Опыт мамы: как мы справились с кризисом сна за неделю

Инструкция для тех, кто хочет выспаться по-человечески

Фото: pixabay.com

Сформируйте привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время (включая выходные). Длительность сна — от 6,5 до 8 часов.
Соблюдайте ритуал отхода ко сну (например, прогулка на свежем воздухе, чистка зубов и теплый душ).
Создайте комфортные условия для сна в спальне: тишина, темнота, оптимальная для вас температура и влажность. Выбирайте удобные матрас, одеяло, подушку, а также одежду для сна.
Избегайте алкоголя и кофеинсодержащих напитков и продуктов: чая, кофе, газировки, шоколада. Не ешьте на ночь жирную, острую и сладкую пищу, последний прием таковой — за 4 часа до сна. А вот правильный перекус полезен: несладкий йогурт или творог, фрукты. Не курите перед сном (за 4 часа как минимум). Стоит избегать перевозбуждения: гаджеты, телевизор, компьютер выключаем

Не нужно повышать физические нагрузки непосредственно перед отходом ко сну.
Не читайте в кровати и не работайте в ней за ноутбуком.
Если для вас важен дневной сон, придерживайтесь режима, при котором он будет в первой половине дня и не более 1 часа.
Не кладите возле головы работающие электроприборы.
Не заостряйте внимание на бессоннице.

Кризис 7 лет.

Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь

Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка

На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.

Случай из практики.

На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было. Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки. Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье. Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.

Суть кризиса

За первый год жизни ребенок проделывает огромный путь в развитии. Всего 12 месяцев назад он был крохотным, ничего не умеющим комочком, который не осознавал окружающую действительность. А в год у него уже есть некоторые речевые навыки, он встает на ножки, играет с игрушками, пытается ходить. Считается, что причина кризиса – стресс, который возникает у ребенка при переходе на качественно новый этап развития. Психологи и специалисты по возрастной психологии говорят, что примерно в годовалом возрасте заканчивается младенческий период, и малыш начинает отделять себя от родителя . Это, в частности, связано с тем, что ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться. Вдобавок у него начинает формироваться психика, появляется собственная мотивация, способность выражать мысли, возникают желания и предпочтения – он начинает осознавать себя как личность. Ребенку сложно, непривычно, его мировосприятие меняется; реагируя на это, он становится беспокойным.

Когда обращаться за помощью

Иногда переживание кризиса среднего возраста не требует профессиональной помощи. Возможно, чтобы почувствовать, что жизнь наполнилась смыслом, достаточно нового увлечения. Но это эмоциональное состояние может сказаться на самочувствии. К кризису среднего возраста следует относиться как к любому другому эмоциональному кризису. Если вы испытываете неприятные симптомы, которые ухудшают ваше состояние, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Консультация психолога поможет справиться с негативными эмоциями

Вот несколько случаев, когда следует посоветоваться с врачом или обратиться к психологу:

  • эмоциональный стресс ухудшает сон или влияет на аппетит;
  • не можете сконцентрироваться на работе;
  • стресс или настроение сказываются на отношениях с близкими;
  • потеряли интерес к развлечениям и хобби;
  • думаете о серьезных изменениях в жизни: о прекращении длительных отношений, смене карьеры или переезде. При этом желание внести изменения рождается из внутренних потрясений, связанных с возрастом.

Покупки

Советую составлять меню на неделю и закупаться по-крупному на выходных. Делайте покупки онлайн. Шопинг успокаивает и развлекает, а развлечений у вас пока немного (даже заколку за полдоллара заказать – уже веселее на душе становится).

И самое главное – помните, с каждым месяцем, с каждым днём вам будет все легче и легче! Это правда. Нет, кризисов никто не отменял, но никто не отменял и опыт (колоссальный опыт!), который получает мама, взрослея душой рядом со своими подрастающими детьми.

Елена Кононович

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

КАК УЗНАТЬ, ЧТО У ТВОЕГО РЕБЕНКА СКАЧОК РОСТА?

Есть несколько индикаторов того, что у твоего ребенка скоро начнется или уже происходит резкий скачок роста:

Режим грудного вскармливания – во время скачка роста твой малыш может начать начать дольше по времени сосать грудь и будет чаще требовать прикладываний к груди, как днем, так и ночью. Но тебе не стоит беспокоиться о том, что может не хватит молока. Твое тело приспособится к потребностям растущего ребенка.Чтобы иметь возможность в любом месте покормить малыша и не искать комнату матери и ребенка, ты можешь воспользоваться милк-снудом.

Режимы сна – ты можете ощутить трудности с укладыванием малыша спать. Он может чувствовать себя уставшим и при этом упорно сопротивляться сну.

Отрыв от расписания дня- с изменением режима грудного вскармливания и сна вы определенно заметите отклонения от привычного расписания дня. Обычный распорядок очень важен для большинства молодых мам, которые устали и отчаянно нуждаются в отдыхе. Но эта фаза роста не будет длиться вечно.

Темперамент – Во время скачков роста, твой ребенок может быть более капризным, чем обычно. малыш могут захотеть, чтобы его больше держали на ручках, больше качали, чаще кормили грудью. Тем более, если у вашего ребенка одновременно начинается прорезывание зубов.

Заметный рост – еще один признак того, что ваш ребенок переживает возрастной кризис – это резкое увеличение его роста или резкое обретение новых навыков. Например, в один момент ребенок может впервые встать у опоры или научиться переворачиваться на животик. Так что запасись терпением и одеждой следующего размера ( как сэкономить на одежде малыша первые месяцы его жизни рассказываю здесь).

Почему возникает инсомния

Фото: unsplash.com

Часто нарушения сна случаются из-за специфики рабочего графика, например, посменная работа, частые командировки. Или человек проживает вблизи шумных улиц, железнодорожных путей. Одним из условий лечения в таком случае будет смена рабочего стереотипа, минимизация сторонних шумов. Если случается нарушение ритма сна-бодрствования из-за тусовок в ночных клубах, длительных вечерних просмотров фильмов, компьютерных игр, то и лечить это необходимо осознанным выбором человека, в первую очередь нормализацией биологического ритма.

Сон может нарушиться вследствие тревожного, депрессивного и других расстройств психиатрического спектра.

Расстройства сна, вызванные неврозом, можно отнести к вторичным нарушениям сна — парасомнии. Парасомнии — двигательные, поведенческие или вегетативные феномены, проявляющиеся ночными страхами, снохождением, паническими атаками, синдромом беспокойных ног.

— При тревоге чаще возникают затруднения при засыпании и многочисленные ночные пробуждения, — отмечает эксперт Оксана Белан. — А при депрессивных расстройствах чаще всего наблюдаются ранние пробуждения. Человек может проснуться в половину четвертого утра и больше не заснуть.

Еще встречаются такие парасомнии, как синдром беспокойных ног, ночные страхи, снохождение или вегетативные феномены, проявляющиеся паническими атаками, эпизодами повышенного или пониженного давления со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, когда к нам приходят пациенты с подобными жалобами, мы ищем сопутствующее расстройство, тщательно изучаем анамнез. Пока не уберем тревогу либо депрессию, качественный сон восстановить невозможно.

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Грудное вскармливание – это отдельная история

Когда старшему сыну был 1 год и 3 месяца, молоко у меня пропало, это был уже 3-й месяц моей второй беременности. Произошло мягкое самоотлучение.

Но теперь я кормлю тандемом. Старшего, правда, 1-2 раза в сутки, а бывают дни, когда и вовсе он не прикладывается.  «Зачем?» – спрашивают меня подруги, «это ж потом отлучать!». Думаю, что в этом проблемы не возникнет, а пользы ребенку – хоть отбавляй. Во-первых, это хорошо для здоровья, кроме того, это  помогает сыну справиться с ревностью к младшему.

Правда, мы с мужем держим факт ГВ старшего в секрете. Но если наши бабушки читают эту статью, знайте, вашу реакцию я бы не очень хотела видеть.

С кормлением тандемом есть нюансы.  Сразу после родов лучше не прикладывать старшего к груди, я это сделала и пожалела. У него и так стресс, он и так «впал в детство», видя младшего «конкурента», а ГВ, как мне показалось, влияло на его поведение не очень положительно. Очень мешал также полугодовой перерыв во вскармливании. Видимо, сын немного забыл, как захватывать грудь, а зубки-то уже – ого! – поэтому у меня образовался застой.

Я установила регулярное ГВ со старшим лишь через 2 месяца после родов, не раньше. И все равно прислушиваюсь  к своим ощущениям: если мне кажется, что что-то не так с захватом, я могу забрать грудь. Консультанты по ГВ, к которым я обращалась, в один голос твердили мне прислушиваться к себе, и знаете: это самый дельный совет!

Можно ли обойтись без таблеток при бессоннице

— Если возможно избавить человека от бессонницы одной психотерапией, так и делаем (это вероятнее, когда нарушение сна длится несколько недель), но если состояние запущенное и уже настолько утомило пациента, что у него не остается сил на психотерапевтическую работу, подключаем медикаментозную терапию.

Почему иногда не помогает лечение? Если бессоннице сопутствует невротическое или психическое расстройство, а лечат человеку только нарушение сна, полного выздоровления не произойдет, но может появиться риск зависимости от гипнотических средств — таблеток.

Фото: Volodymyr Hryshchenko, unsplash.com

Какие специалисты занимаются восстановлением сна

Психотерапевты, психиатры-наркологи. Симптоматическую терапию с рекомендацией о последующем обращении к психотерапевту может назначить любой врач.

В белорусских учреждениях здравоохранения созданы специальные лаборатории сна, где пациенты проводят ночь под контролем диагностической аппаратуры. Она позволяет исследовать электрическую активность головного мозга и выявить нарушение циклов сна, апноэ, ночные эпилептические приступы. А параллельно производимое видеонаблюдение фиксирует иные двигательные расстройства.

— Нарушение качества сна, конечно, неприятно, но оно не вызывает опасности для жизни пациента. Апноэ же несет прямую угрозу жизни и здоровью. Представьте только, что происходит полная остановка дыхания на 10 секунд с частотой развития более 15 эпизодов в час. Кислородное голодание будет однозначно влиять на когнитивные функции. Причем от этой проблемы страдают не только пожилые, но и молодые люди.

У меня был 35-летний пациент. Мужчина пришел к психотерапевту с жалобами на снижение настроения, памяти и работоспособности в целом. Жена отказывалась с ним спать, что усугубляло его состояние. В процессе беседы с супругой мы выяснили причину: оказалось, он храпит. Назначили исследование в сомнологической лаборатории и поставили диагноз: тяжелейшее апноэ. Проблему пациента решил специальный аппарат, с которым отныне он должен спать. Подключили медикаменты, чтобы мужчина привык спать с аппаратом.

Кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

Кризис среднего возраста у женщин

Вопреки расхожему мнению, кризис затрагивает не только мужчин. Недавние исследования показали, что подобное эмоциональное состояние характерно и для женщин от 40 до 65 лет . В этот период они сталкиваются не только с физиологическими изменениями, но и с проблемами на работе, в семейных отношениях, достижении финансовых и личных целей. Стресс бывает настолько сильным, что женщины могут испытывать нарушения сна и проблемы со здоровьем.

Чтобы избежать негативной реакции, к кризису среднего возраста лучше относиться как к возможности переоценить свою жизнь, шансу сделать паузу и потратить время и силы на то, чтобы выяснить, что для вас важно, считает доктор психологических наук Сьюзан Альберс. Гормональные изменения — основное различие в этих ситуациях, отмечает психолог

Когда у женщин наступает менопауза, уровень эстрогена и прогестерона снижается и вызывает физиологические изменения, включая нарушения сна, настроения и полового влечения . Во время перименопаузы и менопаузы дисбаланс гормонов также может вызвать потерю памяти, беспокойство, увеличение веса и снижение интереса к вещам, которые раньше нравились, считают врачи клиники Майо

Гормональные изменения — основное различие в этих ситуациях, отмечает психолог. Когда у женщин наступает менопауза, уровень эстрогена и прогестерона снижается и вызывает физиологические изменения, включая нарушения сна, настроения и полового влечения . Во время перименопаузы и менопаузы дисбаланс гормонов также может вызвать потерю памяти, беспокойство, увеличение веса и снижение интереса к вещам, которые раньше нравились, считают врачи клиники Майо .

Признаки и симптомы кризиса среднего возраста у женщин:

  • депрессия и тревога;
  • отсутствие мотивации или желания уделять время определенным занятиям;
  • неудовлетворенность карьерой и другим жизненным выбором.

Возникающие переживания могут направить внимание женщин внутрь себя. И поскольку они чаще заботятся о чувствах и потребностях окружающих, такая саморефлексия может спровоцировать эмоциональный кризис

В роли матери женщины могут быть более заметными в обществе или иметь сильную связь со своими детьми, считают психологи. Но однажды дети вырастают и перестают в них нуждаться. И когда женщины не уделяют все свое внимание семье, у них появляется время подумать о своих переживаниях.

Стресс бывает настолько сильным, что женщины могут испытывать нарушения сна и проблемы со здоровьем

Влияние сна на здоровье

Еще в 70−80-е годы прошлого века ученые поняли, что недостаток сна влияет на сокращение продолжительности жизни. Когда мы сладко спим, в мозге увеличивается количество дофамина. А он, в свою очередь, способствует выработке соматотропина — так называемого гормона роста, благодаря чему растут и обновляются клетки нашего организма.

Научно доказано, что систематический недосып связан с риском развития онкологических заболеваний, так как приводит к потере до 30 процентов иммунных клеток. Именно во время сна активизируются основные иммунные клетки Т-киллеры, которые уничтожают вирусы и бактерии. Поэтому правильно говорят, что во сне люди выздоравливают.

— Дефицит сна вызывает не только изменения на физическом уровне, — говорит Оксана Белан, врач-психотерапевт. — В первую очередь человек заметит дневную сонливость, снижение памяти и концентрации внимания, остроты реакций. А нарушение структуры сна приводит к разбалансировке синтеза гормонов и, как следствие, развитию вегетативных нарушений. Это может быть причиной астенических состояний или утренней головной боли.

Говоря о причинах бессонницы, нужно понимать, что вызвало ее: психологические проблемы, например стресс, эмоциональное переутомление, депрессия или же физиологические: прием лекарственных и психоактивных средств, хронические заболевания, пожилой возраст.

Самой частой патологией является бессонница, или инсомния, — расстройство сна неорганической природы. Оно связано с трудностью засыпания, невозможностью качественно поддержать сон и ощущать восстанавливающий эффект или ранним окончательным пробуждением. По медицинским критериям, бессонница начинается тогда, когда человек не спит три ночи в неделю на протяжении по меньшей мере одного месяца, а в дневное время испытывает страх перед повторением бессонной ночи и ее последствиями.

Кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

Режим дня

С новорожденным ребенком пытаться выстроить конкретный режим – пустая трата времени, ведь сон и бодрствование не регулируются еще  ни гормонами, ни биоритмами вплоть до 4 месяцев, они просто чередуют друг друга.

А вот со старшим режим – это спасение. Ранее мы просыпались по утрам, когда проснется ребенок. Теперь у нас четкое раннее укладывание, четкий дневной сон и относительно предсказуемое засыпание на ночь (+/- 30 минут). Думаю, стоит также поработать над режимом приемов пищи и прогулок, но мы пока в процессе. С режимом день выстраивается в стройную цепочку, а младшего ребенка легче вписать в готовый распорядок.

Про ревность

Сложнее бывает со старшим. Потому что младенец – это уже пройденный этап, я научена многому. А со старшим, видимо, будет сложно всегда, такая у него доля – доля первопроходца. Его тяжкий удел учить маму и папу быть родителями: сначала – быть родителями новорожденного, потом – годовалого, пятилетки… Каждый день нашего первенца для нас – это что-то неизведанное.

Первые дни после рождения младшего я старалась очень часто обнимать и целовать старшего, читать ему, играть с ним

Малыша я все время носила на руках и кормила, но внимание отдавала целиком и полностью своему старшему. И все равно признаки ревности были: и ударить норовил, и плакал без причины, и вредничал, привлекая еще больше родительского внимания… Но я представляла себе все еще хуже

Главное и самое сложное:  если старший все же как-то обидел младшего, стиснуть зубы, улыбнуться из последних сил и сказать, какой он хороший брат, а «хорошие братики обнимают и целуют своих младшеньких» и т.д.  Я прочла об этом в книге,  и это сработало!

Прошло два месяца – и признаков ревности стало очень мало, через  4 месяца они стали проявляться лишь эпизодически, старший без конца обнимает и целует маленького. («До поры до времени», скажут мне родители взрослых детей”. Верю! )
 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий