные органы. Это происходит к 5- 6 месяцу.

Именно в этот период можно услышать громкий заразительный смех крохи.

Появление смеха – показатель нормального психического и эмоционального развития ребенка. Но не стоит отчаиваться, если малыш не смеется. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей и характера крохи – некоторые слишком серьезные, чтобы смеяться, другие скромные, поэтому лишь еле слышно хохочут.

Важное условие для появления смеха – наличие примера для подражания. Если мама или папа крохи часто и громко смеются, то скорей всего он тоже будет их копировать

При этом ребенок часто подражает тональности и особенностям смеха взрослых.

Ребенок не смеется в голос

Стоит ли переживать, если кроха не смеется, в отличие от хохочущих вовсю ровесников? Часто бывает, что мама тревожится: «Ребенок в 4 месяца (5 месяцев) не смеется! Почему? У всех знакомых дети заливаются смехом уже с 2-3 месяцев. «. Прежде всего в таком случае нужно помнить, что сравнение малыша со сверстниками — дело неблагодарное. А в случае со смехом и бессмысленное. Во-первых, сам «навык» смеха не является диагностическим в отношении нормального развития ребенка

А во-вторых, на смешливость влияет не столько интеллект малыша или ваше внимание к нему, сколько темперамент и привычки выражения эмоций в семье

Почему не смеется ребенок? В первую очередь, это может быть связано с незрелостью нервной системы. Ведь некоторые мамы начинают беспокоиться, когда их малышам еще всего месяца два-три. В таком случае, нужно всего лишь подождать. Следующая причина — недостаточность проявления радостных эмоций, выражаемых мамой и папой, сдержанность и излишний самоконтроль взрослых. Совсем маленький ребенок смеется, часто видя и слыша смех родителей. Кроме этого, не нужно забывать, что некоторые малыши просто сами по себе являются серьезными и обстоятельными, можно сказать, с самого рождения.

Как себя вести, чтобы малыш улыбнулся?

Улыбка ребенка – это ответ на ласковое обращение и заботу о нем. Внимательно относитесь к потребностям крохи, следите, чтобы новорожденному было тепло, сухо и сыто.

Разговаривайте с малышом спокойным ласковым голосом, с первых дней начинайте петь песенки, носите на ручках. Ребенок учится мимике у взрослых, поэтому улыбайтесь, когда обращаетесь к крохе.

После месячного возраста можно начинать делать специальное упражнение. Показывайте грудничку разные выражения лица, при этом беседуйте с ним. Можно строить рожицы.

Малыш начинает перенимать вашу мимику, и таким образом учится управлять мышцами лица, а также понимает, какое выражение лица подходит к каждому из настроений.

От первой улыбки к первому смеху

Только что родившиеся младенцы улыбаются бессознательно, рефлекторно. Это происходит, когда новорожденный сыт и спокоен. Чаще губки растягиваются во сне, при этом наблюдаются хаотичные движения глазных яблок. Вызвать такую улыбку младенца можно, прикоснувшись к его щечке.

У грудничков 3—6 недель проявляется «комплекс оживления». Кроха учится фиксировать взгляд на лицах мамы и папы. Еще через пару недель, ко второму месяцу жизни малыш начинает узнавать родителей, выраженно радоваться: проворно двигать ручками и ножками, широко улыбаться, призывно агукать. Это означает, что младенец благополучно пережил «кризис первого месяца», крепнет и привыкает к новому миру. Отвечая на прикосновения и ласковую речь, он впервые осознанно улыбается, чем вызывает эмоциональный подъем у родителей. Такая улыбка называется специалистами «экзогенной», то есть вызванной внешними причинами. Нужно поддержать в этом малыша: ответить улыбкой, нежно погладить, ласково поговорить с ним, поиграть, взять на руки.

Смеяться малыши начинают задолго до того, как научатся говорить. Каждый ребенок проходит свой путь от первой улыбки к первому смеху, который чаще отмечается в возрасте 3—5 месяцев. Однако бывает, что малыш начинает заливисто смеяться только к году жизни. Громким смехом дети обычно копируют поведение родителей: наблюдая за хохочущими взрослыми, начинают подражать.

Почему дети с рождения не умеют смеяться в голос, ведь плакать у них получается хорошо и громко? Согласно объяснениям специалистов, у новорожденных малышей не сформировался так называемый «канала смеха», который выступает своеобразным проводником, соединяющим эмоциональные сигналы с мимическими мышцами. Если вы заметили, что ребенок начинает смеяться наедине без всякой причины, не удивляйтесь – это нормальное явление. Он упражняется, разрабатывает тот самый «канал смеха».

Самая первая улыбка

Изначально улыбка малыша совершенно не значит, что он вас рад или счастлив видеть.

На самом деле, она имеет совершенно рефлекторное происхождение, и призвана демонстрировать спокойствие и хорошее расположение духа. Вы и сами можете это определить по тому, что губки чада умильно растягиваются сразу после кормления, принятия теплой ванны или во время отдыха. Поскольку в формировании хоть чего-то похожего на улыбку участие берет больше 10-ти лицевых мышц, вполне понятно, почему увидеть ее можно только через определенный период времени.

К тому же первой улыбке новорожденного предшествуют сложные умственные процессы, направленные на распознавание близких людей, передачу нервных сигналов в соответствующие области мозга, и последующее расслабление лицевых мышц.

Наука улыбок

Однако, когда дело доходит до таких чувств, как счастье и радость, мы продолжаем сомневаться в том, могут ли новорожденные быть социально компетентными существами. До ранних 2000, новорожденных младенцев, как полагали, улыбались только в ответ на мышечные судороги, эрекции полового члена, движения кишечника или мочевого пузыря или без какой-либо конкретной причины. Большинство исследований и учебников – даже в 21st веке – все же предполагают, что первая «социальная улыбка» возникает только после второго месяца жизни.

И были доказательства, подтверждающие это. В 1872 Чарльз Дарвин утверждал, что эмоциональные выражения были универсальными и врожденными и задокументировали первые настоящие улыбки его собственного ребенка в возрасте 45. Мое собственное исследование повторило эти наблюдения. Когда мы попросили родителей 957 наблюдать и записывать улыбки у своих детей на учебу, они сообщили первые «социальные улыбки» их детей сразу после четырех недель в среднем.

Когда исследователи начали наблюдать за младенцами, большинство их первоначальных результатов не отличались от родительских отчетов. Исследование от 1959, которое определило «социальные улыбки» как глядя в глаза, прежде чем улыбаться, обнаружил, что ни один из детей 400 в исследовании не улыбался в течение первой недели. Только 11% показал социальную улыбку к двум неделям. Около 60% социально улыбнулся на три недели, и почти каждый из них был социально улыбнулся в течение первого месяца.

Некоторым исследователям до сих пор не удается зарегистрировать улыбки на раннем этапе, и во время сна многие улыбки не связаны с социальным миром. Действительно, даже плоды, наблюдаемые в матке с помощью ультразвукового метода 4D, улыбкой с по крайней мере 23rd недели беременности, Но другие исследования показывают, что новорожденные улыбаются в редких случаях – не более раз в четыре минуты для некоторых однодневных детей. И теперь вопрос в том, что означают эти улыбки.

«Невозможно подготовиться»

В последние годы помощь населению в таких ситуациях оказывают сотрудники психологической службы МЧС РФ и Центра экстренной психологической помощи ведомства — к 2020 году, когда службы отпраздновали свое двадцатилетие, как уточняли в МЧС, в их состав входили около 800 человек.

Целенаправленная подготовка специалистов для работы с гражданским населением в кризисных ситуациях началась в России около 20 лет назад. До этого психологи в составе силовых структур и структур, задействованных на ликвидации чрезвычайных ситуаций тоже были, однако в основном они участвовали в отборе и дальнейшем сопровождении самих сотрудников, которые также сталкиваются с негативными эффектами от пережитого, говорит Сергей Шклярук.

Нормальная реакция

Фото: РИА Новости/Игорь Руссак

При этом, отмечает он, задачи психолога будут отличаться в зависимости от того, идет ли речь об экстремальной ситуации или о катастрофе. В первом случае психологи, в том числе, могут работать на то, чтобы предотвратить ее развитие, во втором — как в случае с Казанью — люди уже погибли и нужно, в первую очередь, помочь пострадавшим справиться с последствиями.

В трагедии, подобной той, что произошла в Казани, отягчающими с точки зрения психики факторами являются незащищенность пострадавшей группы (школьники), а также полная неожиданность случившегося, отсутствие минимальной возможности как-то подготовиться, отмечает Юлия Быховец, — потому что предвидеть такую ситуацию было невозможно.

У взрослых людей это может спровоцировать дополнительное чувство вины, рассказывает она: «Они чувствуют, что должны были что-то сделать, должны были защитить детей, но как это сделаешь? Ведь такое происходит не каждый день, это не наша норма. Это невозможно. Но головой это можно понимать, а внутри всё равно будет оставаться тяжесть, ощущение, что ты мог это предвидеть».

Это, как правило, не соответствует действительности, поскольку в большинстве случаев предотвратить трагедию или изменить ход событий в таких случаях человеку не под силу

Но сами по себе такие состояния являются частью нормального процесса переживания горя, обращает внимание психолог. Сюда же относится и отрицание, и своеобразный «торг»: «Давайте проверим еще раз, может быть, никто не погиб»

Это «нормальная реакция на ненормальную ситуацию, которая превышает способности человека с ней справиться», отмечает Юлия Быховец.

Нормальная реакция

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Олег Казанцев

Людям, оказавшимся в кризисной ситуации, необходима помощь специалиста, потому что реакция организма на опасность может быть довольной сильной — вплоть до панических реакций или замирания

В этой ситуации человек не сможет действовать самостоятельно, обращает внимание Сергей Шклярук

Но если непосредственно в процессе людям обеспечена поддержка, то после этого те, кто пострадал в результате масштабных трагических событий — например, при захвате заложников в «Норд-Осте» и Беслане, — часто остаются предоставлены сами себе, продолжает он.

Выстроить полноценную систему поддержки, которая работала бы на долгосрочную перспективу, практически невозможно из-за дороговизны и сложности. В то же время, для самих пострадавших борьба с последствиями может растягиваться на несколько месяцев или даже лет — и это значит, что в это время они будут нуждаться в помощи, говорит психолог.

От первой улыбки до осознанной

Первая улыбка новорожденного, пожалуй, самая главная радость для его родителей, которые пристально наблюдают за ним, ожидая этого чуда. И многие уверяют, что малыш одаривает их улыбкой уже в первую неделю жизни. Однако такую улыбку вызывают неосознанные, рефлекторные движения мышц, чаще всего происходящее во сне. Для того чтобы это произошло осознанно, крохе нужно научиться задействовать более 15 мышц.

Поэтому в первую неделю назвать улыбку крохи осознанной нельзя. Сейчас он улыбается не потому, что увидел маму или услышал что-то забавное. Просто ему комфортно, сухо, тепло и сытно. Такая рефлекторная улыбка – лишь сигнал, что у малютки все хорошо. Малыш начинает улыбаться сознательно после того, как научился распознавать эмоции родителей. А для этого его мозг должен проделать непростую работу. Нервные импульсы передаются в нужный отдел мозга, вызывая ответную улыбку. Происходит это примерно в 4–8 недель от рождения.

Теперь ребенок будет осознанно стараться привлечь к себе внимание папы или мамы улыбкой. А получив от них ответную реакцию, будет улыбаться все чаще, все продолжительнее

Это и означает, что кроха из периода новорожденности переходит на новый этап развития: младенчество.

Кроха начинает улыбаться в ответ на определенные явления:

  • лица родных, их голос, мимику;
  • колыбельную, ласковые слова, хлопки в ладоши;
  • появление ярких игрушек;
  • приятные тактильные ощущения.

Это называют комплексом оживления, который начинает проявляться на втором месяце жизни малютки.

Как малыш развивается с момента рождения до 1 месяца

  • на 10-12 день может фокусироваться на окружающих вещах;
  • на 11-13 день дает реакцию на резкие и громкие звуки (мигает, вздрагивает);
  • с 20 дня в памяти начинают откладываться образы неподвижных предметов;
  • к концу 1 месяца младенец начинает улыбаться.

В первый месяц жизни малыш только начинает адаптироваться. В первые дни ребенку предстоит проделать большую работу, чтобы перестроить работу своего организма. На протяжении 9 месяцев он жил в водной среде, где ему было тепло, и он был обеспечен необходимыми питательными элементами. Теперь ему придется самостоятельно дышать, поддерживать систему теплообмена, научиться кушать молоко из маминой груди.

На это будет уходить много энергии, поэтому в первые 30 дней ребенок очень много времени спит и часто ест. Для младенца сон играет одну из главных ролей: во сне он растет, организм приспосабливается к новой обстановке. На сон в среднем уходит 20 часов.

Чем больше родители будут уделять времени своему ребенку, тем больших успехов он достигнет

За первый месяц масса тела увеличивается на 500-600 г, а в росте прибавляется 2-3 см.

Когда появляется первая улыбка у новорожденного

Неосознанно новорожденный может улыбаться буквально через пару дней после рождения. Однако это является ничем иным, как рефлекторным проявлением, не связанным со способностью малыша видеть и слышать. Такая улыбка часто бывает во время сна, купания или после кормления.

Чтобы ребенок начал улыбаться осознанно, должно пройти немного время. И это само собой разумеется, ведь в появлении такой улыбки задействованы порядка 17 лицевых мышц, что для новорожденного является непосильной задачей.

Появлению улыбки предшествует сложный мозговой процесс: узнавание эмоций (например лицо мамы), передачу нервных импульсов в зону головного мозга и далее возвращение мышц лица в расслабленное состояние.

Почему новорожденные улыбаются во сне

Для новорожденных детей все в этом мире такое новое и незнакомое, все время он узнает что-то необычное, набирается впечатлений и положительных эмоций. Почему новорожденные улыбаются во сне? А вот именно поэтому и улыбаются. Все эмоции и впечатления от пережитого дня отражаются в его снах

Но важно помнить, что и положительные, и отрицательные события влияют на сон одинаково. Поэтому врачи советуют не перегружать первое время малыша разнообразными развлечениями

Но если ваш новорожденный ребенок улыбается во сне, то прошедший день определенно принес ему море положительных эмоций.

Еще одной причиной, по которой новорожденный улыбается во сне, может быть смена фаз сна. Выделяют быструю и медленную фазы сна. При смене одной фазы на другу малыш может улыбаться, смеяться, двигать ручками и даже бормотать. Считается, что это нормальное явление.

Еще одним немного странным ответом на вопрос “Почему новорожденные улыбаются во сне?” является то, что к малышу будто бы прилетают ангелы и играют с ним. Считается, что в этом случае ребенка нельзя будить. Вышеперечисленные версии не являются поводом для беспокойства родителей.

Гигиена прежде всего

Приучайте ребенка к умываниям по утрам, начиная с младенческого возраста. Пусть данная процедура станет для ребенка такой же естественной, как кормление. Объясняйте, чтобы быть красивым и здоровым, нужно каждое утро мыть ручки, личико, чистить носик, ушки, глазки. Сопровождайте умывание потешками и прибаутками, например: «Водичка, водичка, умой мое личико…» или отрывком из стихотворения Чуковского «Надо, надо умываться по утрам и вечерам». Улыбайтесь и будьте спокойны и расслабленны, не спешите и не делайте резких движений. Процедура умывания должна приносить ребенку положительные эмоции и давать прилив бодрости на целый день. В народе говорят: «Как начнешь день, так его и проведешь». Так начните же его позитивно!

Читаем также: Ежедневный и еженедельный уход за ребенком от рождения и до года

Что означают улыбки?

Поскольку грудной малыш существенно ограничен в способах выражения своих эмоций, то его крик и его улыбки могут означать довольно большой спектр эмоций. Это не только радость от узнавания родного лица, но и свидетельство благополучия. Так, малыш может улыбаться просто так, когда он сыт, когда ему сухо и тепло, когда он спит и его ничего не беспокоит – ни колики, ни газики, ни посторонние звуки. Именно так следует понимать распространенную ситуацию, когда грудничок, которого покормили, переодели и уложили в комфортную кроватку, смотрит в одну точку на потолок и улыбается. Ему просто хорошо и это не должно тревожить родителей.

Неуместные улыбки играют большую роль в диагностировании психических заболеваний, нарушений аутистического спектра, но только после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому возрасту психические недуги, если они имеются, будут иметь и другие симптомы и проявления.

По мере развития речевой функции дети начинают улыбаться более адресно, а также могут улыбаться во сне, когда видят знакомые образы или им снится мама. Другие виды улыбки (издевательская, например) малышам не знакомы. С ними они познакомятся позднее, обычно после двух лет.

Что снится новорожденным?

Младенцы во сне часто жестикулируют, меняют выражение лица и часто причмокивают, «смакуя» мамину грудь во сне. В этот период их мозг получает достаточно много информации от окружающей среды. Поэтому в таком раннем возрасте стоит как можно больше проводить с ребенком на улице. Пусть он слушает все окружающие звуки. Это только посодействует его гармоничному развитию.

Новорожденные детки видят во сне тех, кого они наблюдают у себя в комнате, пока бодрствуют. Но их память пока еще очень кратковременная. Поэтому они довольно быстро забывают тех, кого видят редко. Отсюда и причина того, почему малыши плачут, когда их берут на руки дальние родственники, которых они видели раз в жизни. Они для них просто чужие, ведь предыдущие воспоминания уже успели стереться.

Не стоит упускать из виду и то, что дети впитывают много информации и с молока мамы. Если последняя придерживается строгой диеты и не позволяет себе лишнего, то младенцам будут сниться только хорошие сны. Психиатры считают, что кошмары малыши начинают видеть только со второго года жизни. Это объясняется тем, что в этом возрасте у детей начинает быстрее развиваться психика.

Также во время кормления ребенку передается и внутреннее состояние его мамы. Если ее что-то беспокоит, то и таким же будет ребенок и, соответственно, его сон. Чтобы этого избежать, перед кормлением следует забывать обо всем, кроме своего грудничка.

Наблюдая за спящим младенцем, можно увидеть, как изменяется его мимика во сне и какие проявляются эмоции. Вот он улыбается, вот начинает всхлипывать и даже плакать, потом опять улыбается и начинает двигать ручками или ножками. Очень интересно, что в это время снится малышу, а может он вообще пока не видит сны?

Если верить ученым, то первый свой сон ребенок видит, еще находясь в утробе матери. Как только у малыша начинают формироваться органы зрения (примерно на втором месяце беременности), так он и начинает видеть свои сновидения. А если учесть, что большую часть суток ребенок в животе у мамочки спит, то и сновидений он, наверное, видит великое множество.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Все перечисленные выше этапы каждый малыш проходит в любом случае. Но родители заинтересованы в том, чтобы первый и второй этапы были как можно короче, чтобы их дети смогли полноценно использовать те преимущества, которые дает посещение детсада: возможность социализации и получения дошкольного образования.

Мамам и папам необходимо знать, как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду, чтобы сократить время привыкания. Начните заранее подготовку малыша к предстоящим изменениям. Лучше сделать это за 3-4 месяца до того момента, как малыш получит направление в детское учреждение.

За это время маленький человек вполне сможет получить основные навыки самообслуживания, научиться пользоваться горшком и столовыми приборами, носовым платком. Нелишним будет научить кроху мыть руки до еды и поменьше облизывать их – это поможет свести к минимуму риск инфекционных заболеваний.

Задача родителей на этом этапе – закалить малыша и приучить его к тому распорядку дня, который действует в дошкольном учреждении. Гулять с ним нужно ежедневно, в любую погоду, как это принято в большинстве детсадов.

Важно сформировать у крохи положительное восприятие детсада, совместного времяпровождения с другими детьми, внушить ему желание слушаться воспитателей

Когда малыш улыбается впервые?

В начале своей жизни ребенок заявляет о своих потребностях криком и плачем. Такое поведение не является негативным фактором. Так малыш информирует о том, что ему нужно в данный момент – кушать, сменить подгузник, положить спать, согреть. Первая улыбка младенца появляется уже в первые дни после рождения. Но она еще не является осознанной, это просто рефлекторная реакция малыша. Чаще всего такая улыбка появляется:

  1. Во сне. Многие родители замечают, что их малыш во сне улыбается.

Это происходит неосознанно и свидетельствует о том, что ребенок сыт, доволен и его ничего не беспокоит.

После кормления. Такая реакция также означает, что основные потребности малыша удовлетворены.
Во время купания.
После выпускания газиков. Нередко у малышей наблюдается скопление газов в пищеводе. Это сопровождается неприятными и даже болезненными ощущениями. Когда газики выходят, ему становится легче и на лице появляется улыбка.

Первая улыбка не имеет социального происхождения и не адресована конкретному человеку (маме, папе, бабушке). То есть она всего лишь рефлекторная реакция на удовлетворение природных потребностей. Для появления осознанной улыбки требуется некоторое время и создание определенных условий.

Если улыбки все еще нет

Как правило, отсутствие данного умения не может быть единственным признаком задержки в развитии, поэтому нужно сопоставить сначала факты. К негативным признакам можно отнести такие «симптомы»:

  • малыш плохо держит голову;
  • кроха не идет даже на визуальный контакт;
  • ребенок вообще не фокусируется – на игрушках, на родителях и т.д.

Если эти признаки присутствуют, то следует обратиться к неврологу

Хотя к этому времени врачи уже обращают внимание на то, что с новорожденным что-то не так. Тогда следует пройти обследование, чтобы найти причину

Чаще всего она связана с родовой травмой, гипоксией плода, гипотонусом мышц и многими другими проблемами. Все это обычно исправимо, поэтому не следует паниковать. Проявите терпение и занимайтесь малышом в полную силу.

Если же подобных признаков нет, а малыш так и не улыбается, проявляя во всем остальном нормальный уровень развития по возрасту, тогда остается просто ждать. В этом случае отсутствие улыбки не является симптомом неврологических проблем.

В любом случае необходимо помнить, что все детки индивидуальны – по своему характеру, темпу развития, по самочувствию. Поэтому ждать, что ваш малыш улыбнется одновременно с соседским крохой, родившимся в тот же день, нельзя. Будьте внимательны, и ваш кроха непременно улыбнется своей обезоруживающей беззубой улыбкой.

Урок или общение?

Конечно, общаясь с ребенком, мы так или иначе учим его

Но постарайтесь, чтобы ваше желание обучать малыша буквально с пеленок не заслонило собою более важной вещи – вашего живого эмоционального общения

Если вы следите за теориями раннего развития, наверняка у вас на слуху имя американского ученого Глена Домана, который утверждал, что, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, ребенок может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В своем Институте Развития Ребенка Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены буквы, слова, ноты, цифры, картины, иероглифы и многое, многое другое. Во время показа педагог или мама называли соответствующий предмет. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась.

Когда детишки подросли, выяснилось вот что. Они действительно прекрасно запоминали информацию, владели иностранными языками, читали, считали и т.д. Но при этом малыши совершенно не играли, у них была нарушена эмоциональная сфера. Привыкнув лишь пассивно заглатывать дидактический материал, они не стремились к активному познанию окружающего мира, им недоступно было творчество, поскольку у них не было реального творческого опыта. И тот огромный багаж знаний, который хранила их цепкая детская память, они не всегда могли применить на практике. Печальнее всего, что нарушения эмоциональной сферы у этих детей были уже невосполнимы. Ведь многие очень важные вехи эмоционального развития закладываются именно в младенчестве, когда ребенок хочет и может общаться, строить социальные модели поведения, а не фиксировать в своем мозгу бесчисленное множество сухих фактов.

В моей психологической практике был мальчик Андрюша, который не мог адекватно общаться со сверстниками. Он бегал по кругу, постоянно повторяя одну и ту же фразу. При этом у него были очень большие проблемы с артикуляцией звуков: около четырнадцати звуков он в пятилетнем возрасте просто не выговаривал, так что понять его можно было с большим трудом. Общаться он предпочитал в письменном виде.

Выяснилось, что Андрюшина мама в свое время очень увлекалась ранним интеллектуальным развитием своего сына. В результате читать он научился раньше, чем говорить. При этом он не играл, занимаясь цифрами, буквами, специальными карточками, рисовал только географические карты.

Принимаясь в младенчестве учить своего ребенка буквам по новомодной развивающей методике, будьте осторожны! У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.

Нервные тики у детей

Подобные расстройства в детском возрасте бывают нескольких видов.

Проходящее тиковое расстройство начинает проявляться в раннем школьном возрасте. Его длительность составляет от 1 месяца до 1 года. Чаще случаются двигательные виды тика. В основном характерны для детей с задержкой развития и с аутизмом.

Хроническое расстройство случается в возрасте до 18 лет. И длится от 1 года и выше. При этом развиваются либо двигательные, либо вокальные тики. Чем в более раннем возрасте проявились патологические симптомы, тем легче и быстрее они проходят.

Синдром Туретта – множественное тиковое расстройство, характеризующееся как моторными, так и двигательными его видами. Тяжелое заболевание, которое с возрастом, однако, смягчается.

Особый вид недуга, для которого также характерны признаки нервного типа – малая хорея. Он развивается на фоне инфекций, вызванных стрептококком: ангина, тонзиллит, ревматизм. Сопровождается патологическими изменениями нервной ткани.

Наряду с гиперкинезами, эмоциональной неустойчивостью, раздражением, неусидчивостью и беспокойством, данному состоянию соответствуют невротические изменения лица. Они выражаются в напряжении и спазмировании лицевых мышц, что часто принимают за гримасничанье. Наблюдается также спазм гортани, проявляющийся в неадекватных криках.

В школе таким детям, не зная истинную причину гиперкинезов лица, да еще и в сочетании с повышенной активностью, делают замечания, выгоняют из класса. Подобное отношение к ребенку вынуждает его пропускать школьные занятия, избегать походов в школу. Лечение малой хореи, наряду с назначением успокоительных средств, включает в себя антибиотики для борьбы с инфекцией и противовоспалительные препараты.

Нервный тик накладывает на психику ребенка более тяжелый отпечаток, чем на взрослого. Он нередко становится причиной тревожности и отстраненности, ухода в себя, даже провоцирует депрессивные расстройства. Вызывает нарушения сна, речевые затруднения, сложности в обучении.

Тиковые расстройства приводят к искаженному самовосприятию, снижению самооценки.

Родителям таких детей советуют не акцентировать внимание ребенка на проблеме. Наоборот, рекомендуют найти способы переключения внимания и повышения самооценки

Особое место уделяется группам поддержки таких людей и общению в принципе.

Грудное вскармливание как способ наладить контакт

Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.

Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии. Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления

Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет

Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.

Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:

  • Возьмите ребенка на руки;
  • Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
  • Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
  • Поддерживайте контакт глаз;
  • Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий