Причины плача у детей до года
Если мы говорим о детях первого года жизни, то причин для слез огромное множество. Проще сказать, что ребенок не плачет только тогда, когда он сыт, в тепле и выспался. Многие родители со временем начинают даже различать плач по интонации и понимают, что в конкретную минуту хочет младенец.
Наиболее распространенные причины плача у детей до года:
- голод и трудности с кормлением (неправильная техника прикладывания к соску, неудобная поза при кормлении и прочее – обсудите с педиатром или консультантом по вскармливанию);
- потребность в ощущении безопасности;
- некомфортные условия внешней среды (слишком холодно или, что чаще, слишком жарко; низкий уровень влажности в комнате; уровень освещенности; громкие резкие звуки – обязательно проверьте все параметры, детки очень чувствительны к этому, и чем младше – чем больше они важны для малышей);
- пора сменить подгузник;
- проблемы со здоровьем (болит животик\колики, болит ухо, режутся зубки, раздражение в области подгузника, заложен нос и другие – при исключении первых четырех пунктов обязательно обратитесь к педиатру за консультацией).
Отдельно хочется сказать о необходимости в ощущении безопасности для ребенка. Потребность в безопасности является базовой для всех детей. Подумайте сами: 9 месяцев малыш находился у вас в животе, где было тепло, темно, тихо; ребенок чувствовал, что находится под вашей защитой. Но в один момент все изменилось, и вот он уже – часть огромного мира, где все незнакомо
Это огромный стресс для младенца.
Поэтому особенно первый месяц крохе буквально жизненно важно ощущать ваше присутствие, ваше тепло, ваши прикосновения, чтобы помочь ему познакомиться с новыми для него условиями. Поэтому не бойтесь часто брать ребенка на руки, целовать его, гладить (оставьте каноническую фразу «станет ручным» в прошлом)
Именно благодаря вам ребенок поймет, что этот новый мир не такой страшный, потому что рядом есть тот, кто позаботится.
Плач-манипуляция
Это неизбежный и закономерный этап в развитии психики вашего ребенка. Он научился проверять, чего может добиться плачем, насколько прочна ваша система запретов.
Здесь вы должны выстоять, иначе ребенок будет капризен и своенравен. Бороться с этим надо, как говорится, «пока он лежит поперек кровати».
Малыш знает, что запреты существуют. Но знает ли он почему? А вы сами знаете, почему требование ребенка не будет выполнено?
Яркую вещицу, притягательную, хрупкую, вы ему не даете, потому что он может разбить ее, поранить себя. А может, вам не хочется вставать с дивана?
В одной из предыдущих статей на ю-маме мы уже говорили: запретов не должно быть слишком много. Но каждый надо разумно обосновать (особенно для себя), неуклонно ему следовать. Иначе ребенок сам будет решать, какой запрет нарушить. Запрещенные предметы с глаз малыша лучше убрать, чтобы лишить его соблазна.
Как противостоять манипуляционным крикам? Сначала поищите причину в себе. Не правда ли, вы в течение долгого времени удовлетворяли желания своего чада по первому писку? Но вдруг задумались и решили заняться воспитанием его «сознательности». Было такое? А ребенок не понял ваших намерений и с помощью плача пытается восстановить справедливость.
Спросите себя: можете ли вы исполнить желание своего сына или дочки? Если да, то сначала он должен успокоиться, перестать кричать, требовать, настаивать.
Если вы не можете выполнить требование ребенка, четко и ясно объясните ему причину. Может быть, он согласится заменить предмет его вожделения? Может, удастся его отвлечь? Не помогает? Тогда прекращайте дискуссию, уходите в сторону. Уступить в данном случае означает разрешить ребенку добиваться своей цели плачем.
Попробуйте еще включить ребенка в игру. Например, в доме появился «капризный стульчик» или «капризный уголок». Хочешь покапризничать — делай это на месте. А когда успокоишься, возвращайся, и мы поиграем. Если вы будете последовательны, кроха сам поймет, что криком ничего не добьешься.
Если отшлепать малыша, чтобы прекратить его каприз, это чаще всего приведет к неконтролируемой истерике.
Обида
Бывает не только у подросшего малыша!
— Ребенка нечаянно толкнули, он упал. Родители спешили, а он оказался на их пути.
— Держал игрушку. Потянул ее в рот. «Ты что, с ума сошел?!« — это у мамы «вырвалось». А ребенок понял: им недовольны. Он поступил плохо. Беда.
— Ребенок не может достать из ящика свою игрушку. Застряла она там. А мы не спешим ему на помощь.
— Схватил лакомство, а мы отняли. «Поесть сначала надо!»
Да, действительно, причиной обиды может быть наша грубоватость, состояние собственного дискомфорта, которое выплескивается на ребенка в виде несдержанных фраз. Что тут скажешь? Надо держать себя в руках. Ребенок не должен решать ваши проблемы.
В случае, если обида нанесена случайно, неосторожно, надо извиняться, чтобы малыш понял: его не разлюбили, он не одинок!
Правда, не всегда требования ребенка надо удовлетворять и немедленно кидаться ему на помощь
К 2–3 годам малыш уже умеет манипулировать вашим вниманием
Неконтролируемая истерика
Малыш рыдает и уже не может справиться с собой. Если даже ему уже ничего не надо, и он не помнит, чего добивался, он не может изменить своего состояния. В этой ситуации оставлять ребенка один на один с его горем ни в коем случае нельзя.
Возьмите его на руки, посадите на колени лицом к себе, обнимите, отвлеките, переключите его внимание. Вспомните про приятные моменты, которые вы припасли на «тяжелый случай»: аквариум, теплая ванна, огоньки, музыка…. Очень подробно об истериках, как научиться с ними жить и как жить без них — читайте в статье на ю-маме
Очень подробно об истериках, как научиться с ними жить и как жить без них — читайте в статье на ю-маме.
Универсальный совет на все случаи: постарайтесь изучить язык плача вашего ребенка. Ведь он плачет по-разному! Научитесь различать эти сигналы.
Вот результат наблюдений одной молодой мамы:
— Ребенок издает короткие всхлипы на выдохе. Это означает: «Если сейчас же не возьмешь меня на руки, я заплачу по-настоящему»
— Капризничает. Выгибает спину, когда держу его на руках. Это он хочет подвигаться, поползать.
— Плачет выкриками, требовательно, нетерпеливо. И причмокивает губами. Захотел кушать.
— Крутится на месте, словно пытается освободиться от чего-то, раздражен. Проверяю содержимое памперса. Есть!
— Хнычет и поглядывает на меня. Ему одиноко. Требует общения.
— Резкий плач. Пронзительный. Боль или испуг.
Конечно, это самые общие случаи
У каждого ребенка свои средства обратить на себя внимание. Присмотревшись, мать научится понимать эти знаки
Еще совет. Разговаривайте со своим малышом. Общайтесь смелее. Вы научитесь понимать друг друга.
— Оказывается, ты у нас мокрый! Сейчас мы это поправим!
— Хочешь кушать? Ну, пожалуйста. Я с тобой.
— Хочешь поиграть со мной? Что ж, сейчас я принесу твои кубики.
Сначала такие разговоры помогут малышу постепенно переключиться на более совершенные сигналы: Дай! Ам-ам! А затем он усвоит словесный способ выражения своих желаний.
А пока вы друг друга плохо понимаете, младенец плачет. И чем старше он становится, тем сознательнее использует плач как средство достижения своей цели. Тем больше гибкости, терпения и мудрости требуется от родителей, чтоб плач вашего малыша не стал для вас орудием пытки.
Успехов вам!
Фото: http://www.globallookpress.com
Является ли плач травмой?
В каком- то смысле, да. Безусловно, во время рева ребенок переживает стресс. И во время плача, рева, нытья, истерики мы имеем дело с микротравмой.
Ребенок сталкивается с болью (психической или физической) как следствием столкновения с каким-то явлением реальности жизни: границами, запретами, невыполненными желаниями и т.д. Это мало кому может понравиться. Но! В этом-то есть и польза. Предаваясь плачу, ребенок горюет о том, что не все явления этой жизни ему подвластны и доступны. И оплакивая это, он становится мудрее, учится принимать мир таким, какой он есть — с его законами, порядками и иерархией. Ребенок становится более зрелым.
Спокойно-нейтрально-созерцательное состояние несет мало толчков для развития. Понятия о границах, правилах, иерархии, ограниченности ресурсов, эмоциональная, личностная и интеллектуальная зрелость (да и мудрость вообще) не даются человеку легко. Так, мы начинаем ценить человека, пережив расставание или получив опыт общения с другими, менее приятными людьми; знания приходят после долгих сложных интеллектуальных упражнений. Ощущение ценности какого-либо явления нередко возникает через лишение.
Плача, испытывая дискомфорт, затруднения, стресс ребенок получает микротравму. Но родители могут серьезно усугубить ситуацию, проявив непоследовательность, когда вдруг вновь, после запрета, разрешат ребенку что-то. Ребенок уже оплакивает сужение границ, принимая их. А взрослые идут на попятную, вновь не давая четкой картины мира: можно это или нельзя? И травма становится больше.
Если мы имеем дело с плачем ребенка во имя достижения цели, то тактика взрослого должна предполагать уверенную и однозначную (но не до фанатизма, конечно!) позицию по отношению к тому, что запрещаем. О запрете должно быть сообщено твердо: мимика, тон голоса и сказанные слова не должны допускать двусмысленности. Постарайтесь сохранить нейтральное состояние и отношение к происходящему: не жалейте и не гневайтесь. Можно оставить ребенка в покое, пока он не успокоится. Можно помочь ему: не выходя из нейтрального состояния успокоить его, умыть, дать воды. Но! Не разрешайте ребенку то, из-за чего он затеял скандал, дабы не закрепить этого поведения. Проявите последовательность. А если уж передумали, то проявите гуманность тогда, когда он окончательно успокоится.
Плач как призыв о помощи
Иная стратегия поведения родителей в ситуации, когда плач выступает как призыв о помощи. Это может быть крик о помощи и вопль отчаяния. Здесь мы имеем дело с событиями, с которыми ребенку трудно справиться в одиночку. Травма, обида, несправедливость, насилие — в этих и многие других подобных ситуациях ребенку нужна помощь.
Безусловно, нужно помочь. Пожалейте, успокойте, вытрите слезки, погладьте и приласкайте. Помогите решить проблемную ситуацию — в этом ваша родительская миссия. К кому, если не к вам он может прийти за помощью? Окажите ему всяческую поддержку
Но важно, чтобы ребенок не начал пользоваться вами как постоянно действующей “службой спасения”
Проявляйте внимание к ребенку и вне травмирующих его душу ситуаций
Если вы поняли, что ребенок начинает активно пользоваться вашей помощью и слишком часто к ней прибегает, решайте его проблемы и оказывайте поддержку менее эмоционально.
Может быть, иногда надо предоставлять ему возможность решать проблемы самостоятельно?..
4 ошибки, которые совершают родители во время истерик
Для того чтобы понять, как быстро и правильно реагировать на истерики, а ещё лучше не доводить до них, нужно сделать работу над ошибками. Сейчас мы разберем 4 основные ошибки, которые совершают родители, когда дети плачут. Лично я совершала все четыре. Да, я не идеал и никогда им не была. Но сейчас я знаю, как надо помогать ребенку, если он плачет и готов впасть в истерику. Знаю и применяю довольно успешно.
Ошибка номер 1. Сила и агрессия
Мы призываем на помощь страх. «Сейчас я тебя сдам в участок!», «Прекрати орать, а то сейчас дам ремня!», «Перестань, а то вон тебя тот дядя заберет!» Подставьте ваше любимое сюда. Наверняка, у вас полно таких страшилок.
Что мы делаем? Тушим внешнее проявление истерики, а внутри ребенка остаются непрожитые эмоции, злость, обида, раздражение.
Куда это выйдет?
-психосоматические заболевания
— низкая самооценка
— неуверенность в себе
— агрессия на себя и окружающих
— тревожность
— капризность
— будет считать нормой и может во взрослой жизни выбрать позицию жертвы (девочка может подсознательно выбирать мужа-тирана, например)
Ошибка номер 2. Чувство вины
Никогда не вините ребенка за слезы, тем более не сравнивайте с каким-то на ваш взгляд хорошим ребенком. Вы же не хотите потом удивляться, почему ваш ребенок вырос, а так и не научился принимать самостоятельные решения, не уверен в себе и постоянно ждет одобрения извне.
Что мы делаем? Ударяем по психике, формируем чувство вины. Но при этом не объясняем, а как же правильно? Да, понятно, я плохой (ая) потому что сейчас плачу, а как хорошо? Как надо?
Куда это выйдет?
— сформируются блоки, чувство вины
— низкая самооценка (ссылка)
— боязнь совершать ошибки и принимать самостоятельные решения
— капризность
— тяжело сепарироваться от родителей (постоянно будет оглядываться, и ждать одобрения с их стороны)
Ошибка номер 3. Обесценивание
«Что ты плачешь из-за какой-то ерунды?», «Нашел из-за чего страдать!» А у ребенка в этот миг рушится целый мир, у него огромное горе, а тут ещё и мама или папа говорят, что это ерунда и ничего не значит.
Что мы делаем? Помогаем выстроить ребенку логическую цепочку: чувства – это плохо, выражать их нельзя. Или еще лучше: мои чувства никому неважны, меня не любят, я никому не нужен.
Куда это выйдет?
— сформируются понимание того, что чувства это плохо. Вырастет без эмоциональный, бездушный человек, в котором будет очень много рационального и мало чувств. Может быть, отсюда появляются неромантичные мужчины?
— я хуже других, мама меня не любит. Здравствуй, низкая самооценка
Ошибка номер 4. Жалость
Мама не выдерживает натиска и сдается. Позволяет или покупает то, что ребенок потребовал.
Что мы делаем? Учим ребенка манипулировать нами и добиваться своего с помощью истерик. У него растут аппетиты и желания становятся всё более частыми и глобальными.
Куда это выйдет?
— эгоизм
— трудности в социуме (если в семье привык, что все и всегда исполняется)
— не чувствует границ и правил
О детском плаче
Детский плач многогранен и может свидетельствовать о множестве различных изменений в самочувствии. Маленькие дети не могут выразить свои ощущения из-за того, что они их часто попросту не понимают, а младенцы вовсе еще не научились говорить. Плач – это своеобразный язык ребенка, при помощи которого он дает понять родителям о каких-либо проблемах или потребностях. Поэтому не стоит его игнорировать.
Зачастую детский плач сопровождается другими проявлениями того или иного состояния, распознав которые, можно среагировать и быстро успокоить ребенка. По мере того, как родители присматриваются к младенцу, к ним приходит навык предугадывания состояний, вызывающих у него беспокойство.
Какой плач называют фиолетовым?
Отдельная разновидность детского плача – так называемый «фиолетовый плач». Это продолжительный, беспрерывный плач, наблюдающийся у новорожденных детей. Свое название он получил благодаря английскому названию этого явления (PURPLE), которое одновременно является акронимом его основных симптомов:
- P — peak — нарастающий. Такой плач усиливается со двухнедельного возраста и достигает своего пика к 2 месяцам.
- U — unexpected — неожиданный. Как правило, видимые причины как развития, так и прекращения плача установить не удается.
- R — resists soothing — не поддается успокоению. При фиолетовом плаче никакие действия не могут привести к успокоению ребенка.
- P — pain-like — похож на боль. Зачастую выражение лица и тембр голоса ребенка наводят родителей на мысль, что крик обусловлен какой-либо болью.
- L — long lasting — длительный. Фиолетовый плач продолжается по меньшей мере несколько часов.
- E — evening — вечерний. В большинстве случаев плач возникает в вечернее время.
С точки зрения доказательной медицины не существует данных, указывающий на связь «фиолетового плача» с болезненными состояниями. В возрасте 3-4 месяцев он самостоятельно исчезает (рис. 1).
Задача родителей в этом периоде – обеспечить максимальный уход за ребенком, успокаивать малыша обычными методами. Но при появлении первых признаков заболеваний или функциональных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться за консультацией к доктору.
Рисунок 1. Признаки фиолетового плача. Источник
Колики
Об их наличии вам расскажет плач долгий, безутешный, надрывный. Колики чаще всего бывают по вечерам, иногда в одно и то же время (у нас они совпадали с началом любимого семейного сериала). Конечности ребенка напрягаются, сжимаются кулачки, спинка выгибается. Иногда вздут животик. Малыш поджимает ножки, подергивает ими нетерпеливо, словно хочет сбросить боль. Нам колики чем-то напоминали схватки: боль резко утихала и через минуту-другую снова возвращалась.
Колики — это мучительное испытание не только для малыша, но и для всей семьи. Надо мужественно пережить это время. Примерно в 12–14 недель они прекращаются. Помните: колики — не болезнь, а естественный физиологический процесс. Однако помочь ребенку можно попытаться.
Возьмите малыша на руки, дайте ему подвигаться. Может помочь тепло — проглаженная горячим утюгом пеленка на живот, теплая грелка. Попробуйте легкий массаж вокруг пупка по часовой стрелке. Врач может посоветовать какие-нибудь безопасные лекарственные средства — они способны уменьшить страдания малыша, но без консультации со специалистом не спешите проводить испытания на ребенке.
Напряжение
Ребенок переживает его достаточно трудно. Плакать от этого случается не только младенцам. Напряжение возникает от усталости. Тому способствуют частые семейные скандалы. Ребенок всегда чувствует настроение матери. Реакция его — это зеркало вашего поведения. Мешают спокойствию частые посещения родственников. Они с умилением следят за кормлением, купанием, а когда уходят, ребенок заходится в плаче. К посещениям гостей ребенка приучают постепенно, а в первые три-четыре месяца лучше свести их к минимуму.
Плач от напряжения сердитый, раздраженный, словно малышу что-то мешает. Чаще всего плачут от напряжения дети с повышенной активностью. Чем больше он возбуждается, тем труднее ему справиться с этим состоянием.
Попробуйте поносить ребенка на руках. Прижмите его к себе, приласкайте. Он почувствует вашу близость. А может быть, стоит подождать (это не исключает ношение крохи на руках). Выплачется и успокоится, снимет напряжение. Постарайтесь не усугублять это состояние, не нервничайте сами, успокойтесь. А лучше всего понаблюдайте, что ребенку особенно нравится: смотреть в окно, где движутся люди и машины, следить за рыбками в аквариуме, «играть» огоньками верхнего света в комнате. Может быть, его успокоит музыка? Найдите такую благоприятную обстановку заранее, пока ребенок спокоен, а используйте при необходимости.
Но помните, как бы ни утомителен был плач от напряжения, как бы ни выматывал он нервы родителей, он необходим ребенку для восстановления его эмоционального состояния. Главное — держите себя в руках.
Когда плач – это причина обратиться к врачу?
За медицинской помощью следует обращаться в ситуациях, когда ребенок плачет постоянно, практически беспрерывно, и никакие действия по успокоению не дают результата. Также следует проконсультироваться с педиатром или неонатологом перед применением каких-либо лекарств.
Обращение к специалисту рекомендуется при наличии признаков заболеваний, таких как:
- Судорожные припадки.
- Выраженное изменение цвета кожи (выраженная бледность или синюшность), появление на ней пятен или сыпи.
- Нарушения дыхания: хрипы, учащенное дыхание и визуально заметные усилия, которые малыш делает для того, чтобы вдохнуть (например – втягивание живота в момент вдоха), шумное дыхание.
- Повышение температуры тела.
При обращении к врачу стоит предварительно записать, когда именно плачет ребенок (утром, на протяжении дня или ночью), а также возможные предшествующие и сопутствующие факторы. Это может помочь в диагностике и быстрее найти решение ситуации.
Почему ребенок постоянно плачет
Начнем с того, что слезы – это нормально. Это даже очень хорошо. Слезы – способ эмоциональной разрядки. И плакать нормально в любом возрасте, особенно в детском. Взрослым гораздо проще вернуть себя в ресурсное состояние. У нас для этого есть миллион способов. Например, секс, кекс и сформировавшиеся полностью мозг и психика. Мы можем сказать себе «Стоп! Хватить ныть! Действуй!» У нас есть кнопка выключения истерик и слез.
У детей этой кнопки нет. Не выдается она при рождении в месте со слезами и капризами. Она появляется гораздо позже. Зато у наших чад есть кнопка «ВКЛ.» и срабатывает она иногда мгновенно и весьма часто.
Примерно до 6 лет функция самоконтроля отсутствует напрочь. Ребенок что чувствует, то и выдает наружу. Иногда с топанием ногами, битьем головой об пол, валянием и стенаниями. Эмоций много, слов для их выражения не очень. Только почему-то, когда ребенок начинает ходить, мы начинаем думать, что он уже все понимает и теперь-то точно пытается нас свести с ума своими капризами и слезами.
Но это не так. Вы, например, знали, что при рождении мозг малыша функционирует только лишь на 15% и все его возможные способы выражения желаний – это плач. Ах да, еще он инстинктивно может сжимать кулачки, когда голоден и расслаблять, если покушал и доволен жизнью. Если с тем, почему плачет новорожденный ребенок, вы научитесь разбираться, то и дальше тоже сумеете. Тем более что к школе ребенок уже использует свой мозг на 50%, к подростковому возрасту на 80%. Но, заметьте, всё еще не на 100. Формирование психики и мозга продолжаются.
До 3,5 лет – истерики с проявлением физических действий (стучать, кричать, бить ногами и руками, падать на пол) считаются нормой.
Ребенок плачет в 5-7 лет – норма.
Слёзы в подростковом возрасте – норма
Плачут взрослые, мальчики и девочки – норма.
Если организм так освобождается от негатива – это норма. К тому же со слезами, как оказалось, из организма выходит не только стресс, но еще и токсины. Здорово, правда?
Если слёзы всегда превращаются в истерики и это происходит ежедневно, а ребенку уже больше, чем 3,5 года – возможно дело в состоянии его здоровья и обратитесь к специалисту. Невролог сможет вам помочь найти ответ на вопрос почему ребенок плачет так часто.
Что такое плач для ребенка?
Плач – это естественная реакция ребенка на изменяющиеся условия во внеутробной жизни. По сути, это сигнал о том, что что-то не в порядке, малышу нужна ваша помощь. Это эволюционно сложившийся механизм привлечения к себе внимания более сильного взрослого. Пока ребенок не способен рассказать вам, что его беспокоит, ему ничего не остается, как громко плакать, тем самым – призывая вас на помощь. По мере взросления, для ребенка становятся доступными другие способы коммуникации, главным образом речь. Однако в силу незрелости своей нервной системы и неумения контролировать эмоциональное состояние, слезы могут еще довольно долгое время сопровождать жизнь ребенка.
Почему не надо бояться детских слез
Важно помнить, что в любом возрасте слезы – это способ привлечь внимание, и в этом нет ничего плохого. При болезни – чтобы сохранить жизнь, говоря в глобальном смысле, во всех остальных случаях, чтобы донести до родителей – «мне очень нужно, чтобы ты был рядом». Кроме того, слезы часто являются формой протеста ребенка, реакцией на запрет
Например, вы не разрешаете малышу играть с розеткой, просите заняться чем-то другим, и в знак своего несогласия – малыш начинает горько плакать. Или, заметив, что ноги ребенка промокли на прогулке, говорите, что пора домой. Раздосадованный малыш тоже может устроить истерику, которая будет сопровождаться «крокодильевыми слезами».
Кроме того, слезы часто являются формой протеста ребенка, реакцией на запрет. Например, вы не разрешаете малышу играть с розеткой, просите заняться чем-то другим, и в знак своего несогласия – малыш начинает горько плакать. Или, заметив, что ноги ребенка промокли на прогулке, говорите, что пора домой. Раздосадованный малыш тоже может устроить истерику, которая будет сопровождаться «крокодильевыми слезами».
Не стоит корить себя, что доводите ребенка до слез, тем самым – разрушая привязанность между вами (о чем нередко говорят адепты утрированной теории привязанности), что вы плохой родитель, и лучше было пойти на поводу у ребенка. Нет, вы сильный заботливый взрослый, который желает блага своему чаду, и действуете в его интересах.
Это важно!
Старайтесь доносить до ребенка информацию уверенным, спокойным тоном, не переходя на крик и не поддаваясь эмоциям. Подойдите к ребенку, обнимите его, проговорите вслух, что он сейчас может чувствовать, и успокойте, но обязательно оставайтесь при своем мнении. Будьте уверены в своих действиях.
Иногда ребенок реагирует слезами на неудачи: не получается собрать конструктор, проиграл в конкурсе или получил первую двойку в школе. Чтобы избежать излишних эмоций у детей, формируйте с самого раннего возраста здоровую самооценку. Не зацикливайтесь на победах, хвалите за любое начинание и за любой результат. Если видите недочеты, мягко и аккуратно скажите об этом сыну или дочке, ребенок должен понимать, что не всегда все получается, и это нормально. Чем раньше это будет усвоено, тем больше вероятность, что плакать по пустякам ребенок будет гораздо реже.
Нехватка внимания со стороны взрослых – отдельный вопрос. В век тотальной занятости на работе, поглощения социальными сетями, конфликтов между родителями и извечной усталости на общение с ребенком времени может не оставаться. Главное, чтобы был сыт, одет по погоде и не болел. Но для ребенка это далеко не главное. Реальное общение с родителями, контакт с ними, ощущение того, что ты не один – тоже базовая потребность ребенка (эволюционно сложилось, что люди живут племенами)
Поэтому, когда малыш осознает, что он не в фокусе внимания взрослых, из глубин подкорки головного мозга всплывает: «можно же заплакать, и на тебя обратят внимание».
Так и начинаются – истерики на пустом месте, слезы по любому поводу, необоснованные капризы. Очевидно, что 24 часа в сутки «растворяться» в ребенке нет ни возможности, ни необходимости (самостоятельность должна формироваться параллельно).
Это важно!
Важно не количество уделенного малышу времени, а его качество
Какой толк от постоянного нахождения с ребенком, если все ваше внимание устремлено в экран гаджета или телевизора? Лучше уделить один час, но эти 60 минут будут принадлежать только ребенку: играм с ним, чтению книг, разговорам, объятиям без «зависания» в телефон и прочее.
Мальчики не плачут
Отдельное место в сознание общества занимают слезы у мальчиков. «Мужчины не плачут!», «Прекрати реветь, ты же мужик!» и подобные высказывания формируют стереотип у малыша. Однако, если подумать: а чем отличает двухлетний мальчик от девочки? Законы развития психики и нервной системы одинаковы. Слезы – это выражение эмоций ребенка, сколько бы лет ему ни было. Поэтому стоит отказаться от этого гендерного неравенства в пользу адекватного подхода к слезам вне зависимости от пола. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка вне зависимости, воспитываете вы сына или дочь.
И, напоследок, слезы являются средством для манипуляции родителями только в том случае, если вы разрешаете собой манипулировать. Определение личных границ взрослого и ребенка, спокойные уверенные интонации и наличие внутренних ресурсов для воспитания детей помогут оставить слезы только выражения эмоций.
(
оценок; рейтинг статьи )