Любящие мамы: как уложить ребенка спать и почему у детей бывает плохой сон

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям..

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Зачем нужен режим

Самое важное — режим. Если вы решили, что ребенок будет засыпать в 21:00, значит, это время нужно соблюдать, что бы ни происходило: бабушка в гости приехала, соседка зашла поболтать, муж вернулся из командировки

Время сна для ребенка должно быть неизменно, а ритуал перед сном должен быть одним и тем же.

Детям очень важна предсказуемость. Каждый день за два часа до сна должны повторяться одни и те же действия, включая детские походы попить и в туалет, после того как ребенок уже в кровати: 

  • 19:00 — выключать телевизор и убирать гаджеты, выключать основной свет и оставлять лампу, сбавлять тон голоса, играть в спокойные игры;
  • 19:30 — идти в ванную или в душ. После купания расслабляющий массаж с маслами, обязательно переодеть ребенка в приятную, мягкую пижаму;
  • 20:00 — еда;
  • после еды — укачивать: например, петь колыбельные, читать сказки, всё зависит от возраста.

Детям с полугода лучше проговаривать план действий, рассказывать, что ждет их завтра. Так дети успокаиваются и не боятся спать, потому что знают: завтра точно будут новый день и новые игры. Если это малыш до двух лет, то слова для него могут быть примерно такими: «Сейчас мы идем чистить зубы, я тебя помою, потом ты покушаешь и пойдешь спать в свою кроватку. А утром я сварю тебе вкусную кашу и мы пойдем гулять в парк». 

С двух лет уже можно перекладывать часть ответственности на ребенка: «Сейчас идем в душ, я помогу тебе почистить зубы, искупаю тебя, пока я готовлю тебе покушать, возьми игрушку, с которой ты будешь спать, и выбери книжку, которую хотел бы послушать перед сном. Утром мы пойдем в сад, где ты сможешь поиграть с друзьями, а вечером поплаваем в бассейне». 

Комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветрить, закрыть шторы и включить ночник. Если у малыша нет отдельной комнаты, это должно быть пространство в квартире, где он играет и спит, где лежат его игрушки, которые он сам разложил — место, где для него всё предсказуемо.

Что мешает ребенку спать

Причины, по которым ребенок недосыпает, можно разделить на две группы: физиологические и неврологические.

Физиологические — это когда режутся зубки, беспокоит живот, хочется кушать. Эти симптомы проходят за несколько дней, а если ребенок плохо спит месяц или два, стоит обратиться к неврологу. Возможно, малыш перевозбуждается вечером и, засыпая, не может успокоиться. Или его весь день носили на руках, катали в коляске на улице, и ему не удалось поползать, походить, узнать мир.

Дети с полугода активно интересуются вещами и процессами вокруг себя, для них это познание становится основной задачей. Поэтому днем они могут плохо есть, просто потому что эта задача не основная, зато ночью начинают просыпаться каждый час-полтора и просить бутылочку.

Иногда родители поздно приходят домой и рвутся играть с ребенком. У младенца еще не сильно развито торможение активности, поэтому после активных игр на засыпание уйдет больше времени и спать он может тревожно.

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Сколько и зачем ребенку спать

В педиатрии есть нормы ночного и дневного сна для детей от рождения. Это средние цифры, и если ребенок спит на час больше или на час меньше, в этом нет ничего страшного.

Возраст ребенкаОбщее время снаВремя дневного снаВремя ночного сна
0 – 4 месяцев14 – 17 часов5 – 7 часов9 – 10 часов
4 – 12 месяцев11 – 16 часов3 – 5 часов8 – 11 часов
1 – 2 года10 – 15 часов2 – 4 часа8 – 11 часов
3 – 5 лет9 – 14 часов0,5 – 3 часа8,5 – 11 часов

До четырех месяцев ребенок спит без пробуждений и просыпается, только если голодный или мокрый, если ему жарко или холодно. После четырех месяцев детский сон становится структурным, как у взрослых, появляются фазы. После каждой из них ребенок просыпается на секунды и за это время переходит в следующую фазу сна. Это получается не всегда, потому что у ребенка еще нет опыта засыпания. Тогда он начинает звать маму, просит то, с чем любит засыпать: бутылочку, грудь, на ручки, соску. 

После четырех месяцев ребенок должен просыпаться только на кормление — два-три раза за ночь. После года ребенок, у которого нет проблем с весом и патологий со здоровьем, должен спать всю ночь и не просить еду.

Если ребенок недосыпает, он становится малоактивным, плохо концентрируется и запоминает информацию. Младенцы с недосыпом плохо справляются со стрессами, которые у них происходят постоянно — детям жарко, холодно, мокро, голодно, шумно, светло, темно.

Какие есть методы засыпания

Существует множество методов засыпания, но рассмотрим четыре самых популярных, один из которых — скандальный.

Метод постепенного отдаления, который придумала специалист по детскому сну Ким Вэст. Родитель кладет ребенка в кроватку, а сам остается рядом: поглаживает малыша, разговаривает с ним, поет колыбельные. Постепенно родитель отходит от ребенка на небольшое расстояние, на шаг или два, но укачивать голосом продолжает. Ребенок привыкает оставаться в кровати один и начинает засыпать сам. Время для того, чтобы метод заработал, — от трех месяцев, всё зависит от ребенка и родителей.

Метод «обнял-положил» придумала медсестра Трейси Хогг, которая ухаживала за детьми. Суть в том, чтобы класть ребенка в кровать, а когда он начинает плакать, брать его и качать. И так, пока младенец не уснет. Со временем он перестанет хныкать и будет засыпать сам. Метод может принести результат через пару месяцев.

Метод Элизабет Пейнтли, который называется «фейдинг», что переводится как «затихание». Элизабет Пейнтли — мать четырех детей, домохозяйка, разработала метод на собственном опыте. Это один из самых мягких и долгих способов обучения ребенка засыпать спокойно и, со временем, самостоятельно. Сначала родитель качает ребенка и кладет в кроватку, когда тот заснет. Потом — до момента засыпания и так далее, пока ребенок не начнет засыпать сам. Чтобы ребенку было спокойнее, автор предлагает класть в кроватку любимую игрушку или вещь родителей, например свитер. Младенец чувствует знакомый запах, успокаивается и засыпает.

Метод педиатра Марка Вайсблута, который называется «Дать проораться», или «Метод исключения плача». Работает это так: родитель кладет ребенка в кровать, когда видит, что тот уже хочет спать, и выходит из комнаты. Ребенок плачет, протестует, но потом засыпает. И так каждый день в одно и то же время. Автор обещает, что дети начнут засыпать сами через 3 – 4 дня. Но этот метод довольно жестко сказывается на психике ребенка и может привести к энурезам и неврозам.

Мифы о детском сне

Если ребенка вымотать днем и не укладывать на дневной сон, он будет лучше спать ночью. Не будет, потому что ему будут мешать стресс из-за нарушенного режима и перевозбуждение. Дети до 4 – 5 лет обязательно должны спать днем, потому что в это время у них восстанавливается нервная система. Чем ребенок старше, тем меньше времени он спит днем.

Соска — вред. Соска может помогать и вредить. Если ребенок привык засыпать на груди, можно дать соску, но убрать, как только заснет. Иначе ребенок проснется на короткий сон и начнет искать соску. Если соски не будет на месте, начнет плакать. В этом случае надо оставлять 2 – 3 соски в кроватке, чтобы ребенок в момент пробуждения сам взял соску и стал спать дальше. Когда родители убирают соску сразу, у ребенка не остается ассоциации соски с засыпанием.

Мамы переводят детей на самостоятельное засыпание исключительно потому, что не хотят ими заниматься. Это не так: самостоятельно засыпание — это не вопрос родительского удобства, а естественный процесс

Самое важное время, которое надо проводить с ребенком — это день. Чем больше ребенок находится днем с родителями, общается с ними, гуляет, тем спокойнее он засыпает

Ребенок за день напитывается любовью и вниманием настолько, что для засыпания ночью ему нужны только кровать и любимая игрушка

На самостоятельное засыпание можно переводить с рождения. До полугода ребенка нельзя переводить на самостоятельное засыпание. В первые месяцы жизни лучше быть с ребенком постоянно, чтобы у него не возникало чувство тревожности. С седьмого месяца можно пробовать разные методы засыпания. Ребенок сам подскажет, что ему нравится больше и по какой системе он будет спать.

Счастье есть
Иногда счастье — это уложить ребенка спать без долгих уговоров и слез, а иногда — купить квартиру, в которой у него будет своя комната.
Посмотреть квартиры Самолета

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий