Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?

У малыша «синдром Карлсона»: что делать?

 Если у вас возникнет желание принять участие в игре своего чада и потренировать собственное воображение, не забудьте спросить у него разрешение; если в ваш адрес последует отказ, предоставьте ребенку возможность играть одному.

Многие родители признавались, что у них периодически возникало сильное желание подразнить своего малыша, они даже пытались управлять его несуществующим другом, но это крайне нежелательно делать

Важно понимать, что неправильная реакция родителей способна заставить чадо уйти еще глубже в выдуманный мир. Ребенку достаточно дать понять, что вы знаете, что его друг – ненастоящий

Общаясь с ребенком на эту тему, избегайте упреков, говорите мягким, ободряющим тоном, без наигранности, ребенок может почувствовать, что вы его обманываете или манипулируете им; уместно похвалить чадо: «Это здорово, что у тебя есть такая возможность придумать себе друга, в любой ситуации, когда захочешь!».

Игнорировать внезапное возникновение вымышленного приятеля, ругать ребенка, одергивать не желательно, иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, перестанет вам доверять. Однако и выступать инициатором игр с невидимым другом не стоит.

Тем более подключать воображаемого героя к совместным занятиям, которые вы периодически проводите с чадом (чтение книг, просмотр мультфильмов, настольные игры, прогулка в парке); малыш сам должен вспомнить о нем.

Не допускайте, чтобы дети перекладывали ответственность за свои неправильные действия, провинности на вымышленных друзей. Всякий раз напоминайте им о том, что только они должны отвечать за недостойное поведение.

Причины появления воображаемого друга

Гиперопека. Зажатый в тесные рамки ограничений и запретов, малыш будет выдумывать мир, где можно шалить, гулять сколько хочется, прыгать по лужам и не есть невкусную кашу. С выдуманным другом он попадает в приключения, в которых проявляет себя героем.

Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком в семье, либо у детей большая возрастная разница. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.

Подражание

Обратив внимание на то, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем (он либо учит его, либо ругает), вы узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то

В играх такого рода легко узнать, кто доставляет ребёнку неприятности. Повода для тревоги нет, если кроха при этом ведет себя спокойно и не проявляет агрессии. Если же он агрессивен, то, вероятно, сам стал жертвой агрессии, и это повод задуматься над своими методами воспитания или расспросить ребенка об отношении к нему в детском саду.

Страхи. Дошкольники находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители не слушают его, считая детские тревоги несерьезными.

Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Отличаются ли дети, у которых есть друзья, от сверстников, у которых их нет?

На этот вопрос попытался ответить Дж. Мауро с коллегами, который на протяжении трех лет наблюдал за детьми, имеющими воображаемых друзей, трижды интервьюировал их и сравнивал с детьми из того же социально­экономического окружения, у которых не было подобных друзей. Единственное различие было связано с робостью и развитием внимания. Дети, которые имели воображаемых друзей, были более открытыми и социально активными, они чаще смеялись и улыбались в сравнении со сверстниками, у которых воображаемых друзей не было. В то же время существуют публикации, в которых приводятся данные, свидетельствующие, что такие дети менее компетентны в общении в сравнении со сверстниками, не имеющими воображаемых друзей. Они занимают низкое положение в группе. Что касается развития внимания, то дети, имеющие воображаемых друзей, могут дольше концентрироваться на задаче, сидеть на одном месте, всячески проявляя свою терпеливость, как и дети, имеющие высокий уровень развития игровой деятельности.

Автобиографии писателей отчасти подтверждают то обстоятельство, что наличие воображаемого друга связано с развитием креативности. Например, К. Льюис с детства представлял себя в различных вымышленных мирах. Ж. Сингер пишет, что «предрасположенность к воображаемой игре является личностной чертой, которая играет важную роль в развитии способности ребенка переживать ожидание, в которых внешняя стимуляция минимальна… Воображаемая игра может быть важным этапом процесса социализации, который помогает ребенку развить способность откладывать незамедлительное удовлетворение потребности, что является частью взросления».

Нам важно ответить на следующий вопрос: насколько хорошо дошкольники, имеющие воображаемых друзей, способны различать реальность и фантазию? В ходе исследования, проводимого М. Тэйлор, детей, которые имели воображаемых друзей, и детей, у которых их не было, просили представить и показать, как они будут звонить своему другу (соответственно воображаемому и реальному), чтобы пригласить его в гости

Затем дошкольников просили представить, что друг сидит рядом с ними, и экспериментатор задавал следующие вопросы: «Как ты думаешь, вижу ли я твоего друга? Можешь ли ты прикоснуться к другу так же, как ко мне? Могу ли я прикоснуться к нему?» Результаты показали, что большинство детей, у которых был воображаемый друг, «позвонили» ему, в то время как дошкольники, у которых их не было, с трудом выполнили это задание. Однако более 70% детей в обеих группах утвердительно ответили на вопросы взрослого (правда, часть детей из обеих групп спонтанно говорили, что «на самом деле его тут нет» или «мы просто притворяемся»). Оказалось также, что дети, имеющие воображаемых друзей, в среднем в два раза лучше демонстрировали действия с воображаемыми объектами, чем дети, не имеющие таких друзей. Дети с воображаемыми друзьями гораздо чаще в сравнении с остальными сверстниками создают сюжеты и разыгрывают их, что говорит о высоком уровне развития их воображения. Подтверждением этому являются результаты исследований Ч. Шафера, который сравнил 400 подростков, отмеченных преподавателями как творческие, и получивших высокие результаты по тестам на изучение креативности, с 400 подростками, которые не были охарактеризованы таким образом и которые не отличились высокими показателями по тестам. Оказалось, что подростки, которые в детстве имели воображаемых друзей, в основном принадлежали первой группе.

Вопрос о психическом здоровье детей, имеющих воображаемых друзей, обычно возникает в связи с тем, что ребенок в этой ситуации содержит внутри себя как бы еще одну личность, с которой он взаимодействует. Чтобы успокоить родителей, отметим, что пациенты, страдающие пограничным личностным расстройством (имеющие в себе две и более личностей), в сравнении с другими людьми, реже всего могут вспомнить общение с воображаемым другом.

Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика»
http://sdo-journal.ru/

Почему возникают вымышленные друзья?

Заглянув в глубь детского мира и в корень проблемы, ученные-психологи восстановили, что, чаще всего вымышленные друзья появляются в семьях где:

есть один-единственный ребенок: то-есть, единственному ребенку хочется иметь близкого друга, которым мог бы стать брат или сестра;
разница в возрасте между детьми в семье очень большая: если между братом и сестрой в семье разница около 10 лет – то им тяжело найти общий язык и понимание;
недавно, в семье появился еще один малыш: наличие еще одного «центра-вселенной» у родителей, ребенок достаточно сильно переживает

Не забывайте общаться и уделять внимание старшим детям.. Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем – в этом нет ничего страшного

Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся

Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем – в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся.

Стоит обратить внимание на характер общения малыша и его друга. Например:
Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком

, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» – дом – детсад – прогулка – дом

В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п

Например:
Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком

, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» – дом – детсад – прогулка – дом. В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п.

В общем, если общение вашего ребенка с придуманным другом похоже на вполне нормальные дружеские отношения, не стоит слишком тревожится.

Бывают случаи, когда характер общения малыша с призраком напоминает характер взаимоотношений между членами семьи или отношениями ребенка и взрослых
. В таком случае следует приглядеться и прислушаться к монологам выдумщика, возможно вы увидите со стороны какую либо проблему, которая волнует и не дает покоя вашему чаду. Если самостоятельно разобраться в детских фантазиях вы не можете, но чувствуете, что в играх вашего малыша есть скрытый подтекст – обратитесь к психологу.

Если ваш дошкольник все время в своих монологах наказывает кого-то или ссорится

, он скорее всего копирует отношение взрослых к самому-себе. В таких случаях ребенок выступает в роли умудренного и требовательного взрослого человека, а выдуманный друг выполняет роль самого малыша. Таким образом ребенок наверняка снимает стресс и переживание, возможно пытается понять ситуацию.

Друг – безупречный защитник и исполнитель всех желаний

появляется у детей, которым не совсем комфортно в их реальном мирке. С такими друзьями они часто наказывают своих обидчиков и отправляются в удивительные страны, с этими друзьями у детей прекрасные отношения. Вам стоит хорошенько задуматься если у вашего ребенка появился такой друг.Фантастический добрый друг может появиться у тех детей, которым родители не предоставляют свободы действий и выбора, слишком опекают.

Друг «Супер-мен», сказочна фея, маг или фантастическое существо – с которым малыш говорит на сокровенные темы и весело проводит время, возникает у самых смелых фантазеров.

Методы исследования

Основным способом получения информации о воображаемых друзьях является интервью. Исследователи часто обращаются к родителям с просьбой описать воображаемых друзей их детей. Однако в целом ряде исследований были показаны внушительные расхождения между описаниями детей и их родителей. Например, один родитель сказал, что у его сына есть воображаемый друг – мальчик Нобби, с которым они вместе играют. Когда психологи спросили ребенка, с кем он играет, то мальчик сердито сказал, что он общается с Нобби, но никогда с ним не играет, потому что Нобби уже 160 лет, он бизнесмен навещает мальчика в промежутке между деловыми поездками, чтобы «обсудить разные вещи». Но бывают и случаи, когда родители не подозревают о существовании таких друзей. Например, мама одной девочки узнала от нее,
4 Svendsen M. Children’s Imaginary Companions // Archives of Neurology and Psychiatry. – 1934. – P. 988–989.
что той очень нравится общаться с Майклом Розом. Когда мама решила познакомиться с ним и пришла для этого к педагогу в детский сад, то оказалось, что такого человека не существует. Дома, получив ответы на вопросы о Майкле Розе, мама, среди прочего, узнала, что у него есть амбар с жирафами.

Очевидные сложности, которые возникают при интерпретации результатов данных, сообщаемых родителями, не снимаются при интервьюировании самих детей. Иногда дети просто не понимают, что такое «воображаемый друг», и на вопрос, есть ли он, могут ответить утвердительно и описать реального ребенка или игрушку, которая все время лежит в коробке. Но самое неожиданное состоит в том, что часть детей, стараясь ответить на вопрос, тут же создают такого друга в своем воображении. М. Тейлор приводит пример беседы с девочкой, которая сказала, что ее воображаемые друзья – две птички, мальчик и девочка. Когда экспериментатор спросил, сколько всего у девочки воображаемых друзей, она показала две ладошки: «Очень много птичек! Один – мальчик и одна – девочка!» Другой мальчик, родители которого заявляли о том, что у него нет воображаемого друга, сказал, что он играет с гигантским пингвином, который постоянно попадает в неприятности, сбивая фонарные столбы. Через неделю на повторном интервью, он заявил, что никаких воображаемых друзей у него нет. Подобные непоследовательные высказывания детей не означают их неправдоподобность, но предполагают определенные сложности при анализе полученной информации.

Другим источником информации являются воспоминания взрослых о своем детстве. Хотя в некоторых случаях они могут быть достаточно детализированными, в большинстве случаев дети довольно быстро забывают воображаемых друзей. Ч. Шафер опросил более 800 учеников старшей школы на предмет наличия у них воображаемых друзей в детстве. Лишь чуть более 18% респондентов смогли вспомнить подобные явления.

Исследования и примеры

Специалисты, исследующие психику и здоровье человека, считают, что дети, у которых есть воображаемые друзья, лишь вырабатывают некий механизм защиты от негативных эмоций и переживаний.

Например, если ребенка надолго разлучают с родителями, он с помощью воображаемого друга может легче пережить этот период, чувствуя дополнительную защищенность. Наличие воображаемого друга позволяет ребенку осуществлять какие-то действия, которые он не может выполнить в одиночку, без помощи родителей или близких людей, занимающихся его воспитанием.

В отношении защитного механизма все понятно. Но как объяснить то, что у детей, которые не боялись оставаться одни и не переживали негативных эмоций, все равно появлялись воображаемые друзья?

Вполне благополучные и послушные дети, не имеющие проблем, постоянно общались со своими воображаемыми друзьями. К таким выводам пришли исследователи после опроса большого количества детей и наблюдения за их поведением.

Существует также мнение, что воображаемый друг является копией той личности, которая их придумала. Но не всегда дело обстоит именно так. В некоторых ситуациях у совсем еще маленького ребенка может появиться воображаемый друг, значительно старше его по возрасту, а иногда и вовсе противоположного пола.

Есть реально описанный случай, о котором рассказывает писательница Никки Шихан. В детстве, когда девочке было примерно семь лет, она общалась с воображаемым другом, которому было далеко за тридцать. У него были усы, борода и совершенно конкретное имя. Она рассказывала ему обо всем, что происходило с ней в школе, о своих друзьях, отношениях с родителями. Она получала от него советы, помогающие ей принимать серьезные и сложные решения. В какой-то момент воображаемый друг перестал появляться, но вернулся, когда Шихан исполнилось сорок лет. Интересно то, что он появился вновь в том же образе, каким предстал в детские годы писательницы. Позже она написала об этом книгу под названием «Кто подставил Кларисс Клифф?».

В знаменитом фильме «Вредный Фред» у вполне уже взрослой девушки появляется воображаемый друг по имени Фред. Это происходит сразу после того, как ее бросает возлюбленный. Именно Фред помогает ей в итоге обрести уверенность в себе и стать совершенно другим человеком.

Если в этих случаях воображаемые друзья помогали, то встречаются и другие варианты, когда такой «друг» мог мешать совершать определенные действия, не пропадал, даже когда его об этом очень просили, слишком громко разговаривал, не давая сосредоточиться или общаться с кем-то, а иногда даже мог толкнуть человека на преступление.

БОГАТАЯ ФАНТАЗИЯ – ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Ребенок с хорошим воображением. Он сочиняет, воображает, рассказывает небылицы, дружит и играет с друзьями из своих фантазий. Воображаемый бой с невидимыми врагами, тихие игры в дочки-матери с придуманной семьей. Воображение может подсказать детям самые разные игровые сценарии.

Пересказать сказку на свой лад, отвечать маме на придуманном языке, играть с воображаемым другом. Мир фантазий – богатейший из всех миров, раскрашенный своим маленьким властелином в самые яркие цвета и населенный самыми невероятными персонажами. Плохо это или хорошо? Нормально ли когда малыш дружит с несуществующим героем или оживляет любимые игрушки?

Богатое воображение – это талант, дарованный ребенку природой. Он не только способен сделать из него артиста, правдоподобно исполняющего разнообразные роли. Он раскрашивает мир для всего человечества в яркие цвета и формы из своих фантазий.

Все те красоты, которые мы можем наблюдать в мире: от причудливых дизайнов, до красивейших фотографий, от волнующих фильмов до зажигательных выступлений на сцене, всем тем, что призвано радовать и вносить яркость в жизнь, мы обязаны детям-фантазерам, правильно воспитанным и превратившимся в креативных и неординарных взрослых.

Наделяет ребенка такими способностями его тип психики – зрительный вектор. Он дает возможность испытывать ярчайшие переживания от того, что такой человек видит в окружающей действительности намного больше, чем все остальные. Краски для него играют более насыщенными оттенками и жизнь воспринимается намного радостнее, если все вокруг красиво и ярко.

Поэтому и хочется ребенку с богатым воображением представить мир более ярким и живым, если в нем мало эмоций и чувств.

Поэтому воображение и рисует друзей, вдыхает жизнь в игрушки, позволяет сочинять необычные истории. Родители должны развивать эти задатки, помогая ребенку раскрыть свои способности, научить выносить свою фантазию на бумагу, на сцену, где можно проявить себя в полную силу и насладиться не только процессом творчества, но и чувствами окружающих, соприкоснувшихся с воплощенными в жизнь фантазиями.

Если ребенок с хорошим воображением слишком много времени и внимания уделяет вымышленным друзьям и не мыслит жизни без любимых игрушек, это должно стать для родителей сигналом о том, что ему недостает общения.

Зрительный вектор делает маленького человечка очень эмоциональным. Поэтому он не может быть одинок. Ему нужно задействовать свои эмоции в общении, и он выдумывает тех, с кем можно ими поделиться. Но в первую очередь эту роль должны брать на себя родители, а не собачки, кошечки, плюшевые медведи и воображаемые друзья.

Другой тип психики – звуковой вектор тоже может подтолкнуть ребенка к играм с воображаемыми друзьями. Это ребенок — интроверт, пойти на контакт с другими детьми ему бывает сложно по многим причинам. Но, как и любой другой человек, он тоже страдает от одиночества. И если внешний мир кажется ему враждебным, а так происходит в основном по той причине, что звуковик тяжело переносит сильные шумы или враждебную, оскорбительную речь, то в паре с воображаемым другом он просто отгораживается от мира, погружаясь в собственную реальность.

Обладая системным мышлением, родители всегда смогут разобраться, в чем причина появления вымышленных друзей, и определить, насколько серьезны эти фантазии и не сигнализируют ли они о нехватке общения или замыкания в себе.

Воспитание ребенка с очень богатым воображением начинайте с чувств, давайте возможность реализовать свою фантазию и помогайте воплощать в жизнь его желание раскрасить мир в яркие цвета. Обеспечьте ему необходимые условия, создайте комфорт как внутренний, так и внешний, системно вы безошибочно будете понимать, что нужно именно вашему ребенку. И тогда его фантазии не будут пугать вас, а наоборот радовать успехами в творчестве и чуткостью в отношениях.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Почему появляются воображаемые друзья

 В большинстве случаев ребенок обзаводится воображаемым компаньоном в конкретных ситуациях: когда скучает, ему одиноко, либо пришлось на продолжительное время расстаться со своими реальными друзьями; так малыш компенсирует недостаток общения. Известны случаи, когда воображаемый друг появлялся у ребенка (даже в подростковом возрасте) как реакция на травмирующее событие: смерть близкого человека, вынужденный переезд, развод родителей, рождение брата или сестры. Некоторые мамочки отмечали, что воображаемый друг сопровождал малыша повсюду. Посредством вымышленной дружбы происходит удовлетворение множества детских потребностей, так чадо может поделиться сокровенным: обидами или радостями, доверить секрет, признаться в чем-либо; он учится экспериментировать с различными моделями поведения, а это в свою очередь способствует уменьшению тревожности, чувства вины.

Внимание! Если ребенок не рассказывает вам о своем герое, это свидетельствует о том, что он вам не доверяет, а может даже боится.  Обращение к воображаемому другу может служить некой «репетицией» того, что он хочет сказать своим родителям, близким; в этом случае он проговаривает слова, понимая, что «друг» не будет его перебивать, останавливать, спорить (до тех пор, пока сам этого не пожелает)

Обвиняя «друга» в своих неудачах, неприятностях, он тем самым дает выход своим эмоциям, не зная другой возможности их выразить

 Обращение к воображаемому другу может служить некой «репетицией» того, что он хочет сказать своим родителям, близким; в этом случае он проговаривает слова, понимая, что «друг» не будет его перебивать, останавливать, спорить (до тех пор, пока сам этого не пожелает). Обвиняя «друга» в своих неудачах, неприятностях, он тем самым дает выход своим эмоциям, не зная другой возможности их выразить.

Некоторые дети видят в воображаемом приятеле свое второе «Я», к примеру, у застенчивого малыша «друг» будет веселым, шумным, смелым, уверенным в себе, в то время как решительный, энергичный ребенок напротив, выдумает пугливого «друга», которого станет защищать.

Если у ребенка слишком строгие и требовательные родители, он придумывает «друга», который с ним отлично ладит и всегда им доволен.

 Эмоции и впечатления, получаемые детьми в общении со своими «особенными друзьями» схожи с теми, которые мы испытываем в процессе прочтения хорошей книги, просмотра захватывающего блокбастера.

По ходу развития событий мы сопереживаем герою, волнуемся, сможет ли он выпутаться из сложной ситуации; однако в этот момент мы осознаем, что все события, разворачивающиеся в фильме — вымышленные, а реальность заключается в том, что надо досматривать его и отправляться спать, потому, как завтра вновь рано утром отогревать машину и ехать на работу (у каждого свое начало дня!)

 В семьях с одним ребенком подобное явление (или синдром Карлсона) встречается чаще, по сравнению с теми семьями, где воспитываются двое и более детей. Однако в обществе до сих пор принято считать, что появление невидимых друзей – серьезный повод для беспокойства, и чуть ли не симптом расстройства психики, даже шизофрении.

Между тем, заметив нечто необычное в поведении чада, не спешите впадать в панику, бить тревогу, отправляться на поиски психолога, ведь, как правило, малыш осознает, что сам выдумал друга.

Важно понимать, что через определенное время потребность в подобных отношениях исчезнет, он ее перерастет, когда начнет посещать школу, но при условии, что вы не будете торопить этот процесс, вмешиваться в него, диктовать свои правила. Пусть события развиваются своим чередом

Пусть события развиваются своим чередом.

Психологи настоятельно советуют не запрещать чаду общаться с вымышленным приятелем, в противном случае подобные встречи будут происходить тайно, ребенок станет тщательно скрывать это.

Причины появления воображаемого друга

Для родителей появление выдуманного персонажа —  ещё и прекрасный способ лучше узнать свое чадо. В общении с воображаемым другом можно уловить проблемы, волнующие ребёнка и увидеть недостатки в семейном общении.

Недостаток общения

Занятые родители или нехватка общения со сверстниками заставляют ребёнка придумать человека, с которым будет интересно и с «кем поиграть». Выход из этой ситуации — больше времени проводить с малышом и найти возможность для общения с другими детьми. Иногда, воображаемый товарищ появляется из-за чрезмерной стеснительности малыша. Но и здесь могут помочь только родители — научить общаться и быть более уверенным.

Недостаток впечатлений

Рутина бывает не только у взрослых. У детей вместо схемы «дом- работа – дом» — «детский сад- дом- детский сад». А если учесть, что дошкольное учреждение не всегда место получения позитивных эмоций, то воображаемый друг становится помощником в переживании проблем и источником новых впечатлений. Помочь в этом случае может разнообразие досуга ребёнка. Например, провести не только выходные, но и будни интересно. Выбраться на природу или, по возможности, съездить куда-нибудь после работы будет полезно и взрослым.

Чрезмерная опека или давление со стороны родителей

Если в реальном мире ребёнка слишком много запретов, то в воображении с выдуманным другом можно все. Это — первый вариант моделирования. Второй — когда ребёнок принимает на себя роль родителя и подавляет все начинания придуманного товарища. В этом случае родителям следует внимательнее присмотреться к своему поведению, быть более лояльными в некоторых моментах.

Чувство вины

В этой игре ребёнок также берет на себя роль родителя и наказывает выдуманного персонажа. Иногда по сценарию товарищ удивительным образом избегает порицания. Это называется невротическая вина. Происходит потому, что маленького человека слишком часто наказывают или угрожают наказанием. И здесь взрослым следует больше внимания уделить своим отношениям с ребёнком.

Вытеснение

Наиболее прозрачный вариант отношений с вымышленным персонажем. Здесь ребёнок рассказывает воображаемому другу о своих желаниях или переживаниях. Если друг начинает обладать супер силой, то скорее всего, малышу не хватает защиты. А если супер — друг обещает наказать обидчиков, то это может говорить о скрытой агрессии у ребёнка. Это повод обратиться к психологу.

Бывают и простые проблемы, которые можно решить самостоятельно. Например, воображаемый щенок. Такого друга можно заменить реальным зверьком, обговорив с ребёнком условия ухода.

Перекладывание вины

Самый негативный вариант. Если о существование воображаемого друга ребёнок отрицает, но при этом ответственность за свои поступки перекладывает на этого вымышленного героя, тогда родителям следует провести серьезный разговор. Настаивать на том, чтобы ребенок признался в своих фантазиях не стоит. А вот объяснить, что за свои поступки нужно отвечать – будет самой разумной идеей. Но эта модель ещё говорит, что ребёнок бриться родителя. А значит, следует изменить и модель наказаний.

В любом из перечисленных случаев нельзя отрицать существование вымышленного друга. Не стоит переубеждать или, что ещё хуже, угрожать какими-либо ограничениями, чтобы избавиться от фантомного товарища.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Взрослые люди до безобразия скучные. Они верят лишь в то, что видят или, в крайнем случае, узнали из своих умных книжек без картинок. Когда рассказываешь им о вещах, которые существуют на самом деле, они не воспринимают всерьез, ругаются или с обеспокоенно-ласковым лицом предлагают сходить в гости к «доброму дяде» – детскому психиатру.

Мы часто забываем, что дети живут в абсолютно другом, волшебном мире, где Карлсон не менее реален, чем домомучительница Фрекен Бок, где Чеширский Кот умеет растворяться в воздухе, оставляя только улыбку, а варежка может превратиться в преданного щенка. Обычно воображаемые друзья появляются у малышей в возрасте 3-5 лет. Такой феномен обусловлен развитием творческих способностей и, как ни странно, не считается отклонением от нормы.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которой ребенок приписывает человеческие качества; призрачный товарищ, которому чадо требует ставить дополнительные приборы во время обеда и подтыкать одеяло перед сном… Друг может быть взрослым и сильным, как Супермен; нуждающимся в заботе и опеке, как домовенок Кузя; вполне себе обычным «мальчишкой Вовкой» или «девчонкой Наташкой». Выдуманный товарищ вовсе не обязательно является человеком – почти в половине случаев это зверушка.

Если вы заметили, что ребенок разговаривает с воображаемым другом, не стоит торопиться на прием к специалисту. В том, что ваш малыш обладает очень живой фантазией, нет ничего плохого. Более того, невидимый компаньон может стать отличным диагностическим материалом для родителей. Наблюдая за поведением карапуза, можно узнать много нового для себя, ведь в общении с воображаемым другом отражаются не только проблемы самого чада, но и семьи в целом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий