Пять распространенных ошибок родителей, которые мешают ребенку спать

Плохая идея №5. Воспитывать погодков, как близнецов

Если один из детей – новорожденный, а второму уже исполнился годик, такой соблазн вряд ли возникнет. Однако если детям 3 и 4 года и, тем более, 6 и 7 лет – велик соблазн отдать их в одну группу детского сада или один класс. Это кажется очень удобным!

На деле же младшего ребенка «притягивают» к старшим по возрасту, к чему зачастую не готова его нервная система, да и общефизическое развитие недостаточно, чтобы выдержать школьные нагрузки. В итоге старший оказывается при нем в роли вечного опекуна, а младший получает весомый опыт неуспешности.

Не лучше обстоят дела, если младший ребенок оказывается шустрым и смышленым. Даже если старший не отстает от него в учебе, ему все равно все время будут давать понять, что от него, как от старшего, ждут еще больших успехов. А выжить под таким давлением непросто…

Итак, что делать не надо, а что – надо?

Не надоНадо
Не отдаляйте от себя старшего ребенка после рождения младшего. Научитесь заниматься разными вещами с двумя детьми одновременно, например, кормить младшего и рассказывать сказки старшему.
Не предъявляйте к старшему ребенку завышенные требования только потому, что появился младший. Он старший, а не взрослый! Терпеливо отнеситесь к «откатам» старшего, которому захочется поиграть «в младенца».
Не форсируйте развитие детей – ни старшего, ни младшего.Позвольте каждому ребенку развиваться в собственном темпе. Год разницы сгладится не скоро!
Не позволяйте одному ребенку жить в тени другого, не ущемляйте ни младшего, ни старшего. Формируйте вокруг каждого ребенка его личное пространство, с собственной одеждой, вещами, игрушками.

Погодки – нелегкое испытание для родителей, но и с этой непростой ситуацией можно справиться!

22.11.2017

  
  братья и сестры, о детях от 1 до 3 лет  Другие статьи автора

Руки любящих родителей – приятное, но не самое подходящее место для сна

Маленькие дети часто засыпают, когда их укачивают на руках. Плохо, когда другие варианты даже не рассматриваются. Малыш должен понять, что самое подходящее место для сна – это кровать. Избалованный ребенок может часами не слезать с рук матери, не оставляя ей возможности заняться домашними делами, а порой даже поесть. Когда его кладут, он громко кричит, не желая расставаться с ней. Душевный и телесный контакт очень важен, но ребенку надо дать понять, что маме тоже необходимо отдыхать. Она останется рядом, но у малыша нужно сформировать привычку засыпать в кроватке. Если ребенок отказывается это делать, тянется на руки (и ему уже исполнилось на тот момент три месяца), это легко исправить следующим образом: возьмите его, успокойте и положите обратно в кровать до того, как он заснет. Так можно повторять несколько раз до тех пор, пока не сформируется позитивная привычка.

Совместный сон, который многие специалисты и сами мамы считают полезным для здоровья ребенка, вовсе не означает, что вы должны заменить малышу кроватку собой, – говорит Джудит Оуенс, руководитель Центра педиатрии и расстройств сна в детской больнице Бостона, США. – Если вы все-таки допустили эту ошибку, то, когда малышу исполнится три-четыре месяца, попробуйте проделать следующее: сонного, но еще не спящего ребенка положите в люльку. Если он расплачется, возьмите его на руки, успокойте, но не давайте заснуть, а затем повторите процедуру. Ваша задача – добиться, чтобы кроватка ассоциировалась у ребенка со сном.

Страх уложить ребенка спать голодным

Кормление младенца ― вопрос неоднозначный. Бабушки утверждают, что нужен режим, подруги говорят, что кормить следует по требованию, а ребенок капризничает, не разделяя мнение ни тех, ни других. Дать верную рекомендацию может педиатр, который наблюдает малыша и знает особенности его развития. В любом случае кормить ребенка перед сном неправильно, особенно если основное кормление было час назад.

Детки часто переедают и в процессе кормления хватают воздух, после чего срыгивают. Этот момент лучше проконтролировать, пока малыш не заснул. Кроме того, переполненный желудок будет мешать спокойному отдыху. Кормление не должно ассоциироваться у малыша со сном, иначе совсем скоро он начнет отказываться от сна без маминой груди или бутылочки со смесью. А с возрастом это перейдет в привычку, от которой сложно будет избавиться.

Мы не даем детям рисковать

Мы живем в современном мире, полном опасностей на каждом шагу. Лозунг «Безопасность превыше всего» усиливает наш страх потерять детей, поэтому мы окружаем их всеобщей заботой.

Европейские психологи обнаружили: если дети не играют на улице, если им ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни они часто страдают фобиями. Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально.

Подросткам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения. Исключая риск из жизни детей, взрослые порождают у них высокомерие, заносчивость и низкую самооценку в будущем.

Типичные ошибки в воспитании

Люди, у которых есть дети, знают, что есть разница в том, как воспитывать девочку или мальчика. Но иногда взрослые забывают это учитывать.

Мальчики

Воспитывая мальчика, родители растят будущего мужчину. Поэтому старайтесь всеми силами избегать тех ошибок, которые этому мешают.

  • Чрезмерная опека. Часто матери не понимают, что ребенок – это отдельная личность, а не их собственность. Но такая модель поведения особенно опасна для воспитания мальчика, поскольку он вырастет безвольным и неуверенным в себе. Во взрослом такая личность превратится вмаминого сынка, который не может самостоятельно принимать решения и заботиться о своей семье.
  • Подмена. Поскольку в основном воспитанием детей занимаются мамы, они зачастую стараются стать для них и отцом. Но мальчик должен различать, что такое материнская, а что такое отцовская любовь.
  • Наказания. Нет в мире мальчиков, которым бы не хотелось хулиганить. Именно поэтому бесполезно отчитывать сына за каждую провинность.
  • Запреты. Не запрещайте мальчику самовыражаться. Пускай он чувствует ответственность за свой выбор и за свои поступки.
  • Правильный пример. Если мать не уважает отца, сын тоже будет чувствовать себя никчемным. Если же отец поднимает руку на мать, мальчик вырастет тираном. Начинайте изменения с себя.

О других особенностях воспитания мальчика читайте здесь.

Девочки

Дочь – это радость и для матери, и для отца. И чтобы такая идиллия длилась дольше, не допускайте типичных родительских ошибок.

  • Подавайте правильный пример. Родители, которые не хотят, чтобы дочь курила, должны сами забыть о сигаретах.
  • Не нужно взращивать в девочке ненависть к мужчинам, даже если у мамы не сложились личные отношения. В этом случае всю жизнь она будет искать в окружающих подвох.
  • Давайте девочке больше свободы. Если она захочет помочь с уборкой, стиркой, приготовлением еды разрешите ей.
  • Девочки склонны к взращиванию комплексов. Поэтому родители не должны говорить, что у нее есть какие-то проблемы с внешностью или талантами.
  • Родители часто загоняют дочерей в рамки, говоря, что им нужно вести себя как девочкам. Навязывание стандартов пагубно сказывается на формировании личности.

Подростки

Подростковый возраст считается самым трудным периодом в воспитании. Именно поэтому большинство родителей совершает следующие ошибки.

  • Настаивают на откровенности.
  • Нарушают личное пространство.
  • Игнорируют мнение подростка.
  • Предъявляют необоснованные требования.
  • Обесценивают чувства и забывают о последовательности.
  • Много поучают и не позволяют жить своей жизнью.
  • Постоянно критикуют и не интересуются его жизнью.
  • Уделяют мало внимания.
  • Негативно отзываются о друзьях.

Все это способствует тому, что подросток замыкается в себе и отдаляется, проявляя агрессивное поведение.

Дети-инвалиды

Воспитывать детей – это всегда сложно. Но когда речь идет о ребенке-инвалиде, становится еще тяжелее. Главное, избегать следующих ошибок.

Снижение требований и акцентирование внимания на заболевании.
Чрезмерная жалость на людях.
Перекладывание ответственности на нянь и другой персонал.
Повышенное внимание по сравнению с остальными детьми в семье.

Работа над ошибками

Вряд ли существуют на свете папы и мамы, желающие зла своему ребенку, не любящие его и не заботящиеся о нем. Мы, родители, уверены, что всегда поступаем как лучше, но чаще получается – как всегда. И тогда мы утешаем себя другой пословицей: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Понятно, что ошибки в процессе воспитания детей – вещь совершенно естественная. Нет в природе ни идеальных родителей, ни, тем более, идеальных детей. Главное – не приходить в ужас от собственного несовершенства и не мучиться чувством вины из-за своих ошибок, а просто осознавать их и исправлять.

Легко сказать, да нелегко сделать. Мы тоже были детьми и тоже учились в школе, где приходилось выполнять работу над ошибками по основным, как тогда считали, предметам. И это было непросто. Но теперь пришло время выполнить работу над ошибками по действительно главному предмету, который называется «жизнь».

Связанные с воспитанием детей проблемы «растут» так же быстро, как и наши дети. Воспитывая дочерей и сыновей, мы воспитываем и себя. Еще вчера казалось, что самые большие трудности связаны с тем, что малыш не умеет говорить или боится темноты. Мы бились над решением проблемы кормления ребенка («Не хочу кашу!») и искали самые доходчивые способы объяснить, почему нельзя брать чужое без спроса. Это было совсем недавно – и вот уже наш малыш не просто научился говорить, но уже и сам учит нас жить и частенько своим поведением ставит родителей в тупик.

Как найти взаимопонимание? Как жить, не наступая на одни и те же грабли? Как избавиться от стереотипов воспитания? Об этом мы и поговорим на страницах этой книги – о самых распространенных родительских ошибках. А глупые эти ошибки, наверное, потому, что совершают их папы и мамы, которые кажутся себе очень умными.

Мы путаем интеллект и одаренность со зрелостью

Интеллект часто используется в качестве меры зрелости ребенка, и в результате родители предполагают, что умный ребенок готов к реальному миру. Это не так. Некоторые профессиональные спортсмены и молодые звезды Голливуда, например, обладают огромным талантом, но все же попадают в публичные скандалы.

Не считайте, что ваш ребенок талантлив во всем. Не существует волшебного «возраста ответственности» или руководства о том, когда ребенку пора давать какие-то конкретные свободы.

Но есть хорошее правило — наблюдать за другими детьми такого же возраста. Если вы замечаете, что ровесники вашего ребенка гораздо более самостоятельны, то, возможно, вы сами сдерживаете развитие у него независимости.

Укачивание на руках

Когда ребенок маленький, многие родители укачивают его перед сном или спят с ним вместе. Несмотря на всю пользу совместного сна, такую практику нельзя делать постоянной. Если повторять это каждый раз, то он привыкнет засыпать исключительно в объятиях мамы или папы. Это очень полезно для налаживания эмоциональной связи и создает у ребенка ощущение полной безопасности и спокойствия.

Но у этого способа есть и отрицательный эффект. Малыш может спокойно заснуть только в результате равномерных покачиваний. В остальных случаях он начинает обижаться, капризничать, плакать, чтобы его снова взяли на руки. Такой метод отнимает много времени и физических сил. Ребенок становится старше, тяжелее, и нагрузки на мамину спину приводят к появлению болей. Чтобы он полноценно развивался, нужно постепенно учить самостоятельности. И это касается также умения засыпать не только на руках у родителей. Чтобы крохе было легче и спокойнее, можно поставить его колыбельку поближе к родительской кровати.

Чтобы достичь успеха, стоит внести некоторые изменения в ритуал укладывания, особенно если карапуз уже старше трех месяцев. Не нужно оставлять его просто в кроватке. Он не заснет сам. Лучше посидеть несколько минут рядом с ним, чтобы успокоить. При этом желательно обеспечить благоприятную обстановку. Можно поговорить с малышом: включить расслабляющую и ненавязчивую мелодию, рассказать коротенькую историю, показать интересные картинки или пропеть несколько колыбельных. Малыш постепенно устанет, отвлечется и начнет закрывать глаз, слушая ласковый голос мамы. Если он слишком капризничает, его можно какое-то время подержать на руках, но пока он не заснул, снова вернуть в кроватку и посидеть с ним.

Даже у маленького ребенка нужно вырабатывать привычки, которые помогут ему и в более позднем возрасте. Тогда ему будет проще воспринимать окружающие условия. Вырабатывать правильную стратегию по укладыванию малыша приходится долго. Требуется много сил и терпения. Но в результате ребенок получит полноценный отдых и будет просыпаться бодрым и радостным.

Полезное Помощь родителям

Кормление перед сном

Во время вечернего кормления грудью или смесью из бутылочки детки обычно легко засыпают. Родителям не приходится тратить свое время на укладывание. Но использовать такой прием каждый раз нежелательно, потому что тогда вырабатывается устойчивая привычка засыпать только во время еды. Во-первых, ребенок не успевает насытиться, а через короткий промежуток времени начинает плакать, потому что снова голодным. Во-вторых, его трудно будет приучить засыпать без молока. Это принесет дополнительные хлопоты и переживания родителям. Отучать от вредной привычки сложнее, чем не допустить ее появления.

Это не значит, что кроху придется укладывать на голодный желудок. Нужно чтобы он не ассоциировал сон только с питанием. Для этого кормление рекомендуется организовывать примерно за полчаса до отхода ко сну и подальше от его спального места. Сытого малыша, который еще бодрствует, нужно положить в колыбель, сесть рядом и некоторое время провести с ним, разговаривая тихим голосом или напевая спокойные песни. Присутствие взрослого и эмоциональное взаимодействие дадут малышу уверенность, что его любят и о нем заботятся. Это поможет ему самостоятельно заснуть.

Кормление не должно ассоциироваться со сном

Многие мамы предпочитают напоследок покормить младенца перед тем, как класть его в кроватку на ночь. Эта та самая ошибка, которую допускают многие мамы – кормление грудью непосредственно перед сном.Это неправильно, поскольку впоследствии сформируется привычка засыпать исключительно на руках у мамы и с грудью во рту. И теперь каждый раз, когда кроха проснется ночью, вам придется его покормить, прежде чем ему удастся заснуть, т.к. засыпать иначе он просто не умеет

Важно понять, что засыпание – это навык, который можно натренировать. В идеале покормите ребенка хотя бы за 20 минут до засыпания

Все неправильные привычки, связанные со сном, стоит корректировать только после того, как ребенку исполнится четыре месяца.

Кормите ребенка не в той комнате, где он будет спать, чтобы еда перестала ассоциироваться со сном. После того, как малыш поест, отнесите его в кроватку, а затем посидите рядом, чтобы он чувствовал, что находится под защитой, его любят. Но не нужно в этот момент держать младенца на руках.

Опасение разбудить ребенка шумом

Шутка молодых родителей о том, что когда ребенок спит, это не только мило, но еще и наконец-то, имеет немалую долю правды. Поэтому во время «тихого часа» в доме наступает идеальная тишина: телевизор умолкает, телефоны переходят в беззвучный режим, домочадцы передвигаются по квартире на цыпочках, а кошка отправляется мяукать на балкон. И если кто-то случайно чихнет где-то на кухне, то малыш тут же просыпается.

Соблюдать полную тишину, пока спит младенец, неверно. Ведь в дальнейшем постоянно создавать идеальные условия не получится, а такая привычка приведет к тому, что ребенок будет просыпаться от малейшего шороха. Ведь когда вы гуляете с новорождённым на улице, шум не прекращается, люди разговаривают, машины ездят. А малыш при этом сладко спит. Не стоит и дома соблюдать полную тишину. Вы можете продолжать общаться негромким голосом и заниматься домашними хлопотами. Врачи даже рекомендуют включать тихую спокойную музыку на этот период.

Не воспринимать как отдельную личность со своими желаниями

Удобно, когда ребёнок растёт таким, каким мы хотим его видеть. Вот только это довольно эгоистичное представление. Дети меняются, и этот неизбежный факт необходимо принять. Да, они красят волосы в яркие цвета и делают пирсинг, находят новые увлечения и бросают старые, они отстраняются, бунтуют, проявляют агрессию, ведут себя странно. Они ищут себя. И в этот момент вам нужно как никогда понять и принять своего ребенка, который проходит важный этап взросления.

Конечно, у вас за плечами больший жизненный опыт и вы знаете, какие ошибки не стоит совершать в этом возрасте

Но ведь на ошибках учатся, не правда ли? Постарайтесь не навязывать своё видение («а вот в наше время…»), а спокойно обсудить все спорные вопросы, при этом принимая во внимание точку зрения ребенка и позволяя ему проявлять самостоятельность. Ведь все подростки стремятся к тому, чтобы быть независимыми, и если вы не будете излишне сдерживать ребёнка в его стремлениях, он будет к вам более доверительным

Задайте себе вопрос: то, что я пытаюсь запретить своему ребёнку, действительно так опасно и вредно для здоровья? Это противозаконно, неэтично? Если нет, то позвольте ребёнку сделать выбор самому.

Постоянное присутствие

Если малыш плачет, его нельзя оставлять одного. Но приучать к рукам тоже не нужно. Когда он начинает вздыхать или покряхтывать, то это не повод срочно заходить в комнату и доставать его из кроватки. Для ребенка совершенно естественно издавать какие-то звуки, пока он спит. Если с ним все в порядке, то он повернется так, как ему хочется, и продолжит крепко спать. Можно тихо заглянуть и проверить, хорошо ли он укрыт, не замерз ли, удобно ли ему лежать. Крохе не нужно привыкать засыпать только в присутствии кого-то из родителей.

Если подбегать по первому зову, то малыш разбалуется и будет требовать повышенного внимания. Тогда даже будучи школьником, он привыкнет ложиться спать у родителей, а это недопустимо.

Плохая идея №3. Делать вещи детей общими

Конечно, глупо покупать новорожденному целый гардероб, когда буквально под рукой практически неисчерпаемый источник почти новых игрушек и одежды. Однако к такой «экспроприации» следует подходить очень осмотрительно; даже если ребенок уже явно не помещается в кофточку или носочки, это не значит, что он к ним не привязан, что уж говорить об игрушках! Вещи могут иметь для старшего ребенка несомненную эмоциональную ценность, поэтому наблюдайте, что можно приспособить к нуждам младшего, а что – нет.

Возникает соблазн уговорить ребенка «подарить» младшему любимую игрушку – действительно, разве это не лучший опыт доброты и щедрости? Однако многие родители при этом балансируют на грани психологического насилия, буквально шантажируя малыша своими чувствами. Если бы старшему ребенку было лет пять-шесть, уже можно было бы потренироваться в «дележе по-братски», но полутора – двухгодовалый малыш не понимает, за что его лишают любимых вещей!

Кстати, младшему ребенку такая политика тоже на пользу не пойдет, он тоже чувствует себя обделенным. Помните, как Малыш в сказке «Малыш и Карлсон» обеспокоенно спрашивал родителей, не придется ли ему в будущем жениться на вдове старшего брата, раз уж он донашивает за ним курточки и штанишки?

Предъявлять размытые требования

Если вы говорите что-то абстрактное, вроде «Когда ты возьмёшься за учёбу?», «Почему у тебя беспорядок», подростку неясно, что ему нужно сделать, чтобы соответствовать вашим требованиям. Возможно, он уже будет считать, что сделал всё необходимое, но вы будете недовольны и возникнет конфликт. Чтобы этого избежать, научитесь говорить прямо и чётко, что именно вы имели в виду. Если это вопросы учёбы, то что именно: оценка за контрольную по физике или замечания учителя английского касательно невыполнения домашних заданий (к примеру). Если это проблемы с уборкой, то перечислите, что именно вы хотели бы видеть: сложенные в шкаф вещи, протёртая пыль, мокрое полотенце на месте, а не на спинке стула и т. д.

Вместе с этим важно предъявлять требования регулярно, а не время от времени, чтобы довести всё до уровня привычки. https://www.youtube.com/embed/Eh3vuI2rt8I

Список книг

Книги — главным источником знаний. Поэтому прежде чем идти на консультацию к семейному специалисту, полистайте следующие издания. Вы сока вероятность, что в них вы уже найдете ответы на свои вопросы.

  1. Ольга Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
  2. Татьяна Воробьева «Как воспитывать детей. Советы православного психолога».
  3. Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
  4. Владимир Леви «Нестандартный ребенок».
  5. Екатерина Мурашова «Ваш непонятный ребенок».

Только понимая и уважая своего воспитанника, родители получат в ответ взаимность. Поэтому чем скорее они исправят ошибки в воспитании, тем быстрее получат желанный результат.

Настаивать на откровенности

Негативный эффект будут иметь и настойчивые расспросы. Ребёнок взрослеет, становится самостоятельным, у него появляется собственное мнение касательно множества вопросов и не всегда он хочет делиться им с вами. Родителям кажется, что им нужно всё знать о своих детях, поэтому они начинают настаивать на откровенности, и это давление подросток воспринимает в штыки: «Меня не понимают и не хотят понять». Чем больше давление, тем быстрее подросток отгораживается от родителей, начинает врать.

Не будьте излишне категоричными. Вместо «Ты должна/должен мне всё рассказать», предложите: «Если захочешь поговорить, я всегда не против».

Сон в транспорте

Во время поездки дети довольно быстро засыпают. Поэтому родители стараются, чтобы их ребенок отдохнул, пока его везут куда-нибудь на машине или в автобусе. Им кажется, что это для крохи гораздо полезнее, чем скучать и смотреть в окно. Но педиатры рекомендуют в дороге не позволять малышу сразу засыпать. Его нужно чем-нибудь отвлечь: рассказывать сказки, стишки, задавать шуточные вопросы. Можно играть в пальчиковые игры или объяснять, какие предметы находятся рядом, а какие за окном.

Если ребенок каждый раз начинает спать в автокресле или на руках во время поездки, то у него может выработаться вредная привычка. Чтобы отдохнуть, ему нужно будет чувствовать равномерные покачивания, к которым он привык в транспорте. А в обычной жизни невозможно обеспечить такие условия. И это негативно скажется на его самочувствии и вызовет затруднения в организации нормального режима дня. Поэтому когда предстоит продолжительное путешествие, то нужно постараться, чтобы большую его часть малыш бодрствовал.

Если довольно часто приходится ездить с крохой в машине, то нужно, чтобы не весь период сна он провел в машине. Вернувшись домой, его нужно обязательно переложить в кроватку. Там ему будет намного комфортнее расслабиться и полностью восстановить свои силы.

Боязнь оставить ребенка одного

С первых дней после рождения малыша в родильной палате мама практически круглосуточно находилась рядом с ним. К тому же постоянное присутствие врачей психологически поддерживало и успокаивало неопытную молодую женщину. Вернувшись домой, она понимает, что становится полностью ответственной за ребенка, не осознавая границы этой ответственности.

Боязнь оставить младенца одного даже на несколько минут превращается в фобию. Женщина сидит возле кроватки независимо от того, спит малыш ли бодрствует. А вдруг ребенок проснется и будет плакать, а вдруг срыгнет, а вдруг скатится с кроватки… Страхов, которые рисует мамино воображение, пока она не видит карапуза, может быть бесчисленное множество.

Все, что нужно ― это быть уверенной в том, что малыш в безопасности. Если кроха спит, убедитесь, что бортики кроватки подняты и надежно закреплены. Если ребенок недавно покушал, поверните его на бочок ― при срыгивании излишки пищи вытекут на подушку. Малыш бодрствует ― тоже не повод неотступно следить за каждым его движением.

Конечно, ему приятно видеть маму, но и окружающая обстановка требует изучения. Повесьте над кроваткой яркие игрушки или погремушки. Если младенец еще не тянет к ним ручки, то он вполне может их рассматривать. Обзаведитесь радио- или видео-няней, тогда вы сможете в любой комнате видеть или слышать свое чадо.

Ошибка первая Мы родители, а значит, мы взрослые

Ошибка первая, из которой вытекают все последующие: мы считаем себя взрослыми на основании того лишь факта, что успели произвести на свет дитя.

Совершенно не обязательно человек с возрастом становится умнее. Конечно, взрослые знают больше, чем дети, но между количеством полученных знаний и тем, что называется умом, а тем более мудростью, ни один уважающий себя философ, да и просто здравомыслящий человек, не поставит знака равенства.

Судите сами. Что делают взрослые, используя свои знания? Изобретают оружие массового уничтожения, развязывают войны, совершают преступления, разрушают здоровье с помощью сигарет, алкогольных напитков и наркотиков.

Основной своей задачей эти «умные» взрослые (к счастью, не все, но все-таки большинство) считают погоню за материальными благами как основным мерилом успеха. Вряд ли можно назвать зрелыми людей, действующих таким образом. «Взрослость» все-таки как-то больше ассоциируется со зрелостью.

Считая себя мудрыми, мы прибегаем к самым разным методикам воспитания и обучения детей, забывая подчас о том, что самый лучший и действенный метод – личный пример. И именно на это в первую очередь ориентируется наш ребенок, что€ бы мы ему ни говорили. Можно тысячу раз повторять, что воровать плохо, а быть честным – хорошо, и только один раз на глазах малыша получить лишнюю сдачу и не указать продавщице на ее ошибку, а отправиться домой с «прибылью», и этого будет достаточно, чтобы ребенок усвоил: главное – деньги, а честность – ни при чем.

Наш ребенок может оказаться достаточно взрослым уже в пять лет, если он твердо усвоит основные нравственные нормы.

Мы считаем, что ребенок должен добиваться успехов в учебе, много раз исправляя свои ошибки и повторяя правила, забывая спросить себя: а сами-то мы обладаем ли таким терпением? Чаще всего – нет. Кстати, наличие или отсутствие терпения легко проверить. Достаточно пообщаться в течение нескольких часов с ребенком в классическом возрасте «почемучек», то есть «от трех до пяти», и проверить, сможем ли мы спокойно и разумно ответить на выпущенную в нас без пауз и перерывов обойму вопросов.

Попробуйте прямо сейчас исчерпывающе и понятно ответить на классические «детские» вопросы, которые льются неиссякаемым потоком, благодаря чему у нас есть возможность выработать такую полезную черту характера, как терпение, а заодно спокойствие и доброжелательность:

– Почему у деревьев листья, а у людей – волосы?

– Почему мы не умеем летать, как птички?

– Куда деваются капли от дождя?

– Где делают комариков? А зачем?

– У птичек есть зубки? А как же они кушают?

– Мама, а папу ты тоже своим молочком кормила, когда он был маленький?

– Почему летом снега нет?

– Кто солнце зажигает?

– Почему врач всегда просит сказать: «А-а-а», а другие буквы не спрашивает?

– Куда ветер несет облачка?

– А если самолет об облачко ударится, кто сломается?

– Почему летом дождь, а зимой снег?

– Откуда снежинки берутся?

– Кто людей делает?

– Почему глаза два, уха два, а рот только один?

– Почему собачка говорит: «Гав», а кошечка: «Мяу»?

– Где солнышко спит? А у него вместо одеяла – облачко? А подушка тогда – что?

– Почему земля черная?

– Почему люди ходят на двух ногах, а не на четырех?

– Слона люди придумали, когда душа не было, чтобы он их поливал?

Дети не ставят себе ограничений, они живут не в трехмерном, а в многомерном мире. Именно поэтому им приходят в голову удивительные идеи, как на рисунке «Окно в другие миры», название которому придумал четырехлетний автор (рис. 1).

Говоря о взрослости, мы подразумеваем обычно, что взрослый может научить ребенка всему необходимому.

Рис. 1. «Окно в другие миры»

Мы не учим детей, а лишь создаем условия для их самостоятельного развития. Именно на самопознание и самообучение нацелены все передовые методики таких педагогов, как Н. Зайцев и М. Монтессори, и многих других.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий