Медлительный ребенок: советы родителям

Причины медлительности

Первой причиной становится врожденная медлительность, выражаемая в физиологии нервной системы, нарушения которой проявляются в средней школе. Отсталое развитие заметно на общем фоне сверстников.

Неизвестная игра или задача, с которой сталкиваются дети, вызывает несвойственную им замедленность, обусловленную поступлением новой информации и отсутствием опыта ее обработки.

Тип темперамента оказывает свое влияние на скорость реакции и активность. Медлительный ребенок с меланхоличным или флегматичным характером с точки зрения психологии нормален, но дополнительные занятия с ним не исключаются.

Плохое самочувствие тоже может сказаться на скорости взаимодействия с внешним миром, но такая причина видна сразу и связана с инфекциями и другими заболеваниями.

Он флегматик

Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.

Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.

Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?

1. Включаем таймер

Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: “На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло”.

Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.

Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.

2. Обгоняем школу!

Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.

В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.

“Обгонять школу” можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.

3. Соревнуемся

Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.

Медлительные, но по-разному!

Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша (мы не берем случаи отставания в развитии отдельных психических функций и общее состояние здоровья ребенка).

Детей неторопливых условно делят на две категории. У первой проблема вызвана особенностями темперамента, неблагоприятной обстановкой в семье, стрессовыми факторами.

У детей, которых мы отнесем ко второй категории, медлительность – особенность нервной системы.

Мечтатель или флегматик

Медлительность многих детей вызвана типом их темперамента. Как правило, это мечтательные флегматики, спокойные, “домашние” дети, которые шумным играм предпочтут собирать замысловатые фигурки из конструктора, рисовать или собирать пазлы. Они погружены в свой мир, и, выполняя обязательные, неинтересные действия, отвлекаются на то, что действительно интересно: вместо того, чтобы решать задачу, рисуют или в седьмой раз перечитывают любимую сказку. Такие дети “тормозят” далеко не вовсех процессах и могут быть очень талантливы, но, достигая успеха только в том, что им интересно. Разумеется, медлительность такого малыша довольно несложно скорректировать, достаточно, чтобы он понял: он сможет заниматься интересным, когда хорошо выполнит обязательное. Например, пойдет смотреть мультики, когда сделает уроки. Кроме того, можно попробовать давать ему задания на время

Но здесь очень важно соблюсти меру, иначе он выполнит задание быстро, но плохо, либо расстроится из-за своей медлительности. Пусть малыш сам попробует определить, сколько ему нужно времени

Как правило, такие дети отличаются упорством и целеустремленностью, вот только рутина и однообразие их быстро утомляют.

Отношения в семье

Существует и еще одна возможная причина медлительности у ребенка. Это может быть связано с отношениями в семье, когда ребенок становится невольным свидетелем того, как родители выясняют отношения, либо чрезмерной строгостью мамы или папы. Именно такие дети страдают больше всего. Они постоянно, дома и в школе, выслушивают упреки, а иногда и оскорбления. Это мешает ребёнку сконцентрироваться на выполняемой работе, да и стимул для её выполнения отсутствует. Чтобы все изменить в лучшую сторону, достаточно просто прекратить ругать ребенка, замечать его успехи, а также наладить добродушную и спокойную атмосферу в семье.

Медлительность, как особенность психики

В приведенных примерах мы говорили о детях, которые живут и думают в обычном ритме. Однако есть дети, которые физически не могут успеть за остальными, поскольку их нервная система работает гораздо с меньшей скоростью. Они действительно все делают медленнее (почти в два раза) по сравнению со сверстниками. Для того чтобы освоить программу общеобразовательной школы им нужно преодолеть гораздо больше трудностей.

Чтобы понять, как непросто живется такому малышу, достаточно представить мир, где все люди вдруг стали говорить и действовать в два раза быстрее. А вам нужно не просто понять, что и зачем они делают, но и поспевать за ними, выполняя все действия в их темпе

Прежде всего, необходимо побеседовать со школьными учителями и предупредить их об имеющейся проблеме. Ведь критика в данном случае всё равно не даст результатов, зато лишит ребенка уверенности в своих силах.

Понятно, что упущенное на уроках придется восполнять дома. Не рекомендуется делать перерывы по время занятий по одному из предметов, поскольку заново включиться в работу ребенку будет сложно. Ребёнку можно помочь, разбивая одно большое задание на несколько мелких, чтобы ребенок быстрее увидел результат выполненной работы, это придаст ему уверенность в своих силах. Кроме того, нужно пробовать выполнять задания, заданные на следующую неделю, например, в выходной, или по горячим следам, в тот же день

Как помочь медлительному ребенку?

Естественно, первая рекомендация для родителей касательно того, что делать в такой ситуации – это попробовать установить причину детской медлительности. Возможно, самостоятельно, но лучше привлечь к этому врача и психолога.

Очевидно, что если причина медлительности малыша – стресс, например, из-за развода, то для преодоления проблемы ему нужна спокойная обстановка и, возможно, помощь психотерапевта. Если она в наличии какого-либо заболевания, то необходимо заниматься его лечением, и так далее. В тех же случаях, когда речь идет именно о развитии умения делать все быстрее, родители могут воспользоваться следующими советами психолога:

Научите ребенка измерять, осознавать и ценить время. Для этого подойдут песочные часы, веселые детские часы с разноцветными рисунками, и так далее. С их помощью вы можете вместе с ребенком выяснять, сколько времени уходит на дорогу в парк, на выполнение домашнего задания, на одевание и раздевание, и на другие привычные дела. Когда малыш будет лучше понимать, что такое время, у него будет больше стимула расходовать его рационально.

  • Давайте ребенку несложные обязанности и определенное время на их выполнение. Дети любят ощущать себя полезными для родителей, и им вполне можно доверить что-то вроде мытья посуды, покупки хлеба или протирания вещей от пыли. При этом на выполнение каждой такой задачи должно отводиться определенное время, а по ее завершении ребенок должен получать похвалу.
  • Заведите распорядок дня с указанием времени и старайтесь его соблюдать. Малыш должен привыкнуть к тому, что в такой-то временной промежуток он кушает, в такой-то – играет, в такой-то – одевается, и так далее. Желательно не выбиваться кардинально из этого распорядка, чтобы не сбивать развитие привычек.
  • Играйте с ребенком в полезные игры. Речь идет об играх на концентрацию, на внимательность и на скорость. Таких игр можно придумать и найти очень много. Одна из самых простых – расположите несколько игрушек в определенном порядке, и дайте малышу 30 секунд на запоминание этого порядка. Затем перемешайте их и дайте ему 30 секунд на восстановление правильной очередности расположения игрушек.

  • Не ругайте малыша за медлительность. Чтобы действительно помочь ребенку, ни в коем случае нельзя заставлять его чувствовать себя неправильным, недостойным или ленивым из-за того, что что-то у него получается делать не так быстро, как у сверстников. Дети должны чувствовать любовь и поддержку своих родителей, чтобы эффективно добиваться поставленных целей.
  • Делайте что-то вместе с ребенком. Это может быть как работа по дому, так и простейшие задачи из числа ваших рабочих, главное – чтобы медлительный малыш тоже хоть как-то, но участвовал в процессе. При этом вы должны подавать ему пример по уровню собранности и внимательности, а также по скорости выполняемых действий.

  • Уделяйте достаточно времени и физическому, и умственному развитию малыша. Если вы много работаете над интеллектуальным развитием ребенка, а он все равно остается медлительным – возможно, вы придаете слишком малое значение его физическому развитию. Практически всем детям, у которых нет серьезных медицинских противопоказаний, идут на пользу занятия спортом. Главное – найти тот их вид, который будет приносить им удовольствие.
  • Хвалите ребенка за вовремя выполненные дела. Если ругань в деле помощи медлительным детям бесполезна, то о похвале такого сказать нельзя. Когда малыш справляется с тем, чтобы сделать что-то вовремя – не оставляйте это без внимания. Обязательно поощряйте такие достижения, и он с большей охотой будет стараться справиться быстро в следующий раз.

Не сравнивайте своего ребенка с другими. У всех свой темп развития, учебы, работы и так далее. Разумеется, определенные границы, общие для всех, существуют, но не более того. «Маша/Даша/Петя/Дима может быстрее, ну почему ты не можешь?» – одно из наиболее неконструктивного, что в принципе можно сказать медлительному ребенку. Это не простимулирует его к улучшению своих навыков, а только вызовет в нем обиду на родителей.

Таким образом, помочь медлительному ребенку в силах любых родителей. Главное – приложить для этого достаточно усилий, и не забывать его любить, уважать и ценить.

Похожие посты

Оставить комментарий

Игры и упражнения с маленькими «копушами»

Что делать, если ребенок очень медлительный? Заботливым родителям рекомендуется использовать действенные игровые приемы, упражнения с целью преодолеть яркие проявления неповоротливости, облегчить крохе жизнь в современном мире.

Игра «Бегу-иду-гуляю»

Поможет маленькому человечку научиться переключать внимание

Это неимоверно важно нерасторопным крошкам. Ведущий поднимает руку вверх – значит нужно бежать, скрещивает руки на груди – сигнал просто идти, руки опущены вниз – начинаем неспешную прогулку

Маленьким игрокам до трех лет лучше выполнять упражнение совместно с взрослыми

Ведущий поднимает руку вверх – значит нужно бежать, скрещивает руки на груди – сигнал просто идти, руки опущены вниз – начинаем неспешную прогулку. Маленьким игрокам до трех лет лучше выполнять упражнение совместно с взрослыми.

Игра «Кошачьи коготки»

Напомните крохе, что кошка, греясь на солнышке, неохотно и медленно сжимает – разжимает коготки. Увидев мышь, начинает быстро работать когтями, чтобы не упустить добычу. По команде «Мышь!» малютка быстро работает кистями рук, имитируя движения кошки, команда «Солнышко!» позволит снизить скорость упражнений.

Игра в театр

Развлечение из данной серии научит кроху чуткости, отзывчивости. Выберите игрушку – актера. Рассказывайте ребенку, чем сегодня занимался герой. Если актер хорошо выполнял действия, похлопайте вместе, а сделал что-то странное – от удивления поднимите брови. Совместные занятия не оставят равнодушными медлительных крох.

“Рисовательные” упражнения на скорость

Подобным образом можно использовать “рисование” при помощи пазлы, разрезных картинок.

В чем причина медлительности?

Также медлительность является частью флегматичного темперамента. Для него характерны неторопливость, низкий уровень экспрессии и кажущаяся вялость. Флегматикам трудно переключаться с одной деятельности на другую. Хотя их сильной стороной служит умение усердно заниматься одним делом долгое время. 

Само собой, бесполезно злиться на врожденное свойство нервной системы, однако можно научить медлительного малыша работать быстрее и адаптироваться к жестким образовательным требованиям.

К медлительности ребенка необходимо относиться как к особенности его характера.

Как относиться к медлительности ребенка родителям?

Прежде всего, родители должны обратить внимание на сильные стороны медлительности, а их немало: аккуратность, скрупулезность, внимательность к мелочам, основательный подход. Эти качества можно и нужно развивать

Но это произойдет только в том случае, если члены семьи не будут торопить и пытаться изменить ребенка. Любое давление со стороны взрослых приводит к детскому стрессу. В таком состоянии малыш не способен собраться, и он начинает все делать еще медленнее. 

Соответственно, родителям необходимо создать ребенку комфортные домашние условия и привить мысль, что медлительность — это нормальное индивидуальное качество, которым нужно научиться управлять. 

Как помочь ребенку в учебе?

Пожалуй, учебный процесс в школе — самая большая проблема медлительных детей. Они просто не успевают справляться с заданиями в отведенные временные рамки в силу своего щепетильного подхода. Кроме того, педагоги могут подспудно занижать самооценку таких малышей своим постоянным недовольством, что негативно влияет на мотивацию к учебе. 

В первые годы обучения родителям придется активно контролировать выполнение домашних заданий. Это должно происходить в спокойной обстановке без раздражения и повышения голоса. Конечно, у малыша будет уходить на уроки много времени. Но это поможет «закрывать» белые пятна, которые образуются в школе из-за быстрого темпа подачи информации.

Небольшое опережение учебной программы поможет ребенку быстрее работать на уроках.
Хорошее решение — небольшое опережение учебной программы. Идея очень проста: уже познакомившись с материалом дома, ребенок быстрее улавливает мысли учителя и выполняет письменные задания. 
Вы можете использовать таймер, занимаясь чем-то с ребенком дома. Заранее договоритесь: «Будет хорошо, если ты потратишь на эту задачу один час». Но не ругайте малыша, если он все-таки не уложится в срок. Ваша задача — просто мягко указать на этот факт и задать новый временной отрезок. Постепенно такая мера дисциплинирует. А у ребенка вырабатывается понимание того, сколько минут ему требуется на выполнение той или иной деятельности.  

Дополнительные советы

Всегда старайтесь разбивать как учебные, так и бытовые задачи на несколько подпунктов. Так ребенку будет легче сориентироваться и закончить работу. При этом медленнее — не значит хуже! Необходимость длительного времени никак не влияет на конечный результат, поэтому качество выполненной задачи следует проверять по всей строгости.
В долгосрочной перспективе проблему излишней медлительности поможет решить секция любого командного вида спорта. Плавание, бег, волейбол — что угодно

Это не превратит ребенка в великого спортсмена (хотя кто знает?), но научит сосредотачиваться и концентрировать энергию за короткое время.

«Работа над ошибками» очень полезна, но не менее важно замечать текущее настроение ребенка. Из-за повышенных требований со стороны окружающих и слишком быстрого темпа неторопливые малыши часто испытывают и копят в себе напряжение

Родители должны разглядеть подобное состояние и помочь крохе расслабиться, прогулявшись в парке или просто посмотрев вместе семейный фильм. 

Медлительный ребенок — советы

Абсолютно все дети разные. Есть быстрые, а есть медленные, которые всегда летают в облаках. С подобными детьми бывает сложно как дома, так и в воспитательных и учебных учреждениях. К таким детям нужен свой подход. Далее мы вам приведем несколько психологических советов, которые подойдут как учителям, так и родителям:

Имейте в виду, что крик, раздражение, резкие замечания только сильнее замедляют мышление ребенка. Этот очень важный момент и его нужно учитывать при воспитании детей. И учителя, и родители должны совсем отказаться от фраз: «Быстро расскажи определения», либо «Немедленно найти ошибку». Ваше чадо хорошо может знать определение и видеть ошибку, но такой темп не позволяет ему мысленно собраться. В том случае если такой ребенок дальше услышит «Снова не выучил», то занервничает еще больше. И уже через несколько лет обучения отстанет совсем.
В работе с такими детьми следует учитывать тяжесть переключения на новый вид деятельности. Такому ученику возможно придется объяснять несколько раз одно и тоже задание. Но не превращайте объяснения в монолог, чем меньше слов — тем лучше. А для того, чтобы он выполнил его правильно следует предоставить больше времени. Так же, и уроки нужно делать «все вместе», а по очереди с промежутками в 15-30 мин, чтобы ребенок успел сориентироваться и переключиться на другой предмет.
Медлительный ребенок нуждается в предупреждении об изменениях деятельности заранее, чтобы он смог вовремя перестроиться. Например, вы можете сказать: «Через 5 мин мы заканчиваем писать и будем работать по учебнику».
Когда говорите пытайтесь установить с таким учеником визуальный контакт. У отдельных детей производится своего рода иммунитет на указания «издалека».
Если вы вызвали ученика отвечать (но нельзя это делать в самом в начале занятия), попробуйте не перебивать его, дать собраться с мыслями и ответить.
Если у вас медлительный ребенок, ему просто необходимы факультативы, дополнительные занятия, или внеурочная помощь родителей. Гораздо легче ему будет учиться, если дома с ним будут хотя бы немного разбирать следующую тему. Тогда на уроке появится возможность «успевать» слушать и понимать учителя. Если этого не делать со временем будут накопляться проблемы, а догонять таким детям особенно трудно.
Присмотритесь за учащимся, возможно вы заметите, что какие-то задачи он намеренно делает медленнее других

Возможно, таким образом он пытается получить ваше внимание, а возможно ему нравится эта работа! В этом случае вы можете посоветовать родителям отдать ребенка в ту или иную студию, группу, кружок именно по его желанию (такие дети редко сами говорят о своих склонностях).
Вместе с мамой и папой постарайтесь приучить медлительного ребенка следить за временем, делать все по часам (собираться, гулять, делать уроки …) и постепенно уменьшать время.
Положительные эмоции. Медлительный ребенок от взрослого ждет внимания и делает все, чтобы вы заметили именно его

Внимание может быть положительным или отрицательным. Интересно, что дети больше реагируют на интенсивность эмоций, чем на их характер. Таким образом, если вы ему скажете: «С сегодняшним заданием ты справился вовремя» — это будет «3» по так называемой шкале позитивного внимания, а вот, если вы увеличенным тоном произнесете: «Ты способен сделать это быстрее! Тебя ждет весь класс», — это уже 8 по шкале внимания (но в таком случае уже — по негативной). Именно поэтому таким детям нужно продолжительное и положительное внимание.
Если вы замечаете, что ребенок выполнил что-то быстро, даже открыл со всеми дневник, нужно его похвалить за скорость и эффективность. Этим каждый день должны пользоваться и мама с папой. Медлительный ребенок перестанет бояться ошибиться, он станет более организованным.
Родители могут достаточно эффективно пользоваться системой «звезд». Суть этой игры довольно проста: покупаются звезды (наклейки) и календарь с большими цифрами. И каждый раз, когда ученик быстро сделает домашнюю работу — этот день отмечается звездой. К тому же состоит условие, о накоплении определенного количества звезд. Если ребенок справится с задачей — получает приз.
На переменах такие дети почти всегда спокойны. Воспитателям часто кажется, что они ничем не занимаются. Так оно и есть, и вам нужно принять такое поведение нормальным, т.е. не делать замечаний, не навязывать свое мнение. Если для ребенка создать оптимальные условия, такое поведение со временем пройдет в средней школе таких проблем почти не будет.

Почему ребенок может быть медлительным?

Вариантов того, почему ваш ребенок достаточно медлителен во всем, может быть очень много. Вот остальные из них:

  • Особенности функционирования нервной системы. Кстати, именно они лежат в основе выделения четырех основных типов темперамента. И если ребенок – меланхолик, то он может быть медлительным именно поэтому. Это не говорит о каких-либо задержках в развитии или неполноценности – это означает лишь его психологическое особенности, собственную манеру выполнения любых дел.
  • Наличие хронического заболевания. Когда организм ослаблен продолжительной борьбой с каким-то недугом, особенно – хроническим, медлительность у ребенка может быть вызвана недостатком сил и жизненной энергии. В таком случае, само собой, в первую очередь понадобится заняться улучшением его здоровья.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Дети, у которых это качество развито недостаточно сильно, просто не могут долгое время сосредотачиваться на каком-либо одном занятии. Из-за этого им и приходится тратить на него много времени, причем значительную его часть они отвлекаются на что-то еще.

Беспокойство, стресс, тревожность. Если ребенок не чувствует себя спокойно и уверенно (возможно – эпизодически, возможно – постоянно на протяжении какого-то сложного этапа жизни), то это также может находить выход в медлительности

Именно поэтому так важно следить за эмоциональным состоянием детей, не устраивать ссор при них, разговаривать с ними о чувствах, и так далее.

Склонность все анализировать и делать правильно. Некоторые дети оказываются медлительными просто потому, что они делают все очень вдумчиво и аккуратно

Когда другим ребятам достаточно переодеться на скорую руку и сбросить одежду в одну кучу, они сложат все аккуратно и уберут в шкаф. Когда одни дети быстро выполняют домашнее задание, уловив общий принцип, они детально разбираются в материале и пытаются довести его до максимального понимания. Все это не хорошо и не плохо – это просто манера восприятия реальности и поведения. Как правило, дети, которые были медлительными по этой причине, с возрастом более-менее «ускоряются» по мере развития и усовершенствования мыслительных процессов.

Ребенок в хоккее немного медлительный, нет энтузиазма: бросать?


Ребенок в хоккее немного медлительный, нет энтузиазма

Итак, вы отдали малыша на спортивную секцию — хоккей. Вот бы сейчас начать радоваться его первым успехам, но тренер недоволен, и говорит, что этот вид спорта не для вашего ребенка. Так что делать — бросать, если ребенок в хоккее немного медлительный и нет энтузиазма? Вот советы:

  • Для начала определите причину отсутствия энтузиазма: усталость, отсутствие интереса к виду спорта, боязнь падения и травм, отсутствие прогресса либо нечто иное.
  • Если ребенок неоднократно отзывается о том, что он не против спорта, но вот хоккей ему совершенно не по душе – лучше бросить и рассматривать другие виды физической активности. Тот же футбол либо восточные единоборства.
  • Но, если чадо не хочет идти на тренировку лишь потому, что ему хочется побеждать, но пока не получается (в силу отсутствия опыта и природной медлительности), то стоит повременить уходом со льда.
  • Стоит отметить, что часто занятия хоккеем действуют на копуш благотворно. Многие родители замечают, что находясь на коньках, ребенок как будто «ускоряется», и улучшение реакции можно заметить невооруженным глазом.

Минусом в этом виде спорта для вашего малыша служит то, что неуклюжий копуша может травмироваться. Но, с другой стороны, совершенно безвредного спорта нет. Уберечься от синяков, ссадин, сбитых коленей, переломов и вывихов можно разве что в шашках или шахматах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий